Данный методический материал разработан на основе закона "Об образовании в РФ", примерной программы УМК "Планета Знаний". Рассчитана на 1-4 классы. Рабочая программа соответствует требованиям Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования. Состоит из трех ключевых разделов: Планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование.
программа Кубановедение.docx
Рабочая программа по кубановедению на 20172018 учебный год
разработана на основе:
требований федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования;
обучения;
примерной основной образовательной программы первой ступени
санитарноэпидемиологических требований к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.
282110 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с изменениями от 24.11.2015 года,
зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18
декабря 2015 года;
год;
учебного плана МАОУ СОШ №93;
годового учебного календарного графика на текущий учебный
основной образовательной программы МАОУ СОШ №93
программы для 14 классов общеобразовательных учреждений
Краснодарского края, доработана с учетом требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования/ Краснодар: Перспективы образования 2013г. Авторы
составители: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В.,
Науменко Т.А.
В современных условиях модернизации российского образования одним
из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.
В Краснодарском крае региональный (национальнорегиональный «Кубань –
многонациональный край») компонент содержательно реализуется
посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета
«Кубановедение», который является обязательным.
Приоритетом современного начального общего образования становится
гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств,
позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на
приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно
познавательной, практической, социальной. Особое место отводится
практическому содержанию образования,
конкретным способам
деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях,
что позволяет реализовать компетентностный подход к обучению. Такие
методы,
проектный,
как проблемнодиалогический,
поисковый, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального
образования – формирование учебной деятельности младших школьников,
позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в
решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные
возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного
начального образования.
Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том,
что имея ярко выраженный интергративный характер, она соединяет в той или
иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую
деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное и системное
представление об исторических, географических, культурологических,
экономических особенностях Краснодарского края.
Основные содержательные линии предмета определены тематикой
фундаментального ядра содержания общего образования; проблематикой,
раскрытой в Концепции духовнонравственного развития и воспитания
гражданина России;
требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Цель предмета «Кубановедения» в начальной школе – развитие и
воспитание гуманной,
относящейся
ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре,
уважительно – к жителям края.
социально активной личности,
Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся
решает следующие задачи:
воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и
приумножение исторического и культурного наследия своего края;
развитие
экологического
мышления,
формирование
экологической грамотности;
формирование эмоциональноволевых, нравственных качеств
личности ребёнка, толерантного отношения к людям разных национальностей,
вероисповеданий;
развитие креативности младшего школьника, способности к
позитивному преобразованию окружающего мира.
Предмет позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани,
её природе и общественнокультурной жизни человека в историческом
развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является
краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять
окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и
«энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на
вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?». При этом
вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать
целостную картину общества и истории, формировать историческое
мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать
следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора
авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять
своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для
каждого ребёнка.
«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным
курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях
природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой
родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся
деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного
края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности,
во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии,
которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы,
хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным
народным творчеством, бытом своих предков.
Общение с богатой природой края при активизации эмоционально
чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших
школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем,
кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в
места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный
музеи и т.п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.
Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные
способности младших школьников в ходе грамотно организованной
коллективнораспределительной деятельности.
Кубановедение – предмет особый. Для более успешного его усвоения
учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения
учебных занятий: экскурсии, викторины, урокиисследования, очные и
заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и
пр.
Эффективность преподавания данного курса зависит также от того,
насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир»,
«Литературное чтение»,
«Изобразительное искусство»,
«Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса
позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих
естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
«Музыка»,
В основе построения программы лежит концентрический принцип,
который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника
знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе
возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения
предмета.
Учебная программа «Кубановедение» разработана для 1–4 класса
начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на
курс – 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 24 классах – 34 ч
в год (при 1 ч в неделю). I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального
общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов тех духовнонравственных приобре
тений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций,
значимых исторических событий;
воспитательного эффекта того, к чему привело изучение курса в ходе
исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как
гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность
(положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучаю
щимися социальных знаний:
о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и
неодобряемых формах;
об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях:
о природных, климатических условиях Краснодарского края;
об основных видах народного прикладного искусства, устном на
родном творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со взрослыми учителями, родителями как
значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися
опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые
лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному
наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образова
тельного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной
просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое
применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
получение обучающимися начального опыта самостоятельного ис
следования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с
другими регионами;
формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей
поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных
субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой
общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом
предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе,
своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает
ребёнка;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизне
деятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования
своего района;
на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в
нравственно ориентированной социально значимой деятельности и при
обретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от
одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется
последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за
счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема
изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением
меры трудности изучаемого материала.
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1м
классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые
общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и
задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в
1м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
работы с иллюстрацией учебника.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать
и
группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых
группах
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1м
классе является сформированность следующих умений.
Обучающийся научится:
•
•
называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес
определять основные помещения школы, их предназначение,
ориентироваться в их месторасположении
•
•
•
соблюдать традиции своей школы
ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома
определять основные учреждения культуры, быта, образования
своего города (села, станицы и др.)
•
приводить примеры основных достопримечательностей родного
города (села, станицы и др.)
•
приводить примеры профессий жителей своего города (села,
станицы и др.)
•
различать основных представителей растительного и животного
мира своей местности (ближайшее окружение) Обучающийся получит возможность научиться:
•
соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в
ситуациях, опасных для жизни
•
составлять рассказописание по картине,
увиденному,
пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения
различать герб родного города (села, станицы и др.)
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2м
классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые
общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально
предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её
проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые
средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для
решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как
в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную
в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2м
классе является формирование следующих умений
Обучающийся научится:
различать особенности времен года своей местности
•
•
определять характерные особенности рельефа своей местности *
приводить примеры названий морей, рек, крупных населённых
пунктов своей местности и Краснодарского края
•
приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6
растений и 4 5 животных, обитающих на территории своей местности
знать кубанские песни, пословицы и поговорки
соблюдать основные правила поведения в окружающей среде,
•
•
в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе
•
района
называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего
Обучающийся получит возможность научиться:
•
показывать на физической карте Краснодарского края основные
изучаемые объекты, свой населённый пункт
•
•
рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы;
различать растения своей местности по видам (травы, деревья,
кустарники, лекарственные и ядовитые растения)
бережно относиться к растительному и животному мир Кубани
•
использовать приобретённые знания и умении в практическо1
деятельности и повседневной жизни для
•
соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и
поднятия флага
. соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах
•
искать и обрабатывать дополнительную информацию о
растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах,
распространённых на Кубани, и т. д.
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в
3−4м классе является формирование следующих умений:
3 класс
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого
человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые
общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и
задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в
3м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один
шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную
в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать
и
группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на
основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять простой план учебнонаучного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания учебника.
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в
3ем классе является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
определять связь между деятельностью человека и условиями его
жизни и быта на Кубани
различать природные условия, территориальную принадлежность,
коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и
культуры а Краснодарском крае
•
•
различать формы земной поверхности Краснодарского края
приводить примеры названий и отличительных признаков
наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных
•
называть основные особенности различных видов карт
Краснодарского края (физической, административной и исторической)
•
различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы
своего родного города (станицы), района
•
называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры,
спорта и т.д.
•
узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и
животных, опасных для человека
•
различать особо охраняемые растения и редких животных
Краснодарского края
•
•
ориентироваться по карте Краснодарского края
давать описание истории возникновения своего населённого
пункта, его достопримечательностей
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта,
решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями
труда и быта людей своей местности
выполнять правила сбора грибов в своей местности
выполнять правила поведения у водоёма в разное время года
бережно относиться к растениям и животным
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3−4м
классе является формирование следующих умений:
4 класс
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого
человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые
общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и
задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в
3м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один
шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную
в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать
и
группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на
основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять простой план учебнонаучного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания учебника.
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения..
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4м
классе является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
различать природные зоны Краснодарского края
рассказывать о природных богатствах родного края и их
использовании
человеком
отличать символику Краснодарского края
называть органы местного самоуправления
называть даты важнейших событий в истории края, города,
станицы,
хутора и т.д.
различать особенности культуры и быта народов, населяющих
территорию Краснодарского края
знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих
на территории края
называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского
края
рассказывать о заповеднике, находящемся на территории
Краснодарского края
называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных,
культурных деятелей Кубани
определять месторасположение Краснодарского края на
физической карте России
своей местности
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения
определять хронологическую последовательность основных
событий (исторических, культурных, спортивных)
правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории
Краснодарского края
исполнять гимн Краснодарского края
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для
Кубани
правильного поведения во время исполнения гимнов России и
выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения
исполнения знакомых народных песен
самоорганизации и выполнения исследовательских проектов
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Я и моя семья (9 часов)
Мой родной край. Будем знакомы! История моего имени. Любимые
занятия. Моя семья. Семейные традиции. Мои обязанности в семье. Семейные
традиции. Семейные реликвии.
Наша школа (6 часов)
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой.
Название, адрес школы. Школьные поручения. Школьная дружба. Проект
«Школьная дружба».
Родной город (станица, хутор) (7 часов)
Наш город. Наш город. Труд людей моей местности. Улица, на которой
я живу. История названия. Правила безопасного поведения на улице. Виды
транспорта. Правила поведения в транспорте. Достопримечательности моего
города.
Будем жить в ладу с природой (7 часов)
Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края.
Растительный мир. Значение растений в жизни человека. Животный мир.
Значение животного мира в жизни человека. Забота о братьях наших меньших.
Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое
занятие).
Духовные истоки Кубани (4 часа)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции
казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные
традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой
Родины.
Введение (1 час)
2 класс
Символика района (города), в котором я живу. Вводный урок. Земля
отцов – моя земля. Мы разные, но мы вместе. Природа моей местности (13 часов)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж
небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. Водоемы
моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов.
Разнообразный растительный мир моей местности. Лекарственные растения.
Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения.
Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей
местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников при
роды. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни
людей».
Населённые пункты (7 часов)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2:
«Зимушка зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего
населённого пункта. История образования города (района). Населённые
пункты моего района. Исследовательский проект «Где я могу проводить сво
бодное время».
Труд и быт моих земляков (13 часов)
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Дом в
котором жили наши предки. Многообразие религий как единство народов.
Особенности казачьего быта. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской
Национальные
семьи. Ремесла, распространённые в моём районе.
особенности ремесел Кубани.
Труженики родной земли. Годовой
исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в
сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи. Мои земляки в
годы Великой Отечественной войны. Праздник всех народов, внесших
вклад в Великую Победу. Необходимость воспитания взаимопомощи,
коллективной ответственности за свои поступки. Семья и семейные
традиции. Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой
исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Введение (1 час)
3 класс
Изучаем родной край. Мир и согласие между народами, населяющими
Кубань путь к процветанию нашей Родины.
Нет в мире краше Родины нашей (11 часов)
Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины,
горы. Природные явления и стихийные бедствия. Водоёмы Краснодарского
края. Растительность и животный мир Кубани. Кубань территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира:
талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей (проектная
работа).
Без прошлого нет настоящего (10 часов)
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Историческая карта, история
на карте. Древние города. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце.
Символика Краснодарского края. История и современность. Добрые соседи.
Майкоп столица Республики Адыгея. Взаимопонимание и уважение ка
основа существования народов, проживающих в родном крае. Без прошлого
нет настоящего (проектная работа).
Казачьему роду нет переводу (12 часов)
Твоя родословная. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Из истории
кубанских фамилий. Мама. Твои земляки труженики. Кубанские умельцы.
Фольклор и
Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции.
повседневная жизнь народов, населяющих Кубань. Казачий фольклор.
Казачьему роду нет переводу (проектная работа).
Введение (1 час)
4 класс
Мой край на карте России. Вводный урок. От семейных ценностей к
культурнонациональной общности.
Береги землю родимую, как мать любимую (11 часов)
Заказники.
Природные зоны Краснодарского края. Кавказский биосферный
Естественные и искусственные водоёмы
заповедник.
Краснодарского края. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и
охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование.
Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.
Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).
Земля отцов моя земля (13 часов)
Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектур».
Древние жилища. Современный облик края. Вещи рассказывают о прошлом.
Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы на Кубани.
Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Национальные костюмы
народов, населяющих Кубань. Письменные источники. Устная история
родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани.
Традиционные праздники народов Кубани. Современная административная
карта Краснодарского края. Районы Краснодарского края. Екатеринодар Краснодар. Краснодар административный центр Краснодарского края.
Земля отцов моя земля (проектная работа).
Жизнь дана на добрые дела (9 часов)
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики
полей. Радетели земли кубанской. Наши земляки гордость страны. Ты
наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела. Итоговое занятие
(проектная работа).
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«КУБАНОВЕДЕНИЕ»
1 класс (33 часа)
№
п\п
Название раздела, темы
1. Я и моя семья
2. Наша школа
3.
Родной город
4. Будем жить в ладу с природой.
5. Духовные истоки Кубани.
Всего:
2 класс (34 часа)
№
п\п Название раздела, темы
1
2
3
4
Введение. Символика района (города), в
котором я живу
Природа моей местности
Труд и быт моих земляков
Населённые пункты
Итого
Рабочая
программа
Примерная
или
авторская
программа
9
6
7
7
4
33
9
6
7
7
4
33
Рабочая
программа
Примерная
или
авторская
программа
1
13
13
7
34
1
13
13
7
34 3 класс (34 часа)
№
п\п
1
2
3
4
№
п\п
1
2
3
4
Название раздела, темы
Введение. Изучаем родной край
Нет в мире краше Родины нашей
Без прошлого нет настоящего
Казачьему роду нет переводу
Итого
4 класс (34 часа)
Название раздела, темы
Введение. Мой край на карте России
Береги землю родимую, как мать любимую
Земля отцов моя земля
Жизнь дана на добрые дела
Итого
Примерная
или
авторская
программа
1
11
10
12
34
Примерная
или
авторская
программа
1
11
13
9
34
Рабочая
программа
1
11
10
12
34
Рабочая
программа
1
11
13
9
34
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического объединения
учителей начальных классов
от ___августа 2017 г. № ___
Руководитель МО
_________________Н.В. Луцик
(подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ А.В. Диянова
(подпись)
«___» августа 2017
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.