Рабочая программа по литературе 9класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературе 9класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
9 кл
26.07.2018
Рабочая программа по литературе 9класс
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основное содержание курса с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем, требования к уровню подготовки окончивших 9 класс.
9_Lit.docx
Муниципальное образование Третьяковского района Алтайского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Корболихинская средняя общеобразовательная школа» Третьяковского района Алтайского края «Рассмотрена» Руководитель РМО  ___________ / Т.В.Лютц                                                 Протокол № ____  «СОГЛАСОВАНА» Заместитель директора      __________ А.С.Хрусталёва                                   от «____»   _________2018   2018г.                                  «_____»__________ « УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ « Корболихинская  СОШ» _______________         А.С.Грищенко Приказ № ____  от «____»   ___________2018  г  Рассмотрена на педагогическом совете  Протокол № _____ от «____» ____________2018 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета   «литература» для 9класса основного общего образования базовый уровень на 2018­2019 учебный год Рабочая программа составлена  на основе авторской программы  В.Я.Коровиной  Литература  5 – 11 классы. – М.: Просвещение , 2007.  Учебник В.Я. Коровиной, В.И.Коровина и др. Литература 9 класс, Москва; Просвещение,  2008г.,                                                                    Составитель: Карапетян Людмила Анатольевна,                                                                                              учитель русского языка и литературы с.Корболиха 2018                                                       Пояснительная  записка                Рабочая программа составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.). Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного  Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03­ 126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного  плана». Примерной программы основного общего образования по литературе  Программы для общеобразовательных учреждений. В.Я.Коровиной.  Литература  5 – 11  классы. – М.:    Просвещение , 2007.    Основной  образовательной программы МКОУ «Корболихинская  СОШ».   Положения о рабочей программе учителя­предметника МКОУ «Корболихинская                 средняя общеобразовательная школа» (приказ №84/1 от 20. 03.  2015 г) Учебного плана школы на 2018­2019 учебный год   Место предмета в учебном плане:    в соответствии с федеральным базисным учебным планом   для   образовательных   учреждений   РФ  на   изучение   литературы     в   9   классах отводится не менее  102 часов в год из расчета 3ч в неделю. Изучение   литературы   в     9   классе     на   базовом   уровне   направлено   на   достижение следующих целей:   формирование умений оценки и анализа художественных произведений, нравственно­ эстетических представлений, потребности в чтении, в книге;   развитие  логического,   критического,   абстрактного,   ассоциативного   и   образного мышления, эмоционального восприятия литературного произведения и окружающего мира; овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка; воспитание  художественно­эстетических   потребностей,   литературного   вкуса,   обще гуманистических идеалов, высоких нравственных чувств   При   изучении   курса   литературы   на   базовом   уровне     в   9   классе   продолжается   и  В   рамках   указанной  «Литература». получает   развитие   содержательная   линия: содержательной линии решаются задачи:   приобщение  учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной классической литературы;   расширение круга чтения; повышение  качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст. Используемые     формы,   методики   и   средства   оценки   образовательных результатов обучающихся. Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный   и   устный   анализ   литературных   произведений   по   выбору   учителя   или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося),  написание сочинений на литературные темы,  беседы   по   материалам   уроков,   в   которых   обучающиеся   имеют   возможность продемонстрировать   знание   специфических   средств   жанрово­ситуативных   стилей, умение   анализировать   образцы   публицистической   и   ораторской   речи,   а   также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. Промежуточный:       ­ устный пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе,  пьесы, критической статьи;      ­ выразительное чтение текста художественного произведения;      ­ заучивание наизусть стихотворных текстов;      ­ устный или письменный развернутый ответ на вопрос;      ­ устное словесное рисование;      ­ комментированное чтение;      ­ характеристика литературного героя или героев (индивидуальная, групповая,   сравнительная);      ­ составление конспектов критических статей, лекции учителя, статей учебника;  составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге фильму, спектаклю;      ­ создание сценариев литературных или литературно­музыкальных композиций,  киносценариев;      ­ сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко­ культурную темы,  презентация проектов;      ­ участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство  своей точки зрения с учетом мнения оппонентов. Итоговый:      ­ написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;      ­ письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;      ­ творческий зачёт.      Критерии оценивания  знаний, умений и навыков обучающихся по литературе. (Согласно   Методическому   письму   «Направления   работы   учителей   литературы   по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»).  Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.    Оценка сочинений В   основу   оценки   сочинений   по   литературе   должны   быть   положены   следующие главные   критерии   в   пределах   программы   данного  класса:   правильное   понимание   темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и   поведения   героев   исходя   из   идейно­тематического   содержания   произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей   сочинения,   логичность   связей   и   переходов   между   ними;   точность   и   богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Отметка “5” ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых  недочёта.         Отметка “4” ставится за сочинение:  достаточно   полно   и   убедительно   раскрывающее   тему,   обнаруживающее   хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться   ими   для   обоснования   своих   мыслей,   а   также   делать   выводы   и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное   правильным   литературным   языком,   стилистически   соответствующее содержанию. Допускаются две­три неточности в содержании, незначительные отклонения от  темы, а также не более трёх­четырёх речевых недочётов.   Отметка “3” ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или   недостаточно   полный   ответ   на   тему,   допущены   отклонения   от   неё   или отдельные   ошибки   в   изложении   фактического   материала;   обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;  материал   излагается   достаточно   логично,   но   имеются   отдельные   нарушения   в   последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в   работе   имеется   не   более   четырёх   недочётов   в   содержании   и   пяти   речевых недочётов. Отметка “2” ставится за сочинение, которое: не   раскрывает   тему,   не   соответствует   плану,   свидетельствует   о   поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Оценка устных ответов         При   оценке   устных   ответов   учитель   руководствуется   следующими   основными критериями в пределах программы данного класса: знание   текста   и   понимание   идейно­художественного   содержания   изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;   понимание   роли   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического содержания изученного произведения;    знание теоретико­литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; умение   анализировать   художественное   произведение   в   соответствии   с   ведущими идеями эпохи; уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать   на   поставленный   вопрос,   бегло,   правильно   и   выразительно   читать художественный текст.         При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка   «5»: ответ   обнаруживает   прочные   знания   и   глубокое   понимание   текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев,   роль   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического   содержания произведения;   привлекать   текст   для   аргументации   своих   выводов;   раскрывать   связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка   «4»: ставится   за   ответ,   который   показывает   прочное   знание   и   достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий,   характеры   и   поступки   героев   и   роль   основных   художественных   средств   в раскрытии   идейно­эстетического   содержания   произведения;   умение   привлекать   текст произведения   для   обоснования   своих   выводов;   хорошо   владеть   монологической литературной речью; однако допускают 2­3 неточности в ответе. Отметка   «3»: оценивается   ответ,   свидетельствующий   в   основном   знание   и   понимание текста   изучаемого   произведения,   умение   объяснять   взаимосвязь   основных   средств   в раскрытии идейно­художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании   ответа,   недостаточно   свободное   владение   монологической   речью,   ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметка   «2»: ответ   обнаруживает   незнание   существенных   вопросов   содержания произведения;   неумение   объяснить   поведение   и   характеры   основных   героев   и   роль важнейших   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического   содержания произведения,   слабое   владение   монологической   речью   и   техникой   чтения,   бедность выразительных средств языка. Оценка тестовых работ При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:     «5» ­ 90 – 100 %; «4» ­ 70 – 89 %; «3» ­ 50 – 69 %; «2»­ менее 50 %. Оценка творческих работ Творческими   видами   учебной   работы   считается   составление   вопросников, сценариев,   оформление   газет,   буклетов,   подготовка   сообщений,   докладов,   презентаций, инсценировок,   написание   рефератов,   сочинений,   эссе   и   т.п.   Все   перечисленные   виды работы являются проектными. Творческая   работа   выявляет   сформированность   уровня   грамотности   и компетентности   учащегося,   является   основной   формой   проверки   умения   учеником правильно   и   последовательно   излагать   мысли,   привлекать   дополнительный   справочный материал,   делать   самостоятельные   выводы,   проверяет   речевую   подготовку   учащегося. Любая   творческая   работа   включает   в   себя   три   части:   вступление,   основную   часть, заключение   и   оформляется   в   соответствии   с   едиными   нормами   и   правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется:   умение   раскрывать   тему;   умение   использовать   языковые   средства, предметные   понятия,   в   соответствии   со   стилем,   темой   и   задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;  широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли;   полнота раскрытия тема;  правильность фактического материала;  последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются:    разнообразие словарного и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается  правильное   оформление   сносок;   соответствие   общим   нормам   и   правилам  библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное   использование   в   работе   литературы   приведенной   в   списке источников;  широта   временного   и   фактического   охвата   дополнительной   литературы; целесообразность использования тех или иных источников. Отметка   “5” ставится,   если   содержание   работы   полностью   соответствует   теме; фактические   ошибки   отсутствуют;   содержание   изложенного   последовательно;   работа отличается   богатством   словаря,   точностью   словоупотребления;   достигнуто   смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1­2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка. Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные   отклонения   от   темы);   имеются   единичные   фактические   неточности; имеются   незначительные   нарушения   последовательности   в   изложении   мыслей;   имеются отдельные   непринципиальные   ошибки   в   оформлении   работы.   В   работе   допускается   не более   2­х   недочетов   в   содержании,   не   более   3­4   речевых   недочетов,   не   более   2­х грамматических ошибок. Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна   в   главном,   но   в   ней   имеются   отдельные   нарушения   последовательности изложения;   оформление   работы   не   аккуратное,   есть   претензии   к   соблюдению   норм   и правил   библиографического   и   иллюстративного   оформления.   В   работе   допускается   не более 4­х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки. Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки. При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы,   уровень   ее   композиционного   и   стилевого   решения,   речевого   оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Технологии, формы, методы и средства обучения. В основу данного курса положен системно­деятельностный подход.  Формы организации образовательного процесса: классно­урочная система. Типы уроков:      урок изучения (открытия) новых знаний, урок закрепления знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, урок развернутого оценивания. Основными формами организации деятельности учащихся являются:  фронтальная работа,     индивидуальная, групповая работа, самостоятельная работа, информационно­поисковая деятельность,   выполнение практических  работ.  Важными формами деятельности учащихся являются:      развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации:    энциклопедиями, справочниками, словарями, научно­популярной литературой для    подросткового возраста, ресурсами Internet и др.  Используемый УМК.  Рабочая   программа   разработана   на   основе   Примерной   рабочей   программы   по литературе, в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными   в   федеральном   государственном   образовательном   стандарте   и ориентирована на использование учебно­методического комплекта  В.Я.Коровиной и др. (состав УМК смотри в разделе  «Учебно­методическое обеспечение образовательной деятельности» данной программы).    Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы.       Выбор авторской программы мотивирован тем, что она: рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует   стандарту   основного   общего   образования   по   литературе, социальному заказу родителей; построена   с   учётом   принципов   системности,   научности,   доступности   и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся. № Учебно­тематический план по литературе за курс 9 класса Название темы Сроки Количеств о часов Контрольные работы 1 2 3 4 5 6 Введение Древнерусская литература Русская литература XVIII века Из русской литературы ХIX века Литература XX века Зарубежная литература итого 1 2 10 54 27 8 102 1 3 2 Содержание тем учебного курса «литературы»  за 9 класс  Введение 1ч. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 2ч. Беседа   о   древнерусской   литературе.   Самобытный   характер   древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово   о   полку   Игореве».  История   открытия   памятника,   проблема   авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА 10 ч. Характеристика русской литературы XVIII века.  Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов.  Жизнь и творчество.  Ученый, поэт, реформатор    «Вечернее   размышление   о   Божием русского   литературного   языка   и   стиха. величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия  на Всероссийский   престол   ея   Величества   государыни   Императрицы   Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.  «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Александр   Николаевич   Радищев.  Слово   о   писателе.  «Путешествие       из Петербурга   в   Москву».    Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.   Автор   и   путешественник.   Особенности   повествования.   Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.  Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.Повесть «Бедная Лиза», ст. «Осень».  Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза» Внимание писателя к внутреннему миру героини.Новые черты русской литературы. ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА 54 ч. Беседа   об   авторах   и   произведениях,   определивших   лицо   литературы  XIX  века. Поэзия, проза, драматургия XIX в,  критика публицистике, мемуарной литературе. Василий   Андреевич   Жуковский.  Жизнь   и   творчество.  «Море». Романтический   образ   моря.«Невыразимое».  Границы   выразимого.   Возможности   по­ этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.  (Обзор.) «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского:  фантастика, фольклорное начало,   атмосфера   тайны  и   символика   сна,  пугающий   пейзаж,  роковые  предсказания   и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада   «Светлана»   —   пример   преображения   традиционной   фантастической   баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.        Александр Сергеевич Грибоедов.  Жизнь и творчество.  «Горе от ума».  Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание   образов   персонажей.   Меткий   афористический   язык.   Особенности   композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).  Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву»,   «К   морю»,   «Пророк»,   «Анчар»,   «На   холмах   Грузии   лежит   ночная мгла...»,   «Я   вас   любил:   любовь   еще...»,   «Я   памятник   себе   воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма  «Цыганы».    Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко.  «Евгений   Онегин».  Обзор   содержания.   «Евгений   Онегин»   —   роман   в   стихах. Творческая история. Главные герои. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская   строфа.   Структура   текста.   Россия   в   романе.   Татьяна   ­нравственный идеал   поэта.   Типическое   и   индивидуальное   в   судьбах   Ленского   и   Онегина.   Автор   как идейно­композиционный и лирический центр романа. Роман в зеркале критики  «Моцарт   и   Сальери».  Проблема   «гения   и   злодейства».  Трагедийное   начало «Моцарта   и   Сальери».   Два   типа   мировосприятия,   олицетворенные   в   двух   персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Михаил   Юрьевич   Лермонтов.  Жизнь   и   творчество.  «Герой   нашего   времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности   композиции.   Печорин   —   «самый   любопытный   предмет   своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер­нер. Печорин и Грушницкий. Печорин   и   Вера.   Печорин   и   Мери.   Печорин   и   «ундина».   Повесть  «Фаталист»  и   ее философско­композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики.  «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество.  «Мертвые души»  — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной   комедией»   Данте,   с   плутовским   романом,   романом­путешествием. Жанровое   своеобразие   произведения.   Причины   незавершенности   поэмы.   Чичиков   как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского.  Александр  Николаевич Островский.   Слово о писателе.   «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна     и     приказчик     Митя     —     положительные     герои пьесы. Победа любви ­ воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Федор   Михайлович   Достоевский.  Слово   о   писателе.  «Белые   ночи».  Тип «петербургского   мечтателя»   —   жадного   к   жизни   и   одновременно   нежного,   доброго, несчастного,   склонного   к   несбыточным   фантазиям.   Роль   истории   Настеньки   в   романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Лев   Николаевич   Толстой.   Слово   о   писателе.    «Юность».  Обзор   содержания автобиографической   трилогии.   Формирование   личности   юного   героя   повести,   его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой   и   собственными   недостатками:   самолюбованием,   тщеславием,   скептицизмом. Особенности   поэтики   Л.   Толстого:   психологизм   («диалектика   души»),   чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. Антон   Павлович   Чехов.  Слово   о   писателе.  «Тоска»,   «Смерть   чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX  века.   Чеховское   отношение  к   маленькому   человеку.   Боль   и   негодование   автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Из поэзии XIX века Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся).Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор ряда произведений. ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА 27 ч. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из  русской  прозы   XX века Беседа   о   разнообразии   видов   и   жанров   прозаических   произведений  XX  века,   о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.  Михаил Афанасьевич Булгаков.   Слово о писателе.  Повесть «Собачье сердце». История   создания   и   судьба   повести.   Смысл   названия.   Система   образов   произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова­сатирика. Прием гротеска в повести. Михаил   Александрович   Шолохов.    Слово   о   писателе.   Рассказ  «Судьба человека».  Смысл   названия   рассказа.   Судьба   Родины   и   судьба   человека.   Композиция рассказа.   Образ   Андрея   Соколова,   простого   человека,   воина   и   труженика.   Автор   и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования.  Александр Исаевич Солженицын.   Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Из русской  поэзии XX века Общий   обзор   и   изучение   одной   из   монографических   тем   (по   выбору   учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Александр Александрович Блок.  Слово о поэте.  «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о   подвигах,   о   славе...».  Высокие   идеалы   и   предчувствие   перемен.   Трагедия   поэта   в «страшном мире». Проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций.  Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя   родная...»,   «Край   ты   мой   заброшенный...»,   «Разбуди   меня   завтра   рано...», «Отговорила роща золотая...».  Тема любви в лирике поэта. Народно­песенная основа произведений   поэта.   Сквозные   образы   в   лирике   Есенина.   Тема   России   —   главная   в есенинской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского­поэта. Своеоб­ разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...», «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».  Стих. о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Николай   Алексеевич   Заболоцкий.  Слово   о   поэте.  «Я   не   ищу   гармонии   в природе...»,   «Где­то   в   поле   возле   Магадана...»,   «Можжевеловый   куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта­мыслителя. Анна Андреевна Ахматова.   Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки»,   «Белая   стая»,   «Вечер»,   «Подорожник»,   «Тростник»,   «Бег   времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стих­я о любви, о поэте и поэзии.  Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.  «Красавица моя, вся стать...», «Перемена»,   «Весна   в   лесу»,   «Любить   иных   тяжелый   крест...».  Философская глубина  лирики Б. Пастернака.  Одухотворенная  предметность  пастернаковской  поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Александр   Трифонович   Твардовский.  Слово   о   поэте.  «Урожай»,   «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков Н.   Языков.  «Пловец»   («Нелюдимо   наше   море...»);  В.   Соллогуб.  «Серенада» («Закинув   плащ,   с   гитарой   под   рукой...»);  Н.   Некрасов.  «Тройка»   («Что   ты   жадно глядишь   на   дорогу...»);  А.   Вертинский.  «Доченьки»;  Н.   Заболоцкий.  «В  этой   роще березовой...».  Романсы   и   песни   как   синтетический   жанр,   посредством   словесного   и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 8ч. Античная лирика Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет,   ни   одна   средь   женщин...»,   «Нет,   не   надейся  приязнь   заслужить...». Любовь   как   выражение   глубокого   чувства,   духовных   взлетов   и   падений   молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»). Гораций.  Слово   о   поэте.«Я   воздвиг   памятник...».  Поэтическое   творчество   в системе   человеческого   бытия.   Мысль   о   поэтических   заслугах   —   знакомство   римлян   с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте   Алигьери.  Слово   о   поэте. Универсально­философский характер поэмы.  «Божественная   комедия»  (фрагменты). Уильям   Шекспир.  Краткие   сведения   о   жизни   и   творчестве   Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет»  (обзор   с   чтением   отдельных   сцен   по   выбору   учителя,   например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1­й акт), сцены первой (3­й акт),  сцены четвертой  (4­й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его   конфликте   с   реальным   миром   «расшатавшегося   века».   Трагизм   любви   Гамлета   и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет».  Иоганн   Вольфганг   Гете.  Краткие   сведения   о   жизни   и   творчестве   Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст»   —   философская   трагедия   эпохи   Просвещения.   Сюжет   и   композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски   Фаустом   справедливости   и   разумного   смысла   жизни   человечества.   «Пролог   на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики.   Тематическое планирование  учебного материала    предмета «литература», 9 кл., 3 ч/неделю № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14                                                   Содержание тем урока Тема 1: Введение  ­1 ч Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека Тема 2: Древнерусская литература ­2 Обзорная характеристика древнерусской литературы, её жанровое  разнообразие.  Периоды развития др/рус  литературы. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.  История рукописи. Специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства Тема 3: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА ­10ч Классицизм в русской и мировой литературе. Истоки классицизма, его  характерные черты М.В. Ломоносов — поэт, ученый, гражданин. М.В. Ломоносов — реформатор  русского языка и системы стихосложения Ода «Вечернее размышление...». Особенности жанра оды. Композиция «Оды... 1747 года». Прославление России, мира, науки и просвещения в произв. Слово о поэте­философе Г.Р. Державине. Идеи просвещения и гуманизма в  лирике поэта. Особенности поэзии. Традиции и новаторство в поэзии Г.Р.  Державина Сатира «Властителям и судиям». Эмоциональное обличение беззаконий, призыв к справедливости, гражданский пафос. Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии. Слово об А.Н. Радищеве —  писателе, гражданине. «Вольность». Изображение  российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из  Петербурга в Москву». Обличение произвола Особенности жанра путешествия у А. Н. Радищева.  Сочувствие к крестьянам,  резкая критика крепостничества. Анализ глав (по выбору). Слово о Н.М. Карамзине — писателе, историке, общественном деятеле.  Понятие о сентиментализме. Повесть «Бедная Лиза» — начало русской прозы. Сюжет и герои повести «Бедная Лиза».  Чувствительность как моральная  ценность. Конфликт между чувствительной натурой и грубым окружением Сочинение   « Произведения литературы XVIII века в восприятии современного  читателя»   Тема 4:Из РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIX ВЕКА­54ч 15 16 17 18 19­20 21­22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Общая характеристика литературы XIX века. Романтизм. Баллады в творчестве В.А. Жуковского. Новаторство поэта. Создание  национальной баллады. Баллада «Светлана». Изобразительно­выразительные средства (сравнения,  метафоры, олицетворения, эпитеты). Нравственный мир героини. А.С. Грибоедов: личность и судьба Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых  сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения. Фамусовcкое общество в комедии. Фамусовская Москва: единомыслие,  круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность,  приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство,  невежество, боязнь просвещения Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство,  чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость,  свобода духа, патриотизм. «Век нынешний» и «век минувший». Конфликт  Чацкого с обществом. Язык комедии.  Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность  языка комедии. Обучение анализу эпизода. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний», определение ее идеи. Подготовка к  домашнему сочинению  Д.С. Жизнь и творческий путь А.С. Пушкина. Лирика дружбы Тема свободы и власти в лирике А.С. Пушкина Любовная лирика поэта.  Адресаты любовной лирики .  Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Размышления о смысле жизни,  назначении поэта, сути поэзии. Анализ стихотворения. Общественно­философский и исторический смысл  стихотворения «Бесы». Образ лирического героя. Роль образа дороги в  композиции «Цыганы» как романтическая поэма. Обобщенный характер молодого человека  начала XIX века. Драматизм поэмы, особенности конфликта и композиции.  Герои поэмы  Трагедия «Моцарт и Сальери Проблема « гения и злодейства История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа.  Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система  образов. Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира  Ленского (сравнительная характеристика). Татьяна — «милый идеал» А.С. Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее  естественность, близость к природе. Анализ двух  писем Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев.  Эволюция взаимоотношений Автор как идейно­композиционный и лирич. центр романа Реализм романа.  «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Представление взглядов критиков на роман А.С. Пушкина (В.Г. Белинский, Д.  И. Писарев, Ф.М. Достоевский и др.).  Д.С. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в ли­ рике поэта Конфликт поэта с окружающим миром в стихотвор. «Смерть Поэта». Образ  поэта­пророка в стихотворении «Пророк». 41 42 43 44 45­46 47 48 49 50 51 52­53 54 55 56­57 58 59 60­61 62 63 64 65 66 67 Трагическое одиночество лирического героя любовной лирики М.Ю.  Лермонтова. Любовь как страсть, приносящая страдания. Адресаты любовной  лирики М.Ю. Лермонтова Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина». Похоронная песнь потерянному поколению в  стихотворении «Дума». «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской  литературе. Обзор содержания романа. Особенности жанра. Век Лермонтова в  романе.  Печорин как представитель  «портрета поколения». Загадки образа в главах  «Бэла»,  «Максим Максимыч»  «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. Общество  «честных контрабандистов» гл «Тамань» Значение  дружбы как главных духовных ценностей в жизни человека. Печорин в системе мужских образов Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни героя  Роман  «Герой нашего времени» в русской критике Тестирование, развернутые письменные ответы на проблемные вопрос.  Подготовка к сочинению Сочинение по роману   «Герой нашего времени» Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики  героев. Анализ эпизода. Образ города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков — герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание  Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца. «Мертвые души» — поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Образ автора в поэме, его эволюция. Соединение сатирического и лирического  начал в поэме. Широта и многообразие тематики лирических отступлений, их  идейный смысл.  Слово об А.Н. Островском — драматурге Малый театр в Москве — дом А.Н.  Островского.  Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок». Обзор  содержания пьесы Конфликт комедии А.Н. Островского «Бедность не порок» Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.  Слово о Ф.М. Достоевском. Обзор творчества писателя.  Роман «Белые ночи».  Тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе.  Значение Настеньки в жизни мечтателя.  Слово о Л.Н. Толстом  Обзор содержания автобиографической трилогии.  Формирование личности героя. Стремление героя к совершенствованию Слово об А.П. Чехове  Эволюция образа «маленького человека» в русской  литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска».  Образ многолюдного  города и его роль в рассказе. Развитие представления о жанровых особенностях  рассказа.  Подготовка к сочинению по творчеству А.Н. Островского, Ф.М.Достоевского,  Л.Н.Толстого, А.П.Чехова Д.С. Стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство  русской поэзии 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82­83 84 85 86 87 88 89 90 Тема5: ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА ­27 ч Русская литра XX века: многообразие жанров и направлений Слово об И.А. Бунине. История создания рассказа «Темные аллеи».  Повествование о любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза»  русской усадьбы Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.  Психологизм прозы писателя. Слово о М.А. Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце».  «Собачье сердце» как социально­философская сатира на современное  общество. Художественные особенности повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Смысл  названия. М.А.Шолохов. Слово о писателе. Смысл названия рассказа «Судьба человека».  Судьба человека и судьба Родины.  Образ главного героя Особенности авторского повествования в рассказе. Особенности композиции.  Широта реалистической типизации, особенности жанра. Автор и рассказчик А.И.Солженицын. Слово о  писателе. Историческая и биографическая основа  рассказа «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. Нравственная  проблематика Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». Трагизм её  судьбы. Контрольная работа по прозаическим произведениям XX века Русская поэзия Серебряного века Слово об А.А. Блоке  Высокие идеалы и предчувствие перемен в стихотво­ рениях. Отражение взглядов, чувств, настроений поэта в его лирике. Образы и  ритмы поэта Тема Родины в поэзии С.А. Есенина  «Вот уж вечер» и др. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.  Есенина. Народно­песенная основа, напевность лирики С.А. Есенина.  Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая» Слово о В.В. Маяковском  Новаторство поэзии В.В. Маяковского. В.В.  Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций.  Чувство слова и словотворчество В.В. Маяковского.  МИ. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти Особенности  поэтики  Цветаевой. Образ Родины в поэзии М.И. Цветаевой. Тема Родины, острое чувство России,  ее природы, истории, национального характера в стихотворениях о Москве.  Мотивы странничества, восхищение столицей, ощущение Москвы как святыни  Отечества в «Стихах о Москве».  Слово о Н.А. Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике  поэта. Лирика А.А. Ахматовой .Трагические интонации в любовной лирике: «Сказал,  что у меня соперниц нет...», «И упало каменное слово...».  Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Ахматовой. Особенности поэтики. Слово о Б.Л. Пастернаке.  Вечность и современность в стихах о природе и  любви. Слово об А.Т. Твардовском . Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.  Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях  «Урожай», «Весенние строчки» 91 92­93 94 95 96 97 98 99 100 100­ 102 Проблемы и интонации стихотворений А.Т. Твардовского о войне. История  создания стихотворения «Я убит подо Ржевом...». Романсы и песни на слова русских писателей ХГХ­ ХХ веков Понятие о жанре  романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа  романса, его литературно­музыкальная форма. Зачетное занятие по русской лирике XX века Тема 6: ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ­ 8ч Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике  поэта. Гораций. Слово о поэте. Чувство меры, «золотой середины» в творчестве  Горация. Подчинение любовной страсти голосу рассудка. Прославление поэзии. Традиции оды Горация в русской поэзии Слово о Данте Алигьери. Божественная комедия» (фрагменты). Обзор  содержания произведения. Множественность смыслов поэмы и её философский  хар­тер Слово об У. Шекспире . Обзор содержания трагедии «Гамлет» с  комментированным чтением отдельных сцен. Гуманизм эпохи Возрождения.  Общечеловеческое значение героев У. Шекспира. Одиночество Гамлета Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как  вечный образ мировой литературы. Слово об И.В. Гёте. Трагедия «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как  философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.  Поиски справедливости и смысла человеческой жизни Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.  Идейный смысл трагедии. Проблема и цена истинного счастья. Фауст как вечный образ мировой литературы. Общечеловеческий смысл трагедии Выявление уровня литературного развития учащихся Подведение итогов года.  Задания для летнего чтения итого Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения литературы учащиеся 9 класса должны Знать/ понимать      Уметь      образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей­классиков Х1Х – ХХ века; основные закономерности историко­литературного процесса и черты литературных  направлений; основные теоретико­литературные понятия. выделение характерных причинно­следственных связей; сравнение и сопоставление; умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или  развернутом виде;       осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль,  выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,  таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной  задачей; составление плана, тезиса, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной  форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных  источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет­ресурсы и др.  базы данных; самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и  возможностей.  Учебно­методическое   обеспечение   образовательной   деятельности    предусматривает использование учебно­методического комплекта: 1  Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2­х ч. /       Автор­  составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2006. 2  Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе, 9 класс /      Автор­составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2006.       3  Коровина В.Я. Литература. 9 кл. Методические советы / В.Я. Коровина, И.С.            Збарский; под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2008. 1 Дополнительная учебная литература для учителя: 1 Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно­методическое пособие. – М.:  Издательство «Экзамен», 2008.  2 Русская литература 18­19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И.  Федоров. – М.: Просвещение, 1995.  3 Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература,  английский язык: 8­11 классы. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2006.  2.  Дополнительная учебная литература для учащихся: 1 Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе:  9  кл. / Авт.­сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.  2  Мещерякова М. И.  Литература  в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001. Справочно­информационные и методические материалы: http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»   http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение  к «Первому сентября»)   http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»  Художественная  литература:  http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки    http://old­russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская  литература  http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской  литературы  http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60­х годов Материально­техническое обеспечение образовательного процесса:  1.   Экранно­звуковые   средства:   видеофрагменты   и   другие   информационные   объекты, отражающие основные темы курса литературы 2. Электронно­программное обеспечение:  Компьютер  Презентационное оборудование  Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с  использованием диалога с классом при обучении и ИКТ.

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе 9класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2018