Пояснительная записка
Программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013г., Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ОВЗ (8 вид, 1-4 класс) с учетом ФГОС НОО, Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897», Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»,
Программа рассчитана на 17 часов, по 0,5часов в неделю и в связи с учетом индивидуальных особенностей обучающегося, в данной программе скорректировано количество часов и произведены изменения и содержательной части за счет сокращения части тем, но сохранены основные темы.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Содержание рабочей программы
1. Рисование с натуры
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
2. Декоративное рисование
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
3. Рисование на темы
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.
4. Беседы об изобразительном искусстве
Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.
Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.).
Тематическое планирование
№ п\п |
Тема |
Планируемый результат |
Количество часов |
|
1. |
Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. |
Учить рисовать предметы округлой формы. Учить передавать в рисунке форму предметов. Развивать умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок. Учить правильно размещать изображение на листе |
1 |
|
2. |
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). |
Учить составлять узоры из растительных элементов в полосе, соблюдая чередование. |
1 |
|
3. |
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу) |
Учить составлять узор в прямоугольнике по образцу. Формировать умение грамотно располагать фигуры. |
1 |
|
4. |
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях). |
Учить составлять узор в квадрате. Формировать умение проводить от руки осевые линии, рисовать веточку ели близко к образцу. |
1 |
|
5. |
Рисование с натуры праздничных флажков. |
Учить проводить от руки прямые линии. Развивать умение рисовать от руки основные геометрические фигуры, передавать форму изображаемых предметов. |
1 |
|
6. |
Рисование на тему «Ветка с елочными игрушками». |
Формировать умение рисовать веточку ели близко к образцу. Развивать умение передавать форму изображаемых предметов. |
1 |
|
7. |
Рисование на тему «Снеговики». |
Учить передавать в рисунке форму шара. Развивать умение рисовать от руки. |
1 |
|
8. |
Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины. |
Формировать умение рисовать с натуры. |
1
|
|
9. |
Рисование с натуры игрушки-рыбки. |
Формировать умение передавать форму рыб, рисовать, не выходя за контуры предмета. |
1 |
|
10. |
Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка). |
Учить рисовать предметы прямоугольной формы «от руки». |
1 |
|
11. |
Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма). |
Учить грамотно составлять узор, аккуратно и правильно его закрашивать. |
1 |
|
12. |
Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» |
Учить передавать форму дорожного знака, соблюдать цветовую гамму. |
1 |
|
13. |
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем |
Учить грамотно составлять узор, аккуратно и правильно его закрашивать. |
1 |
|
14. |
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. |
Формирование умения рисовать с натуры, передавать форму геометрических предметов. |
1 |
|
15. |
Рисование узора в полосе из цветов и листочков. |
Учить рисовать максимально похожие друг на друга предметы. |
1 |
|
16. |
Рисование узора в круге из цветов (круг — готовая форма). |
1 |
||
17. |
Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картине. |
Формирование умения передавать в рисунке форму предметов окружающего мира, соблюдать цветовую гамму, передавать настроение и красоту природы. |
1 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе.
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
Учебно- методические средства обучения:
Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема |
Дата проведения |
Примечание |
|
План |
Факт |
|||
|
Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. |
|
|
|
|
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). |
|
|
|
|
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу) |
|
|
|
|
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях). |
|
|
|
|
Рисование с натуры праздничных флажков. |
|
|
|
|
Рисование на тему «Ветка с елочными игрушками». |
|
|
|
|
Рисование на тему «Снеговики». |
|
|
|
|
Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины. |
|
|
|
|
Рисование с натуры игрушки-рыбки. |
|
|
|
|
Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка). |
|
|
|
|
Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма). |
|
|
|
|
Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» |
|
|
|
|
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем |
|
|
|
|
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. |
|
|
|
|
Рисование узора в полосе из цветов и листочков. |
|
|
|
|
Рисование узора в круге из цветов (круг — готовая форма). |
|
|
|
|
Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картине. |
|
|
|
|
Итого |
17 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.