Рабочая программа по курсу решение проектных задач
Оценка 4.6

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
математика
1 кл—4 кл
13.08.2018
Рабочая программа по курсу решение проектных задач
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС. Цель данной программы развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков у обучающихся начальной школы. формирование позитивной самооценки и самоуважения. Умение вести диалог и координировать свои действия с действиями своих партнеров по совместной деятельности.
рп Решение проектных задач 1-4 класс 2018.doc
Муниципальное казенное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области Чувашинская основная общеобразовательная школа ПРИНЯТО решением методического объединения учителей­предметников                                                   ___________ О.Н.Панюкова протокол №__от_________ «______»____________ СОГЛАСОВАНО Зам. дир. по УВР  Рабочая программа курса   «Решение проектных задач»  для начального  общего образования Составитель: Краснова С.Г., учитель  начальных классов. 2018 Пояснительная записка Рабочая   программа   курса   «Решение   проектных   задач»,     разработана     в соответствии   с     федеральным   государственным   образовательным   стандартом начального общего образования и является частью основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ Чувашинской ОШ (далее ООП НОО МКОУ Чувашинской ОШ). Содержание рабочей программы разработано так же   с   учетом   примерной   основной   общеобразовательной   программы   начального общего образования (fgosreestr.ru). В   соответствии   с   учебным   планом   ООП   НОО   МКОУ   Чувашинской   ОШ учебный курс «Решение проектных задач»   реализуется  по 1 часу в неделю в 1­4 классах,   за   счет   часов   части,   формируемой   участниками   образовательных отношений. Общий объём учебного времени в 1 классе ­ 33 ч, в 2­4 классах по 34  ч. Всего на изучение решения проектных задач отводится 135 ч. Курс «Решение проектных задач» в начальном общем образовании изучается с целью: –  развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями  партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и  рационального использования рабочего    времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать  деятельность и сотрудничество; ­ формирование стремления ребенка к размышлению и поиску. — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,  хранение, использование). Программа   организации   внеурочной   деятельности   младших   школьников   по направлению «проектная деятельность»   предназначена для работы с детьми 1­4 классов, и является   механизмом   интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания   программ   по   предметам,   расширяя   и   обогащая   его.   Проектная деятельность   является   обязательной   и   предусматривает   участие   в   ней   всех учащихся класса в познавательной деятельности. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий   деятельностного   типа,   методы   проектно­исследовательской деятельности   определены   как   одно   из   условий   реализации   основной образовательной   программы   начального   общего   образования.   Современные развивающие   программы   начального   образования   включают   проектную деятельность   в   содержание   различных   курсов     и   внеурочной   деятельности. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,   необходимые   для   организации   проектной   и   исследовательской деятельности,   в   будущем   станут   основой   для   организации   научно­ исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время компетентностный, личностно­ориентированный,   деятельностный подходы.   Непрерывность   дополнительного   образования   как   механизма   полноты   и Развития   индивидуальности   каждого   ребенка   в   процессе   социального Системность организации учебно­воспитательного процесса; Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно добывать и систематизировать   новые   знания.   В   этом   качестве   программа   обеспечивает реализацию следующих принципов:  целостности образования в целом;  самоопределения в системе внеурочной деятельности;         Основное   время   на   занятиях   занимает   самостоятельное   выполнение   детьми логически­поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения:   самостоятельно   действовать,   принимать   решения,   управлять   собой   в сложных ситуациях.      На  каждом  занятии   после самостоятельной   работы проводится  коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки.  А   в   том,   чтобы   дети   узнали,   как   задание   выполнить   верно   и,   главное, почему   другие   варианты   скорее   всего   ошибочны.   Поэтому,   выясняя   с   детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных   детей,   а   именно:   у   детей,   у   которых   хорошо   развиты   мыслительные процессы,   но   учебный   материал   усваивается   плохо   за   счет   слабо   развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей   же   чьи   учебные   успехи   продиктованы,   в   основном,   прилежанием   и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.     Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это   позволяет   сделать   работу   детей   динамичной,   насыщенной   и   менее утомительной   благодаря   частым   переключениям   с   одного   вида   мыслительной деятельности на другой.         Занятие   ­   интеллектуальная   игра,   занятие   ­   соревнование,   беседа­   диалог, практические   работы,   словотворчество,   тренинг,   решение   логически­поисковых заданий. Основные понятия: Проекты   различных   направлений   служат   продолжением   урока   и предусматривают   участие   всех   обучающихся   в   клубной   работе,   отражаются   на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию   имеющихся   фактических   знании,   но   и   приобретение   новых   (порой путем   самообразования). Метод   проектов  ­  организация   обучения,   при   которой обучающиеся   приобретают   знания   в   процессе   планирования   и   выполнения практических заданий­проектов.  Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности   в   виде   решения   творческих   заданий   или   специально   созданной системы проектных задач.  Планируемые результаты освоения учебного предмета 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНЫЕ   внутренняя У обучающегося  будут  сформированы:  позиция   школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные мо­ менты   школьной действительности   и принятия   образца «хорошего ученика»;  учебно­   У обучающегося  будут  сформированы:  учебно­ познавательный интерес   к   новому учебному   материалу и   способам   решения новой задачи;  широкая мотивационная основа деятельности, включающая социальные,   учебно­ познавательные   и учебной     У обучающегося будут сформированы:  ориентация   на понимание причин успеха   в   учебной   де­ ятельности,   в   том числе  на самоанализ  и самоконтроль ре­   на   анализ зультата, соответствия результатов требованиям конкретной   задачи,   на понимание предложений   и  оценок учителей,   товарищей,   У выпускника будут  сформированы:  способность   к самооценке на основе критериев   успеш­ ности учебной   деятельности;  дифференциац ия   моральных   и конвенциональных норм,  здоровый жизни;  установка   на образ основы своей родителей   и   других людей;  осознание ответственности человека   за   общее благополучие, осознание   этнической принадлежности;  установка   на здоровый образ жизни;  основы экологической культуры:   принятие ценности   природного мира, готовность следовать   в   своей деятельности   нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения     ориентация   в внешние мотивы;  нравственном содержании и смысле как собственных поступков,   так   и поступков окружающих людей;  эмпатия   как понимание   чувств других   людей   и сопереживание им;  здоровый жизни;  основы экологической культуры:   принятие ценности   природного мира, готовность следовать   в   своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшег о поведения установка   на образ       познавательный интерес   к   новому учебному материалу и способам   решения новой задачи;  знание основных моральных   норм   и ориентация   на   их выполнение, развитие   этических чувств   —   стыда, вины,   совести   как регуляторов морального поведения;  здоровый жизни;  основы экологической культуры: принятие ценности природного   мира, готовность следовать   в   своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюш его поведения установка   на образ   ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ установки Обучающийся  получит  возможность для  формирования:  на   здоровый   образ жизни и реализации   её   в реальном поведении поступках и     эмпатии   как Обучающийся  получит  возможность для  формирования:  осознанного понимания   чувств других   людей   и сопереживания   им, выражающихся   в поступках, направленных   на Обучающийся  получит  возможность для  формирования:  положительно й адекватной   дифференцированно й   самооценки   на основе критерия успешности реализации социальной роли       экологической культуры:   принятие ценности   природного мира, готовность следовать   в   своей деятельности   нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшег о поведения внутренней Выпускник получит  возможность для  формирования:  позиции на обучающегося   уровне положи­ тельного   отношения к   образовательному учреждению;  необходимости понимания помощь обеспечение благополучия и «хорошего ученика» устойчивого адекватного учения,   выраженной устойчивой   учебно­ познавательной   мо­ тивации учения;  учебно­ познавательного интереса   к   новым общим   способам решения задач;  понимания   причин успешности и неуспешности учебной деятельности;  компетентнос ти   в   реализации основ   гражданской в идентичности поступках   и деятельности;  сознания ;  устойчивых эстетических и предпочтений на ориентации как искусство значимую   сферу человеческой жизни морального осознанных           1 класс 2 класс 3 класс 4 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ РЕГУЛЯТИВНЫЕ учитывать Обучающийся  научится:  принимать   и сохранять   учебную задачу;  выделенные учителем ориентиры действия в   новом   учебном материале в сотрудничестве   с учителем;   учитывать Обучающийся  научится:  принимать   и сохранять   учебную задачу;  выделенные учителем ориентиры   действия в   новом   учебном в материале   сотрудничестве с учителем;  осуществлять   принимать планировать   и   учебную Обучающийся  научится:  сохранять задачу;  свои   действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,   в   том числе   во   внутреннем плане;     планировать Выпускник научится:  принимать   и сохранять   учебную задачу;  свои   действия   в соответствии с поставленной   задачей и   условиями   её реализации,   в   том числе   во   внутреннем плане;  учитывать  осуществлят ь пошаговый контроль   по   ре­ зультату   (в   случае   работы в интерактивной среде   пользоваться реакцией   среды решения задачи) среды пошаговый   контроль по   результату   (в случае   работы   в интерактивной   среде пользоваться реакцией   решения задачи);  адекватно воспринимать предложения оценку   товарищей, родителей   и   других людей и учителей,       оценивать учитывать осуществлять  установленные правила в   планировании   и контроле способа решения;  итоговый   контроль   по результату   (в   случае работы в интерактивной   среде пользоваться   реакцией среды решения задачи);  правильность выполнения   действия на   уровне   адекватной ретроспективной оценки   соответствия результатов требованиям   данной задачи   и   задачной области;  способ   и   результат действия;  воспринимать предложения   и   оценку учителей,   товарищей, родителей   и   других людей адекватно различать       среды адекватно осуществлять в и способа установленные правила   планировании контроле решения;  итоговый контроль по результату   (в   случае работы в интерактивной   среде пользоваться реакцией   решения задачи);  оценивать правильность выполнения   действия на уровне адекватной ретроспективной оценки   соответствия результатов требованиям   данной задачи   и   задачной области;  воспринимать предложения и оценку учителей,   товарищей, родителей   и   других людей;  способ   и   результат действия;  вносить необходимые коррективы в действие   после   его завершения на основе его   оценки   и   учёта характера   сделанных ошибок,   использовать предложения и оценки для   создания   нового, более   совершенного результата, использовать   запись (фиксацию) в цифровой форме хода и   результатов   ре­ шения задачи, собственной звучащей различать выполнять речи   на   русском, родном и иностранном языках;  учебные   действия   в материализованной, гипермедийной, громкоречевой   умственной форме и ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ в   сотрудничестве   с   учителем Обучающийся получит возможность  научиться:  ставить новые учебные задачи;  инициативу в учебном сотрудничестве познавательную проявлять     самостоятельно Выпускник получит возможность научиться:  преобразовывать практическую задачу в познавательную;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  осуществлять   констатирующий   и предвосхищающий контроль по результату и по   способу   действия,   актуальный   контроль на уровне произвольного внимания;  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Обучающийся  научится:  использовать знаково­ символические средства,   в   том числе   модели (включая виртуальные)   и схемы   (включая концептуальные) для   решения задач; осуществлять анализ   объектов с   выделением существенных   и несущественных признаков; осуществлять   Обучающийся  научится:      схемы использовать знаково­ символически е   средства,   в том   числе модели (включая виртуальные) и (включая концептуальн ые) для   решения задач; осуществлять синтез   как составление целого частей; из   основам Обучающийся  научится:  смыслового восприятия художественных   и   по­ знавательных   текстов, выделять существенную информацию сообщений видов   очередь текстов);  синтез как составление целого из частей;  проводить сравнение, классификацию   заданным критериям; из   разных (в   первую осуществлять по   Выпускник научится: осуществлять  поиск   необходимой информации   для   вы­ полнения   учебных заданий с   использованием учебной   литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), открытом информационном пространстве,   в   том числе контролируемом пространстве Интернета; в    как синтез составление целого из частей; проводить сравнение, классификацию по критериям заданным      проводить сравнение, классификаци ю по заданным критериям; устанавливать причинно­ следственные связи   изучаемом круге явлений; владеть рядом общих приёмов решения задач в         строить устанавливать обобщать,   т.   е.  причинно­ следственные   связи   в изучаемом круге явлений;  рассуждения   в   форме связи простых суждений   об   объекте, его строении, свойствах и связях;  осуществлять генерализацию и выведение   общности для   целого   ряда   или класса единичных объектов   на   основе выделения   сущностной связи;  пол подведение понятие   на   основе распознавания объектов, существенных признаков и их синтеза;  аналогии устанавливать осуществлять   выделения     проводить осуществлять  запись   (фиксацию) выборочной информа­ ции   об   окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;  сообщения   в устной   и   письменной форме;  ориентировать ся   на   разнообразие способов   решения задач;  сравнение, классификацию   по заданным критериям;  устанавливать причинно­ следственные   связи   в изучаемом   круге явлений;  рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;  осуществлять подведение пол понятие   на   основе распознавания объектов,   выделения существенных признаков   и   их синтеза;  аналогии устанавливать строить       Обучающийся  получит  возможность  научиться:  создавать   и преобразовывать модели   и   схемы для решения задач Обучающийся  получит  возможность  научиться:  преобразовывать модели и схемы для решения задач;  ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся  получит  возможность  научиться:  создавать преобразовывать модели   и   схемы   для решения задач;  осуществлять создавать   и произвольно   и внутренней Выпускник получит  возможность для  формирования:  позиции обучающегося   на уровне положи­ тельного отношения к   образовательному учреждению,   по­ владеть   общими приёмами   решения задач         наиболее осуществлять выбор эффективных способов решения задач   в   зависимости от конкретных условий;  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно и достраивая   восполняя   недостаю­ щие компоненты;  сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая   основания   и критерии   для   ука­ занных   логических операций;  логическое рассуждение, включающее   уста­ новление   причинно­ следственных связей;  произвольно   и осознанно   владеть общими   приёмами решения задач строить устойчивого адекватного выраженной нимания необходимости учения,;  устойчивой   учебно­ познавательной   мо­ тивации учения;  учебно­ познавательного интереса   к   новым общим   способам решения задач;  понимания   причин успешности и неуспешности учебной деятельности;  компетентнос ти   в   реализации основ   гражданской в идентичности поступках   и деятельности;  сознания конвенциональном уровне,   способности к решению моральных   дилемм на   основе   учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мо­ тивы   и   чувства, устойчивое в следование поведении мо­ ральным   нормам   и этическим требованиям;  устойчивых эстетических и предпочтений на ориентации как искусство значимую   сферу человеческой жизни морального осознанных на 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс КОММУНИКАТИВНЫЕ  БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ     адекватно Обучающийся  научится:  использовать коммуникативные, прежде всего речевые,   средства для решения различных коммуникативных задач,  договаривать ся   и   приходить   к общему   решению   в совместной деятельности, в том числе   в   ситуации столкновения интересов;  вопросы;  использовать речь для регуляции своего действия задавать адекватно   всего   средства решения Обучающийся  научится:  договариватьс я   и   приходить   к общему   решению   в совместной деятельности,   в   том числе   в   ситуации столкновения интересов;  использовать коммуникативные, прежде речевые, для   различных коммуникативных задач,  понятные партнёра высказывания, учитывающие,   что партнёр   знает   и видит, а что нет;  допускать возможность существования у людей   различных точек   зрения,   в   том числе не совпадающих   с   его собственной;   формулироват ь собственное мнение и позицию;  контролироват ь действия партнёра строить   для       строить   Выпускник научится:  договариваться и   приходить   к общему   решению   в совместной деятельности,   в   том числе   в   ситуации столкновения интересов;  владеть   диа­ логической   формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты   ИКТ   и дистанционного общения;  понятные партнёра высказывания, учитывающие,   что партнёр   знает   и видит, а что нет;  адекватно использовать   речевые средства для решения различных коммуникативных задач, монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.  формулировать собственное мнение и позицию строить для     строить адекватно Обучающийся  научится:  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,   в   том числе   в   ситуации столкновения интересов;  понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;  использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства   для   решения различных коммуникативных задач, монологическое высказывание   (в   том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой,   ориентироватьс я на позицию партнёра в и общении взаимодействии;  учитывать разные   мнения   и стремиться к координации различных   позиций   в сотрудничестве;  формулировать собственное   мнение   и позицию;  использовать   речевые средства   для   решения адекватно строить задавать Обучающийся  получит  возможность  научиться:  вопросы, необходимые   для организации собственной деятельности  использовать   речь для   планирования и   регуляции   своей деятельности адекватно задавать Обучающийся  получит  возможность  научиться:  вопросы, необходимые   для организации собственной деятельности   и сотрудничества   с партнёром;  ь контроль оказывать   сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  использовать   речь для планирования и регуляции своей деятельности осуществлят взаимный и в адекватно         строить различных коммуникативных задач, монологическое высказывание,   владеть диалогической формой речи ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся  получит  возможность  научиться:     учитывать продуктивно Выпускник получит  возможность  научиться:  содействовать разрешению конфликтов   на основе   учёта интересов  и позиций всех участников;  учитывать   и координировать   в сотрудничестве   по­ зиции   других   людей, отличные от собственной;  разные   мнения   и интересы и обосновывать собственную позицию;  учётом целей   коммуникации достаточно   точно, последовательно   и полно   передавать партнёру   необходи­ мую   информацию как   ориентир   для построения действия;  использовать речевые   средства для   эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.  относительность адекватно понимать с       понимать учитывать  учитывать   и координировать   в сотрудничестве   по­ зиции   других   людей, отличные от собственной;  разные   мнения   и интересы и обосновывать собственную позицию;  относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументирова ть   свою   позицию   и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве   при выработке   общего решения в совместной деятельности;  адекватно использовать   речь для   планирования   и регуляции своей деятельности;  адекватно использовать речевые   средства для   эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Предметные результаты Первый уровень результатов  (1 класс) Предполагает приобретение  первоклассниками новых  знаний, опыта решения  проектных задач по различным  направлениям.  Результат  выражается в понимании  детьми сути проектной  деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй уровень результатов (2­ 3 класс) Предполагает  позитивное отношение детей к  базовым ценностям общества, в частности к образованию и  самообразованию.  Результат  проявляется в активном  использовании школьниками  метода проектов,  самостоятельном выборе тем  (подтем) проекта,  приобретении опыта  самостоятельного поиска,  систематизации и оформлении  интересующей информации. мнений и подходов к решению проблемы;  аргументиров ать   свою   позицию   и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве   при выработке   общего решения в совместной деятельности     Третий уровень результатов  (4 класс) Предполагает получение школьниками  самостоятельного социального  опыта. Проявляется в участии  школьников в реализации  социальных проектов по  самостоятельно выбранному  направлению. Итоги реализации  программы могут быть  представлены через  презентации проектов, участие  в конкурсах и олимпиадах по  разным направлениям,  выставки, конференции,  фестивали, чемпионаты и пр. Выпускник научится  ■ видеть проблемы;  ■ ставить вопросы;  ■ выдвигать гипотезы;  ■ давать определение понятиям;  ■ классифицировать;  ■ наблюдать;  ■ проводить эксперименты;  ■ делать умозаключения и выводы;  ■ структурировать материал;  ■ готовить   тексты   собственных докладов;  ■ объяснять,   доказывать   и Выпускник получит возможность научиться целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей   анализировать сделанное – почему  получилось, почему не получилось, видеть  трудности, ошибки);   деятельности);  моделировать (представлять способ  действия в виде модели­схемы, выделяя все  существенное и главное);  (способов) решения задачи;  вступать в коммуникацию  проявлять инициативу при поиске способа защищать свои идеи. (взаимодействовать при решении задачи,  отстаивать свою позицию, принимать или  аргументированно отклонять точки зрения  других). Содержание учебного предмета 1 класс    Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной  мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям  вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы  заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток,  непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к  развитию мыслительной деятельности.    В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те  задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.  На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над  такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов,  выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как  правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное  разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно  сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения  предложенной задачи.    На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное  выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с  учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами.  Ведущая задача учителя ­ поощрять и поддерживать самостоятельность детей в  поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по  мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса  вовлекалось в неё.    Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов  решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания  детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.  Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих  физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и  длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).     Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.     Рекомендуемая модель занятия в 1 классе такова: «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1­2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной  частью занятия по РПС(развитию познавательных способностей). Исследования  учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений  улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе  творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость  внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,  убыстряются психомоторные процессы. РАЗМИНКА (3 минуты).    Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого  положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний  невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они  способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту  реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к  активной учебно­познавательной деятельности. ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В  ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ­ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ,  ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10­15 минут).    Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию  этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую  дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы  познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3­5 минут).    Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать  двигательную сферу ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять  несколько различных заданий одновременно. ЛОГИЧЕСКИ­ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10­12 минут). КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1­2 минуты).    Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он  сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем  регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение  корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут).     В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей ­ на  кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые  питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности  в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума.  Поэтому очень важно «поставить руку».    Рисование графических фигур — отличный способ разработки мелких мышц руки  ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на  умении красиво писать и логически мыслить. На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под  диктовку учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми  линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не  только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном  рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.    При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть  карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание,  воспитывается трудолюбие, усидчивость.    Графические диктанты — это и способ развития речи, так как попутно ребята  составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка.     Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя  и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер,  зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура,  активизируются творческие способности.     Тема В том числе Теоретические Общее  количество  часов 1 1 9 4 9 4 4 1 33 2 класс 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 I.Введение. Инструктаж по ТБ. II. Выявление уровня развития  познавательных процессов III. Тренировка внимания  IV. Развитие мышления V. Тренировка памяти  VI. Совершенствование воображения  VII. Развитие аналитических  способностей  VIII.Обобщающее занятие «Наши  достижения» Итого Практические ­ 1 9 4 9 4 4 1 32      I. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)         Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах. II. Сравнение (6 часов)          Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения. III.      Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений.  Отношения «род­вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.  IV. Элементы логики (7 часов) Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа) Развитие речи  (8 часов)        Истинные   и   ложные   высказывания.   Правила   классификации.   Причинно­ «Мозговая гимнастика» (2­3 минуты).     Разминка (3­5 минут).   следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. V.       Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов.   Знакомство   со   словарями.   Изобразительные   средства   языка:   Сравнение олицетворение. VI.          Логические   упражнения.  Логические   задачи.  Интеллектуальные   викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.          Методы   и   приёмы   организации   учебной   деятельности   второклассников   в большей   степени,   ориентированы   на   усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.      Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке,  объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.    На занятие по РПС во втором классе отводится 40­45 минут.    Рекомендуемая модель занятия такая:  1. 2.      Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами   вопросы   становятся   более   сложными.   Увеличивается   темп   вопросов   и ответов. 3. познавательных способностей, ­ памяти, внимания, воображения (10­15 минут).    Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в 1 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма   произвольного   внимания   детей.   Однако   уровень   трудности   заданий значительно возрастает.      Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включен зрительный диктант.    В   раздел   «Развитие   воображения»   включены   задания   на   преобразование   и перестроение   фигур   и   предметов   (задания   с   использованием   спичек);   на вычерчивание   фигур   без   отрыва   карандаша,   на   отгадывание   изографов,   на разгадывание ребусов. Весёлая переменка (3­5 минут). 4. Логически­поисковые и творческие задания (10—15 минут). 5.    Во   2   классе   предлагаются   задачи   логического   характера   с   целью совершенствования мыслительных операций младших  школьников: умения делать заключение   из   двух   суждений,   умения   сравнивать,   глубоко   осознавая   смысл операции сравнения,  умения делать обобщения, устанавливать закономерности.    Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. Тренировка   и   развитие   психических   механизмов,   лежащих   в   основе Развитие аналитических способностей (3 часа)   чем   первоклассников, память,   внимание,    Также   во   втором   классе   вводится   большое   количество   разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается   и   совершенствуется   ряд   интеллектуальных   качеств,   таких   как: словесно­логическое   мышление,   воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный  интерес к родному языку.    Коррегирующая гимнастика для глаз (1­2 минуты).    Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных   тренировок   смогут   значительно   улучшить   его.   Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.      Логические   задачи   на   развитие   аналитических   способностей   и   способности рассуждать ­(5 минут).      В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении   которых   им   необходимо   самостоятельно   производить   анализ,   синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.      Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении   выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.    Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить   одну   мысль   из   другой,   одни   суждения   из   других,   в   умении непротиворечиво распределять события во времени.     3 класс Сравнение (4 часа) Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)       Закономерность   в   чередовании   признаков.   Классификация   по   какому­то I.   признаку. Состав предметов. II.      Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры. III. Комбинаторика (2 часа)      Перестановки. Размещения. Сочетания. IV. Действия предметов (4 часа)   Последовательность событий. V.      Математические отношения, замаскированные в виде задач­шуток. VI. Элементы логики (10 часов)          Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания   множеств.   Сравнение   множеств.   Отношения   между   множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания. VII. Развитие творческого воображения (3 часа)         Результат   действия   предметов.   Обратные   действия.   Порядок   действий. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа) Логические   упражнения.   Логические   игры.   Логические   задачи.          Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов». VIII. Практический материал (4 часа)   Интеллектуальные викторины.      Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.      Одна из таких особенностей ­ смещение акцента на усиление роли логически­ поисковых   заданий   и   логических   задач   для   развития   мышления   учащихся.   Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на  развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.    Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем   ранее,   ориентированы   на   увеличение   объёма   самостоятельной   умственной деятельности,   на   развитие   навыков   контроля   и   самоконтроля,   на   развитие познавательной активности детей.    На каждое занятие по РПС в третьем классе отводится  45 минут.    Рекомендуемая модель занятия такова: «Мозговая гимнастика» (2 минуты). 1. 2. Разминка (3­5 минут).   способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут). 3.      Логически­поисковые  задания (10  минут). На  этом  этапе  задания из области математики   будут   перемежаться   с   заданиями   из   области   русского   языка   или музыки:   ребусами,   кроссвордами   и   так   далее.   Такое   чередование   заданий способствует   развитию   гибкости   мышления,   заставляет   находить   оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил   какой­то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус   успеха   и   обрести   уверенность   в   своих   силах.   Ведь   решение   логически­ поисковых за дач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка. 4. 5.      Умение ориентироваться в тексте задачи ­ важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач,  которые имеются в школьных учебниках, недостаточно.   Очень,   важно   приучать   ребят   решать   и   нестандартные   задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение! решения задачи.      Весёлая переменка (2­3 минуты). Решение нестандартных задач (10­15 минут).     Тренировка   психических   механизмов,   лежащих   в   основе   познавательных Коррегирующая гимнастика для глаз (1­2 минуты). 4 класс Сравнение (3 часа) Комбинаторика (3часа) Практический материал (4 часа) Развитие творческого воображения (11 часов)           I.      Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение. II.     Решение задач с помощью таблиц и графов. III. Элементы логики (11 часов)     Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность  отношений. Причинно­следственные цепочки. Логические связки «или», «если …,  то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы. IV.     Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира. V.     Логические задачи. Задачи­смекалки. Логические игры. Житейские задачи.    Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические  механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как  учащиеся занимается по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь  уделяется логически­поисковым, частично­поисковым задачам. Большое внимание  уделяется решению нестандартных задач.    Выполняя логически­поисковые задания, которые обеспечивают преемственность  перехода от простых формально­логических действий к сложным, от заданий на  репродукцию и запоминание ­ к истинно творческим, дети учатся производить  анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные  умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении  умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс  мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.    Частично­поисковая задача содержит такой вид задания  в процессе выполнения  которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи  учителя открывают для себя знания и способы их добывания.     К конкретным  частично­поисковым задачам относятся  например, такие задания, как нахождение  закономерностей  нахождение принципа группировки и расположения приведенных  слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому­ либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого­ либо задания и другие.      Так как большинство школьных задач решается по  определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в  одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся  к их решению, в других ­ растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное,  нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления  заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и  трудными.    Решение нестандартных задач формирует познавательную Активность,  мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию  гибкости, оригинальности и широты мышления ­ то есть развитию творческих  способностей у детей.    Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут.     Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в  третьем классе. 13. Мозговая гимнастика (2 минуты). 14. 15. способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут). 16. Коррегирующая гимнастика для глаз (1­2 минуты). 17. Логически­поисковые задания (10 минут). 18. 19. Разминка (3­5 минут). Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных  Весёлая переменка (2­3 минуты). Решение нестандартных задач (10­15 минут). Тематическое планирование 1 класс Тема занятия №  П/П Введение. Инструктаж по ТБ. Выявление уровня развития внимания, восприятия,  воображения, памяти и мышления  Развитие концентрации внимания  Тренировка внимания Развитие мышления  Тренировка слуховой памяти Развитие мышления  Тренировка зрительной памяти Развитие мышления  Развитие аналитических способностей Совершенствование  мыслительных операций  Совершенствование воображения Задания по  перекладыванию спичек  Развитие логического мышления Совершенствование  мыслительных операций  Развитие концентрации внимания Развитие мышления  Развитие слуховой памяти Развитие мышления  Развитие аналитических способностей Совершенствование  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Кол­ во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 мыслительных операций  Совершенствование воображения Задания по  перекладыванию спичек  Развитие логического мышления Совершенствование  мыслительных операций  Тренировка внимания Развитие мышления  Тренировка слуховой памяти Развитие мышления  Тренировка зрительной памяти Развитие мышления  Развитие аналитических способностей Совершенствование  мыслительных операций  Совершенствование воображения Задания по  перекладыванию спичек  Развитие логического мышления Совершенствование  мыслительных операций  Развитие концентрации внимания Развитие мышления  Тренировка внимания Развитие мышления  Тренировка слуховой памяти Развитие мышления  Тренировка зрительной памяти Развитие мышления  Развитие аналитических способностей Совершенствование  мыслительных операций  Развитие логического мышления Совершенствование  мыслительных операций  Развитие концентрации внимания Развитие мышления  Тренировка слуховой памяти Развитие мышления  Тренировка зрительной памяти Развитие мышления  Развитие аналитических способностей Совершенствование  мыслительных операций  Развитие логического мышления. Совершенствование  мыслительных операций  Выявление уровня развития внимания, восприятия,  воображения, памяти и мышления на конец учебного года Обобщающее занятие «Наши достижения» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. № П/П Тема занятия 2 класс Введение. Инструктаж по ТБ. Входной тест Выделение признаков. Различие. Сходство. Существенные признаки. Характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения. Значение сравнения. Тест «Сравнение». Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказывания. Понятие о классах. Правила классификации. Вопросы. Алгоритм. Тест «Алгоритм». Речь.Техника и выразительность речи. Закономерность в буквах и словах. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Кол­ во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Многозначные слова. Омонимы. Омофоны, омоформы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Изобразительные средства языка. Сравнение Упорядочивание по родовидовым отношениям. Олицетворение. Текст.  Тема текста. Заглавие. Текст. Опорные слова. Виды планов.. Итоговый тест. Работа над ошибками. Итоговое занятие. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. № П/П Тема занятия 3 класс Введение. Инструктаж по ТБ. Закономерности в чередовании признаков. Классификация по какому­то признаку. Сравнение предметов по признакам. Тест «Сравнение». Состав предметов. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол­ во часов 1 1 1 1 1 1 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». Найди отличия. Действия предметов. Игра «Кто так делает?» Комбинаторика. Перестановки, размещения. Функциональные признаки предметов. Симметрия. Симметричные фигуры. Логическая операция «и». Координатная сетка. Решение логических задач и задач­шуток. Результат действия предметов. Обратные действия. Математические отношения, замаскированные в виде задач­ шуток. Тест «Отношения». Порядок действий, последовательность событий. Комбинаторика. Размещение, сочетание. Составление загадок, чайнвордов. Множество. Элементы множества. Классификация по одному свойству. Тест «Классификация». Способы задания множества. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Решение задач с использованием понятий о множествах. Выражения и высказывания. Высказывания со связками «и», «или». Отрицание. Итоговый тест. Работа над ошибками. Итоговое занятие. 29. 30. 31. 32. 33. 34. № П/П Тема занятия 4 класс Введение. Инструктаж по ТБ. Повторение основных мыслительных операций. Причинно­следственные цепочки. Интегрированный: логика в окружающем мире. Интегрированный: логика в русском языке. Виды отношений между понятиями. Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. Понятие о графах. Рефлексивность отношений. Симметричность отношений. Тест «Отношения между понятиями». Классификация. Язык и логика. Фразеологизмы. Язык и логика. Образность и меткость речи. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 1 1 1 1 1 1 Кол­ во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Язык и логика. Речевые ошибки. Язык и логика. Пословицы. Тест «Язык и логика». Работа над ошибками.  Логические связки «или», «и». Логическая связка «если …, то».  Логические возможности. Ситуативная связь между понятиями. Оценка ситуации с разных сторон. Образное сравнение. Синонимы. Многозначность. Антонимы. Тест «Языковая логика». Работа над ошибками. Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. Рассуждения. Выводы в рассуждениях. Юмор и логика. Юмор и логика. Конкурс эрудитов. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач

Рабочая программа по курсу решение проектных задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018