Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).
Оценка 4.8

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
20.10.2018
Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).
Цели: 1. В процессе коллективной работы, путём сопоставления одноименных стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в их творчестве. 2.Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера. 3.Нравственное и духовное воспитание с привлечением памятников мировой культуры (поэзия, Библия, живопись). 4.Сравнить стихотворения «Пророк» М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; выявить стилистические, лексические и др. особенности произведений. 5.Создать условия для формирования умений обобщать, самостоятельно добывать информацию из различных источников, сравнивать, делать выводы и др. 6.Способствовать развитию словесно-логического мышления школьников. 7.Воспитывать патриотизм, внимательное отношение к окружающей природе. любовь к родному языку, русской литературе. 8.Развивать связную речь учащихся.Оборудование: на каждой парте – карточки-информаторы, стихотворения: "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, репродукция картины И.Н. Крамского "Христос в пустыне".
Урок Пророк Пушкина и Лермонтова.doc
Урок литературы в 10 классе по теме: «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ). Цели: 1. В процессе коллективной работы, путём сопоставления одноименных  стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, выявить, в чем особенность  использования христианских мотивов в их творчестве.                                2.Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты,  логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее  полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера.  3.Нравственное и духовное воспитание с привлечением памятников мировой культуры (поэзия, Библия, живопись).                                                                4.Сравнить  стихотворения «Пророк» М.Ю. Лермонтова  и  А.С. Пушкина; выявить  стилистические, лексические и др. особенности произведений.                        5.Создать  условия для формирования умений обобщать, самостоятельно добывать информацию  из различных источников, сравнивать, делать выводы и др. 6.Способствовать   развитию словесно­логического мышления школьников.            7.Воспитывать  патриотизм, внимательное отношение к окружающей природе. любовь к родному  языку, русской литературе.                                                 8.Развивать связную речь  учащихся. Оборудование: на каждой парте – карточки­информаторы, стихотворения: "Пророк"  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, репродукция картины И.Н. Крамского "Христос в  пустыне". ­25­ Оформление доски: Тема: "Пророк" А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. (Сравнительный анализ стихотворений) ...Я освятил тебя, пророком для народа поставил тебя. Книга пророка Иеремии Оборудование: тексты стихотворений, доска, учебник, тетрадь, мультимедийная  презентация, словари, репродукция картины И.Н. Крамского "Христос в пустыне". Тип урока: урок­семинар  I. Орг.  момент. II.  Вступительн ое слово  учителя. III. Выразит.  чтение и  сравнительн ый анализ  стих­й.  Сообщения  подготовлен ных групп  уч­ся. ХОД УРОКА Тема   поэта   и   толпы,   их   вечного   и   трагически   неразрешимого противостояния является основной в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Пророк» 1841 г., явившемся своеобразным полемическим ответом на известное стихотворение А.С. Пушкина с таким же названием.  Сравним два стихотворения. II группа  группа – Что объединяет стихотворения? ◦  тема поэта и поэзии, назначения поэзии;  ◦  образ поэта, наделенного сверхъестественным даром;  ◦  в основе стих­й – библейские источники;  ◦  библейская лексика, образ пустыни. – Есть ли отличия? Что сразу обращает на себя внимание? Разные сюжеты: у Пушкина – становление пророка, у Лермонтова – жизнь поэта, ставшего пророком. Лермонтов начинает  «Пророк» с того   места,   на   котором   остановился   Пушкин.  Он   обрисовывает судьбу того,  кто, вняв гласу Бога, явился в мир «глаголом жечь • Пророк –  1)  провозвестни к и  истолковате ль воли  богов; 2)  предсказател ь будущего. сердца людей». ­26­ IIII группа  группа – Что вы знаете о библейских источниках стих­й? Пушкин обратился к книге пророка Исайи; Лермонтов – к Плачу Иеремии. Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. IIIIII  группа  группа – Сравним лексический строй стих­й. У   Пушкина   преобладает   архаичная   лексика  (шестикрылый серафим, перст, зеница, вещий, горний, десница, внемли, виждь, влачился и др.); отсюда торжественный тон, приобщение к великой тайне.  У   Лермонтова   церковно­славянская   лексика   уступает современному   языку,   это   переносит   в   настоящее,   лишает торжественности. – Как создают образ поэта­пророка А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов? Пророк Пушкина преображается духовно; Лермонтов дает портрет пророка, бытовые детали, и его пророк вызывает сочувствие.  Пророк Пушкина торжественен, пророк Лермонтова суров. IVIV группа  группа – Что  открылось поэту­пророку  в стих­ях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова? У   Пушкина   –   гармония   мира.   Поэт­пророк   готов   к   встрече   с людьми, «глаголом жечь сердца людей»; у Лермонтова – пророк видит «страницы злобы и порока», он изгнан людьми.  Пророку   Пушкина   (после   того,   как   божественное   призвание освободило его человеческих слабостей) в равной степени открыт как   природный,   так   и   человеческий   мир,   пророку   Лермонтова внемлет   лишь   мирная,   не   знающая   людских   пороков   природа. Шумный город встречает его насмешками пошлости, неспособной понять поэта.  Таким образом, в соответствии со всем духом творчества  ­27­ Лермонтова тема пророка (непонятого, гонимого) раскрывается им как трагическая.    –   Какие   образы   усиливают   представление   о лермонтовского поэта?  трагедии Старики и дети. Речь старцев – это наказ новому поколению. Т.О. усиливается   противостояние   поэта   и   общества   –   извечный конфликт. – Нужен ли вообще дар поэта? Если да, то кому? Сверхъестественные   способности   позволили   увидеть   не   только «злобу   и   порок»,   но   и   гармонию   мира.   Не   случайно   природа   – творение Бога – откликается на духовный зов поэта. – Где находит душевное спокойствие  поэт  М.Ю. Лермонтова? Как обыгрывает этот же образ А.С. Пушкин? В   пустыне;   у   Лермонтова   это   символ:   1)   единения   с   Богом,   с природой; 2) одиночества поэта. У Пушкина же пустыня – символ бездуховности. Учитель: Стих­я "Пророк" А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонотова  созвучны полотну И.Н. Крамского "Христос в пустыне" (1872). В этом полотне художник показал трагедию мыслящего человека своей  эпохи. В основу картины положена евангельская повесть о  сорокадневном одиночестве Христа в пустыне. С образом Христа на  полотне Крамского современники художника связывали  представление о высокоодухотворенном человеке, готовом на жертвы  во благо народа. Вспомним уже известное из курса древнерусской литературы:  основная проблема, поставленная еще древнерусскими книжниками, – проблема святости, понимаемой как обожение (максимальное  развитие в себе черт образа Божия до полного уподобления Ему), –  никуда не уходит, остается на протяжении всего пути, проделанного  русской классикой. И это тот путь святости, который избирают для  IV.Обобщение. V. Работа по  картине  И.Н.Крамског о «Христос в  пустыне». себя передовые люди эпохи, путь, по их мнению, единственно  приемлемый, напоминающий чем­то времена первомученников  христианства. VI.  Составление  таблицы. ­28­ –   Какова   же   роль   поэта   в   обоих   стих­ях?   Обобщим   сказанное   в таблице. А.С. Пушкин «Пророк» М.Ю. Лермонтов 1.  Источник  пророческ ого дара. 2. Образ  пророка. 3.  Взаимоотн ошения  пророка и  окружающ его мира. «И шестикрылый серафим На перепутье мне  явился…». «И внял я неба  содроганье…»;  «И вырвал грешный мой  язык,  И жало мудрыя змеи…  Вложил десницею  кровавой»;  «И угль, пылающий огнем,  Во грудь отверстую  воздвинул». «В пустыне мрачной я  влачился»;  «Как труп в пустыне я  лежал, И бога глас ко мне  воззвал…». «Пророк» «С тех пор как вечный  судия Мне дал всеведенье  пророка…». «Когда же через шумный  град Я пробираюсь  торопливо…»; «Как он угрюм, и худ, и  бледен! Смотрите, как он наг и  беден, Как презирают все его!». «В меня все ближние мои Бросали бешено  каменья…»;  «Из городов бежал я  нищий». 4. Выводы.  преображение   человека   в пророка;  ясный гармоничный мир;  богатство,   разнообразие мира;  мир   «мир   страданий   и слёз» отвергает пророка   для   службы человечеству;    контраст   света   и   тени,  торжество   настоящей   и добра и зла; будущей жизни.    отрицание жизни, на несмотря утверждение   высших ценностей.   VII. Итоги  урока. VIII.Дом.  задание. – Так что же общего и различного во взглядах на роль поэта­пророка у Пушкина и у Лермонтова?   Читать стих­я Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…», «Нищий»,  «Выхожу один я на дорогу…»; «Когда волнуется желтеющая  нива…». ­30­

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).

Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018