Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
на уровне основного общего образования срок реализации – 5 лет
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные
произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
- определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
- владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9
кл.);
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-
исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и
понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
- выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы учитывается, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе учитывается несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературнохудожественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выразительно прочтите следующий фрагмент;
- определите, какие события в произведении являются
центральными;
- определите, где и когда происходят описываемые события;
- опишите, каким вам представляется герой произведения,
прокомментируйте слова героя;
- выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
- ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
- определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного
произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа). Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты,
повторяющиеся детали и т. п.;
- покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию
его автора;
- покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
- проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму
и без него);
- сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так
и между разными произведениями);
- определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности; дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно- исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т. п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
- определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
- определите позицию автора и способы ее выражения;
- проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
- объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
- озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного
произведения нет заглавия);
- напишите сочинение-интерпретацию;
- напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется
на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами [Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. - С. 16]).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это учитывается при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, учитывается условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Предполагается давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определять уровень читательской культуры и выстраивать уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работать в «зоне ближайшего развития»).
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей, которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы, произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным списком рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из списка В.
Для удобства работы со списками материал разделен на 8 блоков:
• Русский фольклор
• Древнерусская литература
• Русская литература XVIII века
• Русская литература XIX века
• Русская литература XX века
• Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторовлауреатов премий и конкурсов
• Литература народов России
(к. XII в.) (8 кл.) Древнерусская литература:
«Повесть временных лет» (фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о Кожемяке») (5 кл.), «Поучение» Владимира Мономаха (7 кл.),
«Житие Сергия Радонежского» (8 кл.), «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (6 кл.), «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (8 кл.) доказчица», «Лиса и журавль». Песни: «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...». Былины: «Илья Муромец и
Соловей-разбойник»,
«Садко»
«Сказание о белгородском киселе» (5 кл.), «Повесть о житии Александра Невского» (6 кл.),
«Житие Бориса и Глеба» (8
кл.),
«Повесть о Шемякином
суде» (8 кл.),
«Переписка Ивана Грозного с князем Андреем
Курбским» (фрагменты) (8
кл.).
Русская литература XVIII
«Недоросль» (7 кл.) М.В. Ломоносов «Утреннее размышление о
Стихотворения: «Вечернее Божием величестве» (8 кл.) размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Разговор с
Анакреоном», «Я знак Г. Р. Державин. «Лебедь», бессмертия себе воздвигнул...», «На птичку», «Евгению. «Ночною темнотою...», Жизнь Званская», «Бог» «Случилось вместе два (8 кл.); «Приглашение к
астронома в пиру...», обеду» (9 кл.) «Послушайте, прошу, что
старому случилось...», «Ода на И. А. Крылов
день восшествия на Басни: «Ворона и Лисица», Всероссийский престол Ее «Дуб и Трость», Величества государыни «Мартышка и Очки», Императрицы Елисаветы «Стрекоза и Муравей». (5
Петровны, 1747 года» кл.)
(фрагменты). (8 кл.) А. П. Сумароков
Басня «Ворона и Лиса»
Г.Р.Державин ( 5кл.)
Стихотворения: «Фелица», Ода «Ода на суету мира»
«Властителям и судиям», (8 кл.)
«Памятник», «Снигирь», И. И. Дмитриев
«Объявление любви». (8 кл.) Басня «Дуб и Трость» (5
кл.)
И.А. Крылов
Басни «Волк и Ягненок», «Волк Н. М. Карамзин. «Бедная на псарне», «Квартет», «Свинья
Лиза» под Дубом» (5 кл.)
(8 кл.)
Ода «Вольность» (8 кл.)
«Путешествие из Петербурга в
«Любани», «Чудово», «Спасская полесть», «Медное», «Черная грязь») (8 кл.) Н. М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». (8 кл.) Русская литература XIX века А.С.Грибоедов В.А. Жуковский В. А. Жуковский «Горе от ума» Баллада «Светлана» (6 кл.) Баллада «Людмила» (6 кл.); (9 кл.) Элегии: «Певец во стане «Теснятся все к Тебе во русских воинов», храм...», «Война мышей и «Невыразимое», «Море», «Я лягушек» (фрагменты). Музу юную, бывало...», «Он (8 кл.) лежал без движенья...» (9 кл.) А.С. Пушкин «Повести Белкина»: «Барышня-крестьянка» (6 кл.). «Метель» (7 кл.). «Пиковая дама» (8 кл.) «История Пугачёва» (8 кл.) «Кавказский пленник» (9 кл.) «Скупой рыцарь», «Каменный гость» (9 кл.) А. А. БестужевМарлинский «Часы и зеркало» (9 кл.) Поэзия пушкинской эпохи К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Последняя весна», «Пробуждение». (9 кл.) Е. А. Баратынский «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплен я музою моею...»), «Болящий дух врачует песнопенье...». (9 кл.) |
Москву» (главы «София»,
«Евгений Онегин» (9 кл.), «Дубровский» (6 кл.), «Капитанская дочка» (8 кл.)
Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (9 кл.), «Песнь о вещем Олеге» (6 кл.), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (9 кл.), «Зимний вечер» (5 кл.), «Пророк» (8-9 кл.), «Во глубине сибирских руд…» (9 кл.), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (9 кл.), «Зимнее утро» (5 кл.), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (9 кл.)
Стихотворения:
Стихотворения:
«Няне» (5 кл.); «Туча», «Узник», «Анчар» (7 кл.); «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета...»), «Мадона»,
«Отцы пустынники и жены непорочны...» (8 кл.); «Вольность», «Деревня», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Поэт», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Мадона», «Бесы», «Осень», «Поэту», «Эхо», «Поэт и толпа», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «...Вновь я
посетил...» (9 кл.)
«Маленькие трагедии»:
«Моцарт и Сальери» (9 кл.)
«Повести Белкина»:
«Станционный смотритель» (7
кл.), «Выстрел» (6 кл.) Поэма «Цыганы» (9 кл.) Сказки: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде» (5 кл.)
«Герой нашего времени»
(9 кл.)
Стихотворения: «Парус» (6 кл.), «Смерть Поэта» (9 кл.), «Бородино» (5 кл.), «Узник» (9 кл.), «Тучи» (7 кл.), «Утес» (8 кл.),
«Выхожу один я на дорогу...» (8 кл.).
М.Ю. Лермонтов Стихотворения:
«Листок» (6 кл.), «Три пальмы» (7 кл.); «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»,
А. А. Дельвиг «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...». (9 кл.) Д. В. Давыдов
«Песня старого гусара», «Гусарский пир». (9 кл.) В. К. Кюхельбекер
«Участь русских поэтов», «Тени Пушкина» (9 кл.) П. А. Вяземский «Ещё тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...») (6 кл.); «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат...». (9
кл.)
А. Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя...».
(6 кл.)
«Русская песня» («Соловей мой, соловей...») (6 кл.) Ф. Н. Глинка.
«Узник» («Не слышно
шуму городского...») (6 кл.) И. И. Козлов. «Вечерний звон» (6 кл.)
«Три участи», «Элегия» («Волшебница! Как сладко
пела ты...»). (9 кл.)
«Разлука», «Лес»(9 кл.), «Песня пахаря» и «Не
шуми ты, рожь…» (6 кл.) М. Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Поле
Бородина», «Два великана» (5 кл.); «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с
молитвою...») (8 кл.) Поэмы: «Беглец» (6 кл.),
«Боярин Орша» (8 кл.)
«Родина», «Пророк» (9 кл.) Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 кл.), «Мцыри» (8 кл) Литературные сказки XIX – ХХ веков А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» ( 5 кл.) С.Я.Маршак Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (5 кл.) Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь «Ревизор» (8 кл.), Повести: «Ночь перед «Мертвые души» (9 кл.) Рождеством» (5 кл.), «Заколдованное место» (5 кл.), «Вий» (6 кл.), «Тарас Бульба» (7 кл.); «Шинель», «Портрет», «Старосветские помещики» (9 кл.) |
Ф.И. Тютчев Стихотворения:
«Весенняя гроза»
(«Люблю грозу в начале мая…») (5 кл.);
«Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…), «Умом Россию не понять…» (8 кл.).
А.А. Фет Стихотворения:
«Шепот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (8 кл.).
Н.А. Некрасов Стихотворения: «Крестьянские дети» (5 кл.), «Вчерашний день, в часу шестом…» (6 кл), «Несжатая
Ф.И. Тютчев Стихотворения:
«Весенние воды», «Зима недаром злится...»,
«Чародейкою Зимою...», «Есть в осени первоначальной...» (5 кл.); «Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...» (6 кл.), «Фонтан», «Еще земли печален вид...», «Неохотно и несмело...» (7 кл.); «При посылке Нового Завета», «О вещая душа моя...», «Певучесть есть в морских волнах...», «О вещая душа моя...», «Хоть я и свил гнездо в долине...» (8 кл.); «29-е января 1837» (9 кл.)
А.А. Фет Стихотворения: «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...» (5 кл.); «Учись у них — у дуба, у березы...», «Какая грусть! Конец аллеи...» (6 кл.); «Кот поет, глаза прищуря...», «На Поэзия 2-й половины XIX в.
И. С. Никитин.
Стихотворение «Русь» (5
кл.)
А. К. Толстой Стихотворения: «Край ты мой, родимый край...» (5 кл.); «Мадонна Рафаэля»,
«Грешница» (8 кл.)
«Воскресение Лазаря» (8
кл.)
«Помещик и садовник», «Путник», «Современная русская песнь» (8 кл.) Д. Д. Минаев
«Поэт понимает, как плачут цветы...» (8 кл.)
Стихотворения: «Лениво и тяжко бегут облака…», «Встану я в утро туманное…» (6кл.); «Я — Гамлет. Холодеет кровь...» (8 кл.); «Пушкинскому Дому», «Усталость» (9 кл.)
Стихотворения: «Мужество», «Постучись кулачком — я открою...» (7 кл.); «Под крышей промерзшей пустого жилья...», «Лотова жена» (8 кл.); «Смуглый отрок бродил по аллеям...» (9 кл.)
Стихотворения: «Капитаны», «Жираф» (7 кл.)
Стихотворения: «Диалог
Гамлета с совестью» (8 кл.); «Стихи к Пушкину» («Бич жандармов, бог студентов...») (9 кл.)
О.Э.Мандельштам Стихотворения:
«Петербургские строфы», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз» ( 8 кл.)
В.В.Маяковский Стихотворения: «Хорошее отношение к лошадям» (6 кл.); «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче» (7 кл.); «Гимн взятке»,
«Гимн ученому»,
«Прозаседавшиеся», «Ода революции» (8 кл.);
«Юбилейное» (9 кл.)
С.А.Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да Проза конца XIX – начала XX вв.
Рассказ «Старуха
Изергиль» (8 кл.)
Рассказы «Чудесный доктор», «Тапёр» (6 кл.), «Куст сирени», «Храбрые беглецы» (7 кл.) И.А. Бунин
Рассказы «Подснежник»,
«Танька» (7 кл.)
Повесть «Алые паруса» (5
кл.)
Сказы «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок» (5 кл.)
Поэзия конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин
Стихотворения «Густой
зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...», «Няня» (5 кл.);
«26-е мая» (9 кл.)
Стихотворение «Запевка»
(5кл.)
Сонет «Сонет к форме»
(8 кл.)
Сонет «Третий мучительный сонет» (8 кл.) В. И. Иванов
Сонет «Венок сонетов» (8 кл.)
Д. С. Мережковский
«Одиночество» (9 кл.)
«Мы — плененные звери...» (9 кл.)
Ода «К Мельпомене» («Я памятник воздвиг...»)
(8 кл.)
«Метаморфозы»
(фрагменты «Филемон и
Бавкида», «Пигмалион»)
(8кл.)
Эпиграммы «Если сограждан...», «И предатель ты...» (8 кл.) Басни:
Эзоп. «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей» (5 кл.) Федр. «Лисица и Ворон», «Лисица и Аист» (5 кл.) Ж. Лафонтен. «Желудь и
Тыква» (5 кл.)
Г. Э. Лессинг. «Свинья и Дуб», «Ворон и Лиса» (5
кл.)
Баллады:
И.-В. Гёте «Лесной царь»
(6 кл.)
Ф. Шиллер «Перчатка»
(6кл.)
В. Скотт «Клятва Мойны»
(6 кл.)
«Вересковый мед» (6 кл.)
Ф. Петрарка Сонет «Промчались дни мои, как бы оленей...»
(8 кл.)
Ш. Бодлер Сонет «Что скажешь ты, душа, одна в ночи безбрежной...» (8 кл.) П. Верлен
Сонет «О, жизнь без суеты! Высокое призванье...» (8 кл.) Пиндар
Ода «I Истмийская ода» (фрагменты) (8 кл.)
Ода «Ода королеве» (8 кл.)
Согласно учебному плану на изучение литературы отводится в 5 классе 105 часов 93 ч в неделю), в 6 классе 105 часов (3 ч в неделю), в 7 классе 70 часов (2 ч в неделю), в 8 классе 70 часов (2 ч в неделю), в 9 классе 102 часа (3 ч в неделю).
5 класс
№ Раздел Количество часов,
п/п отводимых на
изучение темы
1 Литература как искусство слова 1
2 Мифология 3
3 Русский фольклор 6
4 Литературная сказка 4
5 Древнерусская литература – из «Повести 2 временных лет»
6 Жанр басни в мировой литературе 2
7 Русская литература XIХ века 35
8 Русская литература ХХ века 9
9 Образы детей в мировой литературе 21
10 Образы детей в поэзии и прозе Великой 7
Отечественной войны
11 Образы животных в мировой литературе 7
12 Жанр рассказа в мировой литературе 4
13 Обобщение 5
6 класс
1 Образ человека в литературе 1
2 Мифология 2
3 Античная литература 3
4 Героический эпос народов мира 2
5 Русский фольклор 3
6 Древнерусская литература 2
7 Жанр баллады в мировой литературе 3
8 Русская литература XIX века 30
9 Нонсенс и абсурд в литературе 2
10 Автобиографические произведения русских 7 писателей
11 Русская литература XX века 25
12 Жанр песни в русской поэзии 3
13 Зарубежная литература 8
14 Жанр повести в русской литературе 5
15 Произведения о детях и подростках писателей 6
XX – XXI веков
16 Итоговые уроки 3
7 класс
№ Раздел Количество часов,
п/п отводимых на
изучение темы
1 Сюжет как метафора жизни 1
2 Древнерусская литература 1
3 Зарубежная литература эпохи Возрождения 5
4 Русская литература XVIII века 6
5 Русская литература XIX века 29
6 Жанр новеллы в зарубежной литературе 3
7 Русская литература XX века 15
8 Зарубежная литература 8
9 Итоговые уроки 2
8 класс
№ Раздел Количество часов,
п/п отводимых на
изучение темы
1 Художественный мир. Направление. Литератур- 1 ные роды и жанры
2 Литература эпохи античности. 3
3 Литература эпохи Средневековья 2
4 Литература европейского Возрождения 3
5 Древнерусская литература 5
6 Зарубежная литература XVII – XVIII веков 3
7 Русская литература XVIII века 6
8 Русская литература XIX века 23
9 Русская литература XX века 18
10 Литература народов России 1
11 Русская литература XXI века 2
12 Литературные жанры в зеркале пародий 2
13 Итоговый урок 1
9 класс
№ Раздел Количество часов,
п/п отводимых на
изучение темы
1 Художественный мир. Направление 1
2 Зарубежная литература первой половины XIX 6 века
3 Русская литература перовой половины XIX века 81
4 Предметный мир литературного произведения 4
5 Гуманистическая традиция в русской литературе 4
6 Традиция смеховой культуры в русской 4 литературе
7 Итоговые уроки 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.