2 рабочая программа по окружающему миру 2 класс.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
2 класс ( 2 часа в неделю ) базовый уровень
2016 – 2017 учебный год
Составила:
Мартынова Ольга Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
— формирование представлений о картине мира и осознание места в нём;
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Основными задачами реализации данного курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имеет интегративный характер, соединяет в себя природоведческие,
обществоведческие, исторические знания.
В ходе его изучения курса школьники овладеют основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, будут
учиться осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры
родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. . Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных
связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках
чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая
детей к рациональнонаучному и эмоциональноценностному постижению окружающего мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми
нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и
общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания,
экскурсии и учебные прогулки.
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2ч. в неделю. Программа рассчитана на 68ч (34 учебные недели).
В рабочей программе учтен национальнорегиональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников с
окружающей природой Адыгеи, с растениями и животным миром, и составляет 15% учебного времени.
В ходе изучения курса «Окружающий мир» 2 класс будут формироваться личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
5) развитие доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов
начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2) освоение основных способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет);
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения,
2) открытия, победы;
3) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе
нашей страны, её современной жизни;
4) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
5) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,
классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве
Пояснительная записка
Данная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования второго поколения к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию
образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их
духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Содержание данной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и
потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс, путем включения произведений местных авторов. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами, рассчитан на 34 часа
из расчета 1 час в неделю.
В решении главной задачи школы – формирование образованной культурной личности – трудно переоценить значение предмета
«Литературное чтение» в начальных классах, поскольку содержание этого курса – изучение детьми художественных произведений, а цель его
восприятие и освоение учениками – читателями эстетических и нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте.
Особенно, важен этот предмет в деле общего развития ребенка, поскольку, являясь видом искусства, литература предоставляет больше
возможности для развития ума, воли и чувств ребенка.
Цели и задачи программы:
обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний
прочитанного;
расширение знаний о литературных произведениях;
развитие интереса к художественной книге;
развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
ознакомление с творчеством современных авторов;
ознакомление с произведениями писателей и поэтов Адыгеи;
формирование информационной культуры личности учащихся.
Во 2м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов мира, России и Республики
Адыгея (сказки, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное
пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора
разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила
чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло. Для этого в программу специально включены, например,
сказки разных народов, имеющие сходный сюжет, главную мысль. Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие
которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебникомхрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы
внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела,
остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного
произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих
уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые
можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в программу, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений)
отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком
большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «В мире книг» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, обеспечивающие 4ю линию
развития – эмоциональнооценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «В мире книг» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1ю линию развития –
формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса « В мире книг» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную
(авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, героипомощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
Обучение: подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочиненияминиатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (37 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и
громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.
На ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения),
обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Требования ФГОС НОО по формированию универсальных учебных умений работать с книгой
Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС НОО. В примерной
основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и
повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения.»
Выпускник научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному
образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной
литературой. Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и
современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой».
Вышеназванные умения необходимо отрабатывать при изучении всех разделов программы по предмету «Литературное чтение».
Универсальные умения по работе с книгой составляют основу междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом»:
«Выпускник научится: воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные
и информационные тексты);
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в
соответствии с ней нужный вид чтения;
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную
книги».
Это могут быть как целые уроки литературного чтения, посвященные работе с книгой, так и отдельные этапы уроков разных учебных
предметов. Развитие читателя, совершенствование читательской деятельности может осуществляться и во внеурочной деятельности
учащихся.
В рабочей программе учтен национальнорегиональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников с
адыгейскими народными сказками, с творчеством писателей и поэтов Адыгеи и составляет 20 % учебного времени ( литературное чтение +
внеклассное чтение) .
Требования к уровню подготовки
Дата ча
сы
1
№
п/п
1.
Тема урока
Родная
страна.
НРК – моя
малая
Родина.
план
факт
02.09
Элементы
содержания
Ученик научится
/ получит
возможность
научиться
Сформированность УУД
Раздел программы: Где мы живём (4 ч ).
Знакомство с
целями и задачами
раздела и урока.
Имя родной страны
– Россия, или
Российская
федерация. Россия –
многонациональная
страна. Знакомство
с государственной
символикой (герб,
флаг, гимн).
Ученик
научится:
находить на
карте
Российскую
Федерацию,
Москву —
столицу
России;
называть
субъект
Российской
Федерации, в
котором нахо
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; рассматривать иллюстрации учебника,
извлекать из них нужную информацию о стране.
Различать государственную символику Российской
Федерации; описывать достопримечательности
столицы; находить на карте Российскую Федерацию,
Москву – столицу России. Называть народы России,
обсуждать, чем различаются народы России и что
связывает их в единую семью; работать с взрослыми:
находить информацию о народах своего края;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
Л1, Л4, Р7, П1, П16, К1, К5, Ч12, Ч28, Г1, Т4,
Э1 – Э7. 2.
1
Город и село.
Проект
«Родное
село».
3.
1
«Природа и
рукотвор
ный мир»
Характерные
особенности
городских и
сельских поселений.
Преимущественные
занятия жителей
города и села. Типы
жилых построек в
городе и селе. Наше
село.
Подготовка к
выполнению
проекта: знакомство
с материалами
учебника, распре
деление заданий,
обсуждение
способов и сроков
работы.
Объекты природы и
предметы
рукотворного мира.
Наше отношение к
миру.
дится город
(село),
где
живут
учащиеся;
различать
государственн
ые символы
России —
флаг,
герб,
гимн;
приводить
примеры
народов
России;
сравнивать
город и село,
городской и
сельский
дома;
различать
объекты
природы и
предметы
рукотворного
мира.
Ученик
получит
возможность
научиться:
06.09
09.09
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; рассматривать иллюстрации учебника,
сравнивать город и село. Знать отличия города и села;
называть сходства и различия городского и сельского
домов. Рассказывать о своём городе, о главной улице,
достопримечательностях.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
распределять обязанности по выполнению проекта;
подбирать фотографии или фотографи
ровать достопримечательности своей малой Родины;
собирать информацию о выдающихся земляках по
краеведческой литературе или с помощью
интервьюирования;
оформлять стенд, мультимедийную презентацию;
проводить презентацию;
ухаживать за памятниками;
помогать взрослым в благоустройстве;
оценить свои достижения в реализации проекта. Л3,
Л4, Л6, Р1, Р16, П1, П6, К1, К5, К11, Ч24, Ч2
8, Г1, Г3, Э1 – Э7.
Понимать учебную задачу урока; приводить примеры
объектов природы и предметов рукотворного мира.
Работать в парах: различать объекты природы и
предметы рукотворного мира. Рассуждать о том, что в
окружающем мире зависит от наших поступков;
рассказывать о своём отношении к природе, к
рукотворному миру, оценивать отношение людей к
окружающему миру, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке.
Л12, Л21, Р7, Р11, П7, П12, П16, К18, Ч12, Ч18,
Г5, Т4, П1 – П5. 4.
1
Повторение.
Проверим
себя.
Проверка знаний и
умений.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений.
5.
Неживая и
живая
природа
6.
Явления
природы.
1
1
воздух,
Солнце,
растения,
вода,
животные
–
окружающая нас
природа.
Первоначальные
представления о
живой и неживой
природе
Природные явления.
Сезонные изменения
в природе.
13.09
16.09
20.09
Выполнять тестовые задания учебника; выступать с
подготовленными сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами; обсуждать выступления
учащихся; оценивать свои достижения и достижения
других учащихся. Л1, Л4, Л21, Р1, П6, П12, П16,
К18, Ч12, Ч18, Т4, П1 – П5.
*осознавать
необходимос
ть
бережного
отношения к
памятникам
истории и
культуры.
Раздел программы: Природа (20 ч ).
Ученик
научится:
различать
объекты и
явления
неживой и
живой
природы;
находить
связи в
природе,
между
природой и
человеком;
проводить
наблюдения и
ставить
опыты;
Знать:
– названия времён года;
– основные свойства воздуха и воды;
– общие условия, необходимые для жизни растений и
животных.
Уметь различать объекты природы
и предметы, созданные человеком, объекты живой и
неживой природы.
Л6, Л7, Л12, Р7, П1, П23, К1, К5, К11, Ч24, Ч2
8, Г1, Г3, Г5, Э1 – Э7.
Знать:
– понятие «явления природы»;
– основные свойства воздуха и воды.
Уметь:
– различать объекты природы
и предметы, созданные человеком, объекты живой и
неживой природы;
– определять признаки сезонных изменений в природе;
– определять температуру воздуха, воды и тела
человека Л4, Л6, Л12, П1, П6, К1, К5, Ч18, Ч24,
Г5, Т4, Э1 – Э7. 7.
8.
1
1
Что такое
погода?
Народный
календарь.
Урок
экскурсия «В
гости к
осени»
Что
такое
окружающий мир.
Как человек познает
природу, общество,
самого
себя.
Сезонные изменения
Особенности времен
года (на основе
наблюдений).
Неживая и живая
природа
(различение,
краткая
характеристика
объектов неживой и
живой природы,
отличие от изделий).
Понимание связи
неживой и живой
природы.
Характерные
признаки осени в
неживой природе
23.09
27.09
Знать:
– понятие «погода»;
– названия времён года;
– названия осенних месяцев;
– основные свойства воздуха и воды.
Уметь:
– определять признаки сезонных изменений в природе;
– определять температуру воздуха, воды и тела
человека.
Л1, Л21, Р7, П12, П16, К11, К18, Ч12, Ч28, Г1,
Г3, П1 – П5.
Знать правила поведения на экскурсии.
Уметь:
– устанавливать связи между сезонными изменениями в
неживой
и живой природе;
– выполнять правила поведения в природе
Л6, Л12, Л21, Р7, П23, К1, К5, К11, Ч18, Ч24,
Ч28, Г5, Т4, Э1 – Э7.
измерять
температуру
воздуха, воды,
тела человека;
определять
объекты
природы с
помощью
атласа
определителя;
сравнивать
объекты
природы,
делить их на
группы;
ухаживать за
комнатными
растениями;
находить
нужную
информацию
в учебнике и
дополнитель 1
9.
В гости к
осени.
Народный
календарь.
10.
Звёздное
небо
1
Особенности времен
года (на основе
наблюдений).
Неживая и живая
природа
(различение,
краткая
характеристика
объектов неживой и
живой природы,
отличие
от
изделий).
Понимание связи
неживой и живой
природы.
Земля – планета
ной
литературе;
соблюдать
правила
поведения в
природе,
читать и
рисовать
экологически
е знаки.
Ученик
получит
возможность
научиться:
*определять
и кратко
характеризо
вать место
человека в
окружающе
м мире;
30.09
Знать:
– признаки осени;
– названия осенних месяцев;
– основные свойства воздуха и воды.
Уметь устанавливать связи между сезонными
изменениями в неживой
и живой природе Л3, Л4, П1, П6, П12, К18, Ч12,
Г1, Г3, П1 – П5.
04.10
Знать:
– понятия «звездное небо»;
– «созвездие».
Уметь:
– работать с картой звездного неба;
– использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности для обогащения
жизненного опыта, решения практических задач с
помощью наблюдения, удовлетворения познавательных
интересов, поиска дополнительной информации о
нашей планете. Л2, Л3, Л21, Р7, П16, К1, К5, Ч2
8, Г1, Г3, Э1 – Э7. 11.
1
Заглянем в
кладовые
земли
12.
Про воздух
1
13.
И про воду
1
Неживая и живая
природа
(различение,
краткая
характеристика
объектов неживой и
живой природы,
отличие от изделий).
Понимание связи
неживой и живой
природы
О чистом воздухе и
его необходимости
для жизни людей и
растений.
Загрязнение воздуха
отравляющими
веществами
Твердые, жидкие,
газообразные
вещества. Разные
состояния воды.
Вода в природе.
Охрана воды.
*осознавать
и
раскрывать
ценность
природы для
людей,
необходимос
ть
ответствен
ного
отношения к
природе;
*различать
внешность
человека и
его
внутренний
мир,
наблюдать и
описывать
проявления
внутреннего
мира
человека;
07.10
11.10
14.10
Знать:
– понятия «горная порода»
и «минералы»;
– названия и отличия горных пород от минералов (3
минерала);
– состав гранита.
Уметь различать объекты природы и предметы,
созданные человеком, объекты живой и неживой
природы.
Л1, Л4, Л6, Л12, П1, П6, П12, К11, К18, Ч12,
Ч18, Ч24, Г5, Т4, П1 – П5.
Знать:
– основные свойства воздуха и воды;
– общие условия, необходимые для жизни растений и
животных.
Уметь:
– определять свойства воздуха;
– определять признаки сезонных изменений в природе;
– определять температуру воздуха, воды и тела
человека Л3, Л4, Л6, П6, П12, К11, К12, К18, Ч1
2, Ч18, П1 – П5.
Знать, где используется вода, как
и почему она загрязняется.
Уметь:
– называть свойства воды;
– роль воды для живой природы;
– называть очистительные сооружения.
Л1, Л21, Р7, П1, П6, К11, К18, Ч12, Ч28, Г1, Г
3, Г5, Т4, Э1 – Э7. 14.
1
Какие
бывают
растения?
НРК –
растения
нашего края.
Растения:
разнообразие, части
растений, условия,
необходимые для
жизни. Деревья,
кустарники, травы
(наблюдения в
ближайшем
окружении,
сравнение).
Дикорастущие и
культурные
растения нашего
края.
15.
Какие
бывают
животные?
НРК – жи
вотные
нашего края.
1 Животные:
разнообразие
(насекомые, рыбы,
птицы, звери);
особенности их
внешнего вида,
питания,
размножения.
Взаимосвязь
растений и
животных.
Животные нашего
края занесенные в
красную книгу.
18.10
21.10
Знать:
– чем отличаются друг от друга деревья, кустарники,
травы;
– лиственные и хвойные деревья;
– 2–3 вида растений, занесённых в Красную книгу.
Уметь:
– определять растения;
– называть дикорастущие и культурные растения
родного края (различие).
Л12, Л21, Р7, П1, П16, К1, К5, Ч24, Ч28, Ч33,Г
1, Г3, Г5, Т4, Э1 – Э7.
Знать:
– общие условия, необходимые для жизни животных;
– особенности внешнего вида животных и растений;
– особенности ухода за домашними животными;
– меры безопасности при общении с животными;
– 2–3 вида животных, занесённых в Красную книгу.
Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни
животных, приводить 2–3 примера.
Называть животных нашего края, занесенных в
красную книгу. , Л4, Л6, Л12, , П12, П16, К1, К5,
Ч18, Ч24, Т4, П1 – П5,
*различать
тела,
вещества,
частицы,
описывать
изученные
вещества;
*проводить
наблюдения
и ставить
опыты,
используя
лабораторн
ое
оборудовани
е;
*исследоват
ь с помощью
опытов
свойства
воздуха, 1
1
1
16.
Невидимые
нити
17.
18.
Дикорастущи
е и
культурные
растения.
Влияние
деятельности
человека на
растения.
Дикие и
домашние
животные.
Влияние
деятельности
чело
века на
животных.
Связи между живой
и неживой
природой. Связи
человека с
окружающей
природой
Растения:
разнообразие, части
растений, условия,
необходимые для
жизни. Деревья,
кустарники, травы
(наблюдения в
ближайшем
окружении,
сравнение).
Дикорастущие и
культурные
растения. Влияние
деятельности
человека на
растения.
Деление на
домашних и диких
животных.
Особенности жизни,
питания, ухода,
выращивание
детёнышей. Влияние
деятельности
человека на
животных.
воды, состав
почвы,
моделирова
ть
круговорот
воды
природе;
в
*классифици
ровать
объекты
живой
природы,
относя их к
определённы
м царствам
и другим
изученным
группам;
*пользовать
ся атласом
определител
ем
для
распознаван
ия
25.10
28.10
Знать понятие «невидимые нити в природе».
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе.
Л1Л21, Р7, П1, П6К11, К18, Ч12, Ч28, Г1, Г3,
Г5, Э1 – Э7.
Знать дикорастущие и культурные растения.
Уметь:
– делить растения на дикорастущие (деревья,
кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые,
зерновые, декоративные прядильные);
– различать части растений, отображать их на рисунке;
– оценивать воздействие человека на природу,
выполнять правила поведения в природе и участвовать
в её охране. Л2, Л4, Л6, П12, П16, К1, К5, Ч18,
Ч24, Ч33, , Г3, Г5, Т4, П1 – П5.
08.11
Знать:
– общие условия, необходимые для жизни животных;
– особенности внешнего вида животных и растений;
– особенности ухода за домашними животными;
– меры безопасности при общении с животными.
Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни
животных, приводить 2–3 примера.
Л12, Л21, Р7, П1, П6, К11, К18, Ч12, Ч28, Ч40,
Г1, Э1 – Э7. 19.
Комнатные
растения
1
Растения:
разнообразие, части
растений, условия,
необходимые для
жизни. Деревья,
кустарники, травы
(наблюдения в
ближайшем
окружении,
сравнение).
Дикорастущие и
культурные
растения родного
края (различие)
20. Животные
живого
уголка
1 Животные:
разнообразие
(насекомые, рыбы,
птицы, звери);
особенности их
внешнего вида,
питания,
размножения (на
примерах животных,
обитающих в данной
местности).
Взаимосвязь
растений и
животных
природных
объектов;
Знать особенности выращивания комнатных растений.
Уметь выполнять практическую работу по уходу и
пересадке комнатных растений Л1, Л3, Л4, П1, П6,
П12, , К7, К11, Ч28, Г1, Г3.
11.11
*обнаружив
ать
взаимосвязи
в природе,
между
природой и
человеком,
изображать
их
с
помощью
схем,
моделей и
использоват
ь
для
объяснения
необходимос
ти
бережного
отношения к
природе;
Знать:
– представителей живого уголка;
– правила ухода за животными живого уголка.
Уметь правильно ухаживать за животными живого
уголка .
Л6, Л12, Л21, Р7, П16, К1, К5К18, Ч12, Ч18,
Ч24, Г5, Т4, П1 – П5, Э1 – Э7.
15.11 21.
Про кошек и
собак
1
22.
23.
1
1
Красная
книга.
Красная
книга
родного
края.
Будь природе
другом.
Проект
«Красная
книга, или
Возьмем под
защиту»
Ответственность за
животных, бережное
отношение к
животным.
Наиболее
распространенные
породы кошек и
собак
Правила поведения
в природе. Влияние
деятельности
человека на
природу. Охрана
природных богатств.
Красная книга
родного края.
Природа как
важнейшее условие
жизни человека.
Влияние
деятельности
человека на
природу.
Охрана природных
богатств
*приводить
примеры
растений и
животных
из Красной
книги
России;
*использова
ть тексты и
иллюстраци
и учебника,
другие
источники
информации
Знать:
– породы кошек и собак;
– правила ухода за животными живого уголка.
Уметь:
– называть: редкие породы кошек и собак;
– характеризовать условия жизни кошек и собак, Л4,
Л6, П12, П16, К1, К5, Ч28, Г1, Г3, Э1 – Э7.
Знать:
– историю создания Красной книги;
– 2–3 вида растений и животных родного края,
занесённых в Красную книгу.
Выполнять правила поведения в природе
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе
Л1, Л21, Р7, П1, П12, К5, К11, Ч18, Ч24, Ч28,
Г1, Т4, П1 – П5.
Знать 2–3 вида растений и животных, занесённых в
Красную книгу.
Уметь:
– объяснять экологические знаки;
– выполнять правила поведения в природе.
Л2, Л3Л12, Л21, Р7, П1, П6, К11, К18, Ч12, Ч1
8, Ч24, Г5, Т4, П1 – П5.
18.11
22.11
25.11 24.
1
Проверочная
работа по
теме
«Природа»
Проверка знаний и
умений.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений.
Выполнять тестовые задания учебника; выступать с
подготовленными сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами; обсуждать выступления
учащихся; оценивать свои достижения и достижения
других учащихся. Л1, Л4, Л6, , П1, П6, П12, К11,
К18, Ч12, Ч28, Г5, Т4, П1 – П5.
29.11
для поиска
ответов на
вопросы,
объяснений,
подготовки
собственных
сообщений о
природе;
25.
Что такое
экономика?
1
Раздел программы: Жизнь города и села (10 ч ).
Человек – член
общества. Неживая
и живая природа
(различение,
краткая
характеристика
объектов неживой и
живой природы,
отличие от изделий)
Ученик
научится:
различать
составные
части
экономики,
объяснять их
взаимосвязь;
прослеживать
производстве
нные цепочки,
Знать:
– понятие «экономика»;
– названия строительных машин;
– примеры различных видов транспорта;
– составные части экономики;
– названия товаров.
Иметь первоначальные представления об экономике
города и села, об отдельных производственных
процессах.
Л12, Л21, Р7П16, К1, К5, Ч18, Ч24, Г1, Г3, Э1
– Э7.
02.12 26.
Из чего что
сделано?
27.
Как
построить
новый дом?
1
1
28.
Какой бывает
транспорт?
1
Неживая и живая
природа
(различение,
краткая
характеристика
объектов неживой и
живой природы,
отличие от изделий)
Неживая и живая
природа
(различение,
краткая
характеристика
объектов неживой и
живой природы,
отличие от изделий).
Человек – член
общества. Неживая
и живая природа
(различение,
краткая
характеристика
объектов неживой и
живой природы,
отличие от изделий)
изображать их
с помощью
моделей;
узнавать
различные
строительные
машины и
материалы,
объяснять их
назначение;
различать
виды
транспорта;
приводить
примеры
учреждений
культуры и
образования;
определять
профессии
людей по
фотографиям
и описаниям,
находить
взаимосвязи
между трудом
06.12
09.12
Знать:
– материалы и объекты труда;
– составные части экономики;
– названия товаров;
– названия профессий.
Уметь определять материалы, из которых изготовлены
товары Л12, Л21, П6, П12, К5, К11, К18, Ч24, Г
5, Э1 – Э7.
Знать:
– названия строительных машин;
– этапы строительства дома;
– названия профессий.
Уметь рассказывать о строительстве домов в городе и
селе.
Л1, Л4, Л6, Р7, П1, П16, К1, Ч12, Ч18, Ч28, Г1,
Г3, Т4, П1 – П5.
Знать:
– понятие «транспорт»;
– виды транспорта.
Уметь приводить примеры различных видов транспорта
Л1, Л4, П1, П6, П12, К11, К18, Ч24, Г5, Т4, П1
– П5.
13.12 29.
30.
1
1
Культура и
образование.
Тестовая
контрольная
работа за 1
полугодие.
Все
профессии
важны.
Проект
«Профессии»
Понятие о
культурных и
образовательных
учреждениях.
Важность и
значимость каждой
профессии.
Подготовка к
выполнению
проекта: знакомство
с материалами
учебника, расп
ределение заданий,
обсуждение
способов и сроков
работы.
16.12
20.12
людей
различных
профессий;
Ученик
получит
возможнос
ть
научиться:
*раскрывать
роль
экономики в
нашей
жизни;
*классифици
ровать
объекты
живой
природы,
относя их к
определённы
м царствам
и другим
изученным
группам;
Знать:
– понятия «культура», «образование», «культурное
учреждение»,
«образовательное учреждение»;
– названия профессий.
Уметь называть профессии в сфере образования и
культуры.
Л6, Л12, Л21, Р7, П16, К1, К5, Ч12, Ч18, Ч28,
Г1, Г3, Э1 – Э7.
Знать:
– названия профессий;
– особенности труда людей родного края.
Уметь:
– называть профессии своих родителей;
– охарактеризовать 2–3 профессии.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
распределять обязанности по подготовке проекта (кто
о какой пройфессии будет собирать материал);
интервьюировать респондентов об особенностях их
профессий;
подбирать фотографии из семейных архивов;
составлять рассказы о профессиях родных и
знакомых;
собирать материал в « Большую книгу профессий »;
презентовать работы;
оценивать результаты выполнения проекта. Знать:
– признаки сезонных изменений в природе зимой;
– названия зимующих птиц.
Уметь проводить наблюдения за зимними изменениями
в живой и неживой природе.
Л4, Л6, Л12, П1, П6, К5, К11, Ч12, Ч18, Г1, Г3,
Г5, Э1 – Э7.
Знать:
– как растения и животные готовятся к зиме;
– понятие «природное сообщество елового леса».
Уметь называть особенности ели и жизни животных,
связанных с этим деревом.
Л3, Л21, Р7, П12, П16, К1, К12, К18, Ч24, Ч28,
Ч33, Т4, П1 – П5.
23.12
27.12
31.
В гости к
зиме.
Народный
календарь.
32.
В гости к
зиме
1
1
Времена года.
Особенности времен
года (на основе
наблюдений).
Неживая и живая
природа ( краткая
характеристика
объектов неживой и
живой природы
Особенности времен
года (на основе
наблюдений).
Неживая и живая
природа
(различение,
краткая
характеристика
объектов неживой и
живой природы,
отличие от изделий).
Понимание связи
неживой и живой
природы. Жизнь
птиц зимой
*пользовать
ся атласом
определител
ем для
распознаван
ия
природных
объектов;
*обнаружив
ать
взаимосвязи
в природе,
между
природой и
человеком,
изображать
их с
помощью
схем,
моделей и
использоват
ь для
объяснения 33.
34.
1
1
Проверочная
работа по
теме «Жизнь
города и
села»
Презентация
проектов
«Родное
село»,
«Красная
книга, или
Возьмём под
защиту»,
«Профессии»
Проверка знаний и
умений.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений.
Представление
результатов
проектной
деятельности.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений.
необходимос
ти
бережного
отношения к
природе;
*использова
ть тексты и
иллюстраци
и учебника,
другие
источники
информации
для поиска
ответов на
вопросы,
объяснений,
подготовки
собственных
сообщений о
природе.
Выполнять тестовые задания учебника; выступать с
подготовленными сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами; обсуждать выступления
учащихся; оценивать свои достижения и достижения
других учащихся. Л6, Л12, П6, К1, К5, Ч24, Ч28,
Ч33, Г3, П1 – П5, Э1 – Э7.
Выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других
учащихся.
Л12, Л21, Р7, П12, К5, К18, Ч18, Ч28, Г3П1 –
П5, Э1 – Э7.
13.01
17.01
Раздел программы: Здоровье и безопасность (10 ч ). 35.
Строение
тела
человека
1
Общее
представление о
строении и
основных функциях
организма человека
36.
Если хочешь
быть здоров
1
Режим дня
школьника. Правила
личной гигиены,
охрана и укрепление
здоровья,
безопасное
поведение
(на дорогах, в лесу,
на водоеме, при
пожаре).
Правила
организации
домашней учебной
работы
Ученик
научится:
различать
внешнее и
внутреннее
строение тела
человека;
правильно
строить
режим дня,
соблюдать
правила
личной
гигиены;
соблюдать
правила
безопасного
поведения на
улице и в
быту, на воде
и в лесу;
различать
основные
дорожные
20.01
24.01
Знать:
– основные системы органов человека, их роль в
организме;
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– понятие «здоровый образ жизни».
Уметь:
– определять органы человека;
– рассказывать о функции основных систем органов
строения человека Л1, Л4, П1, П6, К11, Ч12, Г1.
Знать:
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– понятие «здоровый образ жизни»;
– режим дня, режим питания, профилактику болезней.
Уметь:
– выполнять режим дня, режим питания;
– вести здоровый образ жизни Л6, , П16, К1, Ч24, Г
5, Т4. 37.
Берегись
автомобиля!
1
38. Школа
1
пешехода
Правила личной
гигиены,
охрана и укрепление
здоровья,
безопасное
поведение
(на дорогах, в лесу,
на водоеме, при
пожаре).
Правила движения
по загородной
дороге
Правила личной
гигиены, охрана и
укрепление
здоровья,
безопасное
поведение (на
дорогах, в лесу, на
водоеме, при
пожаре)
39.
Домашние
опасности
1 Меры безопасности
в домашних
условиях
знаки,
необходимые
пешеходу;
соблюдать
основные
правила
противопожар
ной
безопасности;
в правильно
вести себя при
контактах с
незнакомцами;
Ученик
получит
возможность
научиться:
*устанавлив
ать связь
между
строением и
работой
различных
органов и
систем
Знать правила поведения на дороге, в транспорте;
дорожные знаки ПДД.
Уметь выполнять правила дорожного движения.
Л6, Л12, П6, К1, К5, Ч24, Ч28, Ч33, Г3, П1 – П
5, Э1 – Э7.
27.01
Знать:
– правила поведения на дороге,
в транспорте;
– дорожные знаки ПДД.
Уметь выполнять правила дорожного движения Л2, Л
4, П1, , К18, Ч12, Г1,
31.01
Знать правила обращения с электро и
газооборудованием, колющими и режущими
предметами, лекарствами.
Уметь выполнять правила безопасного поведения дома
03.02 1
1
40.
Пожар
41.
На воде и в
лесу.
НРК –
природа
нашего края.
42.
Опасные
незнакомцы
1
Противопожарная
безопасность.
Правила личной
гигиены, охрана и
укрепление
здоровья,
безопасное
поведение
Правила личной
гигиены, охрана и
укрепление
здоровья,
безопасное
поведение (на
дорогах, в лесу, на
водоеме, при
пожаре).
Правила
безопасного
поведения на воде.
Правила поведения
в лесу и на водоемах
нашего края.
Ориентация в
опасных ситуациях
при контактах с
людьми.
органов
человека;
*использова
ть знания о
строении и
жизнедеяте
льности
организма
человека для
сохранения и
укрепления
своего
здоровья;
*оказывать
первую
помощь при
несложных
несчастных
случаях;
*вырабатыв
ать
правильную
осанку;
07.02
10.02
Знать:
– правила безопасности, которые надо соблюдать дома;
– правила противопожарной безопасности; – правила
поведения в социальной среде: подъезде, лифте,
квартире.
Уметь выполнять правила безопасного поведения дома,
Л21, Р7, П12, П16, К11, Ч18, Г5, Т4,
Знать:
– лесные опасности;
– съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения;
– правила экологической безопасности.
Уметь:
– правильно вести себя на природе;
– выполнять правила поведения у водоёмов
Знать:
– правила экологической безопасности,
– как вести себя на природе;
– правила поведения у водоёмов.
Уметь выполнять правила поведения у водоема.
Л1, Л21, Р7, П1 К11, К18, Ч12, Ч18, П1 – П5,
Э1 – Э7.
Знать правила поведения в социальной среде, как вести
себя с незнакомые люди.
Уметь выполнять правила безопасного поведения при
встрече с незнакомыми людьми Л4, Л6, Л12, , П6, П
12, П16, К1, К5, Ч24, Ч28, Г1, Г3, Г5, Т4.
14.02 43.
44.
1
1
Проверим
себя и
оценим свои
достижения
по разделу
«Здоровье и
безопас
ность»
Наша
дружная
семья
Проверка знаний и
умений.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений.
Правила поведения
и культура общения
в школе. Школьные
товарищи, друзья.
Совместные игры,
учеба, отдых.
Инсценировка
школьных ситуаций
*выполнять
правила
рационально
го питания,
закаливания,
предупрежд
ения
болезней;
*понимать
необходимос
ть здорового
образа
жизни и
соблюдать
соответств
ующие
правила.
Раздел программы: Общение (6 ч ).
Выполнять тестовые задания учебника; выступать с
подготовленными сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами; обсуждать выступления
учащихся; оценивать свои достижения и достижения
других учащихся.
Л2, Л4, Л6, Р7, П12, П16, К18, Ч12, Ч18, Ч24,
Ч28, Ч33, Г1, Г3, Г5,
Знать:
– понятия «культура общения»;
– элементарные нормы общения в семье, в школе.
Уметь применять основные правила поведения и
соблюдать элементарные нормы общения в
общественных местах Л12, Л21, П1, П6, К1, К5, К
11, Т4, П1 – П5, Э1 – Э7.
17.02
21.02 45.
Проект
«Родослов
ная»
46.
В школе
47
Правила
вежливости
1
1
1
Подготовка к
выполнению
проекта: знакомство
с материалами
учебника, расп
ределение заданий,
обсуждение
способов и сроков
работы.
Ученик
научится:
оценивать
характер
взаимоотноше
ний людей в
семье, в
школе, в
кругу
сверстников;
Взаимоотношения
мальчиков и
девочек.
Вежливые слова.
Культура
телефонного
разговора.
Культура поведения
в общественных
местах.
Правила для
пассажиров
приводить
примеры
семейных
традиций;
соблюдать
правила
вежливости
при общении
со взрослыми
и
сверстниками,
правила
культурного
поведения в
школе и
других
24.02
28.02
03.03
В ходе выполнения проекта ученики учатся: собирать
информацию об истории своей семьи в нескольких
поколениях. Узнавать свою родословную и
изображать её в виде дерева. Изучать свою
родословную, расспрашивая старших, просматривая
семейный альбом, семейный архив
записывать рассказы. Выступать с подготовленным
сообщением, опираясь на фотографии (слайды).
Оценивать результаты собственного труда и труда
товарищей.
Л6, Л12, Л21 П1, П6, П12, К18, Ч12, Ч18, Ч28,
Г5, Т4, П1 – П5, Э1 – Э7.
Знать:
– понятия «культура общения»;
– элементарные нормы общения в семье, в школе.
Уметь применять основные правила поведения и
соблюдать элементарные нормы общения в
общественных местах Л1, Л4, , Р7, П16, К1, К5, К
11, Г1, Г3, Ч24.
Знать понятие «культура общения».
Уметь:
– выполнять элементарные нормы общения в семье, в
школе;
– выполнять основные правила поведения и
элементарные нормы общения в общественных местах
Л4, Л6, Л12, П1, П6, К1, К5, К11, Ч18, Ч24, П
1 – П5, 48.
Ты и твои
друзья.
1
Правила поведения
в гостях и приём
гостей.
Как вести себя за
столом
49. Мы – зрители
и пассажиры
1
50.
1
Проверим
себя и
оценим свои
достижения
по разделу
«Обще
ние»
Ориентирование на
местности;
определение сторон
горизонта с
помощью компаса.
Горизонт. Линии
горизонта.
Основные стороны
горизонта.
Промежуточные
стороны горизонта
Проверка знаний и
умений.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений.
общественных
местах;
Ученик
получит
возможнос
ть
научиться:
*определять
и кратко
характеризо
вать место
человека в
окружающе
м мире;
*различать
внешность
человека и
его
внутренний
мир,
наблюдать и
описывать
проявления
внутреннего
мира
человека.
Знать:
– понятие «культура общения»;
– правила вежливости.
Уметь:
– выполнять элементарные нормы общения в семье, в
школе;
– выполнять основные правила поведения и
элементарные нормы общения в общественных местах.
Л2, Л21, Р7, П12, П16, , К18, Ч12, Ч28, Г1, Г3,
Г5, Т4, Э1 – Э7.
Знать понятия «зрители», «пассажиры», «культура
общения».
Уметь выполнять основные правила поведения и
элементарные нормы общения в транспорте и театре Л
6, Л12, Л21, П1, П6, К1, К5, , Г5, Т4, Э1 – Э7.
07.03
10.03
Выполнять тестовые задания учебника; выступать с
подготовленными сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами; обсуждать выступления
учащихся; оценивать свои достижения и достижения
других учащихся.
Л1, Л4, Р7, П12, П16, К11, К18, Ч12, Ч18, Ч24,
Ч28, Г1, Г3П1 – П5,
14.03
Раздел программы: Путешествия (18 ч ). 51.
Посмотри
вокруг…
52.
53.
Ориентирова
ние на
местности
1
2
Определение сторон
горизонта по
компасу
Формы поверхности:
равнина, горы,
холмы, овраги
(узнавание в
природе, на рисунке,
карте)
Ученик
научится:
различать
стороны
горизонта,
обозначать их
на схеме;
ориентировать
ся на
местности
разными
способами;
17.03
21.03
24.03
Знать:
– понятие «горизонт»;
– условные обозначения сторон горизонта.
Уметь:
– ориентироваться на местности
с помощью компаса;
– устанавливать связи между сезонными изменениями в
неживой и живой природе;
–Л12, Л21, П6, П12, К11, К18, Ч18, Ч24, П1 –
П5, Г3.
Знать:
– правила определения сторон горизонта с помощью
компаса;
– условные обозначения сторон горизонта.
Уметь:
– ориентироваться на местности
с помощью компаса;
– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы,
равнины, моря, реки.
Л1, Л4, Л6, Р7, П1, П16, К1, К5, Ч12, Ч28, Г1,
Г5, Т4, Э1 – Э7. 54. Формы
земной
поверхности
55.
Водные
богатства.
1
1
Разнообразие
водоемов: река,
пруд, озеро, море и
т. д. Водоемы, их
использование
человеком, охрана
(на примере
наиболее
распространенных
водоемов
местности, края)
Особенности времен
года (на основе
наблюдений).
Неживая и живая
природа
(различение,
краткая
характеристика
объектов неживой и
живой природы,
отличие от изделий).
Понимание связи
неживой и живой
природы.
различать
формы земной
поверхности,
сравнивать
холм и гору;
различать
водные объекты,
узнавать их по
описанию;
читать карту и
план,
правильно
показывать на
настенной
карте;
находить и
показывать на
и
глобусе
04.04
07.04
Знать:
– формы земной поверхности;
– условные обозначения сторон горизонта.
Уметь:
– ориентироваться на местности
с помощью компаса;
– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы,
равнины, моря, реки;
– различать по карте и показывать различные формы
земной поверхности Л2, Л4, П1, П6, , К11, К18,
Ч33.
Знать:
– понятие «водоем»;
– правила поведения у водоемов.
Уметь:
– ориентироваться на местности с помощью компаса;
– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы,
равнины, моря, реки;
– различать по карте и показывать различные водоемы.
Л6, Л12, Л21, Р7, П12, П16, К1, К5Ч12, Ч18,
Ч24, Ч28, Г3, Г5, Т4, П1 – П5, Э1 – Э7. 11.04
Знать:
– названия времен года;
– названия весенних месяцев, весенние явления;
– три названия раннецветущих растений.
Уметь
устанавливать связи между сезонными
изменениями в неживой и живой природе Л1, Л4, Л6,
Р7, П1, П16, К1, К5, Ч12, Ч28, Г1, Г5, Т4, Э1 –
Э7.
Знать признаки весны.
Уметь устанавливать связи между сезонными
изменениями в неживой
и живой природе.
Л1, Л6, , Р7, П6, П12, К5, К11Ч12, Ч18, Ч28, Г
1, Г3, Г5, Т4, П1 – П5, Э1 – Э7.
14.04
56.
В гости
к весне
57.
В гости
к весне.
Народный
календарь.
1
1
Изменения в живой
природе весной.
Связь живой и
неживой природы
Особенности времен
года (на основе
наблюдений).
Неживая и живая
природа
(различение,
краткая
характеристика
объектов неживой и
живой природы,
отличие от изделий).
Понимание связи
неживой и живой
природы.
Характерные
признаки весны в
неживой природе
карте мира
материки и
океаны;
различать
физическую и
политическую
карты,
находить и
показывать на
политической
карте мира
разные
страны.
Ученик
получит
возможность
научиться: 58.
1
Путешествие
по родной
стране
1
59.
Наши
проекты:
«Города
России»
Изображение нашей
страны на карте.
Работа с готовыми
моделями (глобус,
карта). Россия –
наша Родина.
Города России (2–
3): названия,
достопримечательно
сти, расположение
на карте
Подготовка к
выполнению
проекта: знакомство
с материалами
учебника, расп
ределение заданий,
обсуждение
способов и сроков
работы.
*рассказыва
ть по карте
о различных
странах,
дополнять
эти
сведения
информацие
й из других
источников
(таблица,
текст и
иллюстраци
и учебника);
18.04
21.04
Знать:
– название родной страны;
– условные обозначения сторон горизонта;
– Ф. И. О. первого космонавта, 2–3 созвездия.
Уметь:
– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы,
равнины, моря, реки;
– различать по карте и показывать различные формы
земной поверхности;
– показывать на карте город Москву – столицу России,
называть 2–3 достопримечательности
– показывать на карте границы России, 1–2 города,
столицу России, родной город Л1, Л2, Л21, , П6, П
12 К11, К18, Ч28, Г1, Г3, Р7.
В ходе выполнения проекта ученики учатся: готовить
фоторассказы о разных городах России. Находить в
книгах и сети Интернет соответствующий материал;
выступать с подготовленным сообщением, опираясь на
фотографии (слайды); оценивать результаты
собственного труда и труда товарищей.
Л3, Л4, Л6, Л12, Р7, П1, П16, К1, К5, Ч12, Ч1
8, Ч24, Г5, Т4, П1 – П5, Э1 – Э7. 60.
Путешествие
по Москве
1 Москва – столица
России. Работа с
готовыми моделями
(глобус, карта)
61. Московский
кремль
62.
Город на
Неве.
Путешествие
по Оке
1
1
Москва – столица
России. Работа с
готовыми моделями
(глобус, карта)
Работа с готовыми
моделями (глобус,
карта). Города
России (2–3):
название, до
стопримечательност
и, расположение на
карте
Знать:
– столицу России;
– правила работы с картой.
Уметь:
– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы,
равнины, моря, реки;
– различать по карте и показывать различные формы
земной поверхности;
– показывать на карте город Москву – столицу России,
границы России, 1–2 города, столицу России, родной
город Л4, Л6, , Р7, П1, П12, К11, К18, Ч12, , Г3,
Г5
Знать достопримечательности Москвы.
Уметь:
– показывать на карте город Москву – столицу России;
– называть 2–3 достопримечательности.
Л1, Л12, Л21 Р7, П6, П16, К1, К5, Ч18, Ч24,
Ч28, Г1Т4, П1 – П5, Э1 – Э7.
Знать достопримечательности города на Неве.
Уметь:
– показать на карте город на Неве;
– называть 2–3 достопримечательности Л1, Л4, Л6,
Р7, П1, П6, , К1, К5.
25.04
28.04
02.05
*приводить
примеры
достоприме
чательносте
й разных
стран,
ценить
уважительн
ые,
добрососедс
кие
отношения
между
странами и
народами;
*использова
ть
различные
справочные
издания, 63.
Путешествие
по планете
1
64.
Путешествие
по материкам
1
Работа с готовыми
моделями (глобус,
карта). Материки и
океаны (общее
представление,
расположение на
глобусе, карте).
Условия жизни на
Земле: свет, тепло,
воздух, вода.
Решение
кроссвордов
Глобус. Работа с
готовыми моделями
(глобус, карта).
Материки и океаны
(общее
представление,
расположение на
глобусе, карте).
Условия жизни на
Земле: свет, тепло,
воздух, вода
детскую
литературу
для поиска
информации
о человеке и
обществе;
*соблюдать
правила
безопасност
и на улицах и
дорогах,
различать
дорожные
знаки разных
групп,
следовать их
указаниям;
05.05
12.05
Знать:
– правила работы с картой и глобусом;
– условные обозначения на карте
и глобусе;
– условные обозначения сторон горизонта.
Уметь:
– ориентироваться на местности с помощью компаса;
– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы,
равнины, моря, реки;
– различать по карте и показывать различные формы
земной поверхности.
Л2, Л4, Л6, Л12, Л21, Р7, П1, П6, П12, П16, К
1, К5, К11, К18, Ч12, Ч18, Ч24, Ч28, Ч33, Г1, Г
3, Г5, Т4, П1 – П5, Э1 – Э7.
Знать:
– правила работы с картой и глобусом;
– условные обозначения на карте и глобусе;
– условные обозначения сторон горизонта.
Уметь:
– ориентироваться на местности с помощью компаса;
– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы,
равнины, моря, реки;
– различать по карте и показывать различные формы
земной поверхности Л6, Л12, Л21, Р7, П1, П6, К
11, К18, Ч12, Ч18, , Г5, Т4, 65.
Страны мира
Наши
проекты:
«Страны
мира»
66.
Впереди
лето.
Тестовая
контрольная
работа за 2
полугодие.
1
1
Познакомить с
некоторыми
странами мира.
Работа с готовыми
моделями (глобус,
карта)
Познакомить с
признаками лета.
Правила купания,
загара.
Помощь при ожогах
*понимать,
какие места
вокруг нас
могут быть
особенно
опасны,
предвидеть
скрытую
опасность и
избегать её;
*соблюдать
правила
безопасного
поведения в
природе;
16.05
19.05
Знать страны мира.
Уметь:
– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы,
равнины, моря,
реки, 1–3 страны, столицу
В ходе выполнения проекта ученики учатся:
планировать работу, находить в книгах и сети
Интернет материал о какойлибо стране мира;
выступать с подготовленным сообщением, опираясь на
фотографии (слайды); оценивать результаты
собственного труда и труда товарищей.
Л12, Л21П12, П16К11, К18, Ч12, Ч18, Ч24, Ч2
8, Г1, Г3, Г5, Т4, П1 – П5, Э1 – Э7.
Знать:
– правила поведения у водоёмов;
– названия времен года;
– названия летних месяцев;
– правила безопасности, которые надо соблюдать во
время летнего отдыха.
Уметь:
– ориентироваться на местности с помощью компаса;
– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы,
равнины, моря, реки;
– устанавливать связи между сезонными изменениями в
неживой и живой природе;
– различать по карте и показывать различные формы
земной поверхности Л12, Л21, Р7, П1, К11, К18,
Ч12, Ч18, , Г5, Т4, П1, Э7. Выполнять тестовые задания учебника; выступать с
подготовленными сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами; обсуждать выступления
учащихся; оценивать свои достижения и достижения
других учащихся.
Л3, Л4, Л6П6, П12, П16, К1, К5, Ч24, Ч28, Г1,
Г3– П5, Э1 –
Выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других
учащихся.
Л1, Л4, П12, П16, К1, К5, Ч24, Ч28, Г1, Г3П1 –
П5, Э1 – Э7.
23.05
26.05
67.
68.
1
1
Проверим
себя и
оценим свои
достижения
по разделу
«Путешестви
я»
Презентация
проектов
«Родословна
я», «Города
России»,
«Страны
мира».
Проверка знаний и
умений.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений.
Представление
результатов
проектной
деятельности.
Формирование
адекватной оценки
своих достижений.
*понимать,
что такое
экологическа
я
безопасност
ь,
соблюдать
правила
экологическо
й
безопасност
и в
повседневной
жизни;
*раскрывать
роль
экономики в
нашей
жизни.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.