Рабочая программа по литературному чтению
Оценка 4.7

Рабочая программа по литературному чтению

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русская литература
4 кл
12.02.2017
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Климановой для 4 класса по программе "Школа России". Подробная учебная программа, рассчитана на весь учебный год , с пояснительной запиской, целями, задачами, планируемыми результатами, календарно - тематическим планированием по разделам и четвертям. Для удобста вашей работы.
литературное чтение.doc
Пояснительная записка Примерная основная общеобразовательная программа начального общего  Федеральный закон от 29.12.2012 №273­ ФЗ «Об образовании в Российской  Устав МБОУ СОШ №4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  Программа разработана на основе:  1. Федерации» 2. 3. образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября  2009г №373) 4. образования (одобрена решением  федерального учебно – методического объединения по  общему образованию, протокол от 8 апреля 2015года №1/15) 5. 22.07.2016«О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности  образовательными организациями Иркутской области на 2016­2017 учебный год» 6. СОШ №4. (Утверждена приказом директора МБОУ СОШ №4 № 48 от 05.05.2011года) 7. Приказ директора  МБОУ СОШ №4 № 39­од от 19.05.2015г «Об утверждении  изменений в основной образовательной программе НОО» 8. Головановой  «Литературное чтение. 1­4 классы» Письмо министерства образования Иркутской области №55 ­ 37­ 7456/16 от  Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ  Авторской программой авторов  Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.  развитие художественно­творческих и познавательных способностей,  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым  Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он  формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его  духовно­нравственному и эстетическому воспитанию.Успешность изучения курса  литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной  школы. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: • навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов  речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;  развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и  приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; • эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование  эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; • литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и  ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре  народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих  задач: • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное  произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,  выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление  учащихся; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной формировать умение воссоздавать художественные образы литературного  расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по  обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и  обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем  формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике  развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания  формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к  обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного работать с различными видами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении  • произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно  ассоциативное мышление; • произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; • литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного  искусства; • мире и природе; • художественной литературы; • уровня сложности; • содержанию и тематике, обогащать нравственно­эстетический и познавательный опыт  ребенка; • речевые умения; • • художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».        С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности,  влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает  особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник  осваивает основные нравственно­этические ценности с окружающим миром, получает  навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание  значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует  воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного  поведения в жизни.      Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,  духовно­нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства,  сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих  национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы  развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения  культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.       Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и  других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и  выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,  использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.      В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень  коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать  собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с  различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом  учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.       На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность,  помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к  использованию читательской деятельности для своего самообразования.        Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных  произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно­образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на  нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать  красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 472ч.  В 1 классе–132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них  92 ч (23 учебные недели)  отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и40 ч (10 учебных недель) – урокам литературного чтения. Во 2 классе на уроки литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34учебные  недели).  В 3­4 классах на уроки литературного чтения отводится по 102 ч (3 ч в неделю, 34учебные  недели в каждом классе).    Содержание учебного предмета       Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование)       Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных  текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы  по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,  осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному  учебному, научно­познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение       Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у  них коммуникативно­речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению  целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст.               Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и  интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков  препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача  их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической  отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному  чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и  паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по  объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,  выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её  особенностей. Работа с разными видами текста         Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно­ популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение  ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать  сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование  содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и  самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать  с разными видами информации.         Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.  Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов. Библиографическая культура.        Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее  представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,  художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный  лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.        Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели  книги, её справочно­иллюстративный материал.       Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник, собрание сочинений,  периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).        Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и  тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту  словарями и другой справочной литературой.  Работа с текстом художественного произведения        Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных  средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное  соотношение с содержанием.        Понимание нравственно­эстетического содержания прочитанного произведения,  осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм  морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в  литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в  фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием  выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов),  последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.         Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных  средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и  события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление  поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения:  портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к  герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.        Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и  краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой  части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной  мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде  назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно  сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.        Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика  героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о  герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных  произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.       Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения  предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно­популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.  Определение особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача  информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:  установление причинно­следственных связей, определение главной мысли текста. Деление  текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение  алгоритма деятельности по воспроизведению текста.            Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный  пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).          Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным  материалом.      Умение говорить (культура речевого общения)      Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение  понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;  внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать  свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно­ познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство  собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм  речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета  на основе литературных произведений.        Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их  многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со  словарями.         Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование  грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.  Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного  или прослушанного с учётом специфики научно­популярного, учебного и художественного  текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,  изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).  Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование  выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей  монологического высказывания.          Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его  сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.         Письмо (культура письменной речи)         Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места  действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств  языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини­сочинениях (повествование, описание,  рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.        Круг детского чтения        Знакомство с культурно­историческим наследием России, с общечеловеческими  ценностями.        Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные  жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и  зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков  детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом  многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для  восприятия младших школьников.          Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов  Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках  Отечества.          Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая,  фантастическая, научно­популярная, справочно­энциклопедическая литература, детские  периодические издания.          Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,  природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические  произведения. Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)         Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств  выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их  значения.         Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное  произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий),  тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.        Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:  повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог  героя, диалог героев).         Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение  особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).     Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).        Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные  песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение  основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.        Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за  особенностями построения и выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся(на основе литературных произведений)       Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности  учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,  знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование  их (установление причинно­следственных связей, последовательности событий, изложение  с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного  произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние  природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в  устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами­ описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному  настрою, объяснять свой выбор. 1 класс (40 ч)       В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей,  составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества,  стихи, рассказы, сказки современных писателей. Вводный урок (1 ч) Жили­были буквы (7 ч) Сказки, загадки, небылицы (7 ч) Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч) И в шутку и всерьез (6 ч) Я и мои друзья (5 ч) О братьях наших меньших (5 ч)        Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово­тематическому  принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста  детей стороны их жизни и окружающего мира. • • • • • • • 2 класс (136ч) • • • • • • • • • • • • • 3 класс (102 ч) • • Вводный урок (1 ч) Самое великое чудо на свете (4 ч) Устное народное творчество (15 часов) Люблю природу русскую. Осень (8ч) Русские писатели (14ч) О братьях наших меньших (12 ч) Из детских журналов (9 ч) Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч) Писатели детям (17 ч) Я и мои друзья (10 ч) Люблю природу русскую. Весна (9 ч) И в шутку и всерьёз (14 ч) Литература зарубежных стран (12 ч) • • • • • • • • • • • 4 класс (102 ч) • • • • • • • • • • Вводный урок (1 ч) Самое великое чудо на свете (3 ч) Устное народное творчество (11 ч) Поэтическая тетрадь 1 (9 ч) Великие  русские писатели (19 ч) Поэтическая тетрадь 2 (5 ч) Были­небылицы (6ч) Поэтическая тетрадь 1 (5 ч) Люби живое (11 ч) Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (9ч) По страницам детских журналов (5 ч) Зарубежная литература (5 ч ) Вводный урок (1 ч ) Летописи, былины, жития (7 ч) Чудесный мир классики (18 ч) Делу время – потехе час (7 ч) Страна детства  (6 ч ) Поэтическая тетрадь (4 ч ) Природа и мы ( 10ч ) Поэтическая тетрадь (6 ч) Родина (6 ч ) Страна фантазия (5 ч) • Зарубежная литература (10 ч) Особенности организации контроля по литературному чтению      Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению в основном  проводится в форме устной оценки. В конце изучения каждого раздела обучающиеся  выполняют тестовые задания в рабочей тетради по предмету в блоке «Проверим себя и  оценим свои достижения» и в пособии «Итоговая аттестация». Содержание заданий тестов  соответствует блокам изучения курса по литературному чтению. Тесты составлены таким  образом, что показывают уровень сформированности учебных умений – воспринимать и  выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по  ходу выполнения задания. На выполнение тестовой работы отводится 1 урок.  Оценивание тестов: «5» ­ за правильное выполнение всех заданий с 1 по 11. «4» ­ за правильное выполнение 9­10 заданий. «3» ­ за правильное выполнение 6­8 заданий. «2» ­ за правильное выполнение 5 и менее заданий.         Планируемые  результаты. Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего  развития и успешного обучения по другим предметам. У учащихся будет формироваться  потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.  Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им  сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно­ историческим наследием  России и общечеловеческими ценностями. Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную  литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и  уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное  произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства,  познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного  языка, используемыми в художественных произведениях. К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению, будет  достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития,  сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и  познавательные интересы. Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и  прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и  преобразования художественных, научно­популярных и учебных текстов. Научатся  самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и  справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой  деятельности. Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая  правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного)  произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о  произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану,  составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и  описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные  произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями, используя  иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно­ популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической  работы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне  осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать  чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного  опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной  информации); • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов  текстов); • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения  и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только  для художественных текстов); • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое,  поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); • ориентироваться в содержании художественного и научно­популярного текстов,  понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): — для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;  определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать  текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую  информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать  вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из  текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и  другой справочной литературы; — для научно­популярных текстов: определять основное содержание текста;  озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;  находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания  явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и  отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с  опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: — для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять  простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками,  мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; • для научно­популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять  простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями,  явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его  содержание; • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на  содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые,  структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в  тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять)  поступки героев, опираясь на содержание текста; — для научно­популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на  тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,  объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием  текста; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать  выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для  художественных текстов); • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в  виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,  высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и  правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов  текстов). Выпускник получит возможность научиться: • удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения; • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно­популярный), опираясь на особенности каждого вида текста; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и  высказывать собственное суждение; • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,  доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится: • осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному  желанию; • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной  деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному  образцу. Выпускник получит возможность научиться: • работать с тематическим каталогом; • работать с детской периодикой; • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится: • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на  примерах художественных образов и средств художественной выразительности); • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить  примеры прозаических и стихотворных текстов; • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка,  пословица), приводить примеры этих произведений. Выпускник получит возможность научиться: • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры  проявления художественного вымысла в произведениях; • находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет); • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд  литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,  герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение,  метафора, эпитет); • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного  текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится: • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного  опыта; • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом  коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться: • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного  произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например рассказывать известное  литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого  предмета; • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного  (прослушанного) произведения; • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,  созданное самостоятельно) художественное произведение. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/п Дата Тема урока Тип урока Планируемые предметные результаты  Планируемые  метапредметные результаты 1 2 3 4 5 Введение. Знакомство с  учебником Раздел Летописи, былины, сказания, житии  (11 час.) Внеклассное чтение.  Самые интересные  книги, прочитанные  летом Летописи.  «И повесил Олег щит  свой на вратах  Царьграда». Событие летописи­  основные события  Древней Руси.  Сравнение текста  летописи и  исторических  источников. Из летописи  «И  вспомнил Олег коня  своего»  Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок­путешествие в  прошлое  Понимать ценность и значимость литературы для сохранения  русской культуры. Понимать значение слова  «летопись».  Оценивать свои знания и  достижения. Правильно, осознанно читать  летописи, понимать глубину  содержания произведения,  отвечать на вопросы Понимать, что события летописи – основные события Древней  Руси. Выделять языковые средств  выразительности.  Участвовать в диалоге при  обсуждении прослушанного  (прочитанного) произведения.  Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой  информации из прослушанных  текстов, построение логической  цепочки рассуждений, анализ  истинности утверждений. Анализ объектов с выделением  существенных и несущественных  признаков. Извлечение  необходимой информации из  прослушанных текстов,  преобразование объекта из  чувственной формы в модель, где  выделены существенные  характеристики. Учебное  сотрудничество с учителем и  сверстниками. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять своё и авторское  отношения к событиям и  персонажам  Воспроизводить содержание  текста с элементами описания  вида героя, особенностью речи,  выявлять мотивы поведения. Создавать календарь  исторических событий  Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  Осознанно и  произвольно строить  высказывание в устной речи,  соблюдая нормы построения  текста.  Осознание способов и приёмов  действий при решении учебных  задач 6 7 8 9 10 11 12 Урок изучения нового материала  Комбинированный  урок  Комбинированный  урок Урок изучения нового материала   Урок изучения нового материала   Урок систематизации  новых знаний  Урок­проект  Летопись­ источник  исторических фактов.  Сравнение текста  летописи с текстом  произвелдения А.С.  Пушкина « Песнь о  вещем Олеге» Поэтический текст  былины «Ильины три  поездочки»  Прозаический текст  былины в пересказе  И.Карнауховой Герой былины –  защитник Русского  госудпарства. Картина  В.Васнецова «  Богатыри» Сергий Радонежский –  святой земли Русской.  В.Клыков « Памятник  Сергию Радонежскому» «Житие Сергия  Радонежского». Обобщающий урок­  игра «Летописи,  былины, сказания,  жития.  Проект:  «Создание календаря  исторических событий» 13 14 15 16 17 18 19 20 « Чудесный мир классики» 22 часа Знакомство с названием раздела,  прогнозирование его  содержания П.П. Ершов. П.П. Ершов «Конёк­ Горбунок» Сравнение  литературной и  народной сказок П.П. Ершов «Конёк­ Горбунок»  Характеристика героев А.С. Пушкин «Няне»,  «Туча», «Унылая пора!» А.С. Пушкин  «Туча»,  «Унылая пора!» А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой  царевне и о семи  богатырях»  А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой  царевне и о семи  богатырях»  Характеристика героев Комбинированный  урок Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  Урок­исследование  Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала  Урок формирования  умений и навыков  Рассказывать о жизни и  творчестве разных писателей. Наблюдать над  изобразительностью и  выразительностью слова. Составлять небольшое  монологическое высказывание с  опорой на авторский текст. Сравнивать народную и  литературную сказки. Оценивать события, героев  произведения, отвечать на  вопросы по тексту. Читать осознанно вслух тексты  художественных произведений  целыми словами, соблюдая  орфоэпические нормы русского  литературного языка Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Извлечение необходимой  информации из прослушанных  текстов, преобразование объекта  из чувственной формы в модель,  где выделены существенные  характеристики. Выбор наиболее  эффективных способов решения  задач. Учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками. Самостоятельное создание  способов решения проблем  творческого и поискового  характера. Умение с достаточной  полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации. Самостоятельное создание  способов решения проблем творческого и поискового  характера. Умение с достаточной  полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой  царевне и о семи  богатырях» Деление  сказки на части Внеклассное чтение.  Урок­ КВН по сказкам  А.С.Пушкина  М.Ю. Лермонтов.  «Дары Терека»  М.Ю. Лермонтов  «Ашик­Кериб»  М.Ю. Лермонтов  «Ашик­Кериб»  Сравнение мотивов  русской и турецкой  сказок М.Ю. Лермонтов «Ашик­Кериб». Характеристика героев  Жизнь и творчество  Л.Н.Толстого Л.Н.Толстой «Детство» Урок формирования  Комбинированный  урок  Урок изучения нового материала  Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  Л.Н.Толстой «Как  мужик камень убрал» Внеклассное чтение.  Творчество  Л.Н.Толстого А.П. Чехов  «Мальчики». умений и навыков  Урок формирования  умений и навыков Комбинированный  урок Комбинированный  урок 32 33 34 35 36 38 39 40 37 А.П. Чехов  «Мальчики».Главные  герои рассказа – герои  своего времени Обобщение по разделу  «Чудесный мир  классики». Оценка достижений Знакомство с названием раздела,  прогнозирование его  содержания Ф. И. Тютчев «Еще  земли печален вид...»,  «Как неожиданно и  ярко…»  А.А. Фет. «Весенний  дождь», «Бабочка»   Е.А. Баратынский  «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот...»   А.Н. Плещеев «Дети и  птичка»  И.С. Никитин «В синем  небе плывут над  полями...»  Урок изучения нового материала  Урок обобщения и  систематизации  Урок обобщения и  систематизации « Поэтическая тетрадь» 12 часов Комбинированный  урок Участвовать в анализе  содержания, определять тему и  главную мысль произведения. Отбирать средства  художественной  выразительности для создания  картин природы. Определять ритм, порядок слов,  знаки препинания как отражение особого настроения в  лирическом тексте. Читать стихотворные  произведения наизусть (по  выбору), рисовать словесные  картины. Характеризовать картины  природы в лирическом  стихотворении. Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  Осознанное и произвольное  построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы  построения текста. Осознание  способов и приёмов действий при  решении учебных задач. Самостоятельное выделение и  формулирование познавательной  цели, создание способов решения  проблем поискового характера,  инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации.  Умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  Урок изучения нового материала  Урок развития умений и навыков  Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  Урок развития умений и навыков 41 42 43 44 45 46 49 47 48 Н.А. Некрасов  «Школьник», «В зимние сумерки нянины  сказки...»   Н.А. Некрасов «В  зимние сумерки нянины  сказки...»   И.А. Бунин  «Листопад». Внеклассное чтение.  Родные поэты Обобщение по разделу  «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений Знакомство с названием раздела,  прогнозирование его  содержания  .В.Ф.Одоевский  «Городок в табакерке» В.Ф. Одоевский  «Городок в табакерке».  Составление плана  сказки  В.Ф. Одоевский  «Городок в табакерке».  Подробный пересказ  Комбинированный  урок  Определять ритм, интонации  (тон, паузы, темп)  стихотворения  Комбинированный  урок Комбинированный  урок  Комбинированный  урок Урок обобщения и  систематизации  Урок обобщения и  систематизации «Литературные сказки» 16 часов Комбинированный  урок  Участвовать в анализе  содержания, определять тему и  главную мысль произведения.  Читать выразительно и  осознанно текст сказки. Называть особенности данного  литературного жанра. Называть авторов, которые  пишут литературные сказки.  Прогнозировать жанр  произведения, определять мотив поведения героев путём выбора  правильного ответа из текста.  Участвовать в анализе  Урок изучения нового материала  Комбинированный  урок  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Извлечение необходимой  информации из прослушанных  текстов, преобразование объекта  из чувственной формы в модель,  где выделены существенные  характеристики. Чтение «про  себя» с осознанием содержания  текста.  Определение эмоционального  характера текста.  Учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками Целеполагание как постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Самостоятельное выделение и  формулирование познавательной  цели, создание способов решения  проблем поискового характера,  инициативное сотрудничество в содержания, оценивать события  и поступки. Объяснять  авторское и собственное  отношение к персонажам,  работать с иллюстрацией,  составлять небольшое  монологическое высказывание с  опорой на авторский текст. Делить текст на части,  составлять план сказки,  подробно пересказывать. Использовать средства  художественной  выразительности в устных  высказываниях.  поиске и сборе информации.  Умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Установление причинно­ следственных связей. Построение  логической цепи рассуждений,  доказательство. Обмен мнениями  с одноклассниками по поводу  читаемых произведений.  Соотнесение названия  произведения с его содержанием,  фрагментов текста и иллюстрации. Учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками 50 52 53 54 55 56 57 58 59 В.М. Гаршин «Сказка о  жабе и розе».  Особенности данного  литературного жанра  В.М. Гаршин «Сказка о  жабе и розе». Герои  литературного текста  П.П. Бажов  «Серебряное копытце»  П.П. Бажов  «Серебряное копытце».  Мотивы народных  сказок в авторском  тексте.  П.П. Бажов  «Серебряное копытце».  Герои художественного  произведения  С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»  С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».  Герои произведения С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ Урок изучения нового материала  Комбинированный  урок  Урок изучения нового материала  Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  Урок изучения нового материала  Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  Комбинированный  урок 60 61 62 63 64 65 66 67 Внеклассное чтение.  Сказки любимых  писателей Обобщение по разделу  «Литературные  сказки».  Оценка достижений.  Контрольная работа за  Iполугодие Знакомство с названием раздела,  прогнозирование его  содержания. Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном  времени» Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном  времени»  .Нравственный смысл  произведения. В.Ю. Драгунский «Главные реки»  В.Ю. Драгунский «Что  любит Мишка»  В.В. Галявкин  «Никакой я горчицы не  ел» Смысл заголовка Урок обобщения и  систематизации Урок обобщения и  систематизации. Урок обобщения и  систематизации Урок изучения нового материала  Урок изучения нового материала  Комбинированный  урок  Урок изучения нового материала. « Делу время­ потехе час» 9 часов Комбинированный  урок  Определять особенности  данного литературного жанра.  Объяснять заглавие и называть  главных героев литературной  сказки. Различать сказки народные и  литературные, отвечать на  вопросы, высказывать оценочные  суждения о прочитанном. Составлять небольшое  монологическое высказывание с  опорой на авторский текст, оце­ нивать события, героев  произведения. Высказывать оценочные  суждения о прочитанном  произведении (герое, событии). Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Самостоятельное выделение и  формулирование познавательной  цели, создание способов решения  проблем поискового характера,  инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации.  Умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. 68 69 70 71 73 74 75 72 В.В. Галявкин  «Никакой я горчицы не  ел». Инсценирование   произведения Внеклассное чтение.  Книги о сверстниках, о  школе Обобщение по разделу  «Делу время – потехе  час». Оценка достижений Знакомство с названием раздела,  прогнозирование его  содержания. Б.С. Житков «Как я  ловил человечков»  Герои произведения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми  шишками»  К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми  шишками».  Музыкальное  сопровождение  произведения  Комбинированный  урок  Контрольно­ обобщающий урок  Контрольно­ обобщающий урок Определять построение и  характер текста, использовать  силу голоса для постановки  логического ударения,  участвовать в диалоге. Объяснять авторское и  собственное отношение к  персонажам, составлять  небольшое монологическое  высказывание с опорой на  авторский текст « Страна детства» 8 часов Комбинированный  урок  Урок изучения нового материала  Урок изучения нового материала  Урок развития умений и навыков  Объяснять авторское и  собственное отношение к  персонажам, работать с  иллюстрацией, составлять  небольшое монологическое  высказывание с опорой на  авторский текст. Высказывать оценочные  суждения о прочитанном про­ изведении (герое, событии). Определять эмоциональный тон  персонажа, проводить  лексическую работу, создать  небольшой устный текст на  заданную тему. Освоение основ смыслового  чтения художественных и  познавательных текстов,  выделение существенной  информации из текстов разных  видов. Развитие воссоздающего и  творческого воображения. Установление аналогии,  формулировка собственного  мнения и позиции, выделение  существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по  поводу читаемых произведений Целеполагание как постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации.  Учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками. Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 76 77 78 79 80 81 82 83 М.М. Зощенко «Елка». Обобщение по разделу  «Страна детства». Оценка достижений Внеклассное чтение.  Что такое серии книг и  каково их название Комбинированный  урок  Контрольно­ обобщающий урок  Контрольно­ обобщающий урок Комбинированный  урок Пересказывать текст, различать  жанры литературных  произведений, отвечать на  вопросы Осознанно и произвольно строить  высказывание в устной речи,  соблюдая нормы построения  текста. Осознание способов и  приёмов действий при решении  учебных задач. Умение осознанно и произвольно  строить высказывание в устной  речи, передавая содержание  текста и соблюдая нормы  построения текста. Рассмотрение  разных способов выполнения  заданий « Поэтическая тетрадь» 5 часов Знакомство с названием раздела,  прогнозирование его  содержания. В.Я.  Брюсов «Опять сон»,  «Детская» С.А.Есенин «  Бабушкины сказки» М.И. Цветаева «Бежит  тропинка с бугорка»,  «Наши царства»    Сравнение произведеий  разных поэтов на одну и туже тему. Конкурс  чтецов. Оценка  достижений Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала  Контрольно­  обобщающий урок  Называть произведения русских  поэтов. Выразительно читать  стихотворение, использовать  интонацию. Анализировать  средства художественной  выразительности. Определять тему и главную  мысль произведения,сравнивать  стихотворения разных авторов на  одну и ту же тему. Выразительно  читать стихотворение,  использовать интонацию. Называть произведения русских  поэтов. Анализировать средства  художественной  выразительности, выразительно  читать текст, использовать  интонацию, участвовать в диалоге Целеполагание как постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Определение цели учебной  деятельности с помощью учителя  и самостоятельно, поиск средства  её осуществления. Построение  логичного рассуждения, аналогии. Освоение основ смыслового  чтения поэтического текста, 84 85 86 87 88 89 90 Устный журнал «  Поэтическая тетрадь» Контрольно­ обобщающий урок при обсуждении прочитанного  произведения « Природа и мы» 12 часов Знакомство с названием раздела,  прогнозирование его  содержания.           Д.Н.  Мамин­Сибиряк  «Приёмыш» Д.Н. Мамин­Сибиряк  «Приёмыш».  Отношение человека к  природе  А.И. Куприн «Барбос и Жулька»  А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как  характеристика героя  произведения  М.М. Пришвин  «Выскочка»  М.М. Пришвин  «Выскочка».  Характеристика героя  на основе поступка  Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала  Урок изучения нового материала  Урок развития умений и навыков  Урок изучения нового материала  Урок развития умений и навыков  Определять тему и главную  мысль произведения; выделять в  тексте главное и  второстепенное; ставить  вопросы к прочитанному. Определять тему и главную  мысль произведения; выделять в  тексте главное и  второстепенное; ставить  вопросы к прочитанному. Пересказывать текст, показывая  голосом, интонацией своё  отношение к героям. Определять тему и главную  мысль рассказа, участвовать в  обсуждении прочитанного  произведения, читать  выразительно, осознанно текст  художественного произведения выделение существенной  информации. Осуществление  анализа объектов с выделением  существенных и несущественных  признаков. Декларирование  произведения. Определение  эмоционального характера текста Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Освоение основ смыслового  чтения художественных и  познавательных текстов,  выделение существенной  информации из текстов разных  видов. Развитие воссоздающего и  творческого воображения. Развитие навыков формулировки  личной оценки, аргументирования  своего мнения.  Учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Е.И. Чарушин «Кабан»  Урок изучения нового материала  Урок изучения нового материала  Урок развития умений и навыков  В.П. Астафьев  «Стрижонок Скрип». Герои рассказа  В.П. Астафьев  «Стрижонок Скрип».  Составление плана  Обобщающий урок –  конкурс « Природа и  мы» Проект «Природа и мы» Урок­проект  Контрольно­ обобщающий урок « Поэтическая тетрадь» 8 часов Комбинированный  урок Знакомство с названием раздела,  прогнозирование его  содержания.            Б.Л. Пастернак  «Золотая осень»  С.А. Клычков «Весна в  лесу»  Д.Б. Кедрин «Бабье  лето»  Н.М. Рубцов  «Сентябрь»  С.А. Есенин  «Лебедушка»  Проверка навыка  чтения  Обобщение по разделу  «Поэтическая тетрадь». Урок изучения нового материала  Урок изучения нового материала  Урок изучения нового материала  Урок изучения нового материала  Урок изучения нового материала  Контрольно­ обобщающий урок  Называть изученные  литературные произведения и их  авторов.  Анализировать содержание  изученных литературных  произведений о природе. Участвовать в анализе  содержания, определять тему и  главную мысль произведения. Называть произведения русских  поэтов. Выразительно читать  стихотворение, использовать  интонацию, читать  стихотворения наизусть.  Анализировать средства  художественной  выразительности  (олицетворение) Рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности; построение  логической цепочки рассуждений,  анализ истинности утверждений;  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. 103 Оценка достижений Контрольно­ обобщающий урок 104 105 106 107 Знакомство с названием раздела,  прогнозирование его  содержания.            И.С. Никитин «Русь» . Образ Родины  в поэтическом тексте С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское  отношение к  изображаемому  А.В. Жигулин «О,  Родина! В неярком  блеске»  « Родина» 8 часов Комбинированный  урок Урок изучения нового материала  Урок изучения нового материала  Урок изучения нового материала  Определять тему и главную  мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении  прочитанного. Объяснять авторское и  собственное отношение к  персонажам, работать с  иллюстрацией, составлять  небольшое монологическое  высказывание с опорой на  авторский.текст.  Выразительно читать,  прогнозировать содержание по  Самостоятельное выделение и  формулирование познавательной  цели, создание способов решения  проблем поискового характера,  инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации.  Умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Чтение  про себя с осознанием  содержания текста. Определение  эмоционального характера текста.  Учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Умение осознанно и произвольно  строить высказывание в устной  речи, передавая содержание  текста и соблюдая нормы  построения текста. Обоснование  способов и приёмов действий при 108 109 110 111 112 113 114 115 116 Обобщающий урок  «Родина» Внеклассное чтение. «  кто с мечом к нам  придет, от меча и  погибнет» Проект: «Они защищали Родину»  Оценка достижений Знакомство с названием раздела,  прогнозирование его  содержания.            Е. С. Велтистов  «Приключения  Электроника». Герои  фантастического  рассказа  Кир Булычёв  «Путешествие Алисы».  Особенности  фантастического жанра  Кир Булычёв  «Путешествие Алисы».  Сравнение героев  фантатического жанра  Путешествие по стране  Фантазия Контрольно­ обобщающий урок Комбинированный  урок Урок­проект. названию, анализировать  произведение . Называть произведения русских  поэтов. Делать выводы, давать  аргументированные ответы,  подтверждая отрывками из  текста Контрольно­ обобщающий урок  « Страна Фантазия» 7 часов Комбинированный  урок  Называть произведения русских  писателей. Объяснять авторское  и собственное отношение к  персонажам, работать с  иллюстрацией, составлять  небольшое монологическое  высказывание с опорой на  авторский текст. Определять особенности  фантастического жанра. Прогнозировать содержание  текста по заголовку. Осознанно и выразительно  читать текст художественного  произведения. Урок изучения нового материала  Урок изучения нового материала  Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  решении учебных задач.  Использование разных способов   выполнения задания. Установление аналогии,  формулировка собственного  мнения и позиции, выделение  существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по  поводу читаемых произведений Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Установление аналогии,  формулировка собственного  мнения и позиции, выделение  существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по  поводу читаемых произведений. Чтение вслух и про себя текстов  учебника (прогнозировать  будущее чтение; ставить вопросы  к тексту и искать ответы; 117 119 120 121 122 123 124 125 Оценка достижений  Знакомство с названием  раздела,  прогнозирование его  содержания.                      Д. Свифт «Путешествие  Гулливера».         Д. Свифт «Путешествие  Гулливера». Особое  развитие сюжета в  зарубежной литературе  Д. Свифт «Путешествие  Гулливера».Герои  приключенческой  литературы Г.Х. Андерсен  «Русалочка»  Г. Х. Андерсен  «Русалочка».  Авторская сказка  Г.Х. Андерсен  «Русалочка». Деление  произведения на части  Г.Х. Андерсен  «Русалочка». Рассказ о  русалочке Урок изучения нового материала  Комбинированный  урок  Урок изучения нового материала  Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  Контрольно­ обобщающий урок  « Зарубежная литература» 18 часов Комбинированный  урок  проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Установление аналогии,  формулировка собственного  мнения и позиции, выделение  существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по  поводу читаемых произведений. Смысловое чтение  художественных текстов,  выделение существенной  информации из текстов разных  видов. Учебное сотрудничество с  учителем и сверстниками Понимать содержание текста и  подтекста несложных по  художественному и смысловому  уровню произведений; давать  персонажам достаточную  характеристику. Участвовать в анализе  содержания, оценивать события  и поступки. Объяснять  авторское и собственное  отношение к персонажам,  работать с иллюстрацией,  составлять небольшое  монологическое высказывание с  опорой на авторский текст. Определять эмоциональный  характер читаемого  произведения; читать осознанно  текст художественного  произведения «про себя» (без  учета скорости), выразительно;  высказываться о чтении  товарища 126 127 128 129­ 130 131 132 133 134 135 136 Г.Х. Андерсен  «Русалочка».  Характеристика героев М. Твен «Приключения  Тома Сойера»  М. Твен «Приключения  Тома Сойера».  Сравнение героев,их  поступков.  С. Лагерлеф «Святая  ночь»  С. Лагерлеф «В  Назарете» Святое  семейство С. Лагерлеф «В  Назарете» Иисус и  Иуда Внеклассное чтение.  Урок – отчет «  Путешествие по  дорогам любимых книг» Контрольная работа за  II полугодие Обобщающий  урок «  Зарубежная  литература» Урок – игра «  Литературные войны» Комбинированный  урок  Урок изучения нового материала  Комбинированный  урок  Урок изучения нового материала Комбинированный  урок  Комбинированный  урок  Обобщающий урок  Контрольно­ обобщающий урок Контрольно­ обобщающий урок Обобщающий урок

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017