Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
труд
6 кл—7 кл
20.06.2017
Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность. Данная программа предназначена для учащихся 6-ых – 7-ых классов, и рассчитана на 35часов (за один год реализации). Цель данной программы – научить учащихся основам проектной деятельности создать для этого все условия.
рабочая программа Образовательный проект 2014 - 2015 год.doc
Муниципальное образовательное учреждение «Петрозаводская средняя школа №34 с углубленным изучением финского языка, ассоциированная школа ЮНЕСКО» «Утверждаю»__________________ Директор МОУ СОШ №34 Антонова Н.П. Рабочая программа по курсу «Основы проектной деятельности» (срок реализации 2 года)                 Составитель: Белячкова  И. С. Учитель технологии Петрозаводск  2014 Пояснительная записка В    условиях   высокой  динамики   общественных   процессов  и   огромного  информационного потока   последних   десятилетий   актуальной   становится   задача   развития   активности   и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые: •формировали   бы   активную,   самостоятельную   и   инициативную   позицию   учащихся   в обучении; •     развивали   бы   в   первую   очередь   общеучебные   умения   и   навыки:   исследовательские, рефлексивные, самооценочные; •формировали   бы   не   просто   умения,   а   компетенции,   т.е.   умения,   непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности; •  были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; •  реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных   в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем: •обучающиеся   зачастую   не   умеют   превращать   информацию   в   знание,   осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний; •отсутствие   у   школьников   интереса,   мотива   к   личностному   росту,   к   самостоятельному приобретению новых знаний; •  ведущий   тип     деятельности,   осваиваемый   обучающимися,   ­    репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни; •  субъект­объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися. Образованный человек  в  современном обществе – это   не  только и не  столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения   у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудиться   в   21 веке,  должен  адаптироваться   в  меняющихся  жизненных  ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. То есть речь идёт о формировании современных компетенций: •  общенаучной; •  информационной; •  познавательной; •  коммуникативной; •  ценностно­смысловой; •  социальной; •  компетенции личностного самосовершенствования. А   школа   должна   создавать   условия   для   формирования   личности,   обладающей   такими компетенциями. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, является проектное обучение. В   основе   проектной   деятельности   лежит   развитие   познавательных   навыков,   умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие   критического   и   творческого   мышления,   умение   увидеть,   сформулировать   и   решить проблему. Неслучайно   в   Федеральном   компоненте   государственного   стандарта   отмечается   участие учащихся   в     проектной   деятельности,   в     организации   и   проведении   учебно­исследовательской работы;   творческое   решение   учебных   и   практических   задач;   самостоятельное   выполнение творческих работ, проектов; создание собственных произведений, идеальных и реальныхмоделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий». Проектная деятельность  – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность   приёмов   и   действий   в   их   определённой   последовательности,   направленной   на достижение   поставленной   цели,   где   цель   –   это   решение   конкретной   проблемы,   значимой   для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.  Метод проектов ­ это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения   определенными   практическими   или   теоретическими   знаниями,   той   или   иной деятельностью.  Проектная деятельность учащихся  — совместная учебно­познавательная, творческая или игровая   деятельность   учащихся,   имеющая   общую   цель,   согласованные   методы,   способы деятельности,   направленная   на   достижение   общего   результата   деятельности.   Непременным условием   проектной   деятельности   является   наличие   заранее   выработанных   представлений   о конечном   продукте   деятельности,   этапов   проектирования   (выработка   концепции,   определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.  Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая   которыми,   выпускник   школы   оказывается   более   приспособленным   к   жизни,   умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в   различных   коллективах,   потому   что   проектная   деятельность   является   культурной   формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.   Под   методом   проектов   в   дидактике   понимают   совокупность   учебно­познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.  Проектно­исследовательская   деятельность  —   деятельность   по   проектированию собственного   исследования,   предполагающая   выделение   целей   и   задач,   выделение   принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение  ожидаемых  результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.  Исходным   этапом   работы   над   проектом   является   предпроект.   В   ходе   этого   этапа осуществляется   выстраивание   межличностных   отношений,   выявляются   лидеры,   планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта. Программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   федерального   государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования;   программа   определяет   цели, планируемые   результаты,   содержание   и   организацию   процесса   формирования   универсальных учебных действий через проектную деятельность. Данная программа предназначена для учащихся 6­ых – 7­ых классов, и рассчитана на 35часов (за один год реализации). Цель данной программы – научить учащихся основам проектной деятельности создать для этого все условия. Задачи: Образовательные: 1.  Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов. 2.  Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы. 3.  Научить работать с различными источниками информации. 4.  Научить способам первичной обработки информации. 5.  Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты. 6.  Научить работать в группе, команде. 7.  Научить оценивать свои и чужие результаты. 8.  Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности. Воспитательные    ,   развивающие  :   1.Способствовать   повышению   личной   уверенности     у   каждого   участника   проектного обучения, его самореализации и рефлексии; 2.     Развивать  у        учащихся  сознание  значимости  коллективной  работы  для получения результата,   роли   сотрудничества,   совместной   деятельности   в   процессе   выполнения   творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. 3.  Развивать исследовательские умения. При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает: •  определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования; •  выдвижение гипотезы их решения; •  обсуждение методов исследования; •  оформление конечных результатов; •  анализ полученных данных; •  подведение итогов; •  корректировка; •  получение выводов Поскольку целью   курса является обучение основам проектной деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; мозговой штурм; обсуждение; самостоятельная работа. В процессе работы предполагается осуществление промежуточного (индивидуальная работа с учащимися и  группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация) контроля. Актуальность курса. Проектная   деятельность   как   особая   форма   учебной   работы   способствует   воспитанию самостоятельности,   инициативности,   ответственности,   повышению   мотивации   и   эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и   в   ситуациях   неопределённости.   Они   получат   возможность   развить   способность   к   разработке нескольких   вариантов   решений,   к   поиску   нестандартных   решений,   поиску   и   осуществлению наиболее  приемлемого  решения.  С  помощью  проектной деятельности  может быть существенно снижена школьная тревожность. Проектная   деятельность   способствует   развитию   адекватной   самооценки,   формированию позитивной Я ­ концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной деятельности) формирование       коммуникативных       действий       происходит       болееинтенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения. Критерии оценки проектной деятельности: ­     Осознанность     в     определении     проблемы,     выборе     темы     проекта,     практической направленности, значимости выполняемой работы. ­ Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов. ­ Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность. ­ Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта. ­ Качество оформления. ­     Качество     доклада:     полнота     представления     работы,     аргументированность     и убеждённость. ­ Объём и глубина знаний по теме, эрудиция. ­ Ответы на вопросы: полнота, аргументированность. ­   Деловые     и     волевые     качества:     ответственное     отношение,     доброжелательность, контактность. Этапы работы над проектом: ­ предпроект; ­ этап планирования работы над проектом; ­ аналитический этап; ­ этап обобщения; ­ презентация полученных результатов. Предпроект   —  это   обмен   знаниями   по   теме,   интересами;   высказывания   пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление  возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп. Основная цель этапа планирования     — получение  общего  представления   о будущем направлении исследовательской работы. Планирование   работы   над   проектом:  определение   временных   рамок,   ограничивающих этапы   работы;   обсуждение   вариантов   оформления   отчетности   о   выполненной   работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта. В   ходе   планирования   педагог   лишь   изредка   вносит   коррективы   в   ход   дискуссии   по планированию   проектной   деятельности.   Очень   важно   максимально   предоставить   инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника. Именно   на   этом   этапе   определяются   основные   проблемы,   относящиеся   к   проведению исследования:  Как  работать  с  книгами  и  журналами?  Как  правильно  оформлять текст? Как проводить анкетирование и тестирование? и.т.д. Аналитический этап:  исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания   и   опыт   учащихся;   обмен   информацией   с   другими   лицами   (учащимися,   учителями, родителями,   приглашенными   консультантами   и   т.д.);   изучение   специальной   литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета. Следует   отметить,   что  основной   задачей   аналитического   этапа   являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа. Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией,  таких,  как проведение  анкетирования,  социологического  опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете. Необходимым   является   также   проведение   библиотечного   занятия.   Основной   его   целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы. Одно   из   занятий   аналитического   этапа   должно   быть   посвящено   обучению   умениям конспектировать   и   реферировать   текстовую   информацию.   По   окончании   занятия   участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других источников информации. Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов дляподведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.). Задача педагога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе  форм представления  результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику. По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом. Презентация   полученных   результатов:  осмысление   полученных   данных   и   способ достижения  результата,  обмен  полученной  информацией,  а  также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация   участниками   результатов   работы надо  проектом;  совместная презентация результатов на различных конкурсах проектов. Особенность этапа заключается в том, что самоосуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности. Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом.  Задача  педагога  — объяснить     участникам   проектной     группы     основные   правила   ведения   дискуссии   и   делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного  отношения  к  критике  своих  суждений другими  и  к  наличию  в группемногихточекзрениянарешениепроблемы. Таким   образом,   метод   проектов   основывается   на   принципе   “обучения   посредством деятельности”,  рассматривая  ее  как  вид  созидательной  работы,  в которой ученик выступает активным   участником.   В   основе   него   лежит   не   информационный   подход,   ориентированный   на развитие   памяти,   а   деятельностный,   нацеленный   на   формирование   комплекса   мыслительных способностей   (понимания,   способности   к   конструирующего   воображения,   рефлексии, целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности. Образовательный   потенциал   проектной   деятельности   заключается   в   возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих   ответственности, ценностей   (социальное   партнерство,   толерантность,   диалог);   чувство   самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная   деятельность   развивает:  исследовательские   и   творческие   способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса. Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный этап. 2. Организационный этап: 2.1. Планирование деятельности. 2.2. Выполнение проекта. 3. Этап представления готового продукта. 4. Этап оценки процесса и результатов работы. Организация работы над проектом. Для организации групповой работы класс делится на группы по 5 ­ 7 человек. Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику. Цели организации работы в группе: 1.  Создание учебной мотивации; 2.  Пробуждение в учениках познавательного интереса; 3.  Развитие стремления к успеху и одобрению; 4.  Снятие  неуверенности  в  себе,  боязни  сделать  ошибку  и  получить  за  это порицание; 5.  Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы; 6.   Формирование         умения         общаться         и         взаимодействовать         с         другими обучающимися. Совместная   учебная   деятельность  характеризуется   умением   каждого   из   участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля,   перестраивать   свою   деятельность   в   зависимости   от   изменившихся   условий   её совместного   осуществления,   понимать   и   учитывать   при   выполнении   задания   позиции   других участников. Итогами   проектной   деятельности   следует   считать   не   столько   предметные   результаты, сколько     интеллектуальное,   личностное   развитие     школьников,   рост   их   компетентности   в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая   рассматривается   как   показатель   успешности   (неуспешности)   исследовательской деятельности. Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами:  учитель  направляет обучающихся на совместное выполнение задания. Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть   экспертом,   отслеживающим   и   оценивающим   ход   и   результаты   групповой   работы, наблюдателем за работой группы. Календарно – тематическое планирование по основам проектной деятельности (первый год обучения ­ 6 класс) Наименование разделов и тем От проблемы к цели – 7 час. 1. Что такое ситуация. Описание реальной ситуации от имени вымышленного лица. Что  такоепризнак ситуации. Выделение признаков ситуации.  2. Желаемая и реальная ситуации. 3. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Деление реальной ситуации на  признаки. Описание ситуации в рамках проекта. 4. Нахождение противоречий. Что  такое  цель.  Что  значит  поставить цель.  Разные  способы  достижения поставленной цели. 5. Планирование  деятельности.  Что  такое  задача.  Промежуточный  результат.  Как  разбить  задачу на шаги. 6. Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что  может стать ресурсом. Выявление ресурсов. 7. Выбор темы своей исследовательской работы Работа с каталогами – 5 час. 8.     Виды               каталогов. Организация   информации   в каталоге. 9.     Поиск   информации    в каталоге. 10.    Задание            параметра поиска. 11.­ 12.     Поиск   информации   посамостоятельно       заданному параметру. Работа со справочной литературой – 5 час. 13. Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия).  14.     Размещение информации     в     справочной литературе. 15.     Индивидуальный алгоритм          работы          со справочной литературой 16.Составление справочника по теме проекта.  17. Поиск недостающей информации по своему проекту. Способы первичной обработки информации – 8 час. 18. Чтение  текста  с  пометами.  Составление  записей  по  прочитанному  тексту.   19. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц.  20. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. 21. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в  группе. 22. Проведение анкетирование по теме своего проекта среди учащихся класса.  23. Обработка результатов анкетирования  24. – 25.Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему. Наблюдение и эксперимент – 3 час. 26.  Наблюдение    как    способ сбора   первичнойинформации. 27.    Эксперимент      и      его особенности. 28.    Выбор    способа    сбора данных. Как работать вместе – 3 час. 29. Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила.  30. Командные роли. 31. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия. Основы     риторики     и публичное выступление». – 4 час. 32.    Критерии  эффективного публичного выступления. Взаимодействие             с аудиторией. 33.    Разработка              плана выступления. Критерии оценки своего проекта. Способы оценки.  Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Способы преодоления трудностей. 34­35. Публичное выступление. Итого: 35час. Календарно – тематическое планирование по основам проектной деятельности (второй год обучения ­ 7 класс) № 1. 2. 3. 4. 5.6. 7. 8.9.10. 11. Тема программы Что такое проект. Историческая справка Классификация проектов Типы проектов (информационный, игровой, творческий и т.д.) Этапы выполнения проекта Творческий проект «Школьная стенгазета» Защита проектов Творческий проект «Осенние краски» Защита проектов 12.13.14. Творческий проект «Зимняя сказка» 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Защита проектов Исследовательская деятельность. Виды исследовательской деятельности. Тема исследования, ее практическая и научная актуальность. Выбор темы своей исследовательской работы Проблема исследования. Практическое занятие Объект и предмет научного исследования. Практическое занятие Умение задавать вопросы. Практическое занятие Гипотезы, ведущая идея исследования Цель, как представление о результате исследования Методы исследования Виды информационных ресурсов Печатные ресурсы, каталоги, правила Техника работы с печатными ресурсами 29. 30. 31. 32. Способы обработки информации. Приемы свертывания информации. Практическая  работа: «Составление «кластера».  Изложение   учебной   информации   в   кратких   выражениях.   Практическая   работа: «Составление «синквейна»  Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Способы преодоления  трудностей.  Из чего складывается успех защиты проекта.  Защита исследовательских работ 33. 34.35. Всего: 35 часов Литература: 1. Голуб    Г.Б.,    Перелыгина    Е.А.,    Чуракова    О.В.    Основа    проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006. 2. Голуб   Г.Б.,   Перелыгина   Е.А.,   Чуракова   О.В.   Основы   проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5­7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007. 3.  Кильпатрик В. Основы метода. М.­Л., 1928. 4.     Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006. 5.  Новые    педагогические    и    информационные    технологий    в    системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000. 6.  Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995. 7.  Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999. 8.       Щербакова   С.Г.   Организация   проектной   деятельности   в   образовательном учреждении.Издательско­торговый дом «Корифей» ­ Волгоград, 2007. 9.  http://festival.1september.ru/articles/532929/ 10.  http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017