Настоящий курс краеведения «История Вятского края» предусматривает реализацию регио-нального и школьного компонента содержания образования по предмету «Истории». Со-держание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирую-щие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффек-тивный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и исторических взглядов, ценностного отношения уча-щихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне
Рабочая программа по краеведению 8 уровень.docx
Пояснительная записка
уровень обучения базовый
В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена
задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному
образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания
Программы по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных
образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной
дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для основной школы
федерального и местного значения.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается
повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно
нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие
обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и
духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются
конкретным, чувственновыразительным содержанием через друзей, школу, природную среду
и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля»,
«мой дом».
Настоящий курс краеведения «История Вятского края» предусматривает реализацию
регионального и школьного компонента содержания образования по предмету «Истории».
Содержание предмета отражает комплексносистемный подход к изучению родного края,
что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый,
но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность
рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы,
формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее
эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды
обитания, системы социальных, культурных и исторических взглядов, ценностного
отношения учащихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне
Курс рассчитан на преподавание в 8 классе основной школы и предусматривает 34 часа в
год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного учебного плана с целью
реализации регионального компонента.
Особенностью преподавания краеведения в 8 классе является необходимость организации
исследовательской деятельности школьников, формирования и развития навыков поиска и
обработки информации, использования данных навыков в собственной деятельности. Таким
образом, изучение краеведения предполагает изучение материала не только на
теоретическом, но и на практическом уровне, что позволяет конкретизировать события,
явления истории России.
Основными задачами курса исторического краеведения является и развитие интереса к
истории родного края, формирование гражданственности на основе усвоения социального
опыта, культурного наследия, общенациональных и этнических традиций.
Программа составлена на основе методических рекомендаций, разработанных учителями
области рекомендована для обучения ЦПКРО г.Кирова. Изучение курса основано на
следующих УМП:
Клестова Г.А. Учебное пособие для самостоятельной работы. Вятка XVIIIXIX
века. – Киров, 2002.
Клестова Г.А.Вятка XIX в: методические рекомендации по курсу исторического
краеведения 810 классы.Киров, 2003.
Историческое краеведение: методическое пособие. – Киров, 2007. – 116 с. Пояснительная записка
уровень обучения базовый
В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена
задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному
образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания
Программы по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных
образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной
дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для основной школы
федерального и местного значения.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается
повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно
нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие
обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и
духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются
конкретным, чувственновыразительным содержанием через друзей, школу, природную среду
и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля»,
«мой дом».
Настоящий курс краеведения «История Вятского края» предусматривает реализацию
регионального и школьного компонента содержания образования по предмету «Истории».
Содержание предмета отражает комплексносистемный подход к изучению родного края,
что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый,
но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность
рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы,
формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее
эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды
обитания, системы социальных, культурных и исторических взглядов, ценностного
отношения учащихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне
Курс рассчитан на преподавание в 8 классе основной школы и предусматривает 34 часа в
год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного учебного плана с целью
реализации регионального компонента.
Особенностью преподавания краеведения в 8 классе является необходимость организации
исследовательской деятельности школьников, формирования и развития навыков поиска и
обработки информации, использования данных навыков в собственной деятельности. Таким
образом, изучение краеведения предполагает изучение материала не только на
теоретическом, но и на практическом уровне, что позволяет конкретизировать события,
явления истории России.
Основными задачами курса исторического краеведения является и развитие интереса к
истории родного края, формирование гражданственности на основе усвоения социального
опыта, культурного наследия, общенациональных и этнических традиций.
Программа составлена на основе методических рекомендаций, разработанных учителями
области рекомендована для обучения ЦПКРО г.Кирова. Изучение курса основано на
следующих УМП:
Клестова Г.А. Учебное пособие для самостоятельной работы. Вятка XVIIIXIX
века. – Киров, 2002.
Клестова Г.А.Вятка XIX в: методические рекомендации по курсу исторического
краеведения 810 классы.Киров, 2003.
Историческое краеведение: методическое пособие. – Киров, 2007. – 116 с. Эммаусский А.В. Очерки истории Кировской области. – Киров, 1987.
Цели и задачи курса:
Основными задачами курса краеведения являются развитие интереса к родному краю, его
истории с целью углубления знаний на уроках истории и развития способностей
самостоятельного мышления, умения соотносить события истории края и страны.
Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям родного края,
формирование гражданственности на основе усвоения социального опыта, культурного
наследия, общенациональных и этнорегиональных традиций.
Освоение знаний о важнейших событиях и процессах, происходящих в родном крае, в
их взаимосвязи с отечественной и всемирной историей и хронологической
преемственности.
Овладение методами исторического познания, умениями работать с различными
источниками исторической информации, мотивировать и аргументировать свои
суждения.
Формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, региональными этнонациональными традициями.
Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах
социальных норм и ценностей родного края для жизни в поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к
представителям других наций и народностей.
Учащиеся должны знать: даты, факты, термины, личности, уметь приводить примеры занятий и
промыслов, называть предприятия и исторические памятники края, особенности экономики,
политики, культуры родного края на разных этапах исторического развития.
Учащиеся должны уметь: ориентироваться по карте, объяснять причины тех или иных
исторических явлений края, составлять рассказы, приводить цифры и факты, учитывать
национальные особенности края, любить и охранять исторические памятники культуры.
№
п\п
1
2
3
Учебнотематическое планирование курса .
Название раздела
количество
часов
РАЗДЕЛ 1: « Вятский край – начало истории родного края»
РАЗДЕЛ 2: «Наш край в XVII XVIII веках»
РАЗДЕЛ 3: «Наш край в XIX веке»
итого
Содержание программы
«Общая характеристика вопроса о происхождении края». Доказательное объяснение и
доведение до логического конца проблемы первого упоминания о городе Эммаусский А.В. Очерки истории Кировской области. – Киров, 1987.
Цели и задачи курса:
Основными задачами курса краеведения являются развитие интереса к родному краю, его
истории с целью углубления знаний на уроках истории и развития способностей
самостоятельного мышления, умения соотносить события истории края и страны.
Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям родного края,
формирование гражданственности на основе усвоения социального опыта, культурного
наследия, общенациональных и этнорегиональных традиций.
Освоение знаний о важнейших событиях и процессах, происходящих в родном крае, в
их взаимосвязи с отечественной и всемирной историей и хронологической
преемственности.
Овладение методами исторического познания, умениями работать с различными
источниками исторической информации, мотивировать и аргументировать свои
суждения.
Формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, региональными этнонациональными традициями.
Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах
социальных норм и ценностей родного края для жизни в поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к
представителям других наций и народностей.
Учащиеся должны знать: даты, факты, термины, личности, уметь приводить примеры занятий и
промыслов, называть предприятия и исторические памятники края, особенности экономики,
политики, культуры родного края на разных этапах исторического развития.
Учащиеся должны уметь: ориентироваться по карте, объяснять причины тех или иных
исторических явлений края, составлять рассказы, приводить цифры и факты, учитывать
национальные особенности края, любить и охранять исторические памятники культуры.
№
п\п
1
2
3
Учебнотематическое планирование курса .
Название раздела
количество
часов
РАЗДЕЛ 1: « Вятский край – начало истории родного края»
РАЗДЕЛ 2: «Наш край в XVII XVIII веках»
РАЗДЕЛ 3: «Наш край в XIX веке»
итого
Содержание программы
«Общая характеристика вопроса о происхождении края». Доказательное объяснение и
доведение до логического конца проблемы первого упоминания о городе «Развитие Вятского края в период феодализма». Отметить особенности, сравнить с
развитием центральных губерний.
«Присоединение Вятки к русскому государству в XIV веке. Развитие в XV веке». Раскрыть
значение этого процесса для развития края в дальнейшем, а также выделить последствия
«Вятская земля в XVI веке». Познакомить с историей края, людьми этого времени
«По территории Хлыновского кремля». Знакомство с местом, прилегающим к нему
ландшафтом, водным пространством
«Хлынов (Вятский край) в XVII веке». Через работу с источниками выявить основные
закономерности развития края этого периода
Викторина по теме «Основание, развитие края до XVII века». Обобщить, углубить и закрепить знание по
изученным темам
Развитие края в ХVIIХVIII вв.«Хлынов в к. XVII нач. XVIII века». Сравнительная
характеристика в экономическом, внешнеполитическом и культурном плане.
Внутренняя политика края в этот период. Участие во внешних кампаниях страны. Показать
роль Вятского края в освободительной борьбе нашего народа.
Особенности развития города в XVIII веке.
Культура вятского края в XVII—XVIII веках. Особенности развития культуры.
Становление и развитие Вятки с XVIII по XIX век.
Начало разложения крепостничества и зарождение капиталистических отношений.
Культура Вятского края во 2й пол. XVIII XIX веков. Значение «золотого века» русской
культуры для родного края
Реформы в стране, реформы в Вятке 6070 гг. XIX века. Развитие промышленности,
сельского хозяйства и торговли в XIX веке». Выяснить главные причины и процессы, с
которыми было связано развитие истории родного края.
«Вятка XIX XX веков». Численность края, расположение, национальный состав, обычаи,
традиции, религия, их влияние на культуру населения в переходный период. Школа.
Вятская Мариинская женская гимназия. «Развитие Вятского края в период феодализма». Отметить особенности, сравнить с
развитием центральных губерний.
«Присоединение Вятки к русскому государству в XIV веке. Развитие в XV веке». Раскрыть
значение этого процесса для развития края в дальнейшем, а также выделить последствия
«Вятская земля в XVI веке». Познакомить с историей края, людьми этого времени
«По территории Хлыновского кремля». Знакомство с местом, прилегающим к нему
ландшафтом, водным пространством
«Хлынов (Вятский край) в XVII веке». Через работу с источниками выявить основные
закономерности развития края этого периода
Викторина по теме «Основание, развитие края до XVII века». Обобщить, углубить и закрепить знание по
изученным темам
Развитие края в ХVIIХVIII вв.«Хлынов в к. XVII нач. XVIII века». Сравнительная
характеристика в экономическом, внешнеполитическом и культурном плане.
Внутренняя политика края в этот период. Участие во внешних кампаниях страны. Показать
роль Вятского края в освободительной борьбе нашего народа.
Особенности развития города в XVIII веке.
Культура вятского края в XVII—XVIII веках. Особенности развития культуры.
Становление и развитие Вятки с XVIII по XIX век.
Начало разложения крепостничества и зарождение капиталистических отношений.
Культура Вятского края во 2й пол. XVIII XIX веков. Значение «золотого века» русской
культуры для родного края
Реформы в стране, реформы в Вятке 6070 гг. XIX века. Развитие промышленности,
сельского хозяйства и торговли в XIX веке». Выяснить главные причины и процессы, с
которыми было связано развитие истории родного края.
«Вятка XIX XX веков». Численность края, расположение, национальный состав, обычаи,
традиции, религия, их влияние на культуру населения в переходный период. Школа.
Вятская Мариинская женская гимназия. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
№ Дата
РАЗДЕЛ 1: « Вятский край – начало истории родного края»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ
Тема
Деятельность на уроке
Дом. задание
1
2
3
4
56
78
89
11
12
13
14
15
в
Введение
курс
«Историческое краеведение»
Вятка:
начало истории
родного края. Древнейшие
жители
Происхождение края: первое
упоминание о городе в
летописи
Вятский край в период
феодализма в XIIXIY веках
Присоединение Вятки к
русскому государству в 1489
г.
Вятский край в XIVXV веках
Город Хлынов
Вятский край в XVI веке.
Образование древних вятских
городов
Вятский край в XVII веке.
Социальноэкономическое
развитие.
Хлынов в XVII веке.
Хлыновский Кремль.
Памятники истории и
культуры Вятского края в
XIV XVI1 веках
и
Экономическое
политическое развитие края в
XYIII веке
РАЗДЕЛ 2: « Наш край в XVII XVIII веках»
10
Исторические источники, справочная
литература
Первые люди на Вятской земле – основные
этапы появления. Занятия, климат
Обсуждение проблемы происхождения
названия края, упоминаний о первых
поселениях
Определить общее и особенное в развитии
России и Вятского края
Определить значение события для развития
края, его последствия
Лекция, записи
Составление таблицы по историческим
вехам
Таблица.
Лекция, записи, дискуссия
Записи в тетради
Сравнение с опорой на знания по
истории России, заполнение таблицы
Лекция с записями основных понятий
Опорная схема
Выявить основные закономерности развития
края в обозначенный период
Выявить основные закономерности развития
края в обозначенный период
Лекция с записями основных понятий
Лекция с записями основных понятий
Записи по темам
подготовка
раздаточного
материала.
Выявить основные закономерности развития
края в обозначенный период на основании
исторических источников
Знакомство с местом, ландшафтом
Первые памятники исторического прошлого
края.
Сравнительная характеристика на основании
событий Российской истории
Лекция с записями основных понятий
Пешая экскурсия по территории
Хлыновского кремля
Творческая работа с привлечением
исторических и литературных
источников, музейных материалов
Заполнение хронологической
синхронной таблицы
эссе. Схема Кремля.
Перечень ист.
источников, анализ
ист. ценности
Опорная схема КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
№ Дата
РАЗДЕЛ 1: « Вятский край – начало истории родного края»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ
Тема
Деятельность на уроке
Дом. задание
1
2
3
4
56
78
89
11
12
13
14
15
в
Введение
курс
«Историческое краеведение»
Вятка:
начало истории
родного края. Древнейшие
жители
Происхождение края: первое
упоминание о городе в
летописи
Вятский край в период
феодализма в XIIXIY веках
Присоединение Вятки к
русскому государству в 1489
г.
Вятский край в XIVXV веках
Город Хлынов
Вятский край в XVI веке.
Образование древних вятских
городов
Вятский край в XVII веке.
Социальноэкономическое
развитие.
Хлынов в XVII веке.
Хлыновский Кремль.
Памятники истории и
культуры Вятского края в
XIV XVI1 веках
и
Экономическое
политическое развитие края в
XYIII веке
РАЗДЕЛ 2: « Наш край в XVII XVIII веках»
10
Исторические источники, справочная
литература
Первые люди на Вятской земле – основные
этапы появления. Занятия, климат
Обсуждение проблемы происхождения
названия края, упоминаний о первых
поселениях
Определить общее и особенное в развитии
России и Вятского края
Определить значение события для развития
края, его последствия
Лекция, записи
Составление таблицы по историческим
вехам
Таблица.
Лекция, записи, дискуссия
Записи в тетради
Сравнение с опорой на знания по
истории России, заполнение таблицы
Лекция с записями основных понятий
Опорная схема
Выявить основные закономерности развития
края в обозначенный период
Выявить основные закономерности развития
края в обозначенный период
Лекция с записями основных понятий
Лекция с записями основных понятий
Записи по темам
подготовка
раздаточного
материала.
Выявить основные закономерности развития
края в обозначенный период на основании
исторических источников
Знакомство с местом, ландшафтом
Первые памятники исторического прошлого
края.
Сравнительная характеристика на основании
событий Российской истории
Лекция с записями основных понятий
Пешая экскурсия по территории
Хлыновского кремля
Творческая работа с привлечением
исторических и литературных
источников, музейных материалов
Заполнение хронологической
синхронной таблицы
эссе. Схема Кремля.
Перечень ист.
источников, анализ
ист. ценности
Опорная схема Показать роль края в освободительной борьбе
народа
Работа с исторической картой и
хронологическими таблицами –
раздаточный материал
Рассказ об 1 из
участников
Развитие навыков систематизации, обобщения
Общее и особенное в тенденциях культуры
данного периода
Рассмотреть процессы разложения
крепостничества и зарождения
капиталистических отношений
Формирование образа купеческого
провинциального города России
Работа с планом г. Хлынова, с
изображениями гербов городов
Экскурсия по старым улицам города,
исторический музей, приказную избу
Схема города, карта
края.
эссе
Хронологическая таблица
Записи в тетради
Экскурсия в музей художественных
промыслов.
Рассказ на выбор о
любом промысле
18
19
РАЗДЕЛ 3: «Наш край в XIX веке»
20
16
17
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
во
Участие вятчан
внешнеполитических
кампаниях в XVII XVIII
веках
Особенности развития города
Хлынова. Вятская геральдика
Культура Вятского края в
XVII XVIII веках
и
Развитие промышленности,
сельского хозяйства и
торговли в XIX веке
народные
Ремесла
промыслы Вятки, развитие
торговли
Буржуазно–либеральные
реформы в стране – реформы
в Вятке.
Участие вятчан в войнах XIX
века
Знаменитые люди Вятского
края (XIX век). Купеческие
династии.
Вятка глазами иностранцев.
Вятская ссылка.
Вятка православная.
Трифонов монастырь
Культура Вятского края в
XIX веке. Застройка Вятки.
История улиц нашего города.
Исторические и современные
названия
Мой родной край.
Сравнение хода и результатов либеральных
реформ 60х годов в России и в Вятском крае
Групповая работа, составление
сравнительной таблицы
Сравнительная
таблица
Показать участие вятчан в событиях
российской истории XIX века
Изучение меценатских традиций,
формирование образа купеческого
провинциального города России
формирование образа провинциального города,
сравнение с развитыми городами России
Изучение основных достопримечательностей
православной Вятки
Общее и особенное в тенденциях культуры
данного периода
Изучение исторических переименований улиц
города
Групповая работа с документами
Представление докладов и сообщений
самостоятельная работа учащихся
Групповая работа с документами
Экскурсия или сообщения детей.
Изучение исторических, литературных
источников, традиций
Работа с планом города, составление
таблицы
Самостоятельные
записи
Реферат о любом
представителе
династий*
Составление
персоналий
Сообщения о
храмах Вятки*
развернутый план
ответа по теме
написание
творческой работы
34
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
1. А.Г. Щурыгина. Программы по изучению родного края.- ВГПУ, 1995.
2. В.Г. Авдеев, М.А. Зимина. История Кировской области.-Киров, Волго-Вятское изд-во, 1975.
3. А. Хохлов Изучение материальных памятников истории и культуры Кировской области. –ВГПУ, 1997. Показать роль края в освободительной борьбе
народа
Работа с исторической картой и
хронологическими таблицами –
раздаточный материал
Рассказ об 1 из
участников
Развитие навыков систематизации, обобщения
Общее и особенное в тенденциях культуры
данного периода
Рассмотреть процессы разложения
крепостничества и зарождения
капиталистических отношений
Формирование образа купеческого
провинциального города России
Работа с планом г. Хлынова, с
изображениями гербов городов
Экскурсия по старым улицам города,
исторический музей, приказную избу
Схема города, карта
края.
эссе
Хронологическая таблица
Записи в тетради
Экскурсия в музей художественных
промыслов.
Рассказ на выбор о
любом промысле
18
19
РАЗДЕЛ 3: «Наш край в XIX веке»
20
16
17
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
во
Участие вятчан
внешнеполитических
кампаниях в XVII XVIII
веках
Особенности развития города
Хлынова. Вятская геральдика
Культура Вятского края в
XVII XVIII веках
и
Развитие промышленности,
сельского хозяйства и
торговли в XIX веке
народные
Ремесла
промыслы Вятки, развитие
торговли
Буржуазно–либеральные
реформы в стране – реформы
в Вятке.
Участие вятчан в войнах XIX
века
Знаменитые люди Вятского
края (XIX век). Купеческие
династии.
Вятка глазами иностранцев.
Вятская ссылка.
Вятка православная.
Трифонов монастырь
Культура Вятского края в
XIX веке. Застройка Вятки.
История улиц нашего города.
Исторические и современные
названия
Мой родной край.
Сравнение хода и результатов либеральных
реформ 60х годов в России и в Вятском крае
Групповая работа, составление
сравнительной таблицы
Сравнительная
таблица
Показать участие вятчан в событиях
российской истории XIX века
Изучение меценатских традиций,
формирование образа купеческого
провинциального города России
формирование образа провинциального города,
сравнение с развитыми городами России
Изучение основных достопримечательностей
православной Вятки
Общее и особенное в тенденциях культуры
данного периода
Изучение исторических переименований улиц
города
Групповая работа с документами
Представление докладов и сообщений
самостоятельная работа учащихся
Групповая работа с документами
Экскурсия или сообщения детей.
Изучение исторических, литературных
источников, традиций
Работа с планом города, составление
таблицы
Самостоятельные
записи
Реферат о любом
представителе
династий*
Составление
персоналий
Сообщения о
храмах Вятки*
развернутый план
ответа по теме
написание
творческой работы
34
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
1. А.Г. Щурыгина. Программы по изучению родного края.- ВГПУ, 1995.
2. В.Г. Авдеев, М.А. Зимина. История Кировской области.-Киров, Волго-Вятское изд-во, 1975.
3. А. Хохлов Изучение материальных памятников истории и культуры Кировской области. –ВГПУ, 1997. 4. Г.А. Бушмелев. Пятьдесят советских лет. Кировская область. – ВГПУ, 1967.
5. Историко-этнографический атлас кировской области. – ВГПУ, 1999. 4. Г.А. Бушмелев. Пятьдесят советских лет. Кировская область. – ВГПУ, 1967.
5. Историко-этнографический атлас кировской области. – ВГПУ, 1999.
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.