Тема. Предложения с вводными словами. Пунктуация в них.
Цель: сформировать представление о вводных словах, словосочетаниях и предложениях и их значении, умение разграничивать вводные слова и члены предложения, навыки пунктуации при них, умение интонировать предложения с вводными конструкциями, уместно и правильно употреблять их в речи; развивать наблюдательность и внимательность.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы
Ход урока.
І. Проверка домашнего задания.
Два ученика работают по карточкам.
Вставь пропущенные буквы и знаки препинания, объясни орфографию и пунктуацию.
Для отчизны любимой св..ей силы сынок никогда (не)ж..лей!
Вставь пропущенные буквы и знаки препинания, объясни орфографию и пунктуацию.
Разл…тайся синий дым по кустарникам с..дым.
ІІ. Объявление темы и цели урока.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Игра «Атака веером»
- Что такое обращение?
- Являются ли обращения членами предложения?
- Какими бывают обращения?
- Как выделяются обращения в устной речи и на письме?
- Могут ли обращения выражаться личными местоимениями ты, вы?
IV. Работа по теме урока.
1. Анализ предложений, записанных на доске.
Я эту книгу уже читала. - Кажется, я эту книгу уже читала.
Осень в этом году тёплая. - Осень, к счастью, в этом году тёплая.
- Прочитайте и сравните предложения.
- Какие значения вносят в предложение подчёркнутые слова?
-Задайте вопрос этим словам. Являются ли они членами предложения, если к ним нельзя задать вопрос?
Вывод: выделенные слова являются вводными словами. Они не являются членами предложения.
2. Работа с учебником.
1) Упражнение 100.
2) Таблица (с.60-61).
- Можете ли вы добавить свои примеры, основываясь на приведенных в таблице?
3. Работа у доски.
Задание: включите в данные предложения подходящие по смыслу вводные слова: к счастью, по-моему, говорят.
1. Погода установилась надолго. 2. Саша был великим импровизатором. 3. Человек ко всему привыкает.
4. Синтаксический разбор простого предложения. Метод «Бахрома».
Кажется, я эту книгу уже читала. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено вводным словом).
5. Работа у доски.
- Сравните, в какой роли в двух предложениях употребляются одни и те же слова. Где перед нами вводное слово, а где – член предложения?
Завтра, возможно, будет снег. Примирение противников вполне возможно.
Домашнее задание кажется мне не очень трудным. Кажется, это задание я смогу выполнить правильно и быстро.
V. Итог урока
1. Графический диктант.
Диктуются предложения под номерами, если есть в них вводное слово, учащиеся ставят «+», если нет - «-».
1. Ваше заявление должно быть рассмотрено завтра (-).
2. Должно быть, будет сильный дождь (+).
3. В тумане плохо видно (-).
4. Нам, видно, сегодня не придётся поохотиться (+).
5. Он решил задачу верно и быстро (-).
6. Он, верно, приедет завтра (+).
2. Беседа.
- Какую тему вы сегодня изучили?
- Как выделяются вводные слова на письме?
VI. Домашнее задание.
Выучить параграф 8 (с.60-61), упражнение 105.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.