Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования. В программе описаны планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты, краткое содержание разделов программы с указанием контрольных работ по темам курса., Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с авторской программой В.Я. Коровиной.
Рабочая программа по литературе 5 класс.doc
Согласовано «__» августа 2017 г. Рассмотрено на МО протокол №1 Утверждено приказ №_____
от «___» августа 2017 г от «___» августа 2017 г
Зам директора по УВР Руководитель МО Директор школы
_____________ ______________ ________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ЛИТЕРАТУРА
5 КЛАСС
Разработана учителем I категории 20172018 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России. Разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе
В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) и на основе ООП ООО МБОУ
«Александровская СОШ».
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать
ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая
Интернет и др.);
• использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной
культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы,
воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о
мастерах слова и историкокультурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Задачи:
1. Способствовать формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным
самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
2. создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности;
3. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с
жизнью, историзма
4. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный
текст;
5. овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
6. овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных
источников, включая Интернет и др.);
7. использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
совершенствовании.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских
умений, развития культуры устной и письменной речи.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения и
реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие
речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся. В программу включен перечень необходимых видов работ по
развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а
также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Рабочая программа по литературе в 5 классе рассчитана на 3 часа в неделю, 35 рабочих недель, итого 105 часов.
Место предмета в учебном плане.
Планируемые результаты изучения курса литературы в 5 классе:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка и культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ
компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практикеи профессиональной ориентации.
Планируемые предметные результаты изучения курса литературы в 5 классе.
научится
получит возможность научиться
В процессе обучения ученик 5 класса
Введение (1 час)
пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека.
творческому пересказу статьи учебника
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 часов)
различать мифы и другие жанры фольклора, использовать их в
устной и письменной речи,
навыкам пересказа
выделять линии сравнения для сопоставления образов героев,
определять мораль сказки, композиционные особенности сказки как
истолковывать и определять жанровые признаки малых
фольклорных жанров
сопоставлять варианты фольклорных произведений
различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при
пересказывании характерные речевые обороты жанра, использовать характерные речевые обороты
владеть изученной терминологией по теме, навыками устной
монологической речи,
понимать мораль сказки, составлять пересказы сказок
находить постоянные эпитеты и гиперболы, выделять
композиционные особенности сказок, определять вид сказок по
содержанию.
составлять сказку, учитывая жанровые особенности и композицию
сказки
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)
понимать информацию, представленную в древнерусском тексте,
составлять текст с использованием слов притчи
составлять характеристику героев летописного сюжета
пересказывать фрагменты летописи
понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы
сопоставлять летописный сюжет с иллюстрацией
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)
понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор)
пересказывать фрагменты публицистического и научнопопулярного
текстов
находить в стихотворении юмористические элементы
понимать и воспроизводить тексты
составлять лексические и историкокультурные комментарии
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (42 часа)
понимать иносказательный смысл басен и мораль,
выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению),
определять произведение как басню по элементам композиции и
особенностям языка
выразительно рассказывать басню, учитывая особенности языка
изложения
выделять черты народной сказки, видеть особенности авторской
сказки
выделять черты баллады
находить в поэтических текстах изобразительновыразительные
средства,
сравнивать образы главных героев сказки в соответствии с
выделенными линиями сравнения
сопоставлять язык художественного произведения
выделять авторскую оценку,
находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и
народную сказку, слушать художественное чтение
определять особенности бродячих сюжетов сказок, определять
особенности мировидения разных народов, выраженных в описании
быта, главных героев
определять тему стихотворения,
понимать стихотворный текст, аргументировать свое отношение к
героям стихотворения, находить прямые авторские оценки, слушать
художественное чтение произведение
находить автобиографические элементы в лирическом
произведении, чувствовать настроение автора через его речь,
аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их
поступки, находить авторские оценки.
понимать гуманистическую направленность произведения,
анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи
выявлять авторскую позицию, подкреплять собственное мнение
примерами из текста, составлять сравнительную характеристику
героев
составлять развернутый план сочинения, приводить примеры из
текста
анализировать художественный текст, выразительно читать и
пересказывать рассказ
выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства
выразительности, с помощью которых достигается комический
эффект
определять способы рифмовки стихотворных произведений,
ритмической организации стихотворной речи
определять принадлежность произведений к изученным жанрам (по
элементам композиции, средствам языковой выразительности)
находить основную мысль сказки, жанровые отличия сказки от
рассказа
понимать произведение, видеть реальное и фантастическое в
повести
понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного
произведения
выявлять основную нравственную проблематику произведения
воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять
внутренние связи его элементов
словесно воспроизводить картины, созданные автором,
писать сочинениеотзыв о прочитанном произведении, давать
собственную оценку достоинствам произведения
писать сочинениеминиатюру
находить в лирических произведениях средства художественной
выразительности, выразительно читать стихотворение
выполнять комплексный анализ лирического произведения
выделять главные эпизоды в рассказе, установление причинно
следственных связей между ними
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 часов)
анализировать художественный текст
давать характеристики героям повести
различать жанр сказа и сказки, анализировать текст
определять принадлежность произведений к изученным жанрам (по
элементам композиции, средствам языковой выразительности)
определять тему произведения, выделять нравственную проблему,
видеть особенности изображения героев литературной сказки,
выявлять композиционноязыковые особенности текста
соотносить реальное и фантастическое в рассказе
определять значение картин природы,
интерпретировать лирическое произведение
объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значения
незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям, инсценировать
пьесу
сопоставлять литературные произведения,
находить в тексте изобразительновыразительные средства,
придающие произведению юмористический характер,
составлять письменные ответы на проблемный вопрос
подбирать цитатные подписи к иллюстрациям
составлять план сравнительной характеристики персонажей выразительно читать стихотворения,
владеть элементами анализа поэтического текста, навыками
монологической речи
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15 часов)
характеризовать героев и их поступки
прослеживать изменения в поведении и характере героя,
понимать значение романа в истории литературы
понимать ценность дружбы и силы любви близких Каю людей
составлять развернутый план сочинения, приводить примеры из
текста
находить в тексте изобразительновыразительные средства
сопоставлять героев сказки
отличать литературную сказку от народной
видеть в сказке обличение зла,
составлять цитатный план баллады
устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение
актёров
озаглавливать фрагменты произведений
выявлять признаки традиции литературной классики
предшествующих эпох
находить цитатные примеры, иллюстрирующие понятие
«художественная деталь»
Содержание учебного предмета.
Содержание
Введение.
Устное народное творчество.
Из древнерусской литературы.
Из русской литературы ХVIII века
Из русской литературы XIX века.
Из русской литературы XX века.
Зарубежная литература.
Уроки контроля
Всего часов
Колво часов
1 ч.
10 ч.
2 ч.
2 ч.
42 ч.
29 ч.
15 ч.
4 ч.
105 ч. Контрольных работ за учебный год _ 5.
Уроков по развитию речи – 14.
Уроков внеклассного чтения – 10.
Для заучивания наизусть (9 стихотворений):
И.А. Крылов. Басня – на выбор.
А.С. Пушкин Отрывок из «Сказки о мертвой царевне…»
М.Ю.Лермонтов «Бородино» (отрывок)
Н.А.Некрасов. Одно стихотворение – по выбору.
Одно стихотворение о русской природе поэтов 19 века.
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А.Бунин. Одно стихотворение – на выбор.
С.А.Есенин. Одно стихотворение – на выбор.
Одно стихотворение о русской природе поэтов ХХ века.
Темы сочинений:
Практическая часть программы
Волшебная сказка
Сочинение «Сравнение сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой
царевне…» А.С. Пушкина
Сочинениеотзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму»
Сочинение по рассказу «Кавказский пленник».
Сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Сказки Х. К. Андерсена Темы индивидуальных учебных проектов:
Электронный альбом «Художники – иллюстраторы сказок»
Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей».
Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях»
Электронный альбом «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике».
Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в
иллюстрациях».
Электронный альбом «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных
графиков»
Электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера – две разных судьбы»
«Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»
Постановка спектакля по фрагменту сказки
«Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях»
Электронная презентация «Памятники литературным героям»
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»
Содержание тем учебного курса
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги
(обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и
работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа
фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский
фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевналягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невестыволшебницы… Иванцаревич – победитель житейских
невзгод. Животныепомощники. Особая роль чудесных противников – Бабыяги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь
сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван крестьянский сын и чудоюдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной
земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке
авторанарода. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых
сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление).
Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с
Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрокакиевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в
летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
XVIII
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков
– грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция
автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
ВЕКА
ВЕКА
XIX «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок,
мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая
царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и
падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.
Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.
Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочноусловное, фантастическое и достовернореальное в
литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «КонекГорбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочнофантастических ситуаций, художественного
вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос
произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы
рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» отклик на 25летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение
исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных
интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание
светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести.
Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного
чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства –
короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к
окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» радостная, яркая, полная движения картина
весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные
судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как
средство создания комической ситуации.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С.
Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть
стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
XX
ВЕКА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли,
душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного
чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ
серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.
Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие
языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к
совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» пьесасказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.
Художественные особенности пьесысказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьесасказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как
борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение
героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания,
преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез
мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон
Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской
природы в лирических стихотворениях.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «ИгорьРобинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба – кит».
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное
сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда –
противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома,
раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных
жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер
мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных
обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. №
Тема
Характеристика деятельности
Тематическое планирование по литературе в 5 классе
Колво
часов
Сроки
1
Книга в жизни человека.
2.
Фольклор коллективное
устное народное
творчество.
3. Малые жанры фольклора.
4.
Русские народные сказки.
«Царевналягушка» как
волшебная сказка.
Введение (1 ч)
Аналитическая работа с параграфом учебника и его пересказ, работа с теоретическими
материалами, выразительное чтение (выражение личного отношения к прочитанному),
работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос с
последующей взаимопроверкой).
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 ч)
Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (составление таблицы
«Жанровые признаки произведений УНТ). Выразительное чтение малых фольклорных
жанров и их истолкование. Устное рецензирование выразительного чтения
одноклассников или чтения актеров. Поиск терминов и определение их значения с
помощью словарей и справочной литературы.
Объяснение происхождения и форм бытования и развития двух основных ветвей
словесного искусства – фольклорной и литературной. Работа в группе: чтение малых
фольклорных жанров и выбор из них закличек, колыбельных песен т.д. Истолкование и
определение их жанровых признаков. Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной
песни.
Аналитическая беседа по статье учебника. Сопоставление литературных и живописных
произведений, аргументированное выражение собственной позиции. Различение
жанровых особенностей сказок, выявление характерных для народных сказок
художественных приемов. Работа над выразительным чтением и пересказом сказки.
Групповая работа с иллюстративным материалом по общему плану. Толкование
структурных элементов сказок.
1
1
1 5.
6.
7.
«Царевналягушка».
Василиса Премудрая и
Иванцаревич.
«Царевналягушка».
Поэтика волшебной
сказки.
«Иванкрестьянский сын и
Чудоюдо» волшебная
богатырская сказка
героического содержания.
8.
9.
«Иванкрестьянский сын и
Чудоюдо»: система
образов сказки.
Сказки о животных.
«Журавль и цапля».
10. Бытовые сказки.
«Солдатская шинель».
11.
РР 1. Итоговый урок на
тему «Русские народные
сказки».
Контрольная работа №1.
(входная).
Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и
фантастических элементов и определение их роли в сказке. Участие в коллективном
диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок. Работа над выразительным
чтением и чтение отрывков сказки по ролям. Оценка актерского чтения отрывков из
сказки. Различные виды пересказа. Подготовка рассказа о герое на основе высказывания
писателя. Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке. Презентация и защита
собственных иллюстраций к сказке.
Выявление в сказках разных видов художественных образов. Сопоставление вариантов
сказок. Устные и письменные сопоставления иллюстраций разных художников к
сказкам. Составление викторины по иллюстрациям к сказкам. Работа в паре.
Участие в беседе о главных и второстепенных героях сказки. Различные виды
пересказа. Сопоставление характеристик главного героя сказки. Групповые мини
исследования: поиск и анализ слов и выражений, в которых дается оценка героев.
Составление плана характеристики сказочного героя. Анализ и сопоставление
иллюстраций к сказке.
Беседа о главных и второстепенных героях сказки. Создание сочиненияхарактеристики
главного героя сказки по предложенному плану.
Восприятие и выразительное чтение сказки по ролям и пересказ ее от лица героя.
Прослушивание фрагмента сказки в актерском исполнении и рецензирование
исполнения. Сопоставление сказок о животных и волшебных сказок. Описание
иллюстрации к сказке. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки о животных.
Составление каталога мультфильмов по сказкам о животных.
Пересказ сказки от лица героя. Сопоставление бытовых и волшебных сказок. Анализ
актерского исполнения сказки. Пересказ самостоятельно прочитанной бытовой сказки.
Нравственная оценка героев сказок.
Характеристика манеры различных сказочников. Ответы на вопросы и выполнение
заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство». Показ презентаций
«Художники – иллюстраторы сказок». Подготовка сказывания сказки с использованием
традиционных элементов. Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на
сказочный сюжет. Выполнение заданий теста. Письменный ответ на один из проблемных
вопросов:
1.
2.
Каков мой любимый герой русской народной сказки?
Почему я люблю читать народные сказки?
1
1
1
1
1
1
1 12.
«Повесть временных лет»
как литературный
памятник.
13. Из «Повести временных
лет»: «Подвиг отрока
киевлянина и хитрость
воеводы Претича».
14. Из литературы XVIII века.
М.В. Ломоносов – ученый,
поэт, художник,
гражданин. (внекл чт. 1)
15. М.В. Ломоносов
«Случились вместе два
Астронома в пиру…».
16. Жанр басни в мировой
литературе. (внекл чт. 2)
17. И.А. Крылов. «Ворона и
лисица», «Свинья под
дубом».
18. И.А. Крылов. «Волк на
псарне».
3.
Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
Изучение статьи учебника и составление хронологического плана, пересказ с опорой на
план. Комментарий к незнакомым словам и понятиям с помощью словаря и справочной
литературы. Чтение и пересказ летописного сюжета. Поиск и анализ цитатных
примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора. Характеристика героев.
Прослушивание и рецензирование актерского чтения фрагмента летописи.
Чтение и пересказ летописного сюжета. Нравственная оценка поступков героев
летописного сказания. Обсуждение произведений изобразительного искусства на
летописные сюжеты. Устные и письменные ответы на вопросы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)
Выразительное чтение статей учебника и аналитическая беседа. Устные сообщения (по
группам) о деятельности М.В. Ломоносова. Пересказ фрагментов публицистического и
научнопопулярного текстов. Обсуждение иллюстративного материала к
коллективному проекту.
Чтение стихотворения, работа над выразительностью чтения. Поиск незнакомых слов и
определение их значений с помощью словарей. Составление историкокультурных
комментариев. Поиск юмористических элементов. Чтение и обсуждение статьи
учебника «Роды и жанры литературы».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (42 ч)
Подбор информации о баснописцах с использованием справочной литературы и
ресурсов Интернета, презентация сведений. Выразительное чтение басен и
рецензирование чтения. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские басни».
Сопоставление фрагментов басен с иллюстрациями.
Чтение статьи учебника о Крылове. Составление плана. Пересказ фрагментов
публицистического текста. Работа над выразительным чтением басен. Прослушивание и
рецензирование актерского чтения. Историкокультурный комментарий к текстам.
Аналитическая беседа по содержанию басен. Составление характеристик героев.
Выразительное чтение басен. Комментирование исторического содержания басни.
Составление характеристик героев басни. Анализ различных форм выражения
авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов. Участие в
проекте.
1
1
1
1
1
1
1 19.
РР 2. И.А. Крылов. Басни. Обобщение изученного о баснях. Выразительное чтение, комментирование, анализ.
20. В.А. Жуковский –
сказочник. «Спящая
царевна».
Обсуждение иллюстраций к басням, словесное рисование. Создание собственных
иллюстраций и их защита. Конкурс инсценировок басен. Выразительное чтение басен
собственного сочинения. Составление вопросов для викторины (по группам).
Выразительное чтение статьи учебника, составление плана, соотнесение статьи и
эпиграфа. Пересказ статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна».
Чтение сказки. Составление цитатного плана текста. Составление характеристик героев
и их нравственная оценка. Сопоставление сюжета и героев сказки Жуковского и
народной сказки. Обсуждение иллюстраций к сказке. Анализ актерского исполнения.
Заучивание наизусть отрывка из сказки.
23. А.С. Пушкина «У
лукоморья дуб зелёный…»
22. А.С. Пушкин. «Няне».
21. В.А. Жуковский «Кубок». Работа с литературоведческими понятиями. Выразительное чтение баллады. Историко
культурный комментарий к тексту. Составление плана баллады и плана характеристики
героев. Аналитическая беседа по произведению. Чтение и пересказ статьи «Из истории
создания баллады «Кубок»
Поиск и систематизация сведений о поэте. Чтение, составление плана статьи и
комментарий историкокультурных реалий. Обобщение знаний о сказках Пушкина
(беседа). Чтение и обсуждение сведений учебника о пушкинских местах.
Чтение и анализ стихотворения.
Восприятие и выразительное чтение пролога. Устное рецензирование чтения актеров.
Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы (с
использованием цитирования). Обсуждение произведений изобразительного и
музыкального искусства, созвучных прологу. Заучивание отрывка наизусть и
подготовка выразительного чтения.
Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям и наизусть, выборочное чтение).
Пересказ отдельных фрагментов. Словарная работа с текстом. Составление плана на
событийной основе. Сопоставительный анализ текстов со сходным сюжетом. Анализ и
комментирование текста сказки. Разбор образов, характеров героев.
Составление таблицы «Система образов сказки». Составление плана сравнительной
характеристики героев (по группам). Нравственная оценка героев сказки.
Сопоставление сказки Пушкина с народными сказками о спящей царевне.
24. А.С. Пушкин «Сказка о
мертвой царевне и семи
богатырях»: события и
герои.
25. А.С. Пушкин «Сказка о
мертвой царевне и семи
богатырях»:
сравнительная
характеристика героев.
26. А.С. Пушкин «Сказка о
мертвой царевне и семи
Обсуждение нравственноэтических проблем, поднятых в сказке. Работа с
произведениями книжной графики к сказке Пушкина. Изучение статей учебника
1
1
1
1
1
1
1
1 27.
28
29.
богатырях»: истоки
сюжета, поэтика сказки.
РР 3. А.С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях».
Контрольная работа №2
по творчеству И.А.
Крылова, В.А.
Жуковского, А.С.
Пушкина.
30. А.С. Пушкин. Сказки.
(внекл чт. 3)
31. Антоний Погорельский
«Черная курица, или
Подземные жители» как
литературная сказка.
32. Антоний Погорельский
«Черная курица, или
Подземные жители» как
нравоучительное
произведение.
«Рифма. Способы рифмовки», «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». Защита
отзыва на мультипликационный фильм по сказке Пушкина. Создание учебного проекта
«Сюжет о спящей красавице в мировом искусстве».
Составление плана сравнительной характеристики. Нравственная оценка героев сказки.
Рецензирование актерского чтения фрагментов сказки. Подготовка к домашнему
письменному ответу на один из проблемных вопросов. Обучение устному сочинению
сравнительной характеристике «Царевна и царица: красота истинная и ложная».
Тестирование с включением заданий для проверки уровня литературного развития
школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и развернутых
ответов на вопросы (510 предложений). Письменный ответ на один из проблемных
вопросов:
В чём превосходство царевны над царицей?
Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?
В чём общность и различие «Спящей царевны» В. А. Жуковского и
1.
2.
3.
«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?
Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок Пушкина (в том числе по
ролям и наизусть). Инсценирование фрагментов. Составление вопросов к сказкам.
Конкурсы, викторины по сказкам. Работа с иллюстрациями к сказкам. Презентация и
защита собственных иллюстраций. Чтение и пересказ статьи учебника «О сказках
Пушкина».
Чтение и обсуждение статей учебника «Русские литературные сказки» и «Антоний
Погорельский». Чтение сказки (в том числе и по ролям), пересказ фрагментов.
Составление лексического и историкокультурного комментария к тексту. Обсуждение
и анализ эпизодов сказки. Выделением этапов развития сюжета. Выявление в
произведении Погорельского признаков литературной сказки.
Пересказ эпизодов сказки от лица героев. Выразительное чтение, пересказ и обсуждение
эпизодов сказки. Устное словесное рисование эпизодов. Рецензирование иллюстраций к
сказке. Составление письменного отзыва о литературной сказке по плану.
33. М.Ю. Лермонтов
«Бородино» как отклик на
25летнюю годовщину
Бородинского сражения.
Чтение, комментирование и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич
Лермонтов». Знакомство с информацией о Тарханах (раздел «Литературные места
России»). Чтение стихотворения и историкокультурный комментарий. Рецензирование
актерского чтения. Заучивание наизусть и подготовка выразительного чтения. Устное
1
2
1
1
1
1 34.
«Бородино» проблематика
и поэтика.
35. М.Ю. Лермонтов. «Ашик
Кериб» как литературная
сказка. (внекл чт. 4)
36. Н.В. Гоголь. "Вечера на
хуторе близ Диканьки»,
«Заколдованное место».
«Заколдованное место»:
реальность и фантастика в
повести..
37.
38.
«Вечера на хуторе близ
Диканьки», «Майская
ночь, или Утопленница»,
«Ночь перед Рождеством»,
«Страшная месть» (внекл
чт. 5)
39. Н.А. Некрасов «Есть
женщины в русских
селеньях…» (отрывок из
поэмы «Мороз, Красный
нос»).
40. Н.А. Некрасов
«Крестьянские дети».
Труд и забавы
крестьянских детей.
иллюстрирование фрагментов текста. Характеристика и нравственная оценка героев
стихотворения.
Устные рассказы о поэте и героях стихотворения. Выразительное чтение стихотворения
наизусть. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия сравнение, гипербола,
эпитет, метафора, звукопись (по группам). Выявление роли лексики, синтаксиса,
поэтических интонаций.
Выразительное чтение сказки. Различные виды пересказа. Историкокультурный и
лексический комментарий. Анализ фрагментов сказки (по группам). Устное
иллюстрирование. Инсценирование фрагментов и создание собственных иллюстраций.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Н.В. Гоголь». Словарная работа со статьей.
Поиск сведений о Гоголе в различных информационных источниках. Устный рассказ о
писателе. Выразительное чтение повести.
Определение границ и выявление сюжета эпизодов. Поиск реальных и фантастических
элементов в повести. Характеристика героев (в том числе речевая). Выявление средств
создания настроения и выражения авторского отношения. Сопоставление событий и
героев повести Гоголя и народных сказок. Составление таблицы «Фантастика и юмор в
повести» с использованием цитирования.
Краткий пересказ сюжета повести (по группам). Выразительное чтение эпизодов.
Инсценирование отрывков. Составление культурологического и лексического
комментария к повестям. Обсуждение проблематики произведений и системы героев,
анализ своеобразия конфликта. Презентация и защита собственных иллюстраций.
Характеристика главных положительных героев каждой повести (по группам).
Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Заочная
экскурсия на родину Н.А. Некрасова. Концертминиатюра по ранее изученным и
самостоятельно прочитанным произведениям Некрасова. Чтение отрывка из поэмы и
комментарий к тексту. Обсуждение текста по вопросам, предложенным учителем.
Работа с понятием эпитет. Прослушивание и рецензирование актерского чтение
отрывка.
Участие в обсуждении рассказа учителя о детстве русских крестьян с использованием
слайдов картин «Дети, бегущие от грозы» К.Е. Маковского, «Захарка», «Жнецы» А.Г.
Венецианова, «Тройка» В.Г. Перова и др. Выразительное чтение стихотворения,
языковой комментарий. Чтение и обсуждение стихотворения по частям, чтение по
ролям.
1
1
1
1
1
1
1 41. Н.А. Некрасов
«Крестьянские дети».
Язык стихотворения.
42. И.С. Тургенев. «Муму»
как повесть о крепостном
праве
43.
«Муму» как протест
против рабства.
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Комментирование лексики,
определение её стилистической окраски. Составление речевых характеристик
персонажей. Работа с иллюстрациями в учебнике. Подготовка к сочинению по картине.
Чтение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев», о СпасскомЛутовинове (раздел
«Литературные места России»), краткий рассказ о писателе, ответы на вопросы по
биографии писателя. Работа с текстом рассказа: чтение фрагментов, комментарии к
тексту, различные виды пересказа, чтение по ролям, составление плана рассказа.
Рецензирование актерского чтения.
Обсуждение проблематики рассказа. Письменные ответы на проблемные вопросы.
Развитие представлений о литературном герое, портрете, пейзаже. Составление
электронного альбома «Портреты и пейзажи в повести Тургенева «Муму» глазами
художников» Выборочные пересказы историй героев.
«Муму»: система образов. Устные рассказы о Герасиме. Обсуждение плана его характеристики. Составление
44.
45.
РР 4. И.С. Тургенев –
мастер портрета и
пейзажа.
планов сравнительных характеристик героев (по группам).
Работа с эпизодами рассказа. Создание цитатной таблицы для характеристики.
Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести. Поиск цитатных примеров,
иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж». Письменный ответ на один из
проблемных вопросов:
46. А.А. Фет. Лирика.
47. Л.Н. Толстой «Кавказский
пленник»: русский офицер
в плену у горцев.
48.
«Кавказский пленник»:
Жилин и Костылин.
1.
2.
3.
Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?
Каковы друзья и враги Герасима?
В чём вина и в чём беда барыни?
Краткий рассказ о поэте и работа со статьей учебника. Выразительное чтение
стихотворений поэта, изученных ранее и прочитанных самостоятельно. Анализ
стихотворений Фета, ответы на вопросы учебника. Обобщающая беседа по
стихотворениям и художественной манере поэта. Письменный анализ стихотворения.
Знакомство с биографией писателя, презентация материала об участии Л.Н. Толстого в
кавказской войне. Чтение статьи учебника об исторической основе рассказа и ответы на
вопросы. Чтение рассказа, пересказ фрагментов. Анализ основных эпизодов по
вопросам учителя.
Устные рассказы о главных героях произведения. Сопоставление персонажей и
составление плана сравнительной характеристики. Развитие представлений об идее,
сюжете, рассказе (работа со словарем литературоведческих терминов). Обсуждение
иллюстраций к рассказу. Рецензия на актерское чтение отрывков из рассказа. Участие в
проекте.
1
1
1
1
1
1
1
1 49.
50
51.
РР 5. «Кавказский
пленник».
Контрольная работа №3
по творчеству М.Ю.
Лермонтова, Н.В. Гоголя,
Н.А. Некрасова, И.С.
Тургенева, Л.Н. Толстого.
52. А.П. Чехов. «Хирургия»
как юмористический
рассказ.
53.
РР 6. А.П. Чехова
«Хирургия».
54.
Рассказы А.П. Чехова.
(внекл чт. 6)
55. Ф.И. Тютчев. «Зима
недаром злится…»,
«Весенние воды», «Как
весел грохот летних
бурь…», «Есть в осени
первоначальной…»
Составление плана сравнительной характеристики. Подбор цитат из текста. Устный
рассказ по плану. Подготовка к домашнему сочинениюсравнительной характеристике
«Жилин и Костылин: два характера, две судьбы».
Создание письменных высказываний различных жанров: описание, сочинение по
картине, характеристика героев, отзыв о самостоятельно прочитанном произведении,
ответ на проблемный вопрос, выполнение тестов. Письменный ответ на один из
проблемных вопросов:
Каковы друзья и враги пленного Жилина?
Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
Какие мысли JI. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы
1.
2.
3.
называем гуманистическими?
Чтение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Составление плана, ответы на
вопросы учителя. Знакомство со статьей о Таганроге (раздел «Литературные места
России»). Чтение рассказа (в том числе и по ролям). Языковой комментарий к тексту.
Обсуждение содержания рассказа. Анализ языковой характеристики персонажей.
Чтение и обсуждение статьи учебника «О смешном в литературном произведении.
Юмор» Поиск средств создания комического в рассказе. Инсценирование фрагмента
рассказа. Написание отзыва на иллюстрацию к рассказу.
Устное рецензирование актерского чтения рассказа. Составление цитатного плана
рассказа. Составление таблицы, включающей в себя главные элементы киносценария
(номер кадра, место действия, смена планов, диалог героев, звук). По группам:
характеристика действующих лиц, описание интерьера, составление реплик диалога и
ремарок.
Чтение рассказов и обсуждение по группам, пересказ. Ответы на вопросы учителя по
рассказам. Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказам.
Инсценирования отрывков и устная рецензия на инсценировки. Обобщающая беседа о
художественных особенностях ранних рассказов Чехова.
Чтение статьи учебника, ответы на вопросы учителя. Выразительное чтение
стихотворений и рецензирование чтения. Обсуждение стихотворений в форме
конкурсаэстафеты по предложенным вопросам и заданиям. Подбор цитатных подписей
к репродукциям картин, помещенных в учебнике.
56. А.Н. Майков «Ласточки», Выразительное чтение стихотворений наизусть. Выразительное чтение и обсуждение
1
2
1
1
1
1
1 И.С. Никитин «Утро»,
«Зимняя ночь в деревне»,
И.З. Суриков «Зима», А.Н.
Плещеев «Весна».
РР 7. Русские поэты XIX
века о родине, родной
природе и о себе.
57.
58. И.А. Бунин «Косцы».
59. И.А. Бунин «Подснежник»
(внекл чт. 7)
60. В.Г. Короленко «В дурном
обществе»: судья и его
дети.
61. В.Г. Короленко «В дурном
обществе»: семья
Тыбурция.
62. В.Г. Короленко «В дурном
обществе»: «дурное
общество» и «дурные
дела».
63.
РР 8. В.Г. Короленко «В
дурном обществе».
стихотворений русских поэтов о родине и о родной природе. Сопоставительный анализ
стихотворений разных поэтов. Сравнение поэтических и музыкальных произведений.
Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины
в творчестве русских поэтов.
Конкурс на лучшее чтение стихотворений и рецензия чтения. Презентация и защита
иллюстраций к стихотворениям (экскурсия). Подготовка к письменному ответу на
вопрос «Какой я вижу свою Родину и русскую природу в поэзии 19 века (по двумтрем
стихотворениям)?» Письменный анализ стихотворения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 ч)
Чтение статьи учебника и составление ее плана. Сообщение учащихся о Бунине.
Восприятие и выразительное чтение, обсуждение рассказа. Аналитическая беседа по
тексту. Групповая работа по фрагментам произведения. Устное иллюстрирование.
Рецензирование актерского чтения
Восприятие и выразительное чтение рассказа. Историкокультурный комментарий к
тексту. Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров,
иллюстрирующих понятия антитеза и повтор. Устные ответы на вопросы с
использованием цитирования. Коллективное обсуждение рассказа.
Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов, чтение по
ролям. Различные виды пересказов. Обсуждение глав повести по вопросам
(коллективное, по группам).
Составление планов сравнительных характеристик. Понятие о способах создания
образов (контрастное изображение, деталь, портрет, диалог). Обсуждение репродукций
к повести, подбор цитатных подписей. Презентация собственных иллюстраций.
Выявление авторских оценок по деталям портретов.
Краткий и выборочный пересказ, обсуждение ключевых фрагментов. Характеристика
сюжета, тематики, идейноэмоционального содержания произведения. Сообщение о
старом Януше и его обсуждение. Работа с литературоведческим словарем и поиск
примеров, иллюстрирующих понятие повесть. Подготовка к письменному ответу на
проблемный вопрос.
Презентация и защита коллективного проекта «Мои ровесники в повести В.Г.
Короленко». Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Подбор
цитат к ответу (групповая работа). Письменный ответ на один из проблемных
вопросов:
1
1
1
1
1
1
1 1.
2.
и судьи?
3.
4.
Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция
Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?
Почему у Маруси и Сони два разных детства?
64. С.А. Есенина «Я покинул
родимый дом…», «Низкий
дом с голубыми
ставнями…»
65. П.П. Бажова «Медной
горы хозяйка»: образы
Степана и Хозяйки
Медной горы.
66. П.П. Бажова «Медной
горы хозяйка»: сказ как
жанр литературы.
67. К.Г. Паустовский «Теплый
хлеб»: герои сказки и их
поступки.
68. К.Г. Паустовский «Теплый
хлеб»: язык сказки.
69.
«Заячьи лапы» и другие
рассказы К.Г.
Паустовского. (внекл чт.
8)
70. С.Я. Маршак. Сказки для
детей. (внекл чт. 9)
Литературномузыкальная композиция о жизни и творчестве С.А. Есенина. Презентация
и защита иллюстраций к прочитанным стихотворениям Есенина. Восприятие,
выразительное чтение и обсуждение стихотворений (по группам). Устное
рецензирование выразительного чтения. Анализ поэтического языка стихотворений.
Анализ стихотворения о родном доме.
Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Расширение
представлений на основе чтения и беседы по статье учебника. Восприятие и
выразительное чтение сказа. Историкокультурный комментарий к тексту. Составление
характеристики героя произведения.
Различные виды пересказа. Инсценирование отрывка. Работа со словарем
литературоведческих терминов. Сравнение понятий сказ и сказка. Анализ элементов
сказа в произведении П.П. Бажова. Защита проекта «Сказы П.П. Бажова в живописи и
прикладном искусстве».
Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Восприятие и выразительное чтение
эпизодов сказки (в том числе и по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их
значений. Составление цитатного плана сказки. Составление плана характеристики
героев (по группам). Рассказ о героях по плану с использованием цитат. Подбор
пословиц и поговорок о хлебе.
Выявление реалистических и фантастических элементов в сказке. Работа над
литературоведческими понятиями пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение. Создание
собственных иллюстраций к произведениям писателя.
Инсценирование фрагментов произведений. Выборочное чтение и различные виды
пересказа. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений по плану,
предложенному учителем. Определение авторского отношения к героям. Составление
вопросов к викторине по произведениям Паустовского (по группам). Ответы на
вопросы викторины.
Активизация знаний о Маршаке и его творчестве из курса начальной школы, обобщение
сведений о его сказках. Определение родовых особенностей драмы. Сопоставление
пьесысказки и ее фольклорных источников. Составление плана сравнительной
1
1
1
1
1
1
1 71.
72.
73.
«Двенадцать месяцев»:
проблемы и герои.
«Двенадцать месяцев»:
пьесасказка и её народная
основа.
РР 9. «Двенадцать
месяцев». (Подготовка к
домашнему письменному
ответу на один из
проблемных вопросов).
74. А.П. Платонов «Никита»:
человек и природа.
75.
«Никита»: быль и
фантастика.
76. В.П. Астафьев
77.
78
79.
«Васюткино озеро»: юный
герой в экстремальной
ситуации.
«Васюткино озеро»:
становление характера
главного героя.
Контрольная работа
№4. Подготовка к
классному письменному
ответу на один из
проблемных вопросов.
характеристики народной сказки и пьесысказки, заполнение аналитической таблицы.
Выразительное чтение сказки «Двенадцать месяцев» по ролям. Устное рецензирование
чтения. Беседа по произведению. Составление планахарактеристики героев, их
нравственная оценка. Театрализованное представление по сказке (по группам).
Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесысказки.
Устные ответы на вопросы с цитированием. Различные виды пересказов. Сопоставление
пьесы – сказки и её фольклорных источников. Выявление в пьесе сказке черт
фольклора, определение художественной функции фольклорных образов. Составление
плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесысказки.
Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат по выбранной проблеме.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Сказки народные и литературные». Подготовка
к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов:
Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?
Почему в пьесесказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?
Чем похожа пьесасказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?
1.
2.
3.
Чтение и обсуждение статьи учебника о А.П. Платонове. Восприятие и выразительное
чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Рецензирование актерского чтения отрывка.
Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа.
Составление плана рассказа о герое. Выявление функций фантастических и
реалистических элементов в рассказе. Обсуждение иллюстраций учебника.
Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи из раздела «Литературные
места России». Выразительное чтение эпизодов рассказа, художественный пересказ
фрагментов. Лексические и историкокультурные комментарии к тексту (по группам).
Анализ по эпизодам.
Составление плана характеристики героя рассказа. Нравственная оценка поведения и
поступков героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение
отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа «Васюткино озеро».
Составление плана самостоятельного письменного высказывания, подбор цитат по
выбранной проблеме. Подготовка к классному письменному ответу на один из
проблемных вопросов:
1.Какой изображена природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева?
2.Какие поступки сверстников и черты характера вызывают мое восхищение в
произведениях Короленко, Паустовского, Платонова, Астафьева?
1
1
1
1
1
1
1
2 80. Стихотворения А.Т.
Твардовского «Рассказ
танкиста»
81. К.М. Симонова «Майор
привез мальчишку на
лафете».
82. Поэты ХХ века о родине и
родной природе.
И.А. Бунин «Помню
долгий зимний вечер»,
ДонАминадо «Города и
годы».
83. Д.Б. Кедрина «Алёнушка»,
А. Прокофьев
«Алёнушка», Н.М. Рубцов
«Родная деревня».
84. Саша Черный.
«Кавказский пленник».
85. Саша Черный. «Игорь
Робинзон».
86. Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба
кит» как юмористическое
произведение.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне».
Устный рассказ учащихся о военной биографии поэтов с использованием презентаций.
Историческая справка об изображенных событиях Восприятие и выразительное чтение
стихотворений.
Рассказ о поэте и его военной биографии. Выразительное чтение стихотворения. Устное
иллюстрирование. Устные ответы на вопросы с цитированием.
Активизация читательского опыта по теме «Родина и родная природа в лирике 19 века»
(концертминиатюра, викторина и др.). Устное рецензирование выразительного чтения
одноклассников. Презентации о биографии поэтов. Обсуждение и анализ предлагаемых
стихотворений. Устное иллюстрирование. Сопоставление стихотворений с
произведениями живописи. Определение общего и индивидуального, неповторимого в
литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей. Выразительное
чтение стихотворений. Групповой анализ средств изобразительности, создающих образ
родины и родной природы. Устное иллюстрирование. Сопоставление образов русской
природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях.
Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Выразительное чтение фрагментов
рассказов, озаглавливание (по группам). Поиск незнакомых слов и определение их
значения с помощью словарей. Составление комментария к текстам. Выборочный
пересказ.
Юмористическое переосмысление сюжетов литературной классики. Работа с понятием
юмор, подбор примеров из рассказов, выявление способов создания комического.
Сопоставление рассказов с произведениями литературной классики, анализ черт
сходства и различия (коллективная беседа).
Презентация и защита собственных иллюстраций к юмористическим рассказам. Чтение
и обсуждение статьи учебника о Ю. Киме. Прослушивание звукозаписи песни в
авторском исполнении и ее рецензирование. Восприятие и выразительное чтение
стихотворения. Устные ответы на вопросы, анализ песенных особенностей текста.
Инсценирование песни. Чтение и обсуждение статьи С.Я. Маршака «О талантливом
читателе»
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15 ч)
87.
Р.Л. Стивенсон
Презентация собственных иллюстраций к стихотворению Ю. Кима. Чтение статьи
1
1
1
1
1
1
1
1 «Вересковый мед»:
верность традициям
предков.
88. Д.Дефо «Робинзон Крузо»:
необычайные приключения
героя.
89. Д.Дефо «Робинзон Крузо»:
характер героя.
90. Д.Дефо «Робинзон Крузо»:
произведение о силе
человеческого духа.
91. Х.К. Андерсен «Снежная
королева»: реальность и
фантастика.
92. Х.К. Андерсен «Снежная
королева»: сказка о
великой силе любви.
93. Х.К. Андерсен «Снежная
королева»: «что есть
красота?».
94. Х.К. Андерсен. Сказки.
(внекл чт. 10)
95
96.
РР 1011. Х.К. Андерсен.
Сказки.
учебника о писателе, составление ее плана. Выразительное чтение баллады и
рецензирование чтения. Составление плана характеристики героев баллады.
Наблюдение над жанром, ритмом и стихотворным размером произведения. Просмотр и
обсуждение отрывка из мультфильма «Вересковый мед». Дискуссия «Правильно ли
поступили герои баллады?»
Рассказ о писателе Д. Дефо и чтение статьи учебника, сопоставление информации.
Выразительное чтение фрагментов романа и устное рецензирование чтения.
Озаглавливание фрагментов романа (в том числе цитатное), различные виды пересказов.
Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом
острове?» Устные ответы на вопросы по тексту. Составление плана характеристики
героя. Групповая работа с эпизодами.
Поиск примеров, иллюстрирующих понятие робинзонада. Сопоставление
характеристики героев других робинзонад и героя Дефо. Выявление признаков
традиции литературной классики предшествующих эпох.
Сообщение о сказочнике Андерсене. Выразительное чтение отрывка из очерка К.Г.
Паустовского «Великий сказочник» и обсуждение. Выразительное чтение отрывков
сказки (в том числе по ролям), инсценирование фрагментов, различные виды пересказа
Устные ответы на вопросы по содержанию произведения.
Поиск элементов фантастического и реалистического в сказке. Устное
иллюстрирование. Сопоставление героев сказки. Устная характеристика Герды.
Сопоставление различных иллюстраций к эпизодам сказки.
Чтение и рецензирование характеристики Герды. Устный рассказ о Снежной королеве и
беседа по сопоставлению героинь. Составление плана сравнительной характеристики
героинь сказки и рассказ о них по плану. Участие в дискуссии «Что есть красота?».
Рецензирование мультфильма (фильма) «Снежная королева».
Презентация сказок Андерсена: выразительное чтение сказок, пересказ,
инсценирование, устные ответы на проблемные вопросы. Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций. Составление вопросов для викторин и
ответы на эти вопросы (по группам).
Чтение и обсуждение фрагмента статьи С.Я. Маршака «мастер снов и сказок».
Комментирование проблемных вопросов. Составление плана (цитатного плана)
самостоятельного письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме.
1
1
1
1
1
1
1
2 97. М. Твен «Приключения
Тома Сойера»:
неповторимый мир
детства.
98. М. Твен «Приключения
Тома Сойера»: дружба
героев.
РР 12. «Приключения
Тома Сойера» любимая
книга многих поколений
читателей.
99.
100. Д. Лондон «Сказание о
Кише»: что значит быть
взрослым.
101. Д. Лондон «Сказание о
Кише»: мастерство
писателя.
102. Контрольная работа
№5, итоговая.
103. Урок контроля.
Почему Герда победила Снежную королеву?
Какие герои воплощаютют добро и зло в сказках Андерсена?
О чём мечтал Андерсен в своих сказках?
Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?
Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов:
1.
2.
3.
4.
Рассказ о писателе М. Твене. Выразительное чтение фрагментов романа. Групповое
обсуждение отрывков. Чтение диалога по ролям. Различные виды пересказов. Устное
иллюстрирование.
Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?
Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?
Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?
Чтение по ролям. Обсуждение иллюстраций, помещенных в учебнике. Обсуждение
вопроса «Чем герои романа похожи на моих сверстников и чем отличаются от них?»
Рецензирование эпизода из фильма по роману.
Пересказ финальных глав романа от лица героев. Показ и обсуждение инсценировки
эпизода «Том и Гек собираются создать шайку разбойников». Подготовка к
письменному ответу на один из проблемных вопросов:
1.
2.
3.
4. Какими изобразил скульптор Тома Сойера и Гекльберри Финна на памятнике
этим литературным героям?
Чтение и обсуждение статьи учебника о Д. Лондоне. Выразительное чтение рассказа и
пересказ ключевых фрагментов. Работа с эпизодами по группам. Презентация
собственных иллюстраций к рассказу. Рецензирование мультипликационного фильма по
рассказу. Составление плана характеристики киша и рассказ о герое.
Составление плана характеристики литературного произведения. Рассказ о книге и её
героях по плану. Подбор цитат на заданные темы. Презентация и защита собственных
иллюстраций. Подготовка к итоговой контрольной работе.
Выполнение тестовых заданий.
Уроки контроля (4 ч).
Предъявление читательских и исследовательских навыков: выразительное чтение (в том
числе наизусть); устный монологический ответ; различные виды пересказов; устные и
письменные рассказы о произведениях и героях; иллюстрирование примерами
1
1
1
1
1
1
1 104
105.
РР 1314. Литературный
праздник «Путешествие по
стране Литературии 5
класса»
изученных литературоведческих терминов.
Участие в игровых видах деятельности, литературных конкурсах. Отчёты о выполнении
индивидуальных и коллективных учебных проектов. Фиксирование заданий для летнего
чтения.
2
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса по предмету «Литература».
1. Учебный методический комплекс.
Рабочие программы «Литература 59 классы» под редакцией В.Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2014г.
Учебник.
«Литература. 5 класс» в 2х ч. под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2012 г.
Пособие для учителя (методическая литература):
1. Фонохрестоматия для учебника литературы 5 класс (Мультимедийные пособия)
2. Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).
Дополнительная литература:
1. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Н.В. Егорова. Москва:ВАКО, 2016. 2. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5е издание – М: Просвещение, 2003
3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю. Антышева, Н.А. Айрапетова, И.Ф. Бородина, И.А.
Виноградов и др. М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений. М: Просвещение, 2012
5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.М: Просвещение, 2002
6. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историколитературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005
7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. М «Издательство
НЦ ЭНАС», 2002
8. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 6 класс. М. Просвещение. 2004 г.
2. Интернетресурсы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа : http://www. standart.edu.ru
Сетевое объединение методистов «СОМ». – Режим доступа : http://som.fio.ru
Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru
Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа : http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа : http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
http://www.artsait.ru
nsportal.ru
pedsovet.su
shkolaabv.ru
myshared.ru/theme/prezentatsiya
uchportal.ru
kartrud12.ucoz.ru
учебныепрезентации.рф/izo.html
urshschool.ucoz.ru/load/
tvormena.jimdo.com›Методическаякопилка›ИЗО
proshkolu.ru
infourok.ru
school48kirov.ucoz.ru
metodkopilka.ru Художественная литература:
•http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
•http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
•http://oldrussian.chat.ru – Древнерусская литература
•http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
•http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60х годов
Справочноинформационные и методические материалы:
•http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
•http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
•http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.