Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
искусство
2 кл
27.01.2017
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования, учебным планом МОУ СОШ р.п. Пинеровка, основной образовательной программой НОО МОУ СОШ р.п.Пинеровка, рассчитана на 1 час в неделю
RP2IZO2015-2016SHVETSOVA.doc
МОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области»
Утверждаю
Приказ № от "" августа 2015 г.
Директор школы
_______________С.А.Фандина_
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
начальных классов
Протокол №1от " " августа 2015 г.
Рук.ШМО
_______________Т.Н.Швецова
Согласовано
" " августа 2015г.
Принята
на педагогическом совете
Зам.директора по УВР
____________Е.А.Акользина
Протокол №1 от " " августа 2015г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О Е И С К У С С Т В О
2 класс
1 ч в неделю, всего 34 ч.
Учитель
Татьяна Николаевна
Швецова 20152016 учебный год
Пояснительная записка
Предмет – изобразительное искусство, класс 2Б
Количество часов: всего 34 ч, в неделю 1 ч.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования (приказ
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373), учебным планом сош
р.п. Пинеровка, основной образовательной программой НОО сош р.п.Пинеровка, примерной
образовательной программой по предмету изобразительное искусство, на основании
итегрированной программы «Изобразительное искусство 1 – 4 кл.» Л.Г. Савенкова Е.А.
Ермолинская и ориентирована на работу по учебнику «Изобразительное искусство» Л.Г.
Савенкова, Е.А. Ермолинская 2 класс– М: Вентана – Граф, 2012).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно
направлено на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что
является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей
личности.
Цели обучения:
развитие способности к эмоциональноценностному восприятию произведений
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном,
декоративноприкладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в
повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной
деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и
эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее
традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки
рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы
в области декоративноприкладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое
воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание
прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Общая характеристика курса
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную
форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства
(композиция,
пространства) и средств художественной выразительности
изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика,
статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей,
форма,
2 знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как
выразитель истории человечества в художественных образах.
2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся,
развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в
какомлибо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать
индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить
композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение
детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
3.
Художественнообразное восприятие произведений изобразительного искусства
(музейная педагогика).
Систематическое развитие у детей сознательного подхода к
восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой
деятельности.
В учебном плане школы на изучение «Изобразительного искусства» во втором классе
отводится 1 час в неделю. Всего – 34 час.
Требования к уровню подготовки
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий:
личностных, метапредметных, предметных.
Личностные результаты результатами обучения являются:
целостное, гармоничное развитие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от
увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
способность различать звуки окружающего мира;
представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее
этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
способность работать в коллективе;
способность работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное
мнение;
адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметными результатами обучения являются:
постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебнопознавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее
этапов;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой
учебной задачей;
умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе
приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных
дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно
творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
3 умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой
учебной задачей;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым
содержанием;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным
жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках,
оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков,
которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в
музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и
умение объяснять это на доступном возрасту уровне
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они
вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего
эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем
любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия
произведения искусства;
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных
памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание
природа как основы всей жизни человека;
понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей
местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках,
орнаменте, оформлении жилища;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусствасловесном,
изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию;
сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах
творческой деятельности;
искусства;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания
художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
В
результате
знать/понимать:
изучения изобразительного искусства
ученик должен
4 значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт,
иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно
прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргопольская
игрушка);
ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
основные средства выразительности графики, живописи, декоративноприкладного
искусства;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
по
натуры,
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и
графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла,
настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учетом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи
(с
и
в
сюжетнотематических и декоративных композициях;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов:
геометрические
линии)
и растительные (листок, травка, усики, завиток);
различать теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративноприкладного искусства);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с
натуры, по памяти и воображению);
представлению),
волнистые
прямые
памяти
(точка,
и
круг,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и
народного декоративноприкладного искусства к окружающему миру;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при
посещении
выставок,
искусства,
народного творчества и др.;
проявления нравственноэстетического отношения к родной природе, Родине,
защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям;
проявления положительного отношения к процессу и результатам труда –своего
и других людей.
изобразительного
музеев
Содержание учебного предмета во 2 классе
5 I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную
форму (18 часов)
1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет,
динамика, настроение.
2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от
наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в
зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении
через цвет и форму.
3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых
объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал,
фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения
в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом
пространстве природы.
7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй
планы.
9. Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в
тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно
пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
13. Равновесие в композиции. Объемнопространственная композиция.
14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская
мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в
Москве.
15. Выразительные средства декоративноприкладного искусства. Декоративная композиция.
16. Симметрия в декоративноприкладном искусстве.
17. Форма предмета и его назначение в декоративноприкладном искусстве.
18. Симметрия в декоративноприкладном искусстве.
II. Развитие фантазии и воображения (10 часов)
Развитие у детей желания проявить себя в какомлибо виде творчества. Общее и различие в
разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства
разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в
живописи).
1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных
произведений. Сочинение — условие развитие фантазии и воображения.
2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
3. Выполнение композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения
сказки, отрывков литературных произведений, поэзии,
6 4. Формирование представлений об объемнопространственном изображении. Создание
коллективных объемнопространственных композиций. Передача характера героя по
описанию в тексте.
5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов
декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве
класса.
6. Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.
7. Выполнение коллективной объемнопространственной композиции.
8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно сказочных и
образноцветовых словесных описаний в зрительные образы.
10. Перенесение реальных предметов в условнографическое изображение. Плоскостная или
глубиннопространственная композиция.
11. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и
произведениях народного искусстве. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в
музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать
взаимосвязь между цветом, звуком, движением
III. Художественнообразное восприятие изобразительного искусства (6 часов)
1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский
Собор в СанктПетербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как
места для хранения произведений искусства.
2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита.
Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании
картины.
3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира
природы в искусстве.
4. Писательхудожниккнига. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица).
Выбор текста для иллюстрирования.
5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.
6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром,
литературой, танцем.
Программнометодическое обеспечение учебного процесса
УМК «Изобразительное искусство» для 2класса включает в себя: учебник, рабочую
тетрадь, методические рекомендации для учителя.
Содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту; УМК рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в
общеобразовательных учреждениях на 20152016 учебный год.
1. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная
программа: 14 классы/ 3е издание, перераб. М.:ВентанаГраф, 2011.
2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. М.:ВентанаГраф, 2011.
3. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: Рабочая
тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:ВентанаГраф, 2012.
7 4. Л. Г. Савенкова, Н.В. Богданова. Изобразительное искусство:14 классы: методическое
пособие для учителя. М.:ВентанаГраф, 2012.
Электронные ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :
http://schoolcollection.edu.ru
2. Образовательный портал. – Режим доступа : www.uroki.ru
3. Первый мультпортал. – Режим доступа : www.km.ru/education
4.
Презентация уроков «Начальная школа».
– Режим доступа
:
http://nachalka.info/about/193
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :
www.festival.1september.ru
Материальнотехническое обеспечение программы
Технические средства:
проектор, принтер, персональный компьютер, экран.
Оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью.
№
п/п
1
1.
Тема
2
Развитие
дифференцированног
о зрения: перевод
наблюдаемого
в
художественную
форму
Тематическое планирование
Количес
тво
часов
3
4
Характеристика основных видов деятельности
ученика на уровне УУД
18
решения
рефлекс,
фактуру,
Изображать предметы с натуры и передавать в
рисунке форму,
по
представлению и по наблюдению человека в
движении кистью от пятна без предварительного
прорисовывания.
Использовать для передачи фактуры отпечатки с
ткани, листьев и др.; выразительные средства
декоративно прикладного искусства, различные
композиционные
(вертикальный,
горизонтальный формат).
Иметь представление о цветовой гамме, о
композиционном центре, предметной плоскости,
первом и втором планах и находить их в работе, о
художественных средствах изображения, о связи
искусства с действительностью;
Передавать наглядную перспективу, высокий и
низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых
предметов, использовать загораживание, с помощью
линии и цвета нужный объект.
Уметь размещать предметы в изображении
открытого пространства.
Осваивать и изображать в рисунке замкнутое
пространство.
Участвовать
в беседах о художниках,
о
8 произведениях, на которых изображён интерьер,
исследованиях.
Наблюдать, замечать и передавать изменения
цвета, пространства и формы в природе в
зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.
Выражать в картине свои чувства, вызванные
состоянием природы, – радость, тревогу, грусть,
горе, веселье, покой, задумчивость, восторг,
волнение, ощущение волшебства, тайны, в том числе
вызванные от встречи с природой, от наблюдений за
природой (два состояния).
Представлять и объяснять, почему у каждого
народа своё природное пространство и своя
архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.
Находить в Интернете пейзажи и народные жилища
разных стран.
Создавать
свою коллекцию изображений и
фотографий с народной архитектуры, этюды,
зарисовки, композиции по теме, композиции с
изображением человека
Высказывать свои представления и объяснять их.
Находить и объяснять связь образов народной
игрушки с темами и персонажами сказок.
Украшать вылепленных героев разнообразными
декоративными элементами; использовать для
украшения разные материалы: бусинки, стеклярус,
пуговицы и др.
Уметь проводить коллективные исследования.
Понимать и применять в работе равновесие в
композиции, контраст крупных и мелких форм в
объёме.
Овладевать основами декоративной композиции.
зависимость выбираемой цветовой
Определять
гаммы и тип красок от содержания и замысла.
Работа по представлению и воображению.
Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность
изобразительной плоскости.
Рассматривать
картины,
выполненные детьми, обращать внимание на
особенности работы на листе.
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на
обсуждать
и
основе восприятия музыки, поэтического слова.
2.
Развитие фантазии и
воображения
10
Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на
основе впечатлений, коллективные работы.
Уметь наблюдать и замечать изменения в
природе и окружающей жизни.
Вносить свои изменения в декоративную форму.
Работать с готовыми формами.
Изображать предметы в рельефном пространстве:
ближе — ниже, дальше — выше.
9 3.
6
Художественно
образное восприятие
изобразительного
искусства
в
работе
свой предмет в создаваемое
Передавать в рисунке форму, цвет предметов и
явлений, наблюдаемых в природе, простейшую
плановость пространства и динамику, контрастные и
нюансные цветовые отношения в небольших
композициях в техники отрывной аппликации, с
помощью гуаши или акварели,
Выполнять работы различными художественными
материалами: гуашью, акварелью, карандашом,
пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с
помощью аппликации.
Наблюдать
за окружающими предметами,
деревьями, явлениями природы, настроением в
природе и конструктивными особенностями
природных объектов.
Замечать изменения в природе и окружающей
жизни.
Привносить
пространство, не нарушая его целостности.
Отображать в рисунке и живописной работе свои
наблюдения за состоянием и настроением в природе.
Использовать
разнообразные
художественные материалы (графика, живопись,
аппликация).
Осваивать возможности компьютерной графики
(линия, пятно, композиция).
Наблюдать объекты и явления природы и
окружающей действительности; понимать их образы
в картине, музыке, поэзии, за работой художника
и выражать своё отношение к творческому труду и
роли художника в жизни
Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения
по теме «Отличите понятия: работа над
композицией и работа над колоритом».
Понимать и объяснять понятие: средства
художественной выразительности при воплощении
замысла.
Видеть различия в художественновыразительном
языке разных мастеров.
Уметь находить образы природы в произведениях
живописи и архитектуры (в том числе в поисковых
системах Интернета).
Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в
природе и искусстве.
Передавать разнообразие оттенков цвета объектов
природы (растений, птиц, насекомых), в словесных
образах выразительность форм и цвета глиняной и
деревянной игрушки.
Иметь представление о работе художника
иллюстратора, об особенности работы художника в
театре балета, в музыкальном, кукольном,
10 драматическом театрах.
Участвовать и вносить свои предложения при
обсуждении тем: «Выбор текста для
иллюстрирования», «Сказочные образы и образы
природы, созданные иллюстраторами детских книг».
Находить в Интернете иллюстрации художников к
сказкам
Наблюдать и характеризовать разнообразие форм
народной игрушки и её украшения.
Уметь объяснять различие в деятельности разных
художников, находить
общее в их работе.
Размышлять на тему «Стилизация в работе
театрального художника»
Календарнопоурочное планирование
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тема урока
Дата
урока
07.09.15 Что значит быть художником?
14.09.15 Фактура предметов.
21.09.15 Рисуем осень.
28.09.15 Рисуем натюрморт.
05.10.15 Интерьер.
12.10.15 Интерьер. Проект «Сказочный интерьер».
19.10.15 Что такое открытое пространство?
26.10.15 Открытое пространство и архитектура
09.11.15 Проект «Детская площадка»
16.11.15 Идем в музей.
23.11.15 Иллюстрация к сказке
30.11.15 Театр в классе. Тростевые куклы.
07.12.15 Рисуем натюрморт.
14.12.15 О чем и как рассказывает искусство
21.12.15 О чем говорят на картине цвета
11.01.16 Рисуем зиму
18.01.16 Учимся изображать с натуры
25.01.16 Портрет
Форма
контроля
Примечание
11 19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
01.02.16 Такие разные маски
08.02.16 Графическое изображение
15.02.16 Контраст. Пятно. Штрих. Тон.
22.02.16 Набросок
29.02.16 Придаем бумаге объем.
07.03.16 Пейзаж.
14.03.16 Рисуем весну.
21.03.16 Животные в произведениях художников.
Лепим животных.
04.04.16 Волшебная птица из бумаги.
11.04.16 Изображаем насекомых в графике.
18.04.16 Сюжет. Сюжетная композиция.
25.04.16 Удивительный мир растений.
02.05.16 Природные формы в архитектуре.
09.05.16 Собираем коллекцию камней.
16.05.16 Симметрия в природе и искусстве
23.05.16 Орнамент.
12
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.