Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"
Оценка 4.8

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +2
4 кл—11 кл +1
12.04.2019
Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
заним.грамм.4-а кл.docx
муниципальное   казённое     общеобразовательное учреждение       Тогучинского района       «Тогучинская средняя школа №1» СОГЛАСОВАНО  Завуч  по ВР   ____________________И.А.Дамм ____________________2018г. Рабочая    программа   по курсу   «Занимательная грамматика»                                       на 2018 – 2019 учебный год                                                                   для    4 класса                                                                                                                                                                    Составитель: Москоленко Н.М.                                                                                                                         (учитель  начальных  классов, 1 квалификационная  категория) I. Пояснительная записка Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в  Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего  образования и основного общего образования. Нормативно­правовая основа:          Закон Российской Федерации «Об образовании»;          Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);          Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;          Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;         Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13­51­28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в  ОУ;       Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000  г. № 101/28­16);          САНПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;     Проект перспективного развития образовательного учреждения;     Модель внеурочной деятельности обучающихся  в начальной школы;           Должностные инструкции зам. директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога­психолога; классного руководителя;  педагога дополнительного образования.   Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в  школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского  языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным  продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования.   Включение   элементов   занимательности   является   обязательным   для   занятий   с   младшими   школьниками.   Вместе   с   тем   широкое   привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”. В   отборе   материала   к   занятиям   учитель   должен   ориентироваться   на   связи   с   программным   материалом   по   русскому   языку,   учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое   значение   для   формирования   подлинных   познавательных   интересов   как   основы   учебной   деятельности.   В   процессе   изучения   грамматики школьники   могут   увидеть   “волшебство   знакомых   слов”;   понять,   что   обычные   слова   достойны   изучения   и   внимания.   Воспитание   интереса   к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная   деятельность.   Поэтому  особое   внимание   на  занятиях   “Занимательной   грамматики”   следует   обращать  на   задания,   направленные   на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве   своем   дается   в   стихотворной   форме,   что   способствует   его   более   легкому   усвоению   и   запоминанию.   Все   это   открывает   для   детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.  II. Цель и задачи курса. Цель курса:   расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие:         развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение  словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие:  воспитание культуры обращения с книгой;       формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие:  развивать  смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.      III.  Особенности программы  «Занимательная грамматика»    «Занимательная лингвистика» Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:        занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.                    Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. IV. Формы проведения занятий   лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.   анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:        игровая; теоретическая; практическая. V. Основные методы и технологии технология  разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология  обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. Выбор   технологий   и  методик   обусловлен  необходимостью  дифференциации  и   индивидуализации  обучения  в  целях   развития  универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника. VI. Описание места курса  в учебном плане         Программа рассчитана на 1 год, 34 часа  Занятия проводятся 1 раз в неделю  по 40 минут в 4 классе. Курс изучения  программы  рассчитан на учащихся  4­х классов. VII.  Планируемые результаты.   Предметные: Обучающийся научится:         Отличать звук от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). ­         Признаки гласных и согласных звуков. ­         Буквы русского алфавита. ­         Родственные  слова. ­         Антонимы, многозначные слова. ­         Системные связи слов. Обучающийся получит возможность научиться: ­         Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов. ­         Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. ­         Делить слова на слоги. ­         Подбирать родственные слова. ­         Объединять слова в группы. ­         Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. ­         Составлять текст по вопросам учителя. ­         Работать со словарями. ­         Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. Метапредметные результаты:    осознавать и определять (называть) свои эмоции;   осознавать и определять эмоции других людей,    Личностные результаты: Обучающийся научится и получит возможность научиться:          сочувствовать другим людям, сопереживать;         стремиться к совершенствованию собственной устной и письменной речи;     чувствовать красоту и выразительность речи,      любить и уважать  Отечество,  язык, культуру;  проявит интерес к изучению языка;                                                                                                       Регулятивные УУД: Обучающийся научится:   самостоятельно по заданной теме формулировать цели кружковой  деятельности; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем или в группе учащихся; Обучающийся получит возможность научиться: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в  диалоге  с   учителем    и   учащимися  вырабатывать  критерии  оценки  и определять степень  успешности  своей  работы   и  работы   других  в   соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: Обучающийся научится:  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);      перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно­следственные связи; строить рассуждения; Обучающийся получит возможность научиться:      перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  пользоваться словарями, справочниками;  осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения;  Коммуникативные УУД:    Обучающийся научится:   оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;   конструкций, слов, к совершенствованию своей речи. задавать вопросы. Обучающийся получит возможность научиться:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.     высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.                                                   Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4­го класса учащиеся должны знать: ­отличительные признаки основных языковых единиц; ­ основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; ­слова, словосочетания, предложения, текста; ­основные орфографические  и пунктуационные правила; ­о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных; учащиеся должны уметь: ­четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; ­ подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; ­ различать слова­ паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; ­ пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями                                       VIII. Календарно­тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности                                                                         «Занимательная грамматика» (общекультурного  направления)  для 4­а класса                                                                                                           составлено в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта                                                         второго  поколения начального общего образования №п/п Тема занятия Дата план факт Характеристика учебной деятельности Прим. Количество часов по программе в 4 классе  ­  34 ,  количество  часов в неделю ­   1 . 1./1 Что такое орфоэпия? Тема 1. Фонетика и орфоэпия      (7 часов) 05.09 Знакомство с нормами литературного произношения.  Углубление и расширение знаний и представлений о  литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия»,  «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. 2./2. Что такое фонография или звукозапись? 12.09 Знакомство с  понятиями «фонография» и 3./3. Звуки не буквы! 4./4. Звучащая строка. 5./5. Банты и шарфы. 6./6. «Пигмалион» учит орфоэпии. 7./7. Кис­ кис! Мяу!, или Кое­ что  звукоподражаниях. 8./1. Имена вещей. 9./2. О словарях энциклопедических и  лингвистических. 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом  развития письменности – фонографией. Расширение знаний  о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и  записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы» от «звука». Составление транскрипций.  Знакомство с фонетическими явлениями  «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с  терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс».  Развитие фонематического слуха. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами  произношения. Знакомство с произношением слов банты и  шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с  нормами произношения. Знакомство с героями и  содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».  Правильная постановка ударений в словах. Знакомство с ономатопоэтическими словами или  звукоподражаниями. Познакомить с образованием  звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных   языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по  теме «Орфоэпия и фонетика». Тема 2. Лексикология    (27 часов) 24.10 07.11 Знакомство с   термином « лексика», и лексическим  значением слов. Знакомство с толковыми словарями  русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов.  Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли  энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение  умению пользоваться различными словарями. 10./3. В царстве смыслов много дорог. 11./4. Как и почему появляются новые слова? 12./5. Многозначность слова. 13./6. «Откуда катится каракатица?»О словарях,  которые рассказывают об истории слов. 14./7. Об одном и том же ­ разными словами. 15./8. Как возникают названия. 16./9. Слова – антиподы. 17./10. Фразеологические обороты. 18./11. Словари «чужих» слов. 14.11 21.11 28.11   05.12 12.12 19.12 26.12 Знакомство с многозначными словами, словами­  омонимами. Рассматриваются способы и причины  образования нескольких значений  у слова. Практическая  работа «Отличие  многозначных слов и  слов­ омонимов». Продолжение знакомства с лексическим значением  слов. Работа с различными толковыми словарями,  с  историей появления новых слов в русском языке. Рассказ о свойстве « многозначность слова», о  строении словарной статьи толкового словаря. Выделение  отличительных признаков многозначности и омонимии.  Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и  переносное значение слов». Рассматривается понятие «этимология», строение  словарной статьи  этимологического словаря. Работа с  различными этимологическими и историческими   словарями. Определение первоисточников слова,. Изучается особенность синонимического ряда слов.  Работа со словами­ синонимами и правильным  употреблением  их в речи. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях  языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с  этимологическими и историческими словарями. Беседа по  содержанию стихотворения В.   Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие  «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа  со «Словарем  антонимов русского языка».  Изучение особенностей фразеологических сочетаний.  Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о  правильном употреблении фразеологизмов  в речи.  Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А.  Рыбакова «Приключение Кроша». Рассматриваются особенности строения словарной  статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие  «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных 19./12. Капитан и капуста. 20./13. «Он весь свободы торжество». 21./14. Мы говорим его стихами. 22./15. Слова, придуманные писателями. 23./16. Слова уходящие и слова – новички. 24./17. Словарь языка Пушкина. 25./18. Смуглая Чернавка.   слов и  определением значения этих слов Знакомство с историей происхождения и образования  слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и  мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов Исследуются  языковые особенности произведений А.  С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и  «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина. Вводятся понятия «крылатые выражения» и  «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых  выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по  обогащению словарного запаса учащихся.  Продолжается работа над языковыми особенностями  произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия  «индивидуально­ авторские неологизмы» и  «окказиональные неологизмы».  Нахождение  индивидуально­ авторских неологизмов в произведениях А.  С. Пушкина. Изучение особенностей устаревших слов­ архаизмов.  Знакомство со словами­ новичками.  Работа над  пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в  речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды  архаизмов. Рассматривается особенность построения «Словаря  языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка  Пушкина».Беседа о значении этого  словаря. Работа со   словарем. Рассматривается особенность древнерусских имен.  Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими  именами, на примере произведений А. С. Пушкина.  Показать значение древнерусских имен. 26./19. Паронимы, или «ошибкоопасные слова». 27./20. Ошибка Колумба. «Ложные друзья  переводчика». 28./21. Какой словарь поможет избежать ошибок? 29./22. Словарь­ грамотей. 30./23. Научная этимология. 31./24. Какие бывают имена? 32./25. Древнерусские имена. 33./26. Отчество и фамилия. 34./27. Надо ли останавливаться перед зеброй? Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о  правильном употреблении паронимов в устной и  письменной речи . Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии.  Рассматриваются виды паронимов и способы их  образования. Знакомство со словарной статьей  «Словаря   паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы  образования паронимов. Работа над умением правильно  употреблять паронимы в устной и письменной речи. Знакомство со словарной статьей орфографического  словаря.Беседа о значении орфографического словаря.  Работа с орфографическим словарем. Знакомство со словарной статьей этимологического  словаря. Рассматривается значение этимологического  словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и  «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с  этимологическим словарем. Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и  причины образования омонимов среди имен собственных.  Работа со словарями. Знакомство с историей образования древнерусских  имен. Работа с этимологическим словарем. Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в  русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика».  Объяснение происхождений фамилий на примере  стихотворения С. Михалкова. Знакомство со способами номинации, аффиксальном  словообразовании и словосложении. Использование уже  имеющегося названия предмета. Вводится понятие  «метафорическая  номинация». IX. Содержание курса. Фонетика и орфоэпия (7 часов) Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.) Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.) Знакомство  с     понятиями   «фонография»  и   «звукозапись».Знакомство  с  историей   письма,  с  этапом  развития  письменности  –  фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Тема  3. Знакомство с наукой фонетикой,   правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии   « буквы»   от «звука». Составление Звуки не буквы! (1ч.) транскрипций.  Тема  4. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Звучащая строка. (1ч.) Развитие фонематического слуха. Тема  5. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими Банты и шарфы. (1ч.) словами. Тема  6. Продолжить   знакомство   с   наукой   орфоэпия,   с   нормами   произношения.   Знакомство   с   героями   и   содержанием     комедии   Бернарда   Шоу «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.) «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. Тема  7. Знакомство   с   ономатопоэтическими   словами   или   звукоподражаниями.   Познакомить   с   образованием   звукоподражаний.   Сравнение Кис­ кис! Мяу!, или Кое­ что о звукоподражаниях. (1ч.) звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». Лексикология (27 часов) Тема  8. Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного Имена вещей. (1ч.) запаса  учащихся. Тема 9.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Тема 10. Знакомство с многозначными словами, словами­ омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений   у слова. В царстве смыслов много дорог. (1ч.) Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов­ омонимов». Тема 11. Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском Как и почему появляются новые слова? (1ч.) языке. Тема 12. Рассказ   о   свойстве   «   многозначность   слова»,   о   строении   словарной   статьи   толкового   словаря.   Выделение   отличительных   признаков Многозначность слова. (1ч.) многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов». Тема 13. Рассматривается   понятие   «этимология»,   строение   словарной   статьи     этимологического   словаря.   Работа   с   различными   этимологическими   и «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.) историческими  словарями. Определение первоисточников слова,. Об одном и том же­ разными словами. (1ч.) Тема 14. Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами­ синонимами и правильным употреблением  их в речи. Тема 15. Развитие   речевых   умений.   Беседа   о   главных   функциях   языка.   Вводится   понятие   «система   номинации».   Работа   с   этимологическими   и Как возникают названия. (1ч.) историческими словарями. Тема 16. Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Слова – антиподы. (1ч.) Работа со «Словарем  антонимов русского языка».  Тема 17. Изучение   особенностей   фразеологических   сочетаний.   Вводится   понятие   «фразеологические   обороты».   Беседа   о   правильном   употреблении Фразеологические обороты. (1ч.) фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Тема 18. Рассматриваются   особенности   строения   словарной   статьи   словаря   иностранных   слов.   Вводится   понятие   «устойчивые   обороты».   Работа   со Словари «чужих» слов. (1ч.) словарем иностранных слов и  определением значения этих слов. Тема 19. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Капитан и капуста. (1ч.) Сравнение значения слов. Тема20. Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение «Он весь свободы торжество». (1ч.) строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.         Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.) по обогащению словарного запаса учащихся.   Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа Тема22.  Слова, придуманные писателями. (1ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально­ авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально­ авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.  Тема 23. Слова  уходящие и слова – новички. (1ч.) Изучение   особенностей   устаревших   слов­   архаизмов.   Знакомство   со   словами­   новичками.     Работа   над   пониманием   и   умение   правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.  Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.) Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со  словарем.  Тема 25.  Смуглая Чернавка. (1ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. Тема 26.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (1ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . Тема27.   Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.) Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.) Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Словарь­ грамотей. (1ч.) Тема 29.   Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Тема 30. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов Научная этимология. (1ч.) «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем. Тема 31.  Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов Какие бывают имена? (1ч.) среди имен собственных. Работа со словарями. Древнерусские имена. (1ч.) Тема32.  Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Тема33.  Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий Отчество и фамилия. (1ч.) на примере стихотворения С. Михалкова. Тема 34.   Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.) Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация». XI. Оборудование и кадровое обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие  принадлежности:        Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области наличие лингвистических словарей; наличие  карточек с играми и заданиями; наличие текстов для работы на занятиях; подборка видеофрагментов; подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет; компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; набор ЦОР по русскому языку. филилогии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием. XII.Литература Материалы для изучения азбуки на Лабиринте Материалы для изучения грамматики на Лабиринте Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996  Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1­4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов­на­Дону кн. изд­во, 1991 г. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1­4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова­ М : Просвещение 1984. 21.

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по курсу"Занимательная грамматика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2019