Рабочая программа по кружку"Юный натуралист"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по кружку "Юный натуралист" разработана мной.Я использую эту программу во внеурочной работе.Детям очень нравятся занятия.Они с удовольствием участвуют в различных видах работы .Рабочая программа составлена исходя из интересов учащихся.Для разработки программы использовала различную литературу.Актуальность кружка"Юный натуралист" в том,что экологическое воспитание непрерывно связано с процессом обучения.
Иконка файла материала Юный натуралист.docx
Пояснительная записка           Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов: ­. ФЗ ­ № 273  от  29.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации» ­Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)  Программа   кружка   внеурочной   деятельности   «Юный   натуралист»    предназначена для 1­4 классов начальной     школы. Преподавание кружка «Юный натуралист»   основано   на   получении   учащимися   знаний   и   навыков   в   области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.                 Актуальность   кружка   «Юный   натуралист»   заключается   в   том,   что современное   экологическое   образование   подразумевает   непрерывный   процесс обучения,   воспитания   и   развития,   направленный   на   формирование   общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.             История   человечества   неразрывно   связана   с   историей   природы.   На современном   этапе   вопросы   традиционного   взаимодействия   ее   с   человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не  научаться  бережно  относиться   к  природе   ,они   погубят  себя.  Для  этого  надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.   Начинать экологическое воспитание   надо   с   младшего   школьного   возраста,   так   как   в   это   время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.                   Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить,   чтобы   все   это   вдруг   исчезло,   как   случилось   со   многими   видами растений   и   животных.   Однако   каждый   должен   помнить,   что   и   вода,   и   почва,   и воздух   могут   поменять   свое   качество.   Люди   в   результате   производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.         Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.         Формирование   экологической   культуры   есть   осознание   человеком   своей принадлежности   к   окружаемому   его   миру,   единства   с   ним,   осознание необходимости   принять   на   себя   ответственность   за   осуществление самоподдерживающего   развития   цивилизации   и   сознательное   включение   в   этот процесс.         Чтобы   преодолеть   духовное   отчуждение   от   жизни   земной   природы,   детям необходимо   научиться   воспринимать   и   ценить   прекрасное   в   природе,   в   людях, творениях рук человеческих. Планируемые результаты. Ученик научится:  ­ эмоционально ­ ценностно относиться к природе, человеку, обществу; ­ проводить несложные наблюдения; ­ использовать естественно ­ научные и художественные тексты с целью поиска и  извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания  собственных устных высказываний; ­ использовать различные справочные материалы для поиска необходимой  информации;­ обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,  взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости  бережного отношения к природе; ­ определять характер взаимоотношений человека с природой, ­ находить примеры  влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность  человека; ­ вести диалог, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при  обсуждении прослушанного, прочитанного или увиденного произведения искусства; ­ воспринимать и эмоционально оценивать шедевры искусства, изображающие  природу. Ученик получит возможность научиться: ­ осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её  сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе; ­ воспринимать художественную литературу как вид искусства; ­ осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и  высказывать собственное суждение; ­ выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь  при несложных несчастных случаях; работать в группе, создавая плакаты, рисунки, поделки. Методическое обеспечение программы.  Реализация   целевого   назначения   программы   предусматривает   организацию   педагогического взаимодействия через использование разнообразных технологий и методик. Специфика содержания программы предполагает, что основной формой организации   педагогического   процесса   является   практическое   занятие,   где происходит формирование навыков экспедиционной жизни. Программа построена таким образом, чтобы кружковцы постепенно повышали уровень знаний и умений, накапливали   опыт   практических   работ.   В   зависимости   от   возрастного   состава   и способностей   ребят   выбирается   сложность   заданий,   но   требования   к   качеству выполняемой одинаковые.                          В зависимости от обучения изменяется приоритет формы проведения занятий: ­   групповая   форма   проведения   занятий   (лекция,   экскурсия). ­ мелкогрупповая и индивидуальная формам обучения ( индивидуальные доклады, дебаты, заданий).            На занятиях предполагается использование репродуктивных и продуктивных методов   организации   деятельности   воспитанников. Объяснение   нового   материала осуществляется   на   основе   применения   объяснительно­иллюстративного, инструктивно­репродуктивного,   частично­поискового   методов. Закрепление умений, отработка навыков применения полученных знаний и умений на   практике   осуществляется   в   процессе   самостоятельной   работы   кружковцев. Для реализации программы используются методы исследования. индивидуальных   проблемного, работы   выполнение   беседа,   для   всех                       В программе много времени отводится на изучение животных в природе, в их  естественной среде.               Большое внимание на занятиях кружка и в экспедициях уделяется созданию  воспитывающих ситуаций.               Руководителю кружка  необходимо научить кружковцев правильно вести себя в  природе. На экскурсиях и при выполнении самостоятельных заданий по наблюдению кружковцы не должны громко разговаривать, шуметь, делать резкие движения.В работе с кружковцами руководитель должен предусмотреть тематику  теоретических  докладов, которая даст возможность кружковцам научиться  пользоваться научной и научно­популярной литературой, справочниками, оп­ ределителями. С учетом этого руководитель должен систематически проводить  обзор современной литературы.       Руководитель может внести изменения в содержание тем учебной программы,  углубить или сократить материал в зависимости от условий и желания кружковцев  заняться изучением того или иного биоценоза (леса, луга, степи и водоема, поля,  сада, огорода, парка или лесопарка), биологии какого­либо животного или группы  животных.  Учебно­тематический план Наименование раздела Количество часов 6. Жизнь лесных дебрей.   Растения   гениальные   инженеры   природы. Растения гениальные инженеры  природы. Всё о национальных парках.! Итого Календарно – тематический план  Наименование тем Дата планирования Дата Примечание фактическа я Сентябрь. «Человек и природа». Зависимость человека от  природы. Пищевые ,лекарственные,  ядовитые растения. Охота в  истории людей. Зависимость человека от природы. Бомбы замедленного действия. Бомбы замедленного действия. Дурные пристрастия. Все для гурманов есть в природе. 4 4 3 4 3 4 4 4 4 34 № п\ 1. 2. 3. 4. 5. 7 8 9 № п/п 1. 2.3. 4. 5 6. 7 8 9 10 11 12 Природа – источник сил,  вдохновения, оздоровления. Отрицательное воздействие на  человека на природу. Октябрь. «Бомбы замедленного действия». «Бомбы замедленного действия»  ­вода. Её гибель – наша гибель. .«Бомбы замедленного действия» ­воздух. Изменения в глобальном  масштабе.. «Бомбы замедленного действия»  ­мусор. Единственный выход –  вторичное использование. Экскурсия «Бомбы замедленного действия» среди нас. Ноябрь.«Бомбы замедленного действия».  «Бомбы замедленного действия» ­шум. С ним можно бороться.   «Бомбы замедленного  действия»­ химикаты. «Яд»­  «приданое» цивилизации.  Экскурсия .Что негативного мы  видим вокруг себя.     Пугающий призрак АЭС. Природа и экономика.. Декабрь. Дурные пристрастия. 13 Животные – наркотики –  человек. Растения убийцы. Владыка мира «никотин». 14 15 16 Мы говорим на уровне  крокодилов. Январь. Всё для гурманов есть в природе. 17 Кофе сердцу не помеха. 18 По великому чайному пути.  19 Можно ли питаться сорняками? Февраль. Жизнь лесных дебрей. 20 Растения – наш Доктор Айболит. 21 Лес – зелёное море.22 Влияние температуры на живые  организмы. 23 Средства передвижения у  животных. Март. Растения гениальные инженеры природы.  24 25 26 27 28 Растения –потребители отходов. Растения –химики. Растения –архитекторы,  строители, механики. Растения – математики. Растения – физики. Растения –  мастера гидравлики. Растения – путешественники. Как растения передают информацию Апрель Растения гениальные инженеры природы Растения – биологические часы. Совершенство приспособления у  растений. 29 На что способны растения. 30 Сорные растения.  Сельскохозяйственные растения.. 31 Питание растений из почвы. Май. Все о национальных парках. 32 Все о национальных парках.  Обустройство парков. 33 Ландшафтная архитектура. 34 Парки в нашем посёлке.  Конечный результат: ­участие в различных  конкурсах  Список используемой литературы. ­ Журналы «Записки натуралиста».Рассказы Н. Руковской.Рассказы  Е.Анашкиной.Журналы «Свирелька».Рассказы Н. Сладкова «Лесной Татарстана». ­ ВоронкевичО.А. Добро пожаловать в экологию.­ изд.  Детство­пресс, 2004.  ­ Давыдова Г.Г., КорепановаМ.В. Познаю себя.­ Волгоград, 1999.  ­ Зайцев Г. Уроки Айболита.­ изд. : Акцент,1996.  ­ Козлова С., Князева О. Мой организм.­ М.: Владос, 2001.  ­ Люцис К. Растительный мир в картинках.­М.: Владос, 2004.  ­ Неволина Е. Большая книга животных.­ М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003  ­ Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.­ М.: Школьная пресса,2000.  ­ Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?­М.: Гном и Д, 2001.  ­ Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?­М.: Гном и Д, 2002.  ­ Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?­М.: Гном и Д, 2000.  ­ Шорыгина Т. А.  Какие месяцы в году?­М.: Гном и Д, 2002.  ­ Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?­М.: Гном и Д, 2001.  ­ Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?­ М.: Гном и Д, 2000.  ­ Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?­ М.: Гном и Д, 2003.  ­ Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?­ М.: Гном и Д, 2001.  ­ Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.­ М.: Прометей,2003.  ­ Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.­ М.: Издательство АСТ, 1997.  ­ «Всё обо всём» ­ 1­15 томы.