I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом №373 от 06.10.09 (изменённым приказами: № 1241 от 26.11.10 г, №2357 от 22.09.11 г, №1060 от 18.12.12 ), на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение», входящей в сборник УМК «Перспектива», М, Перспектива, 2014 год.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении,— изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Для достижения поставленных целей обучения литературному чтению: необходимо решить следующие задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
II. Общая характеристика курса
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, творение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно- следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребёнка младшего школьного возраста с книгой как источником paзличного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
В содержание программы добавлены темы с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан.
Описание места учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №30» (утверждённым приказом
№ _____от ___________2015 г) и годовым учебным графиком курс учебного предмета «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная неделя), на изучение литературного чтения в начальной школе отводится 448 ч. В 1 классе — 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель). Во 2—4 классах на уроки литературного чтения отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Специфика литературного чтения заключается в том, что в центре внимания на уроке оказывается художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение маленький читатель.
Художественное произведение знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца.
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
Рабочая программа по учебному предмету «Литературному чтению» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Формирование эстетических чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов России.
Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.
Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать нравственную оценку поступков.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
1 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;
первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях; • освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;
чувство любви к своей малой родине, к Родине; уважение к близким родственникам — родителям;
способность к самооценке своей работы на основе совместно с классом выработанных критериев;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений). Учащиеся получат возможность научиться;
выражать эмоции посредством чтения;
оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей;
стремиться к успешной учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные результаты
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
составлять план действий решения учебной задачи (под руководством учителя);
составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений (под руководством учителя);
оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать цель и смысл выполняемых заданий;
самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;
самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.
Познавательные результаты
Учащийся научится:
работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;
читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в библиотеке; в справочной литературе для детей;
использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели, для создания высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные результаты
Учащийся научится:
слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
принимать участие в обсуждении прочитанного;
принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
Учащийся получат возможность научиться:
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
читать выразительно, т. е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца предложения;
самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события);
участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя опорные слова (словесная модель текста);
представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема). 83 Учащиеся получат возможность научиться:
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
самостоятельно определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам. Круг детского чтения.
Учащийся научится:
называть имя и фамилию автора, заголовок прочитанных или прослушанных произведений в классе;
рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу;
находить в содержании учебника произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).
Учащийся получит возможность научиться:
участвовать в организации выставки книг в классе;
находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;
различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;
различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;
находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).
Учащийся получит возможность научиться:
определять особенности сказочного текста;
характеризовать героя произведения;
самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.
Творческая деятельность
Учащийся научится:
создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;
придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;
создавать собственные творческие объекты: фотогазету, плакат и др.;
иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.
2 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
первоначальные представления о нравственных понятиях (добро, доброжелательность, терпение, уважение, дружба, друг, товарищ, приятель);
умение отвечать на вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая дружба?», «Как найти друзей?», «Что значит поступать по совести?»;
умение хранить традиции своей семьи, своей Родины;
умение видеть красоту родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться своей страной;
умение понимать ценность книги;
умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
стремление к успешной учебной деятельности;
умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Учащийся получит возможность научиться:
определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
понимать мотивы поступков героев произведения; со- относить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные результаты
Регулятивные результаты
Учащийся научится:
ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;
знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
предполагать на основе чтения названия раздела, какие произведения будут в нём представлены;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план действий (совместно с учителем);
уметь работать в соответствии с заявленным планом;
уметь корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;
вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания. Познавательные УУД Учащиеся научатся:
самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей. Учащиеся получат возможность научиться:
находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные результаты
Учащийся научится:
задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;
участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; • владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
• пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он, какой он);
делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
сравнивать прозаический и поэтический тексты;
наблюдать, как с помощью красок художник передаёт свои чувства и настроение.
Учащийся получит возможность научиться:
читать текст про себя и понимать прочитанное;
самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части;
пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по за- данным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданны- ми параметрами.
Круг детского чтения
Учащийся научится:
характеризовать представленную на выставке книгу;
организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
самостоятельно составлять аннотацию;
самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
пользоваться алфавитным и систематическим каталогами.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
определять особенности сказочного текста;
характеризовать героя произведения;
самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
различать прозаический и поэтический тексты;
наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт свои чувства и настроение;
находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
находить в тексте лирического стихотворения под руководством учителя средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности;
выявлять особенности героя художественного рассказа;
выявлять особенности юмористического произведения;
находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
Творческая деятельность
Учащийся научится:
придумывать самостоятельно тексты по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной выразительности.
Учащийся получит возможность научиться:
выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
составлять самостоятельно тексты разных жанров;
писать отзыв на книгу.
3 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Учащийся получит возможность для формирования:
умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
умение понимать, что для меня значит «моя родина».
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемых на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Учащийся получит возможность для формирования:
учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные результаты
Учащийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Учащийся получит возможность для формирования:
умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Коммуникативные результаты:
Учащийся научится:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
готовить самостоятельно проекты;
создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
понимать цель чтения;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текста;
самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
устанавливать причинно-следственные связи;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
самостоятельно давать характеристику героям произведения;
сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
называть выставку книг;
классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Круг детского чтения
Учащийся научится:
составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
самостоятельно составлять аннотацию;
самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
выявлять особенности героя художественного рассказа;
выявить особенности юмористического произведения;
определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащийся получит возможность научиться:
определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
сравнивать былину и сказочный текст;
сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
определять ритм стихотворения.
Творческая деятельность
Учащийся научится:
выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
составлять самостоятельно тексты разных жанров;
писать отзыв на книгу.
Учащийся получит возможность научиться::
выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
4 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные мо- менты школьной действительности; выстраивание индивидуальных маршрутов для достижения образовательных целей;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность;
первоначальные представления о нравственных понятиях (тщеславие; гнев, самообладание; поступок, подвиг), отражённых в литературных произведениях;
умение отвечать на вопросы: «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?», «Всякого ли героя можно назвать героем?»;
осознание ответственности человека за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны;
способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев; способность адекватно оценить работу товарища, одноклассника.
Учащийся получат возможность научиться:
эмпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, выражающимся в поступках.
Метапредметные результаты
Универсальные результаты
Учащийся научится:
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Учащийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные результаты
Учащийся научится:
использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
пользоваться справочником и энциклопедией.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и интернет-ресурсов;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные результаты
Учащийся научится:
участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами;
готовить самостоятельно проекты;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить моно- логическое высказывание, владеть диалогической формой речи; создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского опыта, поиск аргументов);
осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;
составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;
сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности;
сравнивать произведения художественной и научно- познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготов- ки сообщения;
сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.
Учащийся получит возможность научиться:
воспринимать литературу как искусство;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.
Круг детского чтения
Учащийся научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;
составлять самостоятельно краткую аннотацию;
писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу;
самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Учащийся получит возможность научиться:
ориентироваться в библиотечном пространстве; пользоваться интернет-каталогом для поиска необходимой литературы.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них;
сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;
сравнивать былину и сказочный текст;
сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
определять ритм стихотворения;
сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2—3 особенности текста;
создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать в речи литературоведческие понятия.
Творческая деятельность
Учащийся научится:
делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
создавать свой собственный текст.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям.
III. Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов:
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, пополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев (точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного тексы подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей)
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана и виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в ни де самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации) Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстом былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или по большим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно - следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях вне учебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания
Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения)
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно - энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: (синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения.
Жанровое разнообразие произведений
Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
IV. Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности учащихся
1класс
№ |
Раздел содержания предмета |
Раздел тематического планирования |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1 |
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. |
Вводный урок. |
1 |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. |
2 |
Книги мои друзья. |
3 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о возникновении письменности. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение. Объяснять, в чем ценность книги. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Рассказывать о своём отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Находить информацию о возникновении книг в детских, научно-энциклопедических статьях и художественных текстах. Находить значение слова в толковом словаре. Соотносить иллюстрацию и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения. |
|
3 |
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность. |
Радуга-дуга |
4 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Объяснять смысл пословицы. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Инсценировать произведение. |
4 |
Здравствуй, сказка! |
5 |
Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». -Называть 1—2 сказки народов России. .Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение |
|
5 |
Работа с художественны произведением. |
Люблю все живое. |
6 |
Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Сравнивать научный и художественный тексты. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты. |
6 |
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. |
Край родной, навек любимый. |
9 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество». Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать». Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Сочинять сказки самостоятельно. |
7 |
Сто фантазий. |
1 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории. Объяснять значение понятия «творчество». Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений. |
2 класс
№ |
Раздел содержания предмета |
Раздел тематического планирования |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1 |
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. |
Вводный урок |
1 |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. |
2 |
Любите книгу |
9 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о возникновении письменности. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение. Объяснять, в чем ценность книги. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Рассказывать о своём отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Находить информацию о возникновении книг в детских, научно-энциклопедических статьях и художественных текстах. Находить значение слова в толковом словаре. Соотносить иллюстрацию и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения. |
|
3 |
Краски осени
|
13 |
Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Определять конкретный смысл понятий «сравнение», «сборник». Находить эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий «темп», «интонация». Выбирать стихотворения для выразительного чтения. Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом текстах. Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроение, выраженные в репродукциях картин известных художников. Составлять рассказ об осени на основе репродукции картины, используя слова художественных текстов; на основе собственных наблюдений. Озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений. Инсценировать произведение. |
|
4 |
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
|
Мир народной сказки |
16 |
Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текста). Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Называть имена известных русских собирателей сказок: А.Н. Афанасьева, В.И. Даля. Находить в библиотеке книгу по заданной теме. Высказываться о своем отношении к народным сказкам. Восстанавливать события сказки на основе рисунков. Рассказывать сказку по иллюстрациям: на основе картинного плана. Рассказывать сказку с использованием опорных слов. Определять качества главных героев сказки, называть их. Делить текст на части. Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). Выразительно читать сказочные диалоги. Составлять план сказки: дополнять составленный план. Определять главную мысль на основе пословиц. Соотносить пословицу и содержание сказки. подготовить выставку книг, группировать книги по подтемам., находить нужную книгу на основе характеристики, рассказывать о книге по составленному плану. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Сочинять текст на основе опорных слов и прочитанных произведений о лисе. |
5 |
Веселый хоровод |
10 |
Читать самостоятельно учебный текст. Определять вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Обсуждать с другом значение понятий: доброжелательность, терпение, уважение. Объяснять смысл пословиц о дружбе. Обсуждать в классе проблемы «Кот можно назвать другом, «Что такое настоящая дружба», «Как найти друзей»; «Правильно ли поступили герои рассказа А. Гайдара?», Придумывать рассказы на основе рисунков. Восстанавливать порядок событий на основе рисунков. Составлять план пересказа; сопоставлять придуманный план с планом в учебнике. Подробно пересказывать от имени героя. Инсценировать произведение. |
|
6 |
Мы - друзья |
10 |
Определять вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Выбирать стихотворения для заучивания наизусть. Обсуждать значения понятий: доброжелательность, терпение, уважение. объяснять смысл пословиц о дружбе. Придумывать рассказы на основе рисунков. Подробно пересказывать от имени героев. Определять главную мысль произведения; соотносить главную мысль с пословицей. Распределять роли для инсценирования. |
|
7 |
Работа с художественным произведением. |
Здравствуй, матушка- зима |
11 |
Читать выразительно понравившийся текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Находить в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнении, подбирать эпитеты, олицетворения. Читать наизусть стихотворения. |
8 |
Чудеса случаются |
16 |
Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены. Осмыслять понятие «литературная сказка». Давать характеристику героев, называть их качества. Определять основные события сказки. Называть главную мысль сказки. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события. Распределять роли для инсценирования, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
9 |
Весна, весна! И все ей радо! |
11 |
Читать самостоятельно учебный текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Находить в тексте олицетворения, объяснять своими словами значение понятия «воображение». Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Сравнивать произведения живописи и литературы. Создавать собственные тексты по произведению живописи. Представлять свою творческую работу в группе, в классе. Задавать вопросы по прочитанным произведениям. Распределять роли для исценирования; договариваться друг с другом. Находить олицетворения в лирическом стихотворении; придумывать свои сравнения. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|
10 |
Мои самые близкие и дорогие |
8 |
Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены. Обсуждать в паре, в группе, что такое согласие, ответственность. Рассказывать о традициях своей семьи. Рассказывать о своей маме. Размышлять, в чём заключается семейное счастье. Соотносить содержание текста и пословицу. Выразительно читать стихотворение. Называть качества героев произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Составлять каталог книг на тему «Моя любимая мама». Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|
11 |
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. |
Люблю все живое |
16 |
Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут в нем изучаться. Обсуждать в классе, что такое сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. характеризовать героя произведения. Сравнивать художественный и научный тексты. |
12 |
Жизнь дана на добрые дела |
15 |
Обсуждать с друзьями, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание; кого можно назвать честным, трудолюбивым. Объяснять смысл заголовка. Придумывать свои заголовки. Объяснять смысл пословиц; соотносить содержание текста с пословицей. Обсуждать поступки героев произведения. Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком; что значит поступать по совести. Определять конкретный смысл нравственные понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. Знать пословицы и поговорки из сборника. Писать отзыв на прочитанную книгу. |
3 класс
№ |
Раздел содержания предмета |
Раздел тематического планирования |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1 |
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. |
Вводный урок |
1 |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. |
2 |
Книги - мои друзья.
|
4 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о возникновении письменности. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение. Объяснять, в чем ценность книги. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Рассказывать о своём отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Находить информацию о возникновении книг в детских, научно-энциклопедических статьях и художественных текстах. Находить значение слова в толковом словаре. Соотносить иллюстрацию и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения. |
|
3 |
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
|
Жизнь дана на добрые дела |
17 |
Обсуждать с друзьями, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание; кого можно назвать честным, трудолюбивым. Объяснять смысл заголовка. Придумывать свои заголовки. Объяснять смысл пословиц; соотносить содержание текста с пословицей. Обсуждать поступки героев произведения. Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком; что значит поступать по совести. Определять конкретный смысл нравственные понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. Знать пословицы и поговорки из сборника. Писать отзыв на прочитанную книгу. |
4 |
Волшебная сказка |
17 |
Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». -Называть 1—2 сказки народов России. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение. |
|
5 |
Работа с художественным произведением. |
Люблю все живое
|
18 |
Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Сравнивать научный и художественный тексты. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты. |
6 |
Картины русской природы.
|
12
|
Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте: находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. |
|
7 |
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. |
Великие русские писатели |
30 |
Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки А. С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Инсценировать басни; распределять роли. Пересказывать кратко научно-познавательную статьи).Объяснять смысл названия рассказа. Определять тему и название выставки книг. |
8 |
Литературная сказка |
19 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать про себя и вслух. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Выявлять особенности переводной литературы. |
|
9 |
Картины родной природы
|
18 |
Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте: находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. |
4 класс
№ |
Раздел содержания предмета |
Раздел тематического планирования |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1 |
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. |
Книга в мировой культуре |
6 |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться. |
2 |
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
|
Истоки литературного творчества |
16 |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. |
3 |
О родине, о подвигах, о славе |
13 |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять смысл понятий: поступок, подвиг. Рассуждать, что такое поступок, подвиг, объяснять смысл этих понятий. Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. |
|
4 |
Работа с художественным произведением. |
Жить по совести, любя друг друга |
14 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. |
5 |
Литературная сказка |
17 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать про себя и вслух. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Выявлять особенности переводной литературы. |
|
6 |
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. |
Великие русские писатели |
29 |
Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки А. С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Инсценировать басни; распределять роли. Пересказывать кратко научно-познавательную статьи).Объяснять смысл названия рассказа. Определять тему и название выставки книг. |
7 |
Литература как искусство слова |
7 |
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему. Рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях. |
V. Книгопечатная продукция и технические средства обучения
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Книгопечатная продукция |
УМК обеспечиваются: 1. Литературное чтение. Учебник.1 класс. В 2ч. Ч.1/Сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2012, 2013. 2. Литературное чтение. Учебник.1 класс. В 2ч. Ч.2/Сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2012, 2013. 3. Литературное чтение. Учебник.2 класс. В 2ч. Ч.1/Сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2012, 2013. 4. Литературное чтение. Учебник.2 класс. В 2ч. Ч.2/Сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2012, 2013. 5. Литературное чтение. Учебник.3 класс. В 2ч. Ч.1/Сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2012, 2013. 6. Литературное чтение. Учебник.3 класс. В 2ч. Ч.2/Сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2012, 2013. 7. Литературное чтение. Учебник.4 класс. В 2ч. Ч.1/Сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2012, 2013. 8. Литературное чтение. Учебник.4 класс. В 2ч. Ч.2/Сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2012, 2013. |
Печатные пособия |
Портреты писателей |
Репродукции картин |
Пособия для учащихся 1. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи:1 класс/ Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. 2. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи:2 класс/ Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. 3. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи:3 класс/ Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. 4. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи:4 класс/ Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. 5. Литературное чтение: Творческая тетрадь:1 класс/ Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. 6. Литературное чтение: Творческая тетрадь:2 класс/ Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. 7. Литературное чтение: Творческая тетрадь:3 класс/ Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. 8. Литературное чтение: Творческая тетрадь:4 класс/ Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. |
Методические пособия 1. Литературное чтение: Уроки чтения: 1 класс/ Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. 2. Литературное чтение: Уроки чтения: 2 класс/ Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. 3. Литературное чтение: Уроки чтения: 3 класс/ Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. |
Дополнительная литература 1. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 1 класс / авт.-сост. Лаврентьева Т.М. – Волгоград: Учитель, 2011. 2. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 2 класс / авт.-сост. Лаврентьева Т.М., Исакова О.А. – Волгоград: Учитель, 2011. 3. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1–4 классы / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова – М.: Просвещение, 2011. 4. Формирование познавательной активности у младшего школьника: Книга для учителя. |
Технические средства обучения |
Классная доска |
Компьютер |
Мультимедийный проектор |
Экранно-звуковые пособия |
1. Электронное приложение к учебнику Г.В. Дорофеева и др. «Математика»1 класс 2.Электронное приложение к учебнику Г.В. Дорофеева и др. «Математика»2 класс 3.
Электронное приложение к учебнику Г.В. Дорофеева и др. «Математика»3 класс |
Оборудование класса |
Ученические двухместные столы, стулья. |
Стол учительский |
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр. |
Магнитная доска. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.