Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.
Оценка 4.8

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
doc
естествознание +2
4 кл
06.06.2018
Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этике" по модулю "Светская этика" для учащихся 4 класса. В рабочую программу по светской этике включены следующие разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание курса, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование.Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.
Рабочая программа по Основы светской этики 4 класс.doc
Ямало­Ненецкий автономный округ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК (МБОУ «СОШ №13 с УИП ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА») «Согласовано» Заместитель директора по  _________________________ от «___» ___________ 2017 г. «Утверждаю» Директор МБОУСОШ №13 С УИП эстетического цикла» ___________________________ от «___» ____________ 2017 г. «Рассмотрено» на заседании методического  объединения учителей  начальных классов Протокол № 1 от « » августа 2017 года Руководитель методического  объединения:  _____________________ Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль  «Основы светской  этики» для 4 класса 1 час в неделю (всего 34 часа) Составитель: учитель Клейдман Ю.А. 2017­2018 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа  по  курсу « Основы светской этики» составлена на основе федерального государственного   образовательного   стандарта,   утвержденного   06.10.2009   г.   №373;   основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ№13 с УИП эстетического цикла, утверждённой 31.08.2016 г. Приказом № 515­од; учебного плана; примерной программы по предметам первой ступени общего образования М.: «Просвещение» 2010 г.; примерной программы комплексного   учебного   курса   «Основы     религиозных   культур   и   светской   этики»;  примерной программы   духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, с учётом методических рекомендациях по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения Ямало­ Ненецкого автономного округа (19 мая 2011 г. № 801­15­01/2011). Рабочая   программа   ориентирована   на   использование   учебника   А.Я.   Данилюк   «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.  Выбор  данной   авторской   программы   и   учебно­методического   комплекса   обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла».  Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального общего образования по образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» и предназначена для начальной школы любого типа.  В соответствии с базисным учебным планом модуль «Основы светской этики» изучается в 4 классе. Общее количество часов 34 часа. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Число часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса. Программой предусмотрено проведение:  творческих проектов ­ 1,  экскурсий ­ 1. Рабочая   программа   имеет  целью  формирование   у   младшего   подростка   мотиваций   к осознанному   нравственному   поведению,   основанному   на   знании   и   уважении   культурных   и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений и способствует решению следующих задач:   Познакомить обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики.  Развивать представление младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.  Обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали,  Формировать ценностно­смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов.   Развивать   способности   младших   школьников   к   общению   в   полиэтнической   и многоконфессиональной   среде   на   основе   взаимного   уважения   и   диалога   во   имя общественного мира и согласия. Данная программа составлена для реализации модуля «Основы светской этики», который является частью учебного комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и согласуется   по   педагогическим   целям,   задачам,   требованиям   к   результатам   освоения   учебного содержания с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. Ключевая идея курса «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в том, что модуль «Основы светской этики» является культурологическим. Он направлен на развитие у школьников   представлений   о   нравственных   идеалах   и   ценностях,   которые   составляют   основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, ведут к их пониманию и значения в жизни современного общества, а также и своей сопричастности к ним. Данный курс способствует   развитию   совести   как   нравственного   самосознания   личности,   способности формулировать   собственные   нравственные   обязательства,   осуществлять   нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.  Культурологическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.  Практическая   сторона  культурологического   образования   связана   с   формированием исследовательских способов деятельности, духовная ­ с нравственным развитием человека. Практическая   полезность  обусловлена   тем,   что   при   изучении   курса   учащиеся   смогут принимать базовые национальные ценности и духовные традиции народов, выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Духовно­нравственное развитие приведёт к осознанию ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.  Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.  Cпецифика  курса  «Основы   светской   этики»  требует   особой   организации   учебной деятельности школьников в групповой форме, с использованием таких методов как:  Метод   моральных   дилем   и   дискуссий.  Данный   метод   способствует   созданию доступной   для   понимания   проблемной   ситуации,   имеющей   отношение   к   реальной   жизни, включающей   два   или   более   вопросов.   На   основе   анализа   правомерности   поведения   «героя» учащиеся выбирают различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.  Эвристические   методы  ­  методы   и   приёмы  познания,   используемые   для   решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяет развивать способности человека.  Исследовательский   метод   ­  при   котором   учащиеся   ставятся   в   положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде. ­    Проектирование    особый   вид   деятельности,   сочетающий   индивидуальную самостоятельную   работу   с   групповым   занятиями,   в   результате   которого   обучающиеся   создают конечный   продукт   из   собственного   творчества,   учатся   анализировать   ситуацию,   выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные,   оценивать   и   анализировать   свою   работу,   соотносить   полученные   результаты   с ожидаемыми.   Драматизация (театрализация) привлекательна для  младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания,   либо   стать   результатом   долгосрочной   проектной   работы   учащихся.   Драматизация является прекрасным способом самовыражения и облегчит работу учителя по оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности, поскольку на примере постановки достаточно легко установить личный вклад каждого участника и степень проникновения  в суть изучаемых явлений культуры.  Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так   и   во   внеурочной   деятельности   учащихся   в   качестве   домашнего   задания   (например,   взять интервью  по определенной  теме у членов своей семьи, старшеклассников,  ветеранов и  т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие  определенной  проблемы,  которую они  выбирают  самостоятельно или вместе с учителем. Результаты проведения интервью по наиболее важным разделам курса могут лечь в основу итогового проекта, который предполагается представить по окончании обучения.  Составление   словаря­глоссария  является   сквозным   видом   учебной   деятельности, который   проходит   через   все   уроки   курса,   способствуя   систематизации   и   усвоению   учебного материала.  Содержание глоссария  составляют  понятия, наиболее характерные для  конкретного содержательного   модуля   и   являющиеся   ключевыми   для   понимания   мировоззренческой   и культурной специфики изучаемого материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать   наиболее   удачное   определение   понятия   или   попытаться   его   сформулировать самостоятельно,   но   и   объяснить,   почему   данное   понятие   является   значимым   для   конкретной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока.  Сочинение,   эссе.  Письменная   творческая   работа,   которая   позволяет   объективно раскрыть   степень   освоения   материала,   уровень   развития   когнитивных   навыков,   а   также   дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решается высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Другая форма творческой письменной работы – написание эссе ­ размышления на определенную тему по собственному выбору. Например, одной из тем может быть анализ явление чуда в жизни человека. Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали, и предложить написать об этом.  Создание   галереи   образов  направлено   на   формирование   образного   восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта  работа  способствует   формированию   культурной  эрудиции   учащихся.   Содержанием   галереи образов   может   стать   самый   разнообразный   наглядный   материал:   фотографии,   иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций,   костюмы,   ритуальные   и   бытовые   предметы,   характерные   для   рассматриваемой религиозной   культуры.  Галерея   образов  может   представлять   собою   выставку,   оформленную учащимися,   или,   благодаря   внедрению   в   учебный   процесс   информационно­коммуникационных технологий,   иметь   виртуальный   характер   (например,   в   виде   презентации,   подготовленной   с использованием программы Power Point). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию,   сопровождался   краткой   аннотацией,   работа   над   которыми   –   еще   один   этап закрепления теоретических сведений. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности. Без базовой культурологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так   как   укрепление   нравственности,   основанной   на   свободе,   воле   и   духовных   отечественных традициях,   внутренней   установке   личности   поступать   согласно   своей   совести,   формировании морали   как   осознанной   личностью   необходимое   условие   для   определённого   поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.  Обучение основам религиозных культур и светской этики даёт возможность не только в расширении   образовательного   кругозора   учащегося,   но   и   вносит   свой   вклад   в   воспитательный процесс   формирования   порядочного,   честного,   достойного   гражданина,   соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.  Новизна  данной программы определяется тем, что при организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:  ­ проблемно – диалогическая, ­ технология оценивания достижений, ­ парно ­ групповая работа. В процессе преподавания учебного курса предполагается:  проблемное изложение материала;  проблемный диалог;  беседа (этическая, эвристическая, сократическая);  уроки­дискуссии с аргументированным отстаиванием собственной позиции;  уроки­игры (соревнование, путешествие, конкурс);  организация   исследовательской   деятельности   учащихся:   подготовка   сообщений,   творческих проектов, компьютерных презентаций по изученным темам. Текущий   контроль  осуществляется   в   двух   формах:  устный  (опрос   индивидуальный, фронтальный,   взаимоопрос,   «тихий   опрос»,   собеседование);  письменный  (автобиографический опросчик, тесты различной модификации). Итоговый   контроль  проводится   в   следующих   формах:   творческая   работа,   творческий проект (индивидуальный или коллективный). По форме организации работа может быть: групповой; 1. 2. индивидуальной; 3. фронтальной; Важное место в реализации курса занимает  работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включённости в общую работу класса.  Группы могут быть разнообразными по количеству участников: пары;   малые группы (4­5 человек)   большие группы (7­8 человек) По подвижности:   статические; динамические; По составу участников:   в группы входят обучающиеся с одинаковым уровнем развития; группы   составляются   из   учащихся   разного   уровня   развития   и   эмоционального поведения. При организации работы в группах необходимо учитывать:     личностные характеристики учащихся,  степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений,  степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом,  степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.  Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при соблюдении  определённых правил: 1. отсутствие принуждения; 2. четко поставленной цели или проблемы, решение которой ученики должны  попытаться найти входе коммуникации и взаимодействия; 3. продуманная система поощрения и порицания; 4.  организационная и содержательная поддержка со стороны учителя, который  выступает своего рода модератором дискуссии, чёткий инструктаж; 5. умелое регулирование учителем взаимоотношений между учащимися; 6. создание перспективы для получения индивидуального образовательного  результата каждым учеником; стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности; 7. 8. работа младших школьников в группе не должна превышать 10­15 минут и  проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности как содержанием  предмета, так и результатом собственной учебной деятельности. Основной акцент при организации групповой работы стоит на развитии таких результатов,  как:  умение включаться в переговоры;  умение слушать и слышать мнение товарищей, уважать мнение и идеи других;  умение высказывать своё мнение и аргументировать его;  умения обозначать трудности в командной работе и обращение за помощью;  развитие ответственности каждого за результат работы Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: • • • • • • • • • • • • • Промежуточная аттестация проводится в форме защиты проекта. эвристические беседы: диспуты; учебные и социальные проекты; уроки — экскурсии; деловые и ролевые игры; драматизация (театрализация); практикумы; викторины и конкурсы; творческие мастерские; интервью; сочинение, эссе; составление словаря терминов и понятий; создание галереи образов и т. д. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и   культуре   других формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  развитие   этических   чувств, Личностные результаты:  формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства   гордости   за   свою Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной принадлежности;   формирование   ценностей     многонационального   российского   общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;   народов;   развитие  самостоятельности   и  личной  ответственности  за  свои  поступки,  в том  числе  в информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о   нравственных   нормах,   социальной справедливости и свободе;    отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;   ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;   развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста,   взрослыми   в   процессе   образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;  формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие   мотивации   к творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к   материальным   и   духовным ценностям. развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной Метапредметные результаты: овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности, формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и  поиска средств ее осуществления;   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее   реализации;   определять   наиболее эффективные способы достижения результата;  способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;    моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;   технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями   учебного   предмета;   в   том   числе   умение   вводить   текст   с   помощью   клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  использование знаково­символических средств представления информации для создания активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных анализа,   синтеза, овладение   логическими   действиями   сравнения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;  овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров   в соответствии   с   целями   и   задачами;   осознанно   строить   речевое   высказывание   в   соответствии   с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;     обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;   готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность существования   различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою;   излагать   свое   мнение   и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;   определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций   и   ролей   в   совместной   деятельности;   осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность   конструктивно   разрешать   конфликты   посредством   учета   интересов   сторон   и сотрудничества;  овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;   существенные связи и отношения между объектами и процессами;  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими Предметные результаты: знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;  понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,  выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;    их роли в культуре, истории и современности России;  становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;   осознание ценности человеческой жизни.  воспитание   способности   к   духовному   развитию,   нравственному   самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;  знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;  формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их   роли   в   развитии   культуры   и   истории   России   и   человечества,   в   становлении   гражданского общества и российской государственности;   общества в становлении российской государственности. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского Примерные темы творческих работ и проектов. 1. 2. 3. 4. 5. 6. «Мое отношение к миру» «Мое отношение к людям» «Мое отношение   к России» «С чего начинается Родина» «Герои России» «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)» 7. 8. 9. «Мой дедушка – защитник Родины» «Мой друг»,  «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) «Россия – родина моя» «Всюду добрые люди вокруг» «Я хочу рассказать об одном добром человеке» «Добро и зло в русских народных сказках» «Добродетельные герои сказок Г.­Х. Андерсена, Ш.Перро» (по выбору) «Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения 10. 11. 12. 13. 14. 15. Буратино». 16. 17. 18. 19. «Вот что значит настоящий, верный друг» «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (Антуан де Сент – Экзюпири)» Книжка­комикс «Характер человека, с которым я хотел бы общаться» Сценарий инсценировки­миниатюры «Страшная сказка, или один день без «золотого правила нравственности». 20. Рассказ   «Случай   из   моей   жизни,   когда   кто­то   проявил   справедливость   или милосердие». Как основатели мировых религий формулировали «золотое правило нравственности». Диалог «Спор верующего и атеиста, заканчивающийся примирением». Неразлучная пара: правило этики и норма этикета. 21. 22. 23. 24. Мини­спектакль: правила этикета вчера, сегодня, завтра. 25. Свод правил на каждый день. Содержание учебного предмета Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные  идеалы в жизни человека и общества. (1 час) Блок 1   посвящен патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков по желанию учителя могут проводиться для всего класса вместе. Россия – наша Родина. Блок 2. Основы светской этики. (16 часов) Что   такое   светская   этика.   Культура   и   мораль.   Особенности   морали.   Добро   и   зло. Добродетель   и   порок.   Свобода   и   моральный   выбор   человека.   Свобода   и   ответственность. Моральный   долг.   Справедливость.   Альтруизм   и   эгоизм.   Дружба.   Что   значит   быть   моральным. Подведение итогов Блок 3. Основы светской этики. Часть 2. (12 часов) Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности.   Стыд,   вина,   извинение.   Честь   и   достоинство.   Совесть.   Нравственные   идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки   1   и   4   посвящены   патриотическим   ценностям   и   нравственному   смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков по желанию учителя могут проводиться для всего класса вместе. Блок 4 – итоговый,   обобщающий   и   оценочный.   Предусматривает   подготовку   и   презентацию   творческих проектов   на   основе   изученного   материала.   Проекты   могут   быть   как   индивидуальными,   так   и коллективными. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов. Выступление  обучаюихся  со своими творческими работами. Презентация творческих проектов. Содержание учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы светской этики» Блок   1.   Введение.   Духовные   ценности   и   нравственные   идеалы   в   жизни   человека   и общества (1 час) Россия   –   наша   Родина   (1   час)  Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России. Духовный мир человека. Культурные традиции, их предназначение. Понятия «Отечество», «Родина». Блок 2. Основы светской этики. Часть 1 (16 часов) Что   такое   светская   этика   (1   час)  История   происхождения   терминов   «этика»,   «светская этика», содержание, предназначение. Этика религиозная и светская. Соотношение понятий «этика» и «мораль». Культура и мораль (1 час) Значение слова культура. Культура материальная и духовная. Виды духовной   культуры   (политическая,   правовая,   художественная   и   т.д.).   Мораль   как   вид   духовной культуры. Происхождение морали. Особенности морали (1 час) Мораль как система норм и ценностей, регулирующих поведение. «Неписанные» правила морали. Добро и зло (2 часа) Добро и зло как главные моральные понятия. Содержание понятий добра и зла, наиболее распространенные формы их проявления. Правилами поведения, установленные людьми на основе представлений о добре и зле. Изменение представлений о добре и зле в ходе истории. Добродетель и порок (2 часа)  Содержательное значение понятий «добродетель» и «порок». Добродетель и порок как две противоположные характеристики личности. Человек добродетельный и человек   порочный.   Классификация   добродетелей,   предложенная   древнегреческим   философом Аристотелем. Свобода и моральный выбор человека (1 час) Свобода как этическая категория. Взаимосвязь свободы с моральным выбором. Ситуация морального выбора. Понятие «морального конфликта». Свобода   и   ответственность   (1   час)  Ответственность   как   черта   личности   и   ее   действий, говорящих о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. Условия ответственного поведения:  свободный   выбор  поступка,  его   преднамеренность,  отчет  о  последствиях   совершаемых действий. Моральный   долг   (1   час)  Что   такое   моральный   долг.   Особенности   морального   долга. Моральные   обязанности:   уважение   других   людей   и   их   прав,   бескорыстная   помощь   людям, благодарность и т.д. Справедливость (1 час) Понятие справедливости в светской этике. Различные представления о справедливости   в   истории   этических   учений.   Признаки   определения   справедливости.   Моральные правила, регулирующие справедливое отношение к другим людям.  Альтруизм и эгоизм (1час)  Этимология слов эгоизм и альтруизм, их этическое содержание. Эгоизм и альтруизм как нравственные жизненные позиции. Разумный эгоизм. Дружба (1 час) Отношения, существующие между людьми: родственные, служебные, деловые. Соседские, приятельские. Место дружбы в ряду этих отношений. Специфика дружеских отношений. Что  значит  быть моральным   (1 час)  Различные   представления   о   моральности   в   истории этических   учений,   в   различных   религиозных   культурах,   осмысление   моральности   в   произведениях народного творчества и искусства. Подведение итогов (2 часа) Представление творческих работ обучающихся, их обсуждение. Блок 3. Основы светской этики. (12 часов) Род и семья – исток нравственных отношений (1 час) Усвоение значения понятий «род», «семья». Фамилия как символ рода. История некоторых фамилий. Понятие родословной. Задачи рода и семьи, семейные роли. Нравственный  поступок (1 час)  Понятие  поступка в этике. Нравственный  поступок, его особые признаки: мотив, цель, средства достижения, действие, результат. Золотое   правило   нравственности   (1   час)  История   формирования   «золотого   правила нравственности»,   его   наиболее   известные   формулировки.   Золотое   правило   как   основа нравственности, являющаяся общим для всех людей земного шара. Стыд, вина, извинение (1час)  Стыд как нравственное состояние и форма общественного воздействия на человека. Понимание вины в этике. Стыд и вина как факторы, формирующие совесть. Извинение как избавление от чувства вины. Прощение. Честь и достоинство (1час) Содержание понятий «честь» и «достоинство» в светской этике. Честь и достоинство как моральные качества личности, достойные уважения. Совесть (1час)  Понятие   совести   в  светской   этике.   Различные   представления   о  совести   в истории   этических   учений.   Соотношение   понятий   «совесть»   и   «стыд».   Осмысление   данных нравственных категорий в произведениях народного творчества и искусства. Нравственные идеалы (2 часа) Понятие идеала в этике и истории этических учений. Светское   и   религиозное   понимание   идеала.   Воплощение   нравственных   идеалов   в произведениях мирового искусства. Образцы нравственности в культуре Отечества (1 час)  Нормы и образцы нравственного поведения в культуре России: труженик, патриот, воин, коллективист. Этике (1 час) Этимология слова «этикет». Этикет как свод правил, регулирующих внешнюю форму   поведения.   Различные   области   этикета:   речевой,   этикет   одежды,   телефонного   разговора, застольный этикет и т.д. Семейные праздники (1 час)  Происхождение  праздников,  их назначение.  Классификация праздников: народные, религиозные,  государственные, профессиональные,  семейные. Подарок как древнейшая традиция. Правила подношения подарков. Жизнь человека – важнейшая нравственная ценность (1 час) Понятие иерархии ценностей в светской этике. Жизнь как высшая ценность. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Любовь и уважение к Отечеству (1 час)  Понятие любви в светской этике. Проявления любви. Объекты любви: любовь к Отечеству, материнская любовь, любовь к ближнему. Подготовка   творческих   проектов   (1   час)  Самостоятельная   работа   учащихся   по   выполнению творческих проектов. Выступление обучающихся со своими творческими работами (2 часа) Презентация творческих проектов (1 час) №  п/п 1 2 3 4 5­6 7­8 9 10 11 12 13 14 15 16­17 18 19 20 21 22 23 24­25 26 27 28 29 30 31 32­33 34 Тематическое планирование План Количество часов Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в  жизни человека и общества  Россия – наша Родина. Блок 2. Основы светской этики. Часть 1  Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Подведение итогов Блок 3. Основы светской этики. Часть 2.  Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина, извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа  России  Любовь и уважение к Отечеству.  Подготовка творческих проектов. Выступление обучающихся со своими творческими работами. Презентация творческих проектов. Итого: 1 1 16 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 12 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 5 1 1 1 2 34 Календарно­тематическое планирование Наименование изучаемой темы Дата факт Тема, тип урока Россия – наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Всего часов план Тема 1: Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Всего 1 час. 06.09. Тема 2: Блок 2. Основы светской этики. Часть 1.  Всего 16 часов. 13.09. 20.09. 27.09. 04.10. 11.10. 18.10. 25.10. 29.10. 12.11. 19.11. 26.11. 03.12. 10.12. 17.12. 24.12. 14.01. Тема 3: Блок 3 Основы религиозных культур и светской этики. Всего 12 часов. 21.01. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Подведение итогов. Добродетель и порок. 1 Род и семья – исток нравственных отношений в истории  человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Джентльмен и леди. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Праздники. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. 28.01. 04.02. 11.02. 18.02. 25.02. 03.03. 10.03. 17.03. 31.03. 07.04. 14.04. Тема 4: Блок 4 Духовные традиции многонационального народа России. Всего 5 часов. 21.04. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1.1. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 2.14. 2.15. 2.16. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 3.10. 3.11. 3.12. 4.1. 4.2. 4.3. 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 28.05. 05.05. 4.4. 12.05. 4.5. 19.05. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального  и многоконфессионального народа России. Подготовка творческих проектов. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?»,  «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники  религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое  отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад  моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины»,  «Мой друг»,  и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.

Рабочая программа по предмету светская этика для учащихся 4 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018