Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса
Оценка 5

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
история
9 кл
03.11.2018
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса составлена на основе: • Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». • Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната № 67 Пушкинского района Санкт-Петербурга; • Программы Ермолаевой Л.К. «Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. • Образцов итоговых заданий и Программы учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга»» для учащихся 5-9 классов. СПб.: СМИО Пресс, 2015.
9 кл Спб.docx
1. Пояснительная записка. 1.1. Рабочая программа по истории и культуре Санкт­Петербурга для 9 класса составлена на основе:  Федерального компонента государственных образовательных  стандартов общего образования, утвержденных приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от  05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».  Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования государственного бюджетного общеобразовательного  учреждения школы­интерната № 67 Пушкинского района Санкт­Петербурга;  Программы  Ермолаевой Л.К. «Система краеведческого образования в школах Санкт­Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов.  Образцов  итоговых заданий и Программы учебного курса «История и культура Санкт­Петербурга»» для учащихся 5­9 классов. СПб.: СМИО  Пресс, 2015. 1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане. История и культура Санкт­Петербурга в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет  170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В 9 классе 34  учебных часа. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы за четверти.  Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки, а также применение  следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой. Виды и приёмы контроля могут быть: письменные, устные, беседы, устное  тестирование, выполнение заданий в рабочей тетради.  1.3. Психолого­педагогическая характеристика  9 класса. Учёт особенностей вида образовательного учреждения и контингента обучающихся. В классе обучается 13 учеников: 9 мальчиков и 4 девочки. В классе преобладает низкая социальная мотивации успеха, безразличное отношение к учёбе, игнорирование школьных правил. Мотивы посещения школы – пообщаться с друзьями, преобладает «внеучебная» мотивация. Эмоциональный фон неустойчивый. Показатели самостоятельности на среднем  уровне, слегка повышенный  уровень тревожности. Способность к планированию, прогнозированию целенаправленной деятельности снижена. Волевое усилие затруднительно. Очень низкая способность к согласованию усилий по достижению общей цели. Лишь несколько обучающихся имеют сформированный учебно­познавательный мотив. В работе с обучающимися будет применяться индивидуальный подход  при отборе учебного содержания,  адаптируя его к интеллектуальным  особенностям  детей, будут учитываться возможности  работоспособности детей при выборе форм и методов освоения материала, которые должны  соответствовать их личностным и индивидуальным  особенностям. В изучении нового и закреплении изученного  материала будет учитываться  дефицит и медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность  основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение  главного), плохая память.  1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты  1. Oсознание и ощущение личностной сопричастности  к судьбе Санкт­Петербурга, его традициям и культурно­историческому  наследию.   2 2. Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям жителей Петербурга, народов России и народов мира.  3. Формирование ответственного отношения к учению.  4. Формирование стремления  к реализации своих знаний и умений.   5. Формирование умения выражать собственное впечатление от памятников культурного  наследия  6. Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое  проявляется   ­ в форме и содержании творческой работы;  ­ в осознании необходимости бережного отношения к городским объектам;  ­ в знании  правил поведения горожанина и осознании необходимости их  выполнения; 7. Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу,  посещать      музеи;  8.   Развитие     эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов             России   и   мира,   через   творческую   деятельность эстетического характера;    Метапредметные результаты     Познавательные:  1. Продолжение формирования и развития основ читательской компетенции.  2. Формирование умения  извлекать необходимую информацию из  источников   (справочников,   научно­популярной литературы, Интернета);  3. Формирование     умения       узнавать  объект  по   изображению,   по   деталям,   по  описанию;   «исследовать»   изображение;   соотносить   его   с   реальным городским объектом;  4. Формирование  умения  работать с текстом, выделять главную мысль, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения;   5. Формирование умения работать с наглядным материалом;  6. Овладение способами преобразования информации (составление таблиц, кластеров)   Коммуникативные:  1. Формирование умения обосновывать, аргументировать, доказывать свое мнение, точку        зрения, оценку;  2. Формирование умения извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им   вопросы;   3.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  4. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать        конфликты на  основе согласования позиций и учёта интересов;  5. Построение  позитивных отношений в процессе учебной и познавательной        деятельности;   Регулятивные   3 1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже       известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно     2.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом       конечного результата; составление плана и  последовательности действий   3.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном      с целью обнаружения отклонений от него   4.Коррекция – внесение необходимых дополнений  в случае расхождения ожидаемого     результата действия и его реального продукта  Предметные результаты: 1. Грамотно произносить, писать  и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;  2. Перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия; называть конкретные  экспонаты; узнавать их по изображению; рассказывать о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой,  имеющейся в рабочей тетради); объяснять их историко­культурную значимость;  3. Называть фамилии создателей памятников петербургского наследия; соотносить фамилию и  памятник; разъяснять причины появления подлинных и  стилизованных памятников,   а также причины их сохранения;  4. Находить изученные городские объекты на карте города по адресу,  природным  ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по  5. маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт­Петербурга;   Применять полученные знания, умения на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а  также в общении с родственниками, друзьями, другими учащимися школы, во внеклассных мероприятиях, в реальной городской среде.  6. Сравнивать, сопоставлять реальные памятники с их изображениями;  7. Составлять простой план, выполнять задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);  8.Соотносить мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изученными городскими объектами (согласно программе  курса 6  класса).  9. Высказывать   собственное  отношение к изучаемым городским объектам, аргументируя при этом свою точку зрения с помощью  краеведческих  знаний.  В результате изучения программы обучающиеся:       грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в  программе; перечисляют петербургские музеи, в коллекциях, которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного;  объясняют их историко­культурную значимость; перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе);  называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о  вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия;  ориентируются: по карте­схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт­ Петербурга; 4  объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку  собственного поведения; Умеют работать с письменным источником; находить нужную информацию в краеведческих справочниках, энциклопедиях;  узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, используя полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций,  дополнительной литературы, сайтов Интернета),  применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих  работ. сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения; комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников); обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку); извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания. Умеют:          1.5.Используемые педагогические технологии. Для  реализации программы используются следующие технологии:    Классно – урочная  технология обучения  –  обеспечивает системное усвоение учебного материала и накопление знаний умений и навыков.  Игровая технология – способствует освоению новых знаний на основе  применения знаний умений и навыков на практике,  в сотрудничестве.  На уроках используются  ролевые,  компьютерные,  дидактические игры. Здоровьесберегающая  технология ­ обеспечивает возможность сохранения здоровья, формирует необходимые знания умения и навыки по  здоровому образу жизни.  Личностно­ориентированная технология нацелена на раскрытие и развитие личностных качеств ребёнка.  Технология  ИКТ ­  обеспечивает использование Интернет­ресурсов,  электронных  дисков, создание и защиту презентаций.  Тестовая технология – используются как форма контроля  знаний на разных этапах  получения знаний. 1.6. Используемый учебно­методический комплект.  Ермолаева Л.К. История и культура Санкт­Петербурга. Часть 3 . (XX век – начало XXI века).­ СПб.: СМИО Пресс, 2013.  Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., Лебедева И.М. Санкт­Петербург и губерния…Век восемнадцатый. Петербургская тетрадь. Часть 3. – СПб.:  СМИО Пресс, 2014.  Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт­Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы  итоговых заданий. ­ СПб.: СМИО Пресс, 2012. Интернет­ресурсы по истории и культуре Санкт­Петербурга  Все музеи Санкт­Петербурга http://www.museys.ru/  Государственный музей истории Санкт­Петербурга http://www.spbmuseum.ru/ 5 Записки о Петербурге http://o­spb.ru/archives/category/istoriya­peterburga  Живой город http://www.save­spb.ru/   Карта Санкт­Петербурга http://www.kartaspb.ru/  Книги о Санкт­Петербурге  http://www.spb­guide.ru/page_5527.htm  Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/  Метрополитен Санкт­Петербурга http://www.karta­metro.ru/peter/  Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/  Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5066  Мосты Санкт­Петербурга http://www.most­spb.ru/  Музей политической истории http://www.polithistory.ru/  Нева. Сайты о Санкт­Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php  Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru/  Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru/  Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus  Петербург интерактивная карта http://peterburg2.ru/map/  Петербургский генеалогический портал http://www.petergen.com/  Питермания http://www.pitermania.ru/history/51­istorija­sankt­peterburga.html  Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/  Проект Санкт­Петербурга http://ru.wikipedia  Санкт­Петербурга. Открытый город  http://www.st­petersburg.ru/about/history/ Электронные ресурсы, созданные самостоятельно: 1. Повторение. Вводный урок. 2. Петроград – колыбель Октября. 3. Какие ленинградские памятники напоминают о событиях 1917­1937 гг? 4. Ленинград в 20 – 30­е годы 20 века. 5. Петроград ­ Ленинград: 1917 ­ 1941 гг. 6. Наследие города и области эпохи социализма. 1917­1941. Повторение. 7. Подвиг восстановления Ленинграда (1944­1957 гг.) 8. «Подвигу твоему, Ленинград!». 9. «Следы истории …» 40­50­е гг. 20 века. 10. Ленинград – центр образования, просвещения, науки. 11. Ленинград­центр советского образования и просвещения. 2. Содержание учебного предмета. 6 ПЕТРОГРАД  – ЛЕНИНГРАД  – ГОРОД СОВЕТСКОГО  ВРЕМЕНИ (1917­1991 гг.) Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний  Петроград – Ленинград: 1917— 1941 гг. Петроград – Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Октябрьские события 1917 г. в  Петрограде; памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках (Смольный, Зимний  дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие.)  1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса.   Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда – Ленинграда:  гражданская война, военный коммунизм,  НЭП, первые  пятилетки. 1924 г. – переименование Петрограда в Ленинград. 1934 г. – убийство С. Кирова;  репрессии;  памятники и памятные места,  напоминающие об этих событиях (памятник С. Кирову, камень­памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы  «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город».  Топография   и   облик   города.  Границы   города,   центр,   новые   кварталы   социалистического   Ленинграда,   городские   доминанты   в   них:   Дом Ленсовета,   Дворцы   культуры.   Градостроительный   план   Ленинграда   и   его   реализация.   Облик   новых   площадей,   улиц,   набережных,   мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам.  Петроград   –   Ленинград   –   экономический   центр   СССР.  Национализация   промышленных   предприятий,   банков,   торговли.   Ленинградская промышленность к 1940 г. Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Торговля в Ленинграде.   Ленинград   –   центр   образования,   просвещения,   науки.  Система   образования:   воспитание   нового   человека   в   разных   типах   образовательных заведений (школа 10­летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20–30­х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично­заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев (Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи)  Дом книги – место работы ленинградских издательств.   Перемещение Академии наук в Москву и последствия  этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные  места,   мемориальные   доски,  музейные  экспозиции,  рассказывающие   об  их  деятельности  (И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). Дом ученых и его деятельность.  Ленинград – центр художественной культуры.  Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них. Ленинград – центр музыкальной культуры. Памятные места, связанные с развитием   киноискусства,  деятельностью  кинорежиссеров, киноактеров  (студии  «Ленфильм»,  «Ленаучфильм»; первый  кинотеатр   звукового кино «Баррикада»; фильм «Чапаев», снятый на «Ленфильме»;  режиссер  И. Хейфиц, актер Н. Черкасов и другие.) Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве (П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский,   М.   Манизер   и   другие).  Особенности  ленинградской   архитектуры,  ленинградские   архитекторы.  Петроград   –   Ленинград   –   место жительства горожан.  Изменение состава населения: причины и последствия этих изменений. Условия  жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское  хозяйство  (городские  тепловые  электростанции; водопроводные  и канализационные  сети; бесплатное медицинское обслуживание;  фабрики­кухни, прачечные; детские очаги;  светофоры,  громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт   –   трамваи,   автобусы,   троллейбусы   и   другое).  Быт   различных   слоев   ленинградцев   (коммунальная   квартира,   отдельная   квартира советского или партийного работника). Поведение новых горожан.  Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941­1945 гг.) 7 Место   Ленинграда   в   стратегических   планах   фашистского   командования.   Город   в   начале   войны:   мобилизация,   формирование  народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941­1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные   доски,   музейные   экспозиции,   напоминающие   о   них.   Герои   –   защитники   Ленинграда.  Подвиг   и   трагедия   жителей   блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей (8 сентября 1941 г.; 18 января 1943 г.; 27 января 1944 г.). Условия жизни и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы (О. Берггольц, М. Дудин, Д. Шостакович, К. Элиасберг).  «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.   «Великий город с областной судьбой…» (1945­1991 гг.) Введение. Общая характеристика эпохи. Карта и облик города.  Рост территории города с  1945 по 1991 г.: границы города, центр, «спальные» районы,   городские   доминанты   (телебашня,   многоэтажные   дома   в   спальных   районах,   многоэтажные   общественные   здания),   насыпной   район, пригороды). Облик центра и «спальных» районов по фотографиям и сохранившимся объектам.  Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. Городские события (открытие ленинградского метрополитена,   спуск   атомохода   «Ленин»;   принятие   генерального   плана   развития   Ленинграда;  празднование   250­летия   города;   награждение Ленинграда орденами или другие).    Ленинград – крупный экономический  центр.  Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти. Особенности ленинградской   промышленности   Ленинграда   (мощный   военно­промышленный   комплекс;   научно­технический   прогресс;  предприятия традиционных отраслей промышленности города и их продукция; новые научно­производственные объединения – институт Крылова, объединения «Ленинец»,   «Алмаз»   и   другие).   Предприятия   легкой   промышленности,   ассортимент   и   качество   их   изделий,   дефицит   товаров   первой необходимости (фабрики «Красное знамя», им. Тельмана, мыловаренный завод, мебельные фабрики и другие). Ленинград – крупный торговый и транспортный   узел:   пассажирские   и   торговые   порты   города,   железнодорожные   и   автобусный   вокзалы,   аэропорты.     Особенности ленинградского   строительства:   типовое,   крупно­блочное,  домостроительный   комбинат.  Внутригородская   торговля.  Ленинград   –  центр образования, просвещения, науки.  Условия для получения обязательного образования (типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.)     Центры   просвещения   (музеи,   библиотеки,  лекторий   общества   «Знание»   на   Литейном   проспекте,   публичные   лекции   ученых   в   Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные   с   научными   открытиями  ленинградских   ученых   (ленинградские   отделения   Академии   наук.)  Известные   ленинградские ученые — лауреаты государственных премий СССР, международных премий.   Ленинград – центр художественной культуры. Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре  и деятельности выдающихся представителей этого периода (поэты и писатели А. Ахматова, А. Д. Гранин, И. Бродский; деятели театра и кино  Н. Черкасов, Г. Товстоногов, И. Владимиров, Н. Акимов, А. Райкин, О. Борисов,  Б. Фрейндлих, А. Фрейндлих;   деятели музыкального искусства  Г.   Свиридов,   А.   Петров,   Ю.   Темирканов   или   другие.)     Ленинградский   джаз.   Новые   направления   в   художественной   культуре (музыкальные группы, «Митьки» или другие).  Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство.  8 Ленинград   –   место   жительства   горожан.    Изменение   состава   населения   послевоенного   Ленинграда;     причины   этих   изменений   и   их последствия.   Совершенствование   городского   хозяйства   и   его   проблемы   (массовое   жилищное   строительство,   кооперативное   строительство, типовой   жилой   квартал   со   школой,   детским   садом,   магазином,   поликлиникой;   снабжение   города   продовольствием,   строительство   больниц; центральная   система   отопления;   газификация;   телефонизация;   новый   вид   общественного   транспорта   ­   метрополитен;   подземные   переходы, «зебры»,  разметка   на дорогах;  дома  быта,     и  другое).  Новшества   в быту  горожан   (радио,  телевидение,  холодильники,  стиральные   машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан (источники дохода, жилье, питание, одежда, досуг и развлечения.) Праздничные традиции ленинградцев (дореволюционные, послереволюционные и новые – Дом малютки, Дворцы бракосочетания.)   Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов.   Наш край в ХХ вв. Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ в. Ленинград – главный город области. Роль края как  пограничной территории: события 1918­1920 гг., 1939 г., 1941­1945 гг., военные городки послевоенного периода. Экономическое развитие края  (строительство Волховской и Свирской ГЭС, АЭС в Сосновом Бору; строительство заводов, ставших градообразующими центрами Волховстроя,  Бокситогорска, Пикалево, Сланцев, Киришей; прокладка автомобильных и железных дорог)  Состав населения и его изменения. Длительный  процесс улучшения бытовых условий жителей городов края: электрификация, радиофикация, газификация, налаживание регулярного снабжение  продовольствием,  промтоварами и т.д. «Вымирающие» деревни. Освоение территории края: осушение болот, вырубка леса, строительство  электростанций, дорог, каналов, садоводств и т.д. – положительные и отрицательные последствия этого освоения. Состояние культурного наследия на территории края (крепости;  монастыри; бывшие дворянские усадьбы, царские резиденции; уникальные памятники деревянного зодчества;  традиции  народов, населявших наш край.) НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (1991 – настоящее время)   Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.   Изменения в жизни страны и нашего города: 12 июня 1991 года провозглашение независимости Российской Федерации, возвращение городу первого имени. События 20 августа 1991 г. по документам, воспоминаниям очевидцев. Участники тех событий. Празднование в Петербурге 300­летия российского флота, 300­летия Санкт­Петербурга и другие исторические события, очевидцами которых являются школьники.  Санкт­Петербург – «северная столица». Санкт­Петербург – самостоятельный субъект Российской Федерации. Устав Санкт­Петербурга: органы управления. Официальные символы Санкт­Петербурга: флаг, герб и гимн. Санкт­Петербург – центр политической жизни (Таврический дворец – Межпарламентская   ассамблея   государств  – участников  СНГ; Константиновский  дворец  – место проведения  международного  саммита;  здания Синода и Сената – Конституционный суд России и другое.)  Карта   и   облик   города.  Исторический   центр,   периферийные   районы,   районы   административного   подчинения   городу;   промышленные   зоны, спальные районы, КАД (круговая автомобильная дорога), дамба. Возвращение первоначальных названий площадям, улицам, мостам.   Облик исторического центра и облик спальных районов, изменения в облике города и проблемы, возникающие в связи с этим.   Санкт­Петербург – экономический центр Российской Федерации.   Промышленность Санкт­Петербурга: традиционные для города и новые отрасли производства; старинные и новые предприятия,  в том числе и иностранные фирмы. Город – центр международной и внутренней торговли, транспортный узел страны. Роль малого бизнеса в развитии экономики Петербурга. Петербург – город банков. Развитие международного туризма. Международные 9 промышленные выставки – демонстрация новых технологий, достижений научно­технического прогресса. Возможности трудоустройства в Санкт­ Петербурге.  Перспективы   развития   экономики   города.  Санкт­Петербург   –   центр   образования,   просвещения,   науки.     Разнообразие   типов образовательных учреждений; проблемы в сфере петербургского образования. Возможности, предоставляемые городом каждому петербуржцу, в области самообразования, просвещения. Разнообразие научных учреждений в Петербурге:  их вклад в развитие отечественной и мировой науки, их проблемы.  Проблема защиты интеллектуальной собственности.   Санкт­Петербург – центр художественной культуры. Основные направления развития художественной культуры в начале ХХ1 в. Проблемы, стоящие   перед   деятелями   художественной   культуры   (поэтами,   музыкантами,   режиссерами,   художниками,   архитекторами),   особенности   их творчества. Разнообразие путей приобщения к художественной культуре рядовых горожан:   художественные выставки, встречи с деятелями культуры, концерты. Молодежная  субкультура,     центры массовой культуры в Санкт­Петербурге.  Санкт­Петербург – место жительства современных   горожан.    Количество   и   качество  населения   города,   демографическая   проблема.  Традиционные   проблемы   любого   города: обеспечение общественного порядка; создание комфортных для горожан условий проживания (обеспечение горожан жильем, продуктами, водой и т.д.; содержание в порядке зданий, улиц, поземных коммуникаций и других городских объектов). Традиционные проблемы любого современного города:  решение экологических и социальных проблем. Проблемы, характерные для Санкт­Петербурга: сохранение многогранного культурного наследия города, его традиций,   в том числе традиций поведения горожан.  Дифференциация общества: контрасты в  условиях и образе   жизни разных   слоев   горожан,   проблемы  повседневной   жизни   горожан.    Бытовые   проблемы   рядового   горожанина   и   пути   их   решения   в   городе (отключение света, авария на теплосети, необходимость психологической поддержки, трудоустройство, организация собственного досуга и др.). Почетные граждане Санкт­Петербурга. Праздники в Петербурге и праздничная культура горожан.  Стратегический план развития города: развитие коммунального хозяйства.  ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА – 1 час. 3. Учебно­тематический план. Темы разделов программы Введение в курс: Петроград – Ленинград Советского времени (1917­1991 гг.) Петроград–Ленинград: 1917–1941 гг. Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941­1945 гг.) «Наследие города 1945­1991 гг.» Наш край в 20 веке. Город, в котором вы живете… Итоговое повторение Итого Кол­во  часов 1 11 6 9 3 3 1 34 Тесты Экскурсии в  т.ч.  виртуальные 1 1 1 1 4 1 1 1 3 4. Календарно­тематическое планирование. 10 Дата По  учеб но му  плану 06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 11.10 13.10 18.10 25.10 Коли­ чество  часов № урока Фак ти чес ки С  на­ чала года По те­ ме 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8­9 7­ 8 1 2 3 4 5 6 1 1 1 1 1 1 2 08.11 10 9 1 Место жительства –  Петроград –  Ленинград (1921 –  Тема урока Требование к уровню подготовки учащихся. Форма контроля Оборудование   урока (ЭСО, ТСО, эксперимент,  наглядные  пособия). Введение в курс:  Петроград –  Ленинград Советского времени (1917­1991  гг.) Петроград – колыбель  Октября. В истории города –  история страны. Облик Ленинграда –  зеркало эпохи.   и Ленинград –  экономический центр  социалистического  государства. Ленинград   –   центр советского образования просвещения.  Научные центры и  ученые  социалистического  Ленинграда.  Старые и новые  традиции в  художественной  культуре.  Обучающийся должен знать Обучающийся должен уметь Общая характеристика эпохи. Источники знаний. Извлекать необходимую информацию из разных источников информации. Беседа. ЭСО­презентация  1 Петроград – Ленинград: 1917 – 1941 гг. 11 часов Октябрьский события 1917 г. в  Петрограде; памятники и памятные  места, напоминающие об этих событиях.  Этапы развития советского государства  – этапы развития Петрограда­ Ленинграда: памятные места города,  напоминающие о них. Облик послереволюционного  Петрограда. Градостроительный план  Ленинграда и его реализация. Национализация промышленных  предприятий, банков, торговли.  Промышленность к 1940 г. Первый  аэропорт города. Система образования: воспитание нового   человека разных типах образовательных   заведений.   Центры просвещения ленинградцев. Вклад ленинградских ученых в науку,  памятные места, мемориальные доски.  Дом ученых. в     Ленинградские поэты, писатели, их  вклад в отечественную культуру,  памятники, памятные места. Театры и  кино. Художники, скульпторы, памятные места города. Архитекторы: Ильин Л., Н. Троцкий. Условия жизни горожан: управление  городом, проблемы городской жизни,  городское хозяйство. 11 Работать с письменными текстами. Отвечать на  вопросы. Беседа. Презентация 2 Описывать памятники. Работать с текстом  учебника, выделять главную мысль. Беседа. ЭСО Презентация 3 Работать с наглядным материалом и картой­ схемой. Беседа. Карта­схема. Наглядность. Выполнять задания в петербургской тетради. Задания. Карта­схема. Составлять план ответа на вопрос. Высказывать свое мнение. Отвечать   на   вопросы.   Работать   с   картой­ схемой. Использовать текст учебника при заполнении  таблицы. Работать с картой­схемой. Беседа. Презентация Таблица.  Беседа. ЭСО.  Презентации. Готовить сообщения письменные и устные,  используя дополнительную  литературу. Сообщения. Беседа. ЭСО.  Презентации. Работать с учебником. Выделять главную  мысль. Работать с картой­схемой. Беседа. Карта­схема. Презентация 5 Повторение и  обобщение.  «Идет война  народная…»  «Весь израненный, в  снежном инее…»  15.11 11 10 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 07.03 12 13 14­ 15 16­ 17 18 19 20 21 22 23 11 1 2­ 3 4­ 5 6 1 2 3 4 5 24­ 25 6­ 7 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1941 гг.)  Жизнь горожан в  советском Петрограде –  Ленинграде.  Быт различных слоев ленинградцев. Отдых и праздники. Работать с письменными текстами. Отвечать на  вопросы. Беседа. Основные вопросы темы: «Петроград –  Ленинград: 1917–1941 гг.» Выполнять тестовые задания. Тесты к теме. Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941­1945 гг.) 6 часов ЭСО ТСО­ фрагменты  документальных  фильмов. Презентация 6 Город в начале войны по воспоминаниям  современников, фотографиям, памятным местам. Военные действия на  Ленинградском фронте в 1941­1944 гг.  Памятники событиям. Герои – защитники Ленинграда. Подвиг и трагедия. Облик военного города.  Условия жизни и труд блокадников. Работать с письменными и наглядными  материалами. Работать с картой­схемой. Беседа. ЭСО Работать с текстом учебника. Составлять план  к пересказу. Работать с тетрадью. Выполнять задания. Фронтальный  опрос ТСО ЭСО Работать с текстами. Отвечать на вопросы. Извлекать информацию из  источников.  Работать с картой­схемой Беседа. План=конспект ЭСО  ТСО Презентация 8 Выполнять тестовые задания. «Наследие Ленинграда 1945 – 1991 гг.» 9 часов «Подвиг свой  ежедневный вы  совершали достойно и  просто…» Подведем итоги.  Знаменитые ленинградцы. Дети  блокадной поры. «Дорога жизни».  Памятники и памятные места города,  напоминающие о блокаде. Основные вопросы темы: «Ленинград –  город­герой (1941­1945) Подвиг  восстановления (1944­ 1957 гг.).  «Следы истории…».  Ленинград – город  новостроек.  Ленинград – «город   славы трудовой».  Ленинград – центр  образования,  просвещения, науки.  Город творческой  интеллигенции.  Последствия блокады. Возвращение  города к мирной жизни. Изменения в  облике города. Условия жизни горожан. Празднование 250­летия города.  События 40­х – 50­х гг. и памятники  этим событиям. Границы города. Изменение в  планировке. Индустриальное  строительство. Время и город. Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти.  Ленинград –крупный торговый и  транспортный узел. Условия для получения обязательного  образования. Центры просвещения.  Научный центр СССР. Памятники и памятные места города,  напоминающие о художественной  культуре и деятельности выдающихся  представителей . Памятники и памятные  12 Работать с текстом учебника. Отвечать на  вопросы. Работать с картой­схемой. Работа с текстами. Ответы на вопросы.  Работать с картой­схемой. Работать с текстом учебника.  Составлять план­конспект. Работать с картой­схемой. Отвечать на вопросы. Работать с текстом  учебника, делать выводы. Тесты. Беседа. Беседа. Карта­схема.  Презентация 7 ЭСО  Презентация 9 Беседа. Карта­схема. Беседа. ЭСО. Извлекать информацию из дополнительных  источников. Готовить сообщения.  Извлекать информацию из дополнительных  источников. Готовить сообщения. Извлекать информацию из дополнительных источников. Сообщения. Сообщения. ЭСО Презентации.10 ЭСО Презентации. 11 14.03 21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 02.05 16.05 23.05 26 27 28 29 30 31 32 33 34 8 9 1 2 3 1 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Ленинградцы: их быт и проблемы.  Подведем итоги.  События на  территории  Ленинградской  области в 20 веке.  Жители  Ленинградской  области: их быт и  проблемы.  Памятные места  Ленинградской  области.  Санкт­Петербург – уникальный город.  Санкт­Петербург –  город больших  возможностей.  Вы – жители Санкт­ Петербурга или  петербуржцы?  Итоговое повторение  и обобщение.  места города, напоминающие о  художественной культуре и  деятельности выдающихся  представителей. Изменение состава населения.  Совершенствование городского  хозяйства и его проблемы. Новшества в  быту горожан. Отличия в жизни разных  слоев населения. Праздничные традиции. Основные   вопросы   темы:   «Наследие Ленинграда 1945–1991» Познавательная игра. Готовить сообщения. Работать с учебником. Выделять главное,  делать выводы. Работать с картой­схемой. Беседа. Карта­схема. Наш край в XX веке. 3 часа Границы, соседи. Экономическое  развитие края. Памятники и памятные  места событий 20 в. Работать с картой. Работать с учебником. Отвечать на вопросы. Беседа. Состав населения. Бытовые условия  жителей городов края. «Вымирающие  деревни». Состояние культурного наследства на  территории края: монастыри, крепости,  дворянские усадьбы. Отвечать на вопросы. Составлять план. Беседа. Работать с картой. Извлекать информацию из  различных источников. Беседа. Город, в котором вы живете… 3 часа Уникальность Петербурга. Петербург –  объект всемирного культурного  наследия. События, происходившие в городе в  конце 20 – начале 21 века. Работать с картой­схемой. Отвечать на вопросы. Работать с картой­схемой. Озаглавливать текст.  Беседа. Беседа. Проблемы крупного, современного   города. Стратегический план развития.  Почетные граждане города. Основные вопросы курса. Работать с текстом учебника. Составлять план  ответа. Готовить сообщения.  Беседа. Сообщения. Выполнять тестовые задания. Защита проектов Тесты. Презентации 13 Карта­схема. ЭСО Карта. ЭСО Карта. ЭСО Карта. ЭСО Презентации  экскурсий. Карта. ЭСО Карта. ЭСО Карта. ЭСО ЭСО Лист корректировки рабочей программы (календарно­тематического планирования (КТП) рабочей программы) Предмет  «История и культура Санкт­Петербурга»  Класс  9 Учитель  2018/2019 учебный год № урока Даты по осн. КТП Даты проведения Тема Количество часов по плану дано Причины корректировки Способ корректировки 14 «____» _________________________201___ Учитель __________________  (           ) «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора ГБОУ школы­интерната №67 _____________________ Чернелевская М.А. «____» ________________________201___ 15

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018