РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
4 кл
19.11.2018
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Ты -пешеход и пассажир..doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г.о. Электросталь
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по курсу внеурочной деятельности
«Ты пешеход и пассажир»
4 «В» класс
Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ№1»
__________/Е.Н. Шевченко/
«29» августа 2018 г.
Составитель: Свечкарева Марина Дмитриевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории 20182019 учебный год
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» для 1 – 4 классов общеобразовательной школы разработана на основе
следующих документов:
Нормативные документы и программы:
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников»; Москва. – Просвещение, 2011 г.
В.А. Горский «Примерные программы внеурочной деятельности»; Москва. – Просвещение, 2011 г.
Конституция РФ;
Конвенция «О правах ребенка»;
Государственный образовательный стандарт;
Правила дорожного движения;
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожнотранспортного травматизма обусловлена высокими статистическими
показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожнотранспортного травматизма показывает, что основной причиной является
низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют
верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Развитие сети дорог, резкий рост
количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые
становятся причиной дорожнотранспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожнотранспортного травматизма необходимо
обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый
может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм
восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и
часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход
дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожнотранспортное происшествие – это трагедия: даже
если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то моральнопсихологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его
на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожнотранспортного травматизма является работа образовательных учреждений в
данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать
нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере
дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение
всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и
дорогам.
3 Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения
привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
обучение школьников ПДД;
обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;
развитие творческих способностей;
формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;
привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
развивать мотивацию к безопасному поведению;
формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
тематические занятия
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на
необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто
был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо
проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для
тех, кто постоянно нарушает правила.
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года. 4 класс – 34 часа.
4 УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.
2.
3.
Улица полна неожиданностей.
Наши верные друзья.
Это должны знать все.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема
Количество часов
10
9
15
34
ИТОГО
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на
улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:
1. Улица полна неожиданностей.
2. Наши верные друзья.
3. Это должны знать все.
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.
В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что
безоговорочное выполнение ПДД – это условие сохранения жизни себе и окружающим. Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения
является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию
реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и
навыков.
5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение курса направлено на получение следующих личностных результатов:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных
учебных действий.
Познавательные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинноследственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
6 ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Учащиеся научатся и будут знать:
Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных
ограждений.
переходами.
Что такое остановочный путь, его составляющие.
Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования
Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей
части на них.
Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
Безопасный путь в школу.
Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
Возможности и особенности своего зрения и слуха.
7 Учащиеся получат возможность научится:
Определять места перехода через проезжую часть.
Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какойлибо предмет на проезжую часть и т. п.
Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
Определять величину своего шага и скорость своего движения.
Определять признаки движения автомобиля.
Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
8 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
уроков
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Наименование разделов и тем
Улица полна неожиданностей
Безопасность пешеходов.
Виды транспортных средств.
Проезд специальных транспортных средств.
Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т. п.
Знаем ли мы правила дорожного движения.
Нерегулируемые перекрёстки.
Он мешает вовремя увидеть опасность на дорогах.
Разбор дорожной ситуации на макете.
Основные понятия и термины ПДД.
«Дисциплинированный пешеход».
Наши верные друзья
Предупредительные сигналы.
Дорожные знаки и их группы.
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.
«Путешествие в Страну дорожных знаков».
Светофорное регулирование.
Регулировщик и его сигналы.
Встреча с инспектором дорожной полиции.
Знатоки правил дорожного движения.
Выступление перед детьми детского сада.
Это должны знать все
9
№ §,
ст.
Сроки прохождения
темы
по плану
по
факту
Кол
во
часов
10
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
9
15 20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
Движение учащихся в группе и в колонне.
Я – пешеход.
Перевозка людей.
Перевозка людей.
Труд водителя.
Когда ты становишься водителем.
Когда ты становишься водителем.
Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.
Где можно и где нельзя играть.
Причины возникновения ДТП.
Создание буклета «Помни, пешеход!»
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге.
Мы соблюдаем ПДД.
Праздник на тему «Мы знаем правила дорожного движения».
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05
10 УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. В.Я. Сюньков . Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 14 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997.
2. Н.Я. Жульнев . Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
3. М.Н. Филенко . Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985
4. В.Э. Рублях, Л.Н. Овчаренко. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
5. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова. М.: Просвещение, 1978г.
6. Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
Протокол от «26» августа 2016 г. № 1
Руководитель ШМО
______________/ О.С.Рогова ./
Согласовано на заседании ШМОСогласовано
Куратор начальной школы
____________/ О.А.Малыхина
11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Ты пешеход и пассажир» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.