Рабочая программа по курсу «Черчение и графика» на 2016– 2017 учебный год для 8-9 классов

Медиа
Образовательные программы
doc
Черчение
8—9 кл
05.01.2017
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта общего образования , приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии 2004 г. Обязательного минимума содержания основного общего образования по черчению (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.). Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263). Авторской программы для общеобразовательных учреждений: Черчение 8-9 классы авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2006 и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.Программа рассчитана для общеобразовательных школ. В настоящую программу, соответствующую Государственному стандарту образовательной области «Технология» для общеобразовательной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие учащимся базу чертёжно-графических знаний и умений, достаточную как для использования их в практической деятельности.
рабочая программа черчение и графика 8-9 класс 2016-2017 уч.год..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Основная общеобразовательная школа № 10»  СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/ А. В.Гордеева/  «____»__________2016 г. УТВЕРЖДАЮ Директор    _____________/ О.В.Попова  Приказ №____от_____2016 г. ПРИНЯТО Педагогическим  советом школы Протокол №____ от______ 2016 г. Рабочая программа  по курсу  «Черчение и графика»     на 2016 – 2017 учебный год       Класс   8 ­9                                                   Составитель :                Марченко                Ирина Анатольевна,                              учитель черчения,                высшая категория
Таштагол  2016 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.                              Рабочая программа по черчению для 8 ­ 9 классов  создана на основе  федерального компонента   государственного   стандарта   основного   общего   образования   и   программы общеобразовательных   учреждений   «Черчение»,   авторы:   А.Д.   Ботвинников,   И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.­ АСТ.: Астрель, 2000.           Программа   детализирует   и   раскрывает   содержание   стандарта,   определяет   общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся  средствами  учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.    Реализация   рабочей   программы   осуществляется   с   использованием   учебно­ методического   комплекта:   Ботвинников   А.Д.,   Виноградов   В.Н.,   Вышнепольский   И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ: Астрель, 2007 г.     Программа   рассчитана   для   общеобразовательных   школ.   Приоритетной   целью школьного   курса   черчения   является   общая   система   развития   мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет   большое   значение   для   общего   и   политехнического   образования   учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно­технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных   способностей   учащихся.   Кроме   того,   занятия   черчением   оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.  Основная   задача   курса   «Черчение   и   графика»  –  формирование   учащихся   технического   мышления,  пространственных   представлений,   а   также   способностей   к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса   следует   рассматривать   в   черчении   как   стимул   активизации   деятельности школьника,   как   эффективный   инструмент,   позволяющий   учителю   сделать   процесс обучения   интересным,   привлекательным,   выделяя   в   нём   те   аспекты,   которые   смогут привлечь к себе внимание ученика.          Огромную роль в обучении учащихся     играет развитие образно­пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на   уроках   черчения,   и   нередко   именно   его   недостаточное   развитие   препятствует полноценному   развитию   творческих   способностей   школьников,   т.к.   основная   часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме. Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.      Новизна данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в системе высшего образования и современного производства в программу по черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления. Программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе по 1 часу в неделю). 2
Цели и задачи курса  Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием. Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач: ­ ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД; ­ научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета; ­ научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам; ­ сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования; ­ формировать умение применять графические знания в новых ситуациях; ­ развивать образно ­ пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению   различных   задач,   развитие   конструкторских,   технических   способностей учащихся. ­ научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами. II.  Содержание программы учебного предмета. 8 класс (34 часа, по 1 часу в неделю;) ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (7 часов) Инструменты,   принадлежности   и   материалы   для   выполнения   чертежей. ← Значение   черчения   в   практической   деятельности   людей.   Краткие   сведения   об истории   черчения.   Современные   методы   выполнения   чертежей   с   использованием   ЭВМ. Ели, содержание и задачи изучения черчения в школе. ← Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. ← Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая,   сплошная   волнистая,   штрихпунктирная,   тонкая   штрихпунктирная   с   двумя точками.  Форматы, рамка, основная надпись. ← Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса;  указание толщины и длины  детали  надписью;  расположение размерных чисел). ← ← Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры, знаки на чертежах. СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 часов). ← Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. выполнение   изображений   предметов   на   одной,   двух   и   трех   взаимно   перпендикулярных плоскостях проекций.  ← Расположение   видов   на  чертеже   и   их   названия:   вид   спереди,   вид   сверху,   вид   слева определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). ← Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. 3
← ← Аксонометрические   проекции   плоских   и   объемных   фигур.   Эллипс   как   проекция окружности. Построение овала. ← Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.   Выбор   вида   –   аксонометрической   проекции   и   рационального   способа   ее построения.  ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (17 часов) ← Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предметам на геометрические тела – призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. ← Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. ← Нанесение   размеров   на   чертежах   с   учетом   формы   предметов.   Использование   знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. ← Анализ   графического   состава   изображений.   Выполнение   чертежей   предметов   с использованием   геометрических   построений:   деление   отрезка,   окружности   и   угла   на равные части; сопряжений. ← Чтение чертежей детали. ← Выполнение эскиза детали (с натуры). ← Решение графических задач, в том числе творческих. ← ← ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (1 час) ← Обязательный минимум графических и практических работ (Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4,упражнения – в  тетрадях). Работы 1.Линии чертежа 2. Чертеж «плоской» детали 3. Моделирование по чертежу 4.Чертежи   и   аксонометрические   проекции предметов 5.   построение   третьей   проекции   по   двум данным 6. Чертеж детали 7. Устное чтение чертежей 8. Чертеж предмета в трех видах 9. эскиз и технический рисунок детали 10. Эскизы деталей с включением элементов конструирования 11. Чертеж предмета (контрольная работа) 9 класс Примечание   проволоки, ­ ­ Из пластических и других материалов С   построение   проекций   токе,   отрезков, граней  и пр. ­   картона,   бумаги, геометрических использованием   С   построений (в том числе сопряжений) ­ С преобразованием формы предмета ­ С преобразованием формы предмета По   аксонометрической   проекции   или   с натуры                     (34 часа, по 1 часу в неделю;) ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (1 час) 4
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (14 часов) Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. графическое обозначение материалов на сечениях. Разрезы.   Различия   между   разрезами   и   сечениями.   Простые   разрезы   (горизонтальные, фронтальные,   профильные).   Соединения   части   вида   с   частью   разреза.   Обозначение разрезов. местные разрезы. Особые случаи разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Определение   необходимого   и   достаточного   числа   изображения   на   чертежах.   Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих. СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (14 часов). Чертежи типовых соединений деталей (4 часа).  Общие понятия о соединении деталей разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. ознакомление   с   условностями   изображения   и   обозначения   на   чертежах   неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых).  Изображение   резьбы   на   стержне   и   в   отверстии.   Обозначение   метрической   резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа   со   стандартами   и   справочными   материалами.   Чтение   чертежей,   содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочные   чертежи   изделий  (10   часов).  Обобщение   и   систематизация   знаний   о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования. ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (2 часа). Понятие об архитектурно­строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных.  Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные   обозначения   дверных   и   оконных   проемов, оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (2 час) ОБЗОР РАЗНОВИДНОСТЕЙ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ (1 час)  Области   применения   технических   рисунков   и   чертежей,   схем   (кинематических   и электрических), диаграмм, графиков и т.п.   санитарно­технического ← III. Требования к уровню подготовки  учащихся 8 класс Учащиеся должны знать: приемы работы с чертежными инструментами;  простейшие геометрические построения;  5
приемы построения сопряжений; основные  сведения о шрифте; правила выполнения  чертежей; основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные  плоскости проекций; принципы построения наглядных изображений. Учащиеся должны уметь: ­ анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и  простейшим разверткам; осуществлять несложные преобразования формы и  пространственного положения предметов и их частей; читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;  анализировать графический состав изображений; выбирать главный вид и оптимальное  количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета; читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические  рисунки и наброски; проводить самоконтроль правильности и качества выполнения  простейших графических работ; приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной  деятельности человека. 9 класс   Учащиеся должны знать:  основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов; основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на  комплексных чертежах; условные обозначения материалов на чертежах;  основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);  условные изображения и обозначения резьбы на чертежах; особенности выполнения  чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах  общего вида и сборочных; особенности выполнения архитектурно­строительных  чертежей;  основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах; место и  роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до  изделия»). Учащиеся должны уметь:  правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений,  типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей  сборочной единицы; выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на  комплексных чертежах несложных моделей и деталей;  выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений; читать  и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести  деталей; ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов  и других объектов;  читать и выполнять простые кинематические и электрические  схемы; читать несложные архитектурно­строительные чертежи;  пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными  пособиями, справочной литературой; выражать средствами графики идеи, намерения,  проекты; 6
 применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том  числе с элементами конструирования).      Обязательный минимум графических и практических работ (Чертежи   выполняются   на   отдельных   листах   формата   А4,   упражнения   –   в тетрадях). 1. Эскизы деталей с выполнением сечений Работы 2.Эскиз детали с выполнением необходимого  разреза 3. Чертеж детали с применением разреза 4. Устное чтение чертежей 5. Эскиз с натуры 6. Чертеж резьбового соединения 7. Чтение сборочных чертежей 8. Деталирование 9.Решение   творческих   задач   с   элементами конструирования 10. Чтение строительных чертежей 11. Выполнение чертежа детали Примечание С натуры или по аксонометрической проекции ­ По одному или двум видам детали  ­ Применение   необходимых   разрезов, сечений   и   других   условностей   и упрощений ­ С выполнением технических рисунков 1­2 деталей Выполняются чертежи 1­2 деталей ­ С использованием справочных  материалов Контрольная   работа   по   сборочному чертежу  Тематическое планирование. №  п\п Тема урока. Правила оформления чертежей Способы проецирования  Чтение и выполнение чертежей деталей  Обзор разновидностей графических изображений. Обобщение сведений о способах проецирования Сечения и разрезы 7 Количество часов 9 класс 8 класс 7 9  17  1  1 14
Сборочные чертежи из них: Чтение строительных чертежей Контрольная работа Обзор разновидностей графических изображений Итого 14 2 2 1 34  34  IV. Календарно­тематическое планирование. 8класс №  п\п 1. Тема урока. Правила оформления чертежей Введение. Учебный предмет «Черчение и графика». Инструменты, принадлежности, материалы.  Приемы работы чертежными инструментами. 2. Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная  надпись. Линии чертежа. Графическая работа №1.Линии чертежа. 3. 4. Чертежный шрифт. Прописные буквы 5. Чертежный шрифт. Прописные буквы 6. Нанесение размеров. Масштабы. 7. Графическая работа №2  Чертеж плоской детали. Способы проецирования (9 часов). 8. Общие сведения о проекциях. Проецирование на  одну плоскость проекций. 9. Проецирование на две плоскости проекций. 10 11 Расположение видов на чертеже. Местные виды. Расположение видов. Задачи на составление  чертежей по разрозненным изображениям. 12 Практическая работа №3 Моделирование по  чертежу. 13 Аксонометрические проекции деталей.  Аксонометрические проекции плоских фигур. 14 Аксонометрические проекции объемных  плоскогранных предметов 15 Аксонометрические проекции предметов с  цилиндрическими элементами. 16 Технический рисунок.  17 Анализ геометрической формы предмета. 18 Чертежи, наглядные изображения и развертки  8 Дата проведения 8а 8б 8в Кол­во часов 7 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 9час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 часа 1 час
геометрических тел.  19 Проекции вершин, ребер, граней и точек. 20 Графическая работа №4   Чертеж и наглядное изображение детали 21 Порядок построения изображений на чертежах.  22 Графическая работа №5  Чертеж детали в трех видах по двум данным. 23 Нанесение размеров с учетом формы предмета.  24 Практическая работа №7  Чтение чертежей 25 Эскиз и технический рисунок. 26 Графическая работа №9  Эскиз детали и технический рисунок 27 Общие понятия о преобразовании формы.  28 Графическая работа №8  Чертеж детали в трех  видах с преобразованием формы Графический диктант. Чертеж и технический  рисунок детали по словесному описанию. Геометрически построения. Сопряжения. Графическая работа №6  Чертеж детали с  элементами сопряжения. Графическая работа №10  Чертеж детали с  элементами конструирования. Графическая работа №11 (контрольная)  Чертеж детали 29 30 31 32 33 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 34 Обзор разновидностей графических изображений. Итого 1 час 34 часа 9
9 класс    №  п\п Тема урока. Кол­во часов Дата проведения 9а 9б  1.  2. 3.  4. 5.  6.  7.  8.  9. 10.  11  12  13  14  15    16 Чертежи в системе прямоугольных проекций (1 час).  Обобщение сведений о способах проецирования. Сечения и разрезы на чертежах  Общие понятия о сечениях и разрезах.  Правила выполнения сечений, их обозначение.   Графическая работа №1. Эскиз деталей с применением  сечений.  Разрезы. Простые разрезы. Местные разрезы.  Графическая работа №2Эскиз детали с применением  необходимого разреза.  Соединение части разреза счастью вида.  Соединение половины разреза с половиной вида. Особые  случаи разрезов   Графическая работа №3 Чертеж детали с применением  разреза.  Разрезы на аксонометрических проекциях .    Практическая работа №4 Устное чтение чертежей  Определение необходимого и достаточного количества  изображений на чертежах.   Графическая работа №5 Эскиз детали с применением  условностей и упрощений  Творческие задачи на графическое моделирование формы по чертежу с неполными данными. Сборочные чертежи .  Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные  соединения.  10 1 час 14  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  14 1
17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32   33  34  Изображение резьбы на стержне и в отверстии  Графическая работа №6 Чертеж резьбового соединения   Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах.  Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение  сборочных чертежей, последовательность.  Практическая работа №7  Чтение сборочных чертежей  Деталирование сборочного чертежа.   Деталирование сборочного чертежа. Выполнение чертежей  без нанесения размеров.  Определение размерных данных при деталировании.   Графическая работа №8 (1 часть) Деталирование сборочного чертежа  Графическая работа №8 (2 часть) Деталирование сборочного чертежа  Графическая работа №9    Решение творческих задач с  элементами конструирования.  Общие сведения об архитектурно­строительных чертежах,  их значение.  Основы архитектурно­строительного черчения.  Практическая работа №10  Чтение строительных чертежей.  Графическая работа №11 (контрольная)  Чертежи детали по сборочному чертежу.  Обзор разновидностей графических изображений. Итого  1  1  1  1  1  1  2  1   1   1  2   1  2  1   2   1   34  Материально­техническое обеспечение образовательного процесса: (компьютер, экран, проектор, плакаты, геометрические формы, инструменты) Инструменты, материалы и принадлежности для черчения  Готовальня школьная  Угольники чертежные  Трафареты для вычерчивания эллипсов  Бумага (чертежная, в клетку, калька)  Карандаш марок Т , ТМ, М  Мягкий ластик для карандаша  Инструмент для заточки карандаша Учебная литература 1.Ботвинников А. Д. .Виноградов В.Н.Черчение: Учеб. Дпя 7­8 кл. общеобр. учр.­ М.:  Просвещение, 2007 2. Василенко Е. А .Карточки ­задания по черчению для 8 класса (Е. А. Василенко и др.­ .:  Просвещение, 3. Словарь­справочник по черчению (В.М. Виноградов и др.­ М. Просвещение,  № п/п 1.  Перечень таблиц по черчению для 8­9 класса Содержание                                                          Разновидности графических изображений: ­ аксонометрический рисунок;       ­ технический рисунок;   ­ перспективный рисунок;              ­ чертеж детали; ­ эскиз детали;                                  ­ топографический чертеж, карта, план. 11
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Разновидности графических изображений: ­ схемы:  ­ кинематическая;                       ­ электрическая; ­ коммуникационная;                 ­ диаграмма;              ­ график. Конструирование деталей Чтение чертежа детали Выбор изображений на чертеже Аксонометрическая проекция детали с вырезом Сечения и разрезы Простые разрезы Соединение части вида и части разреза Сборочные чертежи Деталирование Чтение сборочных чертежей Чертеж болтового соединения Чертеж шпоночного соединения 12
прямая ссылка
Публикация обрабатывается. Зайдите на страницу позже.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)