Рабочая программа по кружку "Юный натуралист" разработана мной.Я использую эту программу во внеурочной работе.Детям очень нравятся занятия.Они с удовольствием участвуют в различных видах работы .Рабочая программа составлена исходя из интересов учащихся.Для разработки программы использовала различную литературу.Актуальность кружка"Юный натуралист" в том,что экологическое воспитание непрерывно связано с процессом обучения.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых
документов:
. ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
Программа кружка внеурочной деятельности «Юный натуралист»
предназначена для 14 классов начальной школы. Преподавание кружка «Юный
натуралист» основано на получении учащимися знаний и навыков в области
экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного
энциклопедического характера.
Актуальность кружка «Юный натуралист» заключается в том, что
современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс
обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей
экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На
современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком
выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем
не научаться бережно относиться к природе ,они погубят себя. Для этого надо
воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое
воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время
приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно
представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами
растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и
воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной
деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных
природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с
окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей
принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание
необходимости принять на себя ответственность за осуществление
самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот
процесс.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям
необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях,
творениях рук человеческих.
Планируемые результаты.
Ученик научится:
эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
проводить несложные наблюдения;
использовать естественно научные и художественные тексты с целью поиска и
извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания
собственных устных высказываний;
использовать различные справочные материалы для поиска необходимой
информации; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность
человека;
вести диалог, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при
обсуждении прослушанного, прочитанного или увиденного произведения искусства;
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры искусства, изображающие
природу.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь
при несложных несчастных случаях;
работать в группе, создавая плакаты, рисунки, поделки.
Методическое обеспечение программы.
Реализация целевого назначения программы предусматривает организацию
педагогического взаимодействия через использование разнообразных технологий и
методик. Специфика содержания программы предполагает, что основной формой
организации педагогического процесса является практическое занятие, где
происходит формирование навыков экспедиционной жизни. Программа построена
таким образом, чтобы кружковцы постепенно повышали уровень знаний и умений,
накапливали опыт практических работ. В зависимости от возрастного состава и
способностей ребят выбирается сложность заданий, но требования к качеству
выполняемой
одинаковые.
В зависимости от обучения изменяется приоритет формы проведения
занятий:
групповая форма проведения занятий (лекция,
экскурсия).
мелкогрупповая и индивидуальная формам обучения ( индивидуальные доклады,
дебаты,
заданий).
На занятиях предполагается использование репродуктивных и продуктивных
методов организации деятельности воспитанников. Объяснение нового материала
осуществляется на основе применения объяснительноиллюстративного,
инструктивнорепродуктивного,
частичнопоискового методов.
Закрепление умений, отработка навыков применения полученных знаний и умений
на практике осуществляется в процессе самостоятельной работы кружковцев.
Для реализации программы используются методы исследования.
индивидуальных
проблемного,
работы
выполнение
беседа,
для
всех
В программе много времени отводится на изучение животных в природе, в их
естественной среде.
Большое внимание на занятиях кружка и в экспедициях уделяется созданию
воспитывающих ситуаций.
Руководителю кружка необходимо научить кружковцев правильно вести себя в
природе. На экскурсиях и при выполнении самостоятельных заданий по наблюдению
кружковцы не должны громко разговаривать, шуметь, делать резкие движения.В работе с кружковцами руководитель должен предусмотреть тематику
теоретических докладов, которая даст возможность кружковцам научиться
пользоваться научной и научнопопулярной литературой, справочниками, оп
ределителями. С учетом этого руководитель должен систематически проводить
обзор современной литературы.
Руководитель может внести изменения в содержание тем учебной программы,
углубить или сократить материал в зависимости от условий и желания кружковцев
заняться изучением того или иного биоценоза (леса, луга, степи и водоема, поля,
сада, огорода, парка или лесопарка), биологии какоголибо животного или группы
животных.
Учебнотематический план
Наименование раздела
Количество
часов
6. Жизнь лесных дебрей.
Растения гениальные инженеры
природы.
Растения гениальные инженеры
природы.
Всё о национальных парках.!
Итого
Календарно – тематический план
Наименование тем
Дата
планирования
Дата
Примечание
фактическа
я
Сентябрь. «Человек и природа».
Зависимость человека от
природы.
Пищевые ,лекарственные,
ядовитые растения. Охота в
истории людей.
Зависимость человека от природы.
Бомбы замедленного действия.
Бомбы замедленного действия.
Дурные пристрастия.
Все для гурманов есть в природе.
4
4
3
4
3
4
4
4
4
34
№
п\
1.
2.
3.
4.
5.
7
8
9
№
п/п
1.
2.3.
4.
5
6.
7
8
9
10
11
12
Природа – источник сил,
вдохновения, оздоровления.
Отрицательное воздействие на
человека на природу.
Октябрь. «Бомбы замедленного действия».
«Бомбы замедленного действия»
вода. Её гибель – наша гибель.
.«Бомбы замедленного действия»
воздух. Изменения в глобальном
масштабе..
«Бомбы замедленного действия»
мусор. Единственный выход –
вторичное использование.
Экскурсия «Бомбы замедленного
действия» среди нас.
Ноябрь.«Бомбы замедленного действия».
«Бомбы замедленного действия»
шум. С ним можно бороться.
«Бомбы замедленного
действия» химикаты. «Яд»
«приданое» цивилизации.
Экскурсия .Что негативного мы
видим вокруг себя.
Пугающий призрак АЭС.
Природа и экономика..
Декабрь. Дурные пристрастия.
13 Животные – наркотики –
человек.
Растения убийцы.
Владыка мира «никотин».
14
15
16 Мы говорим на уровне
крокодилов.
Январь. Всё для гурманов есть в природе.
17 Кофе сердцу не помеха.
18 По великому чайному пути.
19 Можно ли питаться сорняками?
Февраль. Жизнь лесных дебрей.
20
Растения – наш Доктор Айболит.
21 Лес – зелёное море.22
Влияние температуры на живые
организмы.
23 Средства передвижения у
животных.
Март. Растения гениальные инженеры природы.
24
25
26
27
28
Растения –потребители отходов.
Растения –химики.
Растения –архитекторы,
строители, механики. Растения –
математики.
Растения – физики. Растения –
мастера гидравлики.
Растения – путешественники. Как
растения передают информацию
Апрель Растения гениальные инженеры природы
Растения – биологические часы.
Совершенство приспособления у
растений.
29 На что способны растения.
30 Сорные растения.
Сельскохозяйственные растения..
31 Питание растений из почвы.
Май. Все о национальных парках.
32
Все о национальных парках.
Обустройство парков.
33 Ландшафтная архитектура.
34 Парки в нашем посёлке.
Конечный результат:
участие в различных конкурсах
Список используемой литературы.
Журналы «Записки натуралиста».Рассказы Н. Руковской.Рассказы
Е.Анашкиной.Журналы «Свирелька».Рассказы Н. Сладкова «Лесной
Татарстана».
ВоронкевичО.А. Добро пожаловать в экологию. изд. Детствопресс, 2004.
Давыдова Г.Г., КорепановаМ.В. Познаю себя. Волгоград, 1999.
Зайцев Г. Уроки Айболита. изд. : Акцент,1996.
Козлова С., Князева О. Мой организм. М.: Владос, 2001.
Люцис К. Растительный мир в картинках.М.: Владос, 2004.
Неволина Е. Большая книга животных. М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные. М.: Школьная пресса,2000.
Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?М.: Гном и Д, 2002.
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?М.: Гном и Д, 2000.
Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?М.: Гном и Д, 2002.
Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М.: Гном и Д, 2000.
Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? М.: Гном и Д, 2003.
Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей. М.: Прометей,2003.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.
М.: Издательство АСТ, 1997.
«Всё обо всём» 115 томы.