Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 11 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 18.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-го класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 11-го класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
Иконка файла материала 11 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА            Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)  11­го   класса  разработана   на   основе   федерального   компонента   Государственного для     стандарта   по   основам   безопасности   жизнедеятельности   и   в   соответствии   с   положениями Конституции   Российской   Федерации,   Стратегии   национальной   безопасности   Российской Федерации   до   2020   года,   и   федеральными   законами   Российской   Федерации   в   области безопасности жизнедеятельности.  НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:  Федеральный закон «Об образовании в  РФ», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;  Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390­ФЗ;  Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196­ФЗ;  Федеральный   закон   "О   защите   населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68­ФЗ;   Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28­ФЗ;  Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35­ФЗ;   Федеральный закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61­ФЗ;  Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53­ФЗ;  Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76­ФЗ;  Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113­ФЗ;  Федеральный   закон   "О   санитарно­эпидемиологическом   благополучии   населения"   от   30.03.1999 N 52­ФЗ;  Федеральный   базисный   учебный   план   для   основного   общего   образования   (Приказ Министерства   образования   и   науки   России   от   30   августа   2010   г.   №   889   «О   внесении изменений   в   федеральный   базисный   учебный   план   и   примерные   учебные   планы   для образовательных   учреждений   РФ,   реализующих   программы   общего   образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования). ­­   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный   образовательный   стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897».  Федеральный   компонент   государственного   стандарта   общего   образования,   утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004  Примерные   программы   начального,   основного   и   среднего   (полного)   общего   образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005   №   03   –   1263   «О   примерных   программах   по   учебным   предметам   федерального базисного учебного плана»).  Образовательная   программа   МОУ   СОШ   №   3   с   углубленным   изучением   отдельных предметов г. Фрязино.  Учебный план МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино на 2016­2017 учебный год.  Требования   к   оснащению   образовательного   процесса   в   соответствии   с   содержательным наполнением учебных предметов.  Методические   письма   о   преподавании   учебных   предметов   в   условиях   введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.  Федеральный   перечень   учебников,   рекомендованных   (допущенных)   Министерством образования   к   использованию   в   образовательных   учреждениях,   реализующих образовательные   программы   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года (с изменениями на 26 января 2016 года). 1Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».                  Под учебным разделом следует понимать конструктивно завершённую часть курса, основанную   на   его   методологии   и   включающую   в   себя   такой   объём   учебного   материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».                    В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека.   Они   несут   угрозу   его   жизни   и   здоровью,   наносят   огромный   ущерб   окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.                  В  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено:   «В   условиях   глобализации   процессов   мирового   развития   международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».                   Анализ   трагических   последствий   различных   опасных   и   чрезвычайных   ситуаций показывает, что более чем в 80% случает причиной гибели людей является человеческий фактор    .  Трагедия   чаще   всего   происходит   из­за   несоблюдения   человеком   комплекса   мер безопасности   в   различных   жизненных   ситуациях,   в   том   числе   и   при   угрозе   совершения террористического   акта,   пренебрежения   к   соблюдению   норм   здорового   образа   жизни   и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).          По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и   национальной   безопасности   России.   При   этом   роль   человека   в   обеспечении   личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.                  Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности   на   основе   комплексного   подхода   к   формированию   у   них   современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния   человеческого   фактора   на   безопасности   жизнедеятельности   личности,   общества   и государства   от   внешних   и   внутренних   угроз,   связанных   с   различными   опасными   и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.                   Под  культурой   безопасности   жизнедеятельности    следует   понимать   способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.                  Формирование современного уровня культуры безопасности является общей задачей лицея,   так   как   изучение   всех   школьных   предметов   вносит   свой   вклад   в   формирование современного   уровня   культуры   безопасности,   но   при   этом   ключевая   роль   принадлежит предмету   «Основы   безопасности   жизнедеятельности».   В   тоже   время   предмет   ОБЖ   через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.                  При разработке содержания данной рабочей программы принималось во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:     учёт основных закономерностей развития теории безопасности; интегративность   (проблематика   курса   ОБЖ   охватывает   многие   сферы   человеческой деятельности   и   является   результатом   взаимодействия   разнообразных   систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды); 2 направленность   на   формирование   у   учащихся   современного   уровня   культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.                  При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы   организации   учебно­воспитательного   процесса   в   области   безопасности жизнедеятельности, а именно: непрерывность обучения с 5 по 11 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного плана; постепенное   наращивание   информационной   и   воспитательной   нагрузки   учащихся   в области   безопасности   жизнедеятельности   с   учётом   их   возрастных   особенностей   и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры   в   области   безопасности   жизнедеятельности   выпускников   школы соответствовал принятому в Российской Федерации; обеспечение   разделения   учебной   нагрузки   между   федеральными   и   региональными компонентами   при   условии,   что   федеральный   уровень   обеспечивает   научно­ теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности,   а   региональный   уровень   –   повышение   практической   подготовки обучаемых к безопасному поведению с учётом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ). Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:       усвоение и закрепление учащимися знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства, об   угрозе   национальной   безопасности   России   международного   терроризма   и наркобизнеса, о   государственной   системе   обеспечения   защиты   населения   от   чрезвычайных ситуаций, об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации, об   организации   подготовки   населения   к   действиям   в   условиях   опасных   и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании, о   роли   здорового   образа   жизни   для   обеспечения   демографической   безопасности страны, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях, о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; усвоение учащимися содержания:  основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействий терроризму; нормативно­правовых   актов   РФ,   определяющих   порядок   подготовки   граждан   к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;       усвоение учащимися знаний:      о предназначении, основных функций и задачах ВС РФ; о видах ВС РФ и родах войск; о руководстве и управлении ВС РФ; об участии ВС РФ в контртеррористических операциях; о государственных и военных символах РФ;  формирование   у   учащихся   современного   уровня   культуры   в   области   безопасности жизнедеятельности, способностей осуществлять выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной   службе   и   военной   профессии   как   к   выполнению   каждым   гражданином   РФ конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;  3 развитие у учащихся:    личных духовных и физических качеств, обеспечивающих  адекватное поведение в различных   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях   природного,   техногенного   и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта; потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; потребности   к   выполнению   требований,   предъявляемых   к   гражданину   России   в области безопасности жизнедеятельности;  физических   и   морально­психологических   качеств,   необходимых   для   выполнения гражданином   обязанностей   в   профессиональной   деятельности,   в   том   числе обязанностей   военнослужащего   по   вооружённой   защите   РФ,   при   прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных ВС РФ или других войсках. Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:       формирование   у   учащихся   научных   представлений   о   принципах   и   путях   снижения  фактора риска в деятельности человека и общества; выработку   умений   предвидеть   опасные   и   чрезвычайные   ситуации   природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях,   а   также   развитие   способностей   оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ                                    Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как обязательный предмет с 10 по 11 класс, что и предусмотрено в рабочей программе. При изучении предмета в 10­11   классах   из   расчёта   70   часов   по   35   часов   или   1   час   в   неделю   в   каждом   классе, используется   материал   учебников   предметной   линии   под   редакцией   В.Н.   Латчука.,   В.В. Маркова., С.К. Миронова., С.Н. Виноградского, 10­11 классы. Дрофа. 2016 год. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ   В  результате  изучения  основ безопасности  жизнедеятельности выпускник должен знать: основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта; организацию защиты населения РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом; основные принципы здорового образа жизни; правила оказания первой медицинской помощи; основы обороны государства и военной службы; боевые традиции ВС России, государственные и военные символы РФ.      уметь:      предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным   признакам,   принимать   решение   и   действовать,   обеспечивая   личную безопасность; грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением военной службы (строевые   приёмы,   воинское   приветствие,   неполная   разборка   и   сборка   автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.); пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учётом индивидуальных качеств. 4Приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать:   обеспечению   личной   безопасности   в   ЧС   природного,   техногенного   и   социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или захвате в заложники;  выработке убеждений и  потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни;  владению навыками в области гражданской обороны;    формированию   психологической   и   физической   готовности   к   прохождению   военной службы по призыву. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА           Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11­м классе по разделам включает в себя два учебных раздела. o Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.   Глава 1. Основы здорового образа жизни.  Глава 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. o Раздел II . Основы военной службы.  Глава 1. Боевые традиции Вооружённых Сил России.  Глава 2.  Символы воинской части.  Глава 3.  Особенности военной службы.  Глава 4.   Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых Сил России.  Глава   5.   конфликтов.  Международное   гуманитарное   право.   Защита   жертв   вооружённых  Глава 6.  Психологические основы подготовки к военной службе. Принцип построения содержания курса ОБЖ по разделам позволяет:  последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;  повысить   эффективность   процесса   формирования   у   учащихся   современного   уровня культуры   безопасности   и   готовности   к   военной   службе   с   учётом   их   возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности;  эффективнее   использовать   связи:   элементы   содержания   курса   ОБЖ   могут   быть использованы   в   других   предметах,   что   способствует   формированию   у   обучающихся целостной картины окружающего мира;  обеспечить   непрерывность   образования   и   более   тесную   преемственность   процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся;  более эффективно использовать материально­техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его привязку к конкретным разделам и темам. 5Наименование модуля, раздела, темы Основы медицинских знаний и здорового образа  жизни. Основы здорового образа жизни. Основы   медицинских   знаний   и   правила   оказания первой помощи. Основы военной службы Боевые традиции Вооружённых Сил России. Символы воинской части. Особенности военной службы. Военнослужащий   –   защитник   своего   Отечества. Честь   и   достоинство   воина   Вооружённых   Сил России. Международное гуманитарное право. Защита жертв вооружённых конфликтов. Психологические   основы   подготовки   к   военной службе. всего 11 4 7 23 1 2 7 5 2 ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 6 1 ВСЕГО: 35 № модуля, раздела, темы Раздел I Глава 1. Глава 2. Раздел II Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4. Глава 5. Глава 6. Количество часов теори я 6 4 2 23 1 2 7 5 2 6 1 30 практика 5 0 5 0 0 0 0 0 0 0 0 5 6ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 11 класс (1 час в неделю, всего 35 часов) № п.п. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наименование темы Раздел 1  Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Глава 1. Основы здорового образа жизни. Глава 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. Раздел 2  Основы военной службы Глава 1. Боевые традиции Вооружённых Сил России. Глава 2. Символы воинской части. Глава 3. Особенности военной службы. Глава 4. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых Сил России. Глава 5. Международное гуманитарное право. Защита жертв вооружённых конфликтов. Глава 6. Психологические основы подготовки к военной службе. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ИТОГО Всего часов 11 4 7 23 1 2 7 5 2 6 1 35 из них Дата  Практически е занятия Контрольные работы по плану фактическ и 5 0 5 0 0 0 0 0 0 0 0 5 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 Преподаватель ­ организатор ОБЖ                                                                                 Фурсов В.Ф. 7