Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-11 классы/ А.Т. Смирнов, Л.П. Анастасов, Б.О. Хренников и др.; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2011 – 112 с. в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс», Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2015 год из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
Учебно-методический комплект обучения.
Основная литература
Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности.
5 – 9 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М. Просвещение, 2011.
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2015. Дополнительная литература
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Система заданий 5 – 9 классы.
/Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.:
Просвещение, 2008.
Латчук В.Н., Миронов С.К. Справочник по ОБЖ безопасность при пожарах. – М:,Дрофа, 2010.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Система заданий 5 – 9 классы. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М:, Просвещение, 2013.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобрнауки России от 26.01.2016г. №38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего (полного) образования от 31 марта 2014г. №253
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 внесены изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр), 2012-2013 от 30.05.2013 №471-мр.
- Учебный план МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ» на 2016/2017 учебный год.
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Задачи:
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
- развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- освоение знаний; об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности
при активном отдыхе в природных условиях; законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом; оказание первой медицинской помощи;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления; правила поведения при угрозе террористического акта; государственную политику противодействия наркотикам; ♦ основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь: предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их
характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при
возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной
безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Содержание курса ОБЖ
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения "при пожаре в жилом или общественном здании.
2.Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
3.Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
4.Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
6.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
7.Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Ре-
продуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Календарно-тематическое планирование учебной программы ОБЖ (8 класс)
№ раздел а, темы и урока |
Наименование раздела, темы и урока |
Количе ство часов |
Дата проведения проведения |
||
Раз дел |
Тема |
по плану |
по факт |
||
I |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни |
10 |
|
|
|
1 |
Пожарная безопасность |
|
4 |
|
|
1.1 |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия |
|
1 |
07.09 |
07.09 |
1.2 |
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения |
|
1 |
14.09 |
14.09 |
1.3 |
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности |
|
1 |
21.09 |
21.09 |
1.4 |
Обеспечение личной безопасности при пожаре |
|
1 |
28.09 |
28.09 |
2 |
Безопасность на дорогах |
|
3 |
|
|
2.1 |
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей |
|
1 |
05.10 |
05.10 |
2.2 |
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров |
|
1 |
12.10 |
12.10 |
2.3 |
Водитель, формирование качеств безопасного водителя |
|
1 |
19.10 |
19.10 |
3 |
Безопасность на водоемах |
|
3 |
|
|
3.1 |
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях |
|
1 |
26.10 |
26.10 |
3.2 |
Безопасный отдых у воды |
|
1 |
09.11 |
09.11 |
3.3 |
Оказание помощи терпящим бедствие на воде |
|
1 |
16.11 |
16.11 |
4 |
Экология и безопасность |
|
2 |
23.11 |
23.11 |
4.1 |
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека |
|
1 |
30.11 |
30.11 |
4.2 |
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке |
|
1 |
07.12 |
07.12 |
II |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения |
11 |
|
|
|
5 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия |
|
9 |
|
|
5.1 |
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
|
1 |
14.12 |
14.12 |
5.2 |
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия |
|
1 |
21.12 |
21.12 |
5.3 |
Обеспечение радиационной безопасности населения |
|
1 |
11.01 |
18.01 курсы |
5.4 |
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия |
|
1 |
18.01 |
25.01 |
5.5 |
Обеспечение химической защиты населения |
|
1 |
25.01 |
01.02 |
5.6 |
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия |
|
1 |
01.02 |
08.02 |
5.7 |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах |
|
1 |
08.02 |
15.02 |
5.8 |
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия |
|
1 |
15.02 |
22.02 |
5.9 |
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях |
|
1 |
22.02 |
01.03 |
6 |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
|
2 |
|
|
6.1 |
Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения |
|
1 |
01.03 |
08.03 |
6.2 |
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
|
1 |
08.03 |
15.03 |
III |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
12 |
|
|
|
7 |
Основы здорового образа жизни |
|
8 |
|
|
7.1 |
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность |
|
1 |
15.03 |
22.03 |
7.2 |
Репродуктивное здоровье — составная часть здоровья человека и общества |
|
1 |
22.03 |
05.04 |
7.3 |
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества |
|
1 |
05.04 |
12.04 |
7.4 |
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний |
|
1 |
12.04 |
19.04 |
7.5 |
Вредные привычки и их влияние на здоровье |
|
1 |
19.04 |
Открытый урок |
7.6 |
Профилактика вредных привычек |
|
1 |
26.04 |
26.04 |
7.7 |
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности |
|
1 |
03.05 |
03.05 |
8 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
|
4 |
|
|
8.1 |
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия) |
|
1 |
10.05 |
10.05 |
8.2 |
Первая медицинская помощь пря отравлении АХОВ (практические занятия) |
|
1 |
17.05 |
17.05 |
8.3 |
Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия) |
|
1 |
24.05 |
24.05 |
8.4 |
Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия) |
|
1 |
24.05 |
24.05 |
|
Итоговое тестирование |
1 |
|
|
|
Всего часов |
34 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.