Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Предназначена для учителей начальных классов, работающих по УМК "Перспективная начальная школа". Надеюсь готовая программа облегчит труд учителя перед началом учебного года.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету _литературное чтение_
для 1 4 классов
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв.
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 31.12.2015г.№1576
2. Основной образовательной программой НОО МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
3. Учебным планом МАОУ «Голышмановская СОШ №2 ».
4. Авторской программы, разработанной УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чураковой, О.В.
Малаховской, М. Л. Каленчук. М.: «Академкнига», 2013 г.ч.1:»5. Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и дисциплин в
МАОУ «Голышмановская СОШ №2», утвержденным приказом № 91 от 22.08.2016г
Учебнометодическое обеспечение программы:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.Азбука 1 класс.: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
.Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.Азбука 1 класс. Методическое пособие для учителя. 1 класс. М.:
Академкнига/Учебник, 2011.
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.. Тетрадь по письму 1класс. В 3 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М.:
Академкнига/Учебник, 2011.
Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.:
Академкнига/Учебник, 2011.
Академкнига/Учебник, 2010.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига, 2010.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.:
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. — М.:
Академкнига/Учебник, 2010.
Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. 2 класс. — М.:
Академкнига/Учебник, 2010
Борисенкова О.В., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие.
— М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.:
Академкнига/Учебник, 2010.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия/Под редакцией Чураковой Н.А. — М.:
Академкнига/Учебник, 20072010.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1 и 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2004,
2005.Борисенкова О.В., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие.
— М.: Академкнига/Учебник, 20072010.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия/Под редакцией Чураковой Н.А. — М.:
Академкнига/Учебник, 2010..
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.:
Академкнига/Учебник,
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего
школьника умения учиться.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе
образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной
читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование
представлений о добре и зле;
приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного
читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и,
ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет
использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые
предметные задачи:
духовнонравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать
нравственные позиции на основе художественных произведений;
духовноэстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в
художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких
именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её
справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и
осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте» (Авторы: Н.Г. Агаркова, Ю.А.
Агарков), а затем в конце первого года обучения и все следующие 3 года дети знакомятся с предметом
«Литературное чтение» (Автор: Чуракова Н.А., О.В. Малаховская).
2. Планируемые результаты освоения учебной программы
«Обучение грамоте (чтение)»
к концу подготовительного периода.
Обучающиеся научатся:
На слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных букв русского
алфавита;
Составлять предложения из 2 4 слов и рассказы из 3 4 предложений на основе иллюстрации, графической
модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
Правильно сидеть за партой.
Гласные звуки
Отработка артикуляции гласных звуков /а/, /о/, /у/, /э/, /ы/, /и/ как в различных позициях в слове, так и в
изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.
Роль гласных звуков в процессе словообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в
слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука в процессе озвучивания его схемы.
Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учётом
ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем знака транскрипции.
Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определённый
гласный звук. Подбор слов с заданным звуком.
Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементовшаблонов и усвоение их форм.
Формирование образного представления о том, что буква это лишь знак («одежда») для звука, речи.
Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на
поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.
Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твёрдости/мягкости)
Согласные звуки /м, м*,н, н*, л, л*, р, р*, й*/ как ртосмыкатели.
Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).
Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости/мягкости на письме при помощи гласных –
«а, о, у, э, ы» для твёрдых (ма, мо, му, мэ, мы)
и «и» для мягких (ми). Приём последовательного выделения
каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделение
из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с
помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из квадратов (с апострофом)
фиксируются мягкие, другим (без апострофа) – твёрдые звонкие.
Соотнесение отличительных признаков выделенных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной
функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл – мил, Нил – ныл.
Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.
Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слоговслияний (ма, ну, ри) с твёрдыми и мягкими
согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком /й*/ на конце и середине слова (май, майка).
Приём орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.
Звук /й*/ в начале слова и между гласными.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь».
«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» обозначать 2 звука в начале слова и после гласных звуков в середине и в
конце слова.
Обозначение мягкости согласных в слогеслиянии с помощью букв «я, ё, ю, е».
Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов.
Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схемы слов. Наблюдение за процессом
перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение
правил использования букв «я, ё. ю. е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком.(твёрдостимягкости).
Дифференцировка мягких и твёрдых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста
произносимого слова.
Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.
Парные звонкие и глухие согласные звуки.
Отличие звонких и глухих звуков по признаку твёрдостимягкости. Соотнесение парных по звонкостиглухости
звуков на фоне уже дифференцированного признака
Наблюдение за
смыслоразличительной функцией звуков.
Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв.
Упражнение в произношении минимальных пар слов: жар – шар и т.п.
Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.
Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов и текстов.
Чтение исходных и преобразованных слов путём замены или дополнения в них одного звука, а также обратного
прочтения (слева направо) словперевёртышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и
воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в
которых варьируются эти звуки.
Формирование нагляднообразных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.
Звук /й*/ после разделительного мягкого и твёрдого знаков.
Обозначение на письме звука /й*/ с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё,
ю, я, и; ъ + е, ё, ю. я).
Звуковой анализ слов со звуком /й*/, обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных.
Чтение звуковой схемы слов со звуком /й*/, перекодирование ей в буквенную форму с последующим прочтением
вначале по слогам, а затем – орфоэпически.
Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.
Непарные глухие мягкие и твёрдые звуки /х, х*, ч*, щ*,ц/.
Отработка артикуляции звуков в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и
вне его. Характеристика этих звуков по признаку твёрдостимягкости. Упражнение в чтении слов со следующими
сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк), жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох,
чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка); чк (ручка), чн (точный), чт (мачта), щн (хищник), щр (поощрение).
Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.
Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв.