Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"
Оценка 4.9

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Оценка 4.9
Разработки уроков
DOC
русская литература
10 кл
30.09.2018
Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"
Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина проводится в 10 классе. Цель: систематизировать знания учащихся, посвященных жизни и творчеству поэта. Закрепление пройденного материала по творчеству А.С. Пушкина проводится в виде викторины. Учащиеся отвечают на вопросы устно, письменно, решают тест, выполняют творческое задание.Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина проводится в 10 классе. Цель: систематизировать знания учащихся, посвященных жизни и творчеству поэта. Закрепление пройденного материала по творчеству А.С. Пушкина проводится в виде викторины. Учащиеся отвечают на вопросы, решают тест, выполняют творческое задание.
Пушкин Итоговый урок.DOC
Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина" Цель: систематизировать знания учащихся, посвященных жизни и творчеству поэта.  Задачи:  I Образовательные: расширить филологические знания учащихся;  В занимательной форме презентации повторить материал, связанный с изучением  творчества А.С. Пушкина.  II Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере поэтического  наследия А.С.Пушкина;  формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к  прочитанному;  III Развивающие: развитие коммуникативных способностей учащихся;  развитие творческих способностей.  Оборудование: компьютерная презентация; диск; портрет А.С. Пушкина. Ход урока I. Сообщение ученика “Биография А.С. Пушкина” с демонстрацией компьютерной  презентации    (Приложение 1) II  Закрепление   пройденного   материала   по   творчеству   А.С.   Пушкина   в   виде викторины  (Разделить класс на две команды. Каждой команде будут даны задания, которые   будут проходить в 5 этапов.)  1. Выполнить тестовое задание.     (Приложение 2)  2. Ответить на вопросы.  1. Подруга дней моих суровых! Голубка дряхлая моя! Это ей, своей любимой няне, Арине Родионовне, Пушкин посвятил эти строки. Назовите ее фамилию (происходит от мужского имени. Яковлева). 2. С детских лет мы хорошо знаем няню Пушкина, Арину Родионовну. Но был  еще верный  дядька. Он сопровождал его всю жизнь: участвовал в детских играх, разделил с поэтом  кишиневскую ссылку, жил с ним в Болдино. Он даже заразился творческим вдохновением  своего великого питомца: сочинил нечто вроде баллады о Соловье­разбойнике, о богатыре  Еруслане Лазаревиче, царевне Милитрисе Кирбитьевне. 27 января 1837 года принял из  кареты смертельно раненного Пушкина, хоронил его. Как его звали? (Никита Тимофеевич  Козлов, болдинский крепостной). 3. Синий двубортный сюртук со стоячим красным воротником, с красным кантом на  манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые  панталоны синего сукна, полусапожки... Кто так одевался? (Воспитанник Царскосельского  лицея).  4. Узкая железная кровать с бумазейным одеялом, конторка, стул, умывальный столик с  зеркалом, комод. В чьей комнате было сие строгое убранство? (Комната лицеиста. Всего  было 52 крохотные комнаты­спаленки. Для “чистоты комнатного воздуха” перегородки не  доходили до потолка. У А. С. Пушкина была комната №;14). 5. Какое стихотворение было написано поэтом для чтения на публичном экзамене 8 января 1815  года при переходе с младшего 3­летнего курса лицея на старший курс? ( “Воспоминания в  Царском Селе”) 6. Какое стихотворение, открывающее романтический период в творчестве Пушкина, было  написано в 1820 году на корабле во время переезда из Феодосии в Гурзуф? (“К морю”)  7. К какому произведению эпиграфом была взята пословица: “Береги честь смолоду”? ( “Капитанская дочка”) 8. В одном из шутливых посланий в Петербург своим друзьям­арзамасцам Пушкин писал:  “и... сидели и плакали, вспоминая тебя, Арзамас, ибо благородные гуси величественно  барахтались перед нашими глазами в мутных водах упомянутой речки”. Случайно ли  упоминает гусей Пушкин? (Заштатный городок Арзамас, в честь которого назвали  дружеский литературный кружок, славился гусями. Члены кружка называли себя “гуси”.  Гуси были простыми и почетными. Среди почетных были даже граф Каподистрия,  Карамзин). 9. Пушкин, как известно, много путешествовал: Украина, Кавказ, Крым, Молдавия,  Поволжье, Оренбургский край. На почтовых станциях часто подолгу ему приходилось  ожидать лошадей. Согласно чинам и званиям там соблюдался порядок в получении  лошадей – очередность и количество: чиновники 1 класса получали 20 лошадей. Пушкин  имел право только на 3 лошади. Каков чин Пушкина? (Он был скромным чиновником 10  класса, а с 1831 г. – 13 класса). 10. 6 лет провел Пушкин в Царскосельском лицее, грызя гранит многих наук. Распорядок  дня был достаточно суровым: ранний подъем, занятия в течение всего дня с небольшими  перерывами. Свидания с близкими ограничены. Были ли у лицеистов каникулы? Если да, то чем они отличались от наших? ( Да, были. Один месяц – июль). 11.“Бориса Годунова” впервые в 1826 году Пушкин читал перед большой аудиторией.  Многим хотелось послушать авторское чтение новой поэмы “Полтава” (декабрь 1828). Однако на первом чтении “Полтавы” присутствовало всего 4 человека. Один из них был  близким другом Пушкина (до нас дошли 74 пушкинских письма этому человеку и 44  письма, адресованных Пушкину). Пушкин ценил этого человека за независимость суждений и поступков, критический дар, мастерство поэта. Кто этот человек? (Князь Петр  Андреевич Вяземский). 12. О ней Пушкин скажет: “Подруга думы праздной”. С нею поэт забывал “условный час  похмелья и праздничный бокал”. О ней же: “И сердце простоты ни местью, ни изменой не  замарала ты”. Кто она? (Чернильница. Стихотворение “К моей чернильнице”). 13.Сегодня потомки Пушкина живут на разных континентах и в разных странах. Их можно  найти в Китае и Австралии, Африке и Америке... Есть в году один день, когда по традиции  у знаменитого памятника Пушкину в Москве после полудня собираются ныне живущие  родственники поэта. Назовите этот день. (10 февраля (29 января по старому стилю) –  годовщина гибели поэта). 14.Что связывает Пушкина с Л. Н. Толстым? (Разная степень родства. Л. Н. Толстой в  пятом колене племянник Пушкина) 15.Какое стихотворение написано16 июля 1827года в связи  с годовщиной казни  декабристов? («Арион») 16. Под каким произведением поэт  впервые поставил свою полную подпись?   («Воспоминания в Царском селе») 3. Поэтическая “минутка”  Итак, давайте возьмём наши перья (у каждого на парте лежит шариковая ручка,  стилизованная под “гусиное перо”) и попробуем определить названия стихотворений  Пушкина, которые, я уверена, вы хорошо знаете и любите. (Учащиеся команды письменно  отвечают на вопросы.)  1. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. (“Анчар”) 2. Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. (“Арион”) 3. “Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли,  Глаголом жги сердца людей”. (“Пророк”) 4. Я вас люблю, ­ хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной  У ваших ног я признаюсь! (“Признание”)  5. Прощай, свободная стихия!   В последний раз передо мной   Ты катишь волны голубые   И блещешь гордою красой. (К морю) 6. Любви, надежды, тихой славы    Недолго нежил нас обман,    Исчезли юные забавы,    Как сон, как утренний туман… (К Чаадаеву) 7. Я помню чудное мгновенье:     Передо мной явилась ты  (К А.П  Керн) 8. Наша  ветхая лачужка И печальна и темна.     Что же ты моя старушка, Приумолкла у окна?  (Зимний вечер) 9.Нет, весь я не умру – душа в заветной лире     Мой прах переживет и тленья убежит (Памятник) 10. Здесь барство дикое, без чувства, без закона,       Присвоило себе насильственной лозой        И труд, и собственность, и время земледельца» (Деревня) 4.   Творческое задание.  Представьте, что вы А.С.Пушкин, вы пришли в издательство литературного журнала.  Постарайтесь заинтересовать редактора и сделать так, чтобы ваши стихи напечатали. При выполнении задания обязательны рассказ о себе, приветствие, прощание, чтение  стихов 5.Вопросы письменно 1. Как звали родителей А.С.Пушкина? (Сергей Львович Пушкин, Надежда Осиповна,  урожденная Ганнибал)  2.Пушкин, учась в лицее, участвовал в создании великого множества рукописных  журналов. Вспомните название хотя бы одного из них. ( “Царско­сельские лицейские  газеты”, “Императорского Царско­сельского лицея Вестник”, “Для удовольствия и  пользы”, “Неопытное перо”, “Юные пловцы”, “Сверчок”, “Лицейский мудрец” и т. д). 3. Впервые произведение Пушкина (“К другу стихотворцу”) появилось в печати при не  совсем обычных обстоятельствах: видимо, Дельвиг тайком от поэта отправил его в журнал  “Вестник Европы”. Оно было напечатано в 13 номере за 1814 год. Пушкину пришлось  сообщить в журнал свое имя и адрес. Как подписался Пушкин под своим первым печатным произведением? (“Александр Н.К.Ш.П.– фамилия наоборот и без гласных). 4. Кто из русских литераторов так же, как и Пушкин, служил в Коллегии иностранных дел? Назовите хотя бы одно имя. (В.Кюхельбекер, А. Грибоедов). 5. В автобиографическом наброске 1830г. “Участь моя решена. Я женюсь...” Пушкин  пишет, что “большая часть людей видят в женитьбе шали, взятые в долг, новую карету.  Другие – приданое и степенную жизнь. Третьи женятся так, потому что (все женятся)”.  Закончите фразу Пушкина. 6. Назовите  произведения А.С.Пушкина, в которых главную героиню звали Мария. (“Бахчи­ сарайский фонтан”, “Дубровский”, “Капитанская дочка”, “Полтава”, “Метель”, “Выстрел”) 7. . В каких произведениях А.С. Пушкина описывается Петр I? ( “Полтава”, “Медный всадник”,  “Арап Петра великого”) 8. Как звали детей Пушкина? (Машка, Сашка, Гришка и Наташка – так называл детей сам  Пушкин) 9.Какие повести были включены в книгу “Повести Белкина”? (“Станционный смотритель”,  “Барышня­крестьянка”, “Метель”, “Выстрел”, “Гробовщик”) 10. Когда и где состоялась дуэль А.С.Пушкина с Дантесом? (1837 г. на Черной речке) 11. Первое прозаическое произведение А.Пушкина называлось “Арап Петра Великого”. О  ком писал Пушкин и как связан этот человек с поэтом? (Дед Ибрагим Ганнибал) 12.Какое природное явление легло в основу одной из повестей Пушкина? (Метель) 13.Назовите имена и фамилии лицеистов, у которых были прозвища: Жанно, Кюхля,  Француз. (Соответственно: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Пушкин) 14.Какое стихотворение посвятил Пушкин Пущину, живя в Михайловском? (“Мой первый  друг, мой друг бесценный….”) Итог урока. Подсчитываются баллы. Награждение победителей. Выставление оценок.  В заключение учитель:  СОВЕТ ПОТОМКАМ Стихотворение Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло. Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. (А.С. Пушкин)  Д\З       Написать сочинение "Мой Пушкин"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"

Разработка урока по теме: "Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2018