Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
•	Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2019 № 1897; дополнения и изменения от 29.12.2014 приказ № 1644),
•	 примерной программы основного общего образования по русскому языку, 
•	программы  для  общеобразовательных учреждений по русскому  языка под редакцией В.В. Бабайцевой.
Цели обучения.
           Рабочая программа по русскому языку для 5 класса направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку: 
	формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
	совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
          Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. 
          Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью  образовательного процесса  на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного  подхода, который обеспечивает формирование и развитие  коммуникативной,  языковой  и  лингвистической  (языковедческой), культуроведческой компетенций
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 170 час (5 часов в неделю; 34 учебные недели), в том числе для проведения:
•	уроков по развитию речи – 20  (из них: контрольных изложений –  2;  контрольных сочинений –  2);
•	контрольных диктантов – 4;
•	тестирований – 1;
•	проверочных диктантов – 6;
•	итоговых диагностических  работ – 3.Этот материал будет полезен учителям русского языка, работающих по УМК В.В. Бабайцевой.
            
        
        
        
                    
                
                    №
п/п
Тема урока
2
   
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА /170 часов/
                      
 
в
о
с
а
ч
о
в
л
о
К
 
 
 
3
Планируемые  результаты освоения учебного предмета
Личностные
результаты
освоения учебного
предмета
 Предметные 
результаты
освоения учебного
предмета
Метапредметные
результаты 
освоения учебного
предмета
Домашнее
задание
Дата
проведения
план
факт
4
5
6
7
8
9
                    ВВОДНЫЙ КУРС (86ч.)
             Введение «Роль русского языка в жизни общества» (2ч.)
Русский   язык – национальный
1
язык русского народа и
межнационального общения.
Уметь: пользоваться
учебным комплексом.
Знать: особенности
развития русского языка, его
роль   в жизни общества.
*  понимание  русского
языка как одной из
основных  национально –
культурных ценностей
русского  народа,
определяющей  роли
родного  языка в
развитии
интеллектуальных,
творческих способностей
и моральных качеств
личности.
Развитие речи.
Формы речи.
Речевая ситуация.
1
* личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение.
Знать: что такое речь,
формы речи, речевая
ситуация.
Уметь: оперировать
терминами при анализе
языкового
явления.
Раздел №1 «Морфология и орфография» (26ч.)
1
1
2
 Коммуникативные: 
* планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Общеучебные:
*структурирование знаний;
*осознанное построение
речевого высказывания.
Регулятивные:
*осуществлять
самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию;
*ставить и активно
формулировать цель
деятельности. 
Регулятивные:
* ставить и активно
формулировать цель
деятельности.
Упр.7 
Упр.8
(учебник
«Русская
речь»)1
1
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
* личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
 Система частей речи в
русском языке. 
 Принципы классификации
частей речи.
Имя существительное как часть
речи, его категориальное
  1
значение.
 Три склонения
 2
существительных. 
Правописание падежных
окончаний существительных.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
Правописание  суффиксов
существительных.
Развитие речи.
Подробное изложение.
 
1
1
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
* личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение.
4
5
6
–
7
8
9
3
Морфология
 как раздел грамматики.
*положительно
Уметь: отличать служебные
части речи от
самостоятельных.
Знать: функции
самостоятельных и
служебных частей речи.
Уметь: находить
знаменательные части речи в
тексте. Знать: функции
самостоятельных частей
речи.
Уметь: опознавать имя
существительное по
морфологическим и
морфемным  признакам;
определять склонение, род, 
падеж. 
Уметь: пользоваться
алгоритмом при
правописании     окончаний
сущ.; определять род,
падеж,  склонение.
Знать: 3 склонения
существительных.
Знать: правописание
суффиксов
существительных.
Коммуникативные:
*определение цели, функций
Упр.12. 
участников, способов
взаимодействия;
* инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.
Упр. 27, 29* 
Познавательные:
*различать части
речи;*правильно указывать
морфологические признаки
имен существительных.
Упр.33.
Регулятивные:
*планировать
последовательность
действий и при
необходимости изменять ее.
Урок 6. Упр.35
Урок 7. Упр 41.
Познавательные: *уметь
Упр.38.
правильно, уместно и
выразительно употреблять
имена существительные в
речи. 
Уметь:   определять тему
и   основную мысль текста,
требования  к  написанию
изложения  по   данному
плану.
Регулятивные:
*осуществлять
самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию.
 
 
Не задано.10
Анализ изложения.
Имя прилагательное как часть
речи, его  категориальное
значение.
11
Правописание падежных
окончаний прилагательных.
12
–
13
14
15
–
16
17
–
18
  Стартовая
диагностика
Анализ диагностической
работы.
Развитие речи.
Диалог и монолог. 
Речевой этикет.
Глагол как часть речи, его
категориальное значение.
Спряжение глагола.
Правописание безударных
личных окончаний глаголов;
ешь, ишь  в глаголах
1
1
2
 1
2
 
2
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
* личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
* личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
Уметь: согласовывать прил.
с  сущ.; устанавливать
смысловую связь между
прилагательным и
существительным; находить
в предложении
прилагательное.
Знать:   различение
твёрдого  и  мягкого
варианта окончаний;
окончания ого,его,
отличие прилагательных  от
существительных (типа
Орехово, Пушкино).
Знать: основные нормы
русского литературного
языка. Классификацию
ошибок, их виды.
Уметь: применять
изученные 
орфограммы.
Знать:  понятия «диалог»,
«монолог»; различать
диалогическую  и
монологическую речь; строить
монологическое высказывание.
Уметь узнавать глагол в
тексте; различать по вопросу
Н.ф. и личную форму
глагола.
Знать:    морфологические и
синтаксические    признаки
глагола.
Уметь:  пользоваться
алгоритмом правописания
безударных личных
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
Общеучебные:
*структурирование знаний.
Упр.44.
Познавательные: 
*различать части речи;
*правильно указывать их
морфологические признаки. 
Регулятивные: 
*осуществлять
самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию.
 Коммуникативные: 
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи.
 
самоконтроль, самооценку,
Регулятивные:
*осуществлять
самокоррекцию. 
Общеучебные:
*структурирование знаний. 
Регулятивные:
* ставить и активно
формулировать цель
деятельности,
*планировать
последовательность
действий и при
необходимости изменять ее.
  
 Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
Упр. 47;
просклонять
СС, выделить
окончания.
Урок 12.  
Не задано.
                   
Урок 13. 
Не задано.
Составить
диалог на тему
"Беседа об
осени"
Урок15.
Упр.50. 
                  
Урок16.
Упр.51.
Урок17.
Упр.58.19
Не с глаголами;
тся, ться в глаголах.
20
21
22
23
Наречие как часть речи, его
категориальное значение.
Развитие речи.
Как вести беседу?
Местоимение как часть речи,
его  категориальное значение.
Служебные части речи.
Предлоги.
1
1
 1
1
1
 
окончаний глагола;
определять орфограмму 
«Буква ь в глаголе 2го ли
ца ед. ч».
Знать:  о написании НЕ  с
глаголом; тся, ться  в
глаголах.
Уметь:  уточнить  и
пояснить (доказать)
формулировку учебника
«без НЕ не употребляется».
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
Уметь: находить  наречия  в
тексте. Знать: морфологи
ческие и
синтаксические признаки
наречия.
*положительно
Знать:  приемы  создания
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
устных высказываний.
Уметь:         излагать мысли
на  заданную тему,
используя   выразительные
средства языка.
Узнавать местоимения в
тексте;
Знать:    морфологические
и   синтаксические признаки
местоимений. 
Уметь:    различать
самостоятельные  и
служебные части речи,
разграничивать предлог и
приставку.
Знать: морфологические
признаки предлога,
признаки простого и
сложного предложения.
Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи.
Коммуникативные:
*владение базовыми
умениями и навыками
использования языка в
жизненно  важных для
данного возраста сферах и
ситуациях  общения.  
Общеучебные:
*структурирование знаний.
  Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи.
Регулятивные:
*осуществлять
самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию;
*ставить и активно
формулировать цель
деятельности.
Познавательные:* осознаёт
познавательную  задачу;
извлечение необходимой
информации из текста.
 Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи, базовыми  
умениями и навыками
использования языка в
жизненно  важных для
данного возраста сферах и
ситуациях  общения. 
 
Урок18.
Упр.60.
Записать 5
глаголов с
ТСЯ  и 5
глаголов с
ТЬСЯ.
Упр.69.
Упр.21
/учебник
"Русская речь"/
Упр.74, 76*
Упр. 83, 88*
24
Союзы.
1
*стремятся к речевому
Уметь:  отличать союз  от
Регулятивные: *ставить и
Упр.95.25
–
26
27
–
28
Частицы и междометия
Контрольный диктант №1
«Морфология»
Анализ   контрольного
диктанта.
2
2
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
  *способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
других служебных частей
речи; знать функции союза.
Уметь:       отличать частицу
от   других служебных
частей речи; писать частицы
со словами  в соответствии
с    правилом; понимать   их
значение в  речи.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
Знать: основные нормы
русского литературного 
языка.
 Классификацию ошибок, их
активно формулировать цель
деятельности.  
Общеучебные:
*структурирование знаний.
 Регулятивные:
* планировать
последовательность
действий и при
необходимости изменять ее.
Общеучебные:
*структурирование знаний.  
Регулятивные:
*осуществлять
самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию. 
виды.
Уметь: применять
изученные 
орфограммы.
Раздел № 2 «Синтаксис и пунктуация» (58ч.)
29
  Синтаксис  как раздел
1
грамматики.
 
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
30
31
Предложение – единица
синтаксиса.
Развитие речи.
Текст и его основные признаки.
1
 1
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
Уметь:     правильно строить
СС и предложение;
понимать значение
синтаксиса и пунктуации в
письменной речи;   значение
терминов  «синтаксис» и
«пунктуация»
Уметь:  составлять
предложения на заданную
тему, работать с
деформированным текстом.
Знать: понятие о тексте   и
способах связи предложений
в тексте.
Урок 25. 
Упр. 99.
             
Урок26.
Упр.104
Урок.27.  
Не задано.
 Урок 28.
Повторить
изученные
орфограммы.
Упр. 108.
Упр. 109.
Упр.32
/учебник
"Русская речь"/
 
 
Регулятивные:
*ставить и активно
формулировать цель
деятельности;
* планировать
последовательность
действий и при
необходимости 
изменять ее.  
 Общеучебные:
*структурирование знаний.  
Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи, базовыми  
умениями и навыками
использования языка в
жизненно  важных дляданного возраста сферах и
ситуациях  общения.
32
Виды предложений по цели 
высказывания.
Виды предложения по
эмоциональной окраске
/интонации/
Развитие речи.
Тема и основная мысль 
текста.
Главные члены предложения.
Грамматическая основа.
33
34
35
–
36
1
1
 1
2
  *положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
Знать: признаки
предложения; различать и
правильно интонировать
предложения, различные по
цели высказывания.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
Знать:  признаки
восклицательных и
невосклицательных
предложений.
Уметь:  отличать их в
письменной  и  устной речи.
Знать: значение терминов
«основная мысль», «идея»,
«тема».
Уметь: находить
грамматическую основу
предложения (включая
случаи выражения
сказуемого
существительным в  И.п.
или прилагательным).
 
 
 
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.
Упр. 114.
Общеучебные:
*структурирование знаний.  
Познавательные:
* осознаёт познавательную
Упр. 117.
задачу; извлечение
необходимой информации из
текста.  
Упр.38
/учебник
"Русская речь"/
Урок 35.
Упр.122.
 
  
   Урок 36. 
   Упр. 123
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.
Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу; извлечение
необходимой информации из
текста.
Общеучебные:
*структурирование знаний.
37
Тире между подлежащим и
1
сказуемым.
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности. 
Уметь: находить
грамматическую основу
предложения, производить
синтаксический разбор.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.  
Упр. 120.38
39
–
40
41
Распространенные и
нераспространенные
предложения.
Развитие речи.    
 Контрольное изложение№1
по рассказу И.С. Тургенева 
«Воробей»
Анализ контрольного
изложения. Второстепенные
члены предложения.
42
Дополнение
1
2
1
1
  *способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
Знать:   главные    и
второстепенные члены
предложения.
Уметь:    определять члены
распространенного  и
нераспространенного
предложений.
Уметь: излагать мысли на
заданную тему, составлять
текст,  используя речевую
опору.
Знать: признаки
определения,
обстоятельства,
дополнения.
Уметь: находить в
предложении
второстепенные члены;
производить синтаксический
разбор предложения.
Знать: признаки   
дополнения.
Уметь: находить в тексте
дополнения, ставить
вопросы, определять роль
второстепенных членов
предложения.
Составить 5
распрост. и 
5 нераспрост.
предложения.
Урок 39.
Подготовиться
к написанию
изложения. 
  Урок 40. 
    Не задано.   
Упр. 124.
Упр. 126.
Общеучебные:
*структурирование знаний. 
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
  
 
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
 Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу; извлечение
необходимой информации из
текста.
Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи, базовыми  
умениями и навыками
использования языка в
жизненно  важных для
данного возраста сферах и
ситуациях  общения.43
Обстоятельство. Тест.
44
Определение
45
–
46
47
48
–
49
Словосочетание и
предложение.
   
Второстепенные члены
предложения (обобщение)
Разбор простого предложения.
Проверочный диктант.
Анализ диктанта.
Предложения  с однородными
членами.  
1
1
2
 
1
2
 *способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
Знать: признаки
обстоятельства.
Уметь: находить в тексте
обстоятельства, ставить
вопросы, определять роль
второстепенных членов
Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу; извлечение
необходимой информации из
текста.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
  *способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
предложения.
Знать: признаки
определения.
Уметь: находить в тексте
определения, ставить
вопросы, определять роль
второстепенных членов
предложения.
Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу; извлечение
необходимой информации из
текста. 
Общеучебные:
*структурирование знаний.
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Знать:  признаки СС;
 уметь отличать СС
 от предложения;   выделять
    Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
СС  из  предложения;
анализировать значение и
строение  СС;      строить
СС;    находить  СС к
заданным схемам.
Знать: признаки
определения,
обстоятельства, дополнения.
Уметь: находить в тексте
второстепенные члены
предложения, ставить к ним
вопросы.
Знать: основные нормы
русского литературного
языка. 
культуры  устной и
письменной речи,
 базовыми  умениями и
навыками  использования
языка в жизненно  важных
для данного возраста сферах
и ситуациях  общения.
 Общеучебные:
*структурирование знаний.
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
 Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи.  
Упр. 131.
Упр. 127.
Урок 45.  
Упр. 139. 
      
       Урок 46. 
 Упр. 145.
Составить 
5 ПП и
произвести
синтаксичес
кий разбор.
Урок.48.  
Не задано.  
Урок 49.
Повторить
изученные
орфограммыПредложения с однородными
членами.
2
50
–
51
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
52
Развитие речи.
 1
*положительно
 Обращение как средство связи
предложений в тексте.
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
Знать:         признаки
однородных    членов роль
обобщающего слова в
предложения с
однородными  членами;
порядок  действий по
нахождению обобщающего
слова в предложении.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
Общеучебные:
*структурирование знаний.
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения.
Знать:  повествование в
Познавательные:* осознаёт
текстах, содержащих
обращение, ведется во 2ом
познавательную  задачу;
извлечение необходимой
лице.
Уметь: редактировать
текст, устранять повторы.
информации
 из текста.
Общеучебные:
53
–
54
55
–
56
Обращение. 
Знаки препинания в
предложении с обращением
Предложения с вводными 
словами.
57
Сложное предложение.
2
2
1
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
Знать: основные признаки
обращения; способы и
средства связи предложений
в тексте и обращение как
средство связи предложений
в тексте.
Уметь: видеть вводные
слова в  предложении;
правильно интонировать
предложения с вводными
словами.     
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
Знать: признаки  СП.
Уметь:        отличать
простое предложение от
сложного;  строить сложное
предложение; правильно
ставить  знаки  препинания в
СП.
*структурирование знаний.
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения.
Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.   
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи, базовыми  
умениями и навыками
использования языка в
жизненно  важных для
данного возраста сферах и
Урок.50. 
Упр. 148. 
  
  Урок 51. 
  Упр. 152.
Из любого
текста
выписать 
5 предл. с
обращениями.
Урок.53.
Упр.154.  
 Урок 54.  
Упр. 157.
Урок.55.
Упр.162.  
  Урок 56.  
Упр. 166
Упр. 169.58
59
60
61
–
62
63
–
64
65
Сложное предложение: союзное
и бессоюзные.
Сложносочиненные
предложения.
Сложноподчиненные
предложения.
Развитие речи.
Изложение, близкое к тексту.
 
Синтаксический разбор
сложного предложения.
Простые и сложные
предложения (повторение)
1
1
1
2
2
 
1
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
Знать: признаки
БСП и ССП.
Уметь: строить сложное
предложение; правильно
ставить знаки препинания в
БСП.
Знать: признаки ССП и
ССП.
Уметь: строить СП;
правильно ставить знаки
препинания в ССП и СПП;
составлять схему  СП;
правильно интонировать
СП.
Уметь: адекватно
воспринимать чужую речь и
передавать содержание
текста в развернутом виде.
ситуациях  общения.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.
  
Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу; извлечение
необходимой информации из
текста.
 Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу; извлечение
необходимой информации из
текста.
Составить 3
союзных и 
3 бессоюзных
предложения.
Упр. 174.
Упр. 180.
 Регулятивные: 
*ставить и активно
формулировать цель
деятельности.  
*ставить и активно
формулировать цель
деятельности.
Урок 61.
Подготовиться
к написанию
изложения. 
       Урок 62. 
Не задано.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
Знать: виды пунктуации 
в ПП и СП.
Уметь: пунктуационно
верно оформлять на письме
изученные конструкции
предл.;  выполнять
синтаксический разбор СП.
Знать: виды пунктуации 
в ПП и СП.
Уметь: выделять (находить)
средства связи в СП.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.  
Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи.
 
Урок 63. 
Упр. 182. 
  
 
Урок 64. 
Упр. 186.66
–
67
68
–
69
Контрольный диктант№2 
 «Простые и сложные
предложения»
Анализ диктанта.
Развитие речи.
Для чего нужен план?
2
2
70
Предложения с прямой речью.
1
71
Предложения с прямой речью.
1
72
73
74
–
75
Развитие речи.
Как описать предмет?
 
 
Тестирование по  разделу
«Синтаксис  как раздел
грамматики»
 Обобщение по разделу
«Синтаксис  и пунктуация»
  
1
1
2
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
Знать: основные нормы
русского литературного
языка. Классификацию
ошибок, их виды.
Упр. 192.
Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу; извлечение
необходимой информации из
текста.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
Уметь: адекватно
воспринимать чужую речь и
передавать содержание
текста в развернутом виде.
Уметь: определять границы
прямой речи и слов автора. 
Знать: особенности
строения предложений с
прямой речью.
 
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной
 Уметь: описывать предмет
и распознавать различные
объекты по их описанию или
характерным признакам
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
Закрепить и обобщить
материал по теме
«Синтаксис и пунктуация».
Общеучебные:
*структурирование знаний.
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.  Логические:
*выбор оснований и
критериев для сравнения,
классификации объектов.
Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.  
  речью.
Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу; извлечение
необходимой информации из
текста.
Знать: основные нормы
русского литературного
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
языка.
Классификацию ошибок.
деятельности.  
Урок.66.  
Не задано. 
  Урок 67.
Повторить
изученные
орфограммы
Урок.68.  
Упр. 57
/учебник
"Русская речь"/
Урок 69.  
Не задано.
Упр. 191(3).
Упр. 201.
   Упр. 186(2)
/учебник
"Русская речь"/
Урок.74.  
Не задано.
Урок 75.
Повторить
изученные
орфограммы.Развитие речи. 
Виды речевой деятельности. 
 Понятие о тексте. Средства
связи предложений и
смысловых частей текста.
Повествование.
Развитие речи.
Контрольное сочинение
№1 по картине Ф.П.
Решетникова «Опять двойка»
Описание.
Рассуждение.
2
1
2
2
2
2
76
–
77
78
79
–
80
81
–
82
83
–
84
85
–
86
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
Знать:   средства
грамматической связи
предложений в тексте.
 
Общеучебные:
*структурирование знаний.
Знать: что такое текст,
основные признаки текста.
основные типы организации
речи  (устной и письменной)
– повествование, описание,
рассуждение.
Уметь: находить ключевые
слова текста.
Различать типы текста друг
от друга.
Уметь:      создавать текст
данного  стиля,
редактировать  текст.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи.
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.
Познавательные:* осознаёт
познавательную  задачу;
извлечение необходимой
информации из текста.  
Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу; извлечение
необходимой информации из
текста.
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
Уметь:
 различать типы текста друг
от друга.
Познавательные:                *
осознаёт познавательную
задачу.
Урок.76.
Упр.83(3)
/учебник
"Русская речь"/
   Урок 77.  
Не задано.     
Упр. 205.
Урок.79.
Упр.207.
Урок 80.
Повторить
изученные
орфограммы.
Урок.81.
Подготовиться
к написанию
сочинения. 
  Урок 82. 
   Мини
сочинение
«Нужно ли
читать книги?»
 
Урок.83.
Упр.211.  
       Урок 84. 
Упр. 212.
Общеучебные:
*структурирование знаний.
Урок.85.
Упр.224.Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
ОСНОВНОЙ  КУРС (84ч.)
             Введение «Русский язык в современном мире» (4ч.)
 Урок 86.
 Не задано
Упр. 227.
Упр. 229.
 Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
      Упр.230.
деятельности. 
Познавательные:* осознаёт
познавательную  задачу
87
Анализ сочинения.
1
Русский язык в современном
мире.
88
Понятие о литературном языке.
1
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
  *положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
 особенности
Знать:
развития русского
языка   в     жизни   общества,
его   место   в   современном
мире.
Знать: характерные черты
стилей     русского
литературного языка.
Уметь: отличать стили в
устной и письменной  речи.
89
 Функциональные стили речи.
1
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
Знать: понятия устная и
письменная формы речи и
различать их; как различают
типы речи.
Общеучебные:
*структурирование знаний.
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Познавательные:* осознаёт
познавательную  задачу;
извлечение необходимой
информации из текста.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.90
Основные разделы науки 
о языке.
 1
*производят
сопоставительный анализ
слов.
Знать: основные разделы
языка и что в них изучают.
Общеучебные:
*структурирование знаний.
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Регулятивные: *принимает
и сохраняет учебную задачу.
Познавательные:* осознаёт
познавательную  задачу. 
Раздел №3. «Фонетика, графика, орфография и орфоэпия» (23ч.)
91
–
92
93
–
94
 Фонетика как раздел
лингвистики.
Алфавит.
Гласные и согласные звуки.  
  
2
2
 
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
*желание осваивать
новые виды
деятельности.
Знать: термины звуки,
слоги, ударение, интонация,
отличие буквы от звука,
принцип деления звуков на
гласные и согласные.
Уметь: анализировать
звучащую речь;
сопоставлять звук и букву;
различать звуки и буквы,
гласные и согласные  звуки;
производить транскрипцию
Регулятивные: *принимает
и сохраняет учебную задачу.
Познавательные:*преобраз
ует и применяет
информацию с учетом
решаемых задач.
Коммуникативные:
*интериоризация –
осуществляет рефлексию
своих действий.
95
Слог. Правила переноса слов.
 1
Ударение в слове.
*стремление к
самоизменению –
приобретению новых
ЗиУ.
слов;  правильно
произносить  звуки. 
Знать: особенности деления
слова на слоги и правила
переноса слов, понятие
сильной  и слабой позиции
 звука. Уметь: членить слова
на  слоги, видеть
орфограмму, определять
96
 – 
97
  Рубежная диагностика
2
 
* личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение.
тип   орфограммы.
Знать: основные нормы
русского литературного
языка. Классификацию
ошибок, их виды.
Уметь: применять
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
Коммуникативные:
*интериоризация –
осуществляет рефлексию
своих действий.
 Коммуникативные: 
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи.
Упр.235.
Урок 91.
Упр.243.  
                       У
рок 92.
Упр.251.
Урок 93.
Упр.254.
 Урок 94.
Упр.266; 267*.
Урок 95.
Упр.274; 277*. 
Урок 96.
Упр.285; 287
/устно/*.
Не задано.98
Анализ диагностической
1
работы.
Звонкие и глухие согласные.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
Знать: звонкие и глухие
согласные звуки;     алгоритм
объяснения орфограммы
«Проверяемая   согласная   в
корне слова»;   иметь
навыки сопоставлять
изученные орфограммы.
 
  *наличие
познавательных и
социальных мотивов,
интереса к новому
знанию.
  *желание осваивать
новые виды
деятельности.
звучащую и письменную
речь. 
Понимать: значение
твердости и мягкости
 на письме.
Знать:   непарные по
твердости /мягкости;
особенности фонетического
разбора  слова. 
Знать: значения букв я, ю,
е, ё;        условия появления
йотированного звука  в
словах.
Уметь:  слышать
йотированный     при
  *смыслообразование –
установление связи
между целью учебной
деятельностью и её
мотивом.
произношении   гласных я, е,
ё, ю  в  позиции, когда  они
обозначают два звука.
Уметь: различать приставку
и предлог;
применять правило о
постановке разделительных
 ь и ъ.
99
–
100
Твердые и мягкие согласные.
2
 Мягкий знак для обозначения
мягкости согласных.
101
Звуковое значение букв я,ю,е,ё.
Обозначение мягкости 
согласных буквами 
я, ю, е, ё.
102
103
Значения букв Ь и Ъ 
в русской графике.
Развитие речи.
Сочинение – описание
животного.
 
104
Анализ сочинения. Мягкий знак
после   шипящих   на конце
слова.
1
1
1
1
 Регулятивные: *контроль
внимания – самостоятельно
обнаруживает ошибки.
Коммуникативные:
*интериоризация –
осуществляет рефлексию
своих действий.
 Регулятивные:
*столкнувшись с новой
практической задачей,
самостоятельно
формулируют
познавательную цель.
Регулятивные: *принимает
и сохраняет учебную задачу.
 
Коммуникативные:
*интериоризация –
осуществляет рефлексию
своих действий.
 Регулятивные: *принимает
и сохраняет учебную задачу.
Познавательные:*преобраз
ует и применяет
информацию с учетом
решаемых задач.
Упр.295;
299/устно/*.
Урок 99.
Упр.306.
 Урок 100.
Упр.307.
Упр.316.
Упр.325;
326* /устно/.
  Упр.195
/учебник
"Русская речь"/
Упр.343.
  *наличие
познавательных и
социальных мотивов,
интереса к новому
знанию.
Знать:   особенности
построения      текста при
Регулятивные: *принимает
и сохраняет учебную задачу. 
описании 
животного.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
Уметь: правильно
применять алгоритм
действий  при  правописании
Ь  после шипящих на конце
Коммуникативные:
*интериоризация –
осуществляет рефлексию
своих действий.105
–
106
  Творческая работа «Гласные
буквы после шипящих».
 
107
Гласные буквы  после ц.
108
Мягкий знак, обозначающий и 
необозначающий  мягкость
согласного.
109
Развитие речи.
Повествовать – значит
рассказывать.
 
110
Развитие речи.
  Сочинениеописание предмета.
111
 Анализ сочинения. Творческая
работа по разделу «Фонетика,
графика, орфография  и
орфоэпия»
112
–
113
 Контрольный диктант№3
«Фонетика» 
Анализ  контрольного диктанта.
2
1
1
1
1
1
2
дальнейшем содержании
текста.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
  *наличие
познавательных и
социальных мотивов,
интереса к новому
знанию.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают предположе
ния о дальнейшем
содержании текста.
  *наличие
познавательных и
социальных мотивов,
интереса к новому
знанию
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
  *наличие
познавательных и
социальных мотивов,
слова.
Знать: условия написания
Познавательные:*преобраз
гласных  о – ё после
шипящих    в корне
существительных и
прилагательных.
ует и применяет
информацию с учетом
решаемых задач.
 Регулятивные: *принимает
и сохраняет учебную задачу.
Знать: условия
правописания гласных после
ц.
  Регулятивные:
*принимает и сохраняет
учебную задачу.
Знать: опознавательные
признаки орфограммы
«Мягкий знак после
шипящих   на конце слова».
Познавательные:
*преобразует и применяет
информацию с учетом
решаемых задач.
Урок 105.
Упр.352. 
Урок 106.
Упр.356;
357*/устно/.
Упр.367.
Упр.372.
Умение описывать предмет;
использовать описательные
.
элементы в рассказе.
 
Подготовиться
к сочинению.
Умение строить текст
повествование на заданную
тему.
Обобщить и
систематизировать
изученное в разделе;
совершенствовать
полученные умения и
навыки.
Знать: основные нормы
русского литературного
Регулятивные: *принимает
и сохраняет учебную задачу.
Коммуникативные:
*строит небольшие
монологические
высказывания.
Регулятивные: *принимает
и сохраняет учебную задачу.
Познавательные:*преобраз
ует и применяет
информацию с учетом
решаемых задач.
 Регулятивные: *принимает
и сохраняет учебную задачу.
Логические: *выбор
Не задано.
Упр.370.
Урок 112. 
Не задано.интереса к новому
знанию.
языка. Классификацию
ошибок, их виды.
Уметь: применять
изученные
 орфограммы.
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Урок 113.
Повторить
изученные
орфограммы.
Раздел № 4 «Морфемика. Словообразование и орфография» (30ч.)
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
114
Морфемика как раздел
лингвистики
Однокоренные слова и форма
одного и того же слова.
115
Основа  и окончание слова.
 
116
Корень слова.
Однокоренные слова. 
 
1
1
1
Иметь понятие о
морфемике, о морфемном
составе слов; видеть
орфограммы в разных
морфемах.
Регулятивные: *принимает
и сохраняет учебную задачу.
Познавательные:
*понимает и интегрирует
информацию в имеющийся
запас знаний.
Знать: окончание  и основу
 Регулятивные: *адекватно
слова     как  морфемы,
алгоритм определения
окончания и основы в слове.
Уметь:        находить
воспринимает оценку
учителя; осуществляет
итоговый и пошаговый
контроль по результату.
окончание и основу в словах.
Познавательные:*преобраз
Упр.379.
Упр.392;
396*/устно/.
Упр. 401,406.
  * наличие интереса к
новому знанию, наличие
ценностных ориентиров
на мотивы достижения
цели и социального
познания.
Знать: порядок действий по
выделению корня; различать
словаомонимы; владеть
элементами
этимологического анализа
слов.
ует и применяет
информацию с учетом
решаемых задач.
Познавательные:
*преобразует и применяет
информацию с учетом
решаемых задач.
Коммуникативные: строит
монологические
высказывания, осуществляет
совместную деятельность с
учетом конкретных
117
 Развитие речи.   
Доказательство в рассуждении.
 1
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
Знать: значение термина
«рассуждение». 
Уметь:  строить
высказывание   в   форме
рассуждения.
 учебных целей.
Коммуникативные:
*строит монологические
высказывания, осуществляет
совместную деятельность с
Упр.209
/учебник
"Русская речь"/
учетом конкретных 
учебных целей.118
Суффикс и приставка –
значимые, словообразующие
1
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
части слова.
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
Знать: значение термина
«суффикс» «приставка».
Уметь: выделять   суффикс
и  приставку  в слове;
словообразующая и
формообразующая роль
суффикса и приставки.
119
Морфемный разбор 
слова.
120
Развитие речи. 
Разговорный стиль речи.
121
Словообразование.  
122
123
–
124
125
Словообразовательные
цепочки.
Исторические изменения в
составе сова. Чередование
звуков в корне слова. 
 
Морфемные написания.
Правописание безударных
1
 1
1
1
2
1
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
Знать:   лексическое
значение слова и
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
Упр.463;
464/устно/
 Регулятивные: *адекватно
Упр.412.
воспринимает оценку
учителя; осуществляет
итоговый и пошаговый
контроль по результату.
Познавательные:                *
осознаёт познавательную
задачу.
Познавательные:
*преобразует и применяет
информацию с учетом
решаемых задач.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
Общеучебные:
*структурирование знаний
Упр. 427.
Упр.125
/учебник
"Русская речь"/
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Упр.449.
Познавательные:
*преобразует и применяет
информацию с учетом
решаемых задач.
Коммуникативные:
*строит монологические
высказывания, осуществляет
совместную деятельность с
учетом конкретных учебных
целей.
Упр.453.
Урок 123.
Упр.459. 
Урок 124. 
Упр. 461.
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
Знать:  порядок  действий
при   морфемном разборе.
Уметь: выполнять
морфемный разбор слов.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
Знать: признаки
разговорного стиля речи.
Уметь: определять тексты
разговорного стиля.
Иметь  общее
представление  о  стилях
речи.
Знать: способы образования
слов, словообразовательные
цепочки.
Уметь: выполнять
словообразовательный
разбор слов.
Уметь: записывать
однокоренные слова в той
последовательности,
которая отражает процесс
их словообразования.
Понимать  язык  как
развивающееся  явление.
Уметь:  выделять   в словах
корни с  чередующимися
звуками.выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
гласных в корне слова.
Развитие речи.
Художественный стиль речи.
Написание контрольного
изложения  №2 с изменением
лица.
Анализ изложения.
Правописание корней 
 с чередованием гласных а – о.
Правописание корней 
с чередованием гласных е – и.
Правописание корней с
чередованием
 а (я) – им, а (я) – ин.
Правописание корней с
чередованием гласных 
а – о, е – и.
Правописание согласных и
гласных в приставках.
2
2
2
1
1
1
126
–
127
128
–
129
130
–
131
132
133
134
Знать: опознавательные
признаки орфограммы
«Правописание корней с
чередованием гласных
 еи»
Уметь:    применять
орфограмму на практике.
Познавательные:
*преобразует и применяет
информацию с учетом
решаемых задач.
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Знать: опознавательные
признаки  орфограммы
«Чередование    гласных ао,
еи в корнях».
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
Уметь:  выделять приставку
в   слове;   понимать   значение
отдельных   приставок   и
варианты  их  написания при
появлении беглых гласных.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
Общеучебные:
*структурирование знаний
закрепленность    его    в
корне.
Уметь: различать
однокоренные  слова  и
формы слова.
Уметь:      создавать текст
определенного стиля,
редактировать текст.
Знать: опознавательные
признаки орфограммы
«Чередование гласных ао 
в корне».
Уметь: находить корни   с
чередованием  гласных  ао
в корне.
деятельности. 
Общеучебные:
*структурирование знаний
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Урок 126.
Упр.139
/учебник
"Русская речь"/
Коммуникативные:
*строит монологические
высказывания, осуществляет
совместную деятельность с
учетом конкретных учебных
целей.
Урок 127. 
Не задано.
Урок 128.
Упр.471.
 Урок129.
Упр.478
Урок 130.
Упр.495. 
Урок131.
Упр.499.
Упр.507.
Упр.487.
Упр.516.Знать: основные
 нормы русского
литературного языка.
Коммуникативные:
*строит монологические
высказывания, осуществляет
совместную деятельность с
учетом конкретных учебных
135
–
136
 Проверочный диктант
«Правописание корней с
чередованием»
 Анализ
диктанта. Правописание
приставок, оканчивающихся на
–з (с).
 Развитие речи.   
 Научный стиль.
Буква Ы после приставок,
оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок 
пре  и  при.
Повторение
 изученного в разделе  
«Морфемика.
Словообразование»
Контрольный  диктант№4
«Морфемика и
словообразование» 
137
138
139
–
140
141
142
–
143
2
 1
1
2
1
2
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
Знать: Классификацию
ошибок, их виды.
Уметь: применять
изученные орфограммы. 
Знать: правописание
приставок роз (рос), раз
(рас).
Уметь: создавать текст
заданного стиля,
редактировать текст.
Уметь:  писать  приставки,
оканчивающиеся на
согласный. 
 
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
Знать: опознавательные
признаки  орфограммы,
правописание слов, не
поддающихся   смысловому
анализу.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
Обобщить изученное по теме
«Морфемика.
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
Словообразование».
*положительно
относиться к учению,
Знать: основные нормы
русского литературного
Познавательные:
*преобразует и применяет
Урок.142.  
Не задано.   
Урок.135.  
Не задано.  
 
Урок 136.  
Упр. 532.
Упр.135
/учебник
 
"Русская речь"/
  
целей.
Познавательные:
*преобразует и применяет
информацию с учетом
решаемых задач.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
Общеучебные:
*структурирование знаний
Упр.551.
Урок.139. 
Упр. 563. 
      Урок 140.
  Упр. 570.
Упр.581.
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Коммуникативные:
*строит монологические
высказывания, осуществляет
совместную деятельность с
учетом конкретных учебных
целей.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
Общеучебные:
*структурирование знанийАнализ  контрольного диктанта.
познавательной
деятельности.
языка. Классификацию
ошибок, их виды.
информацию с учетом
решаемых задач.
Раздел № 5 «Лексикология» (14ч.)
144
145
  Понятие о слове и его
лексическом значении.
Словарное
богатство
русского языка.
 Развитие речи.  
Лексические средства связи
предложений в тексте. 
  
1
 
 1
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
*способность к
самооценке на основе
наблюдения за
собственной речью.
146
Лексическое значение слова.
1
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
Понимать: значение
термина «лексикология»;
«лексическое значение
слова»;
Уметь:  употреблять слова с
учетом его смысловых,
стилистических качеств.
 Знать: что предложения
могут сцепляться при
помощи синонимов, с
помощью повторения одного
и того же слова, а также
заменой слова в
последующих предложениях
личным местоимением.
Уметь: работать с толковым
словарём,
объяснить лексическое
значение слова.
147
Прямое и переносное значение
слова.
148
Однозначные и многозначные
слова.
1
1
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
Знать: смысл терминов
«прямое  значение  слова»,
«переносное значение
слова».
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
Знать: смысл терминов
«однозначные слова»,
«многозначные слова».
Уметь:  работать  с
толковым   словарем;
находить   в   предложении
однозначные и многозначные
слова.
Коммуникативные:
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи.
Коммуникативные:
* строит монологические
высказывания, осуществляет
совместную деятельность с
учетом конкретных учебных
целей.
Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу. 
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу; извлечение
необходимой информации из
текста.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.
 
Общеучебные:
*структурирование знаний.
 Урок 143.
Повторить
изученные
орфограммы.
Упр.590, 595*
Упр. 599.
Упр.611.
Упр.613.
Упр.620,
Упр.624.149
150
151
–
152
Слова 
общеупотребительные и
ограниченные в употреблении.
Синонимы.
Лексический разбор.
Развитие речи. 
Контрольное сочинение
№2
 по картине И.Э. Грабаря 
«Февральская лазурь»
153
Анализ сочинения.
Антонимы.
154
Омонимы.
155
Паронимы.
1
1
2
1
1
1
  * наличие интереса к
новому знанию.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
Знать: значение терминов:
профессионализм,
диалектизм, термин.
Уметь: производить
лексический разбор слов.
Знать: значение термина
«синонимы»,  их роль в речи;
порядок лексического
разбора.
Уметь:  работать  со
словарем синонимов и
толковым словарем.
Уметь: создавать текст
заданного стиля,
редактировать текст.
задачу.
 
Регулятивные:
*осуществлять
самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию.
Логические: *выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Коммуникативные:
*строит монологические
высказывания, осуществляет
совместную деятельность с
учетом конкретных учебных
целей.
Общеучебные:
*структурирование знаний.
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
Знать: значение термина
«антонимы»,  их роль в речи.
Уметь: работать со
словарем антонимов,
подбирать антонимы, видеть
их в предложении.
Познавательные:
* осознаёт познавательную
задачу.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
*положительно
относиться к учению,
познавательной
деятельности.
*обогащают свой
словарный запас и
усваивают
грамматические средства
для свободного
выражения мыслей.
Знать: значение термина
«омонимы»;  Уметь:
пользоваться словарем
омонимов; работать с
толковым словарем.
Знать: значение термина
«паронимы»;  Уметь:
пользоваться словарем
паронимов; работать с
толковым словарем;
находить в предложении 
 паронимы.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
Общеучебные:
*структурирование знаний.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности. 
Общеучебные:
*структурирование знаний.
Познавательные:
* осознаёт познавательную
Упр.630.
Упр.642, 646*
Урок 151.
Подготовиться
к написанию
сочинения.
 Урок152.
Повторить
изученные
орфограммы.
Упр.653.
Упр.658, 659*
Упр.664,655*
156
 Устаревшие слова.
1
 *стремятся к речевому
Знать: значение терминов
Регулятивные:
Упр.680, 688*Неологизмы.
157
Заимствованные слова.
Старославянизмы.
158
Фразеологизмы и
фразеологические обороты.
Крылатые слова и выражения.
1
1
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.
* наличие интереса к
новому знанию.
«историзмы», «архаизмы»,
«неологизмы» их  роль  в
*осуществлять
самоконтроль, самооценку,
художественной литературе.
Уметь:  находить историзмы
и архаизмы.
Знать:   происхождение
лексики русского языка,
смысл заимствований    и
отличительные      признаки
заимствований.
самокоррекцию.
Познавательные:* осознаёт
познавательную  задачу.
Общеучебные:
Упр.680.
*структурирование знаний.
Регулятивные: *ставить и
активно формулировать цель
деятельности.
Раздел № 6 «Фразеология» (3 ч.)
* наличие интереса к
новому знанию.
Знать: значение
 Регулятивные: *ставить и
Упр.716.
термина «фразеологизм»,
особенности строения
фразеологического оборота,
роль фразеологизмов в речи,
историческую основу
фразеологических оборотов,
их роль в языке; крылатые
выражения из басен И.А.
Крылова.
Уметь: находить крылатые
выражения в тексте.
активно формулировать
цель;
*осуществлять
самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию.
Общеучебные:
*структурирование знаний.
 Коммуникативные: 
*владение видами речевой
деятельности и основами
культуры  устной и
письменной речи.
 
 
 Не задано
Упр. 695
Задания на
лето
159
–
160
 Промежуточная диагностика
2
Анализ диагностической
работы.
* личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение.
Знать: основные нормы
русского литературного
языка. Классификацию
ошибок, их виды.
Уметь: применять
изученные 
орфограммы.
161
Итоговое повторение.
1
*стремятся к речевому
самосовершенствованию,
выдвигают
предположения о
дальнейшем содержании
текста.Резервные уроки.
9
162
 –
170