Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".
Оценка 4.8

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
дефектология
2 кл
02.08.2018
Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".
Данная рабочая программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития. В ней представлены основные направления обучения игре детей с ТМНР с целью коррекции и абилитации психических функций обучающихся. Занятия с детьми проводятся малыми группами и индивидуально.
РАБОЧАЯ ПРОГ ИГРА 2.doc
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Псковской области  «Центр специального образования №3»  РАССМОТРЕНА         СОГЛАСОВАНА            ПРИНЯТА                       УТВЕРЖДАЮ  РАССМОТРЕНА         СОГЛАСОВАНА            ПРИНЯТА                       УТВЕРЖДАЮ на заседании МО      Заместитель директора       на заседании   _______________      по УВР                             педагогического             Директор ОУ   _______________                                                 совета                                                № протокола_____        _____________            № приказа               ______________                                        Ф.И.О.                                                                   Ф.И.О. «__»________                «__»_________                   «__»________            «__»_________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ                                        Предмет                                    ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ Учебный год                               2016­2017 Класс                                         2 «С» Количество часов в год              63 Количество часов                  в неделю                                     2 Учитель: БЕВЗЮК ЕЛЕНА БРИСОВНА                                                          г. Великие Луки 2                                        Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Игра, игротерапия»    2 «С» класса   для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития  составлена на основе следующих нормативно­ правовых документов:  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г. Пр.­ 271); 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273­ФЗ 3.  ФГОС ОВЗ О у/о Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с  умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)  варианты 1, 2 Приказ 1599/ 19.12.2014 4.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ­14­0477 «О  внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего  образования»  Срок реализации  программы:  1 учебный год. В развитии ребёнка наиболее важна игровая деятельность. Игра – это средство обогащения  и уточнения представлений, формирования произвольности поведения. Она создаёт  условия для освоения способов поведения в различных жизненных ситуациях.  Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития  ребёнка. У детей, имеющих умственную умеренную и тяжёлую отсталость, игра развивается крайне  медленно и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, которые не имеют игрового содержания. Это обусловлено задержкой  сенсомоторного развития. У данного контингента детей не сформирован потребностно –  мотивационный компонент игры. В процессе специального обучения дети овладевают  игровыми действиями, разными вариантами их цепочек, что важно для развёртывания  сюжетных и сюжетно – ролевых игр. Цель: формирование предметно­игровой деятельности. Задачи:   формирование интереса к игровой деятельности;  формирование положительного эмоционального отношения к игре;  формирование умения выполнять отдельные предметно­игровые действия, цепочки  предметно­игровых действий;  формирование умения выполнять развернутые игровые действия с игрушками и  предметами;  формирование умения выполнять действия с предметами в сочетании с бытовыми  действиями;  формирование умения действовать по подражанию, образцу, инструкции;   формирование умения ориентироваться в пространстве; развитие внимания, памяти, усидчивости, наблюдательности; 3 развитие эмоционально­волевой сферы, чувства сопричастности общему делу;  развитие речевой и двигательной активности во время совместной игры; развитие общей и мелкой моторики;     формирование умения в ролевой игре соотносить роль с игровыми действиями;  формирование умения следовать правилам игры;   формирование интереса к совместной игровой деятельности. Рабочая программа разработана для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью,  ТМНР.  Занятия проводятся в соответствии с календарно­тематическим планированием 2 раза в  неделю.  Продолжительность занятия 30­ 40 мин. Вначале дети знакомятся с правилами  игры. На следующих занятиях отрабатывается точность соблюдения правил, словарь  (считалки, четверостишья, фразы «У меня такая», «Я нашел» и т.п.). Программный материал содержит следующие виды игр: подвижные, сенсорные,  предметные, игры с дидактическими игрушками, сюжетно­ролевые.  I. Предполагаемые предметные результаты: выполнять отдельные предметно­игровые действия, цепочки предметно­игровых  действий; выполнять развернутые игровые действия с игрушками и предметами; выполнять действия с предметами в сочетании с бытовыми действиями;  понимать смысл выполняемых действий;  соотносить роли с игровыми действиями; убегать от водящего, ловить игроков; действовать по подражанию, образцу, инструкции; узнавать предметы по названию, внешнему виду, на ощупь; ориентироваться в пространстве во время игровой деятельности; развивать фиксацию взгляда, активизировать прослеживающую функцию; находить одинаковые картинки; определять месторасположение источника звука; соблюдать правила игры;  придерживаться выбранной роли до конца игры. Предполагаемые личностные результаты: получение удовольствия от игры; умение адекватно реагировать на игровые ситуации; интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми в игровой деятельности,  умение сопереживать, проявлять внимание; повышение двигательной активности, развитие ловкости; развитие памяти, внимания через выполнение  повторяющихся игровых действий; умение самостоятельно играть в свободное время.                      Игра «Мемори» II. Содержание. Игра «Мемори» представляет собой набор карточек — по две карточки на одно  изображение. Смысл игры — найти две парные карточки и собрать их как можно больше. Ход игры. Карточки перемешиваются, и из них выкладывается игровое поле 4 изображениями вниз. Игровое поле должно быть определенной правильной формы,  например, квадрат или  прямоугольник. Каждый игрок за один ход открывает две  карточки. В случае если они одинаковые, то он забирает карточки себе и делает еще один  ход. В противном случае карточки кладутся на прежние места, «рубашками» вверх и ход  переходит к другому игроку. Кто собрал большее количество парных карточек, тот и выиграл. Вначале можно упростить правила игры ­ играть с открытыми карточками или выбрать  для игры небольшое количество карточек. Игра «Жмурки».  Для проведения игры необходимо приготовить повязку на глаза, колокольчик или  бубен.  Если нет музыкальных инструментов ­ ничего страшного, сигналы можно  подавать голосом или хлопая в ладоши. Ход игры. 1 вариант. Водящий ­ взрослый, дети убегают. 2 вариант. Водящий – ребенок, остальные дети убегают.  Игроки разбегаются в разные стороны и начинают «дразнить» водящего, подавая  ему разные сигналы о своем местонахождении. Можно звонить в колокольчик или  хлопать в ладоши. Пойманный становится водящим.  Игра «Найди свою игрушку в мешочке» Для проведения игры необходимо приготовить игрушки резко различной формы, величины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек – «волшебный мешочек» с завязкой,  в который складываются предметы­игрушки.  Ход игры: Вариант 1. Взрослый демонстрирует детям мешок, предлагая детям узнать, что там лежит. Дети вынимают предметы из мешка, называя их. Затем взрослый складывает предметы в  мешок. Ребенок опускает руку в мешок, на ощупь находить предмет, который назвал  учитель. Вариант 2.Ребенок выбирает игрушку, ощупывает её, затем называет (показывает на  картинке) предмет, который он держит в руке.     Игра «Кошки­мышки» Ход игры. Выбирается двое водящих ­ кошка и мышка. Остальные игроки становятся в  круг, взявшись за руки, тем самым образуя между собой ворота. Кошка стоит за кругом,  мышка ­ в круге. Задача кошки ­ войти в круг и поймать мышку. При этом кошке  разрешается прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки. Игроки стараются не пропустить кошку внутрь круга. Смена водящих происходит, когда кошка поймает мышку.   (Овощи­ фрукты; Одежда; Животные; Растения) Игра «Лото   Для проведения игры необходимо приготовить карты лото с изображением знакомых детям предметов, маленькие картинки с изображением тех же предметов. Ход игры. Педагог раздает детям карточки лото, а сам поднимает одну из маленьких  картинок и спрашивает: «У кого такая картинка?» Ребенок, у которого есть такая  картинка, поднимает вверх руку или говорит «У меня». Поле того как выбор сделан,  ребенок получает картинку и накладывает ее на такую же картинку в своей карточке. Пазлы. Ход игры. Детям раздаются коробочки с набором деталей картинки. Рассмотрев картинку, ребенок  переворачивает все детали вверх картинкой и начинает складывать. Учитель помогает при  затруднении вставить правильно деталь или найти место детали. Игра с мячом   «Мяч в кругу».        Для проведения игры необходимо подготовить  большой гимнастический мяч (фитболл).     Ход игры. Дети стоят  в кругу. Педагог объясняет детям, что мяч – это Колобок, который  будет катиться на слова:  5  Колобок, Колобок,  У тебя румяный бок.  Ты по полу покатись  И Катюше (ребятам) улыбнись! Затем педагог предлагает одному из участников игры передать мяч­Колобок   другому игроку. Например, по просьбе педагога  («Катенька, покати мячик Диме»)  девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч,  прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени.  Каждая передача  мяча одним игроком другому сопровождается стихотворением.    Игра «Найди музыкальную игрушку». Ход игры. Детям демонстрируется музыкальная игрушка. Педагог обращает внимание  детей на то, как звучит игрушка, дает послушать детям. Затем педагог дает инструкцию:  «Сейчас вы закроете глаза, я спрячу игрушку. Вы должны найти игрушку по звучанию». Дети могут выполнять задание по одному или группой.   «Карусель».   Игра  Для проведения игры необходимо приготовить обруч. Ход игры. Дети берутся одной рукой (сначала левой, потом правой) за обруч и вместе с  воспитателем двигаются по кругу, произнося слова:  Еле­еле, еле­еле, Завертелись карусели  (дети идут на носочках медленно).   Все бегом, бегом, бегом (затем темп нарастает и переходит в бег).  А потом, потом, потом,  Тише, тише, не спешите,  Карусель остановите (дети постепенно останавливаются).  Повернулась детвора  (делают поворот и берутся другой рукой за обруч; направление движения меняется).  Раз, два, раз, два ­ Игровые действия повторяются несколько раз, затем игра заканчивается.  Вот и кончилась игра.  Раз, два, раз, два ­ Игра «Домино» Ход игры.  Каждому игроку раздается по 5 карточек (костяшек), остальные карты кладутся на стол лицевой стороной вниз. С помощью считалочки определяется игрок, который ходит первым, размещая карту (костяшку) лицевой стороной вверх на середине стола. Ход  передается по часовой стрелке. Если у игрока есть карточка с тем же изображением, он ее  кладет, если нет, берет 1 из оставшихся карточек (костяшек). Если карточка подошла –  кладет на стол, если нет ­ передает ход. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из  игроков не останется карточек. Он и будет победителем.  Игра «    Волшебная шляпа». 6 Ход игры. Участники сидят в кругу, на расстоянии вытянутой руки. Под музыку дети  передают друг другу шляпу. Когда музыка перестает звучать,  шляпа остается в руках  одного из игроков. Ребенок, у которого остается в руках шляпа, должен выполнить  задание. Например, станцевать, рассказать стихотворение, изобразить животное и др. Пальчиковые, ритмические и музыкальные игры: Игра «Зайчата» Ход игры. Взрослый делает зайчика из пальцев и говорит детям, что это мама – зайчиха,  которая ищет своих зайчат. Затем предлагает детям сделать зайчат из пальчиков. Взрослый предлагает детям попрыгать, как зайчики. Потом  педагог рассказывает детям  стихотворение, сопровождая его действиями. Дети повторяют действия педагога. Жили­были (кистями рук покрутить перед собой «фонарики») Зайчики (показать пальцами ушки) на лесной опушке (ладонями провести окружность на столе). Жили­были (кистями рук покрутить перед собой «фонарики») зайчики (показать пальцами ушки) в беленькой избушке (соединить руки над головой в «домик»). Мыли свои ушки (пальцами правой руки провести по указательному, по среднему  пальцам), мыли свои лапочки (потереть одну руку о другую). Наряжались зайчики (пошевелить «ушками»),  Надевали тапочки (потопать ногами). Та­та, два кота Дети сидят напротив педагога. Под музыку все делают движения руками и произносят  слова  «Та­та, два кота Два пушистеньких хвоста. Раненько проснулись. Сладко потянулись. Умывались лапкой, причесались гладко. Съели всю сметанку, Облизали банку. Из­ за леса, из­за гор Из­за леса, из­за гор, Ехал дедушка Егор, Сам на лошадке, жена на коровке, Дети на телятках. Внуки на козлятках. Стук­постук. Стук, стук, постук. Раздается где­то звук, Молоточки стучат, Строят домик для зайчат. Вот с такою крышей, вот с таким окошком. Вот с такой трубой. Ролевые игры. Ролевая игра «Угостим Анечку чаем». 7 Для проведения игры необходимо приготовить кукол, чашки, блюдца, ложки,  сахарницу и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье. Ход игры.  Педагог накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие.  На первом занятии целесообразно накрыть общий стол по числу играющих детей.  Взрослый приглашает детей за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как  называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Педагог  говорит детям о том, что за этим столом дети будут поить чаем своих дочек (кукол).  Педагог  на своей кукле показывает, как нужно правильно ее взять, усаживает на левое  колено и придерживает левой рукой. Дети выбирают себе кукол, выполняют те же  действия, что и взрослый. Педагог говорит со своей куклой: "Сейчас будем пить чай,  Анечка. Вот чай наливаю в чашку... положу сахар... ложкой размешаю... возьми  печенье... кусай печенье... пей чай... Не торопись, чай горячий..." На последующих занятиях дети сами будут поить кукол чаем, игровое действие  постепенно усложняется за счет введения в игру сливочника (чай со сливками), варенья и т.п. Где возможно, усложняется и речевое сопровождение, например: "Не пей чай из  ложки. Держи чашку крепко. Молодец, ешь печенье аккуратно, не кроши". Ролевая игра «Поездка на автобусе». Игра «Поездка на автобусе». Для проведения игры необходимо приготовить модель автобуса с местами для пассажиров, местом для водителя с рулем, цветные карточки ­ проездные  билеты.  Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Автобус».  Сначала педагог предлагает детям рассмотреть игрушечный автобус, обращая внимание на  его детали. Затем дети  подходят к модели автобуса,  рассматривают его. Взрослый  обращает внимание детей, что в автобусе есть место для водителя (кабина, руль, кресло и  т.д.), места для пассажиров, место кондуктора.  Далее педагог рассказывает детям правила поведения в автобусе (необходимо купить билет у кондуктора, предъявить билет  контролеру, занять место в автобусе, выйти на нужной остановке).  1 вариант. Взрослый – водитель, дети ­ пассажиры. 2 вариант. Ребенок водитель, остальные дети пассажиры. Педагог знакомит детей с особенностями  выбранной роли,  учит детей  последовательно выполнять действия, связанные с ней. Для усложнения игры можно ввести роли кондуктора и контролера, создавать различные  ситуации (например, едем в магазин, в зоопарк и др.). При этом детям нужно будет учиться выходить из автобуса на нужной остановке, приобретать и предъявлять билет. III. Тематическое планирование. № п/п Название раздела программы. Темы уроков. I четверть Количес тво  часов П Ф 16 1­4 «Мемори» 4 Дата  Словарь  Оборудование  Ф П пн ср 5.09 7.09 12.09 14.09 Запомни, найди,  вспомни,  покажи, где… Наборы карточек. 5­6 «Жмурки» 7­9 «Волшебный  мешочек» «Кошки ­  мышки» Пазлы. 10­ 12 13­ 16 2 3 3 4  II четверть 1­3 «Мяч в  кругу» 14 3 4­7 Лото   «Овощи ­  фрукты» 8­9 «Жмурки» «Мемори» 10­ 12 13­ 14 «Мяч в  кругу»  III четверть 1­2 «Найди  музыкальную  игрушку» 3­6 «Домино» 7­8 «Карусель» 9­10 «Волшебная  шляпа» 11­ Пальчиковы 4 2 3 2 17 2 4 2 2 2 19.09 21.09 26.09 28.09 3.10 5.10 10.10 12.10 17.10 19.10 24.10 26.10 9.11 14.11 16.11 21.11 23.11 28.11 30.11 5.12 7.12 12.12 14.12 19.12 26.12 28.12 16.01 18.01 23.01 25.01 30.01 1.02 6.02 8.02 13.02 15.02 27.02 Жмурки, искать, водить, ловить. Слова,  предусмотренны е в игре  Слова,  предусмотренны е в игре  Собери,  переверни,  сложи, попроси о помощи. Слова,  соответствующи е действиям в  игре. «У кого такая  картинка? ­ У  меня», слова  наименования  предметов,  изображенных на карточках Жмурки, искать, водить, ловить. Слова  наименования  предметов,  изображенных на карточках Мяч, передай,  возьми, по кругу. Звучит, не  звучит, искать.  Помоги.  Я нашел. Домино, слова –  наименования  картинок   домино, ход, по  очереди,  выиграл. Обруч, карусель, по кругу. Волшебная  шляпа, передай,  остановись, жди. Слова,  8 Платок, колокольчик Мешочек, мелкие  предметы. Шапочка «Кот»,  музыкальное  сопровождение. Наборы пазлов. Мяч, музыкальное  сопровождение. Лото. Платок, музыкальное  сопровождение. Наборы карточек. Мяч, музыкальное  сопровождение. Музыкальная игрушка. Набор «Домино». Обруч, музыкальное  сопровождение. Шляпа, музыкальное  сопровождение. Деревянные палочки, е и  ритмические игры. Лото  12 13­ 15 16 «Угости  Анечку  чаем» 17 «Поездка в  автобусе» 1 2 IV четверть «Кошки ­  мышки» «Мяч в  кругу» 3­5 Настольные  игры 6­7 Ритмические игры 8 9 10 11 «Волшебный мешочек» «Поездка в  автобусе» «Карусель» «Волшебная  шляпа» 12­ 14 Настольные  игры 15­ 16 Ритмические игры 3 1 1 16 1 1 3 2 1 1 1 1 3 2 1.03 6.03 13.03 15.03 20.03 22.03 3.04 5.04 10.04 12.04 17..04 19.04 24.04 26.04 3.05 10.05 15.05 17.05 22.05 24.05 29.05 31.05 предусмотренны е в игре  «У кого такая  картинка? ­ У  меня», слова  наименования  предметов,  изображенных на карточках Гости,  пригласили,  угостим,  пожалуйста,  угощайтесь. Слова,  соответствующи е действиям в  игре. См. выше См. выше Слова  –  наименования  картинок , ход,  по очереди,  выиграл. Слова,  предусмотренны е игрой. Слова,  предусмотренны е в игре Слова,  соответствующи е действиям в  игре. Обруч, карусель, по кругу. Волшебная  шляпа, передай,  остановись, жди. Слова  –  наименования  картинок , ход,  по очереди,  выиграл. Слова,  предусмотренны 9 деревянные ложки. Наборы лото:  «Одежда», «Игрушки». Кукла, набор  игрушечной посуды. Билеты, фуражка, руль, музыкальное  сопровождение. См. выше Мяч, музыкальное  сопровождение. Наборы настольных игр. Музыкальное  сопровождение. Мешочек, мелкие  предметы. Билеты, фуражка, руль, музыкальное  сопровождение. Обруч, музыкальное  сопровождение. Шляпа, музыкальное  сопровождение. Наборы настольных игр. Музыкальное  сопровождение. е игрой. 10 IV. Список литературы: 1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием  интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой 2. Программа  дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями  интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание». Е. Екжанова, Е.  Стребелева,  М. «Просвещение», 2005г., 271 стр. 3.Программа «ИГРОТЕКА», ЦЛП г. Псков.

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра, игротерапия".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2018