Рабочая программа для обучающихся 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе 5-9 классы; рабочей программы по литературе под редакцией В. Я Коровиной и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Программа рассчитана на 102 часа (3 учебных часа в неделю)..
Рабочая программа по литературе 7 класс.doc
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных
учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Рабочая учебная программа по литературе
составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной
учебника «Литература 7 класс. Учебникхрестоматия» для
(М. «Просвещение», 2010 г.) и
общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др.
М.:
«Просвещение», 2014г.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений,
нравственноэстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовноразвитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре,
обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного
и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и
письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовнонравственном и эстетическом значении; о
выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных
произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением
необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно
историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской
классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко
культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины
проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на
всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным,
воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся,
научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в
чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого
ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историкокультурного, духовного развития
школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественноэстетические потребности
детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и
анализу художественного произведения.
1 Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям,
которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и
стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования
в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной
культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду,
общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение,
решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от
фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая
проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по
литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса
и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национальнокультурной специфики русской
литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая,
Метапредметные результаты изучения:
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности.
умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
умение устанавливать целевые приоритеты;
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
умение основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
2 Познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
владение основами проектноисследовательской деятельности;
умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы
работы;
умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Личностные результаты:
3
представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для
жизни в современном поликультурном мире;
приобщение к истокам культурноисторического наследия человечества, интерес к его познанию
за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире,
уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоциональноценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим
источникам, способам изучения и охраны;
знание основных исторических событий развития государственности и общества;
осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции;
аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в
т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
основы социальнокритического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и
взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам.
Содержание литературного образования
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской
литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной
литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания
литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты
анализа конкретного произведения (раскрывается идейнохудожественная доминанта произведения);
включаются историколитературные сведения и теоретиколитературные понятия, помогающие освоению
литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего
сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретиколитературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных
случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в
процессе изучения конкретных литературных произведений.
Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие
вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и
человеку и т.д)
В 7 классе рассматривается одна из ведущих проблем особенности труда писателя, его позиция
изображение человека как важнейшая проблема литературы,
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес
школьников к нравственнофилософской проблематике произведений и психологическому анализу.
Основу теоретиколитературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а
также художественных направлений.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:
знать /понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному
изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателейклассиков;
основные теоретиколитературные понятия;
4
основные закономерности историколитературного процесса и черты литературных
направлений;
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
уметь:
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая
нормы литературного произношения;
правильно, бегло и выразительно читать вслух;
воспроизводить содержание литературного произведения;
работать с книгой
владеть различными видами пересказа;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и
жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказхарактеристику;
свободно владеть письменной речью.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 68 часов.
Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе
Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)
Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали
Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в
стихотворстве
Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева,
Н.А. Некрасова, М.Е. СалтыковаЩедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и
ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества.
Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф.
5 Абрамова, Ю. Казакова и др. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение
нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами
зарубежной литературы 20 века и их произведениями (Дж. Олдридж, О. Генри)
Изучение творчества Р.Гамзатова
Основные этапы жизненного пути Р.Бернса, д.Г.Байрона, О.Генри, Р.Бредбери и др. Японская
поэзия.
Список используемой литературы.
1. Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М.
«Просвещение», 2010 г.)
2.
Литература 7 класс. Учебникхрестоматия для общеобразовательных учебных заведений (авторы
– В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. М.: «Просвещение», 2014 г.).
3. Коровина В.Я. Методические советы/В.Я . Коровина. М.: Просвещение, 2010.
4. Дидактические материалы для 7 кл. “Читаем, думаем, спорим”. Русское народное поэтическое
творчество / под ред. А. М. Новикова
5. Уроки литературы с применением информационных технологий. 610 классы. Методическое
пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова. – М.: Глобус, 2009
6 №
1
2
3
4
Введение. Изображение
человека как
важнейшая идейно
нравственная проблема
литературы
Конспект лекции,
работа с книгой,
пересказ
УНТ. Предания как
поэтическая
автобиография народа.
Исторические события в
преданиях, пересказ
одного из преданий
Прославление мирного
труда в былине «Вольга
и Микула
Селянинович»
Понятие о былине.
Нравственные идеалы
народа в былинах.
Киевский цикл былин
об Илье Муромце.
Новгородский цикл
былин «Садко»
Особенности былинного
стиха, роль гиперболы в
былине.
5 Мудрость народа в
пословицах и
поговорках.
Собиратели пословиц.
Особенности смысла и
языка пословиц.
Тема урока
Элементы содержания
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Дата
план
Дата
факт
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Знают образную природу
словесного искусства.
Умеют составлять тезисы
и план прочитанного;
владеть различными
видами пересказа
Знают термин «предание,
умеют осуществлять поиск
нужной информации в
учебнике; понимать
заданный вопрос, в
соответствии с ним
строить ответ в устной
форме.
Знают своеобразие былин
как героических песен
эпического характера.
Умеют воспринимать и
анализировать поэтику
былин.
Знают своеобразие
былинного эпоса.
Умеют воспринимать и
анализировать поэтику
героического эпоса народа.
Знают своеобразие
данного жанра фольклора.
Умеют объяснить
пословицу и поговорку
Выбирают действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Осознанно строят
сообщения в устной
форме, формулируют
собственное мнение и
позицию
Учатся понимать
выделенные учите лем
ориентиры действия в
учебном процессе
Получают возможность
научиться адекватно
воспринимать оценку
своей работы учителем,
товарищами.
Принятие и сохранение
учебной задачи,
соответствующей этапу
обучения.
Формулировать
собственное мнение и
позицию, строить
понятные высказывания;
Проводят сравнение,
обобщение, установление
причинноследственных
связей.
Умеют принимать и
сохранять учебную задачу,
планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации
Умеют задавать вопросы;
анализировать,
сравнивать, группировать
различные объекты,
явления, факты.
Научатся принимать
участие в работе
группами, допускать
существование различных
точек зрения;
договариваться, приходить
к общему решению.
Формирование
положительного
отношения к учебной
деятельности;
возможность для
формирования
этического оценивания
Положительное
отношение к
познавательной
деятельности;
на основе анализа
ситуаций формируются
интерес к учебному
материалу; чувства
сопричастности и
гордости за свою Родину,
народ и историю.
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве и
разнообразии природы,
народов, культур и
религий, эмпатия как
понимание чувств других
людей и сопереживание
им.
Наличие положительного
отношения к
познавательной
деятельности, интереса к
учебному материалу.
Мотивация учебной
деятельности
(социальная, учебно
познавательная и
внешняя, осознание своей
этнической
принадлежности)
7 Высокий моральный
облик героини.
Прославление любви и
верности
Владеть общим приёмом
анализа литературного
произведения
6
7
Древнерусская
литература.Нравстве
нные идеалы и заветы
Древней Руси в
«Повести о Февронии
и Петре Муромских».
«Поучение Владимира
Мономаха» как образец
древнерусской
литературы.
Нравственные заветы
Древней Руси (отрывок
«О пользе книг»).
Формирование традиции
уважительного отношения
к книге, поиск
необходимой информации
для выполнения учебных
заданий с использованием
учебной литературы.
Оформить устное
высказывание в письменной
форме, четко ответить на
поставленный вопрос
Развитие речи
8 Развернутый ответ на
вопрос «Какие уроки
можно извлечь, изучая
древнерусскую
литературу?»
9 Роль личности в
произведениях М.В.
Ломоносова «К статуе
Петра Великого». «Ода
на день восшествия…»
Слово о поэте и ученом.
Мысли автора о Родине,
российской науке и ее
творцах. Теория «трех
штилей».
Осознанно высказываются
в устной форме о том, в
чём видят своеобразие
композиции стихотворения
Выполнять учебные действия
в материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной
формах, использовать речь
для регуляции своего
действия.
Выделяют учебную задачу
на основе соотнесения
известного, освоенного и
неизвестного, выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Осознанно и произвольно
строить сообщения в
устной форме, в том
числе творческого
характера.
Строить речевое
высказывание в устной
форме, проявлять
активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных и
познавательных задач
Планировать поиск
информации,
формулировать
поисковые запросы;
вносить необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основе его и учёта
характера сделанных
ошибок.
Рефлексия способов и
условий действий;
контролировать и
оценивать процесс и
результат деятельности.
Готовить план выступления
на основе заданной
цели;аргументировать свою
позицию и координировать
её с позициями партнёров в
сотрудничестве при
выработке общего решения
в совместной деятельности
Использовать доступные
речевые средства для
передачи своего впечатления.
Доброжелательно,
эмоционально
нравственно отзываться
на чувства других людей,
уметь сопереживать и
проявлять свои чувства в
добрых поступках.
Гражданская
идентичность в форме
осознания «Я» как
гражданина России,
чувства сопричастности и
гордости за свою Родину,
народ и историю; наличие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.
Наличие положительного
отношения к
познавательной
деятельности, интереса к
учебному материалу.
Мотивация учебной
деятельности
(социальная, учебно
познавательная и
внешняя, осознание своей
этнической
принадлежности)
Наличие положительного
отношения к
познавательной
деятельности, интереса к
учебному материалу.
10 Философские
размышления о смысле
жизни и свободе
творчества в лирике
Г.Р.Державина.
Знакомство с личностью
и поэзией
Г.Р.Державина,
новаторство в
стихотворной
деятельности.
Осуществляют поиск
необходимой информации;
извлекают необходимую
информацию из рассказа
учителя.
Обращаться к способу
действия, оценивая свои
возможности; осознавать
уровень и качество
выполнения.
Научатся адекватно
использовать речь для
планирования и
регуляции своего
действия.
11 Русская литература 19
Слово о поэте. Интерес
Использовать поиск
Обращаться к способам
Действуют с учётом
Проявлять активность во
8 действий, оценивая свои
возможности; определять
последовательность
действий для решения
предмет ной задачи.
Формулировать и
удерживать учебную
задачу, применять
правила в планировании
способа решения.
Выбирать действия в
соответствии с задачей и
условиями её реализации,
определять
последовательность целей
и действий с учётом
конечного результата
Ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с
учителем, принимать и
понимать алгоритм
выполнения заданий.
Составлять план и
последовательность
действий.
выбирать наиболее
эффективные способы
решения задач.
века. Изображение
Петра1 в поэме
А.С.Пушкина «Полтава»
Пушкина к истории
России
12 Тема и идея поэмы
А.С.Пушкина «Медный
всадник» (отрывок).
13 «Песнь о вещем Олеге»
А.С.Пушкина и ее
летописный источник.
14
Анализ отрывка «Сцена
в Чудовом монастыре»
из трагедии
А.С.Пушкина «Борис
Годунов»
Историколитературное и
жанровое своеобразие
«Медного всадника».
Прославление деяний
Петра I.
Историческая основа
«Песни», определение
понятия «баллада»,
особенности содержания.
Смысл сопоставления
Олега и волхва.
Образ летописца
Пимена. Значение труда
летописца в истории
культуры
15 Тема «отцов и детей» в
повести А.С.Пушкина
«Станционный
смотритель»
Изображение «маленького
человека», его положения
в обществе. Гуманизм
повести
16 Дуня и Минский. Анализ
эпизода «Самсон Вырин
у Минского». Развитие
понятия о повести
Практикум.
Анализ эпизода,
сопоставление повести и
притчи о блудном сыне
17 Нравственный поединок
Калашникова с
Кирибеевичем в поэме
М.Ю.Лермонтова «Песня
Картины быта XVI века,
их роль в понимании
характеров и идеи
поэмы . Причины
необходимой информации
для выполнения учебных
заданий с использованием
учебной литературы и
других источников.
Оценивать свои
достижения, участвовать в
аналитической беседе,
соотносить изученные
понятия с примерами.
Поиск и выделение
необходимой информации
из различных источников в
разных формах.
Узнавать, называть и
определять объекты и
явления окружающей
действительности в
соответствии с
содержанием учебного
предмета.
Участие в обсуждении
содержания прочитанного,
следить за действиями
других участников в
процессе коллективной
деятельности.
Использовать поиск
необходимой информации
для выполнения учебных
заданий с использованием
учебной литературы и
других источников.
Уметь узнавать, называть и
определять объекты и
явления окружающей
действительности в
Обращаться к способам
действий, оценивая свои
возможности; осознавать
уровень и качество
выполнения работы
Выстраивать устное
высказывание,
аргументировать свою
точку зрения.
Выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации,
Выступать перед
аудиторией сверстников,
опираясь на результаты
частичного поиска на основе
выделенных учителем
ориентиров, адекватно
воспринимают оценку
учителя.
Обмениваются мнениями,
слушают друг друга,
строят понятные речевые
высказывания
взаимодействии для
решения коммуникативных
и познавательных задач
Ставить вопросы,
обращаться за помощью,
формулировать свои
затруднения, предлагать
помощь и сотрудничество.
Формулировать
собственное мнение и
позицию; прояв лять
интерес и уважение к
различным точкам зрения
Формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать вопросы,
строить понятные
высказывания.
Осознанно и произвольно
строить сообщения
рассуждения в устной
форме, в том числе
творческого и
исследовательского
характера.
Договариваться о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности.
Осознают свои
возможности в учении;
способны адекватно судить
о причинах своего успеха
или неуспеха в учении,
связывая успехи с
усилиями, трудолюбием
Социальная
компетентность как
готовность к решению
моральных дилемм,
осознание ответственности
человека за общее
благополучие
Осознание
ответственности человека
за общее благополучие,
самостоятельность и
личная ответственность за
свои поступки.
Внутренняя позиция
ученика на основе
положительного
отношения к школе.
9 про царя Ивана
Васильевича, молодого
опричника и удалого
купца Калашникова».
обращения поэта к
давно минувшим
временам, историю
создания «Песни…»
соответствии с содержанием
учебного предмета.
18 Особенности сюжета,
нравственная
проблематика, жанровое
своеобразие «Песни…»
Фольклорные начала в
«Песне…».
19 Сочинение по творчеству
А.С.Пушкина и М.Ю.
Лермонтова
Урок контроля
20 Проблема гармонии
человека и природы в
стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Когда
волнуется желтеющая
нива…»
21 Историческая и
фольклорная основа
повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба».
22 Смысл
противопоставления
Остапа и Андрия.
Знакомство со стихами
поэта, навыки анализа
лирических
произведений.
Нравственный облик
Тараса и его товарищей:
героизм,
самоотверженность,
верность боевому
товариществу, подвиг во
имя родной земли.
Работа по
сравнительной
характеристике главных
героев.
Уметь определять причины
и следствия явлений,
событий делать выводы
на основе обобщения
знаний
Самостоятельно
анализировать текст,
создавать собственное
высказывание
Самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности
при решении поставленной
задачи.
Работа над статьей
учебника, обучение
письменному
высказыванию,
составлению плана.
Узнавать, называть и
определять объекты и
явления окружающей
действительности в
соответствии с
содержанием учебного
предмета.
заданной цели.
Проявлять активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных и
познавательных задач.
Формулировать
собственное мнение и
позицию.
Координировать и
принимать различные
позиции во
взаимодействии.
Формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать
вопросы, строить
понятные высказывания.
определять
последовательность
промежуточных целей и
соответствующих им
действий с учётом
конечного результата.
Выделять учебную задачу
на основе соотнесения
известного, освоенного и
неизвестного.
Выполнять учебные
действия, использовать
речь для регуляции
своего действия.
Выполнять учебные
действия, используя
письменную речь для
регуляции своего
действия.
Осознанно и произвольно
строить сообщения в
устной форме; смысловое
чтение текста; выбирать
вид чтения в зависимости
от цели.
Выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации,
определять
последовательность
промежуточных целей и
соответствующих им
действий с учётом
конечного результата.
Осознавать себя
гражданином России;
объяснять , что связывает
гражданина с историей,
культурой, судьбой народа
России.
Мотивация учебной
деятельности.
Осознавать себя
гражданином России;
объяснять, что связывает
гражданина с историей,
культурой, судьбой народа
России
Целостный, социально
ориентированный взгляд на
мир в единстве и
разнообразии природы.
Положительная мотивация
учебной деятельности;
принятие образа
«хорошего ученика»;
концентрация воли для
преодоления
интеллектуальных
затруднений.
10 23 Запорожская Сечь. Ее
нравы и обычаи.
Патриотический пафос
повести. Глубина и
трагизм конфликта отца
и сына, отношение
автора к героям.
Поиск и выделение
необходимой информации
из различных источников.
24 Особенности
изображения природы и
людей в повести Н.В.
Гоголя «Тарас Бульба».
Художественные
приемы, описывающие
природу
25 Сочинение по повести
Н.В.Гоголя «Тарас
Бульба».
Развитие речи
26 Нравственные проблемы
рассказа И.С.Тургенева
«Бирюк».
27 Стихотворения в прозе
И.С.Тургенева «Русский
язык», «Близнецы», «Два
богача».
28 Судьба русской женщины
в поэме Н.А. Некрасова
«Русские женщины»
Цикл рассказов
«Записки охотника» и
их гуманистический
пафос. Мастерство
И.С. Тургенева в
изображении картин
природы.
Авторские критерии
нравственности в
стихотворениях в прозе.
Чтение наизусть
стихотворения в прозе
«Русский язык»
Историческая основа
поэмы. Величие русской
женщины. Обучение
выразительному чтению
Ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач,
устанавливать причинно
следственные связи.
Ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, выбирать
вид чтения в зависимости
от цели.
Использовать поиск
необходимой информации
при комментированном
чтении для выполнения
проблемных учебных
заданий
Делать выводы на основе
обобщения знаний;
определять
последовательность
действий для решения
предметной задачи.
Овладение способностью
понимать учебную задачу
урока и стремление её
выполнить.
Уметь отбирать материал
для сравнительной
характеристики,
самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности
при решении проблем
различного характера;
контролировать и
оценивать процесс и
результат деятельности
Составлять план и
последовательность
действий, адекватно
использовать речь для
планирования и
регуляции своей
деятельности.
Ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с
учителем; принимать и
выполнять алгоритм
выполнения заданий.
Формулировать и
удерживать учебную
задачу, адекватно
использовать речь для
планирования и
регуляции своей
деятельности
Обращаться к способу
действия, оценивая свои
возможности
Уметь слушать
собеседника,
формулировать свои
затруднения, уметь
использовать письменную
речь для регуляции
своего действия.
Координировать и
применять различные
позиции во взаимодействии,
использовать доступные
речевые средства для
передачи своего
впечатления.
Адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих,
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь; соблюдать
правила речевого этикета.
Уметь слушать, извлекать
пользу из опыта
одноклассников,
сотрудничать с ними при
участии в коллективном
диалоге.
Подтверждать аргументы
фактами;
аргументировать свою
точку зрения при участии
в учебном диалоге.
Навыки сотрудничества в
разных ситуациях, умение
не создавать конфликтов и
находить выход из спорных
ситуаций, этические
чувства, прежде всего
доброжелательность и
эмоционально –
нравственная
отзывчивость.
Проявление чувства
эмпатии как понимания
чувств других людей и
сопереживания им.
Социальная
компетентность как
готовность к решению
моральных дилемм.
Обладать способностью
признавать свои плохие
поступки и отвечать за
них.
Осознание
ответственности человека
за общее благополучие,
гуманистическое сознание.
Оценивать свои
достижения, отвечать на
вопросы, соотносить
изученные понятия с
примерами.
Формировать готовность
слушать собеседника и
вести диалог, владеть
диалогической формой
речи, вступать в речевое
Гражданская идентичность
в форме осознания «Я» как
гражданина России,
чувства сопричастности и
гордости за свою Родину,
11 29 Образ Родины и народа в
стихотворении
Н.А.Некрасова
«Размышления у
парадного подъезда».
Навыки работы со
стихотворным текстом,
с научнопопулярными
текстами, усвоение
теоретических понятий.
Определяют элементы
сатиры на барскую Русь.
Воспринимают и
сохраняют учебную
задачу.
30 Правда и вымысел в
исторической балладе
А.К.Толстого «Василий
Шибанов».
31 Сатирическое
изображение
нравственных пороков
общества в повести М.Е.
СалтыковаЩедрина
«Повесть о том как
мужик двух генералов
прокормил».
32 Контрольный тест по
произведениям
Н.В.Гоголя,
И.С.Тургенева,
Н.А.Некрасова,
М.Е.Салтыкова
Щедрина
33 Автобиографический
характер повести Л.Н.
Толстого «Детство»
Факты жизни и
творческой
деятельности А.К.
Толстого, жанровое
своеобразие
исторических баллад
«Сказки для детей
изрядного возраста»
Нравственное
превосходство человека
из народа и авторское
осуждение покорности.
Разбор сказки после
самостоятельного
прочтения. Понятие о
гротеске.
Сложность
взаимоотношений
взрослых и детей.
Главный герой повести,
его чувства, поступки,
духовный мир.
34 Живая картина нравов в
Осмеяние душевных
Овладение способностью
понимать учебную задачу
урока и стремление её
выполнить.
Использование различных
способов поиска , сбора,
анализа полученной
информации в
соответствии с
коммуникативными и
познавательными задачами
.
Осуществляют поиск
необходимой информации,
анализируют её, строят
рассуждения в форме
связи суждений об объекте,
делать выводы на основе
обобщения знаний
Знать содержание повести;
нравственную
проблематику повести;
владеть различными
видами пересказа,
участвовать в диалоге по
прочитанному
произведению.
Осуществление поиска
общение, пользоваться
учебником.
Обмениваются мнениями,
принимают различные
позиции при решении
проблемных заданий
Формировать готовность
слушать собеседника и
вести диалог, владеть
диалогической формой
речи, вступать в речевое
общение
Координировать и
принимать различные
позиции во
взаимодействии.
Определять общую цель и
пути её достижения.
народ и историю; наличие
познавательных интересов,
учебных мотивов.
Положительная мотивация
учебной деятельности;
принятие образа
«хорошего ученика»;
концентрация воли для
преодоления
интеллектуальных
затруднений.
Проявление чувства
эмпатии как понимания
чувств других людей и
сопереживания им.
Навыки сотрудничества в
разных ситуациях, умение
не создавать конфликтов и
находить выход из спорных
ситуаций
Действуют с учётом
выделенных учителем
ориентиров, адекватно
воспринимают оценку
учителя.
Осознавать
уровень и качество
выполнения работы.
Осуществляют
пошаговый контроль
своих действий,
овладевают способностью
понимать учебную задачу
урока и стремятся её
выполнить.
Выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей,
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную.
Формулировать
собственное мнение и
позицию, строить
монологическое
высказывание.
Устойчивое следование в
поведении социальным
нормам, осознание
ответственности человека
за общее благополучие,
гуманистическое сознание.
Задавать вопрос,
формулировать
собственное мнение и
позицию, строить
монологическое
высказывание, слушать и
понимать речь других.
Социальная
компетентность как
готовность к решению
моральных дилемм,
устойчивое следование в
поведении социальным
нормам
Действуют с учётом
Определять общую цель и
Положительная мотивация
12 рассказе А.П.Чехова
«Хамелеон».
пороков. Средства
создания комического в
рассказе. Смысл
названия рассказа.
необходимой информации.
35 Два лица России в
рассказе А.Чехова
«Злоумышленник»
Выразительное чтение
рассказа
«Злоумышленник»,
анализ рассказа.
Уметь анализировать
текст, видеть «смех» и
«слезы» автора, раскрывать
роль художественной
детали
36 Смех и слезы в рассказах
А.Чехова «Тоска»,
«Размазня» и др.
Внеклассное чтение
Уметь видеть смешное и
грустное в произведении,
оценивать творческую
манеру писателя
37 Стихи русских поэтов
XIX века о родной
природе.
В.А.Жуковский,
А.К.Толстой, И.А.Бунин
Аналитическая беседа,
проблемные вопросы
38 Письменный анализ
стихотворения русских
поэтов 19 века о родной
природе.
Ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач,
выбирать вид чтения в
зависимости от цели.
39 Русская литература 20
века. Нравственный
смысл рассказов
И.А.Бунина «Лапти» и
«Цифры».
Идейнотематическая
направленность
рассказа.
Знать основные пункты
анализа стихотворения
Уметь воспринимать и
анализировать поэтический
текст, овладение
способностью понимать
учебную задачу урока и
стремление её выполнять.
Ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с
учителем; принимать и
выполнять алгоритм
выполнения заданий.
Самостоятельно выделять
и формулировать
познавательную цель,
контролировать и
оценивать процесс и
выделенных учителем
ориентиров,
воспринимают оценку,
ориентируются в
учебнике.
Развивать умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Определять
последовательность
действий для решения
предметной задачи,
осуществлять
простейшее
планирование своей
работы.
Обращаться к способу
действия, оценивать свои
возможности; осознавать
уровень и качество
выполнения.
Адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих,
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь; соблюдать
правила речевого этикета.
Выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей,
преобразовывать
практическую задачу в
учебной деятельности;
принятие образа
«хорошего ученика»;
концентрация воли для
преодоления
интеллектуальных
затруднений.
Проявление чувства
эмпатии как понимания
чувств других людей и
сопереживания им.
Навыки сотрудничества в
разных ситуациях, умение
не создавать конфликтов и
находить выход из спорных
ситуаций.
Готовность слушать
собеседника и вести
диалог, владеть
диалогической формой
речи, вступать в речевое
общение.
пути её достижения.
Участвовать в учебном
диалоге, аргументировать
свою точку зрения,
определять наиболее
эффективные способы
достижения результата.
Определять
последовательность
действий для решения
предметной задачи.
Участвовать в учебном
диалоге, аргументировать
свою точку зрения.
Социальная
компетентность как
готовность к решению
моральных дилемм.
Определять наиболее
эффективные способы
достижения результатов.
Учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
13 40 Автобиографический
характер повести
М.Горького «Детство».
Аналитическая беседа,
проблемные вопросы
41 Изображение «свинцовых
мерзостей жизни». Дед
Каширин.
Вера в творческие силы
народа в произведении
М.Горького «Детство».
Познакомиться с
отдельными главами
повести и проводить
анализ
42 «Яркое, здоровое,
Практикум
творческое в русской
жизни»: бабушка Акулина
Ивановна, Алеша Пешков,
Цыганок, Хорошее Дело.
43 Гуманистический пафос
«Легенды о Данко» из
рассказа М. Горького
«Старуха Изергиль»
Портрет как средство
характеристики
44 Сочинение по
произведениям
М.Горького
Контроль полученных
знаний
результат деятельности
Дать представление о
противоречивой позиции
Горького в советской
литературе, оценивать свои
достижения, отвечать на
вопросы, соотносить
изученные понятия с
примерами.
Использование различных
способов поиска¸ сбора¸
обработки, анализа
овладение способностью
принимать и сохранять цели
и задачи учебной
деятельности, поиска
средств её осуществления.
Ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме,
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Осуществление поиска
необходимой информации
для решения основной цели
урока, уметь работать с
текстом в композиционном
плане, комментировать
прочитанное
Ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с
учителем; принимать и
выполнять алгоритм
выполнения заданий.
45 Сочинение по
Контроль полученных
Ставить новые учебные
познавательную
Выделять учебную задачу
на основе соотнесении
известного, освоенного и
неизвестного.
Уметь определять причины
и следствия явлений,
событий; делать выводы на
основе обобщения знаний
Учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
Обращаться к способу
действия, оценивать свои
возможности; осознавать
уровень и качество
выполнения.
Излагать своё мнение и
аргументировать свою
точку
зрения и оценку события.
Действуют с учётом
выделенных учителем
ориентиров, адекватно
воспринимают его оценку,
ориентируются в учебнике
Определять общую цель и
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
24.02
Положительная мотивация
учебной деятельности;
принятие образа «хорошего
ученика»; концентрация
воли для преодоления
интеллектуальных
затруднений.
Проявление чувства
эмпатии как понимания
чувств других людей и
сопереживания им.
Ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с
учителем, предвосхищать
результат.
Определять общую цель и
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Навыки сотрудничества в
разных ситуациях, умение
не создавать конфликтов и
находить выход из спорных
ситуаций.
Адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих,
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь;
соблюдать правила
речевого этикета.
Адекватно оценивать
Социальная
компетентность как
готовность к решению
моральных дилемм.
Семья как нравственная и
духовная ценность
человечества
Социальная
Семья как нравственная и
14 компетентность как
готовность к решению
моральных дилемм.
духовная ценность
человечества
Конструировать новый или
перестроить известный
способ действия в
соответствии с условиями
новой задачи.
Осознание ответственности
человека за общее
благополучие,
гуманистическое сознание.
Координировать и
принимать различные
позиции во
взаимодействии.
Социальная
компетентность как
готовность к решению
моральных дилемм.
произведениям
М.Горького
знаний
46 Сострадание и бессердечие
как критерии
нравственности человека в
рассказе Л.Н.Андреева
«Кусака»
47 Анализ стихотворения
В.В.Маяковского
«Необычайное
приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским
на даче».
48 Анализ стихотворения
В.В.Маяковского
«Хорошее отношение к
лошадям».
49 Друзья и враги главного
героя, его непохожесть на
окружающих в рассказе
А.Платонова «Юшка».
Ознакомить учащихся с
жизнью писателя.
Прочитать рассказ и
анализировать
вырабатывать навыки
составления плана.
Мысли автора о роли
поэзии в жизни человека
и общества. Юмор
автора, роль
фантастических картин.
Два взгляда на мир.
Сложность и тонкость
внутреннего мира
лирического героя,
гуманизм и сочувствие
ко всему живому.
Внешняя и внутренняя
красота человека.
Призыв к состраданию,
уважению к человеку.
задачи в сотрудничестве с
учителем; принимать и
выполнять алгоритм
выполнения заданий.
Применять установленные
правила в планировании
способа решения.
Познакомиться с
отдельными главами
повести и проводить анализ
Ознакомить со
стихотворением,
вырабатывать навыки
выразительного чтения,
анализировать лирическое
произведение.
Ознакомить учащихся с
жизнью и творчеством
писателя, осуществление
поиска необходимой
информации для решения
основной цели урока.
50 Контрольная работа по
произведениям
писателей 20 века
Отношение писателя к
своим необычным
героям
Делать выводы на основе
обобщения знаний.
собственное поведение и
поведение окружающих,
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь;
соблюдать правила
речевого этикета.
Ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, строить
сообщения творческого и
исследовательского
характера.
Выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей,
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную.
Осуществление поиска
необходимой информации
для решения основной
цели урока.
Выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей,
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную.
Обращаться к способу
действия, оценивать свои
возможности; осознавать
уровень и качество
выполнения.
Формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать вопросы,
строить понятные для
партнёра высказывания.
Координировать и
принимать различные
позиции во
взаимодействии.
Участвовать в учебном
диалоге, аргументировать
свою точку зрения.
Доброжелательно,
отзываться на чувства
других людей, обладать
способностью признавать
свои плохие поступки и
отвечать за них.
Гражданская идентичность в
форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства
сопричастности и гордости
за свою Родину, народ и
историю; наличие
познавательных интересов,
учебных мотивов.
Положительная мотивация
учебной деятельности;
принятие образа «хорошего
ученика»; концентрация
воли для преодоления
интеллектуальных
затруднений.
Навыки сотрудничества в
разных ситуациях, умение
15
51 Своеобразие картин
природы в лирике
Рассказ учителя.
Практикум
Ориентироваться в
разнообразии способов
Действуют с учётом
выделенных учителем
Определять общую цель и
пути её достижения, Пастернака.
52 Философские проблемы в
лирике Твардовского
Сложность и тонкость
внутреннего мира
лирического героя,
гуманизм и сочувствие
ко всему живому.
53 Интервью с поэтом
участником Великой
Отечественной войны.
Сложность и тонкость
внутреннего мира
лирического героя,
гуманизм и сочувствие
ко всему живому.
54 Эстетические и
нравственно
экологические проблемы
рассказа Ф.А.Абрамова
«О чем плачут лошади»
Литературные традиции
в рассказе Ф.Абрамова
«О чем плачут лошади»
55 Идея и символы в
рассказе Е.И. Носова
«Кукла»
Нравственные проблемы
рассказа.
решения задач, осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме,
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме,
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме,
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Ознакомить со
стихотворением,
вырабатывать навыки
выразительного чтения,
анализировать лирическое
произведение.
Ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме,
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
ориентиров, адекватно
воспринимают его оценку,
ориентируются в учебнике
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
не создавать конфликтов и
находить выход из спорных
ситуаций
Действуют с учётом
выделенных учителем
ориентиров, адекватно
воспринимают его оценку,
ориентируются в учебнике
Определять общую цель и
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Доброжелательно
отзываться на чувства
других людей, уметь
сопереживать и проявлять
свои чувства в добрых
поступках
Действуют с учётом
выделенных учителем
ориентиров, адекватно
воспринимают его оценку,
ориентируются в учебнике
Определять общую цель и
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Доброжелательно
отзываться на чувства
других людей, уметь
сопереживать и проявлять
свои чувства в добрых
поступках
Осуществление поиска
необходимой информации
для решения основной
цели урока.
Формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать вопросы,
строить понятные для
партнёра высказывания.
Действуют с учётом
выделенных учителем
ориентиров, адекватно
воспринимают его оценку,
ориентируются в учебнике
Определять общую цель и
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Социальная
компетентность как
готовность к решению
моральных дилемм,
устойчивое следование в
поведении социальным
нормам
Гражданская идентичность
в форме осознания «Я» как
гражданина России,
чувства сопричастности и
гордости за свою Родину,
народ и историю
16 56 Тема памяти и героизма в
рассказе Е.И. Носова
«Живое пламя»
Нравственные проблемы
рассказа.
57 Художественный анализ
рассказа Ю.П.Казакова
«Тихое утро».
Герои рассказа и их
поступки.
Взаимовыручка как
мерило нравственности
58 «Земля родная»
Д.С.Лихачева как
напутствие молодежи
59 Смешное и грустное в
рассказе М.М. Зощенко
«Беда».
Ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме,
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Осуществление поиска
необходимой информации
для решения основной цели
урока, уметь работать с
текстом в композиционном
плане, комментировать
прочитанное
Осуществление поиска
необходимой информации
для решения основной цели
урока, уметь работать с
текстом в композиционном
плане.
Познакомиться с
отдельными главами
повести и проводить анализ
60 Стихи поэтов XX века о
Родине, родной природе,
восприятии окружающего
мира.
Единство человека и
природы. Чтение и
художественный анализ
стихотворения
61 Контрольная работа по
произведениям
писателей и поэтов 20
века
Отношение писателя к
своим необычным
героям
Осуществление поиска
необходимой информации
для решения основной цели
урока, уметь работать с
текстом
Делать выводы на основе
обобщения знаний.
62 Литература народов
Размышления поэта об
Знать: факты жизни и
Действуют с учётом
Определять общую цель и
Действуют с учётом
выделенных учителем
ориентиров, адекватно
воспринимают его оценку,
ориентируются в учебнике
Определять общую цель и
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Гражданская идентичность
в форме осознания «Я» как
гражданина России,
чувства сопричастности и
гордости за свою Родину,
народ и историю
Ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с
учителем, предвосхищать
результат.
Определять общую цель и
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с
учителем, предвосхищать
результат.
Определять общую цель и
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей,
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную.
Ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с
учителем, предвосхищать
результат.
Обращаться к способу
действия, оценивать свои
возможности; осознавать
уровень и качество
выполнения.
Координировать и
принимать различные
позиции во
взаимодействии.
Определять общую цель и
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Участвовать в учебном
диалоге, аргументировать
свою точку зрения.
Социальная
компетентность как
готовность к решению
моральных дилемм,
устойчивое следование в
поведении социальным
нормам
Социальная
компетентность как
готовность к решению
моральных дилемм,
устойчивое следование в
поведении социальным
нормам
Осознание ответственности
человека за общее
благополучие,
гуманистическое сознание.
Следование в поведении
социальным нормам,
осознание ответственности
за общее благополучие,
гуманистическое сознание.
Положительная мотивация
учебной деятельности;
принятие образа «хорошего
ученика»; концентрация
воли для преодоления
интеллектуальных
затруднений.
Социальная
17 России.. Расул Гамзатов.
«Опять за спиною родная
земля» и др.
истоках и основах
жизни.
творчества поэта, план
анализа лирического
произведения
Уметь: выразительно читать
стихотворения
выделенных учителем
ориентиров, адекватно
воспринимают его
оценку, ориентируются в
учебнике
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Действуют с учётом
выделенных учителем
ориентиров, адекватно
воспринимают его
оценку, ориентируются в
учебнике
Определять общую цель и
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать вопросы,
строить понятные для
партнёра высказывания.
Формулировать
собственное мнение и
позицию, задавать вопросы,
строить понятные для
партнёра высказывания.
Определять общую цель и
пути её достижения,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Определять общую цель и
пути её достижения.
компетентность как
готовность к решению
моральных дилемм,
устойчивое следование в
поведении социальным
нормам
Положительная мотивация
учебной деятельности;
принятие образа
«хорошего ученика»;
концентрация воли для
преодоления
интеллектуальных
затруднений.
Навыки сотрудничества в
разных ситуациях, умение
не создавать конфликтов и
находить выход из спорных
ситуаций.
Устойчивое следование в
поведении социальным
нормам
Доброжелательно
отзываться на чувства
других людей, уметь
сопереживать и проявлять
свои чувства в добрых
поступках.
Устойчивое следование в
поведении социальным
нормам
18
63
64
65
66
67
Зарубежная
литература. Р. Бернс и
Д.Г.Байрон.
Художественный мир
поэтов.
Размышления поэта об
истоках и основах жизни.
Японские хокку.
Особенности жанра
Познакомиться с
отдельными главами
повести и проводить
анализ
Преданность и
жертвенность во имя
любви в рассказе
О.Генри «Дары волхвов
Нравственные
проблемы в
произведениях
зарубежных писателей.
Ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме,
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Выбирать действия в
соответствии с поставленной
задачей, преобразовывать
практическую задачу в
познавательную.
Координировать и
принимать различные
позиции во взаимодействии.
Осуществление поиска
необходимой
информации для решения
основной цели урока.
Осуществление поиска
необходимой
информации для решения
основной цели урока.
Реальность и фантастика
в рассказе Р.Д.Брэдбери
«Каникулы»
Фантастический
рассказ
предупреждение. Мечта
о победе добра
Знать: биографические
сведения автора
Уметь: объяснить смысл
названия рассказа
Ставить новые учебные
задачи в сотрудничестве с
учителем, предвосхищать
результат.
Выявление уровня
литературного развития
учащихся 7 класса.
Итоги года и задание на
лето.
Знать: как литература
влияет на формирование в
человеке нравственного и
эстетического чувств
Адекватно воспринимают
его оценку,
ориентируются в
учебнике
68
Резервный урок 19
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.