Рабочая программа по истории Нижегородского края
Оценка 4.9

Рабочая программа по истории Нижегородского края

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
история
6 кл
24.03.2017
Рабочая программа по истории Нижегородского края
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: -Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 17.12.2010 года № 1897). - Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897». -Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год . - Основная образовательная программа ООО МКОУ Мамонтовская основная школа. - Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МКОУ Мамонтовская основная школа . -Учебный план ОО МКОУ Мамонтовская основная школа на 2016-2017 учебный год . -Программы по «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней». 6—10 классы (основная школа) /автор – сост. В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев, Б.Л. Гинзбург, Э.С.Иткин - Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2016. - Учебник «История Нижегородского края», НИРО,2016г.Рабочая программа по истории Нижегородского края, 6 класс по ФГОС.
КТП по Нижегородской земле.doc

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

-Федеральный закон  Российской  Федерации   от 29. 12. 2012 г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 17.12.2010 года № 1897).

- Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897».

-Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год .

-  Основная образовательная программа ООО МКОУ Мамонтовская основная школа.

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МКОУ Мамонтовская основная школа .

-Учебный план ОО  МКОУ Мамонтовская основная школа на 2016-2017 учебный год .

-Программы по «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней». 6—10 классы (основная школа) /автор  –  сост.   В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев, Б.Л. Гинзбург, Э.С.Иткин  -  Н.Новгород,  Нижегородский  институт  развития  образования, 2016.

- Учебник «История Нижегородского края», НИРО,2016г.

 

Настоящая  рабочая  программа  по  истории Нижегородского края  изучается  как

самостоятельный учебный курс в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).

 

Планируемые результаты

 

Личностные результаты:

-осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности;

-осмысление исторического, культурного, духовно – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-освоение традиций, духовно – нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края;

-понимание исторического, культурного и духовного многообразия мира, уважение к культуре и традициям прошлых поколений нижегородцев и россиян в целом, толерантное отношение к другим народам Нижегородчины и России.

-готовность к нравственному самосовершенствованию, личному саморазвитию.

 

Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность;

-владение умениями работать с учебной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы интернет – ресурсов;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме( сообщения, эссе, реферат, презентация);

-готовность к коллективной работе, сотрудничеству и диалогу.

 

Предметные результаты:

-овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах нижегородской истории как неразрывной части истории России, об историческом и духовно – нравственном пути нижегородцев, осваивавших и обустраивавших свой родной край и свое Отечество;

-приобретение знаний информации о географическом положении и  административном устройстве Нижегородского края, истории его заселения и освоения;

-готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края и других регионов страны.

 

В результате изучения  курса «История Нижегородского края» в 6 классе учащиеся должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
1.  Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать основные периоды нижегородской истории, ключевые социально – экономические процессы, а также даты важнейших событий в нижегородской истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий в истории Нижегородского края.
2. Знание  исторических фактов, работа с фактами:
-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий в нижегородской истории;

-группировать(классифицировать) факты родной истории по различным признакам.
3. Работа с  историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, уметь находить на ней местоположение и границы Нижегородского края в разные исторические эпохи;
-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
-характеризовать исторические события, факты, явления нижегородской истории; основные этапы истории родного края древности до современности;
-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
-различать факт и его описание;
- соотносить единичные исторические факты, общие явления и тенденции в нижегородской истории;

 -называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Нижегородского края;
- раскрывать смысл и значение важнейших исторических понятий и терминов, связанных с нижегородской историей, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах, следствиях и значении  исторических событий Нижегородского края;
6.Работа с  версиями, оценками:
-приводить оценки исторических событий  и личностей связанных с историей Нижегородского края, отраженных в учебной литературе;
- определять и объяснять свое отношение к  наиболее значительным событиям и личностям  нижегородской истории.

7.Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

-применять знания учебного курса «История Нижегородского края» для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира;

-использовать знание нижегородской истории в общении со сверстниками и другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среды;

-способствовать сохранению исторических и культурных памятников Нижегородской земли.

 

Содержание  учебного курса

 «История Нижегородского края»

Введение. Школьное  краеведение, его основные предметные отрасли. Историческое краеведение – составная часть школьного исторического образования. Его значение в формировании патриотизма и национального самосознания. Зарождение и развитие краеведения в России и Нижегородском крае. Источники по истории Нижегородского края. Легенды родного края.

Раздел1.Древние жители Нижегородского края.

Нижегородская земля в первобытную эпоху. Нижегородская земля до заселения человеком. Что изучает археология. Каменный век на территории Нижегородского края. Археологические памятники бронзового века. Древнейшие культуры железного века.

Предки финно –угорских народов на Нижегородской земле. Древние  финно – угры на территории современной Нижегородской области. Мордва в древности. Древние марийцы. Мурома. Их местообитание и занятия.

Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края. Появление булгар на территории к востоку от современной Нижегородской области. Волжская Булгария и Древняя Русь при Владимире Красное Солнышко. Следы пребывания булгарских купцов на юге современной Нижегородской области.

Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли. Потмки древних славян на территолрии современной Нижегородской области.Языческие пережитки у потомков древних славян. Хозяйство древнерусского населения.

Раздел2. Нижегородские земли в середине 12 – начале 13 века.

Городец на Волге  при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском. Борьба Юрия Долгорукова за Киев. Основание Городца и его древнейшие укрепления. Андрей Боголюбский и древний Городец.

Городец на Волге в конце 12 – начале 13 века. Походы  Всеволода Большое Гнездо на Волжскую Булгарию. Жизнь и быт жителей древнего Городца по данным археологии. Освоение русскими людьми округи Городца и берегов Узолы.

Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович. Юрий Всеволодович и епископ Симон. Война  Юрия Всеволодовича с булгарами в 1219 – 1220 годах. Основание Нижнего Новгорода. Юрий Всеволодович и мордовские князья Пуреш и Пургас.

Раздел3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия.

Юрий Всеволодович и монгольское нашествие. Помощь Юрия Всеволодовича Рязанскому княжеству. Битва на реке Сити. Монголы на территории современной Нижегородской области в 1239 году.

Александр Невский в истории Нижегородского края . Нижегородские земли после нашествия Батыя. Александр Невский  и Нижегородский край. Память об Александре Невском на Нижегородской земле.

Раздел4. Нижегородские земли в середине 13 -15 веке.

Нижегородские земли во второй половине 13 – первой половине 14 веке.  Сын Александра Невского – Андрей Городецкий. Нижний Новгород в период соперничества Москвы и твери. Нижегородские земли при Александре Васильевиче Суздальском и Иване Калите. Возникновение Вознесенского Печерского монастыря.

Нижегородско – Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341 – 1392гг.).  Становление Нижегородско – Суздальского княжества при князе Константине Васильевиче (1341-1355гг.) Противостояние и примирение московского и нижегородских князей (1360 -1366гг.). Борьба московского и нижегородского князей с Мамаем. Упадок Нижегородского княжества и его присоединение к Москве.

Нижегородские земли в составе Московского княжества( конец 14 – первая половина 15 века).  Князья Шуйские – потомки княжеских князей. Набег Едигея и временное восстановление Нижегородского княжества. Василий IIи преподобный Макарий Желтоводский и Унженский.

Нижегородский край в составе единого Русского государства( вторая половина 15 – начало16 века).  Нижегородский край и борьба Москвы с Казанью в 1460 – 1480 – е годы. Переселение новгородцев на Нижегородскую землю при  ИванеIII. Набег Мухаммеда – Эмина на Нижний Новгород(1505г.)

Раздел5. Развитие культуры Нижегородской земли в13 -15 веках.

Духовная культура Нижегородского Поволжья. Монастыри  - центры духовности, книжности и летописания. Дионисий Суздальский и развитие культуры Нижегородского края в 14 веке. Митрополит Московский Алексий и Благовещенский монастырь. Храмовое зодчество и иконопись Нижнего Новгорода 13-15 веков.

Материальная культура Нижегородской земли. Металлургия и кузнечное дело. Ремесленники древнего Городца. Быт жителей древнего Городца. Нижний Новгород в13 -15 веках.

«Малая Родина» в 13 -15 веках. Изначалие « малой родины», страницы ее средневековой истории. Далекое прошлое родной земли в преданиях, письменных и материальных источниках. Реконструкция повседневной жизни предков – земляков.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Раздел I.Древние жители Нижегородского края

7

3

Раздел II.Нижегородская земля в середине 12 – начале 13 века 

3

4

Раздел III. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия

3

5

Раздел IV. Нижегородские земли в середине 13 – начале 15 века

4

6

Раздел V. Развитие культуры Нижегородской земли в 13 – 15 веках

7

7

Раздел VI. «Малая Родина»

3

8

Резерв

5

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

по истории Нижегородского края 6 класс (34 часа)

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дом. задание

Дата проведения

план

факт

Введение  (2 часа)

1

Школьное краеведение. Основные предметные области.

1

Стр.3-9

 

 

2

Легенды родного края как исторический источник

1

Подготовить сообщения

 

 

Раздел I.Древние жители Нижегородского края (7 часов)

3

Нижегородская земля в первобытную эпоху

1

§1

 

 

4

Исследование древней истории малой родины

1

 

 

 

5

Предки финно – угорских народов на Нижегородской земле

1

§2

 

 

6

Волжская Булгария и древняя Нижегородская земля

1

§3

 

 

7

Восточные славяне в древней истории Нижегородской  земли

1

§4

 

 

8

Древние жители Нижегородского края.

1

 

 

 

9

Обобщающий урок по разделу 1

1

 

 

 

Раздел II.Нижегородская земля в середине 12 – начале 13 века  (3 часа)

10

Городец на Волге при Юрии  Долгоруком и Андрее Боголюбском

1

§5

 

 

11

Городец на Волге в конце 12 – начале 13 века

1

§6

 

 

12

Основатель Нижнего Новгорода –князь Юрий Всеволодович

1

§7

 

 

Раздел III. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия (3 часа)

13

Юрий Всеволодович и монгольское нашествие

1

§8

 

 

14

Александр Невский в истории Нижегородского края

1

§9

 

 

15

Обобщающий урок по разделу 3

1

 

 

 

Раздел IV. Нижегородские земли в середине 13 – начале 15 века (4 часа)

16

Нижегородские земли во второй половине 13 – первой половине 14 века

1

§10

 

 

17

Нижегородско – Суздальское княжество и его роль в  истории русских земель.(1341 -1392)

1

§11-12

 

 

18

Нижегородские земли в составе Московского княжества. Конец 14 – первая половина 15 века

1

§13

 

 

19

Нижегородский край в составе русского государства (вторая половина 15 – начало 16 века)

1

§14

 

 

Раздел V. Развитие культуры Нижегородской земли в 13 – 15 веках (7 часов)

20-21

Духовная культура Нижегородского Поволжья

2

§15

 

 

22-23

Материальная культура Нижегородской земли

2

§16

 

 

24- 26

Обобщающие  уроки по разделу4 и 5

3

 

 

 

Раздел VI. «Малая Родина» (3 часа)

27

Археологическое прошлое Сокольской Земли

1

 

 

 

28

Экскурсия в Сокольский краеведческий музей

1

 

 

 

29

Экскурсия на Никола - ключ

1

 

 

 

 

Резерв

5

 

 

 

 


Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: -Федеральный закон

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: -Федеральный закон

Отечество; -приобретение знаний информации о географическом положении и административном устройстве

Отечество; -приобретение знаний информации о географическом положении и административном устройстве

Содержание учебного курса «История

Содержание учебного курса «История

Александр Невский в истории Нижегородского края

Александр Невский в истории Нижегородского края

Тематическое планирование №п/п

Тематическое планирование №п/п

Восточные славяне в древней истории

Восточные славяне в древней истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017