Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»
Оценка 4.8

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
21.10.2018
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 1О КЛАССе на тему «БАЗАРОВ ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ» Урок проводится в форме урока-реквием. Цель урока: понимание образа главного героя романа Евгения Базарова, на приеме его смерти показать благородство его души, его мужество, воспитать у учащихся умение преодолевать жизненные трудности и ценить жизньОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 1О КЛАССе на тему «БАЗАРОВ ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ» Урок проводится в форме урока-реквием.
10.Базаров перед лицом смерт.doc
МОУ АРБАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА                                                         ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО  ЛИТЕРАТУРЕ 1О КЛАСС «БАЗАРОВ ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ» УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГАВРИЛОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА    Урок литературы в 10­м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти» 2009 ГОД Цели.  1. Подготовить учащихся к пониманию образа главного героя романа И.С. Тургенева  “Отцы и дети” Базарова в определенной жизненной ситуации.  2. Показать мужество, благородство Базарова на примере смерти героя.  3. Воспитывать у учащихся умение переносить испытания достойно и ценить жизнь.  Оформление: иллюстрация “Одинцова приходит к умирающему Базарову” (работа  выполнена ученицей), эпиграфы: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все­таки обреченная на гибель, потому что она все­таки стоит еще в преддверии будущего”.  И.С. Тургенев – К.К. Случевскому “Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети!” Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова  сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А  конец Базарова? А старички?... Это черт знает как сделано. Просто гениально”  А.П. Чехов Реквием: (латин. “покой”) 1. Богослужение по умершему, 2. Траурное музыкальное произведение. (Словарь Ожегова С.И.) Реквием – траурная музыка, возвышенная и задушевная (А.С.Кленов) Евгений – от греческого [eugenes] благородный. Музыка В.А. Моцарта “Реквием”. Ход урока Вступительное слово учителя: “Подходит к завершению наш разговор о романе “Отцы и  дети”. Сегодняшний урок – урок­реквием.” (На доске – значение слова) Реквием – траурная музыка, возвышенная и задушевная. Это музыка­размышление о жизни  и смерти, о душе человеческой и о Боге. А наш урок – размышление о жизни и смерти,  душе главного героя романа Базарова, возвышенное и задушевное размышление, я надеюсь. Идет уже второе столетие жизни романа. Именно жизни, потому что роман и сегодня  читают, а о его герое продолжают спорить. Спор возник и у нас. Одни на стороне Базарова, его защитники, его почитатели. Другие –  его противники, не приемлющие многие черты характера Базарова (Почитатели и  противники занимают места). Пусть Базарова – “горькая, терпкая бобылья жизнь” ­ это сознательный личный выбор  героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Итак, прежде чем приступить к разговору о том, почему так бездарно, несчастливо  заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева, предоставим  слово противникам и почитателям. I. Групповая работа. (Противникам выдана карточка с вопросом: Что не принимаете вы в образе главного героя  романа? Защитникам: Чем близок вам Базаров?). Обсудите вопрос. В это время читаю эпиграф: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до  половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все­таки обреченная на гибель, потому что она все­таки стоит еще в преддверии будущего”, ­ пишет Тургенев своему  другу Случевскому.  Итак, слово противникам. II. Обсуждение вопросов. Что не принимаете вы в образе главного героя?  1. Базаров становится вздорным и непоследовательным в отношении к Аркадию.  2. В разговоре с Фенечкой он вульгарно отзывается о женщинах и мужчинах, их  отношениях.  3. “Черт знает, что за вздор! – признается Базаров Аркадию. – Каждый человек на  ниточке висит, бездна ежеминутно под ним развернуться может, а он еще сам  придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь”. К чему придумывать  тайны, если ты всего лишь жалкий атом, слабое биологическое существо!  4. Любовь, поэзию он гонит от себя, негодует, топает ногами, грозит себе кулаком,  когда тайными тропами подбирается к нему “романтизм”.  5. Непоследователен в своих утверждениях.  6. Ненавидит народ.  Учитель: Ваша позиция ясна. Слово предоставляется защитникам, почитателям Базарова.  Чем близок вам Базаров?  1. Романтик  2. Умеет любить.  3. Мы – молодые – тоже отрицаем, значит и мы нигилисты. Мы отрицаем  классическую музыку, политику, утверждения родителей.  4. Он гордится тем, что его дед пахал; ему обидно, что такой терпеливый,  талантливый русский народ так унижен, раздавлен, терпелив.  III. Итог. Спорите вы, спорили в XIX веке. Роман при своем появлении вызвал такую бурю, какой не  вызывала никакая книга ни до, ни после. Причина не только в том, что Тургенев затронул в  своем романе такие проблемы человеческого бытия, которые приходится решать во все  времена. Писатель создал образ героя, который в своих чертах вечен и возникает в жизни  каждого поколения. Базаров – человек, он живет своей жизнью. И в, его жизни, как и в нашей, возникают  сложные ситуации. ­ Проанализируйте, кто окружает (близок) Базарова в романе? (Обдумывают 1 минуту). На экране мультипроектора – Базаров. ­ Давайте разберемся: остаются ли они рядом с ним до конца? 1. Аркадий. Он дорожил дружбой с Базаровым, превозносил знания и простоту Базарова!  Молодость всегда выбирает себе кумира. Аркадию лестно быть приятелем такого  человека. Он с удовольствием повторяет его высказывания. Притом Аркадий не во всем  согласен со своим другом. Он стесняется с Базаровым говорить о красоте природы. Он не  чувствует себя равным в дружбе, он только подчиняется влиянию Базарова, подражает в  манере поведения, в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в “лоно отцов”. Сцена  под стогом завершается ссорой. 2. Кукшина и Ситников – фальшивы и наигранны. Их задача – спародировать некоторые  качества, присущие нигилизму высшего типа. Базаров в 19 главе говорит: “Мне нужны  такие олухи”. 3. Фенечка – Базаров интуитивно ищет в Фенечке жизненное подтверждение своему  взгляду на любовь как на простое и ясное, как дважды два чувственное влечение: “Эх,  Федосья Николаевна! Поверьте мне: все умные дамы на свете не стоят вашего локотка". Но такая простота оскорбляет Фенечку, и нравственный укор слышится из её уст. 4. Народ. 1. Слуга Базаровых Тимофей – его дядька – разыскивает Базарова у Одинцовой.  Пренебрежительно относится к нему Базаров. 2. В разговоре под стогом (стр.158) “А я возненавидел этого последнего мужика, Филлита  или Сидора, для каждого я должен из кожи лезть и каждый мне даже спасибо не скажет. Да и на что мне его спасибо?” (Эпизод видеофильма) 5. Одинцова. “Базаров ей понравился отсутствием кокетства и самою резкостью  суждений. Она видела в нем что­то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была  любопытна”. (гл.17) Когда Базаров объявил ей об отъезде ­ она побледнела “Вам хочется  полюбить, ­ перебил Базаров, ­а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье”. Ей  важнее покой. (стр.132, гл.17 стр. 138) Вывод. Слово учителя. Подлинных единомышленников у нигилиста Базарова нет, он одинок. Перед лицом смерти  он остался один. Тургенев не просто отразил подмеченное в жизни явление, но и показал  слабую сторону нигилизма! Человек, не имеющий позитивной программы, лишен будущего. И все же настолько ли глубоко одинок Базаров? (Нет, рядом его родители). (На экране иллюстрация “Родители Базарова”) Прочитайте разговор отца с сыном о близкой смерти (стр.212, 213). (Чтение по ролям: автор, Базаров В.И., Базаров Е.). . Слова Чехова читает ученик: “Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова  сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А  конец Базарова? Это черт знает, как сделано!” ­ писал Чехов. ­ Можно ли согласиться с этим утверждением? (Да. В этот момент проявились сила и  мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не пытается обмануть  себя.) ­ Остается ли Базаров верен своим принципам? (Слово почитателям и противникам). ВЫВОД: Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и  человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой. IV. Инсценирование. Базаров и Одинцова: сцена смерти. V. Обсуждение. ­ Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: “Умереть так, что умер Базаров – это  все равно, что сделать великий подвиг”? (В сцене смерти проявляется благородство) Обратимся к имени героя.  На доске: Евгений – от греческого [eugenes] благородный. Значение слова “благородный” 1 ученик находит в словаре Ожегова С.И. Благородный –  1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. 2. Исключительный по своему качеству. ­ Какое художественное средство использует Тургенев в сцене смерти Базарова? (Лампада  – свеча – символ жизни – метафора). (Звучит музыка “Реквием” Моцарта). VI. Чтение наизусть отрывка из романа “Есть небольшое сельское кладбище…” На экране иллюстрация: старички на могиле Базарова. VII.. О чем говорят цветы на могиле Базарова? (Конец романа). “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие  на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном  спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы, они  говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной” Вопрос: Примирил ли нас Базаров? (На пороге смерти герой как бы подводит черту. Я  нужен России? Нет… видно не нужен”. Смерть дала ему право быть таким, каким он был,  возможно, всегда – сомневающимся, слабым, возвышенным, умеющим любить). Учитель: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью,  безжалостливой сухостью и резкостью, ­ писал Тургенев, ­ если он его не полюбит,  повторяю я, ­ я виновен и не достиг своей цели”. (На экране иллюстрация: фамильный склеп Лутовиновых). Заключение. Когда­то здесь было деревенское кладбище. Его давно перенесли на другое  место, а мавзолей остался сам по себе на зеленой лужайке. Возможно, здесь и была могила Базарова. Но жизнь продолжается. Все живо, зелено  вокруг. Две великие любви освящают могилу Базарова – родительская и народная.  Роман читается уже почти два века. Образ Базарова вечен. Оценки. Домашнее задание: (на выбор) 1) Обдумайте положения статьи Антоновича “Асмодей нашего времени” и составьте тест  5х5 по творчеству Тургенева.  2) Эссе “Какие силы помогают Базарову мужественно принять смерть?”. Анализ сцены  смерти Базарова.

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»

Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2018