Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
библиотека +1
Взрослым
26.02.2018
Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"
Рабочая программа "Основы информационной культуры личности" для 1-11 классов составлена с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования, на основе авторской программы курса Гендиной Н.И. и Косолаповой Е.В. "Основы информационной культуры личности". В программе отражены цели, задачи курса, общая характеристика курса, календарно - тематическое планирование, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
программа ОИКШ ТСШ.docx
Рабочая программа  «Основы информационной культуры  личности» Пояснительная записка     Рабочая  программа    «Основы  информационной     культуры   личности» для 1­11  классов    составлена  с учетом требований  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и  основного общего образования на основе авторской программы курса Гендиной Н.И. и Косолаповой Е.В.  «Основы информационной культуры школьника»  Цель  учебного   курса:  создать   условия   для     формирования     у     обучающихся   знаний,   умений   и   навыков   библиотечно­информационного  Задачи  учебного курса:   самообеспечения их учебной деятельности.                 1.   Формировать  умение рационально работать с информацией (сбор,   систематизация, хранение, использование);            2. Формировать  коммуникативную компетентность в сотрудничестве: умение вести диалог,     координировать свои действия с действиями партнеров по совместной    деятельности;            3.  Формировать способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитывать целеустремленность и настойчивость; — формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — учить самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;  — учить самостоятельно и совместно принимать решения.           4.  Учить решать творческие задачи.     Информационная   грамотность личности  –  это одна  из  составляющих   общей  культуры  человека.  Ее  важнейшим  компонентом,  наряду  с системой   информационных   знаний   и   умений,   является   информационное   мировоззрение   –   это   система   взглядов,   характеризующих   сознательное отношение   человека   к   информации   и   информационным   ресурсам,   понимание   их   роли   и   места   в   жизни   современного   общества,   осмысленное отношение   к необходимости получения специальной информационной подготовки.  Общая характеристика учебного предмета, курса Особая роль школьной библиотеки в деле формирования   информационной культуры подрастающего поколения с помощью специального курса определяется возможностью  реализации последовательной, систематической  информационной подготовки обучающихся  в ее неразрывной связи с учебным процессом.   Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время   компетентностный,   личностно­ориентированный,   системно­деятельностный подходы.  Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: 1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; 2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; 3. Системность организации учебно­воспитательного процесса; 4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.  Форма   организации:   занятия   проводятся  в  библиотеке,   т.к.     предусматривают   поиск   необходимой   недостающей   информации   в   энциклопедиях, справочниках, на электронных носителях, в сети Интернет и т.д.  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса Ценность жизни ­ признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям. Ценность добра ­ направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность   истины  ­   это   ценность   научного   познания   как   части   культуры   человечества,   проникновения   в   суть   явлений,   понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность ­ одна из задач образования. Ценность труда и творчества. Труд ­ естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль   в   развитии   трудолюбия   ребёнка   играет   его   учебная   деятельность.   В   процессе   её   организации   средствами   учебного   предмета   у   ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду. Ценность гражданственности  ­ осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию  культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты изучения курса:    ­ проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач; ­ оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; ­ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; ­ высказывать своё  отношение к героям прочитанных произведений,  их поступкам; ­ развивать способность  к саморазвитию.   Метапредметные результаты изучения курса.  Познавательные УУД: ­ определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания; ­ ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); ­ находить ответы на вопросы в тексте, схемах и т.п.; ­ делать выводы в результате совместной работы класса и педагога­библиотекаря; ­  преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: ­ определять и формировать цель деятельности на занятии; ­ проговаривать последовательность действий на занятии; ­  учиться высказывать своё предположение (версию); ­ учиться работать по предложенному педагогом­библиотекарем плану;  ­  соотносить выполненное задание  с образцом;   ­  моделировать (представлять способ действия в виде модели­схемы, выделяя   главное).  Коммуникативные УУД: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ­ слушать и понимать речь других; ­ отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других; ­  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Программа предусматривает достижение  следующих  предметных результатов:   ­  понимать смысл текста;   ­ делить текст на части, озаглавливать части; ­ выбирать наиболее точную формулировку главной мысли; ­ составлять  вторичный документ по плану; ­ осуществлять самостоятельный поиск, систематизацию и оформление интересующей информации. По окончании начальной школы учащиеся смогут: ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: ­ знать правила пользования библиотекой; ­ знать информационные ресурсы на традиционных и нетрадиционных носителях (фоно, видео, аудио материалы); ­ знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);  ­ уметь правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги); ­ уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;  ­ уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно­популярная, справочная); ­ уметь пользоваться справочной, научно­популярной литературой, периодическими изданиями для младших школьников. По окончании основной школы учащиеся смогут: ­ знать способы хранения, переработки и сохранения информации; ­ знать принципы систематизации информационных ресурсов;  ­ знать алгоритм самостоятельной работы с информацией; ­ уметь пользоваться справочно­библиографическим аппаратом библиотеки; ­ уметь пользоваться справочным аппаратом книги; ­ уметь отличать и использовать особенности справочной, научно­популярной литературы, периодических изданий; ­ уметь обработать текст, используя навыки аналитической деятельности; ­ уметь пользоваться информационными ресурсами на нетрадиционных носителях информации; ­ уметь правильно оформить результаты самостоятельной работы.  По окончании средней  школы учащиеся смогут: ­ иметь представление о мировых информационных ресурсах; ­ знать преимущества и недостатки использования информационных технологий; ­ осознавать и формулировать свои информационные потребности; ­ применять на практике алгоритм работы с информацией; ­ обладать навыками поиска и извлечения информации;  ­ ориентироваться в справочно­поисковых системах библиотек; ­ уметь критически оценить и обработать найденную информацию; ­ уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы; ­ уметь оценить результаты собственной самостоятельной информационной деятельности. Модуль «Первоначальное представление об информации»  Цели: формирование первоначального представления об информации, ее систематизации и способах хранения; обучение первоначальным навыкам и умениям   использования   библиотечных   инструментов   для   поиска   и   выбора   информации   и   основам   работы   с   текстом;   содействие   развитию познавательной активности учащихся; поощрение интереса к книге и чтению. Содержание: Первоначальное представление об информации. Многообразие информационных ресурсов. Традиционные ресурсы: книги, журналы. Пластинки, диафильмы, кассеты с видео и аудиозаписями. Компьютер как инструмент управления информацией. Мультимедиаресурсы. Понятие о библиотеке. Правила пользования библиотекой. Абонемент и читальный зал. Систематизация информации. Выбор книг в библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. Закладки. Книжные выставки.  Структура   книги   как   инструмент   информационной   деятельности.   Обложка   (переплет),   титульный   лист,   корешок,   предисловие   и   послесловие, оглавление (содержание), аннотация. Художественное   оформление   книги.   Иллюстрации.   Типы   иллюстраций:   фотографии,   карты,   рисунки,   репродукции   и   т.д.   Роль   иллюстрации   в восприятии текста. Понятия:   информация,   носитель   информации,   книга,   библиотека,   абонемент,   читальный   зал,   обложка   (переплет),   титульный   лист,   корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация. Умения и навыки: пользования библиотекой, самостоятельной работы с книгой: использование структуры книги для оценки и характеристики ее содержания. Модуль «Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности»  Цели: знакомство с основными типами и видами литературы; формирование навыков самостоятельной работы с книгой; формирование навыков критического мышления; формирование интереса к чтению; развитие познавательной активности школьников. Содержание:   Основные   типы   и   виды   литературы.   Научно­познавательная   литература   для   детей.   Отличие   научно­познавательной   литературы   от художественной.  Справочная   литература.   Понятие   об   энциклопедиях,   словарях,   справочниках.   Структура   справочной   литературы:   алфавитное   расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.  Понятие о периодической печати. Газета, журнал: читательское назначение, оформление, содержание. Детские газеты и журналы.  Понятия: словарь, энциклопедия, справочная литература, научно­популярная литература, периодическая печать, газета, журнал, рубрика, статья, заметка.  Умения и навыки: самостоятельной работы со справочной, научно­познавательной литературой; умение поставить вопросы к книге.  Модуль «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»  Цели:   формирование   первоначального   представления   об   информации   и   информационных   ресурсах;   формирование   основ   информационного мировоззрения через представление об информации и ее роли в информационном обществе; получение знаний об истории книги и других носителей информации; формирование умений работы с книгой как источником информации. Содержание: Понятие информации. Информация как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые   воспринимают   информационные  системы   (живые  организмы,   управляющие  машинами  и   др.)  в  процессе   жизнедеятельности   и  работы». Значение информации в жизни человека и в развитии общества. Информация и знания. Многообразие и особенности организации информационных ресурсов   в   условиях   распространения   новых   технологий   сбора,   хранения,   переработки   и   распространения   информации.   Способы   организации информации. Систематизация и хранение информационных ресурсов. Традиционные   и   нетрадиционные   носители   информации.   История   книги   и   библиотеки.   Глиняные   книги.   Библиотека   царя   Ашшурбанипала. Библиотеки Египта. Книгохранилище Рамсеса II – «Аптека для души». Книги и библиотеки античной эпохи. Берестяные грамоты в Древней Руси. Библиотеки средневековья. Книги на пергаменте. Изобретение книгопечатания ­ одно из крупнейших культурно­исторических событий XV в. Книга в современном мире – источник информации и знания.  Современные   носители   информации.   Возникновение   нетрадиционных   носителей   информации.   Информация   на   пластинках,   аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Мультимедиаресурсы. Возможности мультимедиа.  Понятия:   архив,   документ,   библиотека,   видео,   информационные   ресурсы,   информация,   компьютер,   носитель   информации,   мультимедиа,   поиск информации, сохранение информации, систематизация информации. Умения и навыки самостоятельной работы с информационными ресурсами: умения различать и использовать особенности различных носителей информации; навыки работы с текстом, поиск и выбор необходимой информации.  Модуль «Поиск информации. Библиотека как информационно­поисковая система» Цели: формирование понятия о библиотеке как информационно­поисковой системе; формирование умений и навыков поиска, оценки и извлечения информации. Содержание:   Система   библиотек   и   информационных   учреждений:   научные,   универсальные,   учебные   библиотеки.   Библиотечный   абонемент. Читальный зал. Специализированные отделы: отдел литературы по искусству, технической литературы, иностранной литературы, краеведческой литературы.  Поиск  информации  в библиотеках.  Принципы  систематизации  информационных  ресурсов.  Библиотечно­библиографическая  классификация   и  ее использование в библиотеках. Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители. Электронные библиотеки. Особенности систематизации информации в электронных библиотеках. Поисковый запрос. Ключевое слово. Понятия:   библиотечные   фонды,   шифр   книги,   библиотечно­библиографическая   классификация,   поисковый   запрос,   ключевое   слово,   стратегия информационного поиска, Интернет, электронная библиотека. Умения и навыки: поиска документов в фонде библиотеки, использования ББК, выбора информационно­поисковой стратегии, умения работы с книгой, умения извлечения информации из ресурса. Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации» Цели: расширение знаний об особенностях использования различных информационных ресурсов; углубление знаний о различных методах обработки информации; формирование умений и навыков поиска, оценки, обработки и использования информации; формирование навыков работы с текстом. Содержание:   Информация   на   традиционных   носителях.   Основные   виды   изданий:   периодические,   непериодические.   Основные   типы   литературы: учебная, справочная, научная, научно­популярная, художественная. Стилевые особенности различных типов литературы. Справочная   литература.   Дифференциация   справочной   литературы   в   зависимости   от   назначения   и   содержания.   Типы   справочных   изданий   для учащихся.   Энциклопедии   универсальные   (БРЭ,   ДЭ)   и   отраслевые   (историческая,   литературная,   музыкальная   и   др.)   Принципы   использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними.  Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Гипертекст. Электронные словари, справочники, энциклопедии. Достоинства и недостатки электронных носителей информации.  Научно­популярная  и  научно­познавательная   литература.   Использование   научно­популярной  литературы  при   подготовке  докладов  и   рефератов. Правила цитирования текста. Оформление цитат.  Методы работы с информацией. Способы чтения (просмотр, выборочное и полное чтение, изучение). Использование знаний о структуре книг при работе   с   ними.   Использование   научно­справочного   аппарата   книги.   Вспомогательные   указатели   (именной,   предметный,   хронологический, географических названий, и др.) Оценка информационных ресурсов. Анализ текста. Периодические издания  в библиотеке. Профиль, читательское назначение  периодических изданий. Отраслевые  журналы.  Молодежные журналы. Методы работы с периодическими изданиями. Использование систематической картотеки газетных и журнальных статей для поиска информации. Понятия: научно­справочный аппарат книги, библиографические ссылки, библиографический список, гипертекст, электронные издания.  Умения и навыки: оценки, обработки и использования информационных ресурсов на различных носителях; пользования справочными изданиями; работы с текстом. Модуль «Поиск информации. Справочно­библиографический аппарат и информационно­поисковая система библиотеки» Цели: знакомство со справочно­библиографическим аппаратом библиотек и его ролью при поиске информации; формирование умений и навыков использования каталогов как информационно­поисковых инструментов. Содержание:   Понятие   справочно­библиографического   аппарата  библиотеки.  Назначение   и  принципы   построения  библиотечных  каталогов.   Виды каталогов. Алфавитный каталог, его назначение. Систематический каталог и его функции. Систематизация книг по отраслям знаний. Разделители, отражающие структуру каталога. Алфавитно­предметный указатель. Систематическая картотека газетно­журнальных статей. Предметные картотеки.  Информационно­поисковые системы. Отличие справочно­поискового аппарата от информационно­поисковой системы. Электронные каталоги и базы данных. Особенности работы с библиографическими базами данных. Поисковый запрос и схема его выполнения. Методика составления ключевых слов. Понятия:   алгоритм   информационно­поисковой   деятельности,   каталог,   картотека,   справочно­библиографический   аппарат   библиотеки, информационно­поисковая система, поисковый запрос, ключевое слово.  Умения и навыки: использования библиотечных и информационно­поисковых инструментов. Модуль «Анализ информационных ресурсов и представление собственного информационного продукта» Цели: совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами: поиска, оценки, обработки и использования информации;   формирование   алгоритма   информационно­поисковой   деятельности;   совершенствование   умений   организации   и   представления информации в традиционном и нетрадиционном форматах. Содержание: использование информационных ресурсов в учебной, образовательной, исследовательской деятельности. Особенности использования печатного, устного слова, видеоинформации, интернет­ресурсов. Методы работы с информацией. Беглое чтение. Просмотр документов. Аналитическое чтение. Анализ и обработка информационных ресурсов. Учет и систематизация просмотренных и прочитанных ресурсов в традиционном и нетрадиционном форматах. Выписки и их систематизация. Цитаты, их использование и оформление.  Составление плана. Виды плана (простой и сложный). План учебного текста. План к сочинению. План выступления, доклада, реферата. Методика формализованной подготовки информационных продуктов. Составление аннотации. Составление обзора информационных ресурсов.  Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление самостоятельной работы. Формы   представления   результатов   самостоятельной   информационно­поисковой   деятельности   школьников.   Доклад.   Реферат.   Аннотация.   Обзор. Презентация. Веб­страница. Умения и навыки: инструментальные: использование каталогов, использование презентации PowerPoint; когнитивные: умение выбирать и оценивать релевантность информации, умение синтезировать информацию из различных источников. Модуль «Информационное исследование в библиотеке» Цель: совершенствование умений и навыков поиска, оценки, обработки и представления информации. Формирование алгоритма информационно­ поисково­аналитической деятельности.  Содержание: Особенности работы над различными видами самостоятельных заданий: сообщением, докладом, рефератом, сочинением, исследованием, рецензией, аннотацией, обзором литературы и др. Основные требования к самостоятельной учебной работе. Структура самостоятельной учебной работы. Алгоритм самостоятельной информационно­исследовательской деятельности.  Этапы работы над самостоятельным информационным проектом.  1. Определение вида, цели, задач работы. Формулирование темы. Предварительный план работы. Определение источников информации: библиотека, архив, Интернет, музей, информационный центр и др.  2. Поиск информационных ресурсов. Формулирование информационного запроса. Особенности поиска в библиотеке, Интернете. Инструменты поиска информации: справочно­библиографический аппарат библиотеки, информационно­поисковая система, справочный аппарат изданий (вспомогательные указатели, примечания, комментарии, прикнижные библиографические списки литературы и ресурсов), библиографические издания. 3. Просмотр и определение степени релевантности найденных материалов. Особенности ознакомительного чтения. Ключевые точки ознакомления с текстом:   оглавление,   введение,   заключение,   аннотация.   Пометки,   отметки,   подчеркивания,   закладки.   Просмотр   электронных   документов. Определение степени точности, достоверности ресурсов. Ключевые точки определения авторитетности ресурса: наличие авторства, присутствие обратного адреса, наличие ссылок, отсутствие неработающих ссылок. 4. Обработка информационных ресурсов. Изучение литературы и материалов. Методы критического чтения: расчленение текста на смысловые части, выделение основных положений, постановка вопросов, составление сравнительных схем, таблиц, ведение записей.  5.   Систематизация   материалов.   Уточнение   плана.   Анализ,   синтез,   сравнение,   классификация,   обобщение.   Методика   формализованного   анализа научных документов. 6. Организация и представление полученных результатов. Формы представления: устное выступление, бумажный вариант, электронная презентация, мультимедийная форма и др. Подготовка черновика. Оформление цитат и выписок. Список использованной литературы и ресурсов. Оформление окончательных результатов информационной деятельности.  7. Оценка проделанной работы. Учебно­тематический план № модуля Название модуля Количество часов Контингент 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого Первоначальное представление об информации Работа с книгой как одно из направлений информационной  деятельности Информация, ее хранение, систематизация и способы  передачи Поиск и использование информации. Библиотека как  информационно­поисковая система. Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации. Справочно­библиографический аппарат и информационно­ поисковая система как инструмент поиска информации Анализ информационных ресурсов и представление  собственного продукта Информационное исследование в библиотеке 2 2 2 2 2 2 4 4 20 1­4 классы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс ­ самостоятельная работа с информационными ресурсами, ­ демонстрация, Формы  организации  учебно­познавательной деятельности: ­ практическая работа, ­ работа в группах, ­ игра, ­ проектирование, ­ решение проблемных ситуаций, ­ творческие задания. Библиотечные уроки проходят в виде комбинированных занятий, на которых обучающиеся получают необходимую информацию, консультации, помощь.  Формами промежуточного контроля является обсуждение проектов, тестирование. Результатом должна стать презентация готового продукта в форме, выбранной обучающимися. Учебно­методическое и материально­техническое   обеспечение образовательного процесса: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего  образования / Министерство образования и науки РФ. – М.:  Просвещение, 2010. 3. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины  [Текст] / Н. И. Гендина, Н.И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. ­ М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.  2006. ­ 512 с. 4.  Гендина Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности М.,2002. 5.  Гендина Н.И. Основы информационной культуры школьника [текст]: учебно­методический комплекс для учащихся 1 ­ 4­х классов  общеобразовательных учебных заведений /Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА, 2012. – 200 с.  6. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно – методический комплекс для учащихся 1­2­х  классов общеобразовательных учебных организаций [Текст]/ Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова – М.:РШБА, 2014. ­208с. 7. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно – методический комплекс для учащихся 3­4­х  классов общеобразовательных учебных организаций [Текст]/ Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова – М.:РШБА, 2014. ­ 344с. 8. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно – методический комплекс для учащихся 5­7х  классов общеобразовательных учебных организаций [Текст]/ Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова – М.:РШБА, 2017. ­432с. –  (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека»: Серия!; выпуск2). 9. Журналы «Школьная библиотека», «Школьная библиотека: сегодня и завтра». Перечень учебного и компьютерного оборудования № Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения Печатные пособия 1 Комплект  справочных книг Технические средства обучения и оборудование кабинета 2 3 4 5 6 7 Мультимедийный проектор  Компьютер  Экспозиционный экран  Сканер  Принтер лазерный  Ксерокс  Экранно­звуковые пособия 8 Подборка учебных презентаций В наличии  Имеется в  наличии  Д П Д Д Д Д Д  * Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения: • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование,  необходимое в единственном экземпляре. • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5­7 экз.) Тема урока Сроки  1 класс УУД Предметный  результат Календарно­тематическое планирование Библиотека, или город твоих  друзей Осознает познавательную задачу;  слушает; извлекает нужную  Знает устройство библиотеки. Умеет пользоваться библиотекой. №  урока  п/п 1 2 3 4 1. 2. Правила обращения с книгой Выбор книг в библиотеке Как построена книга Книга в жизни человека.  Элементы оформления.  Художники­иллюстраторы. Строение книги 3.  Газеты и журналы для детей 4. 1. Твои первые энциклопедии,  словари, справочники Знакомство со справочной  литературой (с  использованием  компьютерных технологий) информацию Слушает и понимает речь других; Осознает познавательную задачу;  слушает; извлекает нужную  информацию Осознает познавательную задачу;  слушает; извлекает нужную  информацию 2 класс  Осознает познавательную задачу;  слушает; извлекает нужную  информацию Осознает познавательную задачу;  слушает; извлекает нужную  информацию Осознает познавательную задачу;  читает и слушает; извлекает нужную информацию; самостоятельно находит ее в газетах и  журналах Осознает познавательную задачу;  читает и слушает; извлекает нужную информацию; самостоятельно находит ее в  справочных изданиях 3 класс Осознает познавательную задачу;  читает и слушает; извлекает нужную информацию; самостоятельно находит ее в  справочных изданиях Знает правила обращения с книгой Умеет самостоятельно выбирать книги Знает  изученные элементы книги Знает элементы оформления и художников  ­  оформителей  Знает  строение и элементы  книги Знает, чем отличается газета от журнала Умеет  пользоваться справочными  изданиями Умеет пользоваться справочной  литературой. Усовершенствует  навык  работы с ИК  технологиями. Умеет  находить нужную информацию по 2 3 4. 1. 2. 3 Алфавитный и  систематический каталоги Библиографическое описание  документа Научно­популярная и  справочная литература Вселенная в алфавитном  порядке Библиографические пособия Основные приемы  рациональной работы с книгой 4. Система каталогов и картотек Осознает познавательную задачу;  слушает; извлекает нужную  информацию Выполняет учебно­познавательные  действия в материализованной форме Осознает познавательную задачу;  читает и слушает; извлекает нужную информацию; самостоятельно находит ее в текстах  книг 4 класс Осознает познавательную задачу;  читает и слушает; извлекает нужную информацию; самостоятельно находит ее в  справочных изданиях Осознает познавательную задачу;  читает и слушает; извлекает нужную информацию Осознает познавательную задачу;  читает и слушает; извлекает нужную информацию; выполняет учебно­познавательные  действия в материализованной и  умственной форме Осознает познавательную задачу;  слушает; извлекает нужную  информацию; выполняет учебно­познавательные  заданию. Умеет  работать с каталогами при поиске  литературы Уметь составлять библиографическое  описание книги одного автора, двух  авторов, трех авторов, книги под заглавием, статьи из журнала, из газеты Умеет  ориентироваться в научно­ популярной и справочной литературе Умеет  извлекать максимум информации из  справочной литературы Умеет  самостоятельно выбирать  литературу при помощи  библиографических пособий Знает  приемы работы с книгой. Умеет  применять рациональные приемы  работы с книгой на практике Умеет  осуществлять поиск по каталогу 1. 2.  1 2 1. 2. Виды информации. Способы  передачи информации. Основные типы  информационно – поисковых  задач и алгоритмы их  решения. Эффективные методы  обработки информации Основы реферирования Первичные документы как  составная часть  информационных ресурсов  общества Вторичные документы как  результат аналитико­ синтетической переработки  информации. действия в материализованной и  умственной форме 5 класс Делает  выводы в результате  совместной работы класса и педагога­ библиотекаря..   Определяет,  в каких источниках   можно  найти  необходимую  информацию для  выполнения задания; 6 класс Осознает познавательную задачу;  слушает; извлекает нужную  информацию; выполняет учебно­  познавательные  действия в материализованной и  умственной форме Отстаивает  свою позицию, принимает   или аргументировано отклоняет  точки зрения других.   7 класс  Учится высказывать своё  предположение (версию); Учится работать по предложенному  педагогом­библиотекарем плану. Оформляет  свои мысли в устной и  письменной форме; Делает  выводы в результате  совместной работы класса и педагога­ библиотекаря; 8 класс Знает виды информации по сферам  деятельности и областям наук и способы  передачи информации. Знает способы передачи, систематизации и  хранения информации. Умеет  применять на практике виды записи: ЭЗУМ – экономичная запись учебного  материала; ДМИ – дидактический многомерный  инструмент Знает  основные приёмы владения  творческой переработки информации Знает  виды первичных документов; Умеет анализировать первичный документ. Знает виды вторичных документов; Развивает  представление об электронных  вторичных документах. 1. 2. 1. 2. Интернет как источник  информационных ресурсов. Особенности поиска  информации в Интернете. Библиотеки и Интернет как  источники информационных  ресурсов.         Информационная  безопасность человека. Справочно­поисковый аппарат книги как источник основных  сведений о документе при  свертывании информации Применяет  на практике алгоритм  работы с информацией; Понимает  информацию,  представленную в виде текста,  рисунков, схем, шифра; Знакомится с основными приемами   интеллектуальной работы с текстом,  возможностями  использования изу­ ченных способов аналитико­ синтетической переработки  информации в ходе учебной и  познавательной деятельности; 9 класс Знает рациональные приемы и способы  самостоятельного поиска информации  в соответствии с возникающими в ходе  обучения задачами. Умеет  критически оценивать и  обрабатывать найденную информацию; Умеет найти интересующую его  информацию по заданным ключевым  словам.  Знает информационную систему страны,  мира и правила ее использования; Умеет  различать  типы и  виды   информационных ресурсов. Знает принципы работы поисковой системы  Интернет; Знает рациональные приемы и способы  самостоятельного поиска информации в  соответствии с возникающими в ходе  обучения задачами. Имеет представление о библиотеках и  Интернете как важнейших источниках  информационных ресурсов общества;  знакомится с понятием «Информационная  безопасность человека»; Знает  принципы работы поисковой системы Интернет. Знает элементы справочного аппарата  первичного документа; Умеет использовать справочно­поисковый  аппарат как средство оперативного  знакомства с содержанием книги при  свертывании информации; Умеет  свертывать информацию (составляет библиографическое описание документа). 3. Текст и медиатекст как  Знает рациональные приемы и способы  Знает  структуру и свойства текста как объект аналитико­ синтетической переработки самостоятельного поиска информации  в соответствии с возникающими в ходе  обучения задачами. 4. 1. 2. 3. Технология подготовки и  оформления результатов  самостоятельной учебной и  научно­исследовательской  работы Информационные ресурсы  общества и информационная  культура Технология подготовки и  оформления результатов  самостоятельной учебной и  научно­исследовательской  работы Технология подготовки  доклада, реферата. Основные  этапы и технология работы  над докладом, рефератом по  заданной теме. Поиск и отбор  литературы по заданной теме;  анализ документов;  Умеет  критически оценивать и  обрабатывать найденную информацию; 10­11 класс Определяет  цель и  последовательность выполнения  задания на уроке Умеет  оценить результаты  собственной самостоятельной  информационной деятельности. Определяет  цель и  последовательность выполнения  задания на уроке. Умеет  оценить результаты  собственной самостоятельной  информационной деятельности. объекта  аналитико­синтетической пе­ реработки информации; Знает классификацию медиатекстов; ­знакомится с основными приемами  ин­ теллектуальной работы с текстом,  возможностями  использования изученных  способов аналитико­синтетической  переработки информации в ходе учебной и  познавательной деятельности; ­  умеет  свертывать информацию  (составляет аннотацию). Умеет  оформить и представить результаты  самостоятельной работы; Умеет  оформить и представить результаты  самостоятельной работы; Умеет  оформить и представить результаты  самостоятельной работы; умеет  свертывать информацию (составляет  аннотацию). оформление аналитико­ синтетической переработки  информации в виде выписок,  конспекта и др. Правила  оформления реферата, списка  литературы. Технология подготовки  учебных рефератов. 4. Умеет  оценить результаты  собственной самостоятельной  информационной деятельности. Умеет  оформить и представить результаты  самостоятельной работы;

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"

Рабочая программа по курсу "Основы информационной культуры личности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018