Рабочая программа по литературе разработана с учетом требований федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования РФ утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03.2004 г.№1089 (ред.от19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №3с. Толбазы, на основе программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва. Просвещение 2009 г.
Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Учебник-хрестоматия, 10 класс, в двух частях, авторы составители: Ю.В.Лебедев, Москва, «Просвещение», 2010.
Рабочая программа предусматривает обучение литературе в 10 классе в объеме 102 часа, в неделю 3 часа.Рабочая программа
Рабочая программа по литературе 10 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 с.Толбазы
муниципального района Аургазинский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы
________/Р.Р.Абсалямов/
Протокол №____ ________/ Г.М. Бикбаева/ Приказ №____
«____»______20___г. «____»______20___г. от «____»_____20___г.
Рабочая программа по литературе
для 10 класса
на 20182019 учебный год
Составитель: учитель русского языка и литературы
Дубовицкая Рима Рифгатовна с.Толбазы, 2018 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана с учетом требований федерального
компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего
образования (Приказ Минобразования РФ утвержденного приказом Минобразования РФ от
5.03.2004 г.№1089 (ред.от19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»), в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ
№3с. Толбазы, на основе программы для общеобразовательных учреждений. Литература.
511 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва. Просвещение 2009 г.
Рабочая программа ориентирована на учебнометодический комплект: Учебник
хрестоматия, 10 класс, в двух частях, авторы составители: Ю.В.Лебедев, Москва,
«Просвещение», 2010.
Рабочая программа предусматривает обучение литературе в 10 классе в объеме 102
часа, в неделю 3 часа.
Цели:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской
позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей
учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи
учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историколитературных сведений и теоретиколитературных понятий;
формирование общего представления об историколитературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения
как художественного целого в его историколитературной обусловленности с
использованием теоретиколитературных знаний; написания сочинений различных типов;
поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернета.
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова
Задачи:
и ее месте в культуре страны и народа;
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому
постижению конкретных художественных произведений;
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной
оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры,
совершенствования собственной устной и письменной речи.
Содержание
Введение (1ч)
3 Русская литературы XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и
проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовнонравственные искания
человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с
социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия
русских писателейкритиков.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8ч)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм.
Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное
самоопределение русской литературы.
А.С. Пушкин. Краткий обзор жизни и творчества. Романтическая лирика периода
Южной и Михайловской ссылок.
Особенности пушкинского лирического героя, отражение духовного мира человека в
стихотворениях «Погасло дневное светило», «Элегия».
«Медный всадник» – конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и
проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Художественная символика поэмы.
Своеобразие жанра и композиции. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Адресаты любовной лирики
Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви.
Анализ стихотворений «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с
молитвою…»), «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Противостояние «красоты блистания» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и
охладелого сердца.
Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова: чувство трагического
одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием в стихотворениях «Как часто
пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине
Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…».
Углубление понятий о романтизме и реализме в творчестве поэта, об их
взаимоотношении и взаимовлиянии.
Н.В. Гоголь. Обзор жизни и творчества.
Повесть «Невский проспект». Петербург как мифический образ бездушного и
обманного города. Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма,
лирики и сатиры. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие творческой манеры.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (69ч+20ч)
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Общественнополитическая
ситуация в стране в 18501860гг. Критика социальной действительности в литературе и
искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала
«Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями
«чистого искусства». Расцвет сатиры. Осмысление национального характера как задача
искусства в стихотворениях Н.А. Некрасова, музыке М. Мусоргского («Сцена под
Кромами» из оперы «Борис Годунов»), картинах И. Крамского («Портрет крестьянина»).
«Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (Н.А. Добролюбов, Н.Г.
Чернышевский, Д.И.Писарев),«органическая» критика. Традиции и новаторство в русской
поэзии.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (7ч+3ч)
А.Н. Островский. Обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании русского
национального театра.
4 «Гроза». История создания пьесы. Изображение «жестоких нравов» «тёмного
царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие
второстепенных персонажей. Роль пейзажа в пьесе.
Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. Катерина в системе образов пьесы.
Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика
пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса
калиновского мира.
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Развитие понятия
«драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их
реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протестозорство (Варвара,
Кудряш), протесттерпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины.
Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах
А.Н. Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы. Жанровое
своеобразие «Грозы», сочетание драматического, лирического и трагического начал.
«Гроза» в оценке русской критики. Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (9ч+4ч)
И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества.
«Отцы и дети» – история создания романа, отражение в нём общественно
политической ситуации в России. Кирсановы как лучшие представители русского
дворянства: восторженный и романтический Аркадий, тонко чувствующий красоту
природы, Николай Петрович – хранитель национальной русской культуры, Павел Петрович
– поборник европейской цивилизации.
в
которых обе
Композиция романа. Сущность конфликта отцов и детей: «настоящие столкновения
те,
степени правы»
(И.С. Тургенев). Словесный поединок уездного аристократа и столичного нигилиста. Роль
образа Базарова в развитии основного конфликта. Дуэль между Базаровым и Павлом
Петровичем. Авторская позиция и способы её выражения.
стороны до известной
Черты личности, мировоззрения Базарова. Отношение главного героя к общественно
политическим преобразованиям в России, к русскому народу, природе, искусству,
естественным наукам. Испытание любовью в романе. Сущность внутреннего конфликта в
душе Евгения Базарова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен?»
Базаров и его мнимые последователи. Эволюция отношений Базарова и Аркадия.
Кукшина и Ситникова как пародия на нигилизм.
Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество и в лагере «отцов», и в кругу
«детей». Испытание смертью и его роль в романе. Смысл финала «Отцов и детей».
Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе. Тургенев о
Базарове. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме, социально
бытовые и общечеловеческие стороны в романе). «Тайный психологизм» и приём
умолчания в произведении Тургенева. Художественная функция портрета, интерьера,
пейзажа в романе. Своеобразие жанра романа «Отцы и дети». Символика заглавия.
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (8ч+1ч)
Жизнь и творчество И.А. Гончарова.
Роман «Обыкновенная история» как «стремление осветить все глубины жизни,
объяснить все скрытые стороны». Типы характеров и проблема взаимоотношения
поколений в изображении Гончарова. Романтические иллюзии и их развенчание в романе.
«Обломов» – история создания романа. Система образов романа. Социальная и
нравственная проблематика произведения И.А. Гончарова. Особенности композиции.
Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Глава «Сон Обломова» и её роль в
произведении. «Петербургская обломовщина».
5 Приёмы антитезы в романе. Национальнокультурные и общественноисторические
элементы в системе воспитания Обломова и Штольца. Мировоззрение и стиль жизни
героев. Поиск Гончаровым образа «гармонического человека». Авторское отношение к
героям романа. Конкретноисторическое и общечеловеческое в образе Обломова.
Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как
проявление общего через индивидуальное.
«Головная» (рассудочная) и духовносердечная любовь в романе. Ольга Ильинская и
Агафья Пшеницына. Ситуация «испытание любовью» и её решение в произведении
Гончарова (Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Штольц и Ольга).
Музыкальные страницы романа.
Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Н.А. Добролюбов «Что такое
обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Роман Гончарова».
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (3ч)
Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Наследник классицизма и поэтромантик. Основные
мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер
тютчевского романтизма. Единство и борьба противоположностей (Хаоса и Космоса,
прошлого и настоящего, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева (слияние
человека с Природой и Историей, с «божественновсемирной жизнью») и его
неосуществимость.
Тютчевполитик и Тютчевпоэт. Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им
судьбы России в контексте мировых проблем. Две ипостаси образа России в творчестве
поэта.
Автобиографизм любовной лирики Ф.И. Тютчева, предполагающий поэтизацию не
событий, а переживаний. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».
Художественное своеобразие лирики Тютчева. Форма лирического фрагмента.
Особенности композиционного построения стихотворений (повтор, антитеза, симметрия).
Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля поэзии Тютчева.
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1ч+1ч)
Жизнь и творчество. Фет и теория «чистого искусства». «Служение чистой красоте»
как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности поэзии, о её
нравственном значении, о современности в данную эпоху.
Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» как манифест «чистого искусства».
Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема
творчества,
Философская проблематика лирики.
Художественное своеобразие произведений Фета: психологизм переживаний, особенности
поэтического языка. Композиция лирического стихотворения.
красоты).
природы,
любви,
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ (1ч)
Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы, мотивы, образы. Любовная
лирика А.К. Толстого. Восприятие чувства как стихии, одновременно неподвластной
обузданию («приливы любви и отливы») и подчинённой закону неизбежности. Символика
стихотворений А.К. Толстого. Приём психологического параллелилизма и его реализация в
творчестве поэта. Музыкальность его лирики.
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ (1ч)
Жизнь и творчество Н.С. Лескова.
«Очарованный странник» – особенности сюжета повести. Тема дороги и
изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ
Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека.
Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Смысл
названия повести Н.С. Лескова. Особенности лесковской и повествовательной манеры.
6 Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести. Обращение Лескова к
форме сказа.
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВЩЕРИН (3ч)
Жизнь и творчество М.Е. СалтыковаЩедрина (обзор).
Народ и власть произведениях М.Е. СалтыковаЩедрина. Судьба русской сатиры.
Сатирическая летопись истории Русского государства. Собирательные образы
градоначальников и «глуповцев». Исторические параллели (Павел Первый – Грустилов,
Аракчеев – УгрюмБурчеев и др.) и приём анахронизма в произведении Салтыкова
Щедрина. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа.
Смысл финала «Истории».
Развитие сатирических традиций Фонвизина и Гоголя в произведениях Салтыкова
Щедрина. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск,
алогизм. Эзопов язык.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (6ч+2ч)
Жизнь и творчество поэта. «Вечные» темы в поэзии Некрасова. Психологизм и
бытовая конкретизация его любовной лирики. Особенности некрасовского лирического
героя. «Панаевский» цикл Н.А. Некрасова и «Денисьевский» цикл Ф.И. Тютчева.
Гражданский пафос поэзии Некрасова. Образ народа, ментальные черты русского
человека и их воплощение в некрасовской лирике. Разительный контраст «двух миров» в
стихотворениях поэта. Настоящее и будущее поэта как предмет лирических переживаний
страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального
выражения лирических переживаний. «Любовьвражда» (А. Блок) как основа отношения
Некрасова к народу. Сатира и её место в лирике Некрасова. Прозаизация лирики, усиление
роли сюжетного начала в произведениях поэта. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.
Судьба поэтагражданина. Образ Музы в лирике Некрасова.
«Элегия» – развитие темы «страданий народа» в стихотворении. Многозначность
финалов в произведениях Некрасова.
«Кому на Руси жить хорошо» – проблематика и жанр поэмы. История создания,
сюжет, жанровое своеобразие. Фольклоризм художественной литературы. Смысл
фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного цикла,
сказочные образы и мотивы, загадки, пословицы, поговорки, символика цифр и др.)
Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Особенности стиля.
Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова. Судьба
«дворянских гнёзд» в пореформенную эпоху. Трагическое и комическинелепое начало,
заложенное в крепостничестве.
Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова. Образы
правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тема женской доли в
поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта и её
отражение в истории Савелия, «богатыря святорусского». Народное представление о
счастье. Смысл названия поэмы.
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (9ч+4ч)
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Традиции Н.В. Гоголя и новаторство Ф.М.
Достоевского.
«Преступление и наказание» – история создания романа: замысел и его
воплощение. «Великое пятикнижие» Достоевского.
Образ Петербурга на страницах романа. Приёмы создания образа Петербурга (пейзаж,
интерьер, цветопись).
7 Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых.
История Мармеладовых. Гоголевские традиции в решении темы «маленького человека».
Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Раскольникова.
Теория Раскольникова и её истоки. Нравственнофилософское опровержение теории
«двух разрядов». Проблема нравственного выбора. Раскольников и его «двойники»: Лужин
и Свидригайлов. Роль портрета романе.
«Ангелы» Родиона Раскольникова. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема
нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и
смирения.
Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. Порфирий
Петрович как представитель законности и официального правосудия в романе как
авторский резонёр, логически объясняющий Раскольникову необходимость покаяния и
явки с повинной. Своеобразной «двойничество» Раскольникова и Порфирия Петровича.
Развитие Порфирием идеи «искупления вины страданием», носителем которой в романе
является Миколка.
Эпилог и его роль в романе, его связь с философской концепцией «Преступления и
наказания».
Художественное мастерство Ф.М. Достоевского. Психологизм прозы Достоевского.
Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социальнофилософского романа и
смысл заглавия «Преступления и наказания». Полифонизм романа, столкновение разных
«точек зрения». Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества
писателя.
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (14ч+4ч)
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
«Севастопольские рассказы» как новое слово в русской баталистике.
«Война и мир». История создания романа. Работа Толстого с историческими
документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 года, составление
«анкет» персонажей. Прототипы героев романа. Отражение в произведении проблем,
волновавших людей 1860 года (роль личности и народных масс в истории, место человека в
жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала,
соединение как «тела» нации с её «умом» – просвещённым дворянством – на почве общины
и личной независимости).
Нравственнопсихологический образ Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен.
Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах
Натальи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души»
лавной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национальноприродное в её
характере.
Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные
искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе и их крушение.
Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления в жизни князя Андрея.
Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной деятельности. Любовь
к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812 года. Смерть князя Андрея.
Эмоциональноинтуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне
А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым.
Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и
в занятой французами Москве. Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние
«каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Любовь к Наташе. Пьер Безухов на
пути к декабризму.
Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого. Причины войны 180507
гг. Заграничные походы русской армии. «Военные трутни», мечтающие о «выгодах службы
8 под командою высокопоставленных лиц» и о преимуществах «неписаной субординации»
(Жерков, Друбецкой, Богданыч, Берг). Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих
свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и
поражений русской армии. Роль приёма антитезы в изображении военных событий.
Авторская оценка войны как события, «противного человеческому разуму и всей
человеческой природе».
Своеобразие жанра и композиции романа.
Резерв (2ч)
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (6ч+1ч)
Жизнь и творчество А.П. Чехова. Углубление понятия о рассказе.
Многообразие философскопсихологической проблематики в рассказах зрелого
Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической
реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов
Чехова. Стиль Чеховарассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность,
психологическая и символическая деталь.
«Вишнёвый сад» – История создания «Вишнёвого сада» и его первой постановки.
Люди, «заблудившиеся во времени». Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение
прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль
фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс).
Своеобразие конфликта в пьесе: внутреннее и внешнее действие. Противоречия
образа Лопахина: «хищный зверь» и «нежная душа». Мастерство Чехова в построении
диалога: эффект взаимной глухоты персонажей. Образ будущего в произведениях Чехова.
Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с
«праздной, бессмысленной жизнью».
Новаторство Чеховадраматурга: символическая образность, «бессобытийность»
«подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов.
Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (3ч)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в
развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как
доминанта литературного процесса. Символизм.
Жизнь и творчество Бальзака. История создания повести «Гобсек». Денежные
отношения в буржуазном обществе и власть денег над душой человека. Образ ростовщика –
папаши Гобсека.
Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Сюжет и композиция новеллы «Ожерелье».
Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости
мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство
психологического анализа в новелле. Неожиданность развязки.
Учебнотематический план
№
1.
2.
3.
Наименование разделов и тем
Введение
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Количество
часов на
изучение
темы
1
8
89
9 Обзор русской литературы второй
половины XIX века
А.Н. Островский
И.С. Тургенев
И.А. Гончаров
Ф.И. Тютчев
А.А. Фет
А.К. Толстой
Н.С. Лесков
М.Е. СалтыковЩедрин
Н.А. Некрасов
Ф.М. Достоевский
Л.Н. Толстой
А.П. Чехов
Зарубежная литература
Подведение итогов
Итого
4.
5.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу учебного года десятиклассники должны
знать/понимать:
1
10
13
9
3
2
1
1
3
8
13
18
7
3
1
102
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателейклассиков XIX века;
основные закономерности историколитературного процесса и черты литературных
направлений;
основные теоретиколитературные понятия.
сформировать умения:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительновыразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения соотносить художественную
литературу с общественной жизнью;
раскрывать конкретноисторическое и
общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные
темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
Календарнотематический план
№
Содержание (разделы, темы)
Кол.
час.
Дата
план.
Дата
факт.
10 1 полугодие(47ч.)
Введение (1ч)
Русская литература XIX века в контексте мировой
культуры.
1
3.09
Литература первой половины XIX века (8ч)
Обзор русской литературы первой половины XIX
века.
Художественные открытия лирики А.С. Пушкина.
«Великое» и «малое» в поэме А.С. Пушкина «Медный
всадник».
Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова.
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
Художественный мирН.В. Гоголя.
Вн. чт. Н.В. Гоголь «Невский проспект».
Петербург как мифический образ бездушного и
обманного города.
Тестовая работа по теме «Литература первой
половины XIX века»
1
1
1
1
1
1
1
1
4.09
5.09
10.09
11.09
12.09
17.09
18.09
19.09
Литература второй половины XIX века (89ч)
Обзор русской литературы второй половины XIX
века.
1
24.09
Александр Николаевич Островский (7ч+3ч)
А. Н. Островский – создатель русского национального
театра
Творческая история «Грозы». Жестокие нравы.
Своеобразие внутреннего конфликта Катерины.
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»
Р.р. Чтение наизусть прозаического отрывка из
драмы «Гроза». Драматургическое мастерство
А.Н. Островского
«Гроза» в оценке русской критики.
Тестовая работа по творчеству
А.Н. Островского
Вн.чт. В тёмном царстве. Обсуждение пьес
Островского «Свои люди – сочтёмся»,
«Бесприданница».
Р.р. Подготовка к написанию сочинения
рассуждения по драмеА.Н. Островского «Гроза»
Р.р.Написание сочинениярассуждения по драме
А.Н. Островского «Гроза»
Иван Сергеевич Тургенев (9ч+4ч)
Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева.
Вн.чт. Народ от поэзии к правде. «Записки
охотника»
Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и
роман.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.09
26.09
1.10
2.10
3.10
15.10
16.10
17.10
22.10
23.10
24.10
6.11
7.11
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
11 24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Композиция романа.
Конфликт «отцов и детей» как главный нерв
тургеневского повествования. «Схватка» П.П.
Кирсанова с Евгением Базаровым.
Сила и слабость Евгения Базарова
Испытание любовью в романе «Отцы и дети»
«Накипь нигилизма» и её изображение в романе
Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и
дети»
Художественное мастерство Тургеневароманиста
Р.р. Роман «Отцы и дети» в русской критике.
Подготовка к сочинению по роману И.С.
Тургенева «Отцы и дети»
Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы
и дети». Анализ сочинений
Своеобразие жанра романа «Отцы и дети».
Символика заглавия.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Иван Александрович Гончаров (8ч+1ч)
1
1
Общая характеристика творчества И. А. Гончарова
Вн.чт. Роман
И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
Роман «Обломов». Обломов и посетители.
Глава «Сон Обломова» и её роль в романе «Обломов»
Обломов и Штольц в романе «Обломов»
Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Борьба двух начал в Обломове. (Анализ IIIей части
романа «Обломов»)
Победа обломовщины. (Анализ IVой части романа
«Обломов»)
Р.р. Роман «Обломов» в зеркале критики.
Подготовка к сочинению по роману И.А.
Гончарова «Обломов»
12.11
13.11
14.11
19.11
20.11
21.11
26.11
27.11
28.11
3.12
4.12
5.12
10.12
11.12
12.12
17.12
18.12
19.12
24.12
25.12
26.12
14.01
15.01
16.01
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Фёдор Иванович Тютчев (3ч)
Ф.И. Тютчев. Этапы биографии и творчества.
Природа, человек и Вселенная как главные объекты
тютчевской лирики.
«Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России
«Роковой поединок» любящих сердец в изображении
Ф.И. Тютчева
Афанасий Афанасьевич Фет (1ч+1ч)
Поэзия и судьба А. А. Фета. Природа, любовь и
красота в лирике А.А. Фета
Р.р. Чтение наизусть стихов А.А. Фета и
Ф.И. Тютчева. Тестовая работа по произведениям,
изученным в I полугодии
2 полугодие (55ч.) 48
49
Художественный мир
А.К. Толстого. Любовная лирика А.К. Толстого
Алексей Константинович Толстой (1ч)
1
21.01
Николай Семёнович Лесков (1ч)
Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова
«Очарованный странник».
1
22.01
Михаил Евграфович. СалтыковЩедрин (3ч)
50 Жизнь и творчество М.Е. СалтыковаЩедрина.
Романхроника «История одного города»
Особенности сатиры М.Е. СалтыковаЩедрина.
Зачётная работа по творчеству Н.С. Лескова и
М.Е. СалтыковаЩедрина
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23.01
28.01
29.01
30.01
4.02
5.02
6.02
11.02
12.02
13.02
18.02
19.02
20.02
25.02
26.02
27.02
4.03
5.03
6.03
11.03
12.03
13
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
64
65
66
67
68
69
70
Николай Алексеевич Некрасов (6ч+2ч)
1
Обзор жизни и творчества Н.А. Некрасова.
Художественное своеобразие любовной лирики Н.А.
Некрасова
«Душа народа русского» в изображении
Н.А. Некрасова
Р.р. Анализ стихотворного текста «Внимая
ужасам войны»
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А. Некрасова
Проблематика и жанр поэмы Н.А Некрасова «Кому
на Руси жить хорошо?»
Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Р.р. Анализ главы «Пир – на весь мир».
Подготовка к сочинению по поэмеН.А. Некрасова.
Фёдор Михайлович Достоевский (9ч+4ч)
1
Художественный мир Ф.М. Достоевского. Замысел и
история создания романа «Преступление и наказание»
Ораз Петербурга в романе Достоевского
«Преступление и наказание»
63 Мир «униженных и оскорблённых» в романе
Достоевского
Р.р. Изложение с элементами сочинения на
социальнонравственную тему
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в
романе Достоевского «Преступление и наказание»
«Двойники» Раскольникова: теория в действии
«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора
Три встречи – три поединка Раскольникова и
Порфирия Петровича
Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Р.р. Сочинение по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Своеобразие жанра социальнофилософского романа
и смысл заглавия «Преступления и наказания».
Вн.чт. Повесть Ф.М. Достоевского «Бедные
люди».
Лев Николаевич Толстой (14ч+4ч)
Страницы великой жизни. Очерк жизни и творчества
Л. Н. Толстого
Вн.чт. «Севастопольские рассказы» Л. Н.
Толстого. Правдивое изображение войны
История создания, жанровое своеобразие и
проблематика романаЛ.Н. Толстого «Война и мир»
Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны
Шерер». Петербург. Июль 1805г.
Именины у Ростовых. Лысые Горы.
Изображение войны 18051807 гг. Смотр войск под
Браунау
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера
Безухова
Зачётная работа по содержанию второго тома
романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Р.р. Анализ эпизода «Ночь в Отрадном»
Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев
романа
Изображение войны 1812 г. Философия войны в
романе
Изображение Бородинской битвы в романе Толстого
«Война и мир»
«Дубина народной войны». Бегство французов из
России
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87 Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир»
Истинный и ложный патриотизм
«Мысль семейная» в романе. Эпилог
Р.р. Подготовка к контрольному сочинению по
роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Р.р. Контрольное сочинение по роману
Л.Н. Толстого «Война и мир»
Своеобразие жанра и композиции романа.
Антон Павлович Чехов (6ч+1ч)
Путь художника от Антоши Чехонте до Антона
Павловича Чехова. Жизнь и творчество.
Тема гибели человеческой души в рассказе
А.П. Чехова «Ионыч».
Р.р. Изложение с элементами сочинения на
88
89
90
91
92
93
94
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13.03
18.03
19.03
20.04
1.04
2.04
3.04
8.04
9.04
10.04
15.04
16.04
17.04
22.04
23.04
24.04
29.04
30.04
6.05
7.05
8.05
13.05
14.05
15.05
14 95
96
97
философсконравственную тему
А.П. Чехов – драматург. Комедия «Вишнёвый сад».
«Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…»
(М. Горький). Бывшие хозяева вишнёвого сада.
Загадка Ермолая: «хищный зверь» или «нежная
душа»?
«Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Петя
Трофимов.Итоговая тестовая работа по
произведениям русской литературы II половины
XIX века
Зарубежная литература (3ч)
99
Вн.чт. Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака
«Гобсек», Вн.чт Психологическая новелла Ги де
Мопассана «Ожерелье»
1
1
1
20.05
21.05
22.05
1
27.05
Перечень учебнометодического обеспечения
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений: в 2х частях. – М.: Просвещение, 2010.
Форма контроля
уровня
достижений
обучающихся
Сочинение
№
п/п
1
Оценка
«5»
«4»
«3»
Нормы оценок знаний учащихся.
Критерии оценки
Содержание и речь
Содержание работы полностью соответствует теме
Фактические ошибки отсутствуют
Содержание излагается последовательно
Работа отличается богатством словаря
Достигнуто стилевое единство текста
В целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1 речевой недочет.
Содержание работы в основном соответствует теме
Имеются единичные фактические неточности
Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей
Лексический и грамматический строй речи
в целом достаточно разнообразен
Стиль работы отличается единством
В целом в работе допускается не более 2 недочетов
в содержании и не более 3 речевых недочетов.
В работе допущены существенные отклонения от
темы
Работа достоверна в главном, но имеются
фактические неточности
Грамотность
(1
орфографич.)
или
( 1 пунктуац.)
или
( 1 грамматич.)
(2 орфограф. и
2 пунктац.)
или
(1 орфограф. и
3 пунктуац.)
или
(4 пунктуац.)
или
(2 грамматич.)
(4 орфограф. и
4 пунктуац.)
или
(3 орфограф. и
15 Допущены
отдельные
нарушения
последовательности изложения
Беден словарь
Стиль работы не отличается единством
В целом в работе допускается не более 4 недочетов
в содержании и 5 речевых недочетов.
5 пунктуац.)
или
(7 пунктуац.)
или
(4 грамматич.)
Диктант
(основные
2
литературные
понятия и
термины)
3
Тестовые
задания
4
Самостоятельна
я работа
При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3
и более исправлений «5» не выставляется.
В словарных диктантах: (2530 слов)
«5» правильность 10090%
«4» правильность 9080%
«3» правильность 8050%
«2» правильность менее 50%
«1» ошибочное написание 100% работы
В тестовых заданиях предусматривается 20 вопросов.
20 18 верных ответа – «5»
1714 верных ответов – «4»
1310 верных ответов – «3»
9 и менее верных ответов «2»
Оценивается
Степень самостоятельности:
без помощи учителя (3 балла)
незначительная помощь учителя (2 балла)
существенная помощь учителя (1 балл)
не справился (0 баллов)
Правильность выполнения:
работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)
работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от
работы (2 балла)
ошибки составляют 5070 % работы (1 балл)
ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)
Оценка выставляется по количеству набранных баллов:
65 баллов – «5»
43 балла – «4»
21 балл – «3»
0 баллов – «2»
5
Устный ответ
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание
текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер
и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно
эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико
литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного
произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать
связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной
16 речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить
взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных
средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение
пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками при
анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для
обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной
речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании
текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных
событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств
в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; знание основных
вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при
анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении
привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается
несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение
монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа,
несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов
содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных
героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно
эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико
литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой
чтения, бедность выразительность средств языка.
Отметка «1»
Оценивается ответ,
показывающий полное незнание содержания
произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники
чтения.
Список литературы:
1.
«Поурочные разработки по литературе», авторы: И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова
Москва, «ВАКО», 2011.
2. Л.А.Шнайдерман Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. ИПЦ «Маска»,2012
3. Н.Григорьева. Русский язык. Домашний репетитор. Тесты и упражнения для
подготовки к Единому государственному экзамену. М.:Айриспресс,2007
4. Цыбулько И.П. Сдаем единый государственный экзамен. Русский
язык.М.:Дрофа.2007
17 5. В.Владимирова Русский язык, орфография и пунктуация в
алгоритмах.М.:Эксмо,2007
6. Т.А.Долинина Русский язык. Как написать сочинение. М.:Айриспресс,2009
18
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.