Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
дефектология
2 кл
05.06.2017
Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса
Данная программа составлена для неслышащего обучающегося имеющему умственную отсталость. Разработана с учетом его физических и умственных способностей. Учебно-тематический план составлен с опорой на Программу специальной общеобразовательной школы для глухих детей ( вспомогательные классы), рекомендованной Научно-исследовательским институтом дефектологии Академии педагогических наук Российской Федерации.
милосердие 2 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  ТОГБОУ «Школа­интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Рассмотрена                                                                                                    Утверждена на заседании МО                                                                                            приказом директора протокол №  ___                                                                                             школы от _____________                                                                                           от __________ № ___ Рекомендована к утверждению методическим советом протокол № ___ от _____________ Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»  для 2 класса Учитель­дефектолог: Лементовская Т.С. Тамбов 2016 Пояснительная записка. Одним из стратегических направлений системы образования является выстраивание единого духовно­образовательного и культурного пространства. В соответствии с требованиями ФГОС, программа духовно – нравственного воспитания   является   фундаментальным   ядром   образовательной   программы школы.   В   содержание   данной   программы   должны   быть   включены   учебные предметы,   базирующиеся   на нравственных ценностях традиционных религиозных культур.   программы   внеурочной   деятельности, Введение   учебного   курса   «Уроки   милосердия»    на   начальной   ступени образования   гармонично   дополняет   содержание   образовательной   области ФГОС « Основы духовно­нравственной культуры народов России». Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы   глубоко   связаны   с   ним,   поэтому   православная   культура   –   одна   из важнейших   областей   социально­гуманитарного   знания.   Являясь   ядром традиционной   российской   культуры,   православие   тесно   связано   с национальными  культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии  и современном состоянии.  Без знания основ   православной   культуры   адекватное   освоение   ценностей   российской культуры,   особенно   гуманитарных,   невозможно,   а   приобщение   к   ним затруднено. Духовно­нравственный   компонент   необходим   для   развития   личности, воспитания   нравственных   качеств   и   создаёт   реальные   психологические условия   для   формирования   социальной   адаптации:   развития   социальных умений   и   навыков   поведения,   устойчивых   позитивных   межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка. Изучение   нравственных   основ   православной   культуры   в   рамках   «Уроков милосердия» можно назвать курсом доброведения. Термин «доброведение» образован соединением двух слов «добро» и «ведать». Ведать, то есть знать, осваивать, усваивать добро. Для чего человеку нужно ведать добро? Для того, чтобы стремиться к добрым поступкам и уклоняться от зла. Недаром Василий Андреевич Жуковский писал: «Образование – это воспитание доброделания». Окружающая жизнь ежедневно показывает нам, как легко и быстро школьник воспринимает пошлое и безобразное. А вот излечиться от недобрых привычек и навыков очень нелегко. К. Д. Ушинский в работе «Нравственное влияние как   основная   задача   воспитания»   писал:   «Нравственное   чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, безнравственное, как всякий бурьян,  не   требует   для   своего   преуспеяния   ни   ухода,  ни  присмотра   и,  не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие нежнейшие растения». Зло борется с добром, и у зла много разнообразных способов достижения своей цели.     Общеизвестно,   что   нельзя   воспитывать   нравственность   без   включения   в деятельность.   Только   через   личный   опыт   человек   может   постигать   суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Предмет «Уроки милосердия»  воздействует   на   личность   ребёнка   посредством   православной литературы. Православная художественная  литература – богатый источник переживаний,   позволяет   детям,   в   процессе   анализа   ситуации,   приобретать знания   о   нормах   поведения   православного   человека,   о   вариантах   решения нравственных задач, способствует мыслительно­эмоциональному «переносу» ребёнка   в   ситуацию,   помогает идентифицировать себя со святым или героем произведения.   описываемую   в   произведении, В   учебном   пособии   представлены   следующие   жанры   художественной литературы:   рассказы,   стихи,   пословицы,   сказки,   притчи,   жития   святых людей. В содержании курса представлены жития и деяния особо почитаемых на Руси православных святых людей.       «Уроки милосердия» ­  это интегрированный курс, который включает в себя не только литературное, но и художественно­эстетическое творчество. Поэтому виды деятельности на уроках самые  разнообразные. Это работа с произведением,   репродукциями   картин,   прикладное   творчество,   лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где целесообразно вытекает из хода занятия,   применяется   проектная   деятельность   и   коллективное   творческое дело. Актуальность программы в том, что она способствует развитию у младших школьников   системы   общечеловеческих,   духовных   и нравственных ценностей.   культурных, Отличительная   особенность  программы   в   том,   что   она,   используя различные   методы   и   приёмы   обучения,   прививает   учащимся     следующие духовно – нравственные ценности:  патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);  социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к   институтам   государства   и   гражданского   общества; людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед   Отечеством,   старшим   поколением   и   семьей,   закон   и правопорядок,   свобода   совести   и вероисповедания);   межэтнический   мир,   семья  (любовь   и   верность,   здоровье,   достаток,   почитание   родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);  труд   и   творчество   (творчество   и   созидание,   целеустремленность   и настойчивость, трудолюбие, бережливость);  наука   (познание,   истина,   научная   картина   мира,   экологическое сознание);  традиционные   российские   религии.   Учитывая   светский   характер обучения   в   государственных   и   муниципальных   школах,   ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;  искусство   и  литература  (красота,  гармония,  духовный  мир   человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);  природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);  человечество   (мир   во   всем   мире,   многообразие   культур   и   народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).             Новизна программы заключается в формировании воспитательного процесса на двух взаимосвязанных уровнях: образовательном (направления: культурологическое,   интеллектуальное, оздоровительное)   и   на   поведенческом   (вооружение   умениями   и   навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое.    краеведческое,   православное, Цель программы – формирование на основе знакомства с православной культурой   высоких   ценностных   отношений   к   духовному   историческому   и культурному   национальному   наследию   и   воспитания   качеств,   отличавших русский     характер:   доброту,   открытость,   трудолюбие,   патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.  Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Обучающие:   •   Сформировать   понятия:   совесть,   душа,   нравственность,   благодарность, род, семья, Родина, имя, праздники, радость, внимание, талант, прощение. •   Обогатить и наполнить содержанием. •   представление   о   духовности,   истине,   благе   (добре),   красоте,   служении людям и Отечеству. •   Сформировать   у   ребёнка   потребность   в   поведенческой модели в соответствии с законами духовности.   построении   собственной •  Обучить оценивать поведение человека с духовных позиции. Развивающие:  •   Развить интерес к чтению православной литературы. •   Вызвать   интерес   к   полученным   знаниям   и   желание   практической   их реализации. •   Развить самодеятельность и инициативу. •   Сформировать нравственное отношение к действительности. •   Развить духовно­нравственные качества личности •   Развить   способность   духовно­нравственного   осмысления   окружающего мира. •   Формировать творческие способности. •  Способствовать   развитию   у   детей   речи,   живого   образного   мышления, самостоятельности суждений. Воспитательные: •   Содействовать развитию волевой сферы ребёнка – осознанности поведения, самоконтроля. •   Воспитать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких; окружающий мир. •   Воспитать нравственную культуру личности, нравственное сознание •   Воспитать духовно­нравственные качества, высокие эстетические чувств. Условия реализации программы:                 Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предусмотрена для детей  обучающихся школьного возраста. Обучение состоит из трех основных разделов: ­  Милосердие в семье; ­ Милосердие к ближним; ­ Доброе отношение к природе. Обучение проводится 1 раз в неделю, продолжительностью  по  1 часу. На учебный год отводится 33   часа. Методическое обеспечение программы. Название раздела Формы занятий Методы и приёмы Дидактический материал, техническое оснащение Формы подведения итогов Блок 1.  Милосердие в  семье индивидуально­ групповые.   объяснительно   ­ иллюстративные (беседа,   рассказ, показ   учебных презентаций); Дидактическое обеспечение: ­   Подборка информационной и   справочной литературы; Учебны год   й завершается творческим отчётом, который может проходить   в виде   выставки, открытого занятия   для родителей. ­Сценарии массовых мероприятий, разработанные для   организации досуга воспитанников объединения; ­ Индивидуальные для альбомы   рисования и краски. Техническое обеспечение:       Просторный ­ учебный школьный   класс с хорошим освещением, учебные столы.  ­   Ноутбук   и мультимедийные средства изображения информации. Блок 2.  Милосердие к  ближним индивидуально­ групповые. Блок 3.  Доброе  отношение к  природе индивидуально­ групповые. экскурсии; репродуктивные (изобразительное творчество) объяснительно   ­ иллюстративные (беседа,   рассказ, показ   учебных презентаций); экскурсии   объяснительно   ­ иллюстративные (беседа,   рассказ, показ   учебных презентаций); экскурсии;   репродуктивные (изобразительное творчество) (изобразительное творчество) ; Учебно­тематический план курса «Уроки милосердия» во 2 классе Название раздела № п\п 1. 2. 3. Милосердие в семье Милосердие к ближним Доброе отношение к природе Всего часов 18 8 7  Содержание учебного предмета, курса 2 класс Блок 1. Милосердие в семье. Родители и дети. Род, предки, потомки. Именины. Забота о старших. Братья и  сестры. Друзья, одноклассники. Блок 2. Милосердие к ближним.  Православные традиции и праздника Рождества Христова. Приготовление  подарков к Рождеству Христова. Подготовка благотворительной программы к  празднику Рождества Христова. Православные традиции праздника Светлой  Пасхи. Приготовление подарков к Светлой Пасхе. Подготовка праздничной  благотворительной программы к Светлой пасхе. Милосердное отношение к  слабым, больным. Блок 3. Доброе отношение к природе. Бережное отношение к растениям. Наши пернатые друзья. Праздник  «Благовещение». Счастлив человек, который и животных милует.  Календарно­тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  2 класс № Тема занятия Основной вид учебной заняти я 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Родители и дети. Семья. Родители и дети. Помощники друг для  друга. Родители и дети. Забота о своих  домочадцах. Родители и дети. Как быть щедрым. Род. Предки. Потомки. Именины. Именины. Забота о старших. Забота о старших. Забота о старших. Братья и сёстры.  Братья и сёстры.  Друзья. Друзья. Друзья. Одноклассники. Одноклассники. Рождество Христово. Православные  традиции праздника. Православные традиции праздника  Рождества Христова. Приготовление  подарков к Рождеству Христову. Православные традиции праздника  Рождества Христова. Подготовка  праздничной благотворительной программы. деятельности Устный журнал Просмотр видеофильма Беседа Беседа, просмотр видеофильма Практикум. Практикум.  Беседа Устный журнал Деловая игра Практикум.  Практикум . Беседа, просмотр видеофильма Беседа Деловая игра  Копилка добрых слов Практикум  Игровая карусель Практикум  Игровая карусель Практикум  Творческие работы Устный журнал Устный журнал Практикум  Творческие работы Практикум. Подготовка  благотворительного  концерта. Православные традиции праздника Светлой  Пасхи. Православные традиции праздника Светлой  Пасхи. Приготовление подарков к Светлой  Устный журнал Практикум 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Пасхе. Православные традиции праздника Светлой  Пасхи. Подготовка праздничной  благотворительной программы. Милосердное отношение к слабым,  больным. Милосердное отношение к слабым,  больным. Бережное отношение к растениям. Бережное отношение к растениям. Наши пернатые друзья. Наши пернатые друзья. Праздник «Благовещение» Счастлив  человек, который и животных  милует. Счастлив  человек, который и животных  милует. Подготовка  благотворительного  концерта. Практикум  Концертные номера Подготовка  благотворительного  концерта. Беседа Беседа Беседа Практикум  Творческие работы Практикум  Презентация  кормушек Просмотр видеофильма Беседа Просмотр видеофильма Краткое содержание разделов программы. Блок 1. Милосердие в семье. Содержательная   часть   учебного   материала  Семья   –   малая   церковь. Радоница.   Родословие   моей   семьи.   Связь   поколений   людей   от   первых поселений до современности. Отличие «дня Именин» от дня рождения. Имя и его   символика.   Духовная   сущность   имени:   человек   должен   дорожить своимименем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами. Зрительный ряд. А.А. Пластов – «Сенокос», Ф.М. Славянский – «Семейная картина»,  Ф.П.   Решетников  –   «Опять   двойка».  К.Е.   Маковский  –   «Дети, бегущие от грозы», А.Г. Венецианов – «Жнецы», В.Попов – «Моя бабушка и её ковёр». Практика.  Разучивание   наизусть   стихотворений   о   папе,   маме,   дедушке, бабушке,   рисование   портрета   мамы,   рассказы   о   проведении   в   семье   дня рождения и «дня Именин». Проигрывание и анализ ситуаций. Раскрашивание   рисунков.  «Бабушкины   блины»,   «Тряпичная   кукла», «Праздник   в   доме»,   «Снеговик»,   «Яблоко   для   мамы»,   «Плоды   в   вазе», «Родословное   дерево»,   «Ёлочка   для   доброй   малютки»,   «Отдых   с папой»,«Семья вместе – душа на месте», «Ворона», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Папа и дети». Проекты.  «Ковёр для бабушки», «Тряпичная кукла», «Любящие ладошки», «Добрый   лев»,   «Родной   уголок»,   «День   именин»,   «Правило   отношения   с друзьями. Блок 2. Милосердие к ближним Содержательная   часть   учебного   материала.   Православные   традиции праздника   Рождество   Христово.   Духовное   значение   праздника   в   жизни народа.   Святки.   Православные   традиции   проведения   Святок.   Духовное значение праздника Светлая Пасха в жизни народа. Православные традиции праздника. Милосердие к старым одиноким людям. Знакомство с житиями особо почитаемыми на Руси православных святых. Зрительный   ряд.  Именные   иконы,   репродукции   картин:   М.   Нестеров «Видение отроку Варфоломею» и «Сергий с медведем». Практика.  Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому. Игра­ упражнение «Подбери  ласковые  имена  для друга»; составление рассказа  о своём   имени;   рассматривание   икон   святых,  наиболее   почитаемых   на   Руси. Проигрывание и анализ ситуаций. Раскрашивание   рисунков.   «Карандаши»,   «Помощь   страннику»,   «Девочка идёт   на   пасхальную   службу»,   «Христославы»,   «Больной   мальчик», «Попугайчик для больной соседки». Проекты.   «Спешите   делать   добро»:   изготовление   подарков­игрушек   для детского дома, кукольное представление, изготовление поделок к праздникам Рождеству Христову и Светлой Пасхе». Блок 3. Доброе отношение к природе Содержательная часть учебного материала. Шестоднев – сотворение мира. Обязанность     первых     людей     заботиться     о     рае.     Наша     обязанность заботиться  обо  всём  окружающем,  ответственность  при  встрече  с  любой жизнью     (растением,   животным).   Разумное   отношение   к   животным:   не ставить его  выше человека, держать в подобающем месте. Практика.   Уборка   территории    близ   лежащего   парка.  Проигрывание и анализ ситуаций. Проекты. «На озере», «Украшение гнезда». Раскрашивание  рисунков.  «Гнездо  с  птицами»,  «Выпуск  птиц  из клетки, «Утка  с  утятами», «Птицы  кормят  птенчиков  в  клетке», «Лошадь везет воз» Проигрывание и анализ ситуаций. Ожидаемые результаты. В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения обучающихся,   определенные   в   требованиях   к   освоению   образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.  В   соответствии   с   концепцией   образовательных   стандартов   второго поколения результаты образования включают:              – предметные результаты (знания и умения, опыт творческой  деятельности и др.); Приобретение   школьником   социальных   знаний   (об   общественных нормах,   устройстве   общества,   социально   одобряемых   и   неодобряемых формах   поведения   в   обществе   и   т.п.),   первичного   понимания   социальной реальности   и   повседневной   жизни.   Для   достижения   данного   уровня результатов   особое   значение   имеет   взаимодействие   ученика   со   своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.    –  метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного  или  нескольких  предметов,  применимые  как  в рамках образовательного   процесса,   так   и   при   решении   проблем   в   реальных жизненных ситуациях); получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым   ценностям   общества,   ценностного   отношения   к   социальной реальности   в   целом.   Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или   не   получает)   первое   практическое   подтверждение   приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).            – личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.). Получение   школьником   опыта   самостоятельного   общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно   становится   (а   не   просто узнает   о   том,   как   стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет   взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде. С   переходом   от   одного   уровня   результатов   к   другому   существенно возрастают воспитательные эффекты: ­   на   первом   уровне   воспитание   приближено   к   обучению,   при   этом предметом   воспитания   как   учения   являются   не   столько   научные   знания, сколько знания о ценностях; ­   на   третьем   уровне   создаются   необходимые   условия   для   участия обучающихся   в   нравственно­ориентированной   социально   значимой деятельности.   осознанные   мотивы   поведения, Таким   образом,   знания   о   ценностях   переводятся   в   реально действующие,   значения   ценностей присваиваются   обучающимися   и   становятся   их   личностными   смыслами, духовно­нравственное   развитие   младших   школьников   достигает относительной полноты. Переход   от   одного   уровня   воспитательных   результатов   к   другому должен быть последовательным, постепенным. Список использованной литературы для педагога: 1.Алешина, М.В гости к батюшке Амвросию : притчи старца Амвросия Оптинского   в   пересказе   для   детей   /   Марина   Алешина   ;   Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; худ. : Юрий и Ирина Юрасовы. –  М.: Изд­во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2011. – 20 с. 2.Балашов,  Б.,  протоиерей.  Десять  заповедей.  Пособие  для  детей  и взрослых по изучению основ православной веры; худ: В.А. Макаров. –  Клин: Изд­во «Христианская жизнь», 2010. – 144 с. 3.Безмездный  целитель  XX  века:  житие  свт.  Луки  Крым.  (Войно­ Ясенецкого)     /     Православ.     приход     храма     Св.     Духа     сошествия,     г. Москва;пересказ  свящ.  Георгия  Ханова;  худ.  Михаил  Горняк.  –  М.,  2009 (Тип.  «Дет. кн.»). – 24 с. : ил. 4.Быть  кому­то  нужным  /  Т.Д.  Жданова  [и  др.];  худ.  З.Н.  Ярина.  – Рязань: Зёрна­Слово, 2010. – 48 с.  5.Воздвиженский,  П.Н.  Моя  первая  священная  книга.  –  М.:  Известия, 2009. – 112 с.: ил. 6.Ганаго,     Б.     Детям     о     молитве:     рассказы     для     детей     /     Борис Ганаго;Белорус. Православ. Церковь. – 5­е изд. – Минск, 2008 (ПРУП «Мин. фабрика  цв. печати»). – 71 с.: ил 7.Ганаго,   Б.   А.   Будем   как   дети:   семейн.   вечера   /   Ганаго   Борис Александрович. – 4­е изд. – Минск: Изд­во Белорус. Экзархата, 2005. – 288 с. 8.Глазунова,  И.  Сказки  Ангела:  десять  заповедей  для  детей  /  Ирина Глазунова; худ. Надежда Суркова. – Рязань: Зерна­Слово, 2012. – 39 с.: ил. 9.Готово ли сердце? / авт.­сост. Б.А. Ганаго;  ил. С. Михадюк. – 2­е изд. – Минск: Изд­во Белорус. Экзархата, 2005. – 272 с. 10.Дашкевич, Т. Голос Ангела / Татьяна Дашкевич, Елена Михаленко. Минск: Изд­во Св.­Елисавет. Монастыря, 2005. – 46 с.: ил. 11.Десять заповедей Божиих. / авт.­сост. Святитель Николай Сербский. – М.: Ковчег, 2008. – 64 с. 12.Добрые     чувства     животных     /     Т.Д.     Жданова     [и     др.].     – М.:Благословение; Техинвест 3, 2009. – 23 с.: ил. 13.Екимова, Е. Ангел по небу летел / Елена Екимова. – Изд­во Дмитрия Харченко, 2008. – 17 с.: ил. 14.Зёрнышки:     добрые     истории     для     малых     ребят.     Вып.     7.     – Рязань:Зёрна­Слово, 2009. – 32 с. 15.Золотое   сердце   :   православ.   календарь   для   девочек,   2011   / Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва.  –  М.:  Изд­во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2010. – 25 с.: ил.  16.Иванова С. Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – 336 с., ил. 17.Искорки света : рассказы для детей / сост. Борис Ганаго.  –  2­е изд.  – Минск, 2008 (ПРУП «Мин. фабрика цв. печати»). – 71 с. : ил. 18.Королева,  Е.А.  Божий  мир  :  кн.­помощница  /  Елена  Алексеевна Королева. – М.: Смирение, 2009. –  16 с.: ил. 19.Лукашевич, К. Первое словечко / Клавдия Лукашевич.  –  М., 2006.  – 272 с. 20.Музыкина,  В.  Подарок  маме  /  Валентина  Музыкина;  Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва;   худ. Наталия Иванищева.   – М.: Изд­во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2010. – 36 с.: ил. 21.Помните, дети, пятую заповедь. –  [Б. м.]:  Семейн. б­ка, 2010. –  56 с.:ил. 22.Святая   ночь   /   сост.   Сергеева   Л.;     худ.   Капустяк   Е.     – Днепропетровск:АРТ­ПРЕСС, 2005. – 14 с.: ил. 23.Снова у старца:  рассказы старца Паисия для маленьких / Православ. приход   храма   Св.   Духа   сошествия,   г.   Москва;   худ.   Елена   Хисматова; пересказ Марины Алешиной. –  М.:  Изд­во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп. ; Чтение для рус. детей, 2008. – 20 с. : ил. 24.Христианский дух в пословицах и поговорках /  сост. еп. Александр (Милеант). – М.: Фавор – XXI, 2003. – 47 с. 25.Худошин,  А.  Бисер  небесный  :  рассказы  для  детей  о  рус.  святых Александр Худошин. – М.: Терирем, 2010. –  43 с.: ил. 26.Что   значит   подарить   радость?:   Пасхал.   рассказы   и   стихи   / Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва  ;  сост.  Алла Фомкина ; худ. : Юрий и Ирина Юрасовы.  –  М.:  Изд­во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2012. – 16 с. 27.Шипошина,  Т.  Чистый  четверг  /  Татьяна  Шипошина.  –  М.:  Изд­во Моск. Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 24 с.: ил. Дополнительная литература 1.Волшебный карандаш [Изоматериал]: раскраска. – Н. Новгород: Газет. мир, 2013. – № 2 : Дары природы. – 18 с. 2.Древо   доброе.   Учебное   пособие   для   изучения   основ   православной культуры  в  начальных  классах.  4­е  издание  книги  Ольги  Янушкявичене, дополненное  и  переработанное  священником  Игорем  Киреевым.  Сергиев Посад: Типография ПИПЦ, 2003. – 48 с. 3.Жукова, В.В., Волкова, Т.Г. Я иду на урок в воскресную школу: Закон Божий  и  уроки  детского  творчества.  –  М.:  Издательство  Московской Патриархии, 2010 – 192с. – ил. 4.Мистер  Самоделкин  :  газ.  для  детей  младшего  шк.  возраста.  –  Н. Новгород, 2013. – № 3: Цветы для мамы. – 19 с. 5.Раскрась  и  наклей  [Изоматериал].  –  Н.  Новгород,  2013.  –  №  2:Все Профессии важны. – 19 с. 6.Саша и Даша: православ. журнал для детей. – Н. Новгород, 2012. – №3. – 23 с. 7.Шевченко   Л.   Л.   Православная   культура.   Учебное   пособие   для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения.  Книга  первая.  5­е  издание.  –  М.:  Центр  поддержки культурно – исторических традиций Отечества. 2010. 160 с. Электронные ресурсы: http://fcior.edu.ru/  ­  федеральный  портал  школьных  цифровых  образовательных ресурсов. http://www.school­collection.edu.ru/  ­  цифровые  образовательные  ресурсы для общеобразовательной школы. http://www.eparhia­tmb.ru/ ­ сайт Тамбовской епархии http://www.russkoe­slovo.ru/  ­  сайт  издательства  «Русское  слово»:  методический раздел. http://www.religion.historic.ru/ ­ история религии http://www.foma.ru/­ о православии в России.

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Уроки милосердия» для 2 класса

Рабочая программа  по курсу «Уроки милосердия»   для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017