Курс истории России направлен на формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлен таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Определенной новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.Содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МОРОЗОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРАМОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Парамоновская ООШ
Приказ от 30.08.2016г. №30
____________/Е.А.Ермолова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории
Уровень общего образования (класс): основное общее 7 класс
Количество часов: 67 часов
Учитель: Царану Надежда Петровна
Программа разработана на основе
Федеральной примерной программы основного общего образования по
истории, созданной на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
Авторской программы «Новая история 78 классы» под редакцией А. Я.
Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. М.: «Просвещение».
История России.69 классы /авт.сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина/ М.
«Просвещение», рекомендованной Департаментом общего среднего
образования Министерства образования Российской ФедерацииПояснительная записка
к рабочей программе по истории (7 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федеральной примерной программы основного общего образования по
истории, созданной на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
История России.69 классы /авт.сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина/ М.
«Просвещение»,
рекомендованной Департаментом общего среднего
образования Министерства образования Российской Федерации
Авторской программы «Новая история 78 классы» под редакцией А. Я.
Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. М.: Просвещение.
Основной образовательной программы МБОУ Парамоновской ООШ на 2016
2017 учебный год по БУП – 2004
История России. Конец XVIXVIII век. (7 класс)
Основные цели курса истории России:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о
прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления
прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и
обобщение фактов, раскрытие причинноследственных связей, целей и
результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе
личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей
в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека,
патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям
национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего
народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей
страны.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс истории России направлен на формирование у учащихся
целостного представления об историческом пути России и судьбах
населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных
деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического
материала осуществлен таким образом, чтобы он способствовал воспитанию
гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию
личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание
самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.Определенной новизной предлагаемого варианта программы является
обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской
ментальности, национальной политике.
В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала
учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью
учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также
различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные
срезы. За период изучения курса контроль уровня качества знаний учащихся
будет проходить в виде тестов, фронтальных опросов, а также в виде
докладов, тематических работ, рефератов и творческих заданий.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
В программе по истории на ступени основного общего образования сохранена
традиционная ориентация на фундаментальный характер образования. Место
и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены
его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно
нравственное становление личности человека. Социальные функции
исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с
давних времен до наших дней. Роль учебного предмета «История» в
подготовке учащихся 59 классов к жизни в современном обществе в
значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на
сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я?
Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны
прошлое и современность? Ответы предполагают, вопервых, восприятие
подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и
исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной,
культурной общности и, вовторых, освоение ими знаний по истории
человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути
других народов мира.
Место в учебном плане:
На изучение истории в 7 классе отводится 2 часа в неделю.
Программа по истории для 7 класса составлена на 69 часов (история России
40 часов, новая история 29 часов) в соответствии с учебным планом,
календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ
Парамоновской ООШ на 20162017 учебный год.
Распределение учебного времени по истории России:
I блок: Россия на рубеже XVI – XVIIвв. (4 часа)II блок: Россия в XVIIв. (9 часов)
III блок: Россия при Петре I (10 часов)
IV блок: Россия в 1725 1762гг. (4 часов)
V блок: Россия в 1762 1801гг. (11 часов)
Обобщающее повторение (2 часа)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА:
Россия на рубеже XVIXVII вв. (4ч)
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов.
Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины
Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой
и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Россия в XVII в (9)
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь
Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики
страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего
Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление
городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало
складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства.
Мануфактуры. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение»
1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской
православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в.
Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская
сечь. Освободительная война 16481654 гг. под руководством Б. Хмельницкого.
Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русскопольская
война. Русскошведские и русскотурецкие отношения во второй половине XVII в.
Завершение присоединения Сибири. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы
допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяногреко
латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в
литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков.
Парсуна.
Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четв. XVIII в.) (10)
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство
мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга.
Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России
империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах.
Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированноесословие. Указ о престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических
и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка
городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация
быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.) (4ч)
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль
гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение
прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного
права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в
состав России казахских земель.
Россия во второй половине XVIII в. (11ч)
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная
комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты
дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада.
Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и
крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о
трехдневной барщине.
Русскотурецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья,
Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России
Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская
революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Русская культура второй половины XVIII в.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские
корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические
экспедиции.
Возникновение
профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и
музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и
нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Литература и журналистика.
Крепостной театр.
Обобщающее повторение (2ч)
Новая история (7 класс)
Задача
показать пути развития европейского общества от
Средневековья через Возрождение, Реформацию, эпоху Просвещения,
революции к парламентской демократии и реформам.
Цели:
1. В результате изучения курса Новой истории учащиеся 7 класса должны
получить знания:
о периодизации Нового времени, о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой
цивилизации;
об особенностях ментальности человека Нового времени;
о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного
пути развития общества перед революционным;
о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития
общества;
о новой социальной структуре общества и его движении к реформам
как средству разрешения противоречий;
о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может
реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и
собственность»;
о международных конфликтах, приводивших к войнам;
об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к
секуляризации сознания, о религиозной терпимости;
о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры
и их влиянии на развитие личности человека;
об изменениях в повседневной жизни людей.
2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения
познавательных проблем:
методам исторического анализа (изучение исторических источников,
гипотезы и доказательства в истории);
выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать
поступки, выявлять причины);
анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков,
выявлению общего и различного; объяснению фактов;
сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных
источников информации (находящихся за пределами учебной книги),
существующих в реальной социокультурной среде (книги, музеи,
памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки,
средства массовой информации, компьютерные образовательные
программы, программы дополнительного образования);
разным способам работы с учебной книгой.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа курса охватывает период с 1500 по 1800 гг., с периода начала
Великих географических открытий до периода Великой Французской
буржуазной революции. Основное содержание изучаемого в 7 классе курса
«Новая история. 1500—1800» составляет процесс развития общества в
период раннего Нового времени: кризис традиционного общества, появление
первых ростков
зарождающегося индустриального общества,
сосуществование и противоречия старого и Нового, их различия и, главное,
человек Нового времени.Предлагаемая программа ориентирована на учебник по новой истории «Новая
история. 1500—1800» авторов А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М.
Ванюшкиной, выпущенных в издательстве «Просвещение».
философов,
В учебниках сочетаются авторский текст, документы, извлечения из трудов
ученых,
в которых
раскрываются поставленные проблемы. Применение таких разнообразных
источников делает учебники более интересными по содержанию и позволяет
использовать при изучении курса более разнообразные методы.
публицистических произведений,
В основу программы положено сочетание проблемнотематического,
хронологического,
культурологического принципов
изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать
чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и
процессах.
цивилизационного,
В целях активизации мыслительной деятельности учащихся главы учебников
начинаются введением, где коротко формулируется основная проблема,
которую им предстоит узнать, проанализировать и сделать самостоятельные
выводы. Каждая глава заканчивается заключением — «Подведем итоги» с
вопросами для итогового повторения. Внутреннее образовательное
пространство учебников значительно расширено за счет большого числа
рисунков, цветных иллюстраций, схем, таблиц и карт. Часть рисунков — это
жанровые сцены, позволяющие учащимся получить образные представления о
людях, социальной структуре и быте разных слоев социума в изучаемую
эпоху. Такое образовательное пространство дает возможность учителю
реализовать в процессе работы основные принципы гуманистической
психологии. Содержание учебника и методическое сопровождение позволяют
разнообразить формы занятий и приемы деятельности учителя, проводить
фронтальную, групповую и индивидуальную организацию познавательной
деятельности.
Ценностные ориентиры
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность
узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности
её поступательного развития и ценности. В программе прослеживается
изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все
ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано
представление об особенностях и тенденциях развития мировой цивилизации.
Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное
историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при
соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной
личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма исамоотверженности во имя общества, В этом заключается воспитывающая
функция прошлого, всеобщей истории.
Распределение учебного времени:
НОВАЯ ИСТОРИЯ, ЧАСТЬ 1 (конец XV конец XVIII в.) (28 ч)
Введение 1 час
Тема 1. Мир в начале Нового времени (13 часов)
Тема 2. Первые революции Нового времени (4 часа)
Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (7часов)
Тема 4. Традиционные общества Востока. (2 часа)
Итоговое повторение 1час
СОДЕРЖАНИЕ:
НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в. 7 класс
Введение. Европа и мир в начале 16 века (14 часов)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и
этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека
средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и
экономического развития.
Эпоха Великих. Географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание.
Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему
манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток.
Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг
Африки в Индию.Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка
— встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое
кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в
Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических
представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и
европейская революция цен.
Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для
социального, экономического, политического и культурного развития общества.
Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и
местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Бо
жий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание
национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор,
Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая
торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре.Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура —
капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия
эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа.
Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность
жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. Костюм — «визитная
карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной
жизни общества.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном
государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля
Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство
Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения».
Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные
произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство
Северного Возрождения.
Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и
самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной.
«Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая
Коперника.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие
открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира.
Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене
Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о
«естественных» правах человека и разделении властей.
Первые революции Нового времени (4 ч)
Реформация и контрреформация в Европе
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее
распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель.
Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер
— вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные
события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против
Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор».
Англиканская церковь. Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и
гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Нантский эдикт. Реформы
Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на
европейском континенте.
Ранние буржуазные революции.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды
— «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического
развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испа
нией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны.
Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния.Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая
страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой
половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан.
Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало
революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер
Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы
парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные
последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение
парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии —
создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв.
Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны.
Основные военные действия. Организация европейских армий и их вооружение.
Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия
войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение
колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (7ч)
Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи
Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно
политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.Л.
Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.Ж. Руссо. Критика энциклопедистами фео
дальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей
на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе
и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека
индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки
современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности
эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете.
Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В.
А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и
победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых
гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах.
Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического
предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и
особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая
сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена
технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных
Штатов Америки Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т.
Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г.Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей
Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в.: характеристика социальноэкономического и
политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв
Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия.
Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Декларация нрав
человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение
монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат,
Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство
«Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI:
политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции.
Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны
Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Госу
дарственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (2 ч)
Колониальный период в Латинской Америке
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления.
Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения.
Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники.
Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика
Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник
земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных.
Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих
Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи.
Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи.
«Закрытие» Китая. Русскокитайские отношения. Нерчинский договор 1689 г.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер
общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русскояпонские отношения.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1ч)
Календарный график:
Р.1 Россия на рубеже XVIXVII
вв.
Р.2 Россия в XVIIв.
Р.3 Россия при Петре I
Р. 4 Россия в 1725 1762гг.
Р.5 Россия в 17621801гг.
Обобщающее повторение
7 класс История России
4
9
10
4
11
2
40 часов
02.09. 12.09.
16.09. 14.10.
17.10. – 25.11.
28.11. – 09. 12.
12.12. 30.01.
03.02.; 06.02.
14.10. – тест
25.11. – тест
30.01. – и/а игра
«Карусель»
06.02. тест7 класс Новая история
Введение
Р.1 Мир в начале нового времени
Р.2 Первые революции Нового
времени
Р.3 Эпоха Просвещения
Итоговое повторение
Р.4 Традиционные общества
Востока
1
13
4
7
1
2
28 часов
10. 02.2017г.
13.02. 07.04.
10.04. 21.04.
24.04. 22.05.
12.05.
26.05. 29.05.
07.04. тест
12.05.2017г. тестКалендарно тематическое планирование по истории России. Конец XVIXVIII век. 7 класс
№
уро
ка
Тема
урока
Колво
часов
Дата
проведения
урока
Основные виды учебной деятельности
Дом.
задание
Тема 1: «Россия на рубеже XVI – XVIIвв.» (3ч)
1. Внутренняя и внешняя
политика Бориса
Годунова
2. Смута.
3. Окончание Смутного
времени
4. Итоги Смуты
5. Экономическое
развитие страны в XVII
веке
1
1
1
1
1
02.09.2016г. Работа с текстом учебника и документами. Раскрывать
§ 1
противоречия, существовавшие в русском обществе в
конце 16 века. Характеризовать личность и деятельность
Бориса Годунова
Беседа, самостоятельная работа по учебнику, работа с
источниками. Объяснить смысл понятий Смута,
самозванец, интервенция. Раскрыть, в чем заключались
причины Смуты.
Работа по карте, беседа, самостоятельная работа с
текстом.. Высказывать и обосновывать оценку действий
участников и руководителей ополчений.
Характеризовать итоги и последствия Смуты для
Российского государства
05.09.2016
09.09.2016
12.09.2016
Тема 2: «Россия в XVII веке» (9ч)
16.09.2016
Работа с текстом, беседа, работа с терминами.
Использовать историческую карту для характеристики
геополитического положения России 17в. и при
§ 2
§ 3
§ 13
§ 46. Основные сословия
российского общества
7. Политическое развитие
страны
8. Власть и церковь.
Церковный раскол
9. Народные движения в
XVIIв.
10. Внешняя политика
России в XVII веке
11. Образование и культура
в XVII веке
12. Сословный быт. Обычаи
и нравы
13. Обобщение: «Россия в
XVIIв.»
19.09.2016
23.09.2016
26.09.2016
30.09.2016
03.10.2016
07.10.2016
10.10.2016
14.10.2016
рассмотрении экономического развития страны.
Работа с текстом, беседа. Дать характеристику
основным сословиям российского общества
Решение творческих задач, самостоятельная работа.
Работа со схемой; составить и проанализировать
таблицу; определить актуальность реформ.
Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649г.
при рассмотрении вопроса закрепощения крестьян.
Решение творческих задач, работа с терминами,
характеристика личности исторических деятелей
(патриарха Никона и протопопа Аввакума)
Дискуссия, презентация, беседа, работа в тетрадях.
Составить сравнительную таблицу; определить причины,
масштабы, особенности народных выступлений; делать
выводы.
Работа по карте, беседа, самостоятельная работа по
учебнику. Показывать на карте территорию России, ход
войн и направление военных походов. Объяснять, в чем
заключались цели и результаты внешней политики.
Презентация, беседа, дискуссия с использованием
иллюстраций при рассказе о жизни людей. Составлять
описание памятников культуры 17в. Объяснять, в чем
заключались новые явления в отечественной культуре.
Тест
§ 5
§ 6
§ 7
§ 8
§ 9
§ 10
§ 11
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема 3: «Россия в первой четверти XVIII века» (10ч)14. Предпосылки
петровских
преобразований
15. Петр I. Россия на
рубеже веков.
16. Северная война
17. Полтавская битва
18. Реформы Петра I
19. Экономическое
развитие в I четверти
XVIII века
20. Социальные движения
первой четверти 18в.
21. Изменения в культуре в
I четверти XVIII века
22. Изменения в быте в I
четверти XVIII века
23. Обобщение: »Эпоха
Петра Великого»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17.10.2016 Беседа, анализ документов и текста §, дискуссия.
Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских
преобразований.
21.10.2016 Самостоятельная работа с текстом, собеседование.
24.10.2016 Анализ источников уяснить причины войны.
28.10.2016
07.11.2016
Использовать историческую карту в рассказе о событиях
Северной войны. Итоги и значение победы России в
Северной войне.
Работа по учебнику и с историческими источниками,
беседа, дискуссия. Характеризовать важнейшие
преобразования Петра I и их значение для России.
§ 12
§ 13
§ 14
§ 15
01.11.2016 Беседа, самостоятельная работа с текстом. Объяснять
§ 16
14.11.2016
смысл понятий протекционизм, меркантилизм,
сущность царских указов о единонаследии, подушной
подати.
Работа по карте, анализ источников. Показать на карте
районы народных движений, выяснить их причины и
итоги.
18.11.2016 Сообщения учащихся. Беседа, дискуссия.
21.11.2016
Характеризовать основные преобразования в области
культуры и быта. Составлять описание нравов и быта
Петровской эпохи с использованием информации
исторических источников («Юности честное зерцало»,
изобразительных материалов)
25.11.2016 Тест
§ 17
§18
§19Дворцовые перевороты
24.
25.
28.11.2016
02.12.2016
Тема 4: «Российская империя в 1725 1762гг.» (4ч)
1
Беседа, работа по учебнику, анализ дополнительного
материала (распечатки по теме). Называть события
дворцовых переворотов, их причины, даты, участников и
последствия.
26. Внутренняя политика в
17251762 гг.
27. Внешняя политика
России в 17251762 гг.
1
1
05.12.2016 Анализ источников, беседа, работа с терминами.
09.12.2016
Самостоятельная работа с текстом, беседа, работа по
карте и атласу. Характеризовать внутреннюю и внешнюю
политику преемников Петра I.
28. Внутренняя политика
Екатерины II
29. Крестьянская война
под предводительством
Е.И. Пугачева
30. Экономическое
развитие России во II
половине XVIII века
Внешняя политика
Екатерины II
31
32.
Тема 5: «Российская империя в 1762 1801гг.» (11ч)
1
12.12.2016 Анализ источников, работа с картой, беседа. Раскрыть
1
1
2
сущность понятия просвещенный абсолютизм.
Представлять характеристику (исторический портрет)
Екатерины II и ее деятельности.
16.12.2016 Самостоятельная работа с текстом, беседа, работа по
19.12.2016
23.12.2016
26.12.2016
карте, доклад. Показывать на исторической карте
территорию и ход восстания. Раскрывать причины и
значение восстания. Давать характеристику личности
Е. Пугачева.
Решение творческих задач. Анализировать отрывки из
Жалованных грамот , рассказывать о положении
отдельных слоев российского общества.
Беседа, просмотр иллюстраций, заполнение таблицы.
Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики.
Показывать на карте территории, вошедшие в состав
России в последней трети 18в., составлять исторические
портреты А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и оценивать их
§ 20
21
§ 22
§ 23
§ 24
§ 25,
сообще
ние
§ 26
§ 272833. Россия при Павле I
34. Наука и образование
35.
36.
Художественная
культура
37. Быт и обычаи
38. Обобщение: «Россия в
XVIIXVIII вв».
39. Обобщающее
повторение по курсу
40. Итоговое повторение
1
1
2
1
1
1
1
деятельность.
13.01.2917 Беседа, дискуссия. Составлять исторический портрет
§ 29
Павла I, характеризовать основные направления его
внутренней и внешней политики.
16.01.2017 Самостоятельная работа с текстом, беседа, сообщения
20.01.2017
23.01.2017
учащихся, минипрезентации. Проводить поиск
информации для сообщений о деятелях науки и культуры
18в., составлять описание отдельных памятников
культуры, характеризовать вклад народов России в
мировую культуру 18 века.
Работа с терминами, беседа. Характеризовать быт и
обычаи народов России, культурное наследие родного
края.
27.01.2017
30.01.2017 Интерактивная игра «Карусель»
03.02.2017 Собеседование по вопросам
06.02.2017 Тест
§ 30
§ 31
32,
сообще
ния
§ 33
повтор
ение по
курсуКалендарно тематическое планирование по Новой истории 7 класс
Тема
урока
№
ур
ок
а
1. От Средневековья к Новому
времени
Колво
часов
Дата
проведения
урока
1
10. 02.2017
Основные виды учебной деятельности
Беседа анализ исторических источников.
Объяснять значение понятия Новое время.
2. Технические открытия и выход к
13.02.2017 Работа по карте, беседа, работа по учебнику,
Тема 1: «Мир в начале Нового времени» (13 ч)
Дом.
задание
с. 38
§ 1
§ 2
Мировому океану
3.
Великие географические
открытия и их последствия.
4. Усиление королевской власти в
1
1
анализ документов. Сообщения по теме.
Показывать роль открытий и изобретений для
развития общества в новое время.
17.02.2017 Самостоятельная работа с текстом, беседа,
работа по карте. Показывать на карте маршруты
мореплавателей, открывших новые земли.
Характеризовать значение и последствия
географических открытий.
20.02.2017 Составление схем; составление устного рассказа
§ 3XVI –XVIIвв. Абсолютизм в
Европе
5. Дух предпринимательства
преобразует экономику
6. Европейское общество в раннее
Новое время. Повседневная
жизнь.
7. Великие гуманисты Европы
8. Мир художественной культуры
Возрождения
9.
Рождение новой европейской
науки
10. Реформация в Европе
11. Контрреформация в Европе
12. Англия в конце XV I пол.XVIвв.
13. Религиозные войны и укрепление
абсолютной монархии во
Франции
по сюжету, беседа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27.02.2017 Решение творческих задач, работа с терминами
§ 4
мануфактура, капитализм. Объяснять
предпосылки формирования и сущность
капиталистического производства.
03.03.2017 Дискуссия, презентация, беседа. Характеризовать
§ 56
важнейшие изменения в социальной структуре
европейского общества
06.03.2017 Работа по учебнику, беседа, анализ, сравнение
10.03.2017 Работа по учебнику, беседа, работа с
§ 7
§ 89
иллюстрациями, сообщения о деятелях эпохи
Возрождения.
13.03.2017 Самостоятельная работа по учебнику,
собеседование, сообщения о достижениях науки в
Новое время.
17.03.2017 Дискуссия, презентация, беседа. Раскрыть
значение понятий Реформация, протестантизм,
лютеранство, кальвинизм, контрреформация.
20.03.2017 Работа с источниками, беседа, дискуссия. Работа
24.03.2017
по схемам, по учебнику. Характеризовать
основные положения протестантских учений,
объяснять, что они меняли в сознании и жизни
людей.
03.04.2017 Работа по учебнику, беседа. Составить
характеристику исторических деятелей (Ришелье)
§10
§ 11
§ 12
§ 13
§ 1414. Обобщение по теме: «Мир в
начале Нового времени»
1
07.04.2017 Тест
Тема 2. «Первые революции Нового времени» (4 ч)
1/
15
2/
16
3/
17
4/
18
1./
19
2./
20
Нидерландская революция XVI
века
Английская буржуазная
революция XVI века
Путь к парламентской монархии
Международные отношения в
XVIXVIII вв.
1
1
1
1
10.04.2017 Беседа, работа с источниками. Характеризовать
значение Нидерландской революции для истории
страны и европейской истории.
14.04.2017 Беседа, самостоятельная работа с текстом.
§15
§16
Систематизировать материал по истории
революции в форме таблицы. Составлять
характеристики известных участников событий,
характеризовать позиции участников революции.
Высказывать суждения о значении революции в
мировой истории.
17.04.2017 Анализ источников, работа по карте. Раскрывать
§17
значение понятий парламент, протекторат.
21.04.2017 Беседа, работа по карте, презентации.
§1819
Тема 3. «Эпоха Просвещения. Время преобразований» (7ч)
Великие просветители Европы.
Мир художественной культуры
Просвещения
1
24.04.2017 Беседа, работа по учебнику, с текстом
документов. Раскрыть значение понятий
Просвещение, энциклопедисты, права человека.
Объяснять, в чем заключались основные идеи
Просветителей, давать характеристику деятелей
Просвещения.
§20
§21
На пути к индустриальной эре
1
28.04.2017 Анализ источников, беседа. Раскрывать значение
§22
понятий фабрика, буржуазия, рабочие.3./
21
4./
22
Английские колонии в Северной
Америке
Война за независимость.
Создание США
23. Итоговое повторение
Франция в XVIII в. Причины и
начало Французской революции.
Французская революция. От
монархии к республике
Французская революция. От
якобинской диктатуры к 18
брюмера Наполеона Бонапарта
5./
24
6./
25
7./
26
1./
27
2./
28
1
1
1
1
1
1
08.05.2017
05.05.2017 Самостоятельная работа с текстом, беседа.
Анализ источников, работа с картой, беседа,
презентация. Раскрывать значение понятий
«бостонское чаепитие», «Декларация
независимости», конституция. Составлять
основные характеристики «отцовоснователей»
США
12.05.2017
Тест
§23
§24
15.05.2017 Самостоятельная работа с текстом, заполнение
таблицы, собеседование. Характеризовать
причины и предпосылки Французской революции
19.05.2017 Анализ источников, работа по учебнику,
заполнение таблицы, презентация. Раскрывать
значение понятий Учредительное собрание,
Конвент, жирондисты, якобинцы, террор.
22.05.2017 Письменный опрос. Дозаполнить таблицу.
Систематизировать материал о событиях и
участниках Французской революции, ее итогах и
значении в истории.
Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч)
Традиционные общества Востока
в раннее новое время
Государства Востока. Начало
европейской колонизации
1
1
26.05.2017
Беседа, дискуссия, презентация
29.05.2017
Самостоятельная работа с текстом, беседаРезультаты освоения и система оценки:
Формы текущего контроля: тест
Итоговый контроль: тест
В процессе изучения курса истории учащиеся 7 класса должны овладеть умениями:
определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя,
докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной
исторической обстановке, применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики,
политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения
сущности фактов и связей между ними;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные
связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа
действительности и собственного социального опыта;
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и
аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть
навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить
монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос,
сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать
рецензии;
уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
определять цели своей деятельности и уметь представить свои
результаты;
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной
деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку.
Владеть компетенциями:
¤ коммуникативной;
¤ личностного саморазвития;
¤ информационнопоисковой;
¤ рефлексивной;
¤ учебнопознавательной.Критерии оценивания учащихся 7 класса по истории:
Оценка «5» материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без ошибок,
не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические
знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь
хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно
сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого
ученика.
«4» в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки,
изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы
доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все
требуемые теоретические знания и умения.
«3» в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение
недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит
существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения
не проявлены, речь бедная.
«2» главное содержание не раскрыто.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННОГО (тест) ОТВЕТА:
«5» работа выполнена полностью (выполнено 10085 % тестового задания);
«4» правильно выполнена работа (выполнено 8470 % тестового задания);
«3» правильно выполнена работа не менее 6950 % тестового задания;
«2» выполнено менее 50 % от заданного объема работы.
3.ОЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
«5» работа выполнена грамотно, оформлена в соответствии с требованиями (план,
пояснительная записка, методический аппарат, список литературы – не менее трех
источников), основана на изученном учебном и дополнительном материале; изложение
работы и выступление при ее защите логично, последовательное; работа имеет значимые
результаты.
«4» в логическом рассуждении, изложении и оформлении материала нет существенных
ошибок (хронология, терминология, персоналии, закономерности, причинноследственные
связи), но проект выполнен нерационально или допущено не более двух несущественных
ошибок в изложении, оформлении материала или при его защите.
«3» работа не соответствует критериям изложения материала, допущены грубые ошибки
в изложении материала, его защите или оформлении; работа не имеет общественно
значимых результатов.
«2» имеются существенные ошибки (хронология, терминология, персоналии,
закономерности, причинноследственные связи) в логическом рассуждении, при изложении
материала, теоретической или практической части работы.
4. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ:
а) правильность изложения материала; логика изложения материала, четкость;
б) культура изложения материала; дополнения др. групп;
в)поведение в группе, умение сотрудничать.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся,
дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы навопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать
различные источники знаний; текст учебного пособия, текст дополнительных источников
(фрагменты исторических документов, видео, Интернет и др.); рассказ учителя,
наглядный материал, информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам; умение
правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса:
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История
УМК по новой истории:
Нового времени, 15001800. 7 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2013гг.
Дополнительная литература:
1. Хрестоматия по Новой истории. В 3х т. Т.1. / Под ред. А.А.Губера. –
М.: Издательство социальноэкономической литературы.
2. Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории, 15001800: 7
класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение.
3. Брандт М.Ю. Новая история. Тесты. 78 кл.: Учебнометодическое
пособие. – М.: Дрофа.
4. Атлас по новой истории.
УМК по истории России:
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до
конца XVIII века. М.: Просвещение, 2014г..
А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца
XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Атласы по истории России с конца XVI века до конца XVIII.
Учебные карты:
1. Европа в 16 – I пол. 17вв.
2. Россия в 16 – 17вв.
3. Индия, Китай, Япония в 1618вв.
4. Англия в 1617вв.
5. Османская империя и страны Востока в 1617вв.
6. Народные движения 2пол. 17в.
7. Борьба России за выход к Черному морю во 2 пол. 18в.
8. Внешняя политика России в сер. 18в. Семилетняя войнаНаглядные печатные пособия:
1. Северная война 1700 – 1721гг.
2. Портреты выдающихся русских военачальников
3. Плакаты «Формирование российской цивилизации»
4. Плакаты «Этапы становления российского государства»
5. Российское государство в 16 в.
6. 1730г.: кризис династии
7. Развитие России в 17 – 18вв.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. История России. Клио – софт, 4 части (2диска)
2. Репетитор по истории
3. Энциклопедия истории России
4. Эрмитаж – искусство Западной Европы
5. Энциклопедия зарубежного классического искусства
6. История искусства
7. Шедевры русской живописи
8. Презентации к урокам по каждой теме.
9. Видеофрагменты
10.ВШ Кирилла и Мефодия. Новая история
11.Романовы: начало династии
Интернет сайты: nsportal.ru, festival.1september.ru,
ppt4web.ru, myshared.ru, proshkolu.ru, zavuch.info
Технические средства обучения:
Наименование
Колво
Экран
ПК
Мультимедийный проектор
Сканер
Телевизор
DVD
Принтер
1
1
1
1
1
1
1
№
1
2
3
4
5
6
7
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______ /Л.П. Сухова/
«30_»08. 2016г.__________/Л.П. Сухова/
Урок №13 Обобщение: «Россия в XVIIв.» 14.10.2016г.
1. Кто был избран новым царём на Земском соборе 1613г.:
А) Василий Шуйский
Б) Михаил Фёдорович Романов
Владислав
Г) Алексей Михайлович Романов.
В) польский королевич
2. Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:
А) Судебник
В) Русская правда
Г) Соборное уложение.
Б) Закон государства Российского
3. Что из названного относится к итогам Смуты:
А) ослабление государственных структурБ) установление урочных лет
В) начало создания банковского дела
Г) начало созыва Земских соборов.
4. Освобождение Москвы от польских интервентов удалось благодаря действиям:
А) Семибоярщины
Г) Михаила Фёдоровича Романова
Б) Первого ополчения
В) Второго ополчения
5. Соборное уложение было принято в:
А) 1645 г. Б) 1646 г. В) 1648 г. Г) 1649 г.
6. Вождём старообрядцев был:
А) Аввакум Б) Игнатий В) Филарет Г) Иоасаф
7. Соотнесите события и даты:
1) 16131645 гг. А) начало церковной реформы и раскола
2) 16451676 гг. Б) правление царя Михаила Фёдоровича
3) 16541671 гг. В) крестьянская война
4) 16701671 гг. Г) русскопольская война за освобождение Украины
5) 16531656 гг. Д) правление царя Алексея Михайловича
8. Почему XVII в. в истории России называют «бунташным»?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Установите соответствие между именами деятелей XVII века и родом из занятий:
ИМЯ
1. К.Минин
2. Никон
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) первооткрыватель, открывший пролив между Азией и Америкой
Б) предводитель крестьянской войны3. С.И.Дежнев
4. С.Т.Разин
В) один из организаторов второго Нижегородского ополчения
Г) инициатор проведения религиозной реформы
Ответ:
10. Вставьте пропущенное слово: В XVIIв. впервые появились крупные всероссийские
торговые ___________________ Архангельская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская.
Ответы:
1 Б
2 А
3 Г
4 Б
5 Г
6 А
7 1 – Б, 2 – Д, 3 Г, 4 – В, 4 – А
8 В 17 в. на территории России проходило большое количество бунтов,
крестьянских войн (можно перечислить)
9 1 –В, 2 – Г, 3 А, 4 – Б.
10 ярмаркиУрок №23 25.11.2016г.
Тест по теме: «Эпоха Петра Великого»
1. В 1689 г. власть оказалась в руках:
а) князя Б.И. Куракина; б) царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной;
в) Генерала Патрика Гордона.
2. Первый русский военный корабль был построен:
а) в 1691 г. на Переяславском озере;
б) в 1694 г. в Архангельске; в) в 1695 г. на Дону.
3. В 1695 г. поход на Крым возглавил:
а) генерал Лефорт; б) генерал Головин; в) боярин Шереметев.
4. Самым коротким в истории России был:
а) 1700 г.; б) 1699 г.; в) 1698 г.
5. Орган городского самоуправления назывался:
а) Ратуша; б) Земство; в) главный магистрат.
6. Северная война началась в:
а) 1705 г.; б) 1701 г.; в) 1700 г.
7. Переговоры с Турцией в 1700 г. продлились:
а) 2 месяца; б) 5 месяцев; в) 8 месяцев.
8. Центром текстильной промышленности при Петре I стал город:
а) Новгород; б) Москва; в) Архангельск.
9. 24 января 1722 г. был издан закон:
а) «Табель о рангах»; б) «О хлебопашцах»; в) «О налогах».
10. Перед Северной войной Петр I заключил мир с Турцией на:
а) 10 лет; б) 30 лет; в) 5 лет.11. Союз России, Дании и Саксонии в 1700 г. назывался:
а) Антанта; б) Южный Союз; в) Северный Союз.
12. Мирный договор между Швецией и Россией был подписан:
а) 30 августа 1721 г. в Ништадте; б) 4 июня 1710 г. в Выборге;
в) 27 июля 1714 г. у Мыса Гангут.
13. По реформе 1708 1710 гг. Петр разделил страну на 8:
а) провинций; б) губерний; в) уездов.
14. Каким по счету правящим императором был Петр I:
а) третьим; б) седьмым; в) первым.
15. По указу о наследии престола трон перешел после смерти Петра I:
а) старшей дочери Анне; б) жене Екатерине;
в) младшей дочери Елизавете.
Эталон ответов:
11 – в
12 – а
13 – б
14 – в
15 – б
1 – б
2 – а
3 – в
4 – б
5 – а
6 – в
7 – в
8 – б
9 – а
10 – б
Критерии оценок:
«5» 1315 правильных ответов;
«4» 1012 правильных ответов;
«3» 79 правильных ответов;
«2» менее 7 правильных ответов.Урок №14(54) Обобщение: «Мир в начале Нового времени» 07.04.2017г.
Выберите один вариант ответа:
1. Первыми странами, вставшими на путь исследования новых
земель, были:
А) Португалия и Англия В) Нидерланды и Испания
Б) Англия и Нидерланды Г) Испания и Португалия
2. В честь Магеллана был назван открытый им:
А) океан Б) материк
В) северо – восточный берег Африки
Г) пролив между Южной Америкой и островом
3. Установите соответствие между элементами левого и правого
столбиков:
Первооткрыватель
1) Христофор Колумб
2) Фернан Магеллан
3) Васко да Гама
А) доказал, что Земля имеет форму шара
Б) открыл северо – восточный берег Америки
В) открытие Южной Америки
Г) открытие морского пути в Индию
Открытие
Выберите один правильный ответ:
4. Принцип «один монарх, один закон, одна религия» характерен для:
А) республики В) абсолютизма
Б) демократии Г) раздробленности
5. Установите правильную последовательность. Возникновение
различных форм монархии:
А) сословно – представительная
Б) абсолютная В) раннефеодальная
Выберите несколько вариантов ответа:
6. Признак развития капитализма в раннее Новое время:
А) возникновение мануфактур
Б) использование наёмного труда
В) существование натурального хозяйства
Г) крепостная зависимость крестьянД) наличие власти короля
7. Установите соответствие между понятием и объяснением.
Понятие
1) мануфактура
2) биржа
3) буржуазия
4) монополия
Объяснение
А) слой населения – владельцы промышленных и
других предприятий
Б) промышленное предприятие, основанное на
ручном труде и разделении труда
В) место, где заключаются сделки купли
продажи
Г) исключительное право на производство или
продажу чего либо
8. Деятели эпохи Возрождения выступали за:
А) восстановление старых порядков
Б) запрещение любой религии
В) развитие научных знаний
Г) усиление власти церкви
9. Установите правильное соответствие между автором и
произведением:
Произведение
Автор
1) Франсуа Рабле
2) Томас Мор
3) Эразм Роттердамский
А) «Ромео и Джульетта»
Б) «Похвала глупости»
В) «Остров Утопия»
Г) «Гаргантюа и Пантагрюэль»
10. Впишите недостающий элемент в предложении:
Имя деятеля эпохи Возрождения, который был живописцем, скульптором,
архитектором, инженером и учёным одновременно __________________.
Ответы:
1. – Г
2. – Г
3. 1 – В
2 – А
3 – Г
4. – В
5. – В, Б, А
6. – А, Б
7. – 1. – Б2. В
3. – А
4. – Г
8. – В
9. 1 – Г
2 – В
3 – Б
10.– Леонардо да Винчи