Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Основной образовательной программы НОО школы; авторской программы Л. Ф. Климановой, Г. Горецкого, М. В. Головановой
Иконка файла материала л.чтение.docx
Литературное  чтение. Пояснительная записка.                          Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативно ­ правовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  2. Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089 (или ФГОС НОО (Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом   Министерства образования РФ  №  373 от 06.10.2009) , ФГОС ООО (Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   утвержденного   приказом   Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010). 3. Основной образовательной программы (начального общего образования, утверждённой педагогическим советом №7 от 28.08.2015г. (ФГОС НОО); основного общего образования, утверждённой педагогическим советом № 2 от 26.03.2016г. (ФГОС ООО); основного общего образования, утверждённой педагогическим советом  №  8 от 28.08.2015г. (ФК ГОС­2004); среднего общего образования , утверждённой педагогическим советом № 8 от 28.08.2015г. (ФК ГОС­2004)). Учебного плана МБОУ г. Иркутска СОШ № 10 на 2016­2017 учебный год. Примерной  программы (начального общего образования)  по литературному чтению основного общего образования, федерального перечня  учебников,   рекомендованных   Министерством   образования   Российской   Федерации   к  использованию   в   образовательном   процессе   в общеобразовательных учреждениях. Разработана на основе авторской программы по литературному чтению ­ Л.Ф.Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой   и  с учётом психолого­педагогической  характеристики  учащихся класса.   (Приложение 1)  4. 5.  Изучение литературного чтения   направлено на достижение следующих целей: —   овладение   осознанным,   правильным,   беглым   и   выразительным   чтением   как   базовым   навыком   в   системе   образования   младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; —   развитие   художественно­творческих   и   познавательных   способностей,   эмоциональной   отзывчивости   при   чтении   художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; —   обогащение   нравственного   опыта   младших   школьников   средствами   художественной   литературы;   формирование   нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.Задачи программы: Развивать  способность   полноценно   воспринимать   художественное   произведение,   сопереживать   героям,   эмоционально   откликаться   на прочитанное. Учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся. Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление. Развивать  поэтический   слух   детей,   накапливать   эстетический   опыт   слушания   произведений   изящной   словесности,   воспитывать художественный вкус. Формировать  потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе. Формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы. Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности. Расширять  кругозор   детей   через   чтение   книг   различных   жанров,   разнообразных   по   содержанию   и   тематике,   обогащать   нравственно­ эстетический и познавательный опыт ребенка. Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения. Работать с различными типами текстов. Создавать  условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.                                                   Общая характеристика учебного предмета Место курса "Литературное чтение"  в учебном плане   Курс "Литературное чтение" в 2 классе рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели). Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.   Учебник «Литературное чтение» в двух частях. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно­нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальными общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают   осознанным   и   выразительным   чтением,   чтением   текстов   про   себя,   учатся   ориентироваться   в   книге,   использовать   её   для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги,   высказывать  собственное   мнение,   строить  монолог  в  соответствии   с  речевой   задачей,  работать  с  различными   видами  текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На   уроках   литературного   чтения   формируется   читательская   компетентность,   помогающая   младшему   школьнику   осознать   себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс   литературного   чтения   пробуждает   интерес   учащихся   к   чтению   художественных   произведений.   Внимание   начинающего   читателя обращается   на   словесно­образную   природу   художественного   произведения,   на   отношение   автора   к   героям   и   окружающему   миру,   на нравственные   проблемы,   волнующие   писателя.   Младшие   школьники   учатся   чувствовать   красоту  поэтического   слова,   ценить  образность словесного искусства. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. Содержание учебного предмета Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)  Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь  Самое великое чудо на свете (4 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно­познавательных текстов.Устное народное творчество (15 ч) Знакомство   с   названием   раздела.   Прогнозирование   содержания   раздела.   Планирование   работы   учащихся   и   учителя   по   освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение но пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси­лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.  Оценка достижений. Люблю природу русскую. Осень (8ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотво­ рения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно­популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений Русские писатели (14 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Кар­ тины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный   смысл   басен   И.   А.   Крылова.   Сравнение   басни   и   сказки.   Структура   басни,   модель   басни.   Герой   басенного   текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Л. Н. Толстой. Басни Л. Н.Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ.  Оценка достижений.О братьях наших меньших (12 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. За­ ходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно­популярный текст Н. Слалкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.  Оценка планируемых достижений Из детских журналов (9 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Игра в сти­ I хи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.  Проект: «Мой любимый детский журнал». Оценка своих достижений Люблю природу русскую. Зима (9 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые   помогают   представить   зимние   картины.   Авторское   отношение   к   зиме.   Русская   народная   сказка.   Два   Мороза.   Главная   мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.  Оценка достижений Писатели детям (17 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создании образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение но ролям. С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. 'Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.  Оценка достижений Я и мои друзья (10 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно­этические представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.  Оценка достижений Люблю природу русскую. Весна (9 ч) Знакомство   с   названием   раздела.   Весенние   загадки.   Соотнесение   загадки   с   отгадкой.   Сочинение   весенних   загадок.   Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись И в шутку и всерьёз (14 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова. И.Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения. Весёлые  рассказы  для детей Э. Успенского. Г. Остера,  В.  Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение  к героям   юмористического  текста.   Восстановление  последовательности   текста  на  основе  вопросов.  Составление   плана.  Пересказ текста на основе вопросов. Оценка планируемых достижений Литература зарубежных стран (12 ч) Знакомство   с   названием   раздела.   Прогнозирование   содержания   раздела.   Выставки   книг.   Американские,   английские, французские,  немецкие  народные   песенки  в  переводе  С.  Маршака,  В. Викторова.  Л.  Яхнина.  Сравнение  русских  и  зарубежных песенок. Ш.   Перро.   «Кот   в   сапогах».   «Красная   Шапочка».   Герои   зарубежных   сказок.   Сравнение   героев   зарубежных   и   русских сказок.   Творческий   пересказ:   дополнение   содержания   сказки.   Г.­Х.   Андерсен.   «Принцесса   на   горошине».   Герои зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.Проект: «Мой любимый писатель­сказочник». Оценка достижений Учебно­тематический план № п/п  Название раздела Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Введение Самое великое чудо на свете Устное народное творчество Люблю природу русскую. Осень Русские писатели О братьях наших меньших Из детских журналов Люблю природу русскую. Зима Писатели ­ детям Я и мои друзья Люблю природу русскую. Весна И в шутку и всерьёз Литература зарубежных стран 1 4 15 8 14 12 9 9 17 10 10 14 12Резервные часы ИТОГО 2 136 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года      Второклассники научатся: • • • • • • • • • • • • • • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни; читать   осознанно,   правильно,   бегло   (целыми   словами   вслух   –   не   менее   50­60   слов   в   минуту)   и   выразительно   доступные   по содержанию и объёму произведения; применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);  полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное; ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного,   оценивать   поступки   персонажей   с   точки   зрения     общепринятых морально­этических норм; работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности; определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам; устанавливать причинно­следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев; отличать поэтический текст от прозаического; распознавать   основные   жанровые   особенности   фольклорных   форм   (сказки,   загадки,   пословицы,   небылицы,   считалки,   песни, скороговорки и др.); осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламации, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.); делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики текстов; высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;• • • создавать   собственные   небольшие   тексты   (повествование,   описание,   рассуждение)   на   основе   художественного   произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно­популярном текстах; ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.      Второклассники получат возможность научиться: • • • • • • • • • • • • • • • • осознавать основные духовно­нравственные ценности человечества; воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; уважать культуру народов многонациональной России и других стран; бережно и ответственно относиться к окружающей природе; развивать   способность   к   эмпатии   (осознанное   сопереживание     эмоциональному   состоянию   другого   человека),   эмоционально­ нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); определять сходство и различие произведений разных жанров; использовать полученную при чтении научно­популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; высказывать и пояснять свою точку зрения; применять правила сотрудничества; выделять в тексте опорные (ключевые) слова; делать устную презентацию книги (произведения); пользоваться тематическим (систематическим) каталогом; работать с детской периодикой; расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.      Программа   обеспечивает   достижение   выпускниками   начальной   школы   следующих  личностных,   метапредметных   и   предметных результатов. Личностные результаты: 1. формирование   чувства   гордости   за   свою   Родину,   её   историю,   российский   народ,   становление   гуманистических   и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;2. формирование   средствами   литературных   произведений   целостного   взгляда   на   мир   в   единстве   и   разнообразии   природы, народов, культур и религий; 3. воспитание художественно­эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6. овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу; 7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9)   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных   ситуациях,   умения   избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10)   наличие   мотивации   к   творческому   груду   и   бережному   отношению   к   материальным   и   духовным   ценностям,   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата: 4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5. использование знаково­символических средств представления информации о книгах; 6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8. овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   в   соответствии   с   целями   и   задачами,   осознанного   построения   речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;9. овладение  логическими  действиями  сравнения, анализа,  синтеза,  обобщения, классификации  по родовидовым  признакам, установления причинно­следственных связей, построения рассуждений; 10. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, обшей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1. понимание   литературы   как   явления   национальной   и   мировой   культуры,   средства   сохранения   и   передачи   нравственных ценностей и традиций; 2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, куль туре, первоначальных  этических  представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно­познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4. использование   разных   видов   чтения   (изучающее   (смысловое),   выборочное,   поисковое);   умение   осознанно   воспринимать   и оценивать   содержание   и   специфику   различных   текстов,   участвовать   в   их   обсуждении,   давать   и   обосновывать   нравственную оценку поступков героев; 5. умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу,   пользоваться   справочными   источниками   для   понимания   и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6. умение   использовать   простейшие   виды   анализа   различных   текстов:   устанавливать   причинно­следственные   связи   и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7. умение   работать   с   разными   видами   текстов,   находить   характерные   особенности   научно­познавательных,   учебных   и художественных   произведений.   На   практическом   уровне   овладеть   некоторыми   видами   письменной   речи   (повествование   — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8. развитие   художественно­творческих   способностей,   умение   создавать   собственный   текст   на   основе   художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 1 Дата Тема, тип  урока 2 3 Решаемые проблемы, цели деятельности учителя 4 Введение .  Знакомст во с  учебнико м  (постан овочный ) Проблема. Почему  автор считает книгу  самым лучшим другом? Цели: познакомить  учащихся с новым  учебником лит. чтения,  с системой условных  обозначений, с  содержанием учебника,  со словарём; обобщить  знания, полученные на  уроках литературного  чтения в 1 классе;  развивать память, речь,  мышление,  воображение Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС ) понятия предметные результаты 5 Учебник , книга,  автор 6 Знания: познакомятся с  новым учебником, узнают, как ориентироваться  в учебнике,  систему условных  обозначений. Умения: научатся находить  нужную главу и нужное  произведение в учебнике,  предполагать по значению  содержание главы. Навыки: различать элементы  книги (обложка, оглавление,  титульный лист, иллюстрация, аннотация), пользоваться  словарём в конце учебника универсальные учебные действия (УУД) 7 Регулятивные: вносить  необходимые дополнения и  изменения в план и способ  действия в случае расхождения  эталона, реального действия и  его результата. Познавательные:  самостоятельно выделять и  формулировать познавательную  цель, контролировать и оценивать процесс и результат  деятельности.  Коммуникативные: проявлять  активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и  познавательных задач личностные результаты 8 Демонстрир уют  положитель ное  отношение к школе2 3 Мир  литерат уры,  послови цы, смысл,  иллюстр ации,  текст Книга,  библиот ека Игра  «Крести ки –  нолики» (поста­ новка  учебной  задачи,  поиск ее  решения ) Самое  великое  чудо на  свете  (решени е  частных задач) Проблема. Какие на­ стольные игры вы  знаете? Чем они  полезны? Цели: в игровой форме познакомить с ми­ ром лит.чтения;  обобщить знания,  полученные на уроках  литературного чтения в 1 классе; развивать  память, речь,  мышление,  воображение Проблема. Что мы  считаем самым великим чудом на свете? Цели: напомнить уч­ся  правила обращения с  книгами; разв­ть  интерес к чтению,  истории; продолжить  форм­ние навыков  связной речи, со­ ставления рассказа по картинке;  Знания: узнают от одноклас­ сников о новых настольных  играх и их значении. Умения: научатся объяснять  пословицы по изученной те­ Регулятивные: адекватно  воспринимать предложения  учителей, товарищей, родителей  и других людей по исправлению  допущенных ошибок. Осознают  эстетически е  потребности , ценности ме, ориентироваться в  прочитанных произведениях,  предполагать на основе  названия содержание главы. Навыки: рассматривать ил­ люстрации, соотносить их  содержание с содержанием  текста в учебнике Знания: узнают мнение од­ ноклассников и учителя о том, что для них самое  великое чудо. Умения: науч­ся объяснять  пословицы по изуч. теме,  прогнозировать содержания  раздела, ориен­ся в проч­х  произведениях, представлять  любимую книгу и любимых  героев. Навыки: оформлять и  представлять перс. выставку  Познавательные: осуществлять передачу информации. Коммуникативные: вести уст­ ный и письменный диалог в со­ ответствии с грамматическими и  синтаксическими нормами  родного языка; слушать и  понимать собеседника Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в по­ знавательную. Познавательные: извлекать  необходимую информацию из  учебника и дополнительных  источников знаний.  Коммуникативные: задавать  вопросы, необходимые для  организации собственной  деятельности и сотрудничества с  партнёром и  чувства;про являют  личную от­ ветственнос ть за свои  поступки Проявляют  интерес  к учебной  деятельност и по предму, положитель ное от­ ношение к школе, од­ ноклассника м, учителям4 Библиот еки  (решени е част­ Проблема. О чём  может рассказать  школьная библиотека? Цели: напомнить пра­ Библиот екарь,  картоте ка ных  задач) вила обращения с  книгами; познакомить с работой школьной  библиотеки; развивать  интерес к чтению,  истории; продолжить  формирование навыков  связной речи,  составления рас­сказа  по картинке,  выразительного чтения Знания: познакомятся с  организацией работы  школьной библиотеки и  библиотекаря; узнают о  каталоге, картотеке Умения: научатся  находить  нужную и интересную книгу в  библиотеке по тематическому каталогу, составлять список  прочитанных книг, находить  нужную информацию о библиотеке в различных ис­ точниках информации. Навыки: рассказывать о  своей домашней библиотеке 5 8.09 Книги  (решени е  частных задач) Проблема. Как давно  появились книги? Цели: напомнить  учащимся правила  обращения с книгами;  познакомить с историей создания книг;  обеспечить условия для конструктивной работы по  литературоведческой  пропедевтике;  прививать ин­терес к  Словарн ая  работа  (литерат уроведч еская  пропеде втика):  летопис ь,  береста ,  берестя Знания: узнают об истории  создания книги в древние  времена, значение новых  литературоведческих  терминов; получат  представление о старинных и  современных книгах. Умения: научатся находить  информацию о старинных  книгах из учебника и других  источников, готовить  сообщения или создавать  презентацию о старинных  Регулятивные: составлять план  и последовательность действий  при выполнении учебно­ практических действий;  адекватно ис­ пользовать речь для  планирования и регуляции своей  деятельности. Познавательные:  самостоятельно выделять и  формулировать познавательную  цель. Коммуникативные:  осуществлять взаимный  контроль, адекватно оценивать  собственное поведение и  поведение окружающих Регулятивные: адекватно  воспринимать предложения  учителей, товарищей, родителей  и других людей по исправлению  допущенных ошибок. Познавательные: осознанно и произвольно строить  сообщения в устной и  письменной форме, в том числе  творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: вести уст­ ный и письменный диалог в  Осознают  эстетически е  потребности , цен­ ности  и чувства;  проявляют  навыки  сотрудничес тва, умение  находить  выходы из  спорных  ситуаций  Осуществля ют  целостный,  социально  ориентирова нный  взгляд  на мир  в единстве и  разнообрази и природы,  народов,чтению, истории;  продолжить форм­ние  навыков связной речи,  составления рассказа;  ные  грамот ы,  свиток,  пергаме нт книгах и их уникальности. Навыки: обсуждать в паре  и группе высказывания  великих людей, известных  литературных деятелей о  книге соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка; слышать, слушать и понимать собеседника,  считаться с его мнением культур 6 7 Устное  народное творчест во  (постан овка  учебной  задачи,  поиск ее  решения ) Русские  народны е песни  (освоени е нового  материа ла) Проблема. Как  понимаете  слова   «устное», «народное»,  «творчество»? Что  включает в себя  понятие  «устное  народное творчество»? Цели: познакомить  учащихся с устным  народным творчеством; учить прогнозировать  сод­ие раздела; разв.  память, внимание;  обогащать словарный  запас; прививать  интерес к чтению Проблема. Для чего  придумывают песни? Цели: познакомить  учащихся с малыми  фольклорными  жанрами; учить  различать жанры  устного народного  творчества; развивать  память, внимание;  Послови цы. В. Даль Песня  Устное народное творчество Знания: узнают о значении  понятия  «устное народное  творчество». Умения: научатся  прогнозировать содержание  раздела, понимать народную  мудрость. Навыки: объяснять смысл  пословиц; предвосхищать  содержание текста по  заголовку и с опорой на  предыдущий опыт;  осмысливать эстетические и  нравственные ценности худ.  текста и высказывать  суждение Знания: узнают об  особенностях песни как жанра устного народного  творчества. Умения: научатся находить  созвучные окончания слов  в песне, осознанно читать  текст художественного  произведения, понимать образ деревьев в песнях, рифму.  Регулятивные: вносить  необходимые дополнения и  изменения в план и способ  действия в случае расхождения  эталона, реального действия и  его результата. Познавательные:  самостоятельно выделять и  формулировать познавательную  цель. Коммуникативные:  осуществлять взаимный  контроль; адекватно оценивать  собственное поведение и  поведение окружающих Осуществля ют  целостный,  социально  ориентирова нный взгляд  на мир в единстве и разнообрази и природы,  народов,  культур Регулятивные: вносить  необходимые дополнения и  изменения в план и способ  действия в случае расхождения  эталона, реального действия и  его результата. Познавательные: учить  самостоятельно выделять и  формулировать познавательную  цель, контролировать и оценивать процесс и результат  Проявляют  интерес  к учебной  деятельност и, уваже­ние к своему  народу, к  своей  родине8 9 Потешк и и  прибаут ки Потешки , при­ баутки  (освоени е нового  материа ла) обогащать словарный  запас; прививать  интерес к чтению, народному  творчеству, истории Проблема. Кому  предназначены  потешки? Цели: познакомить  учащихся с малыми  фольклорными  жанрами; учить  различать жанры  устного народного  творчества; развивать  память, внимание;  обогащать словарный  запас; прививать  интерес к чтению,  Скорого ворки,  считалки ,  небылиц ы  (освоени е нового  материа Проблема. Что такое  небылицы и для чего их придумывают? Цели: продолжить  знакомить с малыми  фольклорными  жанрами; учить  произносить  Скорого ворки,  считалк и,  небылиц ы Навыки: совершенствовать  выразительное чтение рус­ ских песен Знания: научатся различать  жанры устного творчества. Умения: научатся  различать  жанры устного творчества,  отличать сходные по тематике и смыслу прибаутки от  потешек. Навыки: самостоятельно  пользоваться  соответствующими возрасту  словарями и справочной  литературой;  совершенствовать  выразительное чтение  потешек и прибауток Знания: узнают, что такое  небылицы и для чего их  придумывают. Умения: науч­ся  различать  произведения малых  фольклорных жанров, подб­ть нужную интонацию и ритм  для чтения считалок и  деятельности.  Коммуникативные: проявлять  активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: формулировать  и удерживать учебную задачу. Познавательные: осуществлять поиск важной информации по  теме, выделять необходимую ин­ формацию из различных  источников, интерпретировать  информацию в нужном  контексте. Коммуникативные: разрешать  конфликты на основе учёта  интересов и позиции во  взаимодействии Регулятивные: ставить новые  учебные задачи в сотрудничестве  с учителем. Познавательные:  контролировать и оценивать  процесс и результат  деятельности; рассуждать по  заданной теме. Ценят, при­ нимают  следующие  базовые  ценности:  «добро»,  «терпение»,  «родина»,  «природа»,  «мир»,  «семья»,  «настоящий  друг» Проявляют  интерес  к учебной  деятельност ила) скороговорки; форм­ть  ум­е различать малые  жанры фольклора; разв­ ть речь, вн­е,  память,логич.мышл­е Загадки,  пословиц ы,  поговорк и  (освоени е нового  материа ла) Проблема. Зачем  придумывают загадки?  Как вы понимаете  слово «пословица»? Цели: познакомить с русским народным  творчеством –  загадками,  пословицами,  поговорками;  отрабатывать навыки  чтения; развивать речь  учащихся, логическое  мышление, умение  группировать слова и  явления Загадки, послови цы,  поговор ки Народны е сказки. Ю.  Мориц  «Сказка  по лесу  идёт..» (освоени Проблема. Чему учат  народные сказки? Цели: познакомить  учащихся с жанром  народной сказки;  развивать память,  связную речь, навыки  выразительного и  Народн ые  сказки.  Жанр небылиц; находить созвучные  окончания в текстах.  Навыки: смогут  соревноваться в темповом  чтении скороговорок  Сказки Знания: узнают об  особенностях загадок и  пословиц. Умения: научатся  различать  произведения малых  фольклорных жанров,  анализировать загадки,  соотносить загадки и отгадки, распределять загадки и  пословицы по тематическим  группам. Навыки: соотносить  пословицы с содержанием  книг  и жизненным опыте;  ориентироваться в книге по  названию, оглавлению Знания: узнают об  особенностях народной  сказки  Умения: научатся выделять  в сказке наиболее  выразительные эпизоды,  Коммуникативные:  определять общую цель и пути её достижения Регулятивные: вносить  необходимые дополнения и  изменения в план и способ  действия в случае расхождения  эталона, реального действия и  его результата.  Познавательные: осознанно и произвольно строить  сообщения в устной и  письменной форме. Коммуникативные:  прогнозировать возникновение  конфликтов при наличии разных  точек зрения Осуществля ют  целостный,  социально  ориентирова нный взгляд  на мир  в единстве и  разнообрази и природы,  народов,  культур Регулятивные: составлять план  и последовательность действий. Познавательные: выбирать  наиболее эффективные способы  решения задач. Коммуникативные: строить  Осознают  эстетически е  потребности , ценности  и чувства 10 1112 13 е нового  материа ла) осознанного чтения,  умение находить  главную мысль сказки;  прививать интерес  к чтению Сказка  «Петушо к и  бобовое  зёрнышк о»  (освоени е нового  материа ла) Сказка «У  страха  глаза  велики» (освоени е нового  материа ла) Проблема. Были ли у  вас ситуации, когда вы  кому­нибудь помогли? Цели: позн.  с русской  н.  с.  «Петушок и  бобовое зёрнышко»;  сов­ть навыки чтения;  развивать речь, вним­е;  учить находить гл.  мысль в произведении,  а также слова, несущие  основное сод­е и смысл  произведения; восп­ть  стремление заботиться  об окружающих Проблема. Почему так  говорят: «У страха  глаза велики»? Цели: познакомить  учащихся со сказкой  «У страха глаза  велики»; формировать  навыки выразительного  чте­ Словарн ая  работа:  верста,  крюк воспроизводить ситуации  сказок по рисункам,  подбирать нужную интонацию и ритм для чтения Навыки: совершенствовать  выразительное чтение  стихотворения Знания: познакомятся с рус­ ской народной сказкой,  приемами выразительного  чтения произведения. Умения: научатся вникать  в смысл прочитанного,  находить главную мысль  произведения, развивать  навыки правильного  осознанного чтения текста. Навыки: сравнивать  различные произведения  малых и больших жанров:  находить общее и отличие Словарн ая  работа:  водонос ы,  схорони лась Знания: познакомятся с рус­ ской народной сказкой;  узнают значение понятия  «бытовая сказка»; соотносить  пословицу и сказочный текст.  Умения: научатся определять последовательность событий,  составлять план, рас­   ния; совершенствовать  сказывать сказку по плану,   монологическое/диалогическое  вы­сказывание Проявляют  интерес  к учебной  деятельност и Демонстрир уют  положитель ное  отношение к школе Регулятивные: адекватно  воспринимать предложения  учителей, товарищей, родителей  и других людей по исправлению  допущенных ошибок. Познавательные:  контролировать и оценивать  процесс и результат  деятельности; рассуждать по  заданной теме. Коммуникативные: строить  понятные для партнёра  высказывания; принимать  участие в работе парами Регулятивные: составлять план  и последовательность действий. Познавательные:  самостоятельно выделять и  формулировать познавательную  цель. Коммуникативные: проявлять  активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и познавательных задач