Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива
Оценка 4.7

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
история
Взрослым
07.10.2018
Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций// авт. Артемов В.В. — М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2015. Программа предназначена для студентов 1 - 2 курсов профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.
история машинист локомотива 2017.doc
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы  общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных  образовательных организаций// авт. Артемов В.В. — М.: Издательский центр  «Академия», 2015. Программа предназначена для профессии технического  профиля 23.01.09  Машинист локомотива  2 Содержание Содержание...................................................................................................................................................3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................................4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ».......................................4 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.............................................................5 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................................6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................................................7 3 Введение........................................................................................................................................................7 1.Древнейшая стадия истории человечества..........................................................................................7 2.Цивилизации Древнего мира.................................................................................................................7 3.Цивилизации Запада и Востока в Средние века.................................................................................8 4.От Древней Руси к Российскому государству.......................................................................................9 5.Россия в XVI—ХVII веках: от великого княжества к царству.........................................................10 6.Страны Запада и Востока в XVI – XVIII веках..................................................................................11 4 7.Россия в конце XVII ­ XVIII веках: от царства к империи................................................................12 8.Становление индустриального общества...........................................................................................13 9.Процесс модернизации в традиционных обществах Востока..........................................................14 10.Российская империя в ХIХ веке..........................................................................................................14 11.От Новой истории к Новейшей...........................................................................................................15 12.Между мировыми войнами.................................................................................................................17 13.Вторая мировая война. Великая Отечественная война.................................................................18 5 14.Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века.............................................................................19 15.Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы.................................................................20 16.Российская Федерация на рубеже ХХ—ХХI веков...........................................................................21 Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов...................................................................21 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ..................................................................................................23 Технический профиль профессионального образования....................................................................23 Тематический план...................................................................................................................................23 6 Вид учебной работы...................................................................................................................................23 Количество часов.......................................................................................................................................23 Аудиторные занятия. Содержание обучения........................................................................................23 Введение......................................................................................................................................................23 4.....................................................................................................................................................................23 2.....................................................................................................................................................................23 10...................................................................................................................................................................23 7 13...................................................................................................................................................................23 9.....................................................................................................................................................................23 12...................................................................................................................................................................23 15...................................................................................................................................................................23 9.....................................................................................................................................................................23 12...................................................................................................................................................................23 4.....................................................................................................................................................................23 8 15...................................................................................................................................................................23 15...................................................................................................................................................................23 12...................................................................................................................................................................23 12...................................................................................................................................................................23 10...................................................................................................................................................................23 8.....................................................................................................................................................................23 8.....................................................................................................................................................................23 9 Дифференцированный зачет..................................................................................................................24 1.....................................................................................................................................................................24 Итого............................................................................................................................................................24 171.................................................................................................................................................................24 Внеаудиторная самостоятельная работа................................................................................................24 Подготовка рефератов, докладов индивидуального проекта с использованием информацион­ ных   технологий,   подготовка   к   зачетам,   практическим   занятиям,   работа   с   историческими источниками, создание презентаций......................................................................................................24 10 85...................................................................................................................................................................24  Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета..............................................24 Всего.............................................................................................................................................................24  256................................................................................................................................................................24 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 25 УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ   И   МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»...............................................................41  ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................................................................43 11 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «История»   предназначена для изучения истории в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную   программу   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного   общего   образования   при   подготовке   квалифицированных   рабочих   по профессии технического   профиля профессионального образования.  23.01.09   Машинист   локомотива  Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История»,   в   соответствии   с   Рекомендациями   по   организации   получения   среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес­ сионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259). Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей: • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентифи­ кации в современном мире, гражданской идентичности личности; • формирование   понимания   истории   как   процесса   эволюции   общества,   цивили­ зации и истории как науки; • усвоение интегративной системы знаний об истории  человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно­историческом процессе; • развитие   способности   у   обучающихся   осмысливать   важнейшие   исторические события, процессы и явления; • формирование   у   обучающихся   системы   базовых   национальных   ценностей   на основе   осмысления   общественного   развития,   осознания   уникальности   каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего От­ ечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России. В   содержании   учебного   материала,   последовательности   его   изучения, распределении учебных часов, тематики рефератов (докладов), индивидуальных проектов,   видах   самостоятельных   работ   учитывается     специфика   программ подготовки квалифицированных рабочих (ППКРС) и осваиваемой   профессии СПО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие   исторических   ориентиров   самоидентификации   молодых   людей   в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и   мировоззренческими   свойствами,   вкладом   в   духовно­нравственное   становление молодежи. Содержание   учебной   дисциплины   «История»   ориентировано   на   осознание обучающимися   базовых   национальных   ценностей   российского   общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста. Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представ­ лены в контексте всемирно­исторического процесса, в его социально­экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено исто­ 4 рическим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире. Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко­культурного   стандарта   (ИКС),   в   котором   сформулированы   основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуе­ мых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории». При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы: • многофакторный   подход   к   истории,   позволяющий   показать   всю   сложность   и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различ­ ных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период; • направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся,  воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления; • внимание   к   личностно­психологическим   аспектам   истории,   которые   проявля­ ются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исто­ рического процесса; • акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ  общеисторических тенденций и специфики отдельных стран; • ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы   формирование   собственной   позиции   при   оценке   ключевых истории, исторических проблем. Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии: исто­ рическое   время,   историческое   пространство   и   историческое   движение.   В   разделе программы   «Содержание   учебной   дисциплины»   они   представлены   как   сквозные содержательные линии: • эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития  производительных сил и характера экономических отношений; • процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей; • образование и  развитие  государственности в  последовательной  смене форм и типов,  моделей  взаимоотношений   власти  и  общества,  эволюция   политической системы; • социальные движения со свойственными им интересами, целями и противо­ речиями; • эволюция международных отношений; • развитие культуры разных стран и народов. Содержание учебной дисциплины «История» разработано с ориентацией на профиль профессионального   образования,   в   рамках   которого   обучающиеся   осваивают   про­ фессию СПО. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере   практических   занятий,   видах   внеаудиторной   самостоятельной   работы обучающихся. Неотъемлемой   частью   образовательного   процесса   являются   выполнение   обучаю­ щимися   практических   заданий,   индивидуальных   проектов,   подготовка   рефератов (докладов). Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «История»   завершается подведением   итогов   в   форме в   рамках промежуточной   аттестации   обучающихся   в   процессе   освоения   ОПОП   СПО   с получением среднего общего образования (ППКРС).  дифференцированного   зачета  МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной пред­ метной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного   общего   образования,   учебная   дисциплина   «История»   изучается   в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). В   учебных   планах   ППКРС   место   учебной   дисциплины   «История»   —   в   составе 5 общих   общеобразовательных   учебных   дисциплин,   формируемых   из   обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для профессий СПО. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение   содержания   учебной   дисциплины   «История»   обеспечивает   достижение обучающимися следующих результатов: • личностных: ­ ­ ­ ­ ­ сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, ува­ жения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального  народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); становление   гражданской   позиции   как   активного   и   ответственного   члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязан­ ности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собствен­ ного   достоинства,   осознанно   принимающего   традиционные   национальные   и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность  мировоззрения,   соответствующего   современному  уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диа­ логе культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с об­ щечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ­ толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­ собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • метапредметных: ­ умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы деятельности;   самостоятельно   осуществлять,   контролировать   и   корректи­ ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; ­ умение продуктивно общаться и взаимодействовать  в процессе  совместной деятельности,   учитывать   позиции   других   участников   деятельности,   эффек­ тивно разрешать конфликты; ­ владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной деятельности,   навыками   разрешения   проблем;   способность   и   готовность   к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно­познавательной деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в   различных   источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; ­ умение использовать средства информационных и коммуникационных техно­ логий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением   требований   эргономики,   техники   безопасности,   гигиены, ресурсосбережения,   правовых   и   этических   норм,   норм   информационной безопасности; ­ умение   самостоятельно   оценивать   и   принимать   решения,   определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; ­ • предметных: ­ сформированность   представлений   о   современной   исторической   науке,   ее специфике,   методах   исторического   познания   и   роли   в   решении   задач   про­ грессивного развития России в глобальном мире; ­ владение   комплексом   знаний   об   истории   России   и   человечества   в   целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; сформированность умений применять исторические знания в профессиональ­ ной и общественной деятельности, поликультурном общении; ­ владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с ­ привлечением различных источников; 6 ­ сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Введение Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исто­ рические   источники,   их   виды,   основные   методы   работы   с   ними.  Вспомогательные исторические дисциплины. Историческое событие и исторический факт. Концепции исторического   развития   (формационная,   их   сочетание). Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной истории.   цивилизационная,      Практическое занятие Периодизация всемирной истории. 1. Древнейшая стадия истории человечества Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Источники знаний о древней­ шем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Расселение  древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида. Па­ леолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения.  Родовая община. Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности  первобытной религии и искусства. Археологические памятники палеолита на  территории России. Археологические памятники палеолита на территории России. Неолитическая  революция   и  ее   последствия.  Понятие  «неолитическая  революция». Причины неолитической революции. Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия   и   животноводства.   Прародина   производящего   хозяйства.   Последствия неолитической   революции.  Древнейшие   поселения   земледельцев   и   животноводов. Неолитическая   революция   на   территории   современной   России.   Первое   и   второе общественное   разделение   труда.   Появление   ремесла   и   торговли.   Начало формирования народов.  Индоевропейцы и проблема их прародины.  Эволюция обще­ ственных   отношений,   усиление   неравенства.   Соседская   община.   Племена   и   союзы племен.  Укрепление   власти   вождей.  Возникновение   элементов   государственности. Древнейшие города. Практическое занятие Неолитическая революция и её последствия. 2. Цивилизации Древнего мира Древнейшие   государства.   Понятие   цивилизации.  Особенности  цивилизаций  Древ­ него мира — древневосточной и античной. Специфика древнеегипетской цивилизации. Города­государства   Шумера.   Вавилон.   Законы   царя   Хаммурапи.   Финикийцы   и   их достижения. Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации. Великие державы Древнего Востока. Предпосылки складывания великих держав, их особенности. Последствия появления великих держав. Хеттское царство. Ассирийская военная держава. Урарту. Мидийско­Персидская держава — крупнейшее государство Древнего Востока. Государства Индии. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань. Древняя   Греция.   Особенности   географического   положения   и   природы   Греции. Минойская  и  микенская  цивилизации.   Последствия   вторжения  дорийцев  в  Грецию. Складывание   полисного   строя.   Характерные   черты   полиса.   Великая   греческая   ко­ лонизация   и   ее   последствия.   Развитие   демократии   в   Афинах.  Спарта   и   ее   роль   в истории Древней Греции.  Греко­персидские войны,  их ход,  результаты,  последствия. Расцвет демократии в Афинах.  Причины и результаты кризиса полиса.  Македонское завоевание   Греции.   Походы  Александра   Македонского   и   их   результаты. Эллинистические государства — синтез античной и древневосточной цивилизации. Практическое занятие Великая греческая колонизация и её последствия. Древний   Рим.   Рим   в   период   правления   царей.   Рождение   Римской   республики   и 7 особенности управления в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания.  Борьба   с   Карфагеном.  Превращение   Римской   республики   в   мировую державу.   Система   управления   в   Римской   республике.   Внутриполитическая   борьба, гражданские войны. Рабство в Риме, восстание рабов под предводительством Спарта­ ка. От республики к империи. Римская империя: территория, управление.  Периоды принципата   и   домината.  Рим   и   провинции.  Войны   Римской   империи.  Римляне   и варвары.  Кризис   Римской   империи.  Поздняя   империя.  Эволюция   системы   импера­ торской власти.  Колонат.  Разделение  Римской  империи  на Восточную и Западную. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Культура и религия Древнего мира. Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм — древнейшая мировая религия. Зарождение   конфуцианства   в   Китае.   Достижения   культуры   Древней   Греции. Особенности   древнеримской   культуры.   Античная   философия,   наука,   литература, архитектура,   изобразительное   искусство.  Античная   культура   как   фундамент современной мировой культуры. Религиозные представления древних греков и римлян. Возникновение   христианства.   Особенности   христианского   вероучения   и   церковной структуры. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Практические занятия Культура и религия Древнего мира Возникновение христианства. 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Варвары и их втор­ жения на территорию Римской империи.  Крещение варварских племен.  Варварские королевства,   особенности   отношений   варваров   и   римского   населения   в   различных королевствах.  Синтез позднеримского и варварского начал в европейском обществе раннего Средневековья. Варварские правды. Возникновение   ислама.   Арабские   завоевания.   Арабы.   Мухаммед   и   его   учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата.   Арабские   завоевания.  Мусульмане   и   христиане.  Халифат   Омейядов   и Аббасидов. Распад халифата. Культура исламского мира. Архитектура, каллиграфия, литература. Развитие науки. Арабы как связующее звено между культурами античного мира и средневековой Европы. Византийская   империя.   Территория   Византии.   Византийская   империя:   власть, управление.   Расцвет   Византии   при   Юстиниане.  Попытка   восстановления   Римской империи.  Кодификация права.  Византия и славяне, славянизация Балкан. Принятие христианства   славянскими   народами.  Византия   и   страны   Востока.   Турецкие завоевания   и   падение   Византии.   Культура   Византии.  Сохранение   и   переработка античного   наследия.  Искусство,   иконопись,   архитектура.  Человек   в   византийской цивилизации. Влияние Византии на государственность и культуру России. Восток в Средние века. Средневековая Индия. Ислам в Индии. Делийский султанат. Культура   средневековой   Индии.   Особенности   развития   Китая.   Административно  ­ бюрократическая   система.  Империи   Суй,  Тан.  Монголы.  Чингисхан.  Монгольские завоевания,  управление   державой.  Распад   Монгольской   империи.  Империя   Юань  в Китае.  Свержение   монгольского   владычества   в   Китае,  империя   Мин.  Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Становление и эволюция государствен­ ности в Японии. Самураи. Правление сёгунов. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. Королевство франков. Военная реформа Карла Мартела и ее значение.  Франкские короли   и   римские   папы.   Карл   Великий,   его   завоевания   и   держава.   Каролингское возрождение.   Распад   Каролингской   империи.   Причины   и   последствия   феодальной раздробленности. Британия в раннее Средневековье.  Норманны и их походы.  Нор­ маннское завоевание Англии. Практическое занятие Империя Карла Великого и её распад. Феодальная раздробленность в Европе Основные   черты   западноевропейского   феодализма.   Средневековое   общество. Феодализм: понятие, основные черты. Феодальное землевладение, вассально­ленные отношения.  Причины   возникновения   феодализма.   Структура   и   сословия   средневе­ кового общества. Крестьяне, хозяйственная  жизнь, крестьянская община. Феодалы. 8 Феодальный замок. Рыцари, рыцарская культура. Средневековый   западноевропейский   город.   Города   Средневековья,   причины   их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и сеньоры. Городские респуб­ лики.  Ремесленники и цехи.  Социальные движения.  Повседневная жизнь горожан. Значение средневековых городов. Практическое занятие Средневековый западноевропейский город Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы. Христианская церковь в Средневековье.   Церковная   организация   и   иерархия.   Усиление   роли   римских   пап. Разделение церквей, католицизм и православие. Духовенство, монастыри, их роль в средневековом  обществе.  Клюнийская  реформа,  монашеские  ордена.  Борьба  пап  и императоров Священной Римской империи. Папская теократия. Крестовые походы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и распространения. Инквизиция. Упадок папства. Практическое занятие Крестовые походы и их последствия Зарождение централизованных государств в Европе. Англия и Франция в Средние века.  Держава   Плантагенетов.   Великая   хартия   вольностей.   Франция   под   властью Капетингов на пути к единому государству. Оформление сословного представитель­ ства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции). Столетняя война и ее итоги. Османское государство и падение Византии. Рождение Османской империи и государства Европы. Пиренейский полуостров в Средние века. Реконкиста. Образо­ вание Испании и Португалии. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские   войны   и   их   последствия.   Перемены   во   внутренней   жизни   европейских стран.  «Черная   смерть»  и   ее   последствия.  Изменения   в   положении   трудового   на­ селения. Жакерия. Восстание Уотта Тайлера. Завершение складывания национальных государств. Окончательное объединение Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Укрепление королевской власти в Англии. Практическ0е занятие Столетняя война и её итоги Средневековая   культура   Западной   Европы.   Начало   Ренессанса.   Особенности   и достижения   средневековой   культуры.   Наука   и   богословие.   Духовные   ценности Средневековья. Школы и университеты. Художественная культура (стили,  творцы, памятники искусства). Изобретение книгопечатания и последствия этого события. Гуманизм.   Начало   Ренессанса   (Возрождения).   Культурное   наследие   европейского Средневековья. 4. От Древней Руси к Российскому государству Образование   Древнерусского   государства.   Восточные   славяне:   происхождение,  Взаимоотношения   с   соседними расселение,   занятия,   общественное   устройство. народами   и   государствами.  Предпосылки   и   причины   образования   Древнерусского государства.   Новгород   и   Киев   —   центры   древнерусской   государственности. Варяжская проблема. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение. Начало правления князя Владимира Святославича. Организация защиты Руси от кочевников. Крещение Руси: причины, основные события, значение.   Христианство   и   язычество.   Церковная   организация   на   Руси.   Монастыри. Распространение культуры и письменности. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Общество Древней Руси. Социально­экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие   ремесел   и   торговли.  Русская   Правда.   Политика   Ярослава   Мудрого   и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи. Раздробленность на Руси. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие   самостоятельные   центры   Руси,   особенности   их   географического, социально­политического и культурного развития. Новгородская земля. Владимиро­ Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель. Древнерусская   культура.   Особенности   древнерусской   культуры.   Возникновение письменности.   Летописание.   Литература  (слово,  житие,  поучение,  хождение).  Бы­ 9 линный эпос. Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно­прикладное искусство. Развитие местных художественных школ. Монгольское завоевание и его последствия. Монгольское нашествие. Сражение на Калке.   Поход   монголов   на   Северо­Западную   Русь.   Героическая   оборона   русских городов.  Походы монгольских войск на Юго­Западную Русь и страны Центральной Европы.  Значение   противостояния   Руси   монгольскому   завоеванию.   Борьба   Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Начало   возвышения   Москвы.   Причины   и   основные   этапы   объединения   русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы.  Московские князья и их политика.  Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение. Практическое занятие Монгольское завоевание и его последствия. Куликовская битва Образование единого Русского государства. Русь при преемниках Дмитрия Дон­ ского.  Отношения между Москвой и Ордой,  Москвой и Литвой.  Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги. Автокефалия Русской православной церкви. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Войны с Казанью, Литвой, Ливонским орденом и Швецией.  Образование   единого   Русского   государства   и   его   значение.   Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Происхождение герба России. Система землевладения. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической системы. 5. Россия в XVI—ХVII веках: от великого княжества к царству Россия в правление Ивана Грозного. Россия в период боярского правления.  Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550­х годов и их значение. Становление при­  Стоглавый   собор.  Расширение   территории казной   системы. государства,   его   многонациональный   характер.   Походы   на   Казань.   Присоединение Казанского   и   Астраханского   ханств,   борьба   с   Крымским   ханством,   покорение   За­ падной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле.   Последствия   опричнины.   Россия   в   конце   XVI   века,   нарастание   кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян.  Укрепление   армии. Смутное   время   начала   XVII   века.   Царствование   Б.   Годунова.   Смута:   причины, участники,   последствия.   Самозванцы.   Восстание   под   предводительством   И. Болотникова.   Вмешательство   Речи   Посполитой   и   Швеции   в   Смуту.   Оборона Смоленска.   Освободительная   борьба   против   интервентов.   Патриотический   подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Практическое занятие Смутное время начала XVII века Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. Экономические последствия Смуты. Восстановление хозяйства. Новые явления в  развитие экономике   страны: мелкотоварного   производства,  возникновение   мануфактур.   Развитие   торговли, начало формирования всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С.Т. Разина.  рост   товарно­денежных   отношений, Практическое занятие Народные восстания в XVII веке: причины, формы, участники Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХУН веке. Усиление   царской   власти.   Развитие   приказной   системы.  Преобразования   в   армии. Начало   становления   абсолютизма.   Власть   и   церковь.   Реформы   патриарха   Никона. Церковный раскол.  Протопоп Аввакум. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Рус­ ские   первопроходцы.   Внешняя   политика   России   в  XVII  веке.   Взаимоотношения   с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение   к   России   Левобережной   Украины   и   Киева.  Отношения   России   с Крымским ханством и Османской империей. Реформы патриарха Никона. 10 Церковный раскол. Культура Руси конца XIII—XVII веков. Культура XIII—XV веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения).  Развитие   зодчества   (Московский   Кремль,  монастырские   комплексы­ крепости).  Расцвет   иконописи   (Ф.Грек,   Культура   XVI   века. Книгопечатание   (И.Федоров).   Публицистика.   Зодчество   (шатровые   храмы).   «До­ мострой».  Культура  XVII века.   Традиции   и  новые   веяния,  усиление   светского  ха­ рактера   культуры.   Образование.   Литература:   новые   жанры   (сатирические   повести, автобиографические повести), новые герои. Зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков).   А.Рублев). 6. Страны Запада и Востока в XVI – XVIII веках Экономическое   развитие   и   перемены   в   западноевропейском   обществе.  Новые формы   организации   производства.  Накопление   капитала.  Зарождение   ранних   ка­ питалистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике,   внедрение   технических   новинок   в   производство.  Революции   в   корабле­ строении   и   военном   деле.  Совершенствование   огнестрельного   оружия.  Развитие торговли и товарно­денежных отношений. Революция цен и ее последствия. . Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Великие географические   открытия,   их   технические,   экономические   и   интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х.Колумб, Васко да Гама,   Ф.   Магеллан).   Разделы   сфер   влияния   и   начало   формирования   колониальной системы.  Испанские и португальские  колонии в Америке.  Политические,  экономи­ ческие и культурные последствия Великих географических открытий. Практическое занятие Великие географические открытия. Образование колониальных империй Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Понятие «Воз­ рождение».   Истоки   и   предпосылки   становления   культуры   Ренессанса   в   Италии. Гуманизм   и   новая   концепция   человеческой   личности.   Идеи   гуманизма   в   Северной Европе.  Влияние   гуманистических   идей   в   литературе,  искусстве   и   архитектуре. Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран Северного Возрождения. Реформация   и   контрреформация.   Понятие   «протестантизм».  Церковь   накануне Реформации.  Гуманистическая   критика   церкви.  Мартин   Лютер.   Реформация   в Германии,  лютеранство.   Религиозные  войны.   Крестьянская  война   в  Германии.  Жан Кальвин   и   распространение   его   учения.   Новая   конфессиональная   карта   Европы. Контрреформация и попытки преобразований в католическом мире. Орден иезуитов. Практическое занятие Реформация и контрреформация Становление абсолютизма в европейских странах. Абсолютизм как общественно­ политическая система. Абсолютизм во Франции. Религиозные войны и правление Ген­ риха IV. Франция при кардинале Ришелье. Фронда. Людовик XIV — «король­солнце». Абсолютизм в Испании. Испания и империя Габсбургов в XVII—XVIII веках. Англия в эпоху Тюдоров. Превращение Англии в великую морскую державу при Елизавете I. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. «Просвещенный абсолю­ тизм», его значение и особенности в Пруссии, при монархии Габсбургов. Англия   в   XVH—ХVШ   веках.   Причины   и   начало   революции   в   Англии.  Демо­ кратические   течения   в   революции.  Провозглашение   республики.  Протекторат   О. Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение Английской революции. «Славная   революция».   Английское   Просвещение.   Дж.Локк.   Политическое   развитие Англии в XVIII веке. Колониальные проблемы. Подъем мануфактурного производства. Начало промышленной революции. Изменения в социальной структуре общества. Страны Востока в  XVI  —  XVIII  веках. Османские завоевания в Европе. Борьба европейских стран с османской опасностью. Внутренний строй Османской империи и причины ее упадка. Маньчжурское завоевание Китая. Империя Цин и ее особенности. Начало   проникновения   европейцев   в   Китай.   Цинская   политика   изоляции.   Сёгунат Токугавы в Японии. Страны   Востока   и   колониальная   экспансия   европейцев.   Колониальные   захваты Англии,  Голландии  и Франции.  Колониальное соперничество. Складывание  колони­ альной системы. Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития стран Западной Европы.  Испанские  и португальские  колонии  Америки,  ввоз  афри­ 11 канских рабов.  Английские колонии в Северной Америке: социально­экономическое развитие   и   политическое   устройство.   Рабовладение.   Европейские   колонизаторы   в Индии. Захват Индии Англией и его последствия. Международные отношения в XVII—XVIII веках. Религиозные, экономические и колониальные   противоречия.   Причины,   ход,   особенности,   последствия   Тридцати­ летней  войны.  Вестфальский   мир  и  его  значение.  Гегемония  Франции  в  Европе  во второй половине XVII века.  Династические войны XVIII века. (Война за испанское наследство, Война за австрийское наследство). Семилетняя война — прообраз мировой войны. Развитие европейской культуры и науки в XVII—XVIII веках. Эпоха просвещения. Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Крупнейшие писатели, художники,   композиторы.   Просвещение:   эпоха   и   идеология.   Развитие   науки, важнейшие   достижения.   Идеология   Просвещения   и   значение   ее   распространения. Учение о естественном праве и общественном договоре. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо. Практические занятия Развитие европейской культуры и науки в XVII – XVIII веках Эпоха Просвещения Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских колоний  Начало   освободительного   движения. в   Северной   Америке   за   независимость. Декларация   независимости   США.   Образование   США.   Война   за   независимость   как первая буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о правах. Французская революция конца  XVIII  века. Предпосылки и причины Французской революции   конца   XVIII   века.   Начало   революции.   Декларация   прав   человека   и гражданина.  Конституционалисты,  жирондисты и якобинцы.  Конституция 1791 года. Начало   революционных   войн.  Свержение   монархии   и   установление   республики. Якобинская   диктатура.   Террор.   Падение   якобинцев.   От   термидора   к   брюмеру. Установление во Франции власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции. Между­ народное значение революции. 7. Россия в конце XVII ­ XVIII веках: от царства к империи  В.  Крымские   походы   В. Россия в эпоху петровских преобразований. Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Стрелецкое восстание. Правление царевны   Софьи.  Голицына.   Начало   самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство.  Первые преобразования. Северная   война:   причины,   основные   события,   итоги.   Значение   Полтавской   битвы. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Государственные реформы   Петра  I.  Реорганизация   армии.   Реформы   государственного   управления (учреждение  Сената,  коллегий,  губернская  реформа  и  др.).  Указ  о  единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие экономики. Политика протекционизма и меркантилизма. Подушная подать. Введение паспортной системы.  Социальные   движения.  Восстания   в   Астрахани,   на   Дону.   Итоги   и   цена преобразований Петра Великого. Практическое занятие Северная война: причины, основные события и итоги Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения. Развитие промышленности   и   торговли   во   второй   четверти   —   конце  XVIII  века.   Рост помещичьего землевладения. Основные сословия российского общества, их положе­ ние. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение. Практическое занятие Восстание под предводительством Е.Пугачева Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя по­ литика   преемников   Петра   I.   Расширение   привилегий   дворянства.  Русско­турецкая война 1735  —1739 годов.  Участие России в Семилетней войне. Короткое правление Петра   III.   Правление   Екатерины   II.   Политика   «просвещенного   абсолютизма»: основные   направления,   мероприятия,   значение.  Уложенная   комиссия.   Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I, его свержение. Внешняя политика Екатерины  II.  Русско­турецкие войны и их итоги. Великие   русские   полководцы   и   флотоводцы   (П.   А.   Румянцев,   А.   В.   Суворов, 12 Ф.Ф.Ушаков).   Присоединение   и   освоение   Крыма   и   Новороссии;   Г.   А.   Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой. Внешняя политика Павла I. Итальянский и   Швейцарский   походы   А.   В.   Суворова,   Средиземноморская   экспедиция   Ф.   Ф. Ушакова. Русская культура XVIII века. Нововведения в культуре петровских времен. Про­ свещение и научные знания (Ф.Прокопович. И.Т.Посошков). Литература и искусство. Архитектура   и   изобразительное   искусство  (Д.  Трезини,  В.  В.  Растрелли,  И.  Н. Никитин).   Культура   и   быт   России   во   второй   половине  XVIII  века.   Становление отечественной науки; М.В.Ломоносов.  Исследовательские экспедиции. Историческая наука (В. Н. Татищев). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Обще­ ственная   мысль   (Н.И.Новиков,   А.Н.Радищев).   Литература:   основные   направления, жанры, писатели (А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф.Г. Волков). Практическое занятие Русская культура XVIII века 8. Становление индустриального общества Промышленный   переворот   и   его   последствия.   Промышленный   переворот   (про­ мышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие изобретения. Технический переворот в промышленности.  От мануфактуры к фабрике. Машинное производство.  Появление   новых   видов   транспорта   и   средств   связи.   Социальные последствия   промышленной   революции.   Индустриальное   общество.   Экономическое развитие   Англии   и   Франции   в   ХIХ   веке.  Конец   эпохи  «свободного   капитализма». Концентрация   производства   и   капитала.   Монополии   и   их   формы.  Финансовый   ка­ питал. Роль государства в экономике. Практическое занятие Индустриальное общество. Международные   отношения.   Войны   Французской   революции   и   Наполеоновские войны. Антифранцузские  коалиции.  Крушение  наполеоновской  империи  и его при­ чины.   Создание   Венской   системы   международных   отношений.  Священный   союз. Восточный   вопрос   и   обострение   противоречий   между   европейскими   державами. Крымская (Восточная) война и ее последствия. Франко­прусская война и изменение расстановки   сил   на   мировой   арене.   Колониальные   захваты.  Противоречия   между державами. Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франко­русский союз — начало образования Антанты. Практическое занятие Создание Венской системы международных отношений Политическое   развитие   стран   Европы   и   Америки.   Страны   Европы   после   Напо­ леоновских   войн.   Июльская   революция   во   Франции.   Образование   независимых   го­ сударств в Латинской Америке. Эволюция политической системы Великобритании, чартистское  движение.   Революции  во   Франции,   Германии,  Австрийской   империи  и Италии   в   1848   —1849   годах:   характер,   итоги   и   последствия.   Пути   объединения национальных   государств:   Италии,   Германии.   Социально­экономическое   развитие США в конце XVIII — первой половине  XIX века. Истоки конфликта Север — Юг. Президент А.  Линкольн.  Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны. Распространение социалистических идей. Первые социалисты. Учение К. Маркса. Рост рабочего   движения.   Деятельность  I  Интернационала.   Возникновение   социал­ демократии. Образование II Интернационала. Течения внутри социал ­ демократии. Практическое занятие Гражданская война в США. Развитие западноевропейской  культуры. Литература. Изобразительное искусство. Музыка. Романтизм, реализм, символизм в художественном творчестве. Секуляриза­ ция науки. Теория Ч. Дарвина. Важнейшие научные открытия.  Революция в физике. Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей. Автомобили и воздухоплавание. Практическое занятие Развитие западноевропейской культуры 13 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока Колониальная   экспансия   европейских   стран.   Индия.   Особенности   социально­ экономического и политического развития стран Востока.  Страны Востока и страны Запада:  углубление разрыва в темпах экономического роста.  Значение колоний для ускоренного   развития   западных   стран.   Колониальный   раздел   Азии   и   Африки. Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран. Индия под властью британской короны. Восстание сипаев и реформы в управлении Индии. Практическое занятие Колониальный раздел Азии и Африки Китай и Япония. Начало превращения Китая в зависимую страну. Опиумные войны. Восстание   тайпинов,  его   особенности   и   последствия.  Упадок   и   окончательное закабаление Китая западными странами. Особенности японского общества в период сёгуната   Токугава.   Насильственное   «открытие»   Японии.   Революция   Мэйдзи   и   ее последствия. Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии. 10. Российская империя в ХIХ веке Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры   по   развитию   системы   образования.  Проект   М.М.Сперанского.   Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 года и его последствия. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Отечественная война 1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Герои   войны   (М.И.Кутузов,   П.И.Багратион,   Н.Н.   Раевский,   Д.В.   Давыдов   и   др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 года Заграничный поход русской армии 1813 —1814 годов. Венский конгресс.  Роль России в европейской политике в 1813  —1825 годах.  Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816 — 1825 годах. Аракчеевщина. Военные поселения. Практическое занятие Отечественная война 1812 года. Движение   декабристов.   Движение   декабристов:   предпосылки   возникновения, идейные   основы   и   цели,   первые   организации,   их   участники.   Южное   общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт­Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. Внутренняя   политика   Николая   I.  Правление   Николая   I.  Преобразование   и укрепление   роли   государственного   аппарата.  Кодификация   законов.   Социально­ экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос. Реформа   управления   государственными   крестьянами   П.   Д.   Киселева.   Начало   про­ мышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа   Е.   Ф.   Канкрина.  Политика   в   области   образования.  Теория   официальной народности (С. С. Уваров). Общественное   движение   во   второй   четверти  XIX  века.   Оппозиционная   обще­ ственная мысль. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Славянофилы (К.С. и И.С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К.Д.Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н.Грановский и др.). Революционно­социалистические течения (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г. Белинский). Общество петрашевцев. Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность. Практическое занятие Общественное движение в первой половине XIX века Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Россия и революционные события  1830  —1831 и  1848  —1849 годов  в  Европе.  Восточный  вопрос.  Войны  с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853 — 1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя и ее герои. Отмена крепостного права и реформы 60 — 70­х годов XIX века. Контрреформы. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр  II  и его окружение. Планы   и   проекты   переустройства   России.  Подготовка   крестьянской   реформы. Разработка   проекта   реформы   в   Редакционных   комиссиях.   Основные   положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного   права.   Земская   и   городская   реформы,   создание   системы   местного самоуправления.   Судебная   реформа,   суд   присяжных.   Введение   всеобщей   воинской 14 повинности. Реформы в области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860 — 1870­х годов. «Конституция М.Т.Лорис­Меликова». Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия. Практические занятия Отмена крепостного права в России «Великие реформы» Александра II Общественное движение во второй половине  XIX века. Общественное движение в России   в   последней   трети  XIX  века.   Консервативные,   либеральные,   радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л.   Лавров,   П.   Н.   Ткачев),   организации,   тактика.   Деятельность   «Земли   и   воли»   и «Народной воли».  Охота народовольцев на царя.  Кризис революционного народни­ чества. Основные идеи либерального народничества. Распространение марксизма и зарождение российской социал­демократии. Начало рабочего движения. Экономическое развитие во второй половине XIX века. Социально­экономическое развитие   пореформенной   России.   Сельское   хозяйство   после   отмены   крепостного права.   Развитие   торговли   и   промышленности.  Железнодорожное   строительство. Завершение   промышленного   переворота,   его   последствия.   Возрастание   роли   госу­ дарства   в   экономической   жизни   страны.   Курс   на   модернизацию   промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н.Х.Бунге, С.Ю.Витте). Разработка рабочего законодательства. Внешняя политика России во второй половине XIX века. Европейская политика. А. М.   Горчаков   и   преодоление   последствий   поражения   в   Крымской   войне.   Русско­ турецкая война 1877— 1878 годов, ход военных действий на Балканах — в Закавказье. Роль   России   в   освобождении   балканских   народов.  Присоединение   Казахстана   и Средней Азии. Заключение русско­французского союза. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века. Русская культура XIX века. Развитие науки и техники (Н. И.Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби, А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Географические экспедиции,  их участники. Расширение сети школ и универси­ тетов. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой   век   русской   литературы:   писатели   и   их   произведения   (В.   А.   Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.). Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Становление и развитие национальной музыкальной школы (М.И.Глинка, П.И. Чайковский, Могучая кучка). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура: стили (русский ампир, классицизм),   зодчие   и   их   произведения.   Место   российской   культуры   в   мировой культуре XIX века. Практическое занятие Русская культура в XIX веке 11. От Новой истории к Новейшей Мир в начале ХХ века. Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте   мира.   Первые   войны   за   передел   мира.   Окончательное   формирование   двух блоков в Европе (Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними.  Военно­политические   планы   сторон.  Гонка   вооружений.  Балканские   войны. Подготовка к большой войне. Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и социальные реформы. Реформизм в деятельности правительств. Влияние достижений научно­технического прогресса. Пробуждение Азии в начале ХХ века. Колонии, зависимые страны и метрополии. Начало   антиколониальной   борьбы.  Синьхайская   революция   в   Китае.   Сун   Ятсен. Гоминьдан. Кризис  Османской империи и Младотурецкая революция.  Революция в Иране. Национально­освободительная борьба в Индии против британского господства. Индийский национальный конгресс. М. Ганди. Россия   на   рубеже  XIX—  XX  веков.   Динамика   промышленного   развития.   Роль государства в экономике России.  Аграрный вопрос.  Император Николай II, его по­ литические   воззрения.   Общественное   движение   Возникновение   социалистических   и либеральных организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов,А.М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов, П. Б. Струве). Усиление рабочего и крестьянского движения.   Внешняя   политика   России.   Конференции   в   Гааге.  Усиление   влияния   в 15 Северо­Восточном Китае.  Русско­японская война 1904 —1905 годов: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Революция 1905 —1907 годов в России. Причины революции. «Кровавое воскресе­ нье»   и   начало   революции.  Развитие   революционных   событий   и   политика   властей. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов   гражданского   общества.  Легальные   политические   партии.  Опыт   россий­ ского парламентаризма 1906 — 1917 годов: особенности парламентской системы, ее полномочия   и   влияние   на   общественно­политическую   жизнь,   тенденции   эволюции. Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах. Практическое занятие Революция 1905 – 1907 годов в России Россия   в   период   столыпинских   реформ.   П.   А.   Столыпин   как   государственный деятель. Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. П. А. Столыпин   и   III   Государственная   дума.  Основное   содержание   и   этапы   реализации аграрной   реформы,   ее   влияние   на   экономическое   и   социальное   развитие   России. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы. Другие реформы и их проекты. Экономический подъем. Политическая и общественная жизнь в России в 1910— 1914 годы. Обострение внешнеполитической обстановки. Практическое занятие Россия в период столыпинских реформ Серебряный век русской культуры. Открытия российских ученых в науке и тех­ нике. Русская философия: поиски общественного идеала.  Сборник  «Вехи».  Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство:   традиции   реализма,   «Мир   искусства»,   авангардизм,   его   направления. Архитектура. Скульптура. Музыка. Практическое занятие Серебряный век русской культуры Первая мировая война. Боевые действия 1914 —1918 годов. Особенности и  участники войны. Начальный период боевых действий (август ­ декабрь 1914 года).  Восточный фронт и его роль в войне. Успехи и поражения русской армии. Переход к  позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915 —1917 годах. Брусиловский  прорыв и его значение. Боевые действия в Африке и Азии. Вступление в войну США и выход из нее России. Боевые действия в 1918 году. Поражение Германии и ее  союзников. Первая мировая война и общество. Развитие военной техники в годы  войны. Применение новых видов вооружений: танков, самолетов, отравляющих газов.  Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы.  Государственное регулирование экономики. Патриотический подъем в начале войны.  Власть и общество на разных этапах войны. Нарастание тягот и бедствий населения.  Антивоенные и национальные движения. Нарастание общенационального кризиса в  России. Итоги Первой мировой войны. Парижская и Вашингтонская конференции и их решения. Практические занятия Первая Мировая война. Начальный период боевых действий. Восточный фронт и его роль в Первой Мировой войне Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю. Причины революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало Великой российской революции. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Вопросы о войне и земле. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина и программа партии большевиков о переходе от буржуазного этапа революции к пролетарскому (социалистическому). Причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства. Конец двоевластия. На пороге экономической катастрофы   и   распада:   Россия   в   июле   —   октябре   1917   года.   Деятельность   А.   Ф. Керенского во главе Временного правительства. Выступление Л. Г. Корнилова и его провал. Изменения в революционной части политического поля России: раскол эсеров, рост влияния большевиков в Советах. Октябрьская революция в России и ее последствия. События 24 — 25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным.  Союз больше­ виков и левых эсеров. Установление власти Советов в основных регионах России. II Всероссийский   съезд   Советов.   Декреты   о   мире   и   о   земле.   Формирование   новых органов власти.  Создание ВЧК, начало формирования  Красной Армии.  Отношение большевиков к созыву Учредительного собрания. Причины разгона Учредительного 16

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива

Рабочая программа по истории по профессии Машинист локомотива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2018