Рабочая программа по истории России составлена к новой предметной линии учебников, предложенных издательством " Просвещение". Данная предметная линия составлена авторским коллективом под редакцией А.В.Торкунова. Она была составлена в соответствии с переходом к историко-культурному стандарту при изучении истории . Данная рабочая программа рассчитана на 40 часов изучения.
история России 6 кл.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История» в 6
классе составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
основногообщего образования 2009 г, Образовательной
программы школы, на основе рабочей программы и
тематического планирования курса «Истории России 69
классы» под редакцией А.А.Данилова, О.Н.Журавлёва,
И.Е.Барыкина к предметной линии учебников Н. М.
Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В.
Торкунова в основной школе (6—9 классы)
Историческое образование на ступени среднего (полного)
общего образования способствует формированию
систематизированных знаний об историческом прошлом,
обогащению социального опыта учащихся при изучении и
обсуждении исторически возникших форм человеческого
взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности
учащихся к пониманию исторической логики общественных
процессов, специфики возникновения и развития различных
мировоззренческих, ценностномотивационных, социальных
систем.
Курс «История России» даёт представление об основных
этапах исторического пути России, при этом внимание
уделяется целостной и выразительной характеристике
основных исторических эпох. Важная особенность курса
заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами
мировой истории.
В современном плюралистическом российском обществе
единая концепция исторического образования выступает в
качестве общественного договора, призванного обеспечить
согласованную и поддержанную обществом версию
отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не
исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в
рамках исторических исследований, а также методических
подходов к преподаванию отечественной истории на
различных этапах обучения и воспитания
учащихся. Центральной идеей концепции является
рассмотрение истории формирования государственной
территории и единого многонационального российского
народа. Судьба России созидалась единением разных народов,
традиций и культур. Это обусловило ключевую роль
этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение
единства, гармонии и согласия в российском
многонациональном обществе.
В современном мире особое значение приобретают духовно
нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких
качеств как толерантность и уважение к другим культурам,
готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что
подразумевает овладение знаниями об особенностях
национальных культур, культуроведческих основах,
социальных явлений и традиций.
Основой для данного курса является Концепция духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. Основной целью обучения в организации учебного
процесса в 6классе:
является формирование у обучающихся целостной картины
российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь
всех ее этапов, их значимость для понимания современного
места и роли России в мире, важность вклада каждого народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам
развития российского государства и общества, а также
современного образа России.
Данная цель обусловливает решение следующих задач:
Формирование основ гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации личности
обучающегося, осмысление им опыта российской истории как
части мировой истории, усвоение базовых национальных
ценностей современного общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития
человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и
культурной сферах, приобретение опыта историко
культурного, цивилизационного подходов к оценке
социальных явлений, современных глобальных процессов;
воспитание уважения к историческому наследию; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся, сложившихся
в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном
мире;
формирование у школьников умений применять исторические
знания для осмысления сущности современных общественных
явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном
обществе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Школьный курс «История России» в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом
адресован учащимся среднего школьного возраста и
предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к
своему Отечеству и другим народам, и государствам, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа; формирование готовности к
нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию.Дети среднего школьного возраста начинают
приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки,
осознавать необходимость соблюдения определенных правил.
Это годы подражания старшим и усвоения социальных
навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма,
свойственного раннему детству. Появляется стремление
сообразовываться с конкретными требованиями жизни.
Творческие устремления детей получают определенную
конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных
видах и формах деятельности. Происходит оформление
моральных идей и правил. В начальной школе продолжается
процесс социальноличностного развития ребенка. Появляется
система представлений об окружающих людях, о нравственно
этических нормах, на основе которых строятся
взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.
Особую роль играет духовнонравственное воспитание. В
среднем школьном возрасте продолжается процесс
формированиянравственного мирачеловека, который включает
в себя три уровня: Мотивационнопобудительный. Содержит в себе мотивы
поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот
уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки
поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и
обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственноэмоциональный. Он состоит из нравственных
чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость,
сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они
непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства
приобретаются человеком в результате воспитания и являются
важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания
понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни,
долге.
Общая характеристика курса
Преподавание курса «История России с древнейших времен
до конца XVI века» предполагает детальное и подробное
изучение истории родной страны, глубокое понимание ее
противоречивых процессов, различных точек зрения и
трактовок. Изучение зарубежной истории помогает
определить место России в истории человечества
Место курса «Истории России» в учебном плане.
Программа этого модуля рассчитана на 40 часов, 2 раза в
неделю
Планируемые результаты
Обучение детей истории средних веков и истории России
должно быть направлено на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения
содержания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета К важнейшим личностным результатам изучения истории в
основной школе относятся :
первичная социальная и культурная идентичность на основе
усвоения системы исторических понятий и представлений о
прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально
положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие культурного многообразия народов
России и мира, понимание важной роли взаимодействия
народов;
изложение своей точки зрения, её аргументация (в
соответствии с возрастными возможностями);
Уважительное отношение к прошлому, к культурному и
историческому наследию через понимание исторической
обусловленности мотивации поступков людей
предшествующих эпох;
Навыки осмысления социально нравственного опыта
предшествующих поколений;
Уважение к народам России и мира и принятие их культурного
многообразия, понимание важной роли взаимодействия
народов в процессе формирования древнерусской народности;
проявление эмпатии как понимания чувств других людей и
сопереживания им;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически
возникавшими мировоззренческими системами (под
руководством учителя);
Следование этическим нормам и правилам ведения диалога в
соответствии с возрастными возможностями, формирование
коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание собственных достижений, а также
достижений других обучающихся (под руководством
педагога); Метапредметные результаты изучения истории в основной
школе выражаются в умениях:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи
в учёбе и познавательной деятельности;
Планировать при поддержке учителя пути достижения
образовательных целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
работать с учебной и внешкольной информацией,
(анализировать графическую, художественную, текстовую,
аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять
план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д);
критически оценивать достоверность информации (с помощью
педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя
главную и второстепенную;
использовать в учебной деятельности современные источники
информации, находить информацию в индивидуальной
информационной среде, среде образовательного учреждения,
федеральных хранилищах образовательных информационных
ресурсов и Интернете под руководством педагога;
использовать ранее изученный материал для решения
познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии,
классифицировать явления, с помощью учителя выбирать
основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в
соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); применять начальные исследовательские умения при решении
поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных видах публичных выступлений
(высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация,
дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
использовать ИКТтехнологии для обработки, передачи,
систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы,
распределять обязанности, отслеживать продвижение в
выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать
индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех
участников в общий результат
Предметные результаты изучения истории включают:
•определение исторических процессов, событий во
времени, применение основных хронологических понятий,
терминов (век, его четверть, треть);
установление синхронистических связей истории России и
стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и
терминов;
овладение элементарными представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с
древности, начале исторического пути России и судьбах
народов, населяющих её территорию; Использование знаний о территориях и границах,
географических особенностях, месте и роли России во
всемирно историческом процессе
использование сведений из исторической карты как источника
информации;
описание условий существования, основных занятий, образа
жизни народов России, исторических событий и процессов;
сопоставление развития Руси и других стран в период
Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи
с понятиями «централизованное государство», «всероссийский
рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными
явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов
России;
высказывание суждений о значении и месте исторического и
культурного наследия предков;
поиск информации в источниках различного типа и вида (в
материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых
документов, публицистических произведений и др.);
анализ информации о событиях и явлениях прошлого с
использованием понятийного и познавательного
инструментария социальных наук;
сравнение (под руководством учителя) свидетельств
различных исторических источников, выявление в них общих
черт и особенностей;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление
и обобщение фактов, раскрытие причинноследственных
связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических
и социальных отношений и политического строя на Руси и в
других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений,
представлений средневекового человека о мире;
понимание исторической обусловленности и мотивации
поступков людей эпохи Средневековья, оценивание
результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических
установок, национальных интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и
оценок исторических событий и личностей;
определение и аргументация собственного отношения к
дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности,
представление её результатов как по периоду в целом, так и
по отдельным тематическим блокам;
поиск и презентация материалов истории своего края, страны,
применение краеведческих знаний при составлении описаний
исторических и культурных памятников на территории
современной Российской Федерации;
расширение опыта применения историкокультурного,
историкоантропологического, цивилизационного подходов к
оценке социальных явлений;
понимание культурного многообразия народов Евразии в
изучаемый период, личностное осмысление социального,
духовного, нравственного опыта народов России.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от
деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального
поведения;
развитие доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных
состояний;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в различных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной
деятельности; поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе
оценки и учета характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств
информационно
коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров, осознанного построения речевых
высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать
возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно решать конфликты посредством
интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие личностью ценностей:
Отечество, семья, религия как основы религиозно
культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной
морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской
этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории
и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности;
формирование первоначального представления об
отечественной религиознокультурной традиции как духовной
основе многонационального, многоконфессионального народа
России;
осознание ценности человеческой жизни.
Основное содержание курса
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ
ГОСУДАРСТВУ
(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)
Введение
Предмет отечественной истории. История России как
неотъемлемая часть всемирноисторического процесса.
Факторы самобытности российской истории. Природный
фактор в отечественной истории. Источники по российской
истории. Историческое пространство и символы российской
истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России. Народы и государства на территории нашей страны в
древности
Появление и расселение человека на территории современной
России. Первые культуры и общества.
Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.
Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего
Востока.
Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские
племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I
тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы.
Гуннское царство в предгорном Дагестане.
Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого
переселения народов.
Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян.
Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных,
западных и южных славян. Славянские общности Восточной
Европы. Их соседи — балты, финноугры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и
политическая организация. Возникновение княжеской власти.
Традиционные верования славян.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего
Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков,
огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат;
Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат.
Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский
каганат. Киданьское государство. Аварский каганат.
Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно
угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских
общин.
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего
Средневековья. Норманнский фактор в образовании
европейских государств.
Предпосылки и особенности складывания государства Русь.
Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье).
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности.
Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в
Киев.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Формирование территории государства Русь.
Социальноэкономический строй ранней Руси. Земельные
отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие
русские города, развитие ремёсел и торговли.
Отношения Руси с соседними народами и государствами:
Византией, странами Северной и Центральной Европы,
кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы
геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и
значение. Владимир I Святой.
Зарождение ранней русской культуры, её специфика и
достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности.
Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие,
поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество.
Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы.
Декоративноприкладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы
власти и управления. Внутриполитическое развитие.
Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право:
Русская Правда, церковные уставы.
Социальноэкономический уклад. Земельные отношения.
Уровень социальноэкономического развития русских земель.
Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои
древнерусского общества. Зависимые категории населения.
Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие
международных связей Русского государства, укрепление его
международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет».
Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное
зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.
Комплексный характер художественного оформления
архитектурных сооружений. Значение древнерусской
культуры в развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная
жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети
и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.
Изменения в повседневной жизни с принятием христианства.
Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины,
особенности и последствия политической раздробленности на
Руси. Формирование системы земель — самостоятельных
государств.
Изменения в политическом строе.
Эволюция общественного строя и права. Территория и
население крупнейших русских земель. Рост и расцвет
городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях
политической децентрализации.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных
центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово
о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его
завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние
на развитие народов Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и
их последствия. Образование Золотой Орды.
Русские земли в составе Золотой Орды. Политико
государственное устройство страны. Система управления.
Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города.
Международная торговля.
Влияние Орды на политическую традицию русских земель,
менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей. Южные и
западные русские земли. Возникновение Литовского
государства и включение в его состав части русских земель.
Северозападные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с
экспансией крестоносцев на западных границах Руси.
Александр Невский. Политический строй Новгорода и
Пскова.
Княжества СевероВосточной Руси. Борьба за великое
княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы.
Усиление Московского княжества. Иван Калита.
Народные выступления против ордынского господства.
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление
первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви.
Принятие ислама и его распространение. Русская
православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский.
Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской
земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись.
Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную
жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение
русских земель.
Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие
русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское,
Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с
Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй
четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков
в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве.
Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского
Судебника. Государственные символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель.
Установление автокефалии Русской православной церкви.
Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание
общерусское и региональное. «Хождение за три моря»
Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский
Кремль.
Повседневная жизнь и быт населения. Планирование преподавания и структура учебного
содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «
История» для 6 класса. «Истории России 69 классы» под
редакцией А.А.Данилова, О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина к
предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А.
Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной
школе (6—9 классы) под ред. А.А.Данилов
Учебный план.
1
2
3
4
5
6
Введение
Народы и государства на территории
нашей страны в древности
Русь в IXпервой половине XII вв
Русь в середине XIIначале XIIIвв
Русские земли в середине XIIIXIVвв
Формирование единого русского
государства
1ч
5 ч
11 ч
5 ч
10 ч
8 ч
Календарно тематическое планирование
1
1
Введение (1 ч)
Наша Родина Россия
Тема 1. Народы и государства на
территории нашей страны в древности ( 5
ч) 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3
4
5
Древние люди и их стоянки на территории
современной России.
Неолитическая революция. Первые
скотоводы, земледельцы, ремесленники.
Образование первых государств
Восточные славяне и их соседи.
Повторительно обобщающий урок по теме 1
Тема 2 Русь в IXпервой половине XIIвв (11
ч)
Первые известия о Руси.
Становление Древнерусского государства.
Становление Древнерусского государства
Правление князя Владимира. Крещение Руси.
Русское государство при Ярославе Мудром.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах.
Общественный строй и церковная
организация на Руси.
Культурное пространство Европы и культура
Древней Руси.
Повседневная жизнь населения.
Место и роль Руси в Европе. Повторительно
обобщающий урок по теме 2.
Урок истории и культуры родного края в
древности.
Тема 3 Русь в середине XIIначале XIIIвв
(5 ч)
Политическая раздробленность в Европе и на
Руси.
Владимиро Суздальское княжество.
Новгородская республика.
Южные и югозападные русские княжества.
Повторительнообобщающий урок по теме 3
Тема 4 Русские земли в середине XIII
XIVвв (10 ч) 23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
Монгольская империя и изменение
политической картины мира.
Батыево нашествие на Русь.
Северо Западная Русь между Востоком и
Западом.
Золотая Орда: государственный строй,
население, экономика и культура.
Литовское государство и Русь
Усиление Московского княжества в Северо
Восточной Руси.
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Куликовская битва.
Развитие культуры в русских землях во
второй половине XIIIXIVвв
Родной край в истории и культуре Руси.
Повторительнообобщающий урок по теме 4.
Тема 5 Формирование единого русского
государства (8 ч)
Русские земли на политической карте Европы
и мира в начале XVв
Московское княжество в первой половине
XVв.
Распад Золотой Орды и его последствия.
Московское государство и его соседи во
второй половине XVв.
Русская православная церковь в XVначале
XVI вв.
Человек в Российском государстве второй
половины XVв.
Формирование культурного пространства
единого Российского государства
Повторительно обобщающий урок по теме 5. Информационнообразовательные ресурсы.
Нормативноправовое обеспечение образовательного
процесса
Федеральный государственный образовательный
стандарт второго поколения (приказ Минобрнауки РФ
от 6 октября 2009 г.)
Примерная программа основного общего образования
по истории;
Основная образовательная программа школы.
Учебно – методическое обеспечение образовательного
процесса.
История России. Атлас. /авт. А.Ю.Мерзликин,
И.Г.Старкова. М.; Просвещение, 2016 г. История России. Контурные карты. / авт. В.В.Тороп.
М.; 2016 г.
История России. Поурочные рекомендации.6 класс.
/авт. О.Н.Журавлёва. М.; 2016 г.
А.А.Данилов, О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина Рабочая
программа и тематическое планирование курса
«История России» 69 кл. М., «Просвещение» 2016г
Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов История России 6 кл.М.,
« Просвещение» 2016 г
Образовательные электронные ресурсы
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно
образовательных ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru/ Единая коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
Лист внесения изменений
Дата
Содержание
Примечание Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по
истории..
Ответ оценивается отметкой «5» , если ученик:
• полно раскрыл содержание материала в объеме,
предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной
логической последовательности, точно используя
специальную терминологию и символику;
• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики,
сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения
конкретными примерами, применять их в новой ситуации при
выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных
сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость
используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны однадве неточности при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик
легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: • он удовлетворяет
в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет
один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие
содержание ответа;
• допущены один — два недочета при освещении основного
содержания ответа, исправленные на замечания учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко
исправленные по замечанию учителя.
Отметка «З» ставится в следующих случаях: • неполно или
непоследовательно раскрыто содержание материала, но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала;
• имелись затруднения, или допущены ошибки в определении
понятий, использовании специальной терминологии,
чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой
ситуации при выполнении практического задания, но
выполнил задания обязательного уровня сложности по данной
теме;
• при знании теоретического материала выявлена
недостаточная сформированность основных умений
и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: • не раскрыто
основное содержание учебного материала;
• обнаружило незнание или непонимание учеником большей
или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при
использовании специальной терминологии, в рисунках,
чертежах или в графиках, в выкладках, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. . Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры
целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и
Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика воз
никновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с
собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место
церкви феодальном государстве.
Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в
западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования,
науки. Складывание нового образа человека и отношений. Введение в историю
История – наука о прошлом человечества. Что изучает история древнего мира? Исторические источники. Географическое и
историческое пространство.
Цивилизация и её составные части. Культура материальная и духовная. Цивилизации – культурные общности, существующие
во времени и пространстве. Отличие одной цивилизации от другой.
Раздел I. Жизнь первобытных людей
Первобытные собиратели и охотники.
Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные отличия от животных.
Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания. Занятия и жизнь древнего человека.
Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Присваивающее хозяйство
древнего человека: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю.
Зарождение искусства. Наскальная живопись. Появление религиозных представлений.
Первобытные земледельцы и скотоводы.
Совершенствование орудий труда. Переход к производящему хозяйству – возникновение земледелия и скотоводства. Начало
развития ремесла и торгового обмена. Род и племя.
Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Соседская община. Возникновение
рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Появление письменности.
Счёт лет в истории. Лента времени.
Повторительнообобщающий урок.
Раздел II. Древний Восток.
Древний Египет.
Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в древнем Египте. Оросительная
система. Шадуфы. Северное и Южное царства. Объединение Египта. Общественное устройство Древнего Египта.
Труд земледельцев. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.
Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба,
положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.
Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь. Жрецы и
религиозные обряды. Обожествление фараона. Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта.
Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская
литература.
Повторительнообобщающий урок.
Передняя Азия в древности.
Местоположение Междуречья, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего
междуречья.
Совершенствование орудий труда. Переход к производящему хозяйству – возникновение земледелия и скотоводства. Начало
развития ремесла и торгового обмена. Род и племя.
Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Соседская община. Возникновение
рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Появление письменности.
Счёт лет в истории. Лента времени.
Повторительнообобщающий урок.
Раздел II. Древний Восток.
Древний Египет.
Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в древнем Египте. Оросительная
система. Шадуфы. Северное и Южное царства. Объединение Египта. Общественное устройство Древнего Египта.
Труд земледельцев. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.
Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба,
положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.
Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь. Жрецы и
религиозные обряды. Обожествление фараона. Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта.
Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская
литература.
Повторительнообобщающий урок.
Передняя Азия в древности.
Местоположение Междуречья, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего
междуречья. Возникновение городовгосударств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Клинопись.
Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Город Вавилон –
«ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии.
Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние
путешествия финикийцев. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.
Еврейские племена скотоводовкочевников. Мифы и предания древних евреев. Религия. Положение Ассирии. Перемены в хозяйстве и военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание
первой мировой державы. Столица Ассирии – Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии.
Библиотека Ашшурбанипала.
Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I – «царство стран».
Повторительнообобщающий урок.
Индия и Китай в древности.
Природные условия древней Индии. Население и его основные занятия. Индийские касты. Представление о богах и
переселении душ. Культура древней Индии.
Зарождение китайской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учитель мудрости – Конфуций. Китайская
религии я и мифология.
Деятельность ЦиньШихуанди. Власть китайского императора. Великая китайская стена. Достижения хозяйства. Культура
Древнего Китая.
Повторительнообобщающий урок.
Раздел III. Древняя Греция.
Древнейшая Греция.
Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории
Древней Греции.
Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Кносский дворец. Древнейшая греческая
письменность. Гибель Критского царства и Микен.
Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник. Троянская война и её причины.
Поэма Гомера «Одиссея».
Боги – покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о
Геракле. Культура – объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации.
Граждане полисов. Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения. Афины – главный город Аттики.
Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев.
Демос и аристократия. Законы Драконта. Законодательство солона6 отмена долгового рабства и перемены в управлении
государством. Основные черты афинской демократии.
Природа и хозяйство Лаконики. Плутарх о спартанцах. Отношения между спартанцами и илотами. Управление и военное
дело в Спарте. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе.
Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения.
Виды состязаний. Награждение победителей .Легенды о знаменитых атлетах древности.
Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в
Средиземноморье.
Причины Грекоперсидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Марафонская битва и её значение. Создание
Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение
победы греческих полисов над восточной деспотией.
Повторительнообобщающий урок.
Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.
Восстановление города после разрушения его персами. Быт простых граждан. Гавани Пирея. Труд рабов и их положение в
обществе.
Главная площадь Афин – Агора. Район Афин Керамик и искусство изготовления чернофигурных и краснофигурных сосудов.
Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.
Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры, гимнасии). Кто учился в афинских школах. Чему и
как учили. Греческий алфавит. Домашнее образование. Педагоги.
Праздники в честь Диониса. Возникновение театра. Трагедия и комедия. Устройство театров и актёры. Значение театров в
общественной жизни полисов.
Возвышение Афин. Положение афинских граждан и их союзников. Афины при Перикле. Война со Спартой. Народное
собрание, его функции и порядок работы. Суд черепков. Система государственных должностей и плата за них.
Повторительнообобщающий урок.
Македонские завоевания в IV веке до н.э.
Македонское царство – природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп и подчинение им Греции. Приход
Александра к власти.
Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание державы Александра. Идея всемирного
завоевания и поход в Индию. Смерть Александра. Распад державы Александра Македонского. Александрия Египетская.
Повторительнообобщающий урок.
Раздел IV. Древний Рим.
Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией.
Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Миф об основании Рима. Возникновение римской
гражданской общины. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме. Верования и обычаи древних римлян. Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге
гражданина). Покорение народов Италии и война с царём Пирром. Образование и структура римскоиталийского союза.
Предания о первых римских царях. Установление республики в Риме и ее аристократический характер. Борьба плебеев и
патрициев и её влияние на систему управления.
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.
Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. 1я, 2я Пуническая война. Образование первых
римских провинций. Вторжение Ганнибала в Италию, битва при Каннах. Поражение Карфагена. Сципион Африканский.
Разгром Сирии и подчинение Македонского царства. Союзы греческих городов под властью Рима. Установление римского
господства на всём Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями).
Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Значение рабства в экономике Рима. Рабство и
гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Городская культура.
Повторительнообобщающий урок.
Гражданские войны в Риме.
Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Перемены
в комплектовании армии и их значение. Гражданские войны в римской республике. Восстание Спартака – причины, ход и значение его
для римской истории.
Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры
Цезаря. Заговор против Цезаря и его гибель. Новые гражданские войны и падение республики. Борьба Антония и Октавиана за власть.
Октавиан август – первый римский император.
Могущество и гибель Римской империи.
Личность императора Нерона. Сенека и Нерон. Пожар в Риме
Евангелие о земной жизни Иисуса Христа. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение
христианства в Римской империи
Взаимоотношения Римской империи с её соседями. Захват новых владений и оборона старых. Император Траян – «лучший из
императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам.
Рим («вечный город») – столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса.
Римские достижения в архитектуре.
Реформы Константина по укреплению империи. Создание новой формы правления. Армия поздней Римской империи. Указ
императора Константина и перемены в положении христиан.
Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. Натиск
германских на западную Римскую империю. Взятие Рима готами. Распад и гибель Западной Римской империи.
Повторительнообобщающий урок.
Учебный план
№ п/п
1
2
3
4
Введение.
Жизнь первобытных людей
Древний Восток
Древняя Греция
Тема
Количество
часов
2
5+1
18+2
20+1 5
Древний Рим
Итого
17+2
68
Календарнотематическое планирование
№ п/п
№ урока в
разделе
Раздел, название темы урока в поурочном планировании
Дата
Введение. ( 1час)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
2
3
1
2
1
1
1
2
3
4
5
6
7
1
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
1
1
2
3
4
5
1
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов.Счёт
лет в истории
Раздел 1 Жизнь первобытных людей ( 6часов)
Тема 1 Первобытные охотники и собиратели ( 3 часа)
Древнейшие люди.
Родовые общины охотников и собирателей.
Возникновение искусства и религии.
Тема 2 Первобытные земледельцы и скотоводы. ( 2 часа)
Возникновение земледелия и скотоводства
Появление неравенства и знати.
Повторение по теме : «Первобытные люди»
Тема 3 Счёт лет в истории (1 час)
Измерение времени по годам.
Раздел 2 Древний Восток ( 18 часов).
Тема 4 Древний Египет ( 7 ч)
Государство на берегах Нила.
Как жили земледельцы и ремесленники
Жизнь египетского вельможи.
Военные походы фараонов
Религия древних египтян.
Искусство древних египтян.
Письменность и знания древних египтян.
Повторение по теме «Древний Египет»
Тема 5 Западная Азия в древности ( 7 часов)
Древнее Двуречье.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Финикийские мореплаватели.
Библейские сказания.
Древнееврейское царство.
Ассирийская держава.
Персидская держава «царя царей».
Тема 6 Индия и Китай в древности (4 часа)
Природа и люди Древней Индии.
Индийские касты.
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Первый властелин единого Китая.
Повторение по теме «Вклад народов Востока в мировую историю
и культуру»
Раздел 3 Древняя Греция ( 20 часов)
Тема 7 Древнейшая Греция. ( 5 часов)
Греки и критяне.
Микены и Троя.
Поэма Гомера «Иллиада».
Поэма Гомера «Одиссея».
Религия древних греков.
Тема 8 Полисы Греции и их борьба с персидским
нашествием. (7 часов)
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. 35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
1
2
3
1
1
2
3
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
2
1
2
Зарождение демократии в Афинах.
Древняя Спарта.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.
Олимпийские игры в древности.
Победа греков над персами в Марафонской битве.
Нашествие персидских войск на Элладу.
Тема 9 Возвышение Афин в V в. До нашей эры и расцвет
демократии ( 5 часов).
В гаванях афинского порта Пирей.
В городе богини Афины.
В афинских школах и гимнасиях.
В театре Диониса.
Афинская демократия при Перикле.
Тема 10 Македонское завоевание IVв до н.э. (3 часа)
Города Эллады подчиняются Македонии.
Поход Александра Македонского на Восток.
В Александрии Египетской.
Повторение по теме « Вклад древних эллинов в мировую
культуру».
Раздел 4 Древний Рим. (17 часов)
Тема 11 Рим: от его возникновения до установления
господства над Италией. ( 3 часа)
Древнейший Рим.
Завоевание Римом Италии.
Устройство Римской республики.
Тема 12 Рим сильнейшая держава Средиземноморья. ( 3
часа)
Вторая война Рима с Карфагеном.
Установление господства Рима во всём Восточном
Средиземноморье.
Рабство в Древнем Риме.
Тема13 Гражданские войны в Риме. ( 4 часа)
Земельный закон братьев Гракхов.
Восстание Спартака.
Единовластие Цезаря.
Установление империи.
Тема 14 Римская империя в первые века нашей эры.( 5
часов)
Соседи Римской империи.
Рим при императоре Нероне.
Первые христиане и их учение.
Расцвет Римской империи
«Вечный город» и его жители.
Тема 15 Разгром Рима германцами и падение Западной
Римской империи. (2 часа)
Римская империя при Константине.
Взятие Рима варварами.
Итоговое повторение. ( 2часа)
Итоговое повторение
Итоговое повторение.
Информационнообразовательные ресурсы
Нормативноправовое обеспечение образовательного процесса
1.
2.
3.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6
октября 2009г.)
Примерная программа основного общего образования по истории;
Основная образовательная программа школы.
Учебно методическое обеспечение образовательного процесса
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5
класс«Просвещение»,2014г
История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. 5 класс
Г. И. Годер. Всеобщая истор«ия. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях«Просвещение»,2014г
Е. А. Крючкова. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс
«Просвещение»,2014г
И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс«Просвещение»,2014г
Образовательные электронные ресурсы
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
Лист внесения изменений
Дата
Содержание
Примечание Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по истории
1. Ответ оценивается отметкой «5» , если ученик:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию
и символику;
• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении
практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе
умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны однадве неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию
учителя.
2. Ответ оценивается отметкой «4», если:
• он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; • допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по
замечанию учителя.
3. Отметка «З» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
• имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках,
исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания
обязательного уровня сложности по данной теме;
• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
4. Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках,
в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ
______________ по УВР_____________ «Михайловская СОШ»
Русакова Л.Н. Новикова Н.И. _________________
Протокол № «___»__________2016 г. Казанцева Л.Г.
«__»______2016г. Приказ №_____
от « »_________2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука нравственности»
5 класс (34 час.)
Составитель: Русакова Любовь Николаевна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Михайловка
2016 г.
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Рабочая программа по истории России для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.