Рабочая программа по литературе для 8 класса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), базисного учебного плана, примерной основной программы основного общего образования (одобрена решением федерального объединения по общему образованию ( протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) по литературе и программы ОУ «Литература, 5-11 классы. (Базовый уровень.)» под редакцией В.Я.Коровиной, авторы: В.Я.Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина.- М.: Просвещение,2007г., базисного учебного плана. Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина. В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2018 г. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Иконка файла материала Планирование по литературе 8 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   по   литературе   для   8   класса   разработана   на   основе Федерального   компонента   государственного   образовательного   стандарта   общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта   2004   года),   базисного   учебного   плана,   примерной   основной   программы основного общего образования (одобрена  решением федерального объединения по общему   образованию   (   протокол   от   8   апреля   2015   г.   №   1/15)   по   литературе   и программы   ОУ   «Литература,   5­11   классы.   (Базовый   уровень.)»   под   редакцией В.Я.Коровиной,   авторы:   В.Я.Коровина,   В.   П.   Журавлев,   В.   И.   Коровин,   И.С. Збарский, В.П. Полухина.­ М.: Просвещение,2007г., базисного учебного плана. Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина. В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2018 г. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:  воспитание    осознающей  духовно­развитой   личности, свою принадлежность   к   родной   культуре,   обладающей   гуманистическим мировоззрением,   общероссийским   гражданским   сознанием,   чувством патриотизма;   воспитание   любви   к   русской   литературе   и   культуре, уважения   к   литературам   и   культурам   других   народов;   обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;  развитие  познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей,  устной   и   письменной   речи   обучающихся;   формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы,   эстетического   вкуса   на   основе   освоения   художественных текстов;   освоение   знаний  о   русской   литературе,   ее   духовно­нравственном   и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их   жизни   и   творчестве,   об   отдельных   произведениях   зарубежной классики;  овладение   умениями  творческого   чтения   и   анализа   художественных произведений   с   привлечением   необходимых   сведений   по   теории   и истории литературы; умением выявлять в них конкретно­историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова,   богатству   русской   классической   и   зарубежной   литературы.   Основа литературного   образования   –   чтение   и   изучение   художественных   произведений, знакомство   с   биографическими   сведениями   о   мастерах   слова   и   историко­культурными   фактами,   необходимыми   для   понимания   включенных   в   программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало   интересным,   продуманным,   воздействующим   на   ум   и   душу   ученика, необходимо   развивать   эмоциональное   восприятие   обучающихся,   научить   их грамотному   анализу   прочитанного   художественного   произведения,   развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это   устремление   зависит   от   степени   эстетического,   историко­культурного, духовного   развития   школьника.   Отсюда   возникает   необходимость   активизировать художественно­эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить   к   самостоятельному   эстетическому   восприятию   и   анализу художественного произведения. Цели   изучения   литературы   могут   быть   достигнуты   при   обращении   к художественным   произведениям,   которые   давно   и   всенародно   признаны классическими   с   точки   зрения   их   художественного   качества   и   стали   достоянием отечественной   и   мировой   литературы.   Следовательно,   цель   литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами,   выражающими   жизненную   правду,   общегуманистические   идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе  XVIII,  XIX,  XX  веков. В программе   соблюдена   системная   направленность:   от   освоения   различных   жанров фольклора,   сказок,   стихотворных   и   прозаических   произведение   писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства   слова   (вертикаль).   Существует   система   ознакомления   с   литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая   проблема  изучения   литературы   в   8   классе   –  взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, проблемного  обучения, развития исследовательских навыков, информационно­коммуникационные, игровая, здоровьесбережения. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА При составлении данной рабочей программы предполагаются следующие типы и  виды уроков:   уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки  чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки;  уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем,  жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико­литературных  понятий, изучение литературно­критических статей;  уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам  письменной речи, обучение сочинениям;  уроки внеклассного чтения. Механизм формирования ключевых компетенций на уроках литературы в 8 классе предполагает следующие виды деятельности  по освоению содержания  художественных произведений и теоретико­литературных понятий:  осознанное, творческое чтение художественных произведений разных  жанров; выразительное чтение художественного текста;  различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами  комментария, с творческим заданием);  ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;  участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с  учетом мнения оппонента.  анализ и интерпретация произведения;  заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;  составление планов и написание отзывов о произведениях;   подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по  мотивам литературных произведений и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и  умения работать с ними;  индивидуальная и коллективная проектная деятельность.           ОСНОВНЫМИ ФОРМАМИ И ВИДАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЯВЛЯЮТСЯ:  промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода;  составление простого или сложного плана га произведению, в том числе  цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.   итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ   эпизода,   тест,   включающий   задания   с   выбором   ответа,   с   кратким ответом,   проверяющие   начитанность   обучающегося,   теоретико­литературные знания. На уроки литературы в 8 классе отведено 2 часа, 68 часов в год.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В результате изучения литературы ученик должен знать:  содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;  наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);  основные факты жизненного и творческого пути писателей­классиков;  историко­культурный контекст изучаемых произведений;  основные теоретико­литературные понятия; уметь:  работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное,  сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя  смысловые части);  определять принадлежность художественного произведения к одному из  литературных родов и жанров;  выявлять авторскую позицию;   выражать свое отношение к прочитанному;  сопоставлять литературные произведения;  выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного  произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или  нескольких произведений;  характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно­ выразительных средств;  выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные  наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным  произведением;  участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку  зрения и аргументировано отстаивать свою;  писать сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,  анализировать лирические произведения. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Русская   литература   и   история.   Интерес   русских   писателей   к   историческому   прошлому   своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В мире русской народной песни   (лирические, исторические  песни). Отражение жизни народа   в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки  как   малый   песенный   жанр.   Отражение   различных   сторон   жизни   народа   в   частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.  Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Из  «Жития   Александра   Невского».  Защита   русский   земель   от   нашествий   и   набегов   врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  «Шемякин   суд».  Изображение   действительных   и   вымышленных   событий   –   главное   новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин   суд»   ­   «кривосуд»   (Шемяка   «посулы   любил,   потому   так   он   и   судил»).   Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы   (начальные   представления).   Сатирическая   повесть   как   жанр   древнерусской   литературы (начальные представления). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль»  (сцены).   Сатирическая   направленность   комедии.   Проблема   воспитания   истинного гражданина.Теория   литературы.   Понятие   о   классицизме.   Основные   правила   классицизма   в   драматическом произведении. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Иван Андреевич Крылов.  Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.   «Обоз». Критика вмешательства императора Александра  I  в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий   Федорович   Рылеев.   Автор   дум   и   сатир.   Краткий   рассказ   о   писателе.   Оценка   дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.   «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая  I («История   пугачевского   бунта»),   принятая   Пушкиным   как   более   точная.   Смысловое   различие.   История пугачевского   восстания   в   художественном   произведении   и   историческом   труде   писателя   и   историка. Пугачев   и   народное   восстание.   Отношение   народа,   дворян   и   автора   к   предводителю   восстания.   Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича   в   романе.   Особенности   композиции.   Гуманизм   и   историзм   Пушкина.   Историческая   правда   и художественный   вымысел   в   романе.   Фольклорные   мотивы   в   романе.   Различие   авторской   позиции   в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления).Роман (начальные  представления). Реализм (начальные представления).              «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19   октября».   Мотивы   дружбы,   прочного   союза   и   единения   друзей.   Дружба   как   нравственный жизненный стержень сообщества избранных.  Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически­условный историзм поэмы. Теория   литературы.   Поэма   (развитие   представлений).   Романтический   герой   (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.«Ревизор».   Комедия   «со   злостью   и   солью».   История   создания   и   история   постановки   комедии. Поворот   русской   драматургии   к   социальной   теме.   Отношение   современной   писателю   критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н. В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович­Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель».   Образ   «маленького   человека»   в   литературе.   Потеря   Акакием   Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История   одного   города»   (отрывок).   Художественно­политическая   сатира   на   современные писателю   порядки.   Ирония   писателя­гражданина,   бичующего   основанный   на   бесправии   народа   строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория   литературы.   Гипербола,   гротеск   (развитие   представлений).   Литературная   пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория   литературы.   Рассказ   (развитие   представлений).   Художественная   деталь   (развитие представлений). Лев   Николаевич   Толстой.   Краткий   рассказ   о   писателе.   Идеал   взаимной   любви   и   согласия   в обществе. «После   бала».   Идея   разделенности   двух   Росссий.   Противоречие   между   сословиями   и   внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория   литературы.   Художественная   деталь.   Антитеза   (развитие   представлений).   Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина­рассказчика. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.«Куст   сирени».   Утверждение   согласия   и   взаимопонимания,   любви   и   счастья   в   семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.  «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. «На поле Куликовом» цикл стихотворений. Тема истории и исторического прошлого в творчестве поэта. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания   в   разных   произведениях:   в   фольклоре,   в   произведениях   А.С.Пушкина,   С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления)              Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.  «Как   я   стал   писателем».   Рассказ   о   пути   к   творчеству.   Сопоставление   художественного произведения с документально­биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ Журнал   «Сатирикон».  Тэффи,   О.Дымов,   А.Аверченко.   «Всеобщая   история,   обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического   повествования.   Ироническое   повествование   о   прошлом,   характеризующее   отношение   к современности. М.Зощенко.  «История болезни»; Тэффи.  «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне».   Сочетание   фантастики   и   реальности   в   рассказе.   Мелочи   быта   и   их   психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский  характер   Василия   Теркина   – сочетание  черт  крестьянина  и  убеждений  гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык   поэмы.   Связь   фольклора   и   литературы.   Композиция   поэмы.   Восприятие   поэмы   читателями­ фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория   литературы.   Фольклор   и   литература   (развитие   понятия).   Авторские   отступления   как элемент композиции (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение».  Утверждение   доброты,   сострадания,   гуманизма   в   душах   солдат,   вернувшихся   с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941­ 1945ггТрадиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою   родину   (Е.Винокуров.   «Москвичи»;   М.Исаковский.   «Катюша»,   «Враги   сожгли   родную   хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно­воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой­повествователь (развитие представлений). РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…». Поэты   Русского   зарубежья   об   оставленной   ими   Родине.     Н.Оцуп.   «Мне   трудно   без   России…» (отрывок);   З.Гиппиус.   «Знайте!»,   «так   и   есть»;   Дон   Аминадо.   «Бабье   лето»;   И.Бунин.   «У   птицы   есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин   во   дворянстве»   (обзор   с   чтением   отдельных   сцен).    XVII  век   –   эпоха   расцвета классицизма   в   искусстве   Франции.     Мольер   –   великий   комедиограф   эпохи   классицизма.   «Мещанин   во дворянстве»   ­   сатира   на   дворянство   и   невежественных   буржуа.   Особенности   классицизма   в   комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий). Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго».   Исторический   роман.   Средневековая   Англия   в   романе.   Главные   герои   и   события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНСодержание Кол­ во часо в 1 2 1 4 33 22 3 2 68 Введение.  Устное  народное  творчество. Из  древнерусской  литературы. Из русской  литературы 18  века. Из русской  литературы 19  века. Из русской  литературы 20   века. Из зарубежной  литературы Заключительный урок ИТОГО Из них в т.ч. Уроки развития речи анализ текста классное сочинение домашнее сочинение Контрольна я работа  Урок и вн.чт. ­ ­ ­ 1 1 2 ­ ­ 4 ­ ­ ­  ­ 1 3 ­ ­ 4 ­ ­ ­ ­ 2 1 ­ ­ 3 ­ ­ ­ ­ 3 ­ ­ 1 4 ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ 1КАЛЕНДАРНО­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС 68 ЧАСОВ Тема Дата проведения  Намечен. Фактич. Кол­ во часов № 1. 2. 3. 4. 5.  6. 7. 8. Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому  прошлому своего народа.  Устное народное творчество. Отражение жизни народа в фольклорных песнях, частушках,  преданиях. Особенности художественной формы фольклорных произведений.  Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и  художественной формы. Развитие представлений о древнерусской литературе. Житийная литература как  жанр.  Житие Александра Невского. Особенности содержания и формы произведения. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века. Понятие о классицизме. Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены).  Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.  Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Проблемы воспитания истинного гражданина. 9.  И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Обоз» и ее историческая основа. 10. К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».   Историческая тема  в произведении. 11. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе ранее  изученного). «Туча», «К***», «19 октября».. Основные мотивы в лирике.  12. Вн.чт. «История Пугачева» (отрывки). Пугачев и народное восстание. 13. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания романа. Образ героя­рассказчика.   Гринев в начале жизненного пути. Проблема чести в романе. 14. История испытаний героя романа Петра Гринева. Первая встреча с Пугачевым. Гринев в  Белогорской крепости: «простое величие простых людей». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 115.  Гринев и Швабрин: две личности, две судьбы 16. Тема личности и истории в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев и Гринев.  История трех встреч. Сложность и неоднозначность образа Пугачева. Народное восстание  в авторской оценке. 17. Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина. Испытание любовью главных  героев романа. Тема милосердия в романе. 18. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению: «Проблемы чести и милосердия в романе А.С.  Пушкина «Капитанская дочка», «Гринев и Швабрин: путь чести и бесчестья», «Маша  Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина», «Пугачев: волк или человек»,  «Нравственные уроки романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 19. Контрольная работа по роману Пушкина «Капитанская дочка». 20. М.Ю.   Лермонтов   и   история.   Историческая   тема   в   творчестве   Лермонтова  (обобщение ранее изученного). 21. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его характер и  трагическая судьба. Отношение автора к герою.  22. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Прославление свободы в поэме как абсолютной ценности  романтизма. Реальное и идеальное в поэме. Роль описаний природы в произведении. 23. Р.Р. Подготовка к сочинению­ ответу на проблемный вопрос:  1. Какова роль эпизода «Встреча с грузинкой», «Бой с барсом»? (по выбору). 2. Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? 3. Почему историю Мцыри автор излагает в форме исповеди?  24. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее первой 25 26. постановки. «Боже, как грустна наша Россия…» Русская действительность в картинах города N.   Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения  чиновников. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 127. Хлестаков: тайна превращения  «фитюльки» в «значительное лицо». Понятие о миражной  интриге. Характер главного героя и средства его создания. Хлестаковщина как  нравственное явление.  Роль и смысл финальной сцены комедии Н.В. Гоголя. 28. 29. Р.Р. Подготовка к сочинению — групповой характеристике: «Изображение мира  чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 30. Н.В. Гоголь. «Шинель». История создания повести. Образ маленького человека в повести.  31. Гуманистическое звучание произведения. Смысл названия и финала повести Н.В. Гоголя  «Шинель». 32. Урок текущего контроля по произведениям М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя 33. М.Е. Салтыков­Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывки) как сатира на современные писателю порядки.  Гротескные образы градоначальников. 34. 35. Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».  36. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала». Историческая и философская основа  рассказа. Социально­нравственные проблемы в рассказе.  37. Образ рассказчика. Особенности композиции, психологизм рассказа. 38. Урок текущего контроля по творчеству Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова­ Щедрина.    39. Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,  Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков). 40. А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.  41. А.П. Чехов.«О любви» Поэтика рассказа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 142. И.А. Бунин. Слово о писателе.   Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». Нравственный  смысл рассказа.  43. А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». Всепобеждающая сила любви как  основа бытия. 44. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А.  Бунина «Что значит быть счастливым?» 45. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия».  Образ России и художественные средства его создания. 46. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему.  47. Образ предводителя восстания и средства его создания. 48. Р.Р. История на страницах поэзии 20 века.(сочинение) 49. И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем». Воспоминания о пути к творчеству.   50. История и современность через призму смешного. Журнал «Сатирикон» и его авторы.  51. Сатирическое   изображение   исторических   событий.   Тэффи   «Жизнь   и   воротник»,   М.М. Зощенко «История болезни». 52.  А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. 53. Василий Теркин — защитник родной страны.  54. Новаторство А.Т. Твардовского в создании образа героя. Язык поэмы. 55. Р.Р. Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»  56. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. 57. Вн.Чт. А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе  «Возвращение».  58. А.П. Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. 59. В.П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного времени в  рассказе «Фотография,  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1на которой меня нет».  60. Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос «Какие испытание пережил человек в  военное время?» (На примере 1­2 произведений писателей о Великой Отечественной  войне») Судьбы  без Родины. Поэты русского зарубежья об оставленной ими России: любовь­ воспоминание, грусть, надежда. 61­ 62. 63 Контрольный тест по произведениям русской литературы, изученным в 8 классе. 64­ 65. 66 67. Урок итогового контроля 68. Итоговый проект «Прошлое, настоящее, будущее в литературе». Из зарубежной литературы: У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», В. Скотт «Айвенго». (Изучение одного из произведений по выбору учителя) 1 2 1 3 1 1 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Учебники Учебные пособия Методические пособия Коровина В.Я., Журавлев В. П.,И., Коровин  В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.­хрестоматия: в  2 ч. М.: Просвещение, 2018. Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И.  Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. ­  М.:  Просвещение, 2004 Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8  класс: Метод. советы под ред. В. И.  Коровина. ­ М.: Просвещение, 2003. Егорова Н.В. универсальные поурочные  разработки по литературе, 8 класс.­ М.:ВАКО, 2009.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ Введение В результате изучения раздела обучающийся Научится: осмыслять понятие «художественная литература». Получит возможность научиться: определять характерные черты русской литературы, сформировать интерес к историческому прошлому,историческим судьбам всего человечества. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В результате изучения раздела обучающийся Научится: определять понятия «народная песня», историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, их тематику, роль народной песни в русском фольклоре, «предание», его жанровые особенности. Получит возможность научиться: определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств; объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка, раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В результате изучения раздела обучающийся Научится: определять понятия «летопись», «житие», «сатирическая повесть». Получит возможность научиться: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-худсжественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие...» с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией; находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА В результате изучения раздела обучающийся Научится: определять понятия «классицизм»; автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии, театра, сюжет комедии. Получит возможность научиться: объяснять основной конфликт, находить в пьесе черты классицизма, обосновывать основную идею комедии, анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой; даватьхарактеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый просветительский взгляд писателя на человека, объяснять новаторство Д.И.Фонвизина-драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей «Недоросля» - Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций классицизма, объяснять причину нравственного краха Простаковой, победу реализма в ее изображении, анализировать ключевые сцены комедии, отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, отражать в своем сочинении комедийное мастерство драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, их комичные «поединки», использование антитезы, словесной детали). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА В результате изучения раздела обучающийся Научится: определять понятия «романтизм», «реализм»; факты жизни и творчества автора; осмыслять историю создания изучаемых произведений; творческую историю произведений; соотнесённость в произведении исторической правды и художественного вымысла; исторические события, отражённые в произведении; тему и идею произведения, черты романтизма или реализма как литературного направления; особенности жанра, идейно- художественное своеобразие произведения, нравственную проблематику произведения; смысл эпиграфов; особенности жизненной философии героя, духовный мир, мысли и чувства героя; способы и средства раскрытия образа главного героя; замысел автора. Получит возможность научиться: находить и объяснять приметы жанра произведения в его композиции, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев; объяснять связь описания картин природы с развитием сюжета; обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения; определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В результате изучения раздела обучающийся Научится: выявлять основные тенденции развития русской литературы 20 века; автора, факты его жизни и творческой деятельности; содержание, сюжет, смысл конфликта произведения, его художественную идею, историю создания произведения, героев. Основные тенденции развития русской литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет; жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности произведения; авторский замысел. Получит возможность научиться: определять тему произведения, оценивать особенности авторского стиля; объяснять роль пейзажа в произведении, его связь с настроением героев; сопоставлять произведения, раскрывающие одну проблему; давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора; находить изобразительно-выразительные средства, используемые автором для описания портретов действующих лиц и окружающей их природы, объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте; определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками, определять реальное и фантастическое в произведении; объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными, стихотворения о войне, написанные в военные годы и в мирное время; написать отзыв на прочитанную книгу, обосновать свой выбор. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В результате изучения раздела обучающийся Научится: осмыслять факты биографии и творческой деятельности автора в контексте с исторической эпохой; проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений; обстановку, в которой разыгрывается действие произведения; особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт (столкновение разумного и неразумного начал, правила трех единств); смысл сюжетной линии в композиции произведения, способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов. Получит возможность научиться: объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи произведения; делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви; определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер; понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих чувств, композиционное решение темы (мысль - развитие -отрицание или сомнение - вывод); определять приемы создания комических ситуаций, их роль в произведении; объяснять конфликт произведения; составлять характеристику персонажей, определять идейно-художественное родство сатиры Мольера и Фонвизина; обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка; делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях.