Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Отдел образования администрации МО Красногвардейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пролетарская средняя общеобразовательная школа Красногвардейского района Оренбургской области»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №1
от «____» __________ 2016г
Руководитель ШМО
_______________Бахтиярова Г.Б.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
____________ Бахтиярова
С.А..
«____»_______________2016г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Пролетарская средняя
общеобразовательная
школа»
__________ Бахтиярова Л.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
УМК «Гармония»
на 20162017гг.
1 класс
с. Пролетарка, 2016 г.
Разработана: Спиридоновой А.В.
учителем начальных классов,
высшей квалификационной категории
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями);
При составлении рабочей программы использованы нормативные документы:
Пояснительная записка. примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно
методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от
18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от18.05.2015 № 507)»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.282110
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010
№189;
Приказ министерства образования Оренбургской области от 09.06.2015 г. №0123/3756 «Об утверждении примерных основных
образовательных программ начального и основного общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 0121/1063 «Об утверждении регионального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»;
Приказ Министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 0121/1742 «О внесении изменений в приказ министерства
образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 0121/1063»;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»
Оренбургской области;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»
Оренбургской области;
Положение МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы
общего образования»;
Учебный план МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа» Оренбургской области на 2016 2017 учебный год;
Программа «Литературное чтение»/ Автор составитель О.В.Кубвсова М:. Дрофа,2013
Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».
Общая характеристика учебного курса.
Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих
учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализацииребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет
успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и
развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других,
овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и
способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта
самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовнонравственного, эмоционального и интеллектуального
самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели
образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию
коммуникативнодеятельностного подхода к обучению чтению.
В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения
текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной
литературной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной,
интеллектуальной, эстетической).
Для успешной реализации модели общения «автортекстчитатель» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и
предметных задач.
Личностные задачи/результаты
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.2. Формирование у детей самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию,
самокритичности.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю
своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностносмысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к
самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи/результаты
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
1 Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности
профессора Н. Н. Светловской.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной
окраске, тематике, видожанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому,
о чём и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видожанровой принадлежности.
10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на
доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и научнопопулярный тексты и выбирать адекватный вид чтения литературного
произведения в соответствии с его особенностями.
13. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
16. Обучение работе с книгой в единстве её текстового и вне текстового содержания.
17. Развитие литературных способностей.
С целью достижения названных результатов (более подробно изложенных далее, после основной части программы «Содержание курса
«Литературное чтение») были выработаны принципиальные подходы к построению учебного курса, излагаемые ниже.
1. Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовнонравственное воспитание обучающихся, для чего в программу
включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен
Эзопа до философской сказочной повести Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц». Сформировать у детей духовнонравственные
ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.
2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для
дошкольников.3. Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям
художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видожанрового
разнообразия. Он отличается следующими особенностями:
• широким видожанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. (В 1 классе, когда важно
вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка
жизненным и читательским интересам первоклассников. Во 2 классе, когда ведущей задачей становится формирование базовых читательских
компетенций, литературные произведения систематизированы по методической цели обучения чтению. В 3 классе, поскольку в это время ещё
большее, чем прежде, внимание уделяется духовнонравственному воспитанию детей, в учебнике доминируют разделы с произведениями
нравственной тематики. В 4 классе, в большей степени, чем предыдущие, ориентированном на подготовку к дальнейшему систематическому
изучению литературы, усилена литературоведческая пропедевтика, в связи с чем произведения сгруппированы по видожанровой специфике.
Таким образом, и учебный материал, и структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования
приоритетных для каждой ступени обучения компетенций и личностных качеств.)
4. В основе методического аппарата учебников лежит современная практико и личностно
ориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить,
включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых
решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит, к правильному осмыслению прочитанного.
Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит
материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с
приоритетом (изза специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценносмысловых), познавательных и коммуникативных. С
целью формирования читательской самостоятельности учащихся с 1 класса регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с
книгами. Во 2 классе этому посвящён специальный раздел «В мире книг».
Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится
заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка,
сказка) и др.
Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:
• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью
осуществляется подготовка к чтению; далее, в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки, аименно вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, основной блок вопросов и
заданий расположен после текста); таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая
привычку к чтениюдиалогу, чтениюразмышлению, чтению изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);
• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению:
совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;
• систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и большая
самостоятельность детей при их выполнении;
• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методически
ми материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для
составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации
прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).
Таким образом, методический аппарат учебников и пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь
в освоении заявленных в программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе
обобщённых способов учебной деятельности.
Несмотря на то что методический аппарат соответствует возрастным возможностям детей, с целью организации разноуровневого
подхода к обучению выделены задания повышенной сложности, необязательные для выполнения, что позволяет предотвратить перегрузку
учащихся.
В федеральном базисном образовательном плане на изучение курса «Литературное чтение», начинающегося после периода обучения
грамоте, в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 448 часов.
Далее представлена основная часть программы – «Содержание курса «Литературное чтение», которая состоит из следующих разделов
для каждого года обучения: «Виды речевой деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая
деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Внеурочная деятельность по литературному чтению». Завершается
программа перечнем ожидаемых результатов обучения.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает в себя описание работы над всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение,
говорение, письмо), и прежде всего работы над разными видами текстов.
Раздел «Круг детского чтения» содержит:
а) общую характеристику учебного материала, который подобран в соответствии с критериями художественной и познавательной ценности,
сочетания классики и современности, доступности, тематического и видожанрового разнообразия;б) тематическое планирование1 в виде перечня изучаемых произведений, структурированных по темам, и указания примерного количества
учебного времени, отводимого на изучение каждой из тем.
В разделе «Литературоведческая пропедевтика» названы литературоведческие понятия, которые изучаются на практической основе
с целью освоения первоначальных представлений о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» направлен на создание при обучении чтению
условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в
самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и
музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов и др.
Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся,
связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой
работы,
обеспечивающей развитие литературно творческих способностей учащихся, расширение круга чтения младших школьников в связи с
проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др.
Третья, завершающая часть программы (после пояснительной записки и содержания курса «Литературное чтение») – «Результаты
обучения», где определён перечень результатов, к которым должны и могут прийти дети ко времени окончания начальной школы.
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном планена изучение курса «Литературное чтение», начинающегося после периода обучения
грамоте. Содержание программы курса «Литературное чтение » 1 класса рассчитано на 40 часов (4 часа в неделю, 10 недель.)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»
1. Формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо).
2. Потребность начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания.
3. Читательская компетентность младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения
прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной
читательской деятельности.
4. Готовность обучающегося к использованию литературы для своего духовнонравственного, эмоционального и интеллектуального
самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Формы организации учебного процесса урокВ 1 классе проверяется сформированность умения читать; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном
темпе 40 слов в минуту (вслух) и 4050 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как
подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости
от характера произведения.
Формы и средства контроля
Устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по
избранной теме, тестирование, чтение текста).
Письменные виды контроля (выполнение письменной проверочной работы).
Общая характеристика учебного предмета
1 класс
(40 часов)
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания
звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.
Чтение
Чтение вслух
Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему
осознать текст.
Понимание читаемого при помощи вопросов по содержанию.
Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения. Чтение по
ролям небольших произведений.
Чтение «про себя»
Понимание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую
информацию (выборочное чтение).
Работа с разными видами текстаОсознание того, что литературное произведение создано кемто (народом, конкретным человеком), т. е. преодоление «наивного реа
лизма» в восприятии литературы.
Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом.
Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их
ответы, используя текст.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Ориентировка в Содержании (оглавлении) книги.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором
эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,
характеру поступков героев.
Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка
из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана.
Ключевые (опорные) слова.
Чтение по ролям, драматизация.
Библиографическая культура.
Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплет),
корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации.
Умение ориентироваться в характере книги по ее обложке. Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной
библиотеке.
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник.
Говорение (культура речевого общения)
Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не
перебивая, собеседника.
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по
иллюстрации.
Круг чтения
Круг чтения в 1 классе составляют, прежде всего, произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых
фольклорных форм: песни, загадки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы. При этом параллельно с фольклорным произведением
дается его литературный аналог. Кроме того в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы,
стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, моральнонравственных проблемах (честности и лживости,
дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе.
Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.
Тематическое планирование
Звенит звонок — начинается урок (7 ч.)
Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»(звездочкой отмечены произведения,
рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной
тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; Э. Мошковская «Можно всемувсему научиться...».
Час потехи (9 ч.)
В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); потешки; колыбельные песни; побасенки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г.
Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»; В. Берестов «Искалочка»; считалки; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; небылицы; С.
Маршак «Я видел»; А. Босев «С нами Смех» (перевод С. Михалкова); С. Маршак «Пудель».
«Что такое хорошо и что такое плохо» (11 ч.)
Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; Л. Н. Толстой «Кто прав?»; Э. Мошковская «Не
надо больше ссориться!..»; В. Осеева «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Н. Толстой
«Два раза не умирать»; Л. Н. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»; Л. Яхнин
«Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».
«Там чудеса...» (13 ч.)
А. Шибаев «Сказки просят...»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»;
ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «Улукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
(отрывки); X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений.
Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка, песня, пословица, небылица, побасенка, считалка, загадка, скороговорка –
узнавание, различение, определение ведущих жанровых особенностей. Народная и литературная (авторская) сказка.
Различение фольклорных и авторских художественных произведений. Выявление сходства одножанровых народных и авторских
текстов.
Общее представление о жанре басни.
Введение в активный словарь терминов: автор, персонаж, текст, произведение народное, произведение авторское, загадка, считалка,
небылица, скороговорка, пословица, басня.
Творческая деятельность (на основе литературных произведений)
Формирование воссоздающего и творческого воображения.
Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации, словесного и
графического рисования.
Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Продолжение прочитанного
(прогнозирование).
Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения
Создание классной библиотечки (уголка чтения).
Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству Х. К. Андерсена и А.С. Пушкина.
Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам.
Участие в конкурсе чтецов.
Участие в работе театрального кружка.
Создание небольшого сборника пословиц (на основе материалов рабочей тетради).
Создание небольшого сборника побасенок (на основе материалов рабочей тетради).
Создание небольшого сборника загадок (на основе материалов рабочей тетради).
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Участие в «малых конференциях» по темам: «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга».Распределение учебного времени прохождения программного материала
№п/п
1
2
3
4
Тема раздела
Колво часов
Учебная тема: «Звенит звонок — начинается урок»
«Час потехи»
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Там чудеса…»
Всего:
7
9
11
13
40
Оценка планируемых
результатов
Проверка техники чтения
Комплексная проверочная
работа Проверка техники
чтения
Дата по плану
12.03
16.05
21.05
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
1 класс
Познавательные общеучебные действия
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Выделение познавательной цели.
Выбор наиболее эффективного способа решения.
Смысловое чтение.
Анализ объектов.
Синтез как составление частей целого.
Доказательство.
Установление причинноследственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно.
Разрешение конфликтов.
Управление действиями партнера.
Регулятивные УУД Целеполагание.
Волевая саморегуляция.
Прогнозирование уровня усвоения.
Оценка.
Коррекция.
Личностные УУД
Смыслополагание.
Предметные УУД
Читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами. Темп чтения 3035 слов в минуту.
Понимать содержание прочитанного.
Осознанно выбирать интонацию, темп чтения.
Определять персонажей и героев.
Находить рифмы.
Рассказывать о событиях произведения от 1 и 3 лица.
Задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса по курсу «Литературное
чтение»
Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительно к учебникам)
являются следующие: программнометодические материалы, рабочие тетради для учащихся, сборники тестовых заданий, хрестоматии для
домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и
справочники, толковый словарь), фонохрестоматия, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных
писателей, а также технические средства обучения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу 1 класса будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их
читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Ученики научатся:
• осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;• читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, «про себя» – не менее40 слов в минуту) и
выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
• применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
• полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого
удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
• знанию основных моральных норм;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально
этических норм;
• работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и
др.);
• соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка,
стихотворение, басня), основываясь на их признаках;
• владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
• осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий
пересказ и др.).
Ученики получат возможность научиться:
• осознавать основные духовнонравственные ценности человечества;
• воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
• применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные
действия;
• испытывать чувство гордости за свою Родину, народи историю;
• уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
• бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• соотносить литературу с другими видами искусства;
• испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;• развивать способность к эмпатии, эмоциональнонравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
• определять сходство и различие произведений разных жанров;
• осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• использовать полученную при чтении научнопопулярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
• выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;
• высказывать и пояснять свою точку зрения;
• применять правила сотрудничества;
• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный
запас;
• расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Перечисленные требования к результатам начального общего образования определяют критерии оценивания предметных,
метапредметных и личностных результатов на ступени начального обучения литературному чтению.
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХ
I век)
О.В. Кубасова «Любимые страницы» 1 класс– 2011 и послед
О.В. Кубасова Рабочая тетрадь 1 класс. – 2011 и послед.
Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 1 класс. –2007 и послед.
Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 1 класса. – 2009 и послед.
Кубасова О. В. Итоговые проверочные работы по литературному чтению. 1–4 классы. – 2013 и послед.
Пособия для учителя
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХ
I век)
О.В. Кубасова Методические рекомендации ( с подробным изложением уроков) 1класс 2011 и послед.
Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов
общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009 и послед.
Кубасова О. В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной
системы «Гармония». – 2013 и послед. Кубасова О. В. Выразительное чтение. – М.: Академия, 1998 и послед.
Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.
Темы творческих и проектных работ по литературному чтению
1.Что за прелесть эти сказки!
2.Былины
3."Баба Яга злодейка или берегиня?
4. Сказки А.С.Пушкина
5. «Почему дети стали читать меньше художественной литературы».
6. Тема добра и зла в литературе
7.Откуда пришла книга?
8.Книга источник знанияТипы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
2. урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;
3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
4. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
№п/п
Тема урока
(раздел)
Контроль
Тип
урока
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с
Дата
ФГОС)
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметные результаты
УУД
План Факт
1
2
Звенит звонок –
начинается урок (7
ч)
Л. Дьяконов
«Первоклассникам»;
А. Барто «Стали
грамотными»;
Г. Новицкая
«Книжки»
Самостоятельно
е
чтение
УИПЗЗ
Наизусть
УИПЗЗ
Совершенствовать
все
стороны навыка чтения,
прежде
всего
осмысленность,
правильность
выразительность.
Осваивать роль логического
ударения в верной пере
даче
смысла
и
текста
–
Формировать
положительную мотивацию к
обучению и к чтению книг.
(Л.)
– Развивать рефлексию. (Л.)
– Развивать эмпатию. (Л.)
– Прогнозировать события.
(Р.)
Март
7
9идею
(практически).
Определять
произведения.
Озаглавливать текст.
Знакомиться с пословицами
и постигать их обобщённый
смысл.
Соотносить пословицы с
прочитанными
произведениями.
Соотносить иллюстрации с
прочитанным произведе
нием.
стихотворный текст.
Ориентироваться
учебнике.
наизусть
Заучивать
в
Р. Сеф «Учись
читать!»;
Л. Пантелеев «Ау»;
С. Погореловский
«Ох, и непорядки в
Мишкиной
тетрадке»
Л. Пантелеев «Ау»;
С. Погореловский
«Ох, и непорядки в
Мишкиной
тетрадке»
В. Голявкин
«Болтуны»;
С. Маршак
«Угомон»
Мошковская
«Можно всему
всему научиться…»;
пословицы
Обобщающий урок
3
4
5
6
7
Самостоятельно
е
чтение
УИПЗЗ
Чтение
стихотворения
наизусть
выразительно
Самостоятельно
е
чтение
Тематический
(выборочное
чтение, тест,
выразительное
чтение)
Самостоятельно
е
чтение
УЗНЗВ
У
УПОКЗ
УИПЗЗ
УПОКЗ
13
14
15
16
20
Осуществлять
–
целеполагание. (Р.)
– Анализировать и оценивать
выразительность
чтения
одноклассников. (Р.)
– Ориентироваться в разделе
учебника. (П1.)
– Ориентироваться в детских
книгах с целью выбора книги
по предложенной теме. (П1.)
– Анализировать
свои
впечатления, рассуждая на
заданную тему.(П2.)
Анализировать
–
прочитанное
целью
озаглавливания текста с
точки зрения его идеи. (П2.)
–
Анализировать
произведение с точки зрения
его соответствия теме. (П2.)
–
Анализировать
иллюстрацию с точки зрения
её
соответствия
произведению. (П2.)
– Сопоставлять пословицы с
литературными текстами с
точки зрения их идейного
содержания.(П2.)
–
устное
Создавать
рассуждение на заданную
тему. (К.)
с18
29
310
411
512
613
714
Час потехи (9 ч)
В. Смит «Час потехи
«Потешки и
колыбельные песни»
Русские народные
побасенки
Загадки.
С. Маршак
Г. Цыферов
«В среду решили
они играть в
прятки», В.
Берестов
«Искалочка
русские народные
считалочки; В.
Берестов «За игрой
Словесные игры:
скороговорки,
небылицы
815
С. Маршак «Я
видел», А Босев
Выразительное
чтение
Выразительное
чтение
Выборочное
чтение
побасенок
Рисункиотгадки
к загадкам
Наизусть
УИПЗЗ
УИПЗЗ
УИПЗЗ
УИПЗЗ
УИПЗЗ
Чтение
наизусть
считалки
Быстрое и
чистое
произнесение
скороговорок
Выразительное
чтение
УИПЗЗ
УИПЗЗ
УИПЗЗ
Обогащать словарный запас
(по теме «Животные»).
Совершенствовать
все
стороны навыка чтения,
прежде
всего
осмысленность,
правильность, выразитель
ность.
Определять
эмоциональный характер
произведения. Составлять
картинный план.
Совершенствовать
все
стороны навыка чтения,
всего
прежде
осмысленность
и
выразительность.
Определять эмоциональный
характер произведения.
Понимать
особенности
малых фольклорных жанров
(потешки, колыбельные).
осваивать
Практически
термины
«потешка»,
«колыбельная». Расширять
литературный кругозор.
– Умение обосновывать своё
высказывание. (К.)
– Вступать в общение,
выражать свою точку зрения,
слушать другого, соблюдать
правила общения.(К.)
– Принимать и выполнять
учебную задачу. (Р.)
– Контролировать себя при
чтении. (Р.)
– Анализировать и оценивать
выразительность
чтения
одноклассников. (Р.)
– Ориентироваться в тексте.
(П1.)
– Ориентироваться в книгах.
(П1.)
– Конструировать слова. (П
2.)
свои
– Анализировать
впечатления, рассуждая на
заданную тему.(П2.)
– Обосновывать
высказывание. (К.)
– Вступать в общение,
выражать свою точку зрения,
слушать другого, соблюдать
правила общения.(К.)
–
Приобщаться
национальной культуре. (Л.)
своё
к
21
22
23
Апрель
3
4
5
6
10916
«С нами смех
С. Маршак
«Пудель»
Выразительное
чтение
УИПЗЗ
117 Что такое хорошо
и что такое плохо
(11 ч)
Л. Толстой «Правда
всего дороже», С.
Прокофьева «Сказка
про честные ушки»
Э. Мошковская «Не
надо больше
218
Подробный
пересказ текста
УИПЗЗ
Пересказ
текста
УИПЗЗ
11
– Принимать и выполнять
учебную задачу. (Р.)
– Ориентироваться в тексте.
(П1.)
– Сравнивать произведения
малых фольклорных жанров
(потешки и колыбельные).
(П2.)
– Анализировать особенности
языкового
оформления
текста. (П2.)
– Ранжировать произведения
по жанру. (П2.)
– Вступать в общение,
выражать свою точку зрения,
слушать другого, соблюдать
правила общения.(К.)
– Сотрудничать в ролевой
игре.(К.)
– Создавать текст по
подобию.(К.)
– Формировать нравственную
позицию, а также личностное
качество – дружелюбие. (Л.)
– Вырабатывать способность
к нравственной оценке
поступка.(Л.)
– Ориентироваться в тексте.
(П1.)
– Выделять главное в тексте.
12
13
Совершенствовать
все
стороны навыка чтения,
прежде
всего
осмысленность,
правильность
выразительность.
Характеризовать персонаж.
Сравнивать
персонажей
разных
иссориться!»; Л.
Толстой «Кто
прав?»
В. Осеева «Все
вместе»
Е. Пермяк
«А для чего руки
нужны?»
Эзоп «Собрался
старик помирать…»
Л. Толстой «Два
товарища»
В. Росин. «Друзья
познаются в беде»
С. Михалков
«Ошибка»
С. Михалков
«Прививка»
Л. Яхтин «Силачи»
319
420
521
622
723
824
925
1026 М. Пляцковский
«Добрая лошадь»
1127 Обобщение
128
«Там чудеса…» (13
ч)
А. Шибаев «Сказки
просят»
Осваивать
произведений.
чтение
ролям.
по
Сравнивать произведения
общей тематики.
Озаглавливать прочитанное.
Осваивать чтение по ролям.
Определять тему и идею
небольшого произведения.
заглавие,
Анализировать
сопоставляя
его
с
содержанием произведения.
Озаглавливать текст.
(П2.)
– Сравнивать заголовок и
содержание произведения.
(П2.)
– Обобщать содержание
текста с целью его
озаглавливания. (П2.)
– Вступать в общение,
выражать свою точку зрения,
слушать другого, соблюдать
правила общения.(К.)
– Формировать дружелюбные
отношения. (К.)
Выразительное
чтение текста
Выразительное
чтение
УИПЗЗ
УИПЗЗ
Текущи
Текущий
Чтение
наизусть
Текущий
Текущий
Текущий
УИПЗЗ
УИПЗЗ
УИПЗЗ
УИПЗЗ
УИПЗЗ
УИПЗЗ
УОСЗ
Взаимоконтроль УИПЗЗ
Совершенствовать
все
стороны навыка чтения,
прежде всего осмысленность
и выразительность.
Формировать воссоздающее
воображение.
Приобщаться
–
к
национальной культуре. (Л.)
– Развивать способность к
контролю. (Р.)
– Ориентироваться в
учебнике.(П1.)
17
18
19
20
24
25
26
27
Май
2
3Расширять словарный запас.
Расширять литературный
кругозор.
Пересказывать произведения
устного
народного
творчества.
Составлять рассказ по
иллюстрации.
Выбирать
заданным параметрам.
книги пот
Приобщаться
– Ориентироваться в книгах.
(П1.)
– Выдвигать гипотезы. (П1.)
–
Воспринимать
информацию,
представленную в форме
модели,
к
–
национальной
культуре,
переводить её в вербальную
форму. (П1.)
– Делать обобщение по ряду
признаков. (П2.)
– Вступать в общение,
выражать свою точку зрения,
слушать другого, соблюдать
правила общения.(К.)
–
прочитанное.(К.)
при
– Сотрудничать
проведении игры «Театр».
(К.)
Пересказывать
229
330
Русские народная
сказка «Петушок и
бобовое зёрнышко»
Русские народная
сказка «Петушок и
бобовое зёрнышко»
Текущий.
Пересказ по
картинному
плану
Текущий.
Пересказ по
картинному
плану
УЗНЗВУ
УЗНЗВУ
4
8431
532
633
734
835
936
Ингушская сказка
«Заяц и черепаха»
Американская
сказка «Вот он,
вор!»
Армянская сказка
«Заказчик и мастер»
Армянская сказка
«Заказчик и мастер»
Сказки А.С.
Пушкина
Х.К. Андерсен
«Принцесса на
горошине»
Высказывание о
мудрой мысли
сказки
Рассказ «Как
Джону удалось
найти вора»
Пересказ сказки
Пересказ сказки
Наизусть
Пересказ сказки
УЗНЗВ
У
УЗНЗВ
У
УЗНЗВ
У
УЗНЗВ
У
УЗНЗВ
У
УКИЗ
1037 В. Орлов «Абрикос
Пересказ сказки
УКИЗ
в лесу»
1138 А. Курляндский
«Первое сентября
попугая Кеши»
(история седьмая)
1239 А. Курляндский
«Первое сентября
попугая Кеши»
(история седьмая)
УОСЗ
УОСЗ
Чтение слов
ежика
выразительно
(игра роли
близко
к тексту
Чтение слов
ежика
выразительно
(игра роли
близко
к тексту
1340 Обобщающий урок
УПОКЗ
10
11
15
16
17
18
22
23
24
25Пошли гулять на речку Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Кораблик.
Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
Мы не умеем плавать, сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Лягушонок стал смеяться над ними. Обиделись друзья. Решили построить кораблик. Цыплёнок
принёс листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок верёвочку.
И пошла работа. Построили кораблик!
Сели на него и поплыли. (60 слов.)
( По В. Сутееву )1 – й вариант
Фамилия, имя ____________________________________________
Школа _____________________________ Класс ________________
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части.
Выполняй их по порядку.
Задание 1. Начни читать текст про себя или тихо, вполголоса. По сигналу учителя поставь палочку после
того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Задание 2 Выбери из сказки предложение, в котором три слова. Спиши его.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Проверь. Если надо, исправь.Задание 3. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются
события в сказке? Отметь их цифрами 1, 2, 3.
Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком .
Столько же «ног», сколько у цыплёнка…
А) у жучка В) у вороны
Б) у мыши Г) у муравья
Задание 5.
1 Запиши цифрами, сколько жучков нарисовал художник на каждой картинке.2 Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько жучков должно быть на следующей картинке.
Задание 6.
1
Подчеркни в слове гулять буквы мягких согласных звуков.
2
Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.
гулять звуков, букв.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.
Задание 7. Отметь значком домашнее животное.
А) жучок В) ворона
Б) цыплёнок Г) лягушонок
Задание 8. Рассмотри схему.
1. Выбери рисунки, которые относятся к живой или неживой природе. Соедини эти рисунки стрелками
с названиями.
Живая природа
солнце муравейНеживая природа
Радуга божья коровка
2. Запиши на свободной строчке свой пример объекта неживой природы.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________Задание 9. Друзья решили побегать наперегонки. Мышонок прибежал раньше Цыплёнка, но позже
Лягушонка. Муравей прибежал раньше Жучка, но позже Цыплёнка. В каком порядке они прибегали?
Отметь свой ответ на отрезке.
5 4 3 2 1
Ответ:
Для обозначения используй 1 букву: жучок – ж.
Задание 10. Подумай, что означает слово соломинка. Отметь значком правильный ответ.
Кондитерское мучное изделие в виде узких длинных палочек.
Стебель хлебного злака.
Задание 11. Как ты думаешь, почему друзья обиделись на лягушонка? Дай ответ 1 – 2 предложениями.
________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________2 – й вариант
Фамилия, имя ____________________________________________
Школа _____________________________ Класс ________________
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части.
Выполняй их по порядку.
Задание 1. Начни читать текст про себя или тихо, вполголоса. По сигналу учителя поставь палочку после
того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Задание 2 Выбери из сказки предложение, в котором три слова. Спиши его.
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Проверь. Если надо, исправь.Задание 3. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются
события в рассказе? Отметь их цифрами 1, 2, 3.Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком .
Столько же «ног», сколько у мышки…
А) у кошки. В) у цыплёнка.
Б) у змеи. Г) у муравья.
Задание 5.
1. Запиши цифрами, сколько муравьёв нарисовал художник на каждой картинке.
2. Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько муравьёв должно быть на следующей картинке.Задание 6.
1. Подчеркни в слове принёс буквы мягких согласных звуков.
2. Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.
принёс звуков, букв.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.
Задание 7. Отметь значком дикое животное.
А) овца В) кошка
Б) цыплёнок Г) лягушонок
Задание 8. Рассмотри схему.
1. Выбери рисунки, которые относятся к живой или неживой природе. Соедини эти рисунки стрелками
с названиями.
Живая природа
Неживая природаель горы
облака курица
2. Запиши на свободной строчке свой пример объекта живой природы.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________
Задание 9. Друзья решили устроить соревнования по прыжкам. Мышонок подпрыгнул выше Муравья, но
ниже Цыплёнка. Лягушонок прыгнул выше Цыплёнка. А Жучок выбыл из соревнований. В каком порядке
они покоряли высоту? Отметь свой ответ на отрезке.
5 4 3 2 1
Ответ:
Для обозначения используй 1 букву: жучок – ж.Задание 10. Подумай, что означает слово лист в данном произведении. Отметь значком правильный
ответ.
Тонкий плоский кусок, какого – либо материала.
Орган воздушного питания и газообмена растений.
Задание 11. Подумай, о чём эта сказка? Дай ответ 1 – 2 предложениями.
________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________