Основной направленностью программы является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта.
5 класс пяснител..docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. ГорноАлтайска»
«Согласовано»
«Рассмотрено»
На заседании ШМО
Руководитель ШМО
______________________________________________________Протокол № ___
От « »________2016г
Председатель
методического Совета
__________________________________________________
Протокол № ___
От « » _________ 2016г
Директор школы:
_________________________Шнайдер И.Д.
Приказ № ___
От « »_________ 2016г
«Утверждаю»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
5
класс
Составитель программы:
Лыжина Мария Владимировна г. ГорноАлтайск
2016
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 от 29.12.2012 г. (действующая редакция
2016 года)
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897, внесены изменения (приказ от 31.12.2015 г. №1577)
3.Основной общеобразовательной программы основного общего образования в МБОУ «СОШ №13 г.ГорноАлтайска»
4.Авторской программы курса Всеобщая история, 59 кл. под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера и др.
5.Положения МБОУ «СОШ №13 г.ГорноАлтайска» «О рабочей программе педагога, реализующего ФГОС ООО»
Основной направленностью программы является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического
опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Программа составлена в соответствии с основными положениями системнодеятельностного подхода в обучении, она
конкретизирует содержание тем образовательного стандарта.
Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1.Историческон время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика.
3.Историческое движение:
эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
формирование и развитие человеческих общностей;
образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих
систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность),
проблема войны и мира в истории. Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные
исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотив действий; в) восприятия мира, ценностей.
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими
цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие цивилизация, противопоставленное первобытности. Цель
курса – дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе,
в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса формировать историческое мышление дается представление об
общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от
современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает
знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение
истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как
принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному
времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.
Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен,
культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственноэтических систем и т.д.
Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных
ориентации и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель
изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной
деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации
учащихся.
Цель изучения:
образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих
ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
. осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ,
различные формы социального и политического строя;
показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
Задачи изучения:
гуманистической направленности личности,
формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса; показ
взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в
обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием
педагогического и культурного потенциала грекоримской мифологии, легенд и мифов других народов.
Тематическое планирование рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю).
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина О.С. СорокоЦюпы :История Древнего
мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. —М.: Просвещение,
2012
Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в
значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания,
миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и
современность? Ответы предполагают, вопервых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих
ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, вовторых,
освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других
народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде,
соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Критерии оценки знаний учащихся:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика
оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований четырьмя;
усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого формирование
, наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя
баллами;
отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего
показать всю сложность и многомерность истории какойлибо страны, продемонстрировать одновременное действие
различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного
развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Содержание подготовки школьников по истории выстроено с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во
взаимосвязи категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями,
умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
З.Общая характеристика учебного курса.
Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования
(раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в
их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных
общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в
осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для
понимания и уважения ими других людей и культур.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов, 2 раза в неделю. Программа содержит 60 тем, а также тему «Счет лет
в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет
«Введение». При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию
авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных
методов обучения и педагогических технологий.
5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных
ориентации и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель
изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной
деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации
учащихся.
В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в
их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных
общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в
осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для
понимания и уважения ими других людей и культур.
6. Результаты обучения и усвоения содержания курса.
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной
и региональной общности;
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
др.;
владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, презентация, проект и др.);
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе
и социальном окружении.
Предметными результатами изучения курса истории являются:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для
миропонимания и познания современного общества;
умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения; владение навыками
устанавливать и выявлять причинноследственные связи;
первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего
отношения к ним;
расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом
понимание вклада древних народов в мировую культуру.
7.Содержание учебного предмета
История Древнего мира (70ч) Введение (1ч)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего
мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Раздел I.
Жизнь первобытных людей. (7 ч) Тема 1:Первобытные собиратели и охотники (Зч)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик,
отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от
животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в
одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ,
копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая
община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях
первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых». Тема 2: Первобытные
земледельцы и скотоводы (Зч) Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла
— гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение
ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени».
Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол»,
«молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные
и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации
(появление городов, государств, письменности).
Тема 3: Счет лет в истории (1ч)
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре.
Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Раздел 2. Древний Восток. (20ч)
Тема 4: Древний Египет (8ч)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное
занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть
фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (АмонРа, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об
Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф»,
«мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки
гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в
скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет»,
«роспись». Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания
(математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия
«иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет;
письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и
клятва умершего).
Тема 5: Западная Азия в древности (7ч)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и
Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в
строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око,
зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башнихрамы. Клинопись.
Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных
тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о
первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей.
Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид,
Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск).
Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица
державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека
Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало
чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская
дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища,
собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Тема 6: Индия и Китай в древности (5ч)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское
хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги
Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни
брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты,
нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость —
в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение
Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина
Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Раздел 3. Древняя Греция. (21ч)
Тема 7: Древнейшая Греция (5ч)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в
жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с
письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо.
Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны.
Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах
и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 8: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных
звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок
и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев.
Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание
выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении.
Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление
Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования.
Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия.
Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы.
Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Грекоперсидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве.
Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита
Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе.
Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы
греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Тема 9: Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5ч)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав
населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон,
Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабыпедагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на
природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана
«Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение
платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Тема 10: Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4ч)
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына
Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой
независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария ШуИсса. Поход в
Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства.
Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская
— крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская
библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония)
с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии. Раздел 4. Древний Рим (17ч).
Тема 11: Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (Зч)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По.
Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах.
Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи»,
«сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над
Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов.
Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Тема 12: Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (Зч)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание
военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном
Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и
Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах
богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия
«амфитеатр», «гладиатор».
Тема 13: Гражданские войны в Риме (4ч)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх —
продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии
рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев
за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти
(переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во
главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,
«диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота
Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и
других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император»,
«преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 14: Римская империя в первые века нашей эры (5ч)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск
германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан).
Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа.
Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея
равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и
социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане»,
«апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая
на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях:
дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань),
Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный
портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Тема 15: Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4ч)
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина.
Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов
как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.
Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца
Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеровварваров на
сторону готов. Взятие Рима готами. Новый
захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной
Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение (4 ч)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством.
Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов
древности в мировую культуру. №
п/
п
1
Содержание (разделы, темы)
Откуда мы знаем, как
жили наши предки
Кол
во
час ов
1
8.Тематическое планирование
Дата
план
Оборудование
Дата
факт
Интерактив
ное учебное
пособие,
«Атлас
истории
древнего
мира»
Основные виды Учебной деятельности
(УУД)
П.: Раскрывать значение терминов история, исторический источник.
К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7ч)
Тема1. Первобытные собиратели и охотники (Зч)
2
Древнейшие люди
1
Таблица
П.: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и 3
4
5
6
7
Родовые общины охотников
и собирателей
Возникновение искусства
и религиозных верований
1
1
Возникновение
земледелия
скотоводства
1
и
Появление неравенства и
знати
1
Повторение по
Жизнь
разделу
первобытных людей
рисунок
«Древнейшие
люди»
Рабочая
тетрадь
Рисунок
«Религиозные
верования
древнейших
людей»
Рабочая
тетрадь,
интерактивны
й диск по
истории
Древнего мира
Рабочая
тетрадь
Рабочая
тетрадь
современного человека. К.: определять значение и роль общины в жизни человека
П.: Исследовать на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. Составить сравнительную
таблицу «Родовая и соседская община»
Р.: Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
П.: Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.
К.: Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.
Л.: Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.
Тема2. Первобытные земледельцы и скотоводы (Зч)
П.: Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социальнохозяйственной жизни
людей с появлением земледелия и скотоводства.
Р.: Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
Л.: Принятие ценностей группы или сообщества. П.: Определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и
последствия данного процесса. Р.: Определять условия, делать выводы.
П.: Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с
использованием мультимедиаресурсов.
Л.: Уметь доказать свою позицию (отличие мировоззрения первобытного человека от современного).
8
Счет лет в истории
Лента времени П.: Осмысливать различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте
времени. Р.: Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.
Тема 3. Счет лет в истории (1ч)
Раздел II. Древний Восток (20ч)
Тема 4. Древний Египет (8ч) 9
Государство на берегах
Нила
1
10 Как жили земледельцы и
1
ремесленники в Египте
11 Жизнь египетского вельможи
1
12 Военные походы фараонов
1
Интерактив
ное наглядное
пособие
«Карта
Древнего
Египта»,
интерактивны
й учебник
Рабочая
тетрадь
Рабочая
тетрадь
Рабочая
тетрадь, карта
«Древний
Египет»
13
Религия древних египтян
1
Рабочая
П.: определять влияние природноклиматических условий на жизнь и деятельность человека.
Л.:научится характеризовать:
географическое расположение Египта, его климатические и природные условия;
обстоятельства создания единого государства в Египте
М:Описывать условия жизни ремесленников и крестьян
Определять причины зависимости крестьян от землевладельцев
П:характеризовать:
особенности социального развития Древнего Египта;
условия жизни земледельцев и ремесленников;
особенности трудовой деятельности земледельцев, ремесленников, писцов
М:Описывать и сравнивать условия жизни различных социальных групп древнеегипетского общества на основе различных источников.
Определять свое место и роль работы в группе.
П:научится характеризовать
понятия: фараон, вельможи;
особенности политического устройства Древнего Египта;
условия жизни и службы вельмож
Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус
Характеризовать: 1)основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение;
2)особенности власти фараонов и порядок управления страной
Показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений, границы Древнего Египта в период наивысшего могущества.
Раскрывать существенные черты религиозных преобразований Эхнатона и объяснить причины их неудач.
Характеризовать источники, раскрывающие ход исторических событий
Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе 14 Искусство Древнего Египта
15 Письменность и
знания
древних египтян
16 Повторение по теме Древний
Египет
17 Древнее Двуречье
1
1
1
1
18 Вавилонский царь Хаммурапи
1
и его законы
19 Финикийские мореплаватели
1
тетрадь
Рабочая
тетрадь
Рабочая
тетрадь
Высказывать и обосновывать свои суждения
об особенностях религиозных верованиях древних египтян
Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение
Формулировать определение понятия «культура».
Выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта.
Описывать памятники культуры Древнего Египта. Высказывать суждения об уровне развития наук
Высказывать суждения об уровне развития науки. Готовить тематические сообщения по дополнительным источникам
Работать в группе, учитывая мнения одноклассников
Тема 5. Западная Азия в древности (7ч)
Карты
«Древнее
Двуречье»,
«Междуречье и
Восточное
Средиземномо
рье»
Карта «Древнее
Двуречье»
Рабочая
тетрадь, карта
Показать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту.
Описывать условия Египта. Устанавливать хронологическую последовательность событий истории Древнего Египта.
характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации.природные
Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии
Сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, занятия людей, выделять сходство и различия.
Определять характерные признаки цивилизации Междуречья
Анализировать миф о потопе
Высказывать суждения о ценности мифов для изучения Междуречья
Описывать образ царя Хаммурапи и характеризовать его правление.
Анализировать приведенные в тексте фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной
характеристике Вавилона
Высказывать аргументированное суждение о значении его законов.
Сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами,
Показывать на исторической карте территорию Финикии, города, торговые пути, колонии.
Описывать занятия жителей Финикии в контексте природногеографических условий страны.
мировую культуру. 20 Библейские сказания
21 Древнееврейское царство
22 Ассирийская держава
23 Персидская держава «царя
царей»
24 Природа и люди Древней
Индии
25 Индийские касты
26 Чему учил китайский мудрец
Конфуций
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая
тетрадь,
Библия
Рабочая
тетрадь
Карта
«Ассирийская
держава в VIII
– VII в. до н.э.»
карта
Работать в группе, учитывая интересы одноклассников
Анализировать фрагменты исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян.
Работать в группе, возлагая на себя роль лидера
Показывать на исторической карте территорию Палестины, города, государства.
Описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала.
исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян.
Показывать на исторической карте территорию
Ассирийской державы; Объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств с наступлением железного века.
Описывать армию ассирийцев, составляя ее вооружение и приемы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока.
Характеризоватьизвестных правителе Ассирии, используя текстовые и наглядные источники, давать оценку наиболее значимым событиям
истории Ассирийской державы.
Показывать на исторической карте территорию Персидской
Сопоставлять политику правителей Персии и других древневосточных государств в отношении покоренных народов.
Характеризовать личность и политику Дария 1 на основе различных источников, обобщать черты, присущие правителям древневосточных
государств.
Карта
«Древняя
Индия»,
рабочая
тетрадь
Рабочая
тетрадь
Карта
«Древний
Китай»
Тема 6. Индия и Китай в древности(5ч)
Показывать на исторической карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга.
Характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей.
Раскрывать характерные черты верований индийцев.
Работать в группе, учитывая мнение одноклассников
Соотносить события истории Индии с историей государств Древнего Востока.
Высказывать суждение о вкладе в мировую культуру.
выделять сходство и отличия.
Объяснять значение понятий империя, конфуцианство
Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае 27 Первый властелин единого
Китая
28 Повторение по разделу
Древний Восток
29
Греки и критяне
30 Микены и Троя
Поэма Гомера «Илиада» и
«Одиссея»
31
32
33
Религия древних греков
1
1
1
1
2
1
Карта
«Древний
Китай»
Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев.
Показывать на исторической карте территорию империи Цинь, крупные города, Великую Китайскую стену, Великий шелковый путь.
Соотносить важнейшие события истории Древнего Китая с историей других государств Древнего Востока.
Сравнивать формы государственного устройства, положение различных групп населения в Индии и Китае.
Раздел III. Древняя Греция (21ч)
Тема 7. Древнейшая Греция (5ч)
Карта
«Древняя
Греция»,
рабочая
тетрадь
Карта
«Древняя
Греция»,
рабочая
тетрадь
Рабочая
тетрадь
Рабочая
тетрадь
Показывать на исторической карте территорию Греции и Крита.
Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях, сравнивать их с природногеографическими условиями
Древнего Египта и Междуречья.
Высказывать суждения о причинах образования и гибели государств.
археологическими раскопками.
Описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности.
Показывать на исторической карте территорию Древней Греции;
Высказывать суждения о причинах образования и гибели государств.
археологическими раскопками.
Описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности.
Сопоставлять версии причин Троянской войны
Показывать на исторической карте направления вторжения дорийских племен.
Определять во времени место «темных веков» и Троянской войны, соотносить события древнейшей истории Греции и государств Древнего
Востока.
Анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по различным критериям
наследии.Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам
Работать в группе, формировать и высказывать свое мнение
Описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями греков. Сравнивать религию
Греции с религией государств Древнего Востока. Воссоздать образ идеального героя Древней Греции. В дополнительных источниках искать 34
Земледельцы Аттики теряют
землю и свободу
35
Зарождение демократии в
Афинах
36 Древняя Спарта
37
Греческие колонии на берегах
Средиземного и Черного
морей
38 Олимпийские игры в
древности
1
1
1
1
1
Рабочая
тетрадь
Рабочая
тетрадь
Карта
«Древняя
Греция»
Карта
«Греческая
колонизация»
Рабочая
тетрадь
информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве», готовить тематические сообщения и проекты.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч)
Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афины, районы земледелия.
Аттики
Раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними.
Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышение Афин.
собрания в Афинах.
Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств.
Собирать и обрабатывать дополнительную информацию о жизни Солона, Клисфена
истории Афин и Древней Греции.
исторической карте территорию Пелопоннеса, Спарты.
Выяснять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения.
Описывать жизнь и занятия спартанцев, давать образную характеристику войску, спартанскому воспитанию
Формулировать определения понятия «античность».
Описывать типичный центр греческих городовполисов, его сооружения.
групп населения в полисе.
Объяснять причины Великой греческой колонизации, высказывать суждения о ее значении в истории.
. С помощью текстовых источников описывать и делать выводы о 39 Победа греков над персами в
1
Марафонской битве
40 Нашествие персидских войск
1
на Элладу
41 В гаванях афинского порта
1
Пирей
42 В городе богини Афины
43 В афинских школах и
гимназиях
1
1
Планкарта
Марафонского
сражения
План
картаСаламинс
кого сражения
Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.
На основе текста учебника и карты формулировать причины грекоперсидских войн.
Рассказывать о походе персов, используя карту. Формулировать
Мильтиада.
Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,
Оценивать деятельность личности Фемистокла
Определять причины побед греков
Тема 9. Возвышение Афин в 5м веке до н.э. и расцвет демократии (5ч)
Описывать торговые гавани в Афинах; Обобщать информацию о
Высказывать суждения об условии жизни рабов в Древней Греции.
Выявлять причины превращения Афин в крупнейший центр ремесла и торговли
Описывать устройство храма, сравнивать его с древневосточными храмами. Творчески реконструировать образ афинского Акрополя.
информацию о скульпторах и их произведениях
Выявлять иобъяснять различия между греческими и древневосточными искусством.
Высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории
Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции
Карта
«Древняя
Греция»
Рабочая
тетрадь
Рабочая
тетрадь 44 В театре Диониса
45 Афинская демократия при
Перикле
46
Города Эллады подчиняются
Македонии
47 Поход Александра
Македонского на Восток
1
1
1
1
Рабочая
тетрадь
Карта
«Древняя
Греция»
Карта
«Древняя
Греция»
Карта
«Древняя
Греция»
Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.
Рассказывать об особенностях афинских школ и гимнасий
Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения
Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие
Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышение Афин.
в Афинах.
Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств. Давать образную характеристику Перикла,
собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни
Афин и Древней Греци
Тема 10. Македонские завоевания в 4м веке до н.э. (4ч)
Формулировать причины возвышения Македонии, дать образную характеристику Филиппа II.
Сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания.
Демосфена и его сторонников. Рассказывать о битве при Херонее, высказывать суждения о её значении для дальнейшей судьбы Греции.
Выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского.
Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших событий, соотносить эти события с другими датами
истории Древней Греции и Древнего Востока.
Формулировать причины побед Александра Македонского над персами в Малой Азии.
Объяснять причины отказа войска продолжать восточный поход. Давать образную характеристику Александра Македонского, Дарию III. 48 В Александрии Египетской
49 Повторение по разделу
Древняя Греция
50 Древнейший Рим
51
Завоевание Римом Италии
52 Устройство Римской
республики
1
1
1
1
1
Рабочая
тетрадь
Находить и показывать на карте места сражений, города, новые государства, образовавшиеся после смерти Александра Македонского.
Раскрывать причины распада державы Александра Македонского.
образованных государствФормулировать определение понятия «эпоха эллинизма». Образно описывать Александрию Египетскую и её
достопримечательности. Высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма.
Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции. Показывать на карте государства по заданному признаку.
Соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку.
образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия.
Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию.
Раздел IV. Древний Рим (19ч)
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)
Карта
Показывать на исторической карте территорию Апеннинского
Соотносить расположение значимых объектов по истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира.
природные условия и занятия римлян, сравнить их с Древней Грецией, делать выводы об их сходстве и различия.
легенды о возникновении Рима, сопоставлять с данными археологических раскопок.
«Древняя
Италия в VII –
начале III в. до
н.э.»
Карта
«Древняя
Италия в VII –
начале III в. до
н.э.»
Рабочая
тетрадь
Раскрывать существенные черты положения патрициев и плебеев
Называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье.
Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье.
последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян
Активизировать учебный текст, сравнивать факты по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях, патрициев и плебеев, царей и консулов.
Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права.
Рима, сопоставлять их с устройством Афин, формулировать и высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни
Римской республики.
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3ч)
53 Вторая война Рима с
1
Карфагеном
Рабочая
тетрадь
Анализировать историческую ситуацию на основе карты, прогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии.
Соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств.
54 Установление господства
1
Рима во всем
Средиземноморье
55
Рабство в Древнем Риме
1
Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.
Объяснять моральные уроки, которые римляне выносили из трагических событий своей истории.
народами Апеннинского полуострова.
Составлять характеристику римской армии, выделять её преимущества перед армия других государств Древнего мира.
Анализировать историческую ситуацию на основе карты, прогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии.
Соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств.
Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.
Объяснять моральные уроки, которые римляне выносили из трагических событий своей истории.
Средиземноморье.
Анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в
Древнем Риме и об отношении к ним рабовладельцев, используя контекстные знания.
Карта
«Древняя
Италия»
Карта
«Древняя
Италия»,
рабочая 56
Земельный закон братьев
Гракхов
57 Восстание Спартака
58 Единовластие Цезаря
1
1
1
тетрадь
Рабочая
тетрадь
Карта
«Восстание
рабов под
руководством
Спартака»
Рабочая
тетрадь
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4ч)
Выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Рима.
Формулировать причины разорения римских крестьянских хозяйств и обогащения аристократов.
личностям Тиберия и Гая Гракхов, анализировать их деятельность.
Объяснять причины поражения братьев Гракхов.
Раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в
Описывать гладиаторские бои на основе разных источников, высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу.
Составлять комплексную характеристику восстания Спартака
походов восставших и места сражений с римской армией
Составлять сравнительную характеристику Красса Помпея и
Находить и показывать на карте историкогеографические объекты, связанные с гражданской войной.
Объяснять политические последствия перехода Цезарем Рубикона, выделять в сложившейся ситуации
Сравнивать диктатуру Суллы и Цезаря, объяснять чьи интересы защищал Цезарь, причины заговора против него.
Давать оценку личности Цезаря как полководца и правителя,
59 Установление империи
1
Рабочая
тетрадь
Формулировать причины побед Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и побед Октавиана в борьбе за единоличную
Систематизировать тенденции социальнополитического развития Рима. Готовить тематические сообщения и проекты по
власть.
дополнительным источникам 60 Соседи Римской империи
1
Составлять образную характеристику Октавиана Августа.
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры(5ч)
Карта, рабочая
тетрадь
Объяснять причины усиления монархических черт управления Римом.
Различать и сопоставлять признаки республики и монархии в политической жизни Рима при
форме его правления.
61 В Риме при императоре
1
Нероне
Карта, рабочая
тетрадь
Давать образную характеристику личности Нерона
Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.
Работать в группе, брать на себя роль лидера
Называть условия возникновения христианского учения.
определенных групп населения Римской империи. Давать характеристику первым христианским
Рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники.
62 Первые христиане и их учение
1
63
Расцвет империи во 2м веке
1
Библия и
Ветхий Завет.
Карта
«Римское
государство в
Объяснять причины становления христианской церкви, характеризовать её положение в обществе, используя новые понятия.
Составлять характеристику деятельности императора
Анализировать реформы Траяна
Высказывать суждения о причинах, целях и результатах преобразований
Объяснять причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира. Образно описывать крупнейшие римские
архитектуры. В творческой форме реконструировать образ жизни римлян, сравнивать его с образом жизни древних греков. 64
«Вечный город» и его жители
1
65
Римская империя при
Константине
66 Взятие Рима варварами
67
Расцвет и закат Римской
империи
68 Историческое и культурное
наследие Древнего мира
1
1
1
1
III – II в. до
н.э.»
Рабочая
тетрадь
Объяснять причины и следствия расширения гражданских прав населения империи.
Прогнозировать тенденции развития Римской империи. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.
Составлять проект на основе изученного материала и исследовательской работы
Представлять результаты своей работы в форме творческих проектов
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи(4ч)
Рабочая
тетрадь
Карта «Распад
римского
государства в
IV в. н.э.»
Карта «Распад
римского
государства в
IV в. н.э.»
Рабочая
тетрадь
Составлять обобщенную характеристику императоров
экономики, религии и культуры.
Высказывать суждения о причинах, целях и результатах преобразований.
Показывать на исторической карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной
Римской империи и Западной империи. Формулировать
Оценивать значение этого события в масштабах истории Древнего мира и мировой истории
Актуализировать и обобщать знания по истории Древнего Рима.
Соотносить события истории Древнего Рима. Характеризовать
существенные признаки культуры и религии Древнего Рима
Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока.
Показывать на карте государства по заданному признаку.
Повторение (2ч)
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.