Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
религиоведение
6 кл—7 кл
18.12.2018
Программа разработана на основе авторской программы Родиной Н. И. Духовное наследие Орловского края. Рабочая программа учебного курса [Текст]: рабочая программа / Н. И. Родина; под ред. Л. Н. Жиронкиной. — Орёл.: Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 2017.
Духовное наследие Орловского края РП КТП 6-7 кл..doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»
Свердловского района Орловской области
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «31» августа 2018 года
протокол № 1
Председатель ____________ Мартынова Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
по духовнонравственному направлению
«Духовное наследие Орловского края»
для 67 классов основного общего образования
на 70 часов
Программа разработана на основе авторской программы Родиной Н. И.
Духовное наследие Орловского края. Рабочая программа учебного курса
[Текст]: рабочая программа / Н. И. Родина; под ред. Л. Н. Жиронкиной. —
Орёл.: Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного
профессионального образования «Институт развития образования», 2017. Пояснительная записка
Введение учебного курса «Духовное наследие Орловского края. 6—7 классы» на
уровне основного общего образования обусловлено необходимостью духовно
нравственного и патриотического воспитания обучающихся, формирования их духовных
интересов и ценностей.
использование
образовательных технологий позволяет вовлекать обучающихся в поисковую
и исследовательскую деятельность по данному направлению.
Обновление методических подходов,
В Федеральном законе об образовании № 273ФЗ от 29. 12. 2012 г. большое внимание
уделяется вопросам духовнонравственного образования и воспитания: «Образование —
единый целенаправленный процесс воспитания и обучения… совокупность приобретаемых
знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции
духовнонравственного развития человека… Воспитание —
интеллектуального,
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения
и социализации обучающегося… на основе духовнонравственных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения…».
В стандартах нового поколения чётко определено: «Духовнонравственное
воспитание — неотъемлемая часть ФГОС». В вышеуказанных документах отмечается
приоритетное значение духовнонравственного направления в образовательном процессе
современной школы. Безусловно, в основе его реализации должна быть православная
традиция, влияние которой на отечественную культуру во все времена являлась залогом
духовного здоровья человека и общества и процветания российского государства. В
основе православной традиции всегда лежало православное вероучение, которое
способствовало сохранению вечных духовных ценностей. Кроме того, у нас есть
многочисленные примеры святости и высокой нравственности из жизни
выдающихся людей Отечества.
В духовном наследии святых отцов Русской православной церкви мы находим
ориентиры для педагогической деятельности. Вот некоторые из них:
«…всякая преподаваемая христианину наука должна быть пропитана началами
христианскими, и притом православными… Христианские начала истинны». Святитель
Феофан Затворник (Вышенский) (сборник «Православная церковь и образование». М.,
2015. С. 64).
«В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания –
ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в
университетах…». Ильин Иван Александрович (Там же, с. 99).
«…Высшей целью образования у христиан, как и в древности, остаётся созидание в
себе образа и подобия Божия, семена чего есть в каждом человеке. «Душа человека,
говорит Тертуллиан, по природе своей христианка»….
Светское специализированное образование должно освящаться общим христианским
образованием, органически сочетаться с ними с христианским отношением к миру»
Протоиерей Глеб Каледа. (Там же, с.112).
«Правильное понимание детьми, что такое православная или иная традиционная для
России религиозная культура, как ничто иное убережёт их от псевдорелигиозных течений,
сект и откровенных ересей. Это вопрос национальной безопасности». Митрополит
Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела
религиозного отдела и катехизации (Там же, с.140). Историю Российского государства невозможно изучить, не зная истории малой
Родины. В далёком прошлом Орёл выполнял не только функцию оборонительной крепости,
но и был связующим звеном между великими культурами и религиями Востока и Запада.
Введение курса «Духовное наследие Орловского края» несёт в себе импульс
возрождения русской духовности, национального самосознания. Учащиеся начинают
ценить историю своих предков, беречь святыни родной земли, любить своё отечество. А
Отечество, как писал митрополит СанктПетербургский и Ладожский Иоанн, — «понятие
священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, от которого именуется
каждое отечество».
Предметом изучения курса является изучение духовного наследия Орловского края.
Духовная наследие Орловского края — это часть великой культуры русского народа. Её
можно понять только через изучение истории православия.
Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем обращении к
Федеральному собранию (декабрь 2015 г.) отметил: «Самое важное сегодня — сохранение
духовного и культурного наследия России». Поэтому особенностью курса «Духовное
наследие Орловского края» является глубокое переосмысление истории родного края на
основе вечных ценностей православия. Значимой частью курса будет изучение наследия
святых отцов, подвижников и выдающихся деятелей Орловщины.
Изучение истории святынь и духовной литературы в учебном курсе имеет целью
приблизить обучающихся к пониманию сути православия — религии русского народа,
которая лежит в основе культуры, нравственной традиции, моральных и этических норм.
Кроме того, учебные занятия дают возможность учащимся ознакомиться с жизнью ярких
представителей просвещения, подвижничества и святости Русской Православной Церкви.
История православных праздников изучается в соответствии с православным календарём.
Курс предполагает культурологический подход к изучению духовного наследия
Орловского края, имеет духовнонравственную, социальную, общеинтеллектуальную и
общекультурную направленность. Его изучение
предполагается в рамках предметной области «Основы духовнонравственной
культуры народов России». Возможные модели реализации содержания программы:
занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные особенности,
включённые в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений;
включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин других
предметных областей, тем, содержащих вопросы духовнонравственного воспитания;
включение занятий во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы
воспитания и социализации обучающихся.
Таким образом, по решению образовательной организации и в
соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 25 мая 2015 г. № 087611 и
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования2, данный курс может быть переработан в курс внеурочной деятельности с
внесением соответствующих изменений в программу, а также использован в
учебное занятие или интеграцию в рабочие программы учебных предметов.
Программа «Духовное наследие Орловского края» рассчитана на 68 часов
для изучения в 6—7 классах общеобразовательных организаций. Содержание курса
основано на концентрическом принципе.
1 Письмо Минобрнауки РФ от 25 мая 2015 г. № 08761 «Об изучении предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»
2 Приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. от 31.12. 2015 г.) УМК «Духовное наследие Орловского края. 6—7 классы» включает следующие
компоненты: рабочая программа курса, методические пособия для учителя, рабочие
тетради для обучающихся (6, 7 класс).
Учителю предлагается использовать различные формы организации учебной
деятельности:
коллективную / аудиторную, которая предполагает такие виды учебной
деятельности, как работа с источниками, с текстами, картой Орловской области, беседы с
опорой на тексты поучений святых, исследования, виртуальные экскурсии, рассматривание
картин, икон, проектная деятельность, просмотр и обсуждение видеофильмов и др.;
коллективную / внеаудиторную, которая предполагает такие виды деятельности, как
экскурсии в музеи, посещение храмов и др.
При изучении учебного курса «Духовное наследие Орловского края» возможно
оценивание, как минимум, метапредметных результатов, как максимум, при условии
двухгодичного изучения курса, рассчитанного на 68 часов, — предметных и
метапредметных результатов
с выставлением отметки. Общеобразовательная
организация самостоятельно принимает решение о форме оценивания достижения
обучающихся по освоению содержания программы, разрабатывает оценочные,
диагностические материалы.
Личностные результаты обучающихся не подлежат персонифицированной оценке и
результаты в виде отметок в журнал не выставляются.
Программа курса «Духовное наследие Орловского края» включает пояснительную
записку, планируемые результаты освоения курса, содержание курса внеурочной
деятельности с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое
планирование.
Цель программы: понимание учащимися назначения и смысла жизни человека через
воспитание духовности и нравственности, уважения к прошлому и
настоящему своей малой родины, к выдающимся деятелям как примерам высокой
нравственности и беззаветного служения Отечеству.
Задачи программы:
знакомство обучающихся с историей Орловского края, фактами, событиями,
подвижников Русской
биографиями исторических и общественных деятелей,
Православной Церкви;
формирование качеств патриотизма и гражданственности, ответственного и
уважительного отношения к святыням родного края, любви к отечественной истории на
примерах жизни и подвига выдающихся людей родного края;
развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории Орловского
края в его духовнокраеведческом аспекте связей, раскрытию причинноследственных
связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса.
Учебные занятия проводятся на основе системнодеятельностного подхода и
предусматривают использование рабочих тетрадей с учебными текстами
и вопросами и заданиями к ним. Незнакомые слова в текстах выделены курсивом, их
разъяснение дано в рубрике «Для справок» и Словарике, помещённом в конце книги. Формы организации и виды учебной деятельности: тематические беседы, работа с
текстом, работа с историческими документами, исследовательская и проектная
деятельность, экскурсии, выставки, практические работы (работа с
исторической картой, таблицами, схемами), викторины и др. Данный курс предусматривает
проведение консультаций по подготовке и защите проектов, написанию творческих работ,
проведению внеклассных мероприятий.
Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий и
анализировать её; слушать собеседника, рассказать о выдающихся людях и событиях;
высказывать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам;
читать историческую карту, находить и показывать на ней изучаемые историко
культурные объекты; описывать их месторасположение;
рассказывать (устно или письменно) о событиях, личностях и их роли в истории
родного края;
составлять описания образа жизни предков, памятников материальной и
духовной культуры родного края;
объяснять причины и следствия важных событий в истории края;
определять роль личностей в истории родного края;
уважительно относиться к Родине, большой и малой, к природе, историческому и
культурному наследию народов России, государству;
знать гражданские, православные и народные праздники.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные
УУД):
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебных заданий;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
готовность и умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, рассказ, доклад, презентация и др.);
развитие умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих, правильно распределять роли в совместной деятельности.
Личностные результаты:
умение осуществлять нравственный выбор в соответствии с
нравственными принципами и духовными традициями народов России, общепринятых в
российском обществе нравственных нормах и ценностях. воспитание доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
получение опыта эмоциональноценностного и творческого отношения к фактам
прошлого, историческим источникам и памятникам.
приобщение к культурноисторическому наследию и истории родного края;
развитие познавательного интереса к духовной истории родного края.
Содержание учебного курса
6 класс
Занятие 1. Вводное.
Знакомство с курсом. Понятие «духовное наследие». Предмет изучения. Выдающие
люди Орловского края. Писателиорловцы: Ф.И.Тютчев, А. А. Фет, И. С. Тургенев,
Н. С. Лесков, И. А. Бунин, и др. Святитель Феофан Затворник. Историк, краевед Г. М.
Пясецкий. Структура курса. Формы работы.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: работа с
понятием, беседа по вопросам, подготовка, слушание и обсуждение сообщения.
Занятие 2. Исторические источники — об истории Орловского края.
Исторический источник. Вещественные источники. Письменные сказания и летописи.
Жития святых — жанр духовной литературы. Современные носители информации — сайт
ОрловскоБолховской митрополии.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: работа с
понятием, просмотр презентации и составление рассказа.
Занятие 3. Вятичи – наши предки.
Первоначальные сведения о жителях Орловского края. Происхождение
названия реки Оки. Легенда о племенах, поселившихся на Оке. Характер вятичей.
Отношения вятичей с князьями Древнерусского государства.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстами и документами, ответы на вопросы и выполнение заданий.
Занятие 4. Занятия вятичей.
Охота. Бортничество. Земледелие. Скотоводство. Ремесло. Орудия труда.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстами и дополнительной литературой, подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Занятие 5. Быт и обычаи вятичей.
Организация жизни вятичей. Жилища. Семья. Положение женщины в семье.
Радушие и гостеприимство. Военные обычаи.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстами, подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Занятие 6. Верования наших предков. Язычество. «КиевоПечерский патерик» о борьбе вятичей против принятия
христианства.
История возникновения христианства в нашем крае. Просветитель земли Орловской
Иоанн Кукша и его ученик Никон. Чудеса. Отношение вятичей к христианству.
Распространение христианства на Орловщине.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: работа с
понятиями, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение заданий.
Занятие 7. Святое имя. Просветитель земли Орловской Иоанн Кукша.
Иоанн Кукша – монах КиевоПечерского монастыря. Священная миссия. Судьба
просветителя. Святые места: село Карандаково. Святой источник священномученика
Иоанна Кукши.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстом, выполнение заданий, ответ на проблемный вопрос, работа с исторической картой,
написание сочиненияразмышления.
Занятие 8—9. Обобщение по теме «Преданья старины глубокой…»
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная: просмотр и
обсуждение презентаций учащихся, работа с понятиями.
Занятие 10. Летописи о первых городах Орловского края.
Летописи — первоначальный источник сведений о первых городах. Вщиж. Карачев.
Брянск. Елец. Кромы. Мценск. Новосиль и др. Междуусобная борьба князей и разорение
ими Орловских городов и земель.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстами документов и дополнительной литературой, сравнительной таблицей, выполнение
заданий.
Занятие 11. Древний город Мценск.
Город на карте области. История названия города. История города в событиях и
фактах. Святыни края.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная: работа по
изучению старинного герба; работа с картой Орловской области; знакомство с точками
зрения на происхождение названия города, работа с текстом, выполнение заданий,
подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Занятие 12. Древний город Кромы3.
Город на карте области. История названия города. История города в событиях и
фактах. Святыни края.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная: изучение
старинного герба, работа с картой Орловской области; работа с текстом, выполнение
заданий, ответы на проблемные вопросы, подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Занятие 13. Древний город Болхов.
Город на карте области. История названия города. История города в
событиях и фактах. Святыни края.
3 В настоящее время Кромы — посёлок городского типа Орловской области. Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная: изучение
старинного герба, работа с картой Орловской области; работа с текстом, ответы на
вопросы. Индивидуальная: составление рассказа.
Занятие 14—15. Орёл изначальный.
Никоновская летопись об основании города. Предание об основании города и его
названии. Первоначальный вид и назначение города. Главные дороги Орловского края, по
которым вглубь страны совершали набеги крымские татары. Особые меры против их
вторжения. Служилые люди. Жители посада. Постройка первых церквей.
Формы организации деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстами и документами, ответы на вопросы, выполнение заданий, изучение старинного
герба, работа с картой Орловской области; сопоставление разных точек зрения на
происхождение названия города; установление соответствия между старыми и
современными названиями частей города; составление хронологической таблицы.
Занятие 16. Первые орловские храмы и монастыри.
История первых орловских храмов и монастырей: Рождественский собор,
Богоявленский мужской монастырь.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Парная: работа с
понятиями; работа со словарями и фотоматериалами. Коллективная: Работа с текстами и
дополнительной литературой, выполнение заданий, подготовка, слушание и обсуждение
сообщений.
Занятие 17. Церкви и монастыри 16—17 веков.
Церковное строительство на Орловщине. Церкви и монастыри.
Формы организации деятельности и виды деятельности обучающихся.
Индивидуальная: работа с текстом и дополнительной литературой; выполнение заданий;
составление хронологической таблицы.
Занятие 18. СвятоУспенский мужской монастырь города Орла.
История возникновения монастыря. Судьба СвятоУспенскогомонастыря в годы
великих потрясений. Возрождение.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Индивидуальная: работа с
текстами и дополнительной литературой, ответы на вопросы; подготовка, слушание и
обсуждение сообщений.
Занятие 19. Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь города
Болхова.
Местонахождение монастыря. История названия монастыря. Возрождение.
Повседневная жизнь монастыря.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстами и дополнительной литературой; развёрнутый ответ на вопрос; создание
презентации, подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Занятие 20. Сергиевский монастырь города Ливен.
Город Ливны на карте области. История возникновения монастыря. Судьба
Сергиевского храма в годы великих потрясений. Возрождение. Подвижник архимандрит
Алексей Щеглов. Формы организации и виды деятельности обучающихся.Совместная: работа по
изучению старинного герба; работа с картой Орловской области; работа с текстом,
составление хронологической таблицы; подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Занятие 21. Проект на тему «Однажды я побывал…»
Формы организации и виды деятельности обучающихся.
Совместная:
представление презентаций; выступление с сообщениями, защита проектов, работа с
понятиями.
Занятие 22. Вода. Святая вода.
Вода. Святая вода. Первое освящение воды. Крещенская вода. Агиасма.
Использование святой воды. Отношение к святой воде.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная: работа с
текстом; работа с понятиями, ответы на вопросы викторины; подготовка, слушание и
обсуждение сообщений. Индивидуальная: составление памятки.
Занятие 23. Святые источники Болховского края.
Общая характеристика источников.
СпасЧекрякский святой источник.
Священноисповедник Георгий Коссов. Тихвинский святой источник Троицкого Рождества
Богородицы Оптина монастыря.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстами, выполнение заданий, ответ на проблемный вопрос; подготовка, слушание и
обсуждение сообщений.
Занятие 24. Православный праздник Рождества Христова.
Священное писание о Рождестве Иисуса Христа. Священное предание о
событиях праздника. Традиции праздника. Паломничества.
Формы организации деятельности обучающихся. Совместная: рассматривание
иконы праздника; работа с текстами, выполнение заданий, ответы на вопросы.
Занятие 25. Православный праздник Пасхи.
Священное писание о Воскресении Иисуса Христа. Священное предание о событиях
праздника. Традиции праздника.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная:
рассматривание иконы праздника; групповая: работа с текстами, ответы на вопросы.
Занятие 26. Праздник святого Георгия Победоносца в Орле.
Житие святого Георгия Победоносца. Молодёжное Братство святого Георгия в
Орле. Миссионерская деятельность. Традиции праздника в городе Орле: богослужение,
Крестный ход, молебен, выступления клубов единоборств, парусная регата, галаконцерт.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Парная: работа с текстом,
выполнение заданий.
Занятие 27. Святые Кирилл и Мефодий — основатели славянской
письменности. Праздник славянской письменности. Житие святых Кирилла и Мефодия. Вклад святых в создание алфавита – кириллицы.
Первые книги: Библия, Апостол, Псалтирь.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Парная: работа с текстом;
ответы на вопросы, выполнение заданий, составление картысхемы.
Занятие 28. Православный праздник Святой Троицы.
История название праздника. Священное писание о Сошествии Святого Духа на
апостолов. Священное предание о событиях праздника. Традиции праздника.
Паломничество.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная:
рассматривание иконы праздника; групповая: работа с текстами,выполнение заданий.
Индивидуальная: развёрнутый ответ на вопрос.
Занятие 29. Викторина «Люби и знай родной свой край».
Форма организации и виды деятельности. Коллективная: викторина; ответы на
вопросы; работа с тестами, понятиями; подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Занятие 30—33. Экскурсия по городу с посещением святыни Орловского края.
Форма организации и виды деятельности. Экскурсия по городу, посещение храма. (В
соответствии с материальнотехническими ресурсами образовательной организации
определяется один объект экскурсии: пешая экскурсия, музей — или несколько объектов
при наличии транспорта).
Занятие 34. Обобщение курса.
Форма организации и виды деятельности. Учебные проекты, тестирование,
выставки материалов, созданных обучающимися и т. п. Формой итогового занятия может
быть праздник или конкурс.
7 класс
Занятие 1—2. Орловская крепость: история и судьба.
Характеристика основных этапов существования Орловской крепости. Современное
состояние исторического объекта «Орловская крепость».
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстами и документами, ответы на вопросы, выполнение заданий. Индивидуальная: записи
в тетради.
Занятие 3. Образование Орловской губернии.
Отзыв о городе московского священника Иоанна Лукьянова. Учреждение Орловской
губернии. Посещение города Орла Екатериной II. Градостроительство в первые годы
основания губернии.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстами и документами, ответы на вопросы, выполнение заданий. Индивидуальная: работа
с понятиями.
Занятие 4. История Орловской духовной семинарии.
Учреждение Орловской семинарии в Орле. Преподаватели и воспитанники духовной
семинарии.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстом; ответы на вопросы и формулирование выводов по теме. Занятие 5—6. Орловский край в годы Отечественной войны 1812 года.
Помощь жителей Орловской губернии русской армии. Алексей Петрович Ермолов и его
заслуги перед Отечеством.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Индивидуальная: работа с
документами, чтение и анализ текстов.
Занятие 7. Роль религии в жизни крестьян. Жизнь и быт сельского духовенства.
Быт и нравы крестьян Орловской губернии в XIX века. Религия в жизни крестьян.
Жизнь и быт сельского духовенства.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Индивидуальная: работа с
текстом, ответы на вопросы, работа с понятием. Коллективная: размышления о смысле
пословиц, обмен мнениями.
Занятие 8. Облик города Орла и повседневная жизнь горожан в XIX веке.
Облик города во второй половине XIX века. Образ жизни городского населения.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Индивидуальная: работа с
текстом, ответы на вопросы, составление рассказа. Коллективная: формулирование
обобщающего вывода по теме занятия.
Занятие 9—10. Выдающиеся деятели культуры Орловского края XIX века.
Видные учёныеорловцы. Знаменитые писатели и поэты. Знаменитые художники.
Известные музыканты.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Совместная: представление
сообщений, формулирование
подготовка, слушание и обсуждение
презентаций,
обобщающего вывода по теме занятия.
Занятие 11. Дорогами потерь и утрат к Возрождению (история и судьба
православных храмов и монастырей города Орла).
Культовые здания города Орла до 1917 года. Ныне действующие церкви.
Формы организации и виды деятельности обучающихся.Коллективная: работа со
стихотворением и материалами устного журнала.
Занятие 12—13. Село СтарцевоЛепёшкино: история и современность.
СвятоНикольская церковь села СтарцевоЛепёшкино. Первое упоминание о Церкви
Святого Николая Чудотворца в писцовых книгах XVI века. Внешний вид церкви.
Строительство каменной церкви. История церкви в лицах: А. И. Каменев, барон
ОстенСакен, П. А. Гладков. Подвижник земли Орловской протоиерей Иоанн Квятович.
Святыни церкви.
А. В. Германо — писатель, драматург, создатель цыганского алфавита, уроженец села
СтарцевоЛепёшкино.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: чтение и
анализ текстов, документов; ответы на вопросы, выполнение заданий. Индивидуальная:
составление рассказа; работа с понятиями.
Занятие 14—15. Введенский женский монастырь города Орла.
Основание Введенского женского монастыря. История монастыря в XIX веке. Судьба
монастыря в XX веке.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: анализ
текстов, выполнение заданий; составление рассказа. Индивидуальная: работа с понятиями. Занятие 16. Село Корсунь: история и современность.
Памятные места села Корсунь. Имение ВельяминовыхЗерновых. Возрождение
духовной жизни в селе Корсунь в ХХI веке. Открытие женского и мужского монастырей.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: чтение и
анализ текста, ответы на вопросы; составление рассказа. Индивидуальная: работа с
понятиями.
Занятие 17. Иверская церковь города Орла.
Иверская церковь в истории города. Судьба церкви в XX веке.
Формы организации и виды деятельности обучающихся.
Коллективная: чтение и анализ текстов, ответы на вопросы; составление рассказа.
Индивидуальная: работа с понятиями.
Занятие 18. Храмчасовня во имя Александра Невского в Орле.
История святыни — храмчасовня во имя Александра Невского на карте Орловской
области. Месторасположение храмачасовни Александра Невского в Орле. Хроника
военных событий 1941 года. Идея создания храма. Этапы постройки часовни. Особенности
внутреннего оформления.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Индивидуальная: работа с
текстом, выполнение заданий. Коллективная: составление экскурсионного объекта.
Занятие 19. Святитель Феофан Затворник.
Святитель. Страницы жития святого. Связь Феофана Затворника с Орловским краем.
Вышенский монастырь. Духовное наследие.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: работа с
текстом, выполнение заданий; подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Индивидуальная: работа с понятиями.
Занятие 20. Священноисповедник Георгий Коссов.
Священноисповедник. Страницы жития святого. Георгий Косов и Орловский край.
СпасЧекряк. Духовное наследие Георгия Коссова.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: работа с
текстом; выполнение заданий; подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Занятие 21. Святой исповедник Сергий Сребрянский.
Военный священник. Страницы жития святого. Связь Сергия Сребрянского с
Орловским краем. Участие в русскояпонской войне. Духовник МарфоМариинской
обители. Духовное наследие Сергия Сребрянского.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: работа с
текстом; ответы на вопросы; подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Индивидуальная: работа с понятиями.
Занятие 22. Подвижник архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Архимандрит. Подвижник. Страницы жизни. Иоанн Крестьянкин и Орловский край.
ПсковоПечерский монастырь. Духовное наследие Иоанна Крестьянкина.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстом, выполнение заданий; подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Индивидуальная: работа с понятиями. Занятие 23. Святитель Серафим Чичагов.
Святитель. Страницы жития святого. Связь святителя с Орловским краем: епископ
Орловской епархии. Герой русскотурецкой войны. Бутово. Духовное наследие Серафима
Чичагова.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстом; выполнение заданий; подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Индивидуальная: работа с понятиями.
Занятие 24. Проект «Подвижники благочестия Орловского края» (святые
оптинские старцыорловцы).
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: просмотр
фильма об Оптиной пустыни, его обсуждение.
Занятие 25. Орловские усадебные ансамбли XVIII—XIX века.
Характеристика орловских усадебных ансамблей: усадьба Новосильцевых, Голунь,
Молодовое.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: работа с
текстом; выполнение заданий. Парная: составление плана типичной дворянской усадьбы.
Занятие 26. Шаблыкино — усадьба Н. В. Киреевского.
Месторасположение. Состояние имения на 1856 г. Особенности архитектуры. Судьба
её жителей. Современное состояние усадьбы.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: работа с
текстом; ответы на вопросы; составление паспорта историкокультурного объекта.
Индивидуальная: работа с понятиями.
Занятие 27. СпасскоеЛутовиново — имение И. С. Тургенева.
Месторасположение. Особенности архитектуры. Судьба его жителей. Современное
состояние усадьбы.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная:
Коллективная: работа с текстом; ответы на вопросы; составление паспорта историко
культурного объекта. Индивидуальная: работа с понятиями.
Занятие 28. Сабурово — имение графов Каменских.
Месторасположение. Состояние имения на 1856 г. Особенности архитектуры. Судьба
его жителей. Современное состояние усадьбы.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: работа с
текстом; ответы на вопросы; составление паспорта историкокультурного объекта.
Занятие 29. Моховое — усадьба Шатиловых.
Месторасположение. Особенности архитектуры. Судьба её жителей. Современное
состояние усадьбы.
Форма организации и виды деятельности обучающихся. Коллективная: работа с
текстом; ответы на вопросы; составление таблицы. Индивидуальная: составление рассказа.
Занятие 30. Игра по теме «Путешествие по Орловщине». Форма организации и виды деятельности. Совместная: викторина. Работа с тестами,
понятиями; подготовка, слушание и обсуждение сообщений.
Занятие 31—33. Экскурсия по городу с посещением святыни Орловского края.
Форма организации и виды деятельности.
Экскурсия: посещение дворянской
усадьбы. (В соответствии с материальнотехническими ресурсами образовательной
организации определяется один объект экскурсии: пешая экскурсия, музейусадьба — или
несколько объектов при наличии транспорта).
Занятие 34. Итоговое обобщение курса.
Формы организации деятельности и виды деятельности. Учебные проекты, или
тестирование, или выставки материалов, созданных обучающимися. Формой итогового
занятия может быть праздник или конкурс.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»
Свердловского района Орловской области КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по «Духовному наследию Орловского края»
Класс: 6
Учитель: Савенок М.И.
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час
Учебный год: 2018201 Пояснительная записка
Календарнотематическое планирование по «Духовному наследию Орловского
края» для 6 класса на 20182019 учебный год составлено в соответствии с требованиями
ФГОС ООО, в соответствии с авторской рабочей программой Родиной Н. И. Духовное
наследие Орловского края. Рабочая программа учебного курса [Текст]: рабочая программа
/ Н. И. Родина; под ред. Л. Н. Жиронкиной. — Орёл: Бюджетное учреждение Орловской
области дополнительного профессионального образования «Институт развития
образования», 2017.
Календарнотематическое планирование рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю,
35 учебных недель.
Из 35 часов отводится на:
экскурсии – 4 ч;
контрольные работы – 1ч.
Методическое обеспечение:
1) Н.И. Родина. Духовное наследие Орловского края. Учебник 6 класс. Орел:
Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального
образования «Институт развития образования», 2017.
2) Н.И. Родина. Духовное наследие Орловского края. Рабочая тетрадь 6 класс. Орел:
Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального
образования «Институт развития образования», 2017.
№
Тема занятия
Дата
Примечание
план
факт
Кол
во
часов
1
1
2
3
4
5
6
Вводное занятие. Знакомство с учебным курсом.
С. 46
р\т 47
«Преданья старины глубокой…» (8 ч)
Исторические источники об истории Орловского
края.
С. 78
р\т 89
Вятичи – наши предки.
С. 912
р\т 913
Занятия вятичей.
С. 1215
р\т 1316
Быт и обычаи вятичей.
С. 1518
р\т 1620
Верования наших предков.
С. 1821
р\т 2024
1
1
1
1
1 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Святое имя. Просветитель земли Орловской
Иоанн Кукша.
С. 2227
р\т 2430
Обобщение по теме «Преданья старины
глубокой…»
С. 2729
р\т 3032
Обобщение по теме «Преданья старины
глубокой…»
С. 2930
р\т 3234
1
1
1
Древние города Орловского края (6 ч)
Летописи о первых городах Орловского края.
С. 3033
р\т 3538
Древний город Мценск.
С. 3337
р\т 3842
Древний город Кромы.
С. 3741
р\т 4246
Древний город Болхов.
С. 4245
р\т 4750
Орёл изначальный.
С. 4548
р\т 5053
Орел изначальный.
С. 4851
р\т 5458
1
1
1
1
1
1
Духовное наследие Орловского края (6 ч)
Первые орловские храмы и монастыри.
С. 5256
р\т 5965
Церкви и монастыри 16—17 веков.
С. 5759
р\т 6568
СвятоУспенский мужской монастырь города
Орла.
С. 5962
р\т 6871
Троицкий Рождества Богородицы Оптин
монастырь города Болхова.
С. 6265
р\т 7276
Сергиевский храм города Ливен.
С. 6670
р\т 7682
Проект на тему «Однажды я побывал…»
С. 7071
р\т 82
1
1
1
1
1
1
Святые источники Орловщины (2 ч) 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Вода. Святая вода.
С. 7174
р\т 8387
Святые источники Болховского края.
С. 7477
р\т 8791
1
1
Православные праздники на Орловской земле4 (5 ч)
Православный праздник Рождества Христова.
С. 7781
р\т 9298
Православный праздник Пасхи.
С. 8285
р\т 98103
Праздник святого Георгия Победоносца.
С. 8588
р\т 103106
Святые Кирилл и Мефодий — основатели
славянской письменности. Праздник славянской
письменности.
С. 8891
р\т 107110
Православный праздник Святой Троицы.
С. 9195
р\т 110115
Викторина «Люби и знай родной свой край».
С. 9598
р\т 115119
Экскурсия по городу с посещением святыни
Орловского края
Экскурсия по городу с посещением святыни
Орловского края
Экскурсия по городу с посещением святыни
Орловского края
Экскурсия по городу с посещением святыни
Орловского края
Итоговое обобщение по курсу
Итоговая творческая работа «Моя Орловщина»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 Занятия проводятся в соответствии с православным календарём и планом городских
мероприятий. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»
Свердловского района Орловской области
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по «Духовному наследию Орловского края»
Класс: 7
Учитель: Савенок М.И.
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час.
Учебный год: 20182019 Календарнотематическое планирование по «Духовному наследию Орловского
края» для 7 класса на 20182019 учебный год составлено в соответствии с требованиями
ФГОС ООО, в соответствии с авторской рабочей программой Родиной Н. И. Духовное
наследие Орловского края. Рабочая программа учебного курса [Текст]: рабочая программа
/ Н. И. Родина; под ред. Л. Н. Жиронкиной. — Орёл: Бюджетное учреждение Орловской
области дополнительного профессионального образования «Институт развития
образования», 2017.
Календарнотематическое планирование рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю,
35 учебных недель.
Из 35 часов отводится на:
экскурсии – 3 ч;
контрольные работы – 1ч.
Методическое обеспечение:
1) Н.И. Родина. Духовное наследие Орловского края. Учебник 7 класс. Орел:
Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального
образования «Институт развития образования», 2017.
2) Н.И. Родина. Духовное наследие Орловского края. Рабочая тетрадь 7 класс. Орел:
Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального
образования «Институт развития образования», 2017.
№
Тема занятия
Кол
во
час
Дата
Примечание
план факт
Орловский край в истории страны (10 ч)
05.09
1
1
2
3
4
5
6
7
8
Орловская крепость: история и судьба
р\т 57
Орловская крепость: история и судьба
р\т 79
Образование Орловской губернии
р\т 913
История Орловской духовной семинарии
р\т 1417
Орловский край в годы Отечественной
войны 1812 года
р\т 1719
Орловский край в годы Отечественной
войны 1812 года
р\т 2022
Роль религии в жизни крестьян. Жизнь и
быт сельского духовенства
р\т 2227
Облик города Орла и повседневная жизнь
1
1
1
1
1
1
1
12.09
19.09
26.09
03.10.
10.10
17.10
24.10 21
горожан в XIX веке
р\т 2731
Выдающиеся деятели культуры Орловского
края XIX века
р\т 3235
Выдающиеся деятели культуры Орловского
края XIX века
р\т 3538
1
1
31.10
14.11
Духовное наследие Орловского края (14 ч)
Дорогами потерь и утрат к Возрождению
(история и судьба православных храмов и
монастырей города Орла)
р\т 3943
Село СтарцевоЛепёшкино: история и
современность
р\т 4346
Село СтарцевоЛепёшкино: история и
современность
р\т 4651
Введенский женский монастырь города
Орла
р\т 5155
Введенский женский монастырь города
Орла
р\т 5557
Село Корсунь: история и современность
р\т 5861
Иверская церковь города Орла
р\т 6166
Храмчасовня во имя Александра Невского
в Орле.
р\т 6670
Святитель Феофан Затворник.
р\т 7176
Священноисповедник Георгий Коссов.
р\т 7680
Священноисповедник Сергий Сребрянский.
р\т 8185
Подвижник архимандрит Иоанн
Крестьянкин.
р\т 8690
Святитель Серафим Чичагов.
р\т 9197
Проект
благочестия
Орловского края» (оптинские старцы
орловцы).
р\т 97102
«Подвижники
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Дворянские гнёзда» Орловского края (5 ч)
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24 22
25
Орловские усадебные ансамбли 18—19
веков.
р\т 102108
26 Шаблыкино — усадьба Н. В. Киреевского.
27
28
р\т 108113
СпасскоеЛутовиново — имение И. С.
Тургенева.
р\т 113118
Сабурово — имение графов Каменских.
р\т 118122
29 Моховое — усадьба Шатиловых.
30
31
32
33
34
35
р\т 123128
Игра по теме «Путешествие по Орловщине»
Экскурсия по городу с посещением святыни
или дворянской усадьбы
Экскурсия по городу с посещением святыни
или дворянской усадьбы
Экскурсия по городу с посещением святыни
или дворянской усадьбы
Итоговое обобщение по курсу
Итоговая творческая работа «Моя
Орловщина»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Рабочая программа по курсу "Духовное наследие Орловского края" для 6-7 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.