Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Петропавловка
Дергачевского района Саратовской области»
«Согласовано» Руководитель МО ___________./______ / ФИО
Протокол №____ от «___» _________ 20__г.
|
«Проверено» Заместитель директора по УВР МОУ «ООШ с.Петропавловка» Руденко Л.В. /________ / ФИО «___» _________ 20__г.
|
«Утверждаю» Директор МОУ «ООШ с.Петропавловка» Бычкова О.В./______/ ФИО Приказ № ____ от «___» _________ 20__г.
|
Рабочая программа
учебного предмета (курса)
ИЗО
5 класс
2016-2017 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС); на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского) ( 5-9 классы). – М.: Просвещение.
Основная цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
В учебном плане на изучение предметной области Изобразительное искусство в 5 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
• осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
• понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
• освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
• овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
в познавательной сфере:
• овладение средствами художественного изображения;
• развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной афере:
• формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
• обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
• умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
• развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
• формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
• развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
• получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
• эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
• восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
• активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
• художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
• понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
• восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
• умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
• диалогический подход к освоению произведений искусства;
• понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
• применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).
Содержание учебного предмета
Древние корни народного искусства – (8 часов).
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве: Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по дереву. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время: Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире: Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства.
Перечень контрольных и практических работ.
№ п/п |
Содержание работы |
Соответствие урокам |
1 |
Творческая работа № 1 Создание декоративной композиции орнамента. |
№ 1 |
2 |
Творческая работа № 2 Композиция украшения элементов избы. |
№ 2 |
3 |
Творческая работа № 3 Подмалевок внутреннего пространства русского дома. |
№ 3 |
4 |
Творческая работа № 4 Конструирование из картона предметов быта. |
№ 4 |
5 |
Творческая работа № 5 Эскиз узора вышивки на полотенце. |
№ 5 |
6 |
Творческая работа № 6 Создание эскиза народного праздничного костюма. |
№ 6 |
7 |
Контрольная работа № 1 |
№ 7 |
8 |
Творческая работа № 7 Создание игрушки. |
№ 9 |
9 |
Творческая работа № 8 Украшение посуды росписью в технике Гжели. |
№ 11 |
10 |
Творческая работа № 9 Украшение посуды росписью в технике Городца. |
№ 13 |
11 |
Творческая работа № 10 Выполнение фрагмента росписи в стиле Жостово. |
№ 15 |
12 |
Контрольная работа № 2 |
№ 16 |
13 |
Творческая работа № 11 Выполнение эскизов браслетов, ожерелий и т.п.. |
№ 18 |
14 |
Творческая работа № 12 Эскизы украшений Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции. |
№ 19 |
15 |
Творческая работа № 13 Декоративное панно: «Бал в интерьере дворца», «Золушка» |
№ 21 |
16 |
Творческая работа № 14 Создание проекта собственного герба, эмблемы. |
№ 24 |
17 |
Контрольная работа № 3 |
№ 25 |
18 |
Творческая работа № 15 Разработка эскизов панно, витражей для украшения интерьера. |
№ 31 |
19 |
Творческая работа № 16 Создание декоративной работы в материале. Итоговая работа. |
№ 34 |
|
Всего часов: 19 |
|
Учебно-тематическое планирование
по _ИЗО____
Класс __5_____
Учитель _Кутищева Нина Семёновна__________
Количество часов
Всего 34 час; в неделю _ 1__ час.
Плановых контрольных работ__3_, зачетов _____, тестов ______ ч.;
Плановых практических работ __16_
Административных контрольных уроков _____ ч.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п. |
Содержание |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
|
8 |
|
|
|
1. |
Древние образы в народном искусстве. |
1 |
06.09 |
|
2. |
Декор русской избы. |
1 |
13.09 |
|
3. |
Внутренний мир русской избы. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, предметы быта. |
1 |
20.09 |
|
4. |
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. |
1 |
27.09 |
|
5. |
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. |
1 |
03.10 |
|
6. |
Образы и мотивы в народной вышивке |
1 |
10.10 |
|
7. |
Народный праздничный костюм. |
1 |
17.10 |
|
8. |
Народные праздничные обряды. |
1 |
24.10 |
|
2. Связь времён в народном искусстве |
8 |
|
|
|
9. |
Древние образы в современных народных игрушках. |
1 |
31.10 |
|
10. |
Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. |
1 |
15.11 |
|
11. |
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. |
1 |
22.11 |
|
12. |
Искусство Городца. Истоки Городецкого промысла. |
1 |
29.11 |
|
13. |
Современное развитие Городецкого промысла. |
1 |
06.12 |
|
14. |
Истоки жостовского промысла. |
1 |
13.12 |
|
15. |
Современное развитие жостовского промысла. |
1 |
20.12 |
|
16. |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
1 |
27.12 |
|
3.Декор - человек, общество, время. |
11 |
|
|
|
17. |
Зачем людям украшения? Роль декоративного искусства в организации общества. |
1 |
17.01 |
|
18. |
Декор и положение человека в обществе. Роль декоративного искусства в Древнем Египте. |
1 |
24.01 |
|
19. |
Одежда говорит о человеке. Роль декоративного искусства в Древнем Китае. |
1 |
31.01 |
|
20. |
Декоративное искусство Западной Европы эпохи барокко. |
1 |
07.02 |
|
21. |
Общее и различное в декоративном искусстве Западной Европы эпохи барокко, Древнего Египта и Древнего Китая. |
1 |
14.02 |
|
22. |
Создание панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка». |
1 |
21.02 |
|
23. |
О чём рассказывают гербы и эмблемы? |
1 |
28.02 |
|
24. |
Форма, символика, цвет в классической геральдике. |
1 |
07.03 |
|
25. |
Символы и эмблемы в современном обществе. |
1 |
14.03 |
|
26. |
Выполнение эскиза герба школы. |
1 |
21.03 |
|
27. |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. |
1 |
04.04 |
|
4. Декоративное искусство в современном мире. |
7 |
|
|
|
28. |
Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного ДПИ. |
1 |
11.04 |
|
29. |
Выполнение поделок в различных техниках (папье-маше, плетение, оригами). |
1 |
18.04 |
|
30. |
Выразительные средства (форма, цвет, фактура) в построении декоративной композиции. |
1 |
25.04 |
|
31. |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Выполнение эскизов панно по мотивам русских сказок. |
1 |
02.05 |
|
32. |
Выполнение отдельных фрагментов панно в выбранной технике. |
1 |
09.05 |
|
33. |
Сборка фрагментов панно в крупные блоки. |
1 |
16.05 |
|
34. |
Создание декоративного панно. |
1 |
23.05 |
|
|
ИТОГО: |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.