Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
религиоведение
4 кл
06.04.2018
Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебно-методический комплект используемый для реализации программного содержания: 1. Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский и др.; под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. – 197, [3] с.: ил. 2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации в 2-х частях под редакцией А.Я.Данилюка М., «Просвещение» 2011. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение и защита творческих проектов и презентаций – 4.Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Программа по ОРКСЭ.doc
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа Кусинский район»  456947 Челябинской обл., Кусинский район, село Петропавловка,  ул.Лесная, 1  телефон:(8­351­54) 37­270; E­mail: [email protected]                                                                                                                                                                    «Утверждаю» Директор школы: Попова А.В.                                                                                                                                                                                               Приказ №     от   __________ Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс                                                                             Разработчик программы:                                                                                  учитель начальных классов                                                                                       Телкова Татьяна Николаевна                                                                                   учитель высшей категории 2017 – 2018  учебный год Пояснительная записка Обеспечение духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной   образовательной   политики   Российской   Федерации.   Законопослушность,   правопорядок,   доверие,   развитие   экономики   и социальной   сферы,   качество   труда   и   общественных   отношений   –   все   это   непосредственно   зависит   от   принятия   гражданином   России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.  Новый   Федеральный   государственный   стандарт   общего   образования   ставит   одной   из   задач   «духовно­нравственное   развитие   и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества»   и,   как   результат,   «формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его   органичном   единстве   и разнообразии природы, народов, культур и религий». Таким образом, духовно­нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования. С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс   ОРКСЭ)   в  соответствии   с   поручением   Президента   Российской   Федерации   от   2   августа   2009   г.   №   Пр­2009   и   Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП­П44­4632).  Актуальность  программы  определена   тем,   что   одной   из   важнейших   задач   образования   в   настоящее   время   является   освоение   детьми духовных   ценностей.   Программа   «Основы   мировых   религиозных   культур»   является   одним   из   модулей   комплексного   курса   «Основы религиозных культур и светской этики», нормативно – правовой базой введения которого являются: 1. Конституция Российской Федерации (ст. 28); 2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125­ФЗ; 3. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 01.12.2007 г. №309 –ФЗ; 4. Концепция национальной образовательнойполитики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03. 08. 2006 г. №201); 5. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009г. (Пр2009 ВП­П44­4632); 6. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.2009г. (ВП­П44­4532); 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 10.2009г.; 8. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7.12.2009г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников; 9. «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (No МД­883/03) от 8 июля 2011 г.; 10. Решение   Комитета   по   образованию   Государственной   Думы   Федерального   собрания   Российской   Федерации   «О   проекте   Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии» (No 41­1) от 17 сентября 2009 г.; 11. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации;  12. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 ­ 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 октября 2011 г.   о   взаимодействии   государственных   образовательных   учреждений   и   религиозных   организаций   в   решении   вопросов,   связанных   с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации; 13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении   с   2012   года   во   всех   субъектах   Российской   Федерации   в   общеобразовательных   учреждениях   нового   предмета   «Основы религиозных культур и светской этики» (МД­942/03) от 18.07.2011г.; 14. Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   «Об   обеспечении   преподавания   комплексного   учебного   курса ОРКСЭ» (МД­1427/03) от 24.10.2011г.; 15. Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   31   января   2012   г.   №69   «О   внесении   изменений   в   федеральный   компонент государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   (полного)   общего   образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089»;  16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные   учебные   планы   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих   программы   общего   образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».      Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно­воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно­смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.         Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10­11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание   знаний   об   основах   религиозных   культур   и   светской   этики   призвано   сыграть   важную   роль   не   только   в   расширении образовательного   кругозора   учащегося,   но  и   в   воспитательном   процессе   формирования   порядочного,   честного,   достойного  гражданина, соблюдающего   Конституцию   и   законы   Российской   Федерации,   уважающего   ее   культурные   традиции,   готового   к   межкультурному   и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.  Цель учебного курса ОРКСЭ ­ формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;  2) развитие   представлений   младшего   подростка   о   значении   нравственных   норм   и   ценностей   для   достойной   жизни   личности,   семьи, общества;  3) обобщение   знаний,   понятий   и   представлений   о   духовной   культуре   и   морали,   полученных   обучающимися   в   начальной   школе,   и формирование у них ценностно­смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;  4) развитие   способностей   младших   школьников   к   общению   в   полиэтнической   и   многоконфессиональной   среде   на   основе   взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.  Учебный курс «Основы духовно­нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников   10­11   лет   представлений   о   нравственных   идеалах   и   ценностях,   составляющих   основу   религиозных   и   светских   традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.  Курс   включает   6   модулей­учебников:   «Основы   православной   культуры»,   «Основы   исламской   культуры»,   «Основы   буддийской культуры»,   «Основы   иудейской   культуры»,   «Основы   мировых   религиозных   культур»,   «Основы   светской   этики»   и   является   единой комплексной учебно­воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям   конечных   результатов,   а   также   в   системе   содержательных,   понятийных   и   ценностно­смысловых   связей   с   другими гуманитарными предметами начальной школы.  Учебно­методический комплект используемый для реализации программного содержания: 1. Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.:  учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский и др.; под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. – 197,  [3] с.: ил. 2. Духовно­нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации в 2­х частях под редакцией   А.Я.Данилюка М., «Просвещение» 2011. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение и защита творческих проектов и презентаций – 4.                                                 Формы и виды организации учебной деятельности на уроках Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:  словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение  способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;  наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания  художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;  практических, проблемно­поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления  теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию  самостоятельности мышления и познавательного интереса;  репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно­образного мышления, памяти, навыков  учебного труда;  индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики  содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления. Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую  направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и  совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит  формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с  учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных). При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных  учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень  самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.  Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в  общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения  индивидуального образовательного результата каждым учеником.  Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие  принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий  инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение  самостоятельности и инициативности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут. При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в  учебное целеполагание элементов состязательности. Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в  классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом  собственной учебной деятельности. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:  Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения,  рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые  потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного  ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты). Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и  собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя  одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д. Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции  реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует  повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю  необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо  продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и  особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается  сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и  мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.  Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в  качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников,  представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса  на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут  использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании  обучения. Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших  школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что  необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах:  написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен  определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации  выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки  в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями. Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря  составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания  мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и  фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных,  понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем  реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном  явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной  речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит  сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать  наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым,  определяющим для данной культуры. Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на  абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных  учащимся источников информации. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги,  а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала. Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на  установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая  организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый  разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений,  фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный  процесс информационно­коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением  компьютерной программы Power Point. «Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены  в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается  коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он  характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания. Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще  один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи  учащихся, навыков работы с источниками информации. На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой  творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для  учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности. Использование информационно­коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и  ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной  информации по теме. При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы  времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно  быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с  нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях. Задания на дом в процессе изучения курса  должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы  каждый учащийся выполнил 2­3 творческие и 3­4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут  быть распределены равномерно на протяжении изучения курса. Рекомендации к домашним заданиям Необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я ­ сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но  специально и целенаправленно. Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит? ­ Чтение (целевое, ознакомительное, чтение­погружение...). ­ Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен). ­ Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных). ­ Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки. ­ Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.) Внеурочная работа в рамках изучения курса Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия   форм   внеурочной   деятельности   можно   выделить   наиболее   оптимальные   формы   для   включения   учащихся   во   внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно­этического знания. Внеурочная воспитательная   работа   представляет   собой   совокупность   различных   видов   деятельности   и   обладает   широкими   возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом.  В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые  расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно­ориентированного поведения в культуре.  В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие  педагоги и школьники, родители. Экскурсия.  Экскурсия   конкретизирует   программный   материал,   расширяет   кругозор   и   углубляет   знания   учащихся.   Методика проведения   любой   экскурсии   должна   исходить   из   специфики   её   как   небольшого   путешествия.   Организационная   сторона   экскурсии выражается  в четком продуманном плане ее организации.  Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии,  продумать наиболее целесообразный  путь следования.  Содержательную сторону экскурсии,  должно составлять четко определенное  программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор материала для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий. Заочная   экскурсия.   При   проведении   заочных   экскурсий   важно   учитывать   целый   ряд   факторов:   доступность   материала,   уровень развития у учащихся речевых навыков,  особенности восприятия  религиозно­этического материала  аудиторией.  Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса. Возможные формы проведения заочной экскурсии:   Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий; Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;  Самостоятельная   работа   учащихся   с   текстом   экскурсии,   подготовленным   учителем,   самими   учащимися   или   взятым   из специальной литературы: чтение и выполнение заданий; Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет­ресурсов.  При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала. Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного   учебно­воспитательного   процесса   в   начальных   классах,   что   создает   дополнительные   возможности   для   увеличения   объема   и повышения качества знаний учащихся. Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников: Планируемые результаты освоения учебного предмета. Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него  самого. Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими. Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих  нравственных ценностей). Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях. Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1­ю и 2­ю линии развития  школьников. Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) –  регулятивные, познавательные и коммуникативные. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). Совместно с учителем составлять план решения задачи. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология  оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один  шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,  справочников и других материалов. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1­ю линию развития. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых  ситуаций. Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы. Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог),  технология продуктивного чтения, работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса. К 1­й линии развития относятся следующие из них: Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим,  общечеловеческим). Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества. Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России. Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях. Ко 2­й линии развития относятся следующие знания и умения: Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.                                                           Содержание учебного предмета 1.Название темы (раздела). Знакомство с новым предметом. Содержание темы (раздела). Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Такие разные граждане одной  страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым  стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Религиозные разногласия и войны. Позиция религиозных лидеров в современном  мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Представители различных религий о необходимости мирного диалога.  Единство лидеров мировых религий в важнейших вопросах мирного сосуществования. Значение образования и просвещения в деле  достижения взаимопонимания. Обращение участников III Съезда лидеров мировых и традиционных религий к мировому сообществу. Основные понятия: диалог, взаимопонимание. Межмодульные связи: религиозный диалог, общие морально­нравственные основы религиозных культур.  Творческая работа: сочинение­миниатюра «Что я хочу пожелать людям всего мира...». 2.Название темы (раздела). Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях. Содержание темы (раздела). Древние верования и религиозные культы. Способы изучения культуры прошлого. Археология и  археологические находки. Мифология и литературные источники. Древние религиозные культы. Культ Богини­Матери. Культы почитания природы. Фетиши и предметы религиозного культа. Обряды и ритуалы. Обряд инициации. Религиозные практики. Шаманство. Верования коренного населения Австралии, Америки, древних славян, мифология и культура Японии. Географические и природные  особенности Австралии, Америки, Японии. Быт австралийских аборигенов. Концепция мира и человека в представлении австралийских  аборигенов. Легенда о бумеранге. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних  цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце. Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы. Японский календарь. Легенда о мышке, которая первой увидела солнце. Культ природы в верованиях древних  славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и Водяной. Почитаемые  славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы. Вариативное содержание: мифология о сотворении и устройстве мира. Древние божества и персонажи мифов и легенд. Мифы  африканских народов «Антилопа и черепаха», «Испытание сном». Бумеранг и его символический смысл. Календарь ацтеков и Камень  Солнца. Изображение божеств в японской традиции. Кукла дарума. Божества славянской мифологии. Славянские мифы. Основные понятия: мифы, легенды, сказания, фетиш, обряд, ритуал, шаманство аборигены, картина мира, майя, ацтеки, инки,  цивилизация, синтоизм, славяне, капище, идолы. Словарная работа: археология, археолог, культ, обряд, ритуал, аборигены, цивилизация, экзотика, экзотичный, соотечественник, идол. Творческая работа: иллюстрации к уроку. 3.Название темы (раздела). Иудаизм. Содержание темы (раздела). Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представления о Боге в  иудаизме. Представления о сотворении мира и человека в иудаизме. Символы иудаизма: Маген­Давид и Менора. Шаббат. Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду. Ответственность человека за себя и  окружающий мир. Значение семьи и брака. Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи.  Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Сефер­Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Обетованную землю. Пророк Моисей. Праздники Песах, Суккот и  Шавуот. Десять заповедей как основа Завета. Содержание и смысл десяти заповедей. Скрижали Завета и Ковчег Завета. Строительство и  разрушение Иерусалимского Храма. Стена Плача. Правило Гилеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к  ближнему. Вера в приход Мессии и Царство справедливости. Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции. Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Правила кашрута. Отношение к природе и живым существам в  иудаизме. Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит­мила, бар­мицва и бат­мицва, свадьба. Синагога. Происхождение и назначение  синагоги, отличие синагоги от храма. Значение синагоги в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее убранство синагоги. Правила поведения в синагоге. Правила молитвы в синагоге. Раввины и их роль в религиозной и  повседневной жизни еврейской общины. Вариативное содержание: притча о том, почему Бог не может быть видим, отношение к богатству и бедности, путь евреев в Обетованную  землю, чудо с манной небесной, правила благотворительности в иудаизме. Особенности облачения для совершения молитвы в иудейской  традиции. Иудейские притчи. Основные понятия: иудаизм, евреи, Маген­Давид, Менора, Шаббат, Тора, душа, Пятикнижие, Обетованная земля, пророк Моисей,  заповеди, Завет, Мессия, цдака, кашрут, обрезание, бар­мицва и бат­мицва, синагога, раввин. Межмодульные связи: иудаизм, монотеистические религии, религиозные представления о происхождении мира и человека, пророки в  различных религиозных культурах, заповеди, золотое правило Гилеля, обряды, ритуалы, священные сооружения. Словарная работа: иудаизм, евреи, свобода воли, пророк, благотворительность, совершеннолетие, община. 4.Название темы (раздела). Христианство. Содержание темы (раздела). Христианство и его распространение в мире. Основные направления христианства: православие,  католицизм, протестантизм. Представления о Боге в христианстве. Библия. Представления о сотворении мира и человека в христианстве. Христианские представления о душе. Ответственность человека за себя и  окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции. Первые люди Адам и Ева. Христианские  представления о грехе и Иисусе Христе как Спасителе. Основные заповеди христианства. Заповеди о любви к Богу и ближнему. Человеческая жизнь и достоинство как важнейшие ценности христианской религии. Христианская идея самосовершенствования через веру, любовь и  самопожертвование. Притча о следах на песке. Книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности.  Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий. Содержание Ветхого Завета. Содержание Нового Завета. Принятие  христианства на Руси. Распространение православия. Православная церковь. Правила жизни православных верующих. Православный храм:  внешний вид и внутреннее устройство. Православное богослужение. Православные молитвы. Правила молитвы в храме. Православные священно­ и церковнослужители. Православные иконы, почитание икон верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха.  Государство Ватикан и Папа Римский. Католические священнослужители, церковнослужители. Почитание Девы Марии. Ее образ в  изобразительном искусстве. Католическое искусство. Особенности католического богослужения. Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство. Происхождение протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме. Проповедническая и миссионерская деятельность протестантских пастырей. Протестантские священные сооружения,  внешний вид и внутреннее убранство. Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные  различия между ними. Распространение протестантизма в мире. Вариативное содержание: история возникновения и время возникновения христианства, грехопадение Адама и Евы и изгнание из рая,  евангелисты и апостолы, язык православного богослужения, орган и органная музыка в католическом богослужении, протестантские  благотворительные организации и их деятельность. Основные понятия: христианство, Библия, Иисус Христос, Спаситель, любовь, Библия, Ветхий Завет и Новый Завет, православие, церковь, священнослужители, церковнослужители, икона, католицизм, Ватикан, Папа Римский, протестантизм, миссионерство, баптизм,  лютеранство, адвентизм. Межмодульные связи: представления о сотворении мира и человека в различных религиозных культурах, заповеди, представление о грехе  в различных религиозных культурах, любовь как основа жизни и духовного самосовершенствования, православие. Словарная работа: мироздание, грех, заповеди, доблесть, патриотизм, Библия, патриарх, священнослужители, церковнослужители,  католицизм, протестантизм, проповедник, миссионер. Творческая работа: поделка «Как люди выражают свою любовь». Учебно­исследовательская и проектная деятельность: традиционные православные праздники. Внеурочная деятельность: посещение православного храма, костела или протестантского дома мелитов (на выбор). НРЭО    «Семейные православные праздники» 5.Название темы (раздела). Ислам. Содержание темы (раздела). Ислам. Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе. Запрет на  изображение Бога. Коран о создании вселенной, жизни и людей. Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий  мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом. Первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммед – «печать  пророков». История жизни пророка Мухаммеда. Учение и проповеди пророка Мухаммеда. Защита Родины в системе ценностей ислама.  Джихад, правильное толкование понятия «джихад». Коран – священная книга мусульман. Сунна – предание о жизни пророка Мухаммеда.  Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман. Исламские религиозные деятели, их роль в жизни  мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Великие исламские ученые. Законы взаимоуважения,  веротерпимости, добрососедства и гостеприимства в исламе. Пять столпов ислама. Шахада. Намаз, правила намаза. Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешения во время поста. Праздник Ураза­байрам. Закят, его значение в жизни мусульманской общины. Хадж, традиции  паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан­байрам. Мекка, Масджид Аль­Харам, Кааба. Черный камень и легенды о его  происхождении. Медина, переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Мечеть Пророка, могила пророка Мухаммеда. Иерусалим, мечеть Аль­Акса. Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство. Символы ислама. Правила поведения в мечети. Вариативное содержание: представление о равенстве мужчин и женщин в исламе, труд в системе ценностей ислама, исламская медицина,  совместная молитва мусульман в мечети, каллиграфия в художественной культуре ислама. Исламские притчи. Основные понятия: ислам, мусульмане, Аллах, Коран, пророк Мухаммед, джихад, Коран, Сунна, шахада, намаз, Рамадан, Ураза­байрам,  закят, хадж, Курбан­байрам, Мекка, Кааба, Медина, мечеть. Межмодульные связи: представления о происхождении мира и жизни в разных религиозных культурах; ислам. Словарная работа: ангелы, джинны, самосовершенствование, гостеприимство, милостыня, каллиграфия, панно, фриз. Учебно­исследовательская и проектная деятельность: священные сооружения ислама на территории Челябинской области..              НРЭО  «Праздники в семьях мусульман» 6.Название темы (раздела). Буддизм. Содержание темы (раздела). Буддизм – старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи. Четыре встречи.  Испытания Сиддхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути. Просветление. Представление о круге перевоплощений в  буддизме. Проповеди Будды, первые слушатели Будды. Четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от  страданий. Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы.  Нирвана. Джатаки — истории о перерождениях Будды. Представления о сансаре. Принцип ахимсы — ненасилия, основанного на любви и  доброте. Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов. Распространение буддизма. Ламы и их роль в религиозной и  повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы. Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее устройство. Потала, внешний вид и внутреннее устройство и убранство. Священные буддийские сооружения на территории России. Трипитака. Языки священных буддийских  текстов. Санскрит. Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «Просто идите своим путем». Значение учения и  знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре. Вариативное содержание: последователи и ученики Будды. Первые буддийские монастыри и университеты. Восемь символов буддийского  учения. Колесо сансары. Ступы. Дхаммапада и Гирлянда джатак. Буддийские притчи. Основные понятия: буддизм, Сиддхартха, Будда, срединный путь, Просветление, четыре благородные истины, карма, нирвана, джатаки,  сансара, три драгоценности буддизма, лама, Далай­лама, Потала, бодхисатва, Трипитака. Межмодульные связи: буддизм. Словарная работа: срединный путь, благородные истины, символ, Далай­лама, дацан, Сандаловый Будда, санскрит. Внеурочная деятельность: посещение буддийского храма. 7.Название темы (раздела). Подведение итогов. Содержание темы (раздела). Общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности. Религиозные культуры  и светская этика о путях самосовершенствования человека. Золотое правило нравственности в различных религиозных культурах. Жизнь  по нравственным законам в современном мире. Ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота. Памятники мировой  религиозной культуры, их художественная и культурная значимость для современного человека. Золотое кольцо России. Памятники  исламской и буддийской культуры на территории России. Иерусалим — город трех религий. Стамбул: христианские и исламские  священные сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы  Аджанты. Вариативное содержание: Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...». Основные понятия: общечеловеческие ценности, красота, культура, культурные ценности. Межмодульные связи: этика, самосовершенствование, религиозные культуры. Творческая работа: иллюстрации к уроку.               НРЭО      «Памятники мировой религиозной культуры на территории Кусинского района»                                                                                    Календарно­тематическое планирование  № п/п Дата  по плану по факту Тема урока Основные понятия (34 часа) Основное содержание Раздел 1. Знакомство с новым предметом (3 часа). Домашнее задание Характеристика деятельности 1. 2. 3. 4. 5. Религиозные разногласия и войны.  Позиция религиозных лидеров в  современном мире. Съезд лидеров  мировых и традиционных религий в  Астане. Россия – наша  Россия. (с.4­8) Духовные  ценности  человечества.  Культура.  Религия. (с.9­16) Россия, Родина,  мировое дерево,  образ мироздания,  родословное древо. Культура, духовные  ценности, идол,  религия,  религиозная  культура, этика. Съезд в Астане.  «Мы желаем  каждому  человеку мира». (с.17­20) Съезд лидеров  мировых и  традиционных  религий, диалог,  взаимопонимание. Мифы, легенды,  сказания, фетиш,  обряд, ритуал,  шаманство. Изучение культуры прошлого  научными методами. Археология и  археологические находки. Мифология и литературные  источники Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 часов). Древние  верования и  религиозные  культы. (с. 23­29) Рассказ Сэнди о  верованиях  коренного  населения  Австралии. (с.30­33) Географические и природные  особенности Австралии. Быт  австралийских аборигенов.  Представление о мире и человеке у  австралийских аборигенов. Легенда о  бумеранге. Аборигены, картина  мира. Составить и  изобразить  родословное  древо. Ответить на  вопрос  № 2 с. 16:   «Почему мы  должны  внимательно  относиться к  духовным  ценностям разных  народов» Написать  сочинение­ миниатюру «Что я  хочу пожелать  людям всего  мира…» Нарисовать  иллюстрацию к  одному из мифов. Подготовить  сообщение на тему  «История,  культура и  природа  Австралии» Знакомятся с новым  предметом, осваивают  основополагающие  понятия курса.  Знакомятся с историей  возникновения  религиозных верований, с древними религиозными  культами. Знакомятся с историей  возникновения и  распространения  мировых религий.  Изучают основы  духовной традиции и  основные понятия  буддизма, иудаизма,  христианства и ислама.  Учатся устанавливать  взаимосвязь между  религиозной культурой и  повседневным  поведением людей.  Знакомятся с  содержанием священных  книг. Знакомятся с историей,  описанием и  архитектурно­ художественными 6. 7. 8. Майя, ацтеки, инки,  цивилизация. Синтоизм. Славяне, капища,  идолы. Рассказ Алекса о верованиях  коренного  населения  Америки. (с.34­39) Акико  рассказывает о  мифологии и  культуре  Японии. (с.40­45) Саша  рассказывает о  верованиях  древних славян. (с.46­52) Географические и природные  особенности Северной и Южной  Америки. Коренное население  Америки. Цивилизация майя, ацтеков,  инков. Особенности мифологии майя.  Священные сооружения древних  цивилизаций Северной и Южной  Америки. Легенда о Солнце. Географические и природные  особенности Японии. Традиции и  современность. Отношение к природе  в японской культуре. Синтоизм.  Особенности культа и синтоистские  храмы. Японский календарь. Культ природы в верованиях древних  славян, объекты почитания: деревья,  вода, солнце, огонь. Образ идеального  царства и образ дикого леса. Леший и  водяной. Почитаемые славянами  животные и птицы. Славянские  капища и идолы. Раздел 3. Иудаизм (5 часов). с. 39 задание 4:  подготовить  сообщение на  тему: «Культура  древних  цивилизаций  Северной и Южной Америки» с.52 задание 2 (I  вариант): найти и  прочитать сказку,  где представлены  персонажи  верований древних  славян,  подготовить  пересказ. с.52 задание 4 (II  вариант):  подготовить  сообщение о  религиях Древнего Египта и Древней  Греции. особенностями  священных сооружений. Знакомятся с историей и  традициями основных  религиозных праздников. Знакомятся с местом и  ролью традиционных  религиозных культур в  истории России. Учатся  анализировать жизненные ситуации, нравственные  проблемы и сопоставлять их с нормами  религиозных культур. Учатся толерантному  отношению к  представителям разных  религиозных и  культурных традиций. Учатся проводить  параллели между  различными  религиозными  культурами. Учатся эмоциональному  отклику на произведения  искусства, оценка  произведений искусства.  Совершенствуют умения  в области коммуникации. 9. 10. 11. Представление о Боге в иудаизме. (с. 55­59) Иудаизм, евреи,  Маген­Давид,  Менора. Иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет  на произнесение имени Бога и  изображение Бога. Представление о  Боге в иудаизме. Шаббат, Тора, душа. Представление о сотворении мира и  Мир и человек  в иудаизме. (с.59­63) С. 58 задание №4:  подготовить  сообщение о  географии и  достопримечательн остях Израиля. С. 63 ответить на  вопросы 1, 3, 4. С.70 задание 3:  подготовить  рассказ о пророке  Моисее. Совершенствуют умения  в области чтения и  понимания прочитанного, ответов на вопросы  разных типов,  построения связного  высказывания.  Совершенствуют  умения в области работы с  источниками  информации. Совершенствуют  лексический запас,  культуру речи. Формируют личностную  и гражданскую позицию  по отношению к  различным явлениям  действительности. Формируют  общекультурную  эрудицию. Развивают представления о многообразии  национальных и  человека в иудаизме. Шаббат.  Представления о душе, разуме и  свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к  труду в иудаизме. Ответственность  человека за себя и окружающий мир.  Значение семьи и брака в иудейской  традиции. Отношения детей и  родителей в традиционной еврейской  семье. Обязанности членов семьи. Тора как еврейский религиозный  закон. Пятикнижие и его содержание.  Сефер­Тора. Правила написания,  хранения и чтения Торы. История  дарования Торы еврейскому народу.  Исход евреев из Египта, путь в Землю  обетованную. Пророк Моисей.  Праздники. Десять заповедей.  Иерусалимский храм. Стена Плача. Тора и заповеди. (с.64­70) Тора, Пятикнижие,  Земля обетованная,  пророк, заповеди,  Завет. религиозных культур и  их общих ценностных  основах. Развивают представления о нравственных и  духовных ценностях. Развивают представления о морали и  нравственности. Развивают ценностное  отношение к памятникам  истории и культуры.   12. 13. 14. Мессия, цдака,  кашрут. О чём говорит  иудейский  Закон. (с.71­76) Бар­мицва, бат­ мицва, синагога,  раввин. Религиозные  обряды и  ритуалы в  иудаизме. (с.77­82) Правило Гигеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о  любви к ближнему. Вера в приход  Мессии и Царство справедливости.  Значение и смысл  благотворительности в иудейской  традиции. Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской  традиции. Отношение к природе и  живым существам в иудаизме. Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит­мила, бар­мицва, бат­мицва,  свадьба.  Синагога. Происхождение и  назначение, отличие синагоги от  храма. Значение в религиозной и  повседневной  жизни еврейской  общины. Внешний облик и внутреннее  убранство. Правила поведения в  синагоге. Раввины и их роль. Раздел 4. Христианство (6 часов). Христианство,  Библия. Представление о Боге и мире в  христианстве. (с.85­91) Христианство и его распространение в мире. Основные направления:  православие, католицизм,  протестанизм. Представление о Боге.  Библия. Представления о сотворении  мира и человека, о душе.  Ответственность человека за себя и  окружающий мир. Иисус Христос, его  жизнь и деяния согласно христианской традиции. С. 76 ответить на  вопросы 1­4 С. 82. Задание 4:  подготовить  сообщение о  традиционных  иудейских  праздниках. С. 91 ответить на  вопросы 1­4. 15. 16. 17. Спасение, любовь. Представление о человеке в  христианстве. (с.92­96) Библия, Ветхий  Завет и Новый Завет. Библия –  священная книга христиан. (с. 97­100) Православие. (с.101­107) НРЭО «Семейные  православные  праздники» Православие,  церковь,  священнослужители, церковнослужители,  икона. Первые люди Адам и Ева.  Христианские представления о грехе.  Иисус Христос – Спаситель. Основные Заповеди. Человеческая жизнь  и  достоинство как важнейшие ценности.  Христианская идея  самосовершенствования. Притча о  следах на песке. Книги Библии. Переводы Библии на  языки мира. Роль Библии в развитии  письменности. Происхождение  славянской письменности, Кирилл и  Мефодий. Содержание Ветхого Завета и Нового Завета. Принятие  христианства на Руси.  Распространение православия. Православная церковь. Правила жизни православных верующих.  Православный храм: внешний вид и  внутреннее устройство. Православные  священно­ и церковнослужители.  Православные иконы, почитание икон  верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха. С.96 задание 4:  сделать поделку по описанию: «Как  люди выражают  свою любовь» С. 100 ответить на  вопрос 3. с.107 задание 3 (I  вариант): найти  информацию о  православных  монастырях. с.107 задание 4 (II  вариант):  подготовить  сообщение о  православных  праздниках. 18. 19. 20. Католицизм. (с.108­113) Католицизм,  Ватикан. Протестантизм. (с.114­118) Протестантизм,  миссионерство,  баптизм,  лютеранство,  адвентизм. С.113 задание 4:  Подготовить  сообщение о  Государстве  Ватикан.                   С. 118 задание 4. Государство Ватикан и Папа Римский. Католические священно­ и  церковнослужители. Почитание Девы  Марии. Образ Девы Марии в  искусстве. Католическое искусство.  Особенности католического  богослужения. Архитектура  католических соборов, внешний вид и  внутреннее убранство. Происхождение протестантизма.  Значение Священного Писания.  Проповедческая и миссионерская  деятельность протестантских  пасторов. Протестантские священные  сооружения, внешний вид и  внутреннее убранство. Особенности  протестантского богослужения.  Многообразие протестантских  церквей, основные различия между  ними. Распространение  протестантизма в мире. Раздел 5. Ислам (5 часов). Ислам, мусульмане,  Коран. Представление о Боге и мире в  исламе. (с.121­124) Ислам. Мусульмане. Рапространение  ислама в мире. Представление о Боге  в исламе. Запрет на изображение Бога. Коран о создании Вселенной, жизни и  людей. Права и обязанности человека.  Ответственность человека за  окружающий мир. Утверждение о  равенстве всех людей перед Аллахом. С.с. 121­124  читать; с. 124  ответить на вопрос 4. Изучают основы  духовной традиции и  основные понятия  буддизма, иудаизма,  христианства и ислама.  Учатся устанавливать  взаимосвязь между  религиозной культурой и 21. 22. 23. Пророк  Мухаммад. (с.125­128) Коран и Сунна. (с. 129­132) Коран, Сунна. Шахада, намаз,  Рамадан, Ураза­ байрам, закят, хадж,  Курбан­байрам. Столпы ислама.  Праздники  ислама. (с.133­137) НРЭО  «Праздники в  семьях  мусульман» Первые люди Адам и Хава. Пророки в  исламе. Пророк Мухаммад – «печать  пророков». Защита Родины в системе  ценностей ислама. Джихад,  правильное толкование понятия  «джихад». Коран – священная книга мусульман.  Сунна – предание о жизни пророка  Мухаммада. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни  мусульман. Исламские религиозные  деятели, их роль в жизни  мусульманской общины. Значение  учения и знаний в системе ценностей  ислама. Законы взаимоуважения,  веротерпимости, добрососедства и  гостеприимства в исламе. Пять столпов ислама. Шахада. Намаз,  правила намаза. Пост в месяц  Рамадан, запреты и разрешение во  время поста. Праздник Ураза­байрам.  Закят, его значение в жизни  мусульманской общины. Хадж,  традиции паломничества к святыням  ислама. Праздник Курбан­байрам. С. 128 задания 4, 5. повседневным  поведением людей.  С.190­191  прочитать  исламскую притчу, объяснить вы  понимаете её  смысл. Подготовить  сообщение о  мусульманских  праздниках. 24. 25. 26. Мекка, Кааба,  Медина, мечеть. Священные  города и  сооружения  ислама. (с.138­142) Мекка, мечеть Аль­Харам, Кааба.  Чёрный камень и легенды о его  происхождении. Медина, переселение  пророка Мухаммада из Мекки в  Медину. Мечеть Пророка, могила  пророка Мухаммада. Иерусалим,  мечеть Аль­Акса. Мечеть, внешний  вид и внутреннее убранство. Символы  ислама. Правила поведения в мечети. Раздел 6. Буддизм (4 часа). Жизнь Будды. (с.145149) Буддизм, срединный  путь, просветление. Учение Будды. (с.150­155) Четыре благородные истины, карма,  нирвана, джатаки,  сансара, три  драгоценности  буддизма. Буддизм – старейшая мировая  религия. Рождение, детство и юность  Сидхартхи. Четыре встречи.  Испытания Сидхартхи в джунглях.  Решение о выборе срединного пути.  Просветление. Представление о круге  перевоплощений в буддизме.  Проповеди Будды, первые слушатели  Будды. Четыре благородные истины  буддизма. Восьмеричный путь  избавления от страданий. Закон  кармы. Ответственность человека за  свои поступки, мысли и слова.  Условия накопления положительной  кармы. Нирвана. Джатаки – истории о  перерождениях Будды. Представления о сансаре. Принцип ахимсы –  ненасилия, основанного на любви и  доброте. Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов. С. 142 задание 4:  подготовить  сообщение об  одной из мечетей  расположенных на  территории  России. С.145­149 читать,  с. 149 ответить на  вопросы 1, 2. Нарисовать один  из восьми  символов  буддизма. Знакомятся с  содержанием священных  книг. Знакомятся с историей,  описанием и  архитектурно­ художественными  особенностями  священных сооружений. Знакомятся с историей и  традициями основных  религиозных праздников. Знакомятся с местом и  ролью традиционных  религиозных культур в  истории России. Учатся  анализировать жизненные ситуации, нравственные  проблемы и сопоставлять их с нормами  религиозных культур. Учатся толерантному  отношению к  представителям разных  религиозных и  культурных традиций. Учатся проводить  параллели между  различными 27. Лама, Потала,  бодхисатва. Духовные  наставники и  священные  сооружения  буддизма. (с.156­162) Распространение буддизма. Ламы и их роль в религиозной и повседневной  жизни  буддистов. Буддийские храмы.  Буддийские монастыри, внешний вид  и внутреннее убранство. Священные  буддийские сооружения на  территории России. С.162 задание 3, 4:  подготовить  сообщение о  буддийских  монастырях и  традиционных  буддийских  праздниках. религиозными  культурами. Учатся эмоциональному  отклику на произведения  искусства, оценка  произведений искусства.  Совершенствуют умения  в области коммуникации. 28. Трипитака. Священные  тексты  буддизма. (с.163­166) Трипитака. Языки священных  буддийских текстов. Санскрит.  Буддийские притчи и их роль в  передаче учения Будды. Притча  «Просто идите своим путём».  Значение учения и знаний в системе  ценностей буддизма. Принцип  практического применения знаний.  Притча об ученике и медвежьей  шкуре. С.194: прочитать  буддийскую  притчу, объяснить  её смысл и  нарисовать  иллюстрацию. Совершенствуют умения  в области чтения и  понимания прочитанного, ответов на вопросы  разных типов,  построения связного  высказывания.  Совершенствуют  умения в области работы с  источниками  информации. Совершенствуют  лексический запас,  культуру речи. Формируют личностную  и гражданскую позицию  по отношению к  различным явлениям  действительности. Формируют  общекультурную  эрудицию. Развивают представления о многообразии  национальных и  религиозных культур и  их общих ценностных  основах. Развивают представления о нравственных и  духовных ценностях. Развивают представления о морали и  нравственности. 29. 30. 31. «Золотое  правило  нравственности» (с.168­171) Не совсем  обычный урок.  Интересный  разговор. (с.172­180) НРЭО «Памятники  мировой  религиозной  культуры на  территории  Кусинского  района» Итоговая  презентация  проектов  по  разделу  «Иудаизм». Красота, культура,  культурные  ценности. Понятия по теме  «Иудаизм» Раздел 7. Подведение итогов (6 часов). Общечеловеческие  ценности. Общие гуманистические основы  религиозных культур.  Общечеловеческие ценности.  Религиозные культуры и светская  этика о путях самосовершенствования человека. «Золотое правило  нравственности» в различных  религиозных культурах. Жизнь по  нравственным законам в современном  мире. Ценности, объединяющие различные  религиозные культуры. Красота.  Памятники мировой религиозной  культуры, их художественная  и  культурная значимость для  современного человека. «Золотое  кольцо России». Памятники  исламской и буддийской культуры на  территории России. Иерусалим –  город трёх религий. Стамбул:  христианские и исламские священные  сооружения. Шедевры европейского  католического искусства и  архитектуры. Ватикан, музеи  Ватикана. Пещерные храмы Аджанты. С. 171 задание 3.  Нарисовать  иллюстрации к  уроку. Подготовка к  защите проектов. Формируют личностную  и гражданскую позицию  по отношению к  различным явлениям  действительности. Формируют  общекультурную  эрудицию. Развивают представления о многообразии  национальных и  религиозных культур и  их общих ценностных  основах. Развивают представления о нравственных и  духовных ценностях. Развивают представления о морали и  нравственности. Развивают ценностное  отношение к памятникам  истории и культуры. 32. 33. 34. Понятия по теме  «Христианство» Понятия по теме  «Ислам» Понятия по теме  «Буддизм» Итоговая  презентация  проектов  по  разделу  «Христианство». Итоговая  презентация  проектов  по  разделу  «Ислам». Итоговая  презентация  проектов  по  разделу  «Буддизм». 1. Беглов  А.Л.,  Саплина  Е.В.Основы   духовно  —  нравственной   культуры  народов   России.  Основы  мировых   религиозных   культур.  4­5. Перечень учебно – методических средств обучения классы. ­ М: Просвещение,2012. 2. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.­ М.: Просвещение, 2012. – 27 с. 3. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4­5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. ­ М.: Просвещение, 2012. – 240 с. 4. Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4­5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 5. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику  «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов) 6. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2018