Программа составлена на основе:
- требований ФГОС;
- учебного плана МБОУ СОШ № 46 с. Бараники на 2017-2018 учебный год;
- годового учебного календарного графика на 2017-2018 учебный год;
- основной образовательной программы МБОУ СОШ № 46 с. Бараники;
- программы по литературе для 5-9 классов (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
- учебника «Литература 5 класс» в 2-х частях под редакцией авторской программы Г.С. Меркина, издательство ООО «Русское слово – учебник», 2013, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе – 3 часа в неделю.Рабочая программа
литература 5.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 с. Бараники
Рассмотрена и рекомендована к
утверждению педагогическим советом
протокол № 1
от «30 » августа 2017 года
Утверждена
приказом от 30.08. 2017 года № 200
Директор МБОУ СОШ № 46 с. Бараники
___________________ / Л.И. Макаренко/
Рабочая программа
Учебный предмет, курс
Литература
Уровень общего образования
Основное общее образование
Класс
Учебный год
Количество часов
5
20172018
102
Учитель
Кербутова О.А. с. Бараники
2017
Пояснительная записка
Цель разработки и реализации рабочей программы: создание условий для
планирования, организации и управления образовательным процессом по курсу
«Литература. 5 класс», достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Задачи программы: конкретно определить объем, содержание и порядок изучения курса
«Литература» в 5 классе.
Программа составлена на основе:
требований ФГОС;
учебного плана МБОУ СОШ № 46 с. Бараники на 20172018 учебный год;
годового учебного календарного графика на 20172018 учебный год;
основной образовательной программы МБОУ СОШ № 46 с. Бараники;
программы по литературе для 59 классов (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.
Чалмаев).
учебника «Литература 5 класс» в 2х частях под редакцией авторской программы Г.С.
Меркина, издательство ООО «Русское слово – учебник», 2013, рекомендован
Министерством образования и науки Российской Федерации.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе – 3 часа в
неделю.
В 5 классе по учебному плану на изучение предмета отводится 3 часа в неделю. В
201718 учебном году 35 учебных недель, итого 105 часов. В примерной рабочей
программе отведено 102 часа. В соответствии с учебным планом и расписанием учебных
занятий МБОУ СОШ № 46 с. Бараники на 20172018 уч.г., а также с выпадением уроков на
государственные праздничные дни данная программа рассчитана на 102 час.
Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, тестирование,
реферат (сообщение) и письменный опрос.
Планируемые результаты освоения курса «Литература. 5 класс» и система их оценки
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие
умения и качества:
знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о
прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
овладение навыками литературных игр;
формирование собственного мнения;
формирование навыка чтения отдельной группы учащихся
совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе
соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
• приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
Регулятивные УУД:
деятельность;
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания
разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность
следующих умений:
адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в
объеме программы;
знание изученных текстов;
овладение элементарными навыками анализа содержания литературного
произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств
в раскрытии идейнохудожественного содержания);
умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом
(композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX
—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
Система оценки планируемых результатов
Оценка устных ответов по литературе
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными "критериями
в пределах программы данного класса:
1. Знание текста и понимание идейнохудожественного содержания изученного
произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейноэстетического
содержания изученного произведения.
4. Знание теоретиколитературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и
выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание
текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и
поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического
содержания произведения; умение пользоваться теоретиколитературными знаниями' и
навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для
аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных
художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения;
умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками разбора
при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для
обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одномудвум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста
изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и
поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно
художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но
недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений
для подтверждения своих выводов. Допускается не более двухтрех ошибок в содержании
ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в
целом, неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших
художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения,
незнание элементарных теоретиколитературных понятий и слабое владение литературной
речью.
Оценка письменных ответов по литературе
Объем сочинений, независимо от источника и места работы, должен быть примерно таким:
в 5 классе— 1—1,5 тетрадные страницы.
Объем классного сочинения зависит также от времени, отведенного на выполнение работы.
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за
содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки,
так же как превышение объема не ведет к повышению отметки. При превышении или
уменьшении объема сочинения в полтора или более раз оценка за грамотность повышается
или понижается на один балл. Однако при наличии орфографических и пунктуационных
ошибок выше нормы ни при каких других условиях не может быть выставлена оценка «5». Календарнотематическое планирование по литературе в 5 классе
№ урока
дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
1.09
4.09
7.09
8.09
11.09
14.09
15.09
18.09
21.09
22.09
25.09
28.09
29.09
2.10
5.10
6.10
9.10
12.10
13.10
16.10
19.10
20.10
23.10
26.10
27.10
09.11
10.11
Раздел, тема
Введение
Книга в духовной жизни человека.
Из мифологии
Античный миф. «Рождение Зевса».
Античный миф. «Олимп».
Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов».
Из устного народного творчества
Малые жанры фольклора. Загадки.
Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки.
Сказка как вид народной прозы. «Царевна лягушка»
Бытовая сказка «Чего на свете не бывает»
Сказки народов России. «Падчерица»
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение сказки
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение сказки.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет». «Расселение славян».
«Кий, Щек, Хорив», «Хазары»
Басни народов мира.
Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворон и лисица».
В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе.
Басни И.А.Крылова
«В литературной гостиной». (Инсценирование басен И.А.Крылова).
Русская басня 20 века
Из русской литературы 19 века
Детство и детские впечатления А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне».
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки.
Поэма «Руслан и Людмила»
Поэтические картины зимы.
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога». 28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
13.11
16.11
17.11
20.11
23.11
24.11
27.11
30.11
1.12
4.12
7.12
8.12
11.12
14.12
15.12
18.12
21.12
22.12
25.12
11.01
12.01
15.01
18.01
19.01
22.01
25.01
26.01
29.01
1.02
2.02
5.02
8.02
9.02
Поэзия 19 века о родной природе. «В литературной гостиной».
Поэзия 19 века о родной природе. «В литературной гостиной».
М.Ю. Лермонтов. Детство поэта.
История создания стихотворения «Бородино». Прототипы героев.
Средства художественной выразительности в стихотворении
«Бородино».
Р.Р.Классное сочинение. «Защитники Родины в изображении
М.Ю.Лермонтова».
Р.Р.Классное сочинение. «Защитники Родины в изображении
М.Ю.Лермонтова».
Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»
Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством»
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед
рождеством»
Контрольное тестирование «Литература 19 века»
Детство И.С.Тургенева. История создания рассказа «Муму»
Знакомство с героями Рассказа «Муму».
Герасим и его окружение.
Герасим и Муму. Два решения.
Р.Р.Классное сочинение.
Р.Р.Классное сочинение.
Красота и богатство русского языка в цикле «Стихотворений в прозе»
И.С.Тургенева.
«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева
«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева
Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта.
Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции
произведения.
Основная тема стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
«Есть женщины в русских селениях».
(Стихотворение Н.А.Некрасова»Тройка»)
Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа
«Кавказский пленник»
Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»
Две жизненные позиции в рассказе. Художественная идея рассказа.
Р.Р.Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься
рассказ Л.Н.Толстого?»
Р.Р.Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься
рассказ Л.Н.Толстого?»
Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья. Книги.
Чеховские приемы создания характеров и ситуации в рассказе
«Злоумышленник»
Чеховские приемы создания характеров и ситуации в рассказе
«Злоумышленник»
Вн.чт. Юмористический рассказ «Случай из жизни»
Вн.чт. Юмористический рассказ «Случай из жизни» 62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
Из русской литературы 20 века
Детские и юношеские годы И.А.Бунина
Победа красоты над смертью в стихотворении И.А.Бунина «Густой
зелёный ельник у дороги…»
Детское восприятие родной природы в рассказе И.А.Бунина «В
деревне».
Детское восприятие родной природы в рассказе И.А.Бунина «В
деревне».
Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.
Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе.
Л.Н.Андреев. «Петька на даче».Тематика и нравственная
проблематика рассказа.
А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.
А.И.Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой
петух»
А.А.Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А.Блока.
Красота русской природы в стихотворениях А.А.Блока
Детские годы С.А. Есенина. В есенинском Константинове.
Родина в стихотворении С.Есенина «Ты запой мне ту песню…»
Единство человека и природы в стихотворениях С.Есенина.
А.П.Платонов. Краткие биографические сведения о писателе.
А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита»
Беда и радость в рассказе «Никита»
Детские годы П.П.Бажова. Жанр литературного сказа.
Творческий поиск и сомнения в сказе
П.П.Бажова «Каменный цветок»
П.П.Бажов «Каменный цветок».
Приёмы создания художественного образа в сказе П.П.Бажова.
Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе.
Н.Н.Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».
Е.И.Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».
Родная природа в произведениях писателей 20 века.
Час поэзии В.Ф. Боков. «Поклон ».
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби»
Контрольное тестирование
«Литература 20 века»
Из зарубежной литературы
Путешествия и приключения в литературе. Д.Дефо «Робинзон Крузо»
Путешествия и приключения в литературе. Д.Дефо «Робинзон Крузо»
Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве.
Противопоставление внешней красоты в сказке Х.К.Андерсена
«Соловей»
М.Твен. Краткие сведения о писателе.
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома
Сойера»
Жизнерадостность, бурная энергия Тома Сойера (анализ глав 7и8)
12.02
15.02
16.02
19.02
22.02
26.02
1.03
2.03
5.03
12.03
15.03
16.03
19.03
22.03
23.03
2.04
5.04
6.04
9.04
12.04
13.04
16.04
19.04
20.04
23.04
26.04
27.04
30.04
3.05
4.05
7.05
10.05
11.05
14.05
17.05
18.05 98
99
100
101
102
21.05
24.05
25.05
28.05
31.05
Годовая контрольная работа
Роман Ж.А.Бёкса (Ронистаршего) «Борьба за огонь»
Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише»
А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги».
Подведение итогов года. Литературная игра.
Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
Содержание курса «Литература. 5 класс»
№
п/п
Название раздела Кол
во
часо
в
1
Введение
1
2
Из мифологии
3
Основные содержательные линии
Практика
Базовый уровень
Книга — твой друг. Книга и ее роль в
духовной жизни человека и общества
(родина, край, искусство, нравственная
память). Литература как искусство слова.
Писатель — книга — читатель. Книга
художественная и учебная.
Особенности работы с учебной
хрестоматией (сведения о писателях,
художественные произведения, вопросы и
задания, статьи, справочный аппарат,
иллюстрации и т. д.).
Рассказ о мифе и мифологии. Миф —
своеобразная форма мироощущения
древнего человека, стремление к познанию
мира. Миф как явление эстетическое.
Основные категории мифов. Возникновение
мифов. Мифологические герои и
персонажи.
Античный миф: происхождение мира и
богов: «Рождение Зевса», «Олимп».
Представления древних греков о сотворении
Вселенной, богов и героев. Гомер.
«Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. 3
Из устного
народного
творчества
8
Сочинение
Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа.
Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда,
предание; мифологический сюжет;
мифологический герой; мифологический
персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и
словосочетаний, различные виды пересказа,
словесное рисование, выборочное чтение
отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские
сюжеты в изобразительном искусстве и
книжной графике.
Истоки устного народного творчества, его
основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна
лягушка». Сюжет в волшебной сказке:
зачин, важное событие, преодоление
препятствий, поединок со злой силой,
победа, возвращение, преодоление
препятствий, счастливый финал. Сказочные
образы. Нравственная проблематика сказки:
добрая и злая сила в сказках. Бытовая
сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие
бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и
реальная основа бытовых сказок.
Своеобразие лексики в сказках. Сказка и
миф: сходства и различия. Сказки народов
России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы,
поговорки (развитие представлений);
антитеза, антонимы, иносказание. Сказка
Типы сказок (о животных, волшебные,
бытовые). Особенности сказок (присказка,
зачин, повтор, концовка, постоянные
эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный
персонаж. Типы сказочных персонажей.
Образы животных, образпейзаж.
Развитие речи: работа со словарями,
составление словарной статьи;
пересказывание сказки; сочинение
собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с
иллюстрациями книжная выставка,
кинофильмы и мультипликации по мотива
сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры
фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: 4
Из древнерусской
литературы
2
5
Басни народов
мира.
7
вечер сказок фольклорный праздник,
предметная неделя и др.
Создание первичных представлений о
древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение
славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань
хазарам»). История: исторические события,
факты жизни государства и отдельных
князей и их отражение в древнерусской
литературе (право на вымысел у
древнерусского автора); нравственная
позиция автора в произведения
древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о
древнерусской литературе; летопись.
развитие речи: пересказ текстов
древнерусской литератур.
Связь с другими искусствами: работа с
иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях
древнерусской литературы.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня
«Ворон и Лисица» Раскрытие характеров
персонажей в баснях: ум, хитрость,
сообразительность, глупость, жадность;
элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов
язык.
Развитие речи: выразительное чтение,
письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с
иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII
века. Нравственная проблематика басен,
злободневность. Пороки, недостатки, ум,
глупость, хитрость, невежество,
самонадеянность; просвещение и
невежество — основные темы басен.
Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о
писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о
писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе.
Детство. Отношение к книге. Басни: 6
Из русской
литературы 19
века
40
«Ворона и Лисица», «Демьянова уха»,
«Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и
др. по выбору. Тематика басен И.А.
Крылова. Сатирическое и нравоучительное в
басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало».
Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет;
мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в
том числе чтение наизусть, конкурс на
лучшее чтение, чтение по ролям);
инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с
иллюстрациями мультипликации басен И.А.
Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У
памятника И.А. Крылову»); сбор
материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности:
«В литератур ной гостиной» — конкурс на
лучшую инсценировку басни; устный
журнал «Дедушка Крылов».
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских
впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С.
Пушкин и няня Арина Родионовна.
Стихотворение «Няне». Образы природы в
стихотворениях поэт «Зимняя дорога».
«Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». «Пушкинская сказка — прямая
наследница народной». Гуманистическая
направленность пушкинской сказки Герои и
персонажи в «Сказке...». Литературная
сказка и ее от личия от фольклорной; добро
и зло в сказке А.С. Пушкина чувство
благодарности; верность, преданность,
зависть, подлость; отношение автора к
героям. Поэма «Руслан и Людмила»
(отрывок). Сказочные элементы. Богатство
выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о
пейзажной лирике; риторическое
обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том
числе наизусть; письменный ответ на
вопрос; рассказ о герое; словесно
рисование.
Сочинение
Тест
Сочинение
Сочинение Связь с другими искусствами: работа с
иллюстрациями, портреты поэта.
Кинематографические и музыкальные
произведения на сюжеты сказок А.С.
Пушкина.
Краеведение: литературная викторина
(«Пушкинские места в Москве и
Петербурге»).
Возможные формы внеурочной
деятельности: конкурс на лучшее знание
сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской
сказки
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется
желтеющая нива...» ф.И. Тютчев. «Есть в
осени первоначальной... », «Весенние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как
воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном ».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя.
Стихотворение «Бородино». История
создания стихотворения. Бородинская
битва и русский солдат в изображении М.Ю.
Лермонтова. Художественное богатство
стихотворения. История и литература;
любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение,
метафора (развитие представлений о
тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение
наизусть, письменный ответ на вопрос
учителя, творческая работа «На
Бородинском поле», составление кадров
кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет,
работа с иллюстрациями, в том числе с
материалами о Бородинской панораме в
Москве.
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в
жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь
перед Рождеством». Отражение в повести
славянских преданий и легенд; образы и
события повести. Суеверие, злая сила, зло и
добро в повести.
Теория литературы: мифологические и
фольклорные мотивы в художественном
произведении; фантастика; сюжет;
художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный
пересказ, подбор материала для изложения
с творческим заданием, формулировка
учащимися вопросов для творческой
работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка
«Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На
родине Н.В. Гоголя ».
Возможные виды внеурочной деятельности:
написание сценария, инсценирование
фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева.
СпасскоеЛутовинов в представлениях и
творческой биографии писателя. Рассказ
«Муму» и стихотворение в прозе
«Воробей». Современники о рассказе
«Муму». Образы центральные и
второстепенные; образ Муму. Тематика и
социальная проблематика рассказа.
Социальная несправедливость, бесправие,
беззаконие, добродетельность,
добросердечие, добродушие, доброта,
добронравие, гуманность, сострадание в
рассказе. И.С. Тургенев о язык
стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление
представления о теме художественного
произведения; стихотворение в прозе
эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный
пересказ, сопоставление персонажей,
рассказ о герое по плану, письменный отзы
на эпизод, словесное рисование (портрет
героя), составление вопросов и заданий для
литературной викторины (конкурс) чтение
наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с
иллюстрациями, рисунки учащихся,
экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение
«Крестьянок дети». Основная тема и
способы ее раскрытия. Отношение автора к
персонажам стихотворения. Стихотворение
«Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы
в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение,
рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации
к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о
Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной
Поляне. Яснополянская школа. Рассказ
«Кавказский пленник». Творческая история.
Тема и основные проблемы: смысл жизни,
справедливость; свобода, неволя в повести.
Две жизненные позиции (Жилин и
Костылин). Любовь как высшая
нравственная основа в человеке.
Своеобразие сюжета. Речь персонажей и
отражение в ней особенностей характера и
взгляда на жизнь и судьбу. Отношение
писателя к событиям
Теория литературы: рассказ (развитие
представлений); портрет; завязка,
кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения,
письменный отзыв на эпизод, рассказ по
плану, письменная формулировка вывода,
дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка
конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н.
Толстом («Ясная Поляна»).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья
А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель
Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П.
Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема;
приемы создания характеров и ситуаций;
отношение писателя к персонажам.
Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая
ситуация), комическая ситуация, ирония;
роль детали в создании художественного
образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ
юмористического произведения, отзыв об
эпизоде, подготовка учащимися вопросов и
заданий для экспрессопроса.
Связь с другими искусствами: рисунки
учащихся. 7
Из русской
литературы 20
века
24
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные
традиции и их влияние на формирование
личности. Книга в жизни И.А. Бунин
Стихотворение «Густой зеленый ельник у
дороги...»: тема природы и приемы ее
реализации; художественное богатство стих
творения; второй план в стихотворении.
Рассказ «В деревне слияние с природой;
нравственноэмоциональное состояние
персонажа. Выразительные средства
создания образов.
Теория литературы: стихотворение
размышление, образ пейзаж, образы
животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть,
цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ
«Петька на даче основная тематика и
нравственная проблематика рассказ
(тяжелое детство; сострадание, чуткость,
доброта). Роль эпизода в создании образа
героя; природа в жизни мальчика Значение
финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий,
выборочный; составление вопросов;
письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ
«Золотой петух» Тема, особенности
создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и
углубление представлений); характеристика
персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица,
отзыв об эпизод Связь с другими искусствами: рисунки
учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в
жизни юног А. Блока. Блоковские места
(Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение
чувствовать красоту природы и
сопереживать ей; стихотворение «Полный
месяц над лугом...»: образная система,
художественное своеобразие
стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
развитие речи: выразительное чтение,
рассказ с использованием ключевых слов,
альтернативное изложение.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском
Константинове. Стихотворения: «Ты запой
мне ту песню, что прежде...», «Поет зима —
аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » —
по выбору. Единство человека и природы.
Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора,
сравнение, олицетворение (развитие
представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный
план.
Связь с другими искусствами: работа с
иллюстрациями, художественными и
документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно
краеведческая экскурсия «Константинове
— Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о
писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа.
Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и
доброе начало в окружающем мире); образ
Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе,
художественный пересказ фрагмента,
составление словаря для характеристики
предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки
учащихся.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ
«Каменный цветок». Человек труда в сказе
П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания
художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от
сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица,
отзыв об эпизоде. Связь с другими
искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три
охотника тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как
патефон петуха от смерти спас». Добро и
доброта. Мир глазами р бенка;
юмористическое и лирическое в рассказе.
Воспитание чувства милосердия,
сострадания, участия, заботы о
беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие
представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от
другого лица), письменный ответ на вопрос,
инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности:
инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей
XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о
родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби»
(отрывок).
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о
родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби»
(отрывок).
Тест
8
Родная природа в
произведениях
писателей 20 века.
4
9
Из зарубежной
13
Д. ДЕФО литературы
Итоговый тест
Краткие сведения о писателе. Роман
«Жизнь, необыкновенные и удивительные
приключения Робинзона Крузо» (отрывок).
Сюжетные линии, характеристика
персонажей (находчивость, смекалка,
доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча,
приключенческий роман, роман воспитания,
путешествие (первичные представления о
данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа,
изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с
иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве.
Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя
красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка
(развитие представлений), авторский
замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов,
письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с
иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности:
написание сценария мультфильма,
инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе.
Автобиография и автобиографические
мотивы. Роман «Приключения Тома
Сойера» (отрывок): мир детства и мир
взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как
форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и
пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с
иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИСТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть
«Борьба за огонь» (отдельные главы).
Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за
выживание, эмоциональный мир
доисторического человека.
Развитие речи: составление плана,
письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские
впечатления. «Сказание о Кише» (период
раннего взросления в связи с
обстоятельствами жизни; добро и зло,
благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие
представлений). Развитие речи: различные
виды пересказов, устный письменный
портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман
«Приключены Эмиля из Аённеберги »
(отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности:
литературная викторина.
Итого
102 Тематическое планирование курса «Литература. 5 класс»
Раздел
Введение
Кол
во
часо
в
1
Из мифологии
3
Инструмен
ты оценки
Основные виды
учебной
деятельности
Беседа о
прочитанных
книгах,
викторина по
знакомым
произведениям.
Выразительное
комментированн
ое чтение
статей учебника
(с. 35).
Словарно
лексическая
работа
Составление
рассказа на
основе вопросов
учебника (с. 56).
Вопросы и
задания
учебника. Найти
ответ на вопрос
репродуктивного
характера.
Выразительное
чтение эпизода
мифа,
подготовка
сообщения,
экскурсия по
галерее
изображений
мифологических
героем
(слайдовая
презентация).
Планируемые результаты
Базовый уровень
Формирование и
создание условий
для самооценки.
Правильное, беглое
и выразительное
чтение текстов
художественных и
публицистических
произведений
Формирование
гуманистических
ценностей.
Выявление
художественной
идеи рассказа,
состоящей в
утверждении любви
и жалости ко всему
живому. Воспитание
нравственно
эстетических
представлений
учащихся
Повышенный
уровень
Анализировать
речевые
высказывания с
точки зрения
их
соответствия
ситуации
общения и
успешности в
достижении
прогнозируемо
го результата;
опознавать
различные
выразительные
средства
языка;
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей;
планирования
и регуляции
своей
деятельности;
участвовать в
разных видах
обсуждения.
самостоятельн
о определять
цели своего
обучения,
ставить и
формулироват
ь для себя
новые задачи в
учебе и
познавательной Из устного
народного
творчества
8
Правильное, беглое
и выразительное
чтение текстов
художественных и
публицистических
произведений.
Воспитание
интереса к жизни и
творчеству,
формирование
гуманистического
мировоззрения.
деятельности,
развивать
мотивы и
интересы своей
познавательной
деятельности;
самостоятельн
о планировать
пути
достижения
целей, в том
Научить
осуществлять
самостоятельн
о анализ
произведений,
адекватно
оценивать свои
суждения,
вносить
коррективы.
Свободно
владеть
монологическо
й речью (7
предложений)
и
диалогической
речью (68
предложений)
в процессе
беседы,
рассказа.
Сочинение
Актуализация
знаний
учащихся,
углубление
представлений о
пословицах и
поговорках.
Конструировани
е диалога на
основе
материала
статьи учебника,
подбор пословиц
и поговорок на
заданную тему,
установление
смысловых
связей между
пословицами
разных народов,
конструирование
пословиц по
заданным
словам,
составление
толкований,
определение
темы пословиц, Из древнерусской
литературы
2
с
и
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность
учителем
сверстниками;
осознание
значимости чтения и
изучения
литературы
для
своего дальнейшего
развития; понимание
литературы
как
одной из основных
национально
культурных
ценностей народа,
как особого способа
познания жизни.
Басни народов
мира.
7
Из русской
литературы 19
века
40
Формирование и
создание условий
для самооценки.
Правильное, беглое
и выразительное
чтение текстов
художественных и
публицистических
произведений.
Умение
анализировать
литературное
произведение,
формулировать
собств. мнение и
позицию,
аргументировать её.
Уметь делать
подробный, краткий
пересказ
небольшого
отрывка, главы
повести, рассказа.
Воспитание
интереса к жизни и
творчеству,
защита
иллюстраций
Сообщения
учителя,
слайдовая
презентация,
выразительное
чтение
Выразительное
чтение,
сообщения
учителя и
учащихся,
чтение по ролям.
Беседа.
Работа с
портретом
писателя,
сообщение
учителя и
учащихся.
Сочинение
Тест
Сочинение
Сочинение
Строить
устные и
письменные
высказывания;
участвовать в
диалоге,
понимать
чужую точку
зрения и
Сообщения
учителя и
учащихся,
выразительное
чтение наизусть,
беседа,
выявление роли
художественно
изобразительных формирование
гуманистического
мировоззрения
аргументирова
но отстаивать
свою.
Из русской
литературы 20
века
24
Самостоятельная
организация
учебной
деятельности,
владение навыками
контроля и оценки
своей деятельности.
Выявление активной
гражданской
позиции автора
стихотворения.
Воспитание
патриотических и
гражданских чувств
школьников.
4
Родная природа в
произведениях
писателей 20
века.
Формирование и
создание условий
для самооценки.
Правильное, беглое
и выразительное
чтение текстов
Анализироват
ь речевые
высказывания
с точки зрения
их
соответствия
ситуации
общения и
успешности в
достижении
прогнозируем
ого
результата;
понимать
основные
причины
коммуникатив
ных неудач и
уметь
объяснять их;
участвовать в
разных видах
обсуждения,
формулироват
ь собственную
позицию и
аргументиров
ать ее,
привлекая
сведения из
жизненного и
читательского
опыта.
Научить
осуществлять
самостоятельн
о анализ
произведений,
адекватно
средств в
лирическом
произведении,
создание
рабочих
материалов к
сочинению,
беседа,
конструирование
начала и финала
сочинения.
Сообщения
учителя и
учащихся.
Выразительное
чтение, беседа,
работа с
учебником,
письменный
ответ на вопрос.
Выразительное
чтение рассказа.
Пересказ
фрагмента.
Объяснение
значений слов и
словосочетаний,
данных автором
учебника.
Формулирование
ответов на
вопросы
учебника.
Обучение
монологиче
скому
высказыванию.
Тест
Выразительное
чтение, работа с
текстом
стихотворения,
анализ, беседа. художественных и
публицистических
произведений.
Умение
анализировать
литературное
произведение,
формулировать
собств. мнение и
позицию,
аргументировать её.
Уметь делать
подробный, краткий
пересказ
небольшого
отрывка, главы
повести, рассказа
оценивать свои
суждения,
вносить
коррективы.
Свободно
владеть
монологическо
й речью (7
предложений)
и
диалогической
речью (68
предложений)
в процессе
беседы,
рассказа.
Из зарубежной
литературы
13
Итого
102
Сообщения
учителя,
выразительное
чтение, беседа.
Итоговый
тест Лист корректировки рабочей программы
№
п/п
Наименование
раздела и темы
Краткая
характеристика
Причины
корректировки
Роспись
учителя,
вносимых
изменений в
содержание
рабочей
программы
рабочей
программы
ответственного
за реализацию
рабочей
программы
Роспись
заместителя
директора
по учебно
воспи
тательной
работе СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей гуманитарного цикла
МБОУ СОШ № 46 с. Бараники
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________/Е.В. Артамонова
30 августа 2017 года
От 30 августа 2017 года № 1
Руководитель МО
_____________________________
_______________________ /Н.И. Михайличенко
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.