Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
20.10.2018
Цели:
1. В процессе коллективной работы, путём сопоставления одноименных стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в их творчестве. 2.Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера. 3.Нравственное и духовное воспитание с привлечением памятников мировой культуры (поэзия, Библия, живопись). 4.Сравнить стихотворения «Пророк» М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; выявить стилистические, лексические и др. особенности произведений. 5.Создать условия для формирования умений обобщать, самостоятельно добывать информацию из различных источников, сравнивать, делать выводы и др. 6.Способствовать развитию словесно-логического мышления школьников. 7.Воспитывать патриотизм, внимательное отношение к окружающей природе. любовь к родному языку, русской литературе. 8.Развивать связную речь учащихся.Оборудование: на каждой парте – карточки-информаторы, стихотворения: "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, репродукция картины И.Н. Крамского "Христос в пустыне".
Урок Пророк Пушкина и Лермонтова.doc
Урок литературы в 10 классе по теме:
«Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
(сравнительный анализ).
Цели:
1. В процессе коллективной работы, путём сопоставления одноименных
стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, выявить, в чем особенность
использования христианских мотивов в их творчестве.
2.Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты,
логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее
полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера.
3.Нравственное и духовное воспитание с привлечением памятников мировой культуры
(поэзия, Библия, живопись). 4.Сравнить
стихотворения «Пророк» М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; выявить
стилистические, лексические и др. особенности произведений. 5.Создать
условия для формирования умений обобщать, самостоятельно добывать информацию
из различных источников, сравнивать, делать выводы и др. 6.Способствовать
развитию словеснологического мышления школьников. 7.Воспитывать
патриотизм, внимательное отношение к окружающей природе. любовь к родному
языку, русской литературе. 8.Развивать связную речь
учащихся.
Оборудование: на каждой парте – карточкиинформаторы, стихотворения: "Пророк"
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, репродукция картины И.Н. Крамского "Христос в
пустыне". 25
Оформление доски:
Тема: "Пророк" А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
(Сравнительный анализ стихотворений)
...Я освятил тебя, пророком
для народа поставил тебя.
Книга пророка Иеремии
Оборудование: тексты стихотворений, доска, учебник, тетрадь, мультимедийная
презентация, словари, репродукция картины И.Н. Крамского "Христос в пустыне".
Тип урока: уроксеминар
I. Орг.
момент.
II.
Вступительн
ое слово
учителя.
III. Выразит.
чтение и
сравнительн
ый анализ
стихй.
Сообщения
подготовлен
ных групп
учся.
ХОД УРОКА
Тема поэта и толпы, их вечного и трагически неразрешимого
противостояния является основной в стихотворении М.Ю. Лермонтова
«Пророк» 1841 г., явившемся своеобразным полемическим ответом на
известное стихотворение А.С. Пушкина с таким же названием.
Сравним два стихотворения.
II группа
группа
– Что объединяет стихотворения?
◦
тема поэта и поэзии, назначения поэзии;
◦
образ поэта, наделенного сверхъестественным даром;
◦
в основе стихй – библейские источники;
◦
библейская лексика, образ пустыни.
– Есть ли отличия? Что сразу обращает на себя внимание?
Разные сюжеты: у Пушкина – становление пророка, у Лермонтова –
жизнь поэта, ставшего пророком. Лермонтов начинает «Пророк» с
того места, на котором остановился Пушкин. Он обрисовывает
судьбу того, кто, вняв гласу Бога, явился в мир «глаголом жечь • Пророк –
1)
провозвестни
к и
истолковате
ль воли
богов; 2)
предсказател
ь будущего.
сердца людей».
26
IIII группа
группа
– Что вы знаете о библейских источниках стихй?
Пушкин обратился к книге пророка Исайи; Лермонтов – к Плачу
Иеремии. Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во
взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.
IIIIII группа
группа
– Сравним лексический строй стихй.
У Пушкина преобладает архаичная лексика (шестикрылый
серафим, перст, зеница, вещий, горний, десница, внемли, виждь,
влачился и др.); отсюда торжественный тон, приобщение к великой
тайне.
У Лермонтова церковнославянская лексика уступает
современному языку, это переносит в настоящее, лишает
торжественности.
– Как создают образ поэтапророка А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов?
Пророк Пушкина преображается духовно; Лермонтов дает портрет
пророка, бытовые детали, и его пророк вызывает сочувствие.
Пророк Пушкина торжественен, пророк Лермонтова суров.
IVIV группа
группа
– Что открылось поэтупророку в стихях А.С. Пушкина и М.Ю.
Лермонтова?
У Пушкина – гармония мира. Поэтпророк готов к встрече с
людьми, «глаголом жечь сердца людей»; у Лермонтова – пророк
видит «страницы злобы и порока», он изгнан людьми.
Пророку Пушкина (после того, как божественное призвание
освободило его человеческих слабостей) в равной степени открыт
как природный, так и человеческий мир, пророку Лермонтова
внемлет лишь мирная, не знающая людских пороков природа.
Шумный город встречает его насмешками пошлости, неспособной понять поэта.
Таким образом, в соответствии со всем духом творчества
27
Лермонтова тема пророка (непонятого, гонимого) раскрывается им
как трагическая.
– Какие образы усиливают представление о
лермонтовского поэта?
трагедии
Старики и дети. Речь старцев – это наказ новому поколению. Т.О.
усиливается противостояние поэта и общества – извечный
конфликт.
– Нужен ли вообще дар поэта? Если да, то кому?
Сверхъестественные способности позволили увидеть не только
«злобу и порок», но и гармонию мира. Не случайно природа –
творение Бога – откликается на духовный зов поэта.
– Где находит душевное спокойствие поэт М.Ю. Лермонтова? Как
обыгрывает этот же образ А.С. Пушкин?
В пустыне; у Лермонтова это символ: 1) единения с Богом, с
природой; 2) одиночества поэта.
У Пушкина же пустыня – символ бездуховности.
Учитель: Стихя "Пророк" А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонотова
созвучны полотну И.Н. Крамского "Христос в пустыне" (1872). В этом
полотне художник показал трагедию мыслящего человека своей
эпохи. В основу картины положена евангельская повесть о
сорокадневном одиночестве Христа в пустыне. С образом Христа на
полотне Крамского современники художника связывали
представление о высокоодухотворенном человеке, готовом на жертвы
во благо народа.
Вспомним уже известное из курса древнерусской литературы:
основная проблема, поставленная еще древнерусскими книжниками, –
проблема святости, понимаемой как обожение (максимальное
развитие в себе черт образа Божия до полного уподобления Ему), –
никуда не уходит, остается на протяжении всего пути, проделанного
русской классикой. И это тот путь святости, который избирают для
IV.Обобщение.
V. Работа по
картине
И.Н.Крамског
о «Христос в
пустыне». себя передовые люди эпохи, путь, по их мнению, единственно
приемлемый, напоминающий чемто времена первомученников
христианства.
VI.
Составление
таблицы.
28
– Какова же роль поэта в обоих стихях? Обобщим сказанное в
таблице.
А.С. Пушкин «Пророк»
М.Ю. Лермонтов
1.
Источник
пророческ
ого дара.
2. Образ
пророка.
3.
Взаимоотн
ошения
пророка и
окружающ
его мира.
«И шестикрылый серафим
На перепутье мне
явился…».
«И внял я неба
содроганье…»;
«И вырвал грешный мой
язык,
И жало мудрыя змеи…
Вложил десницею
кровавой»;
«И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую
воздвинул».
«В пустыне мрачной я
влачился»;
«Как труп в пустыне я
лежал,
И бога глас ко мне
воззвал…».
«Пророк»
«С тех пор как вечный
судия
Мне дал всеведенье
пророка…».
«Когда же через шумный
град
Я пробираюсь
торопливо…»;
«Как он угрюм, и худ, и
бледен!
Смотрите, как он наг и
беден,
Как презирают все его!».
«В меня все ближние мои
Бросали бешено
каменья…»;
«Из городов бежал я
нищий». 4. Выводы. преображение человека в
пророка;
ясный гармоничный мир;
богатство, разнообразие
мира;
мир «мир страданий и
слёз»
отвергает
пророка для службы
человечеству;
контраст света и тени,
торжество настоящей и
добра и зла;
будущей жизни.
отрицание
жизни,
на
несмотря
утверждение высших
ценностей.
VII. Итоги
урока.
VIII.Дом.
задание.
– Так что же общего и различного во взглядах на роль поэтапророка у
Пушкина и у Лермонтова?
Читать стихя Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…», «Нищий»,
«Выхожу один я на дорогу…»; «Когда волнуется желтеющая
нива…». 30
Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).
Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).
Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).
Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).
Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).
Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).
Урок литературы в 10 классе по теме «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (сравнительный анализ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.