Рабочая программа по кружкой деятельности "Занимательный русский язык"
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русский язык
2 кл
29.10.2018
Рабочая программа по кружкой деятельности "Занимательный русский язык" .Возрастная категория: от 7 до 8 лет . Срок реализации данной программы: 4 года (лет)
Содержание и методы обучения “Занимательного русского языка” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Рабочая программа Занимательный русский язык.docx
РАССМОТРЕНО
на заседании МК
«_____» ________ 2018 г.
Протокол №
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
«_____» ________ 2018 г.
Протокол №
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ «Школа № 2100»
_____________Фомин Р. А.
«____» ______________2018 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа №2100»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения
дополнительного образования
на безвозмездной основе
«Занимательный русский язык»
Авторразработчик программы:
Ярных Нина Алексеевна – учитель начальных классов
Возрастная категория: от 7 до 8 лет
Срок реализации данной программы: 4 года (лет)
Направленность: (техническая, физкультурноспортивная,
естественнонаучная, социальнопедагогическая, туристскокраеведческая,
художественная)
Уровень программы: Ознакомительный
г. Москва 20182019
учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы
детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на
помощь приходит кружок по русскому языку “Занимательный русский язык”, являющийся
закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими
школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать
обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому языку ”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным
материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности
между начальным и средним звеном.
Образовательная программа кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для
формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В
процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять,
что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной
грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому
языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому
особое внимание на занятиях “Занимательный русский язык” следует обращать на задания,
направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства
языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в
большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм
речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками,
начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры.
Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех
занятиях. Кроме того, кружок “Занимательный русский язык” позволяет работать не только над
фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательного русского языка” содействуют
приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках
русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические
сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей
узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи кружка.
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку,
показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а
увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного
языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности 2 класс
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих
принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные
интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и
много говорят.
IV. Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных
материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок,
сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
V. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных
качеств школьника.
VI. Описание места кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут во 2 классе.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4х классов.
VI. Планируемые результаты.
2 класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или
восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
II. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Перечень разделов, тем
I.
1.1. Волшебная страна «Фонетика». Игра
словечко».
Повторение изученного в 1 классе
«Подскажи
Анкетирование.
Распознавание твёрдых и мягких
согласных звуков в словах. Учись
подбирать рифмы. Игра «Доскажи
словечко».
1.2.
1.3. Удивительные звуки. Тест на развитие
Интонация.
пару”.
слухового внимания.
Эмоции. Слова помощники.
Звонкие и глухие “двойняшки”. Игра
“Найди
Составление
предложений по картинке. Игра
«Закончи предложение».
Звонкие и глухие “одиночки”. Почему
они так называются. Игра «Подскажи
словечко»
Звуки и буквы. Звуко — буквенный
разбор слов. Викторина “Интересные
буквы и звуки”
« Грамматическое домино”
согласные.
Игра
“Волшебный клубок орфограмм.(жи
ши, чаща, чущу, чк чн)
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8. Шипящие
1.9. Алфавит.
II.
1.1.
Предложение
Роль предложения в общении.
Предлоги. Употребление в речи
предлогов. Составление предложений
Количество часов
всего
9
теория
практика
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1 по картинке.
1.2. Легкие головоломки.
Технология
составление головоломок. Шарады.
1.3. Слог. Игра “Собери слово”. Перенос
слов. Правила переноса
Ребусы.
1.4.
III. Ударение
1.1. Ударение.
смыслоразличительной
ударения
Обсуждение
функции
1.2. Ударение над гласной может сделать
букву ясной (безударные гласные в
корне слова). Сопоставление звуковой
и буквенной записи слов, отработка
действия контроля.
1.3. Игра
“Волшебный
клубок
орфограмм” (безударная гласная в
корне слова)
1.4. Непроверяемые безударные гласные.
Орфографический словарь – твой
помощник.
Способы проверки
безударных гласных в корне слова.
1.5. Мягкий знак. Обсуждение вопроса:
значение и особенности мягкого
знака.
1.6. Твердый знак. Обсуждение вопроса:
значение и особенности твердого
знака.
1.7. Мягкий знак. Обсуждение вопроса:
значение и особенности мягкого
знака.
IV. Имя существительное
1.1. Существительные – слова с
предметным
Сказка
“Приключение в стране «Имя
существительное».
значением.
1.2. Большие и маленькие. Слова, которые
пишутся с заглавной буквы.
Имя прилагательное
1.1. Волшебный клубок орфограмм.
Рассказ – беседа о роли орфографии.
Анаграммы. Составляем схемы
1.2. Прилагательные – слова называющие
признаки. Сказка “Приключение в
стране “Имя Прилагательное.
Глагол
V.
1.1. Дружба имени существительного с
1.2.
прилагательным. Фокусы
Глаголы – слова, обозначающие
действие предметов.
Здравствуй,
Глагол! Словарный запас. Предметы,
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
3
1
2
3
2
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
2
3
2
1
5
1
1 действия, признак
1.3. Сколько слов Вы знаете? Рассказ
беседа о словарном богатстве
русского языка. Игра – соревнование
“Кто больше знает слов на букву …”
«Замени букву».
Знаете ли вы значения слов? Игры со
словами.
«Вывески улетели»..
Определение значения слова с
помощью толкового словаря.
1.4.
1.5. Словародственники. Так же, как и у
кустов, корень есть у разных слов.
«Прочитай записку».
VI. Повторение изученного во 2 классе
1.1. Для чего нужно изучать грамматику.
Мастерская “Учусь составлять
кроссворд” Технология составления
кроссвордов
1.2. Крылатые слова и выражения.
1.3. Сочини шутку, прибаутку Сочини
пословицу
1.4. Итоговое занятие
ИТОГО:
1
1
1
4
1
1
1
1
34
1
1
1
4
1
1
1
1
34
III.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Повторение изученного в 1 классе
I.1.
I.2.
I.3.
I.4.
I.5.
I.6.
Волшебная страна «Фонетика». Игра «Подскажи словечко». Анкетирование.
Распознавание твёрдых и мягких согласных звуков в словах. Учись подбирать
рифмы. Игра «Доскажи словечко».
Удивительные звуки. Тест на развитие слухового внимания. Интонация. Эмоции.
Слова помощники.
Звонкие и глухие “двойняшки”. Игра “Найди пару”. Составление предложений по
картинке. Игра «Закончи предложение».
Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются. Игра «Подскажи
словечко»
Звуки и буквы. Звуко— буквенный разбор слов. Викторина “Интересные буквы и
звуки”
«Грамматическое домино”
I.7.
I.8. Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм. (жиши, чаща, чущу,
чк чн)
Алфавит.
I.9.
II. Предложение
1.1. Роль предложения в общении. Предлоги. Употребление в речи предлогов.
Составление предложений по картинке.
1.2. Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Шарады.
1.3. Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса 1.4. Ребусы.
III. Ударение
1.1. Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения
1.2. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне
слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.
1.3. Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.
Способы проверки безударных гласных в корне слова.
1.4. Игра “Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова)
1.5. Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.
1.6. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
1.7. Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.
IV. Имя существительное и имя прилагательное
1.1. Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране
«Имя существительное».
1.2. Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы.
1.3. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. Анаграммы.
Составляем схемы
1.4. Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “Имя
Прилагательное.
V. Глагол
1.1. Дружба имени существительного с прилагательным. Фокусы
1.2. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Словарный
запас. Предметы, действия, признак
1.3. Сколько слов Вы знаете? Рассказбеседа о словарном богатстве русского языка. Игра –
соревнование “Кто больше знает слов на букву …” «Замени букву».
1.4. Знаете ли вы значения слов? Игры со словами. «Вывески улетели». Определение
значения слова с помощью толкового словаря.
1.5. Словародственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. «Прочитай
записку».
VI. Повторение изученного во 2 классе
1.1. Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд”
Технология составления кроссвордов
1.2. Крылатые слова и выражения.
1.3. Сочини шутку, прибаутку Сочини пословицу
1.4. Итоговое занятие
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу года
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых
согласных в корне слова. Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
Рабочая программа по кружкой деятельности "Занимательный русский язык"
Рабочая программа по кружкой деятельности "Занимательный русский язык"
Рабочая программа по кружкой деятельности "Занимательный русский язык"
Рабочая программа по кружкой деятельности "Занимательный русский язык"
Рабочая программа по кружкой деятельности "Занимательный русский язык"
Рабочая программа по кружкой деятельности "Занимательный русский язык"
Рабочая программа по кружкой деятельности "Занимательный русский язык"
Рабочая программа по кружкой деятельности "Занимательный русский язык"
Рабочая программа по кружкой деятельности "Занимательный русский язык"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.