Рабочая программа по предмету «Литература» для 5 класса составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной (М: Просвещение, 2015). Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и разработана в соответствии АООП ООО школы на основе нормативных документов.
Публикация5 Б класс литература.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №561
Калининского района СанктПетербурга
ПРИНЯТА
Педагогический совет
государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
школы № 561 Калининского района
СанктПетербурга
Протокол № от июня 2019
УТВЕРЖДЕНА
Директор школы
_________/ /
Приказ № от июня 2019
Рабочая программа
по литературе
для 5 «Б» класса
на 2018 / 2019 учебный год
Составлена:
учителем литературы
Володёнок О.Е. СанктПетербург
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литература» для 5 класса составлена на основе
программы по литературе для общеобразовательных учреждений (511 класс) под
редакцией В.Я.Коровиной (М: Просвещение, 2015). Данная рабочая программа
ориентирована на учащихся 5 класса и разработана в соответствии АООП ООО школы на
основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897, с изменениями от 31.12.2015 г. №1577)
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования на 20192020 учебный год,
утвержденный приказом МО и науки РФ № 345 от 28.12.2018 г.;
4. Учебный план ГБОУ школы № 561 на 20192020 учебный год.
Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (задержка психического развития)
Согласно учебному плану школы на 20192020 учебный год на изучение литературы в 5х
классах отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год (на 34 учебных недели).
Характеристика 5 «Б» класса.
Для учащихся 5 «Б» класса характерны следующие особенности: практически у всех детей
не достаточно сформирована мотивация к обучению, речь маловыразительная, не все дети
любят читать,
техника чтения невысокая, на вопросы отвечают односложными
предложениями, пересказ произведений затруднён, стихи учат небольшими отрывками.
Учащиеся любят рисовать, умеют составлять кроссворды. Большие трудности вызывает
выполнение творческих работ и работа с таблицами. Необходима индивидуальная работа
по развитию связной устной и письменной речи при выполнении заданий творческого
характера и отработки навыков техники чтения и по алгоритму выполнения задания при
консультативной помощи учителя.
Планируемые результаты освоения литературы.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретиколитературные понятия: фольклор, устное народное творчество,
жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение;
летопись; роды литературы; жанры литературы; басня, аллегория, понятие об эзоповом
языке; баллада; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма,
способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном
произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения;
автобиографичность литературного произведения.
драма как род литературы;
пьесасказка;
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его
элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм,
рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление,
например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно
следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в
произведении, выявлять в изобразительновыразительных средствах языка
проявление авторского отношения к изображаемому;
различать особенности построения и языка произведений простейших жанров
(народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие,
послесловие);
выразительно читать текстописание, текстповествование, монологи, диалоги,
учитывая жанровое своеобразие произведения;
подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный
пересказы;
словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы
поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты,
речь, находить прямые авторские оценки;
написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале
жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
создавать сочиненияминиатюры по картине.
2. Содержание учебного предмета
Вводный урок – 1 ч.
Мифы – 3 часа
Миф о сотворении Земли.
Славянские мифы.
Устное народное творчество – 12 часов
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.
Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевналягушка». «Иван крестьянский сын и чудоюдо».
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола.
Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы – 2 часа
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на
Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрокакиевлянина
и хитрость воеводы Претича». Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века – 1 час
Михаил Васильевич Ломоносов.
«Случились вместе два астронома в пиру…»
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века – 53 часа
Русские басни.
Иван Андреевич Крылов.
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». «Волк на псарне».
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский.
«Спящая царевна». «Кубок».
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин.
Стихотворение «Няне
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа,
способы рифмовки.
Антоний Погорельский.
«Черная курица, или Подземные жители».
Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Бородино»
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь.
«Заколдованное местоТеория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов.
«На Волге».
«Есть женщины в русских селеньях…».
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев.
«Муму» Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет.
«Весенний дождь»
Лев Николаевич Толстой.
«Кавказский пленник
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов.
«Хирургия» Теория литературы. Юмор. Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени
первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»;
А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального
состояния, настроения.
Из литературы XX века – 17 часов
Иван Алексеевич Бунин.
«Косцы». Восприятие прекрасного
Владимир Галактионович Короленко.
«В дурном обществе».
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Павел Петрович Бажов.
«Медной горы Хозяйка».
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы».
Самуил Яковлевич Маршак.
«Двенадцать месяцев»
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьесасказка.
Андрей Платонович Платонов.
«Никита».
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев
«Васюткино озеро».
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой
Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.
Твардовский Рассказ танкиста».
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин
«Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные
пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «ИгорьРобинзон». Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворениешутка.
Теория литературы. Стихотворенияпесни. Песнишутки. Песнифантазии.
Из зарубежной литературы – 8 часов
Роберт Льюис Стивенсон.
«Вересковый мед».
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо.
«Робинзон Крузо».
Ханс Кристиан Андерсен.
«Снежная королева».
Жорж Санд «О чем говорят цветы».
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Джек Лондон. «Сказание о Кише»
Повторение в конце года – 5 часов 3. Поурочнотематическое планирование по литературе на 2019/2020 учебный год в 5 «Б» классе
3 часа в неделю, 102 часа в год
№
урока
дата урока
запланированн
фактическ
Тема урока
Содержание урока
Домашнее задание
ая
.09
.09
.09
.09
.09
1
2
3
4
5
ая
Вводный урок – 1 час
Введение.
Роль книги в жизни человека.
Книга и её компоненты. Учебная
литература. Выявление уровня
литературного развития
учащихся начальной школы.
Место художественной литературы в
общественной жизни и культуре России,
национальные ценности и традиции,
гуманистический , гражданский пафос;
цели и задачи предмета, содержание
учебникахрестоматии; понятие о
вымысле и художественном творчестве, о
писателе и авторе, литературных жанрах.
Мифы – 3 часа
Мифы. Восприятие мира
нашими предками как сложного
единства, их представления об
окружающем мире. Понятие о
мифе.
Миф о сотворении Земли.
Языческие представления о
Земле и её создании.
Внеклассное чтение.
Славянские мифы.
Сведения о мифологии народов мира,
понятие о мифе, истории возникновения
мифов, мифах разных народов о
сотворении мира: древнегреческих,
китайских; содержание мифов.
Работа с текстами, владение
монологической речью.
Углубить знания о мифах, познакомиться
с мифами разных народов.
Устное народное творчество – 12 часов
Устное народное творчество.
Понятие о фольклоре.
Воплощение в устном народном
творчестве мечты народа о радостном и
творческом труде, покорении природы,
веры народа в победу добра,
справедливости и неиссякаемую силу
Раскрыть смысл
одного из
высказываний о
книге.
Выучить
определение, что
такое миф.
Пересказ мифов.
Ответы на
вопросы, чтение и
пересказ мифов.
Стр. 78 Ответы на
вопросы. 6
7
8
9
.09
.09
.09
.09
10
.09
Малые формы фольклора:
пословицы и поговорки.
Малые формы фольклора:
загадки, песни, частушки.
Сказка как вид народной прозы.
Жанры народных сказок.
Волшебная сказка «Царевна
Лягушка» Образ Василисы
Премудрой.
Народная мораль в сказке.
Художественный мир волшебной
сказки.
защитников родной земли, надежды
народа на лучшее и справедливое
устройство мира; малые формы
фольклора, причины возникновения и
цель создания.
Знакомство с малыми формами
фольклора. Самостоятельное
формулирование выводов, создание
смысловых понятий пословиц и
поговорок.
Знакомство с малыми формами
фольклора. Самостоятельное
формулирование выводов, создание
смысловых понятий загадок, песен,
частушек.
Совершенствование восприятия и
понимания волшебной героической
сказки, глубокой верой к победу добра и
справедливости, в чудодейственную силу
высокой нравственности и героического
подвига; навыков пересказа и культуры
речи.
Продолжение знакомства с миром сказок,
сказочных жанров и элементов;
прославление творческого труда в сказке
«Царевналягушка»; способы построения
народной сказки.
Лучшие черты русского народного
характера в сказке; совершенствование
восприятия и понимания отличий
волшебной героической сказки от
литературного произведения;
совершенствование навыков пересказа и
Объяснять
смысловое
значение пословиц
и поговорок.
Подобрать пример
загадок и песен,
сочинить
частушку.
Стр. 8 – 13,
объяснение
терминов.
Дочитать сказку.
Стр.13 24
Стр. 2527,
пересказ сказки. 11
.09
12
13
14
15
16
.09
.10
.10
.10
.10
«Иван – крестьянский сын и
чудоюдо» как волшебная сказка
героического содержания.
Особенности сюжета и героев
сказки.
Образ главного героя сказки.
Его моральные качества. Герои
сказки в оценке авторанарода.
Развитие речи.
Обучение сочинению по теме
«Сказки».
Внеклассное чтение.
Сказки народов мира.
речи.
Совершенствование восприятия и
понимания отличия волшебной
героической сказки от литературного
произведения; героические поступки
Ивана – крестьянского сына, сила духа
героя, которую даёт ему сознание правого,
справедливого дела защиты родной земли;
совершенствование навыков пересказа и
речи.
Иван – сын своего народа, крестьянский
сын, его честь и совесть, истоки силы
героя; совершенствование восприятия и
понимания волшебной героической
сказки, навыков пересказа и речи.
Определение уровня изученного
материала, проверка и тематический
контроль знаний, умений и навыков;
владение монологической речью.
Темы:
Мой любимый герой народной сказки?
Почему я люблю читать сказки?
Добро и зло в народных сказках.
Познакомить со сказками народов мира;
учить понимать сказку, находить скрытый
смысл сказка; отрабатывать технику
чтения и выразительность чтения.
Развитие речи.
Творческая мастерская.
В чём красота и мудрость
русского фольклора?
Итоговый урок по теме:
Развивать творческие способности
учащихся; отрабатывать свободное
чтение, игровую ситуацию в различных
моментах исполнения сказки.
Определение уровня изученного
Дочитать сказку.
Стр.2838
Пересказ сказки,
ответы на вопросы
стр. 3839
Написать
сочинение по
любой теме; дать
подробный ответ
на вопрос,
используя знание
текста (приводить
примеры).
Прочитать сказку
(по выбору) и
пересказать её.
Стр. 4446,
вопросы.
Сочини сказку.
Прочитать статью 17
.10
18
.10
19
.10
20
21
.10
.10
«Фольклор».
материала по данной теме.
стр. 47
Древнерусская литература – 2 часа
Древнерусская литература.
Летопись «Повесть временных
лет» как литературный
памятник.
«Подвиг отрокакиевлянина и
хитрость воеводы Претича».
Черты русских летописей.
Идейнохудожественные особенности
летописи; любовь к родине – основная
мысль «Повести временных лет»,
нравственная проблематика летописи,
мысль о необходимости мира,
братолюбия. Связь древнерусской
литературы с УНТ.
Формирование представления о жанре
летописи, о высоких нравственных и
духовных качествах старины русской.
Развёрнутое обоснование суждений,
приведение доказательств с
использованием цитатного материала;
владение монологической и
диалогической речью.
Из литературы 18 века – 1 час
М.В.Ломоносов «Случилось
вместе два астронома в пиру»
как юмористическое
нравоучение.
Рассказ о великом учёном, исследователе,
поэте, человеке энциклопедических
знаний, смыслом которого было
утверждение наук в отечестве;
выразительность при чтении.
Из литературы 19 века – 53 часа
Жанровые особенности басни
Истоки басенного жанра (Эзоп,
Лафонтен, русские баснописцы
18 века).
Роды и жанры литературы.
Русские басни.
Вопросы на повторение.
Знакомство с жанрами классической
литературы XIX века.
Рассказ о великом учёном, исследователе,
поэте, человеке энциклопедических
знаний, смыслом которого было
Стр. 51
выборочное чтение
текста при ответе
на вопросы.
Литература и
искусство Стр. 51
53.
Рассказ о
М.В.Ломоносове.
Выразительное
чтение
стихотворения,
стр.55
Стр. 5657,
понимать и
объяснять
особенности жанра
басни.
Задание в тетради. 22
.10
23
.10
24
.10
25
26
27
28
.11
.11
.11
.11
И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок»
«Ворона и Лисица» «Свинья под
дубом»
Аллегорическое отражение
исторических событий в баснях.
«Волк на псарне» Развитие
понятия о басне.
Внеклассное чтение. Басни
И.А.Крылова.
В.А.Жуковский Рассказ о поэте.
Из истории создания сказки
«Спящая царевна».
В.А.Жуковский «Спящая
царевна» как литературная
сказка.
В.А.Жуковский «Кубок»
Понятие о балладе.
Развитие речи. А.С.Пушкин
Рассказ о детских и лицейских
годах жизни. «Руслан и
утверждение наук в отечестве;
выразительность при чтении.
Вопросы на повторение.
Знакомство с жанрами классической
литературы XIX века.
Работа с текстом, самостоятельный поиск
необходимой информации в статье;
знакомство с истоками басенного жанра в
России; образ рассказчика, который
повествует об увиденном; художественное
и языковое своеобразие басен.
Знакомство с творчеством И.А.Крылова;
художественное и языковое своеобразие
басен; создание высказываний и
использование выразительных средств
языка в соответствии с коммуникативной
задачей…
Осмысление жанра басни; знакомство с
термином «аллегория»; художественное и
языковое своеобразие басен И.А.Крылова.
Познакомить с разнообразием басен
И.А.Крылова. Научить понимать смысл
басни, определять черты характера,
которые высмеивает автор у своих героев.
Знакомство с В.А.Жуковским –
сказочником, способным видеть красоту
окружающей природы.
Понятие «тема» и «поэтическая идея
литературной сказки», роль композиции в
понимании смысла произведения;
Ответ на вопрос;
«Что помогло
И.А.Крылову стать
начитанным,
образованным
человеком?»
Выразительное
чтение басен. Стр.
6062
Выполнить
иллюстрацию к
басне (по выбору)
Прочитать сказку
В.А.Жуковского
«Спящая царевна».
Вопросы стр.83
Прочитать
самостоятельно
«Кубок»
Стр. 90, термин
баллада.
Выучить наизусть
пролог к поэме
«Руслан и 29
30
31
.11
.11
.11
32
.11
33
.11
34
.11
Людмила» (пролог) как
собирательная картина
народных сказок.
Развитие речи. Обучение
выразительному чтению.
сложность чувств и глубина личных
переживаний.
Людмила» стр. 93
94, иллюстрация,
композиция.
Ознакомление с нравственным
содержанием баллады; термин «баллада». Проектная
деятельность.
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях».
Истоки рождения сюжета.
Центральные образы сказки.
Сходство и различие
литературной и народной
сказок. Сказка Пушкина и сказка
Жуковского.
Внеклассное чтение. Сказки
А.С.Пушкина
Стихотворения и прозаическая
речь. Ритм. Рифма. Строфа.
Развитие речи. Подготовка к
сочинению по сказкам
А.С.Пушкина.
Биография поэта А.С.Пушкина,
нравственная сила и красота пушкинских
героев, А.Пушкин и фольклорные
традиции; совершенствование навыков
выразительного чтения.
Работа с текстом, выразительность чтения,
соблюдение правильных интонаций, пауз,
логических и смысловых особенностей
текста.
Ознакомление с историей сюжет,
центральными образами сказки.
Работа с текстом, формулировка идеи,
проблематика произведения,
характеристика героев.
Противостояние добрых и злых сил.
Ознакомление с особенностями героев:
кротость и терпение, благородство,
искренность и верность царевны, царевна
и царицамачеха, идеи и вера в добро,
справедливость; сопоставление сюжета
литературных и фольклорных
произведений.
Работа с текстами произведений А..С.
Пушкина, расширять знания о творчестве
поэта.
Дочитать сказку
до конца.
Выучить отрывки
наизусть (по
выбору).
Иллюстрации к
сказкам
А.Пушкина,
Составить
кроссворд по
произведениям
поэта.
Стр. 114118
Написать
сочинение по
любой теме (на 35
36
37
38
39
40
.11
.12
.12
.12
.12
.12
Анализ сочинений по
произведениям А.С.Пушкина.
Внеклассное чтение. Антоний
Погорельский «Чёрная крица,
или Подземные жители».
М.Ю.Лермонтов Рассказ о
поэте. Стихи.
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
Патриотический пафос
стихотворения.
Понятия «ритм», «рифма»;
совершенствование навыков
выразительного чтения; анализ
поэтического творчества поэта.
Определение уровня изученного
материала, проверка и тематический
контроль знаний, умений , навыков.
Темы:
Добрые и злые силы в сказках
А.С.Пушкина.
В чём превосходство царевны над
царицей?
Что помогло Елисею в поисках невесты?
Работа над речевыми и
орфографическими ошибками; отработка
свободного высказывания, составления
текста, владение письменной связной
речью.
Приобретает новые знания о
произведениях детской литературы,
извлекают нужную информацию, осознают
свои трудности, учатся анализировать
художественное произведение.
Изобразительновыразительные
средства стихотворения
«Бородино».
Развитие речи. Обучение
выразительному чтению.
Рассказ о поэте, средства художественный
выразительности лирики
М.Ю.Лермонтова, историческая основа и
патриотический пафос стихотворения
«Бородино».
Определение уровня изученного
материала, понимание отличия
выбор)
Стр. 119, читаем
сказку «Чёрная
курица…»
Дочитать сказку
до конца. Вопросы
и задания стр. 148
149.
Стр. 150154
Выразительное
чтение
стихотворения
«Бородино»
(Выучить отрывок
из стихотворения
наизусть)
Создание проекта
«Отечественная
война 1812 года»
Стр. 155,
письменный ответ 41
42
43
44
45
46
.12
.12
.12
.12
.12
.12
прозаического и поэтического сюжета,
сосредоточенного на передаче внутренних
переживаний, ощущений человека, его
чувств и настроений, своеобразие
передачи мыслей и чувств с прозе и
стихах.
Знакомство с художественно
изобразительными произведениями на
данную тему; историческое наследие
героев «Бородино» в СанктПетербурге
(памятные места города).
Работа с текстом, выразительность чтения,
соблюдение правильных интонаций, пауз,
логических и смысловых особенностей
текста.
Биография и творчество писателя,
наблюдение над языком и
фантастическим сюжетом произведения,
мотив призрачности нечистым путём
добытого богатства.
Поэтизация народной жизни.
Сюжет, поэтизация народной жизни,
реальность и фантастика в повести,
мастерство писателя.
Приобретает новые знания о
произведениях детской литературы,
извлекают нужную информацию, осознают
свои трудности, учатся анализировать
художественное произведение
Рассказ о писателе, народные характеры и
судьбы в стихотворениях Некрасова,
яркость изображения судьбы русского
крестьянства.
на 17 вопросы.
Дочитать рассказ
до конца стр. 158
169
Заполнить таблицу
в тетради.
Читаем
произведения
Н.В.Гоголя
Стр. 183 (отрывок
наизусть)
Выразительное
чтение отрывка.
Н.В.Гоголь Рассказ о писателе.
«Вечера на хуторе близь
Диканьки», «Заколдованное
место».
Реальность и фантастика в
повести « Заколдованное
место».
Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь
«Майская ночь, или
утопленница»
Н.А.Некрасов Рассказ о поэте.
«На Волге», «Крестьянские
дети»
Изображение судьбы русской
женщины в поэзии Некрасова.
«Есть женщины в русских
селеньях…» Понятие об
эпитете.
Итоговый тест за 1 полугодие. 47
48
49
50
51
52
.12
.01
.01
.01
.01
.01
И.С.Тургенев Рассказ о
писателе. «Муму». Жизнь в доме
барыни. Герасим и барыня.
Духовные и нравственные
качества Герасима. Герасим и
Татьяна.
Превосходство Герасима над
челядью барыни .Герасим и
Муму. Протест против
крепостничества в рассказе.
Развитие речи. Тургенев –
мастер портрета и пейзажа (по
рассказу «Муму»).
Подготовка к сочинению по
произведению И.С.Тургенева
«Муму»
Развитие речи. Классное
сочинение по рассказу «Муму».
53
.01
Л.Н.Толстой Рассказ о
писателе. «Кавказский пленник»
Народные характеры и судьбы в
стихотворениях Некрасова, яркость
изображения судьбы русского
крестьянства. Поэтический образ русской
женщины, понятие об эпитете.
Работа с текстом, выразительность чтения,
соблюдение правильных интонаций, пауз,
логических и смысловых особенностей
текста.
Рассказ о писателе. История создания
рассказа, отражение в рассказе
социального, бытового и культурного
уклада русской жизни начала XIX века.
Работа с текстом художественного
произведения.
Нравственное преображение Герасима,
значение имени героя для понимания
особенностей его характера и отношений с
людьми, сострадание и жестокость,
авторская позиция и её проявления.
Нравственное изображение Герасима,
немой протест героя символ немоты
крепостных, авторская позиция и способы
её проявления.
Отражение в рассказе социального,
бытового и культурного уклада русской
жизни начала XIX века. Мастерство
портретных характеристик и пейзажных
зарисовок.
Герасим – «самое замечательное лицо»
в рассказе.
Определение уровня изученного
материала, работа с текстом. Выборочное
Прочитать текст
на стр. 189206.
Дочитать до конца
Стр. 206223.
Стр. 223225
Характеристика
Герасима
(письменно)
Вопросы стр. 223
224
Завершить
сочинение.
Стр. 232245,
прочитать 54
.01
55
56
.01
.02
57
.02
как протест против
национальной вражды.
чтение на вопросы.
Жилин и горцы. Странная
дружба Жилина и Дины.
Два пленника: Жилин и
Костылин. Обучение
сравнительной характеристике
героев
Развитие речи. Обучение
сочинению по рассказу
«Кавказский пленник» .
А.П.Чехов Рассказ о писателе.
«Хирургия». Юмористический
рассказ. Обучение составлению
киносценария.
Владение монологической речью. Работа
по написанию сочинения, использование
плана.
Темы:
«Что воспевает Тургенев в образе
Герасима?
Друзья и враги Герасима.
В чём вина и беда барыни?
Знакомство с творчеством писателя,,
историческими событиями, отражёнными
в рассказе; история создания рассказа
«Кавказский пленник».
Рассказ как произведение для детей,
смысл жанрового определения «, характер
главного героя.»рассказбыль», быт и
нравы горцев. Изображение внутреннего
мира ребёнка, сложность его чувств и
переживаний. Тема детской открытости
миру.
Повторение известных способов
сравнительной характеристики героев;
жизнь Жилина и Костылина в плену,
рассматривание поведения и характера
главного героя, его душевных и
нравственных качеств через сравнение;
два характера – две судьбы. Проблема
смысла жизни.
Дочитать до конца.
Стр. 245258.
Составление
характеристики
героев (письменно)
Дописать
сочинение.
Прочитать рассказ
А.П.Чехова, стр.
263267
Стр. 268, вопросы,
читаем рассказы
А.П.Чехова
58
.02
Внеклассное чтение. Рассказы
Антоши Чехонте.
Определение уровня изученного
материала, работа с текстом, владение
монологической речью.
Составить
кроссворд,
иллюстрации по Составление плана. Определение главных
аргументов и подтверждение их текстом.
Темы:
Друзья и влаги пленного Жилина.
Жилин и Костылин: разные судьбы.
Знакомство с творчеством А.П.Чехова;
сатирический пафос произведения, форма
юмористической и сатирической оценки
героев: значащие имена и фамилии;
грустный взгляд сквозь весёлый смех;
отсутствие пейзажа как средства
характеристики персонажа, яркость
художественной детали, контрастность
рбразов, сценичность диалога, динамика
повествования, а отсюда и лаконизм
изложения, просто фразы,
индивидуализация речи.
Приобретают новые знания; учатся
анализировать художественное
произведение. Приёмы создания
комического в рассказах А.П.Чехова.
Раскрытие роли пейзажа как средства
создания настроения, работа над
содержанием понятия «лирический
герой», обучение выразительному чтению
стихов, формирование навыков анализа
поэтического произведения поэтов XIX
века.
Контроль знаний, умений, навыков за 1
полугодие.
произведениям
А.П.Чехова.
Стр. 226228
Стр.276283
Выразительно
читать
стихотворения
Прочитать стр. 13
38
Прочитать стр.38
48
Знакомство с творчеством писателя,
Ответы на вопросы
Развитие речи. Русские поэты о
Родине и родной природе
(А.Пушкин, И.Никитин,
И.Суриков и др.) Анализ
лирического произведения.
Итоговый урок о литературе 19
века.
И.А.Бунин Рассказ о писателе.
«Косцы». Человек и природа.
В.Г.Короленко Рассказ о
писателе. «В дурном обществе»
Вася и его отец.
Жизнь семьи Тыбурция.
59
.02
60
61
62
63
.02
.02
.02
.02 64
.02
65
66
67
68
69
.02
.02
.02
.03
.03
Общение Васи с Валеком и
Марусей.
Описание городка КняжьеВено
и его обитателей в рассказе.
Сравнение как способ
изображения героев. Два отца:
Тыбурций и судья.
Контраст судеб героев. Вася и
отец: от вражды к пониманию.
Развитие речи. Классное
сочинение.
Внеклассное чтение.
А.И.Куприн «Тапёр».
П.П.Бажов Рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Сила
характера Данилымастера.
нравственное содержание рассказа, рол
пейзажа как средства создания настроения
удали и свободы, любви к родной стороне,
к Родине.
Знакомство с творчеством писателя, с
главными героями произведения, ролью
портретов, пейзажа, сравнений, с
представлениями о жизни как борьбе
добра и зла, страданием и счастьем,
оптимистическим восприятием
окружающего мира.
Знакомство с главными героями
произведения, с представлением о жизни
как борьба добра и зла, страданием и
счастьем; жизнь обитателей подземелья,
Васина дорога к правде и добру.
Сопоставительный анализ образов анализа
рассказа, роль портретов, пейзажа,
сравнений в композиции рассказа «В
дурном обществе».
Свободная работа с текстом, владение
монологической речью;
определение уровня изученного
материала, проверка и тематический
контроль знаний, умений, навыков
Выразительное чтение по вопросам,
беседа. Составление плана пересказа
повести.
Темы:
1. «Почему Вася подружился с Валеком и
Марусей?»
2. «Два отца: Тыбурций и судья».
3. «Вася и его отец: от вражды к
Стр. 48
Выборочное
чтение (вопросы в
теради)
Сравнительные
характеристики
героев.
Подготовить
пересказ повести.
Завершить
написание
сочинения.
Прочитать рассказ.
Стр. 5767 70
71
72
73
74
75
.03
.03
.03
.03
.03
.03
76
.03
Проблемы и тайны мастерства.
Образ Хозяйки Медной горы.
Понятие о сказе.
Образы героев скала
П.П.Бажова «Медной горы
Хозяйка»
пониманию».
Знакомство с творчеством писателя,
значительными этапами жизненного пути
А.И.Куприна; характер главного героя,
главная мысль произведения.
Знакомство с писателем; с особым миром
героев П.П.Бажова; былью и фантастикой,
одухотворением природы в воображении
героя, с особым отношением к труду.
Внеклассное чтение. П.П.Бажов
Сказы.
Углубление знаний учащихся о главных
героях сказки (сказа), роли портретов,
пейзажа, сравнений в композиции сказа.
Из литературы 20 века – 17 часов
К.Г.Паустовский Рассказ о
писателе. «Тёплый хлеб»
К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»
С.Я.Маршак Рассказ о писателе.
Пьесасказка «Двенадцать
месяцев»
Положительные и
отрицательные герои.
Малахитница – хозяйка «земляных
богатств», хранительница секретов
высшего мастерства, воплощение красоты
самой уральской природы.
Знакомство со сказами П.П.Бажова.
Знакомство с творчеством писателя, с
главными героями произведения, ролью
портретов, пейзажа, сравнений, с
представлениями о жизни как борьбе
добра и зла, страданием и счастьем.
Какие чувства, мысли, события
раскрываются в произведении.
Совершенствование выразительного
чтения.
Стр. 6871
Подготовиться к
внеклассному
чтению по
произведениям
П.П.Бажова.
Кроссворд,
иллюстрации к
сказам
П.П.Бажова.
Дочитать стр. 72
82
Стр. 8387,
дочитать рассказ;
вопросы стр.8889
Стр. 90108
Дать
характеристику
героев.
(письменно) 77
.03
78
79
80
81
82
83
.04
.04
.04
.04
.04
.04
Традиции народных сказок в
пьесесказке «Двенадцать
месяцев»
А.П.Платонов Рассказ о
писателе. «Никита» Быль и
фантастика.
Душевный мир главного героя.
Его отношения с природой.
В.П.Астафьев Рассказ о
писателе. «Васюткино озеро».
Сюжет и композиция рассказа.
«Открытие» Васюткой нового
озера. Автобиографичность
произведения. Джек Лондон.
«Сказание о Кише» Джек
Лондон. «Сказание о Кише»
Человек и природа в рассказе.
Развитие речи. «Мои сверстники
в русской литературе XIXXX
вв.» (на примере любимых
Знакомство с драмой как родом
литературы, определение своеобразия
пьесысказки, отличие от литературных
сказок; соотношение сатиры и юмора;
образ повествования, повествователь и
автор.
Характеры главных героев, главная мысль
произведения, своеобразие пьесысказки.
Выбор и использование выразительных
средств языка в соответствии с
коммуникативной задачей.
Знакомство с жизнью и творчеством
А.П.Платонова; особый мир платоновских
героев – с былью и фантастикой;
одухотворением природы в изображении
героя, с представлением о жизни как
борьбе добра и зла, страданием и
счастьем. Оптимистическим восприятием
мира.
Значение картин природы в рассказе,
совершенствование умения
характеризовать героя, его поступки.
Знакомство с личностью писателя и
своеобразием его творчества, значение
картин природы в рассказе;
совершенствование умения
характеризовать героя, его поступки.
Обсуждение смысла названия рассказа,
беседа по вопросам, пересказ истории с
глухарём, чтение по лицам отдельных
Написать отзыв на
сказку, увиденную
в театре.
Стр. 112121,
дочитать рассказ
Ответы на вопросы
стр.121
Стр. 124140,
прочитать текст.
Дочитать рассказ
стр. 141151
Иллюстрации к
произведению.
Дописать
сочинение. 84
.04
85
86
87
88
89
.04
.04
.04
.04
.04
литературных героев)
Русские писатели и поэты XX
века о Родине, родной стороне и
о себе. (С.А.Есенин, И. Бунин,
А. Блок, Д.Кедров,
А.Прокофьев, Н.Рубцов, Дон
Аминадо)
А.Т.Твардовский Рассказ о
писателе. «Рассказ танкиста»
К.М.Симонов. Дети и война.
эпизодов.
Становление характера героя. Суровые
испытания, через которые природа
проводит человека, и её удивительная
щедрость. Образность и выразительность
описания природы.
Определение уровня изученного
материала, проверка и тематический
контроль, умений, навыков.
Внеклассное чтение. Поэты о
Великой Отечественной войне.
Саша Чёрный Рассказ о
писателе. «Кавказский пленник»
Саша Чёрный «Игорь Робинзон».
Ю.Ч.Ким «Рыбакит».
Итоговый годовой ТЕСТ
Ознакомление с творчеством поэтов XX
века; совершенствование навыков
выразительного чтения и умения
анализировать лирическое стихотворение.
Выявление «сквозных» тем и ключевых
проблем русской литературы.
Определение уровня изученного
материала, проверка и тематический
контроль, умений, навыков.
Определение уровня изученного
материала, проверка и тематический
контроль, умений, навыков.
Изображение героического прошлого
России в творчестве А.Т.Твардовского;
совершенствование навыков
выразительного чтения и умения
анализировать лирическое произведение.
Стр. 5154, 163
171, выразительное
чтение
стихотворений.
Выразительное
чтение
стихотворений
стр.156162,
стр.163171
Составить сборник
стихов о ВО войне.
Стр. 172181
Стр. 182188
90
.04
Из зарубежной литературы – 8 часов
Р. Стивенсон Рассказ о писателе
«Вересковый мёд» Развитие
понятия о балладе. Бережное
Совершенствование навыков
выразительного чтения и умения
анализировать лирическое произведение.
Стр. 193198,
отрывок по выбору
наизусть. 91
92
93
94
95
96
97
98
99
.05
.05
.05
.05
.05
.05
.05
.05
.05
отношение к традициям
предков.
Д.Дефо Рассказ о писателе
«Робинзон Крузо – произведение
о силе человеческого духа».
Гимн неисчерпаемым
возможностям человека.
Х.К.Андерсен Рассказ о
писателе. «Снежная королева:
реальное и фантастическое в
сказке.
Х.К.Андерсен Рассказ о
писателе. «Снежная королева:
реальное и фантастическое в
сказке.
Внеклассное чтение. Сказки
Андерсена.
М.Твен Рассказ о писателе.
«Приключение Тома Сойера»
Том Сойер и его друзья.
М.Твен Рассказ о писателе.
«Приключение Тома Сойера»
Том Сойер и его друзья.
Джек Лондон Рассказ о писателе
«Сказание о Кише»
Знакомство с произведениями поэтов о
Великой Отечественной войне.
Знакомство с юмористическими
произведениями Саши Чёрного.
Знакомство с юмористическими
произведениями Саши Чёрного.
Стр. 199212,
Вопросы стр. 213.
Стр. 215, 249.
Дочитать сказку
до конца.
Стр. 215, 249.
Дочитать сказку
до конца.
Иллюстрации к
сказкам,
кроссворды.
Стр. 251268
Остроумные, лирические, озорные и
мудрые произведения для юных
читателей.
Литературе нужны не только талантливые
писатели, но и талантливые читатели.
Развиваем воображение читателя.
Литературе нужны не только талантливые
писатели, но и талантливые читатели.
Развиваем воображение читателя.
Проверка ЗУН по изученному материалу. Стр. 269280.
Посмотреть
х/фильм
Повторение в конце учебного года – 5 часов
Повторение пройденного по
литературе в 5 классе.
Повторение пройденного по
литературе в 5 классе.
Проверка ЗУН по изученному материалу.
Выявление уровня литературного
развития учащихся.
«Мои любимые литературные герои и их
нравственные качества». 100
101
102
.05
.05
.05
Список литературы для чтения
летом.
Повторение пройденного
материала
Резерв
Игровые задания: кроссворды, ребусы.
Обсуждение художественных
произведений.
Обсуждение художественных
произведений. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
изменения
обоснование
№
дата
урока Контрольный тест по литературе за I полугодие
5 класс
Ф.И._________________________________________________класс_______
1. Жанры фольклора: (выбери из перечисленного)
1) Прибаутки 2) Поговорки 3) Рассказы 4) Загадки
2. Как называется сказка, у которой есть автор:
1) литературная 2) удивительная 3) сказочная.
3. Сказка – это
1) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного
высказывания;
2) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.
3) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле.
4. Как называется данная часть сказки:
«И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил...»
1) концовка 2) зачин 3) присказка
5. К какому виду сказок принадлежит сказка «Царевна – лягушка»:
1) бытовая сказка; 2) волшебная сказка; 3)сказка о животных 4) сказка о добре и зле
6. Роды литературы (выбери из перечисленного):
1) Эпос 2) Рассказ 3) Лирика 4) Комедия 5) Драма
7. Произведение эпического рода литературы, краткий стихотворный или прозаический рассказ
нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл – это ….
1) повесть
8. Вывод в басне называется:
1) поучение; 2) мораль; 3) наставление; 4) рассуждение.
2) басня 3) баллада
9. А.С. Пушкин родился
1) в Москве; 2) в Петербурге; 3) в Казани; 4) в Киеве.
10. Няню поэта звали
1) Нина Родионовна; 2) Арина Ивановна; 3) Арина Родионовна; 4) Нина Ивановна.
11. Сказка А.С. Пушкина называется:
1) «Сказка о семи богатырях»; 2) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»;
3) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 12. Кто указал королевичу Елисею правильный путь?
1) ветер; 2) солнце; 3) месяц;
13. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова?
1) родители; 2) гувернёры; 3) бабушка.
14. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова?
1) Полтавской битве; 2) Куликовской битве; 3) Бородинскому сражению.
15. Какое произведение Н.В.Гоголя начинается словами: «Ейбогу, уже надоело рассказывать!
Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя»:
1) «Пропавшая грамота»
2) «Майская ночь, или Утопленница;
3) «Заколдованное место»
16. Укажите название произведения и автора этих строк:
«..Красавица, миру на диво
Румяня, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.»
_____________________________________________
17. Укажите имя главного героя рассказа И.С. Тургенева «Муму»
_______________________________________________________________________ Ответы:
1. 1, 2, 4
2. 1
3. 2
4. 1
5. 2
6. 1, 3, 5
7. 2
8. 2
9. 1
10. 3
11. 3
12. 1
13. 3
14. 3
15. 3
16. Некрасов, «Мороз, Красный нос»
17. Герасим
«5» 16 17
«4» 12 15
«3» 7 11
«2» 6 и менее Итоговый контрольный тест по литературе за курс 5 класса
Ф.И.______________________________________________________класс___________
Часть 1. Произведения, которые ты прочитал.
1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:
а) сказка;
б) повесть;
в) рассказ.
2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера,
имеющий иносказательный, аллегорический смысл:
а) стихотворение;
б) басня;
в) сказ.
3. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание, с
острым, напряжённым сюжетом:
а) сказка;
б) басня;
в) баллада.
4. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра:
а) повесть;
б) рассказ;
в) пьеса.
Часть 2. Узнай героя литературного произведения по портрету (описанию внешности).
5. «Белолица, черноброва, / Нраву кроткого такого»:
а) мачеха;
б) молодая царевна;
в) Василиса Прекрасная.
6. «В чертах усталого лица / Всё та ж покорность без конца»: а) бурлак из поэмы Н. А. Некрасова «На Волге»;
б) полковник из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;
в) ловчий из басни И. А. Крылова «Волк на псарне».
7. «...Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от
рождения»:
а) Степан из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка»;
б) Герасим из рассказа И.С. Тургенева «Муму»;
в) Иванцаревич из русской народной сказки «Царевналягушка».
8. «...Был молчаливый, недоверчивый... отвечал сердитым басом...»:
а) Никита из рассказа А. П. Платонова;
б) Васютка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»;
в) Филька из сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Часть 3. Внимательный ли ты читатель?
9. Какого героя нет в сказке «Царевналягушка»:
а) чудоюдо;
б) Иванацаревича;
в) Василисы Прекрасной.
10. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» на следующий день после боя русская
армия была готова:
а) отступить;
б) продолжить бой;
в) укрепить свои позиции.
11. Герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», русский офицер Жилин,
находясь в плену у татар:
а) постоянно думал о побеге;
б) тосковал, скучал и ждал выкупа;
в) не надеялся на удачное освобождение.
12. Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева
«Васюткино озеро», заблудившись в тайге:
а) «С тайгой надо дружить!»;
б) «Тайга хлипких не любит!»;
в) «В тайге одному делать нечего!».
13. Какому историческому событию посвящена басня Крылова «Волк на псарне»?
а) отмене крепостного права в России
б) Отечественной войне 1812г.
в) восстанию Емельяна Пугачёва Ответы:
1. а
2. б
3. в
4. в
5. б
6. а
7. б
8. в
9. а
10. б
11. а
12. б
13. б
«5» 1213
«4» 1011
«3» 69
«2» 5 и менее
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.