Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-го класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 11-го класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
11го класса разработана на основе федерального компонента Государственного
для
стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года, и федеральными законами Российской Федерации в области
безопасности жизнедеятельности.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;
Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390ФЗ;
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196ФЗ;
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68ФЗ;
Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28ФЗ;
Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35ФЗ;
Федеральный закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61ФЗ;
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53ФЗ;
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76ФЗ;
Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113ФЗ;
Федеральный закон "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" от
30.03.1999 N 52ФЗ;
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования (Приказ
Министерства образования и науки России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении
изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 г. № 1312
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской федерации от 17.12.2010 № 1897».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования
(Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.
2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального
базисного учебного плана»).
Образовательная программа МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных
предметов г. Фрязино.
Учебный план МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино
на 20162017 учебный год.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов.
Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения
федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования к использованию в образовательных учреждениях,
реализующих
образовательные программы общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки РФ от 31 марта 2014 года (с изменениями на 26 января 2016 года).
1Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых
современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной
структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Под учебным разделом следует понимать конструктивно завершённую часть курса,
основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала,
который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса
«Основы безопасности жизнедеятельности».
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого
человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей
природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали
одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития международных
политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития
личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального
развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций
показывает, что более чем в 80% случает причиной гибели людей является человеческий
фактор
. Трагедия чаще всего происходит изза несоблюдения человеком комплекса мер
безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения
террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и
установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах,
пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является
если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека
и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной
безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует
пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности
жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного
уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного
влияния человеческого фактора на безопасности жизнедеятельности личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и
чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности
следует понимать способ
организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений,
ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общей задачей
лицея, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование
современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит
предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В тоже время предмет ОБЖ через
собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной
жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
При разработке содержания данной рабочей программы принималось во внимание
специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
учёт основных закономерностей развития теории безопасности;
интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой
деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем,
направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
2
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого
фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические
принципы организации учебновоспитательного процесса в области безопасности
жизнедеятельности, а именно:
непрерывность обучения с 5 по 11 класс с использованием возможностей федерального
и регионального компонентов базисного плана;
постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в
области безопасности жизнедеятельности с учётом их возрастных особенностей и
уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень
культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы
соответствовал принятому в Российской Федерации;
обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральными и региональными
компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно
теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области
безопасности, а региональный уровень – повышение практической подготовки
обучаемых к безопасному поведению с учётом региональных особенностей (это должно
учитываться при разработке региональных учебных программ).
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение и закрепление учащимися знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и
наркобизнеса,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций,
об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской
Федерации,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта,
о мерах профилактики наркомании,
о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности
страны,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
усвоение учащимися содержания:
основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны
государства и противодействий терроризму;
нормативноправовых актов РФ, определяющих порядок подготовки граждан к
военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
усвоение учащимися знаний:
о предназначении, основных функций и задачах ВС РФ;
о видах ВС РФ и родах войск;
о руководстве и управлении ВС РФ;
об участии ВС РФ в контртеррористических операциях;
о государственных и военных символах РФ;
формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности
жизнедеятельности, способностей осуществлять выбор профессиональной деятельности,
связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к
военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином РФ
конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;
3
развитие у учащихся:
личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;
потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в
области безопасности жизнедеятельности;
физических и моральнопсихологических качеств, необходимых для выполнения
гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе
обязанностей военнослужащего по вооружённой защите РФ, при прохождении
военной службы по призыву или по контракту в современных ВС РФ или других
войсках.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения
фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать
опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как обязательный
предмет с 10 по 11 класс, что и предусмотрено в рабочей программе. При изучении предмета в
1011 классах из расчёта 70 часов по 35 часов или 1 час в неделю в каждом классе,
используется материал учебников предметной линии под редакцией В.Н. Латчука., В.В.
Маркова., С.К. Миронова., С.Н. Виноградского, 1011 классы. Дрофа. 2016 год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник должен знать:
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а
также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
организацию защиты населения РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том
числе организационные основы борьбы с терроризмом;
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
боевые традиции ВС России, государственные и военные символы РФ.
уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их
характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную
безопасность;
грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением военной службы
(строевые приёмы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата
Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной
службе с учётом индивидуальных качеств.
4Приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут
способствовать:
обеспечению личной безопасности в ЧС природного, техногенного и социального
характера, в том числе при угрозе террористического акта или захвате в заложники;
выработке убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни;
владению навыками в области гражданской обороны;
формированию психологической и физической готовности к прохождению военной
службы по призыву.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11м классе по
разделам включает в себя два учебных раздела.
o Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 1. Основы здорового образа жизни.
Глава 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.
o Раздел II . Основы военной службы.
Глава 1. Боевые традиции Вооружённых Сил России.
Глава 2. Символы воинской части.
Глава 3. Особенности военной службы.
Глава 4. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина
Вооружённых Сил России.
Глава 5.
конфликтов.
Международное гуманитарное право. Защита жертв вооружённых
Глава 6. Психологические основы подготовки к военной службе.
Принцип построения содержания курса ОБЖ по разделам позволяет:
последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;
повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня
культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных
особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а также с учётом
особенностей обстановки в регионе в области безопасности;
эффективнее использовать связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть
использованы в других предметах, что способствует формированию у обучающихся
целостной картины окружающего мира;
обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов
обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся;
более эффективно использовать материальнотехническое обеспечение предмета ОБЖ,
осуществляя его привязку к конкретным разделам и темам.
5Наименование модуля, раздела, темы
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни.
Основы здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и правила оказания
первой помощи.
Основы военной службы
Боевые традиции Вооружённых Сил России.
Символы воинской части.
Особенности военной службы.
Военнослужащий – защитник своего Отечества.
Честь и достоинство воина Вооружённых Сил
России.
Международное гуманитарное право. Защита жертв
вооружённых конфликтов.
Психологические основы подготовки к военной
службе.
всего
11
4
7
23
1
2
7
5
2
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
6
1
ВСЕГО: 35
№ модуля,
раздела,
темы
Раздел I
Глава 1.
Глава 2.
Раздел II
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.
Глава 6.
Количество часов
теори
я
6
4
2
23
1
2
7
5
2
6
1
30
практика
5
0
5
0
0
0
0
0
0
0
0
5
6ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
11 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)
№
п.п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Наименование темы
Раздел 1
Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни.
Глава 1.
Основы здорового образа жизни.
Глава 2.
Основы медицинских знаний и правила
оказания первой помощи.
Раздел 2
Основы военной службы
Глава 1.
Боевые традиции Вооружённых Сил
России.
Глава 2.
Символы воинской части.
Глава 3.
Особенности военной службы.
Глава 4.
Военнослужащий – защитник своего
Отечества. Честь и достоинство воина
Вооружённых Сил России.
Глава 5.
Международное гуманитарное право.
Защита жертв вооружённых
конфликтов.
Глава 6.
Психологические основы подготовки к
военной службе.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ИТОГО
Всего
часов
11
4
7
23
1
2
7
5
2
6
1
35
из них
Дата
Практически
е занятия
Контрольные
работы
по
плану
фактическ
и
5
0
5
0
0
0
0
0
0
0
0
5
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
Преподаватель организатор ОБЖ Фурсов В.Ф.
7