Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русская литература
3 кл
15.05.2018
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного)общего образования» от 05.03.2004 г. №1089 и программы развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.)Рабочая программа внесена в полном объеме в 3 классе и рассчитана на 136 часов (34 недели – по 4 часа в неделю)
лит чтение 136 часов.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного  стандарта общего образования, утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении  федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и  среднего (полного)общего образования» от 05.03.2004 г. №1089 и программы  развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система  Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.) Рабочая программа внесена в полном объеме  в 3 классе и  рассчитана  на  136 часов (34 недели – по 4 часа в неделю) Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности,  когда  он   способен  воспринимать  текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и  молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на  уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и  т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев,  события) и, наконец,  воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных  вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти  компоненты необходимы для осуществления  правильной читательской деятельности.   Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования  читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор  материала для чтения. Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и  знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы  воспитать в начальной школе «минилитературоведов (С.В. Михалков), а для того, чтобы  помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и  чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения. Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности:  слушании, чтении, говорении, письме. Цели: формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и  самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные  возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.  Задачи:: – продолжить формирование навыков анализа художественных текстов разных родов и  жанров, познакомиться с эпитетами; – углубить представления об уже знакомых ученикам­читателям жанрах эпических  произведений: сказках, рассказах и баснях, и познакомить с новыми для них  1 произведениями: мифом, былиной, сказом; – познакомить читающих по ролям детей с драмой как особым литературным родом; – углубить их представления о лирике через изучение художественных способов  изображения картины мира и передачи чувств в лирическом тексте; – начать подготовку детей к работе в более старших классах с классическими учебниками,  в которых знания будут излагаться в форме научных статей; – продолжить и углубить работу над формированием нравственных представлений  учащихся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности. Формы проведения занятий: урок­ объяснение,   урок­ закрепление, контрольный урок,  урок­ праздник, комбинированный урок. Формы  контроля: 8 контрольных работ   Требования к уровню подготовки учащихся  к концу 3­го года обучения Обучающиеся должны иметь представление: – об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным; – об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке; – об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин; – об особенностях жанра басни; знать: – наизусть 10–12 стихотворений разных авторов; – имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4–5 современных  писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе; уметь: – читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70–80  слов в минуту; – различать малые жанры фольклора; – находить и различать средства художественной выразительности в произведениях  фольклора и в авторской литературе; – отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины; – характеризовать героев произведений; сравнивать характер .героев разных произведений; – выявлять авторское отношение к герою; – рассказывать о любимом литературном герое; – устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного  (аннотация, страничка читательского дневника). 2 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование раздела и  № п/ п тем Часы  учебного времени Плановые  сроки  прохождения по  плану по  факт у Характеристика  основной  деятельности  ученика Глава 1 Человек вступает в неизведанный мир (18 часов) 1 2 3 4 5 6 Что такое миф Отношения человека и  Природы в древности Знакомство с  мифологическими  представлениями о разделении мира на «свой» и «чужой» Пространственные  представления древнего  человека Русская народная сказка «Яичко» Связь стихотворения с  народной сказкой С Маршак «Дом, который  построил Джек» 1 1 1 1 1 1 – различать понятия  миф и эпос (былина); – сравнивать  мифологического и  эпического героев; – пополнять свой  словарный запас ­различать  малые фольклорные  жанры; – законы сказки; – виды сказок. определять связь  малых жанров  фольклора с мифом ­различать  малые фольклорные  жанры; ­обосновывать законы сказки; ­объяснять  представление о  тотемных  произведениях  русского фольклора. ­определять связь  малых жанров  фольклора с мифом 3 7 8 9 10 М. Бородицкая «Убежало  молоко» Учимся сочинять  докучные сказки и загадки Образ Мирового дерева Русская народная сказка  «Петушок – золотой  гребешок» Черты мифологического  мышления и законы сказочного жанра в русских народных  сказках «Царевна ­ лягушка» 11 «Сивка ­ Бурка» 12 «Хаврошечка» 13 14 15 Особенности авторского  взгляда на мир в  произведениях литературы и  живописи: М.Врубель «Пан»,  «Сирень» Ф.Тютчев «Полдень» И.Бунин «Все лес и лес» 16 Г.Новицкая «Береза» 17 Н.Носов «Шурик у дедушки».  (Тест).Контрольная работа.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­определять связь  малых жанров  фольклора с мифом – наблюдать за  эпическим и  мифологическим  героями; – связно излагать свои мысли; – слушать друг друга ­определять  литературные приемы в сказках ­характеризовать законы сказочного  жанра. – сравнивать басни и  сказки о животных; – различать разные  литературные жанры; ­давать  характеристику  разным персонажам  сказки ­уметь  рассматривать картины и давать свои суждения – выразительно  читать произведения – воспринимать на  слух информацию; – прогнозировать  содержание текста – связно излагать свои мысли; – композицию сказки ­устанавливать, что  авторская поэзия использует  особенности  4 18 Мир волшебной сказки в  живописи: И.Билибин,  В.Васнецов 1 Глава 2 В единой семье всего живого (22 часа) 1 1 Античные мифологические  мотивы и сюжетные линии,  характерные для  международного фольклора 2 3 4 Отражение древних  представлений о мире и  человеке в описании  путешествий и подвигов  мифологического героя Подвиги героя, который  постепенно освобождается от  власти богов и власти  Природы Мифы о Прометее 5 Мифы о подвигах Геракла 1 1 1 1 композиции  фольклорных жанров, прием кумулятивной  цепочки; о  значимости  вопросительных и  восклицательных  знаков в  стихотворении. находить и различать  средства  художественной  выразительности в  авторской литературе ­узнавать простейшие  виды тропов ­различать  мифологические  мотивы – анализировать  прочитанное; – связно излагать свои мысли; – находить отрывок  из текста по вопросам – анализировать  прочитанное; – связно излагать свои мысли; – различать  произведения; – анализировать  прочитанное; – связно излагать свои мысли; – выделять «свой» и  «чужой» миры в  сказке; – находить сходства  персонажей в мифах и сказке, осо­бенности  5 6 7 8 Представление о пантеоне  богов у разных народов  (древние греки, древние  славяне) Образ Родины в поэзии В.Жуковский «Родного неба  милый свет…» 9 А.Толстой «Край ты мой…» 10 Одухотворение сил природы Русская народная сказка  «Мороз, Солнце и Ветер» 11 Образ ветра в литературе,  1 1 1 1 1 1 характера героев  народных сказок,  волшебных  помощников и числа ­владеть  определенными  понятиями – видеть  многообразие  художественных  средств выражения  авторского  отношения к  изображаемому; – выучить  стихотворения  наизусть – узнавать  изобразительно­ выразительные  средства  литературного языка,  используемые для  передачи  обостренного  патриотические  чувства, простейшие  виды тропов; – находить и  определять вид  рифмы. Определять  особенности  композиции  стихотворения –выразительно читать стихотворение,  передавая характер и  тональность  произведения; ­ анализировать  поступки героев в  сказке – прогнозировать  6 живописи, музыке А.Майков «Колыбельная  песня» 12 М.Исаковский «Ветер» 13 14 15 16 17 18 19 20 А Пушкин «Ветер! Ветер! Ты  могуч…» А Рылов «В голубом  просторе». (Текущая проверка навыка чтения вслух).  Контрольная работа. «Что за прелесть эти  сказки»А.Пушкин «Сказка о  мертвой царевне и о семи  богатырях» Олицетворение в поэтическом  и живописном образах А.Фет  «Глубь небес опять ясна…»,  «Летний вечер тих и ясен…» Е Евтушенко Заря у клена на  руках Сравнительная работа по  стихотворению М.Лермонтова  «На севере диком…» и  картине И.Шишкина «Сосна» Необычное в обычном:  поэтические открытия  С.Есенин «С добрым утром!» Хокку Басе, Кикаку, Исса  Контрольная работа.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 содержание на основе анализа иллюстраций; – подтверждать свое  мнение выдержками  из текста – узнавать  простейшие виды  тропов, используемые для передачи  обостренного  восприятия  окружающего мира; ­ выразительно читать стихотворение ­ понимать  прочитанное ­объяснять  представление о  красоте  авторских  сказок ­находить  олицетворение в  поэтическом и  живописном образах  – выразительно  читать; – заучивать наизусть – выразительно  читать; – заучивать наизусть – выразительно  читать; – заучивать наизусть – характеризовать  героев произведения; – выявлять авторское  отношение к герою; – использовать  приобретенные  знания и умения в  7 21 С. Козлов «Такое дерево»,  «Как поймать облако» 22 Г.Снегирев «Чудесная лодка»  Картина М.Шагала «Синий  дом» 1 1 Глава 3 Открываем мир заново (20 часов) 1 2 3 4 5 Пословицы о земле­матери Связь жанров устного  народного творчества с  древними мифологическими  представлениями о мире и  человеке Времена года в  художественной литературе  К.Паустовский «Прощание с  летом» Точность поэтических образов Ф.Тютчев «Чародейкою  Зимою…» А Пушкин Вот север тучи  1 1 1 1 1 практической  деятельности для  самостоятельного  чтения книги – характеризовать  героев произведения; – выявлять авторское  отношение к герою; – использовать  приобретенные  знания и умения в  прак­тической  деятельности для  самостоятельного  чтения книги – видеть и  чувствовать, чтобы  наслаждаться  красотой мира; – высказывать  оценочные суждения  о прочитанном ­подбирать  пословицы о земле ­  матери – выразительно  читать произведения; – заучивать наизусть – с помощью тропов и метафоры видеть  реальные и фантастические  картины родной  природы; – определять и  сравнивать понятия в  поэтическом  восприятии  окружающего мира ­выразительно читать  стихотворения ­определять виды  сказок, структуру  8 нагоняя… 6 7 8 9 А Фет «Чудная картина» М.Лермонтов «Горные  вершины» Народная корякская сказка  «Хитрая лиса» Народная корякская сказка  «Хитрая лиса» 10 Д. Мамин – Сибиряк «Серая  Шейка» 11 Д. Мамин ­ Сибиряк «Серая Шейка» 12 Д. Мамин ­ Сибиряк «Серая Шейка» 13 Д. Мамин ­ Сибиряк «Серая Шейка» 14 Д. Мамин ­ Сибиряк «Серая Шейка» 15 Д. Мамин ­ Сибиряк «Серая Шейка» 16 П.Бажов «Серебряное  копытце» 17 П.Бажов «Серебряное  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 сказок.  определять  особенности  характеров героев в  сказке. озаглавливать части  произведения ­ читать выразительно ­ читать  выразительно ­определять виды  сказок, структуру  сказок.  определять  особенности  характеров героев в  сказке. озаглавливать части  произведения ­выявлять отношения  автора к  происходящему, его  оценки и переживания ­понимать смысл  текста, образный язык поэтической речи ­выразительно читать ­выразительно читать ­видеть, как меняется эмоциональный тон  произведения ­анализировать  прочитанное ­делить  текст на  части ­формировать  представления о  функциональных  особенностях  авторской сказки. различать авторские  9 18 19 20 копытце» П.Бажов «Серебряное  копытце» Поэтические образы малой  родины в стихотворении  Н.Рыленкова «Все в таящей  дымке» Картина И.Левитана «Тихая  обитель».( Текущая проверка  уровня начитанности).  Контрольная работа. 1 1 1 Глава 4 Времена, когда звери говорили (26 часов) 1. 1 Этнологические сказки  разных народов 2 3 4 5 6 Нанайская сказка «Почему  звери друг от друга  отличаются» Мансийская сказка «Отчего у  зайца длинные уши» Нивская сказка «Медведь и  бурундук» Авторские произведения о  происхождении животных Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб» 1 1 1 1 1 сказки от народной ­пересказывать  прочитанное – определить  настроение по  цветовой гамме; – увидеть и  почувствовать  красоту малой  родины в про­ изведениях русских  художников ­видеть красоту  художественного  произведения ­различать жанры  детского игрового  фольклора, малые  жанры фольклора – характеризовать  героев произведения; – выявлять авторское  отношение к героям – характеризовать  героев произведения; – выявлять авторское  отношение к героям – характеризовать  героев произведения; – выявлять авторское  отношение к героям – характеризовать  героев произведения; – выявлять авторское  отношение к героям – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  10 7 И Акимушкина «Обезьяньи  носы» 1 8 И Акимушкина «Броненосцы» 1 9 Тим Собакин «Две коровы и  коровка» 10 Наедине с книгой.  1 1 развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  11 11 Сказки Р.Киплинга о  животных 1 12 Жанровая принадлежность  1 текста К Паустовского  «Стальное колечко» 13 Жанровая принадлежность  1 текста К Паустовского  «Стальное колечко» 14 Жанровая принадлежность  текста К Паустовского  «Стальное колечко» 15 Рассказ о родной стороне в  произведениях  К.Паустовского 1 1 произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности ­находить и  различать средства  художественной  выразительности в  авторской литературе – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  12 16 Чудесные открытия, взгляд  поэта и художника И.Бунин  «Родник» 1 17 А.Фет «Весенний дождь» 1 18 Рассказы Ю Коваля 19 Картины В.Бакшеева «Голубая весна», В.Кандинского «Два  овала» 20 Особое зрение искусства 21 С.Маршак «Ландыш» 22 Н.Матвеева «Солнечный  1 1 1 1 1 кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности ­ находить и  различать средства  художественной  выразительности в  авторской литературе – характеризовать  героев произведений; – выявлять авторское  отношение к герою – характеризовать  героев произведений; – выявлять авторское  отношение к герою – характеризовать  героев произведений; – выявлять авторское  отношение к герою – характеризовать  13 зайчик» 23 24 В Драгунский «Красный  шарик в синем набе» В Драгунский «Красный  шарик в синем набе» 25 В.Паленов «Заросший пруд» 26 И.Грабарь «Мартовский снег» 1 2 3 4 5 6 Мифы разных народов о  происхождении человека и его душевных качеств Знакомство с жанром басни  Эзоп «Ворон и Лисица» Эзоп «Лисица и виноград» Поэтические басни  И.Крылова «Ворона и  Лисица» И.Крылов Лисица и Виноград Сравнительный анализ басен  Эзопа и Крылова по разным  основаниям: сюжет,  композиция, эмоциональная  окраска, смысл морали 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 героев произведений; – выявлять авторское  отношение к герою – характеризовать  героев произведений; – выявлять авторское  отношение к герою – характеризовать  героев произведений; – выявлять авторское  отношение к герою ­определять  особенности  устного  народного творчества по сравнению с  литературным. ­определять  особенности  устного  народного творчества по сравнению с  литературным. ­выразительно читать  наизусть ­выразительно читать  наизусть – понять главного  героя; – характеризовать  героев произведения – понять главного  героя; – характеризовать  героев произведения видеть выражение  чувств в авторской  поэзии – воспринимать  красоту  художественного  слова; – формулировать  основную мысль  произведения; – применять  14 7 8 Иллюстрации В Серова к  басням И.Крылова Жизнь жанра басня во  времени. Контрольная работа. 9 С Михалков «Бараны» 10 11 12 13 Творческая работа детей.  Сочиняем басни в прозе Сказка, похожая на басню «У  страха глаза велики» В Гаршин «Лягушка ­  путешественница» В Гаршин «Лягушка ­  путешественница» 1 1 1 1 1 1 1 прочитанное к жизни – воспринимать  красоту  художественного  слова; – формулировать  основную мысль  произведения; – применять  прочитанное к жизни – воспринимать  красоту  художественного  слова; – формулировать  основную мысль  произведения; – применять  прочитанное к жизни – воспринимать  красоту  художественного  слова; – формулировать  основную мысль  произведения; – применять  прочитанное к жизни ­целостно  воспринимать и  осмысливать  поэтический текст ­находить и  различать средства  художественной  выразительности в  авторской литературе ­целостно  воспринимать и  осмысливать  авторский  текст – воспринимать  красоту  художественного  15 14 К Паустовский «Кот Ворюга» 15 И Пивоварова «Плохие сны» 16 В Голявкин «Был на крайний  случай» 1 1 1 Глава 6 Пересоздаем мир в творчестве (20 часов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Миф о художнике «Орфей и  Эвредика» М Бородицкая «Художник» Ю Коваль «Соловьи» А.Герасимов «После дождя Стихи Б.Заходера. Контрольная работа.  (Разноуровневая проверка  техники чтения) К.Бальмонт «Трудно Фее» К.Бальмонт «Гномы» Чудеса волшебной сказки  Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» Чудеса волшебной сказки Г.Х.Андерсен 1 1 1 1 1 1 1 1 1 слова; – формулировать  основную мысль  произведения; – применять  прочитанное к жизни ­целостно  воспринимать и  осмысливать текст – формулировать  основную мысль  произведения; – формулировать  основную мысль  произведения; ­понимать разные  литературные жанры ­анализировать  прочитанный текст ­составлять план  рассказа ­целостно  воспринимать и  осмысливать  поэтический текст ­целостно  воспринимать и  осмысливать  поэтический текст ­целостно  воспринимать и  осмысливать  поэтический текст ­целостно  воспринимать и  осмысливать  поэтический текст ­выбирать  способы работы с  текстом ­составлять  алгоритм пересказа 16 «Дюймовочка» 10 Чудеса волшебной сказки Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» 11 12 Работа с жанром повести –  сказки С Лагерлеф «Чудесное  путешествие Нильсона с  гусями» С Лагерлеф «Чудесное  путешествие Нильсона с  гусями» 13 С Лагерлеф «Чудесное  путешествие Нильсона с  гусями» 14 С Лагерлеф «Чудесное  путешествие Нильсона с  гусями» 15 С Лагерлеф «Чудесное  1 1 1 1 1 1 ­ давать  характеристику  героям ­ определять  жанр повести ­ сказки – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  17 путешествие Нильсона с  гусями» 16 С Лагерлеф «Чудесное  путешествие Нильсона с  гусями».  Контрольная работа. 17 Внимательное и бережное  отношение поэта, художника к миру М.Пришвин «Разговор  деревьев» 18 М.Бородицкая «В гостях у  лесника» 19 И.Шишкин «Сныть ­ трава» 20 А.Дюрер «Заяц», «Трава» 1 1 1 1 1 Глава 7 Без тебя мир неполный (14 часов) 1 Нравственные уроки  1 сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; – определять завязку,  кульминацию,  развязку в объемном  литературном  произведении,  средства  художественной  выразительности выразительно читать  наизусть – наблюдать за  сюжетом, героями; – выделять разные  сюжетные линии; ­понимать  поэтический образ,  который создает  автор ­определять приемы  передачи  поэтического  настроения  посредством  живописи. понимать  поэтический образ,  который создает  автор – узнавать  18 литературы Н Некрасов  «Дедушка Мазай и зайцы» 2 Н Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 3 Ю Кушак «Подарок в день  рождения» 4 М. Бородицкая «Котенок» 5 И.Тургенев «Воробей» 1 1 1 1 изобразительно­ выразительные  средства  литературного языка,  используемые для  передачи  обостренного  патриотические  чувства, простейшие  виды тропов; – находить и  определять вид  рифмы. – узнавать  изобразительно­ выразительные  средства  литературного языка,  используемые для  передачи  обостренного  патриотические  чувства, простейшие  виды тропов; – находить и  определять вид  рифмы. – прогнозировать  содержание на основе анализа иллюстраций; – подтверждать свое  мнение выдержками  из текста – характеризовать  героев произведения; – выявлять авторское  отношение к герою; – использовать  приобретенные  знания и умения в  практической  деятельности для  самостоятельного  чтения книги – различать  художественное и  научно­популярное  произведения; – анализировать  прочитанное; 19 6 И.Тургенев «Воробей» 7 8 9 10 11 12 Повествование о взрослом  поступке героя повести Н.  Гарина – Михайловского  «Детство Темы» Н. Гарин – Михайловский  «Детство Темы» Н. Гарин – Михайловский  «Детство Темы» Н. Гарин – Михайловский  «Детство Темы» Н. Гарин – Михайловский  «Детство Темы» Красота спасет мир.   В.Драгунский «Девочка на  шаре» 13 В Драгунский «Девочка на  шаре». Контрольная работа.  1 1 1 1 1 1 1 1 – связно излагать свои мысли; – находить отрывок  из текста по вопросам – различать  художественное и  научно­популярное  произведения; – анализировать  прочитанное; – связно излагать свои мысли; – находить отрывок  из текста по вопросам – характеризовать  героев произведений; – выявлять авторское  отношение к герою – характеризовать  героев произведений; – выявлять авторское  отношение к герою – характеризовать  героев произведений; – выявлять авторское  отношение к герою – характеризовать  героев произведений; – выявлять авторское  отношение к герою – характеризовать  героев произведений; – выявлять авторское  отношение к герою – воспринимать  красоту  художественного  слова; – формулировать  основную мысль  произведения; – применять  прочитанное к жизни – воспринимать  красоту  20 Сформированность учебной и  читательской деятельности. 14 Способность художника  обнаруживать и творить  красоту в окружающем нас  мире М.Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы» 1 Содержание программы художественного  слова; – формулировать  основную мысль  произведения; – применять  прочитанное к жизни понимать  поэтический образ,  который создает  автор №п/п Наименование раздела Количество часов Человек вступает в неизведанный мир В единой семье всего живого Открываем мир заново Времена, когда звери говорили Всмотритесь в мир своей души Пересоздаем мир в творчестве Без тебя мир неполный 1 2 3 4 5 6 7 Итого: 18 22 20 26 16 20 14 136 21 Формы и средства контроля Литературное чтение Контрольные работы Контрольные работы Работа 1 3 класс 8 Слава часто ходил на лыжах в лес. Не думайте, что Слава был хороший лыжник, совсем  нет! Не для того, чтобы стать лыжником­чемпионом, отправлялся он в лес. Он шел тихо, не торопясь, ко всему приглядывался, прислушивался... А как красиво зимой в лесу! Куда ни глянешь ­ все кругом покрыто мягким, пушистым  снегом, а присмотришься к заиндевевшим веткам деревьев ­ и увидишь замысловато­ сказочные узоры: диковинные фигурки зверей, птиц, каких­то гномиков... Славе нравится  их разбирать. В лесу тихо­тихо. Идешь ­ только снег под лыжами поскрипывает, а остановишься ­ тут  сразу все звуки лесные услышишь. Вот где­то сверху попискивают невидимые синицы,  одиноко стучит дятел. Слава знает и этого дятла, и место, где он стучит, ­ там на старом, засохшем дереве, в  расщелине сука, у него устроена "кузница". Видно, принес туда еловую шишку, вот и  долбит. Совсем рядом со Славой пролетела стайка хохлатых свиристелей и скрылась среди  деревьев, застрекотала сорока... (по В. Чаплиной) 1. Прочитай текст вполголоса. 22 2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом. 3. Из какого предложения понятно, почему Слава не стремился кататься на лыжах быстро? Подчеркни это предложение одной чертой. 4. Какие чудеса увидел Слава в обычном зимнем лесу? Подчеркни место, где об этом  говорится, волнистой линией. 5. Какие лесные звуки услышал Слава? Подчеркни строчки, из которых это понятно, двумя чертами. 6. Из какой части текста понятно, что Слава знаком с лесными обитателями и знает их  повадки? Обведи эту часть строчки. 7. В какую главу учебника можно поместить этот текст: "Такой незнакомый знакомый  мир"; "Мир просит тебя: открой меня заново"; "Самые настоящие чудеса"? Нужное  подчеркни. 8. Как ты думаешь, является ли этот текст отрывком рассказа или сказки? Нужное  подчеркни. Работа 2 Галка и кувшин Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.  Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что  вода стала выше и можно было пить. (Л. Толстой) 1. Прочитай басню вполголоса и про себя. 2. В этой басне есть мораль: да или нет? Нужное обведи. 3. Какой может быть мораль этой басни: а) галка ­ очень умная птица; б) из любой сложной  ситуации есть выход? Нужную букву обведи. 4. Как ты думаешь, какая из пословиц выражает смысл этой басни: а) терпение и труд все  перетрут; б) не плюй в колодец ­ пригодится воды напиться? Нужную букву обведи. Работа 3 Катерок (отрывок) Солнце за море садится,  23 Машет рыжей головой.  В синем море по границе  Ходит важный часовой: Темно­серый,  Аккуратный Катерок сторожевой. Пушка, Будто бы игрушка, На носу его стоит. На корме ­ другая пушка, Злая, тощая старушка, На подружку Не глядит: Сгорбилась, как под дождем,  Под брезентовым плащом. Хорошо, когда лягушки  Тараторят без конца; Хорошо, когда старушки Соберутся у крыльца ­ Повздыхают, Поболтают, Пусть ­ Друг дружку побранят... Горе людям,  Если пушки  На земле заговорят.  (С. Козлов) 24 1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя. 2. Найди и подчеркни одной чертой те строчки, которые помогают поэту создать образы­ олицетворения. 3. Найди сравнения и подчеркни их волнистой линией. 4. Какие строчки в этом отрывке можно считать главными, самыми важными по смыслу?  Подчеркни эти строчки двумя чертами. Указания для учителя В работе 1 (вопрос 7) правильными нужно считать любой вариант ответа, а также все три  варианта одновременно. Уровни выполнения работы  1. Техника чтения, темп чтения (при норме 80­90 слов в минуту): 4­й уровень ­ 80­90 слов в минуту, целыми словами; 3­й уровень ­ 70­80 слов в минуту, целыми словами; 2­й уровень ­ 60­70 слов в минуту, целыми словами; 1­й уровень ­ менее 60 слов в минуту, безотрывно по слогам. 2. Понимание содержания прочитанного, умение ориентироваться в тексте, способность  воспринять текст в контексте проблематики глав учебника: 4­й уровень ­ верно выполнены работа 1 (задания 3, 4, 5, 6, 7), работа З (задание 4); 3­й уровень ­ работа 1 (вопросы 3, 4, 6) выполнена неверно или с ошибками; 2­й уровень ­ на четыре из шести вопросов дан неверный (неточный) ответ; 1­й уровень ­ задания не выполнены или все выполнены неверно. 3. Владение литературоведческими понятиями, узнавание литературных приемов: 4­й уровень ­ верно выполнены работа 3 (задания 2, 3), работа 2 (задание 2); 3­й уровень ­ на один из трех вопросов дан ошибочный или неточный ответ; 2­й уровень ­ на два из трех вопросов даны ошибочные или неточные ответы; 1­й уровень ­ задания не выполнены или все выполнены с ошибкой. 25 4. Различение литературных текстов по жанровой и стилистической принадлежности;  понимание жанровой специфики басни: 4­й уровень ­ верно выполнены работа 1 (задание 8), работа 2 (задания 2, 3, 4); 3­й уровень ­ на один из четырех вопросов дан ошибочный или неточный ответ; 2­й уровень ­ на два из четырех вопросов даны ошибочные или неточные ответы; 1­й уровень ­ задания не выполнены или все выполнены неверно. Работа 4 Задание 1 1. Начни читать текст. По сигналу учителя остановись и отметь место, где читаешь,  карандашом. – Извините, – сказала девочка. – Я ещё не знаю, что такое «конкретно».  – Между тем пора бы и знать, – рассудительно заметил Петька. – Тебе сколько лет?  – Второй день.  Петька засмеялся.  Девочка была беленькая, а ресницы чёрные, и каждый раз, когда она взмахивала ими, у  Петьки – ух! – с размаху куда­то ухало сердце.  – Теперь я вас хочу спросить, – сказала девочка. – Скажите, пожалуйста, что это за штука? – Она показала на луну.  – Тоже не знаешь?  – Нет?  – Эта штука называется луна, – сказал Петька. – Ты случайно не с неё свалилась?  Девочка покачала головой.  – Нет, я из снега, – серьёзно объяснила она. – Вчера ребята слепили снежную бабу. Мимо  проходил какой­то старик с бородкой.  Она рассказала спокойно, неторопливо, и Петька заметил, что, когда он говорит, изо рта  идёт пар, а у девочки не идёт.  – Мальчишки ушли, а он меня переделал. На голове у меня было дырявое ведро – он его  сбросил, в руках швабра – он её вынул. Всё время бормотал: «В этом деле я не  специалист», – когда делал причёску. «А теперь устроим ей ножки», – когда устраивал  ножки.  Она взмахнула ресницами, и у Петьки – ух! – куда­то с размаху ухнуло сердце. 26 – В общем, я получилась у него так хорошо, что открыть глаза и заговорить – это было не  так уж трудно.  – Странная история, – сказал Петька. 2. Дочитай текст. 3. Определи жанр этого текста. Отметь знаком «» правильный ответ. а) [ ] Рассказ;  б) [ ] сказка;  в) [ ] басня;  г) [ ] былина. 4. Подчеркни прямой линией в тексте строчки, которые подтверждают твой ответ в  задании 1. 5. Подчеркни волнистой линией фразу, которая характеризует отношение Петьки к  девочке (столько раз, сколько она встречается в тексте). 6. Напиши, что обозначает выражение с луны свалился. ______ Работа 5 Анализ стихотворения 1. Прочитай стихотворение: Зима сбежала за ворота  Под беспощадный птичий свист,  И вылупился желторотый,  Ещё дрожащий мокрый лист.  Он жадно ловит капли света,  Он тоже рад бы засвистать...  Когда­нибудь к исходу лета  И он научится летать. (М. Бородицкая) 2. Озаглавь стихотворение.__________ 27 3. Напиши, на кого похож лист дерева, о котором говорится в стихотворении. 4. Какие чувства, стремления вызывает нарисованный автором образ?  Работа 6 Анализ текстов разных стилей речи Прочитай два текста: Текст 1 Реки засыпают с вечера. Маленькие пораньше, большие попозже. Реки великие засыпают за  полночь. Чем больше река, тем больше у неё дел.  Река засыпает не сразу. Сначала птицы умолкают. И тогда услышишь: осока шушукает,  под корягой кто­то с боку на бок ворочается, никак не уляжется. Таращит в испуге  большие глаза, но вот уже и ромашек не видно. Осока угомонилась, под корягой улеглось.  И тут пролетит над рекой ночная птица. Пролетит бесшумно, но где­то в полях крикнет:  проверяет, крепок ли сон сегодня. Текст 2 На Земле много крупных и мелких рек. Маленькие ручьи, сливаясь друг с другом,  образуют речки, которые также соединяются и формируют крупные полноводные реки. Их  называют главными. Они несут в себе водные потоки всей речной системы. А реки,  впадающие в главную, называют притоками. 2. Определи, какой текст художественный, а какой – научный. Отметь правильный ответ.  Ответ запиши. а) Первый текст;  б) второй текст. 3. Подчеркни строчки, которые являются ответом на вопрос текста: «Что такое приток  реки?» В каком тексте ты будешь искать ответ? 4. Запиши ответ на вопрос: «Почему большие реки засыпают позже, чем маленькие?»  5. Подчеркни волнистой линией те части художественного текста, где о неживом говорится как о живом. Работа 7 Вариант1. 1. Отметь фамилию писателя­ сказочника. □ А.А.Фет □ Ф.И.Тютчев 28 □ Л.Н. Толстой □ Н.А. Некрасов □ И.А. Бунин 2. Что такое пейзаж? Отметь ответ.  □ рассказ о природе □описание картины природы □сказка о природе □стихотворение о природе □история о природе 3. Отметь слово, которым можно дополнить предложение. Ф.И. Тютчев писал стихи, а А.П. Чехов ... □басни □песни □рассказы □загадки □былины Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение. 4. Сказку «Подарки феи» написал Ш. Перро, а сказку «Два брата» ... □А.С. Пушкин □Л.Н. Толстой □братья Гримм □Х.К. Андерсен □В.Г. Сутеев 5. Отметь лишнее слово. □пословица □загадка □рассказ □потешка □скороговорка 6. Кто автор стихотворения «Крестьянские дети»? Отметь ответ. □ А.А. Фет □ А.Н. Майков □ А.С. Пушкин   □ НА. Некрасов  □ Ф.И. Тютчев      Отметь слово, которым можно дополнить предложение. 7. А.А. Фет, И.А. Бунин, АН. Майков — русские ... □ сказочники □ баснописцы □ летописцы □ поэты 8. Из какого произведения отрывок? 29 Вдруг в народе кто­то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул  вниз и зашатался. _________________________________  9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответы. □ переплёт □ цвет обложки □ оглавление (содержание) □ аннотация □ обложка 10. Героем какого произведения является Ванька Жуков? Отметь ответ. □ сказки □ рассказа □ басни □ стихотворения □ былины                                        Вариант 2. 1. Отметь фамилию русского поэта и сказочника. □ И.А. Крылов □ А.А. Фет □ А.Н. Майков □ А.С. Пушкин □ Н.А. Некрасов 2. Сколько абзацев в отрывке? Допиши предложение. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на  голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно,  беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. В этом отрывке…_________________________________ 3. Что такое пейзаж? Отметь ответ. □ часть текста □ текст □ абзац □ описание картины природы □ описание внешнего вида героя 4. Допиши предложение. Толстого зовут Лев Николаевич, а Некрасова —________ 5. Кто автор рассказа «Белолобый». Отметь ответ. □ Л.Н. Толстой □ Н.А. Некрасов □ А.П. Чехов 30 □ Н.Н. Носов □ Н.И. Сладкое 6. Отметь лишнюю фамилию. □ А.А. Фет □ А.Н. Майков □ НА. Некрасов □ И.А. Бунин □ А.П. Чехов 7.Что поможет выбрать нужное произведение в книге­ сборнике? Отметь ответы. □ предисловие □ иллюстрация □ оглавление (содержание) □ титульный лист □ аннотация 8. Дополни ряд фамилий авторов произведений. Н .А. Некрасов, И.А. Бунин, А. А. Фет, Ф.И. Тютчев,__________________ 9. Кто автор научно­познавательного рассказа «Зайцы»?  Отметь ответ. □ И.С. Тургенев □ М.М. Пришвин □ Л.Н. Толстой □ А.П. Чехов □ Е.И. Чарушин 10. Героем какого произведения является Соловей­разбойник? Отметь ответ. □ басни □ сказки □ рассказа □ былины □ стихотворения                     Вариант 3. 1. Отметь жанр фольклора. □ басня □ художественный рассказ □ научно­познавательный рассказ □ сказка □ стихотворение 2. Отметь фамилию поэта. □ А.П. Чехов □ И.С. Тургенев □ С.А. Есенин □ А.И. Куприн 31 □ К.Г. Паустовский Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить 3. предложение. Стихотворение «Бабушкины сказки» написал ... □ И.С. Никитин □ С.А. Есенин □ С.Д. Дрожжин □ Ф.И. Тютчев □ НА. Некрасов 4. Отметь имя и отчество Есенина. □ Александр Сергеевич □ Николай Алексеевич □ Сергей Александрович □ Иван Захарович □ Фёдор Иванович 5. Отметь лишнее слово. □загадка □потешка □считалка □олицетворение □былина 6. Отметь слово, которым нужно дополнить предложение. И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, С.А. Есенин ­ это ... □сказочники □баснописцы □летописцы □поэты 7. Допиши одно слово в ряд других. Обложка, переплёт, заголовок, титульный лист,­­­­­­­­­­­­­ 8. Отметь фамилию поэта, который написал стихи о русской берёзе. □С.А. Есенин □И.С. Никитин □А.С. Пушкин □Н.А. Некрасов □С.Д. Дрожжин 9. Отметь заголовок рассказа К.Г. Паустовского. □«Белолобый» □«Стальное колечко» □«Барбос и Жулька» □  «Акула» □ «Воробей» 7. Допиши одну фамилию в ряд других. Пушкин, Есенин, Тютчев, Фет,­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Вариант 4. 32 1. Отметь жанр фольклора. □ басня □ рассказ □ былина □ повесть □ стихотворение 2. Отметь сказочных героев. □ Приёмыш □ Индюк □ Ёж □ Соболько □ Ю­Ю 3.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Дополни предложение. Глупый Индюк — герой­­­­­­­­­ 4. 5. Отметь лишнее слово. □ рассказ □ сказка □ былина □ обложка □ басня Отметь фамилию автора рассказа «Кусака». □ Л.Н. Андреев □ А.И. Куприн □ А.П. Чехов □ И.С. Тургенев □ Д.Н. Мамин­Сибиряк 6. Отметь имя и отчество писателя, которыми нужно дополнить предложение. Есенина зовут Сергей Александрович, а Паустовского — ... □ Иван Сергеевич □ Антон Павлович □ Александр Иванович □ Михаил Михайлович □ Константин Георгиевич 7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге­сборнике? Отметь ответ. П заголовок произведения □ обложка □ сведения об авторе □ цвет корешка □ размер книги 8. Допиши одну фамилию в ряд данных. Пушкин, Есенин, Фет, Майков,­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 9.Отметь фамилию автора рассказов о животных. □ А.С. Пушкин 33 □ И.С. Никитин □ А.И. Куприн □ И.А. Крылов □ С.Д. Дрожжин 10. Героя какого произведения зовут Ваня Малявин? Отметь ответ. □ сказки □ басни □ повести □ рассказа □ былины Контрольная (годовая) работа 8 Задание 1 Кочеток ­ золотой гребешок и жерновцы (отрывок) Жили да были себе старик со старухою, бедные­бедные! Хлеба­то у них не было; вот они  поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть. Долго ли, коротко ли они  ели, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу. Старуха заприметила и говорит: ­ Старик! Надобно пол­то прорубить; пускай дуб растет выше; как вырастет, не станем в  лес за желудями ездить, станем в избе рвать. Старик прорубил пол; деревцо росло, росло и выросло до потолка. Старик разобрал и  потолок, а после и крышу снял. Деревцо все растет да растет и доросло до самого неба. Не  стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб. Лез­лез и взобрался на небо. Ходил, ходил по небу, увидал: сидит кочеток ­ золотой  гребешок, маслена головка, и стоят жерновцы. Старик долго не думал, захватил с собою и  кочетка, и жерновцы и спустился в избу. Спустился и говорит: ­Как нам, старуха, быть, что нам есть? ­ Постой, ­ молвила старуха, ­ я попробую жерновцы. Взяла жерновцы и стала молоть; ан блин да пирог, блин да пирог! Что ни повернет ­ все  блин да пирог!.. И накормила старика. Ехал мимо какой­то боярин и заехал к старику со  старушкой в хату. ­ Нет ли, ­ спрашивает, ­ чего­нибудь поесть? ­ Старуха говорит: ­ Чего тебе, родимый, дать поесть, разве блинков? Взяла жерновцы и намолола: нападали блинки да пирожки. 34 Приезжий поел и говорит: ­ Продай мне, бабушка, твои жерновцы. ­ Нет, ­ говорит старушка, ­ продать нельзя. Он взял да и украл у ней жерновцы. Как увидали старик со старухою, что украдены  жерновцы, стали горе горевать. ­ Постой, ­ говорит кочеток ­ золотой гребешок, ­ я полечу догоню! (По А. Афанасьеву) 1. Прочитай фрагмент сказки вслух вполголоса. 2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом. 3. Дочитай текст до конца. 4. Какие характерные черты волшебной сказки ты можешь отметить в этом отрывке  (включая название сказки): а) наличие волшебного числа; б) присутствие тотемного дерева; в) наличие тотемного зверя или птицы; г) обращение к помощи волшебного предмета; д) мотив ухода главного героя из дома? Обведи нужные буквы. 5. Подчеркни в тексте одной чертой те фрагменты, которые подтверждают твой  предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву. Задание 2 Тучка  Лежит на небе туча,  Вздыхает и ворчит,  А маленькая тучка  Копытцами стучит.  По луже,  По дорожке, По зонтику груздя  Стучит, как олененок,  Копытцами 35 Дождя! (Т. Белозеров) 1. Прочитай стихотворение вслух вполголоса. 2. Подчеркни одной чертой слова, при помощи которых поэт оживляет образ тучи. 3. Двумя чертами подчеркни слова, из которых видно, что маленькая тучка для поэта тоже  живая. 4. Найди в стихотворении сравнение и подчеркни его волнистой чертой. 5. Выбери и обведи слова, которые передают характер маленькой тучки: озорная, шустрая,  спокойная, медлительная. Задание 3 Рассказ о море (отрывок) Я хорошо запомнил день, когда научился плавать, когда я почувствовал всем телом, что  могу держаться на воде и что море держит меня. До этого я барахтался в воде и, может  быть, даже немного плавал, но только если я знал, что в любую секунду могу достать  ногами дно. Теперь это было совсем новое ощущение, как будто мы с морем поняли друг друга. Я  теперь мог не только ходить, видеть, говорить, но и плавать, то есть не бояться глубины. И  научился я сам! Недалеко от берега из воды торчал зеленоватый обломок крепостной стены, через него  перекатывались легкие волны. Я доплывал до него, ложился плашмя и отдыхал. Это было  похоже на путешествие на необитаемый остров. Впрочем, остров был не такой уж  необитаемый. С набегающей волной иногда выплескивался краб, неуклюже забегал за край  скалы и, высовываясь из­за камня, следил за мной злыми, хозяйскими глазами. Если  глядеть в глубину, можно было заметить каких­то серебристых мальков, которые  неожиданно проносились, вспыхивая, как искры, выбитые из головешки. Иногда я ложился  на спину и, когда волна перекатывалась через меня, видел диск солнца, качающийся и  мягкий. (Ф.Искандер) 1. Прочитай текст вслух вполголоса. 2. Найди и подчеркни одной чертой строчки, из которых понятно, что мальчик (герой  рассказа) очень любит море. 3. Двумя чертами подчеркни строчки, из которых видно, что лирический герой очень  внимательный и наблюдательный. 36 4. Из каких строчек видно, что герой рассказа обладает развитым воображением и  фантазией? Подчеркни эти строчки пунктиром. 5. Найди в тексте сравнение и подчеркни это место волнистой линией. 6. Придумай и запиши название для этого отрывка. Уровни выполнения работы 1. Техника чтения, темп чтения (при норме 75­80 слов в минуту): 4­й уровень ­ 75­80 слов в минуту, целыми словами; 3­й уровень ­ 70­75 слов в минуту, целыми словами; 2­й уровень ­ 60­70 слов в минуту, целыми словами; 1­й уровень ­ меньше 60 слов в минуту, безотрывно по слогам. 2. Понимание содержания прочитанного, выражение смысла текста в названии: 4­й уровень ­ верно выполнены задание 1 (вопрос 4), задание 2 (вопрос 5), задание 3 (вопрос 4); 3­й уровень ­ неверно выполнено одно задание из трех; 2­й уровень ­ на два из трех вопросов дан неверный (неточный) ответ; 1­й уровень ­ задания не выполнены или все выполнены неверно. 3. Узнавание литературных приемов (сравнения, олицетворения): 4­й уровень ­ верно выполнены задание 2 (вопросы 2, 3, 4), задание 3 (вопрос 5); 3­й уровень ­ на один из четырех вопросов дан ошибочный или неточный ответ; 2­й уровень ­ на два из четырех вопросов даны ошибочные или неточные ответы; 1­й уровень ­ задания не выполнены или все выполнены с ошибкой. 4. Понимание жанровой специфики сказки: 4­й уровень ­ верно выполнено задание 1 (вопросы 5, 6); 3­й уровень ­ на 5­й вопрос дан неполный ответ: указаны только два правильных варианта  из трех (б, в, г); 2­й уровень ­ на 5­й вопрос дан неполный ответ: указан только один правильный вариант из  трех; 1­й уровень ­ задания не выполнены или все выполнены неверно. НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 37 Контрольная проверка навыка чтения вслух проводится на конец полугодия у  каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям : ­         беглость, правильность, осознанность, выразительность. Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования. Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в  каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований. Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других  требования. Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три  требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования  выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно,  выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на  небольшое количество слов, ставится положительная отметка. Чтение наизусть Оценка "5"   ­  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает. Оценка   "4"  ­ знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку   слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" ­ читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка "2" ­ нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1.    Правильная постановка логического ударения 2.    Соблюдение пауз 3.    Правильный выбор темпа 4.    Соблюдение нужной интонации 5.    Безошибочное чтение Оценка "5" ­ выполнены правильно все требования Оценка "4" ­ не соблюдены 1­2 требования Оценка "3" ­допущены ошибки по трем требованиям 38 Оценка "2" ­ допущены ошибки более, чем по трем требованиям  Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1.    Своевременно начинать читать свои слова .    Подбирать правильную интонацию 3.    Читать безошибочно 4.    Читать выразительно Оценка "5" ­ выполнены все требования Оценка "4" ­ допущены ошибки по одному какому­то требованию Оценка "3" ­ допущены ошибки по двум требованиям Оценка "2" ­допущены ошибки по трем требованиям Пересказ Оценка "5" ­ пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно,  не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос,  умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" ­допускает 1­2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка  "3" ­ пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет  последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.  Оценка "2" ­ не может передать содержание прочитанного.       Обязательный уровень   Возможный уровень   1ч 2ч Зч 4ч 1ч 2ч Зч 4ч       3 класс 65 70 75 80 85 90 95 100     Критерии оценки работ творческого характера.     К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по  картинкам, личному опыту и т.д. на начальной  ступени школы все творческие работы  39 носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не  выставляются и в  классный журнал не заносится. Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется  одна отметка – за содержание. В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом  – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются  через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и  контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.   Нормы оценки работ творческого характера.    За содержание: ­         оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение  авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие  фактических ошибок, богатство словаря, правильное  речевое оформление. Допустимо  не более одной речевой неточности; ­         оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по  авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения  в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не  более трех речевых недочетов в содержании и построении текста; ­         оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста  (изложение), отклонение  от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные  нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух­трех  предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти  недочетов речи в содержании и построении текста; ­         оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления  от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера,  нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями  текста, бедность словаря. В целом в работе  допущено более шести речевых недочетов и  ошибок в содержании и построении текста. За грамотность: ­         оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо  одно­два исправления; ­         оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки,  одно – два исправления; ­         оценка «3»: три­пять орфографических ошибок, одна­две пунктуационные, одно  – два исправления; ­         оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три­четыре  пунктуационных, три­четыре исправления. Учебно – методические средства обучения 1. Н.А. Чуракова. Литературное чтение 3­й класс. Части 1,2. Самара: Корпорация  «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008г 40 2. Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова  Литературное чтение. Сборник  программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство  «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 3. Интернет­ресурсы: http://1september.ru/ ,http://www.it­n.ru/         4.      Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э.Кочурова, М.И. Кузнецова, О.А.Рыдзе.   Проверочные тестовые работы. 3 класс. М., Издательский центр «Вентана ­ Граф», 2010 41

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018