Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
4 кл
24.02.2017
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009), Примерной программой по литературному чтению и авторской Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение» (2012) и учебного плана школы на 2016-2017учебный год.Литература — один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором органиче¬ски сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты, позволяющие реализовать тре¬бования Стандарта. Одним из средств реализации названных требований является недавно разработанный и прохо¬дящий апробацию в образовательных учреждениях России курс по литературному чтению. Его авто¬ры — Г.С. Меркин, доктор педагогических наук, профессор Смоленского государственного университе¬та; Б.Г. Меркин, кандидат филологических наук, доцент Смоленского государственного университета; С.А. Болотова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования Смоленского областного института развития образования. Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует курсу литературы в основ¬ной школе, который, в свою очередь, продолжается в старших классах средней школы курсом, построен¬ным на историко-литературной основе. В связи с этим можно сказать, что литературное чтение является первым этапом в непрерывном литературном образовании школьника. Нужно отметить, что первый этап литературного образования школьника, создавая предпосылки для дальнейшего развития, представляет собой в то же время относительно самостоятельный и завершенный цикл, учитывающий специфику младшего школьного возраста и характеризующийся особыми задачами, содержанием, методикой преподавания.
Литературное чтение 4кл..doc
Администрация   Аликовского    района     Чувашской     Республики Муниципальное   бюджетное     общеобразовательное      учреждение  «Аликовская средняя общеобразовательная школа им. И.Я. Яковлева»  Аликовского района Чувашской Республики                                                                                         РАССМОТРЕНА       на заседании ШМО  ……………… Протокол № ________  от   «__»_____________2016 г.                                                                                                                                                                            УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ «Аликовская СОШ им.  И.Я. Яковлева» № _      от «__» ___________2016г. Рабочая программа по курсу ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 класс 2016 ­2017 учебный год Данная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009), Примерной программой по литературному чтению и авторской Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение» (2012) и учебного плана  школы на 2016­ 2017учебный год. Составитель: Иванова Оксана Леонидовна , учитель начальных классов 1 ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                                                                                                                 стр. 1.Пояснительная записка ……………………………………………………………….…. 3 2.Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»……………….… 3 3.Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане………..…..…… 5 4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  «Литературное чтение»…………...……………………………………………………... 5 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  «Литературное чтение»……..…………………………………………… ……………….7 6.Содержание учебного предмета  «Литературное чтение»……………..……………………….…………………………. ..14 7.Тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности  обучающихся……………………………………………………………….…………......14 8.Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………….. ………….... 36 2 Пояснительная записка. Современное начальное образование находится на стадии освоения нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Отличительной особенностью Стандарта является ориентация на развитие личности обучающегося. При этом особое внимание направлено на воспитание и развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения   демократического   гражданского   общества   на   основе   патриотизма,   толерантности,   диалога   культур   и   уважения   к многонациональному, поликультурному и поликонфессиональному составу российского общества. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение» Литература   —   один   из   важнейших   предметов   в   системе   школьного   образования,   в   котором   органически   сочетаются   интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты, позволяющие реализовать требования Стандарта. Одним из средств реализации названных требований является недавно разработанный и проходящий апробацию в образовательных учреждениях России курс по литературному чтению. Его авторы — Г.С. Меркин, доктор педагогических наук, профессор Смоленского государственного университета; Б.Г. Меркин, кандидат филологических наук, доцент Смоленского государственного университета; С.А. Болотова, кандидат педагогических   наук,   заведующая   кафедрой   педагогики   и   методики   начального   образования   Смоленского   областного   института   развития образования. Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует курсу литературы в основной школе, который, в свою очередь, продолжается в старших классах средней школы курсом, построенным на историко­литературной основе. В связи с этим можно сказать, что литературное чтение является первым этапом в непрерывном литературном образовании школьника. Нужно отметить, что первый этап литературного образования школьника, создавая предпосылки для дальнейшего развития, представляет собой в   то   же   время   относительно   самостоятельный   и   завершенный   цикл,   учитывающий   специфику   младшего   школьного   возраста   и характеризующийся особыми задачами, содержанием, методикой преподавания. Целью курса по литературному чтению является формирование, воспитание и развитие грамотного читателя. Под   грамотным   читателем   мы   понимаем   ребенка,   осознающего   себя   читателем,   у   которого   развиты   интерес   к   книге   и   потребность   в систематическом чтении, сформированы полноценный навык чтения и читательские компетентности, заложены основы коммуникативной и духовно­нравственной   культуры,   созданы   первичные   представления   о   русской   литературе   как   о   национальном   достоянии.   Результатом формирования, воспитания и развития грамотного читателя должно стать осознание младшим школьником литературы как вида искусства. Методологической основой курса по литературному чтению являются следующие принципы. Этический   (нравственный)   принцип  проявляется   в   отборе   литературного   материала.   Младший   школьный   возраст   —   время   интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действия в различных ситуациях. Исходя из этого, важное психолого­педагогическое  значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств. Слушание, чтение и анализ литературных произведений1 позволяют ему вникнуть в суть той нравственной проблемы, которую поднимает автор. В процессе работы с художественными текстами дети рассматривают такие категории, как  дружба, любовь, счастье, честность, доброта, предательство, человечность, великодушие, сердечность, верность, отвага, героизм, патриотизм и др. 1 3 Один   из  факторов  ослабления,  а  иногда  и  полного исчезновения   духовных  связей  в  семье  —  отсутствие   интеллектуального  и  духовного общения,  пренебрежение  взрослых   интересами   детей,  невнимание  к  их  нравственной  эволюции.  Совершенно  очевидно,  что исключительно плодотворным средством создания устойчивого, системного и заинтересованного общения является книга, литература с ее неисчерпаемым этическим   и   эстетическим   потенциалом.   Содержательно   значимой   особенностью   курса   литературного   чтения   является   включение   в   него произведений для семейного чтения. В программе и учебниках даны тексты, которые предлагается читать и обсуждать в семье. Эстетический   (художественный)   принцип  отражен   в   подборе   текстов,   входящих   в   круг   чтения   младших   школьников.   Это высокохудожественные произведения, отличающиеся гармонией авторской мысли и слова. Многие из них входят в золотой фонд русской и зарубежной литературы. Художественные тексты позволяют развить у юного читателя эстетический вкус, вызывают разнообразные переживания за героев, что подталкивает ребенка к созданию собственных образов, к определению своего читательского отношения. Жанровый принцип лежит в основе подбора художественных текстов, относящихся к разным родам и жанрам. Жанровое богатство, с которым знакомятся дети, позволяет приобщить ребенка к литературе как к искусству слова. На элементарном, доступном для детей этого возраста уровне происходит познание особенностей разных литературных жанров. Путем сравнения некоторых из них (например, сказки и басни, сказки и рассказа) идет процесс развития читательского интереса и читательской культуры. Тематический принцип  нашел свое отражение в структурировании курса литературного чтения в целом и по каждому классу в отдельности. Темы,   объединяющие   литературные   тексты,   формулируются   в   соответствии   с   особенностями   мировосприятия   ребенка   на   каждом   этапе развития. Так, в 1 классе за основу структурирования материала мы взяли одну из психологических особенностей детей этого возраста — приоритет собственного «я». Это определило следующую тематику разделов курса в 1 классе: «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и моя страна» и др. Во 2 и 3 классах у детей меняются приоритеты — на первый план выходит мир вокруг (во всем его разнообразии), собственное «я» воспринимается как часть этого мира. Поэтому тематика текстов усложняется, стратегическими остаются линии: семья, школа, природа, страна, история, Вселенная.  В 4 классе предложены следующие темы разделов учебного курса:  «Наша семья», «Наша школьная жизнь», «Наши дела и заботы», «Наша страна» и т.д. Определяя тематику разделов курса литературного чтения, мы исходили из того, что постепенно за четыре года обучения в начальной школе у ребенка формируется понимание значимости родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Младший школьник учится осознавать понятия  семья, страна, взаимопонимание, уважение, взаимопомощь, любовь;  знакомится с правилами и способами общения и выражения   своих   чувств   к   взрослым   и   сверстникам;   учится   соотносить   свои   поступки   и   поступки   героев   литературных   произведений   с нравственно­этическими нормами. Кроме того, у обучающегося формируется целостная картина окружающего мира. Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей. Принцип развития  заключается в том, что младший школьник в процессе приобщения к литературе как искусству слова формируется как личность. Следовательно, ребенку нужно создать такие условия, в которых он может максимально себя реализовать, проявить свои личные способности в разных видах работы с литературными произведениями. Принцип   деятельностного   подхода  реализуется   через   вовлечение   ребенка   в   различные   виды   деятельности   при   чтении   литературных произведений   (прогнозирование,   анализ,   синтез,   обобщение).   Эта   деятельность   не   ограничивается   только   функциональными   знаниями   и 4 умениями по чтению. Она позволяет ребенку прогнозировать свою работу с художественным текстом, ставить определенные учебные задачи и решать   их,   осуществлять   контроль   и   самоконтроль,   оценивать   свои   действия,   направленные   на   решение   поставленной   задачи.   Такая деятельность позволяет формировать квалифицированного читателя, умеющего думать над произведением во время чтения и после чтения. Новый курс по литературному чтению ориентирует учителя начальной школы на выполнение задач литературного образования и эстетического развития младших школьников в определенной системе, все элементы которой взаимосвязаны, логически взаимообусловлены и достаточно жестко структурированы. В то же время названный курс является звеном в системе общего среднего филологического образования учащихся с 1 по 11 класс (учебники по литературе для 5—8 классов, автор Г.С. Меркин; учебники по литературе для 9—11 классов, авторы С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев, издательство   «Русское   слово»).   Задачи,   намеченные   в   начальной   школе,   последовательно   и   целенаправленно   развиваются   в   каждом последующем классе основной, а затем и средней школы. Выполнение задач основано на единстве принципов, методологических и методических подходов,   отборе   произведений   для   изучения   литературы,   организации   методического   и   дидактического   материала.   Таким   образом, обеспечивается преемственность в обучении, развитии и воспитании школьников. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным базовым учебным планом для общеобразовательных учреждений на образовательную область «Литературное чтение» в 4 классе выделено 102 часа  ( из расчета 3 часа недельной нагрузки: 34 учебные недели). ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» .      Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:  – чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;  – восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;  • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:  – доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;  – уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  • развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:  – принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;  – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;  5 – формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:  – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;  – формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:  – формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;  – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;  – формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;  – формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.       Литературное чтение как учебный предмет в начальном школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе   полноценного   восприятия   художественного   произведения   формируется   духовно­нравственное   воспитание   и   развитие   учащие начальных классов.           Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно­эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения   продолжается   развитие   техники   чтения,   совершенствование   качества   чтения,   особенно   осмысленности.   Читая   и   анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно­нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.       Изучение литературного чтения в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:  –   готовность   и   способность   к   духовному   развитию,   нравственному   самосовершенствованию,   самооценке,   пониманию   смысла   своей   жизни, индивидуально­ответственному поведению;  –   готовность   и   способность   к   реализации   творческого   потенциала   в   духовной   и   предметно­продуктивной   деятельности,   социальной   и профессиональной   мобильности   на   основе   моральных   норм,   непрерывного   образования   и   универсальной   духовно­нравственной   установки «становиться лучше»;  –   формирование   морали   как   осознанной   личностью   необходимости   определённого   поведения,   основанного   на   принятых   в   обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;  –   развитие   совести   как   нравственного   самосознания   личности,   способности   формулировать   собственные   нравственные   обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;  6 – принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;  –   готовность   и   способность   выражать   и   отстаивать   свою   общественную   позицию,   критически   оценивать   собственные   намерения,   мысли   и поступки.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения к выпускнику начальной школы в качестве требований предъявляются три группы результатов освоения программы (личностные, метапредметные, предметные). Личностные планируемые результаты: Осознание школьником важности процесса обучения, формирование готовности к получению новых знаний, их применению и преобразованию. Понимание школьником значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира. Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение. Развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой. Развитие восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства. Формирование культуры общения. Метапредметные планируемые результаты: Формирование способности принимать, сохранять и решать учебные задачи в процессе чтения и обсуждения литературного произведения. Формирование умения планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу. Формирование умения оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Развитие умения выбирать средства для успешного решения поставленной учебной задачи. Развитие умения запоминать правило. Развитие умения предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки. Развитие логических операций (установление причинно­­следственных связей, сравнение, классификация, обобщение, доказательство, вывод) при работе с содержанием литературных произведений. Формирование умений осознанно читать и осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели. Развитие умения извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, использовать различные источники информации (в т.ч. интернет­ресурсы) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Развитие умения свободно ориентироваться в различных видах текстов и воспринимать тексты художественные, научно­популярные, учебные. Развитие умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи). 7 Развитие умения слушать одноклассников и вступать в диалог. Развитие   умения   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем,   интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, адекватно оценивать собственное поведение и действия окружающих. Формирование готовности конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы разных сторон. Развитие умения высказывать и обосновывать свое мнение о прочитанном произведении и уважать мнение собеседника. Овладение базовыми метапредметными понятиями. Предметные планируемые результаты представлены в четырех содержательных разделах курса «Литературное чтение»: 1 раздел — «Виды речевой и читательской деятельности», 2 раздел — «Круг детского чтения», 3 раздел — «Литературоведческая пропедевтика», 4 раздел — «Творческая деятельность». В каждом из этих разделов отражена дифференциация требований к подготовке обучающихся. Базовый уровень требований отражен в подразделе «Выпускник научится», повышенный уровень требований — «Выпускник получит возможность научиться». Раздел 1. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; читать   (вслух)   выразительно   доступные   для   младшего   школьного   возраста   прозаические   произведения   и   декламировать   стихотворные произведения после предварительной подготовки; использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; различать на практическом уровне виды текстов (художественный, научно­популярный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно­популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и характеризовать героев произведения; тему и микротемы; основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы   по   содержанию   услышанного   или   прочитанного   произведения;   находить   в   тексте   требуемую   информацию   (конкретные   сведения, факты); использовать   простейшие   приемы   анализа   различных   видов   текстов   (делить   текст   на   части,   озаглавливать   их;   составлять   простой   план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию); использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр произведения, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать 8 связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, связывая их с содержанием текста); оформлять   свою   мысль   в   монологическое   речевое   высказывание   небольшого   объема   (повествование,   описание,   рассуждение)   с   опорой   на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения; ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного,   самостоятельно   делать   выводы,   соотносить   поступки   героев   с   нравственными нормами; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно­познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного); участвовать   в   обсуждении   прослушанного   или   прочитанного   текста   (задавать   вопросы,   высказывать   и   обосновывать   собственное   мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт. Выпускник получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как вид искусства; предвосхищать содержание литературного произведения по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать свое суждение об этом; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; оформлять свою мысль в виде письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя); высказывать эстетическое и нравственно­этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста; делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования. Раздел 2. Круг детского чтения Выпускник научится: ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений разных авторов от книги одного писателя; самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу; пользоваться алфавитным каталогом, а также соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Выпускник получит возможность научиться: ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; 9 писать отзыв о прочитанной книге; работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой. Раздел 3. Литературоведческая пропедевтика Выпускник научится: сравнивать,   сопоставлять   художественные   произведения   разных   жанров,   делать   элементарный   анализ   различных   текстов,   выделяя   два­три существенных признака; отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных жанров: сказки, загадки, пословицы. Выпускник получит возможность научиться: сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных видов текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет, гипербола); определять позицию автора художественного текста; создавать по аналогии прозаический или поэтический текст на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). Раздел 4. Творческая деятельность Выпускник научится: читать по ролям литературное произведение; создавать   текст   на   основе   интерпретации   художественного   произведения,   репродукций   картин   художников,   по   серии   иллюстраций   к произведению или на основе личного опыта; реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, устанавливать причинно­следственные связи, определять этапы в выполнении действий; составлять текст на основе готового плана; давать характеристику героя.ыпускник получит возможность научиться: творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; создавать иллюстрации к произведениям, диафильмы; работать в группе, создавая инсценировки произведений, сценарии, проекты; создавать собственный текст (повествование — по аналогии; рассуждение — развернутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя); писать изложения; писать сочинения по картине. В соответствии со Стандартом планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) выступают основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  10 ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА       Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе, текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста,   пересказ   содержания   произведения   (полно,   кратко,   выборочно),   выразительное   чтение   наизусть   или   с   листа.   Осуществляется   на материале изучаемых программных произведений, в основном, в устной форме. Возможны и письменные работы: небольшие по объему ­ ответы на вопросы, описание героя или события; самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения, вслух проводится индивидуально, для этого подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. В4 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.         Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения третьеклассников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:   проверка   сформированность   умения   читать   целыми   словами   и   группами   слов;   осознание   общего   смысла   и   содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80=100 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев. Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие: • плавное слитное); • • характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости); • • • • Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются:  • • произведений; • логических ударений, громкости и эмоцио¬нальной окраски голоса); • • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом; умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей; ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг; интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, рас­ширение круга чтения. индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; индивидуальный   прогресс   в   выразительности   чтения   (соблюдение   знаков   препина­ния,   интонационная   передача   в   соответствии   с замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме); ответы   обучающихся   на   вопросы   по   содержанию,   структуре,   языковому   оформлению   и   жанровой   принадлежности   литературных выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью инто­национных средств: мелодики, темпоритма, пауз, индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания; выполнение заданий по ориентировке в книгах; 11 наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, • конкурсах чтецов, драматизации, вообра¬жаемой экранизации и т.п.); • • • • • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и группо­вой работы; наблюдения за читательской деятельностью учащихся; анализ читательского дневника; анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций; анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради ив хре­стоматии).     КОНТРОЛЬ  за   уровнем   обучения   обучающихся   в   4     классе   осуществляется   по   следующим   направлениям   (индивидуальные,   групповые, фронтальные): Техника чтения ­ заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать минимум 70­80 слов в минуту Умение четко и правильно ответить на поставленный вопрос, аргументируя ответ отрывком из текста; Умение пересказать текст Диагностические тесты дают представление об уровне сформированности знаний и умений, уровне на котором находится каждый ученик, 1. 2. 3. 4. самостоятельности, навыков самоконтроля и самооценки. 5. 6. 7. Творческие работы (иллюстрирование, драматизация, дикламация) Умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения Чтение стихов наизусть Формы контроля В зависимости от этапа обучения  используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание. 1. Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может быть как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения. 2. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится  фронтально  или   группами.  Для проверки   учитель   заготавливает  индивидуальные  карточки,  которые  получает  каждый  ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Оценочный вид деятельности. В4   классе   наряду   с   проверкой   сформированности   умения   читать   целыми   словами   основными   задачами   контроля   являются   достижение осмысления   прочитанного   текста   при   темпе   чтения   не   менее   100   слов   в   минуту   (вслух)   и   120   слов   в   минуту   ("про   себя");   проверка 12 выразительности   чтения   подготовленного   текста   прозаических   произведений   и   стихотворений,   использование   основных   средств выразительности: пауз, логических Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам: Нормы оценок по литературному чтению Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность. Оценка «5» ставится, если выполнены все 4 требования. Оценка «4» ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований. Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования. Оценка «2» ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка. Чтение наизусть Оценка «5» — твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» — знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» — читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» — нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текста Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения. 2. Соблюдение пауз. 3. Правильный выбор темпа. 4. Соблюдение нужной интонации. 5. Безошибочное чтение. Оценка «5» — выполнены правильно все требования. Оценка «4» — не соблюдены 1­2 требования. Оценка «3» — допущены ошибки по трем требованиям. Оценка «2»  — допущены ошибки более, чем по трем требованиям. Чтение по ролям 13 Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова. 2. Подбирать правильную интонацию. 3. Читать безошибочно. 4. Читать выразительно. Оценка «5» — выполнены все требования. Оценка «4» — допущены ошибки по одному какому­то требованию. Оценка «3» — допущены ошибки по двум требованиям. Оценка «2» — допущены ошибки по трем требованиям. Пересказ Оценка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка «4» — допускает 1­2 ошибки, неточности, сам исправляет их. Оценка   «3»   —   пересказывает   при   помощи   наводящих   вопросов   учителя,   не   умеет   последовательно   передать   содержание   прочитанного, допускает речевые ошибки.  Оценка «2» — не может передать содержание прочитанного. СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА  Наши любимые сказки ­ 25ч  Наша семья ­ 19 ч  Наша школьная жизнь ­ 12 ч  Наши дела и заботы ­13 ч  Наша природа ­ 12 ч  Мир вокруг нас­ 11 ч  Наша страна ­ 14 Тематическое планирование уроков литературного чтения  в 4 классе № п/п урока Тема урока Ко л­ во ч а­ со в Тип урока Форм а контр оля Целевая установка урока (уроков) Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Метапредметные Понятия результаты   учебные действия) Предметные результаты (универсальные ИКТ Вид деятел ьности Личностны е  результаты • Познакомить уча щихся: с учебником • Учебная книга, название Регулятивные: принимать, Положитель Чтение понимать и решать учебные задачи ное и Наши любимые сказки Научатся: 1 «Наши любимые сказки» 1 Вводный урок фронталь ный текущий текущий 2 3 2­3 А.С.Пушкин ‘‘Сказка о рыбаке и рыбке‘‘ 4­6 А.С.Пушкин ‘‘Сказка о попе и о работнике Балде‘‘  уроки чтения и анализа художеств енного произведен ия Уроки анализа художеств енного произ ведения; способы работы с художественным литературно го отношение и интерес к уроку анализ художе ственно го чтения произве дения «Литературное чтение» для 4 класса, вступительной статьей, условными обозначениями, содержанием, прикнижными словарями, шмуцтитулом; с темой раздела «Наши любимые сказки»; • Познакомить учащихся со сказкой А.С.Пушкина ‘‘Сказка о рыбаке и рыбке‘‘ книги, автор книги, при­ книжный словарь, тема, иллюстрация правильному, осознанному чтению текста целыми словами; ориентации в новой учебной книге; пользованию прикнижным словарем • Сказка, народная и литературная (авторская) сказка, виды сказок; опорные слова; главная мысль. Научатся: слушанию и правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова¬ ми, вслух и про себя; урока, планировать работу на уроке; выбирать текстом в зависимости от учебной задачи Познавательные: прогнозировать содержание раздела книги по указанной теме; находить необходимую информацию в новой учебной книге; ориентироваться в учебнике по оглавлению, иллюстрациям и условным обозначениям;. Коммуникативные: участвовать в коллек­тивном обсуждении поставленной проблемы; вступать в диалог с авторами учебника Познакомить учащихся со сказкой А.С.Пушкина ‘‘Сказка о попе и оработнике Балде‘‘ • Народная сказ ка, устное народное творчество, авторский пересказ, Научатся: слушанию и правильному, осознанному, выразительному чтению целыми словами, вслух  15 Чтение и анализ художе ственно го произве дения http://na chalka.s eminfo.r u, Ресурсы ЦОР Аудиоза пись  http://na chalka.s eminfo.r u, Чтение и анализ художе ственно го произве дения 7 Русская народная сказка ‘‘Шабарша‘‘ 8­10 Русская народная сказка ‘‘Сивка­ бурка‘‘ 11­14 П.П.Ершов «Конёк­ Горбунок» 1 3 4 Урок анализа художеств енного произ ведения; текущий • Познакомить учащихся с русская народной сказкой ‘‘Шабарша‘‘‘ • Авторская сказка, диалог, опорные слова, эпизод, главная мысль, фрагмент. текущий • Познакомить учащихся • Народная со сказкой ‚‘‘Сивка­ бурка“ сказка, волшебная сказка Урок анализа художеств енного произ ведения; Уроки анализа текущий • Познакомить учащихся со сказкой П.П.Ершова • Рассказ быль, персонаж, опор художеств енного произ ведения «Конёк­Горбунок» • совершенствовать знания о жанре сказка; • развивать умения: читать текст правильно ное слово, главная мысль произведения, тема. и выразительно, целыми словами, вслух и про себя; ; Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; проявлять инициативу при работе с содержанием произведения; Познавательные: осуществлять поиск, перерабатывать информацию, преобразовывать её, уметь составлять конспект. Коммуникативные: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, способ­ ность участвовать в речевом общении Научатся: слушанию и правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми словами, вслух и про себя; Научатся: правильному, осознанному и выразительному чтению текста целыми словами; работе с творения; Научатся: слушанию и правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова¬ ми, вслух и про себя; содержанием стихо 15 Сочинение по картине В.М.Васнецо ва‘‘Сивка­ бурка‘‘ 1 Урок творчества текущий • Формировать умение писать сочинение по картине • Сочинение 16 Научатся рассматриванию репродукции картины Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать Уважение и любовь к народным сказкам . Интерес к творчеству Л. Толстого. Уважение и любовь к отцу Интерес к творчеству В.М.Васнецо ва Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения Творчес кая работа http://na chalka.s eminfo.r u, http://na chalka.s eminfo.r u, http://na chalka.s eminfo.r u, http://na chalka.s eminfo.r u, 16 И.С.Тургене 1 в «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке» 2 17­18 В.М.Гаршин «Лягушка­ путешествен ница»  19­21 В.П.Катаев «Цветик­ семицветик» 3 1 22 Обобщение по теме «Наши любимые сказки» Урок чтения и анализа художеств енного произведен ия Урок чтения и анализа художеств енного произведен ия Урок чтения и анализа художеств енного произведен ия Урок обобщения и систематиз ации текущий • Познакомить учащихся • с произведением И.С.Тургенева Сказка.авторска я сказка, «Сказка о серебряной диалог, главная птице и желтой лягушке» мысль произведения Сказка, авторская сказка, диалог, главная мысль произведения. • Тема, название книги, автор книги, библиотека. • Любовь к чтению текущий • Познакомить учащихся со сказкой  В.М.Гаршина «Лягушка­ путешественница» индивиду альный тематиче ский • Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему; • развивать умения: отбирать книгу к уроку по заданной теме; ориентироваться в книгах по теме, автору, жанру; составлять краткий (до 5 минут), связный рассказ о прочитанном; • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме раздела учебника «Наши любимые характеристики составлять характеристику героев Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова¬ ми, вслух и про себя; анализу художе ственного про изведения; составлению героев; Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова ми, вслух и про себя Научатся: выбору детской книги по теме и жанру произведения; ориентации в книгах М. Зощенко; способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи Познавательные: по его заголовку; определять жанр прогнозировать содержание текста литературного произведения по отличительным признакам; понимать содержание прочитанного; произведения; Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; Познавательные: определять жанр Интерес к творчеству И.С.Тургене ва Чтение и анализ художе ственно го произве дения Умение оценивать свои поступки на основе Чтение и анализ художе ственно сопоставлен го литературного произведения по отличительным признакам; понимать содержание прочитанного произведения; составлять характеристику героев ия с поступками литературны х героев произведения; презент ация к уроку произве дения Сравне ние художе ственны й произве дений Научатся: ориентации в содержании изученных произведений; сравнению 17 Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке. Положи тельное отношение и интерес к уроку Познавательные: соотносить литературно Защита проекто в viki.rdf.r u 23 В.И.Даль „Старик­ годовик“ 1 Контроль­ ный урок индивиду альный 1 Урок­ спек­ такль темтичес кий 1 тематиче ский 24 25 Урок творчества по теме раздела Семейное чтение В.Ф.Одоевск ий „Городок в табакерке“ сказки»; • развивать умения: правильно называть художественные произведения, узнавать их по предлагаемым отрывкам, высказывать и обосновывать свое мнение , • Контролировать уровень сформированное читательских умений на примере работы с произведением Е. Пермяка «Как Миша хотел маму пере­ хитрить»; изученных произведений; Научатся: проверке собственных умений и знаний по изученной теме; чтению художественного текста в заданном темпе и на заданное время • Развивать творческие способности учащихся; повышать • интерес к урокам литературного чтения; • воспитывать уверенность в своих способностях Инсценировка произведения, действующие лица и исполнители, зрители Научатся: инсценировке художественного произведения; распределению ролей Тема II. Наша семья 18 го чтения произведения с поставленной содержание учебной задачей; сравнивать события и героев изученных произведений; разгадывать кроссворды viki.rdf.r u Чувство Чтение уверенности и в своих знаниях анализ художе ственно го произве дения Регулятивные: принимать, Чувство понимать и решать учебные задачи уверенности урока; проверять себя. Коммуникативные: участвовать в групповом в своих способностя х обсуждении инсценировки текста; слушать выступление одноклассников; контролировать и оценивать действия партнера http://na chalka.s eminfo.r u Выступ ление перед однокла ссникам и индиви дуальн ый http://na chalka.s eminfo.r u 26 Наша семья 1 Вводный урок текущ ий • Познакомить учащихся с темой нового раздела учебника «Наша семья» Научатся анализу содержания сказки; Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные • Тема, шмуцтитул, прикнижные словари, иллюстрация, народная сказка, диалог, герой • Дружба, доброта, составлению характеристики главных героев; делению текста на смысловые части и их определению главной мысли произведения; произведения. озаглавливанию; чтению по ролям; Познавательные: прогнозировать задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; соотносить внешнюю оценку и самооценку. содержание сказки по ее заголовку; воспринимать на слух художественное произведение; понимать содержание прочитанной сказки; определять признаки авторской сказки; Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; соотносить внешнюю оценку и Познавательные: понимать самооценку. содержание прочитанного произведения; определять авторский замысел Коммуникативные: определять авторское отношение к героям и формулировать свое отношение к http://na chalka.s eminfo.r u viki.rdf.r u viki.rdf.r u ЦОР Единая коллекц ия Добрые чувства по отношению к друзьям Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чувство сострадания к нуждающимся в помощи, желание помочь им. Умение оценивать свои поступки на основе сопоставления с поступками героев стихотворения Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения 2 2 27­28 Русская волшебная  сказка «Две сестры» 29­30 Шведская народная сказка «Гвоздь из родного дома» 31­36 Г.Х.Андерсе н «Снежная королева» 6 текущ ий текущ ий текущ ий Урок чтения и анализа художествен произведени ного я Урок чтения и анализа художествен произведени ного я Урок чтения и анализа художествен произведени ного я • Познакомить учащихся со сказкой «Две сестры» • совершенствовать знания о жанре сказ ки; • Познакомить учащихся со сказкой «Гвоздь из родного дома» • совершенствовать знания о жанре сказки; • Авторская сказка, диа лог, средства художественной выразительност и, опорные слова, главная мысль про¬ изведения. • Сказка, народная сказка, устное на родное творчество Научатся: слушанию и правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми словами, вслух и про себя; Научатся: правильному, осознанному, выразитель ному чтению текста целыми словами, вслух и про себя; • Познакомить учащихся • Авторская сказка, диалог, Научатся анализу содержания сказки; Г.Х.Андерсена «Снежная опорные со сказкой королева» слова,главная мысль произведения, отрывок составлению характеристики героев сказки; определению главной мысли произведения; чтению по ролям; 19 1 1 37 Сочинение­ рассуждение 38 А.А.Дорохо в «Улыбка матери» Урок творчества текущ ий  •Формировать умение • Сочинение. писать сочинение на заданную тему; ; текущ ий • Познакомить учащихся с рассказом А.А.Дорохова «Улыбка матери» Урок чтения и анализа художествен ного произведени я • Стихотворение, сравнение, пословица, главная мысль, тема. текущ ий • Познакомить учащихся  с рассказом З.И.Воскресенской „На  кончике нитки“ • Рассказ и идея произведения 1 Урок чтения и анализа художествен ного произведени я 1 Урок чтения и анализа художествен ного произведени я 39 40 41 З.И.Воскрес енская „На  кончике  нитки“ А.Л.Барто  „Петя на  футболе“ Сочинение  по картине  К.В.Лемоха  „Бабушка и  внучка“ текущ ий Познакомить учащихся со стихотворением  А.Л.Барто „Петя на  футболе“ Стихотворение,  ритм, рифма,  идея,,  выразительные  средства.  персонаж • Сочинение. 1 Урок творчества текущ ий  •Формировать умение писать сочинение на заданную тему; ; ЦОР Единая коллекц ия ЦОР Единая коллекц ия Чтение и анализ художе ственно го произве дения Интерес к творчеству Александрово 3. й. Чувство ответственнос ти за друга Интерес  к творчеству З.И.Воскресен ской. http://na chalka.s eminfo.r u Чтение  и  анализ  художе ственно го  произве дения Научатся обобщению и систематизации информации Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова ми, вслух и про себя; Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова ми; Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова ми; Научатся обобщению и систематизации информации прочитанному Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; соотносить внешнюю оценку и Познавательные: понимать самооценку. содержание прочитанного произведения; определять авторский замысел Коммуникативные:   определять авторское отношение к героям и формулировать свое отношение к прочитанному 20 42 43 44 1 Внеклассное чтение по  теме  „Рассказы о  семье“ Урок внеклассног о чтения 1 Урок  внеклассног о чтения индив идуал ьный Урок  творчества  по теме  «Наша  семья» 1 Урок  обобщения и систематиза ции Обобщение  и  систематиза ция  по теме  „Наша  семья“ Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему Развивать  • творческие способности  учащихся; повышать  • интерес к урокам  литературного чтения; • воспитывать  чувство уверенности в  своих способностях Обобщать и  систематизиовать знания  учащихся по теме раздела учебника Тема,цель чтения, название книг, автор книги,значимые части книги Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова ми, вслух и про себя;     задачи Регулятивные: принимать,   понимать   и   решать учебные урока; соотносить   внешнюю   оценку   и самооценку; оценивать выступление   одноклассников. Коммуникативные: участвовать в конкурсе;   договариваться   с одноклассниками   и   слушать   их выступле­ния   Чтение  наизуст ь http://na chalka.s eminfo.r u Положи­ тельное  отношение и  интерес к  уроку  литературного чтения. Научатся: выбору  произведения по  заданной теме для  участия в конкурсе; исполнению  понравившегося  стихотворения;  публичному  выступлению Научатся  обобщению и  систематизации  информации Тема III. Наша школьная жизнь Регулятивные: принимать, Положительно Чтение понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; соотносить внешнюю оценку и самооценку. Познавательные: прогнозировать содержание раздела книги по указанной теме; находить необходимую информацию в новом разделе; ориентироваться в учебнике по оглавлению, иллюстрациям текста,. 45 В.В.Голявкин 1 „Пара пустяков“ Урок чтения и анализа художествен ного произвдения текущ ий • Познакомить учащихся с темой нового раздела учебника «Наша школьная жизнь», с рассказом В.В.Голявкин „Пара пустяков“ Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми словами, вслух и про себя; ориентации в новом разделе учебника; работе с при­ книжным словарем; • Рассказ,главный герой, тема и идея произведения 21 е отношение к уроку литературного чтения. и анализ художе ственно го произве дения • Познакомить учащихся  со стихотворением А.Л.Барто „Три очка за старичка“ • развивать умения: читать правильно, выразительно, целыми словами, вслух и про себя ;характеризовать героев сказки  • Стихотворение, рифма, идея произведения, средства художественной выразительност и, диалог, главная мысль произведения. Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова ми, вслух и про себя; анализу сказки; Регулятивные: планировать работу на уроке; выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; • Познакомить учащихся с рассказом В.А.Солоухина “Мститель“ • Рассказ, идея, афоризм, эпитет Научатся слушанию и беглому, выразительному чтению текста, Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; анализу содержания Познавательные: понимать произведения http://na chalka.s eminfo.r u http://na chalka.s eminfo.r u Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения Уважение  к старшему поколению Звуковая культура речи. Понимание необходимост и согласия между друзьями в общем деле Интерес к творчеству Л.Ф.Воронков ой. Осознание необходимост и ценить время. Уважение к труду отличительные особенности песен и приговорок ;видеть связь между ритмом и смыслом; понимать роль интонации в передаче смысла прочитанного. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении прочитанного; определять авторское отношение к героям и формулировать свое отношение к прочитанному 46 А.Л.Барто „Три 1 очка за старичка“ 47 В.А.Солоухин“ Мститель“ 1 48 Л.Ф.Воронкова „Трудный овражек“ 1 текущ ий текущ ий текущ ий Урок чтения и анализа художествен ного произведени я Урок чтения и анализа художествен ного произведени я Урок чтения и анализа художествен ного произведени я • Познакомить учащихся • Рассказ, идея, с рассказом Л.Ф.Воронковой „Трудный овражек“ афоризм, художественно­ выразительные средства, эпитет Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова¬ ми, вслух и про себя 22 49 ­ 50 В.Ю.Драгунски 2 й „Где это видано, где это слыхано“ 51 В.Д.Берестов „Рассказ по картине“ 1 текущ ий текущ ий Уроки чтения и анализа художествен ного произведени я Уроки чтения и анализа художествен ного произведени я • Познакомить учащихся • Рассказ, с рассказом юмористически В.Ю.Драгунского „Где это видано, где это слыхано“ й рассказ.рассказ чик. идея, эпизод. кульминация • Стихотворение, ритм, рифма, выразительные средства языка, аргумент. • Познакомить учащихся со стихотворением В.Д.Берестова „Рассказ по картине“• развивать умения: читать текст правильно, выразительно, целыми словами, вслух и про себя; работать с содержанием сказки; Научатся: слушанию и правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова ми, вслух и про себя;анализу содержания произведения Научатся анализу содержания произведения; составлению характеристики героев произведения; определению главной мысли произведения; чтению по ролям;  52 Внеклассное чтение по теме „Юмор в рассказах В.Ю. Драгунского“ 1 Урок Внеклассног о чтения текущ ий • Формировать умения самостоятельно читать книги на заданную тему • Тема ,цель чтения, Научатся: название книги, автор книги, значимые части Выбору детской книги к уроку по названию, автору, книги жанру. 23 Регулятивные: принимать, понимать и Понимание юмора по решать учебные задачи урока; отношению к себе выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; выполнять и контролировать свои действия Чтение и анализ художе ственно го произве дения принимать, понимать и решать по заданному образцу; соотносить внешнюю оценку и самооценку. Регулятивные: учебные задачи урока, планировать работу на уроке; соотносить внешнюю оценку и самооценку. Познавательные: воспринимать на слух художественный текст; понимать содержание прочитанной сказки. Коммуникативные: объяснять значение понятий «юмор» участвовать в коллективном составлении плана пересказа сказки; пересказывать сказку по составленному плану http://na chalka.s eminfo.r u Ресурсы ЦОР Ресурсы ЦОР Интерес к творчеству В.Д.Берестова Любовь к чтению Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения 53 Обобщение и систематизация по теме „Наша школьная жизнь“ 1 Урок обобщения и систематиза ции знанаий текущ ий • Обобщить и систематизировать знания по теме раздела учебника „Наша школьная жизнь“ Научатся: обобщению и систематизации информации, оринтации в содержании изученных произведений по теме Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи 54 Ю.И.Ермолаев „Навестили“, Н.И.Гарин­ Михайловский „Детсво Тёмы“ 1 Урок контроля индив идуал ьный 1 Урок­ спектакль текущ ий 55 Урок творчества по теме „Наша школьная жизнь“ • Контролировать уровень сформированности читательских умений на примере работы с произведениями Ю.И.Ермолаева „Навестили“ и Н.И.Гарина­ Михайловского „Детсво Тёмы“ • Развивать творческик способности учащихся, повышать интерес к урокам литературного чтения Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу. Познавательные: понимать содержание произведения изобразительного искусства; определять и объяснять замысел художника; называть Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи. Научатся: проверке собственных читательских умений и знаний по изученной теме Научатся инсценировке произведения ,распределению ролей, отбору диалогов Произведение , тема,главная мысль • Инсценировка произведения 24 Положительно е отношение к урокам литературного чтения . Чувство уверенности в своих знаниях и умениях Положителное отнощение к урокам литературного чтения http://na chalka.s eminfo.r u Выполн ение контро льных заданий Инсцен ировка произве дения http://na chalka.s eminfo.r u 56 Семейное чтение А.В.Митяев „Юлька+ Петька=любовь “ 1 Урок обобщения и систематиза ции фронт альны й • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме раз¬ дела учебника «Наша школьная жизнь»; 57 „Наши дела и заботы“ 1 Вводный урок текущ ий • Познакомить учащихся с темой нового раздела учебника «Наши дела и заботы» Научатся: ориентации в содержании изученных Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; произведений по выбирать способы теме «Наша школьная жизнь»; работы с художественным литературного текстом в зависимости от учебной задачи; проверять себя и самостоятельно оценивать Обобще ние по теме http://na chalka.s eminfo.r u Положи¬ тельное отношение и интерес к уроку чтения Тема IV. Наши дела и заботы Научатся: • Тема, шмуцтитул, прикнижный словарь, иллюстрация, народная сказка, диалог, эпизод. себя; правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова¬ ми, вслух и про ориентации в новом разделе учебника; Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста вслух и про себя; свои достижения; соотносить внешнюю оценку и самооценку. Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; проявлять инициативу при работе с содержанием произведения; выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу; соотносить внешнюю оценку и самооценку. Осознание связи между целью учебной деятельности и её мотивом Интерес к творчеству В. Поленова. Восхищение мастерством художника. Интерес к творчеству К.Д.ушинског о http://na chalka.s eminfo.r u http://nac halka.se minfo.ru Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения • Познакомить учащихся со стихотворением А.В.Кольцова „Песня пахаря“  • Стихотворение, ритм,рифма,выр азительные средства языка Текущ ий й текущ ий 58 А.В.Кольцов „Песня пахаря“ 1 Урок чтения и анализа художествен ного произведени я 59 К.Д.Ушинский „Как рубашка в поле выросла“ 1 Урок чтения и анализа художествен произведени ного я • Познакомить учащихся с рассказом • Рассказ, авторский К.Д.Ушинского „Как рубашка в поле выросла“• замысел, идея произведения,гл совершенствовать знания об авторской авная мысль сказке; произведения Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова ми, вслух и про себя; 25 Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; проявлять инициативу при работе с содержанием произ ведения; соотносить ориентации в новом разделе учебника внешнюю оценку и самооценку. Познавательные: понимать содержание прочитанного произведения; определять авторский замысел; выделять концевые созвучия стихотворных строк и видеть рифму; отвечать на вопросы 60 Сочинение по картине Т.Н.Яблонской „Лен“ 1 Урок творчества текущ ий • Фомировать умение писать сочинение по картине, развивать интерес к творчествухудожников текущ ий Урок чтения и анализа художествен ного произведени я • Познакомить учащихся со сказками К. Ушинского «Ветер и Солнце», «Спор Воды с Огнем»; с понятием «аргумент»; 61 К. Ушинский „Хлеб“ 1 62 Н. А.Некрасов „Крестьянские дети“ 1 • Сочинение • рассказ, главная мысль произведения, земледелие, трудолюбие Научатся: Рассматриванию репродукции картины, составлению ответов на вопросы к ней;написанию сочинения по картине Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова¬ ми, вслух и про Урок чтения и анализа художествен произведени ного я текущ ий • Познакомить уча¬ щихся с отрывком из поэмы Н. А.Некрасов „Крестьянсие дети“ • Стиховорение. ритм, образ Умение работать с предложением героя произведения, партитура чтения  26 . Восхищение мастерством художника Сочине ние­ рассуж дение http://na chalka.s eminfo.r u Регулятивные: развивать познавательную деятель­ ность, соотносить работу с Интерес к творчеству К. Ушинского. образцом. Познавательные: уметь работать с изучаемым чле­ ном предложения в тексте. Понимание, что лаской и добротой себя; Коммуникативные: составлять можно сделать устное высказывание гораздо с целью выражения собственного больше, чем мнения Регулятивные: оценивать результаты своей деятель­ гневом Интерес к творчеству ности, корректировать работу по Н.А.Некрасов ходу её выполнения. Познавательные: уметь работать а с тестом. Коммуникативные: воспринимать текст с учётом презент ация к уроку http://nac halka.se minfo.ru Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения 1 1 1 63 С.Т.Аксаков“Д етские годы Багрова­внука“ 64 Г.Р.Граубин „Чем пахнут ветры“ 65 Внеклассное чтение по теме „Рассказы Э.Успенского“ Урок чтения и анализа художествен ного произведени Урок чтения и анализа художествен ного произведени я я Урок внеклассног о чтения текущ ий текущ ий текущ ий • Познакомить учащихся с орывком из произведения С.Т.Аксакова“Детские годы Багрова­внука“ • Познакомить учащихся со стихотворением Г.Р.Граубина „Чем пахнут ветры“ и репродукцией картины Н.М.Ромадина „Свежий ветер“ • Формировать умения самостоятельно читать книги на заданную тему • развивать умения: читать текст правильно,  и про себя; работать с содержанием рассказа; находить в тексте информацию 66 Сочинение по картине Н.М.Ромадина „Свежий ветер“ 1 Урок творчества фронт альны й • Формировать умение писать сочинение по картине; • развивать интерес к творчеству И. Шишкина  Рассказ, рассказчик, главная мысль • Стиховорение, главная мысль, выразительные средства языка, эпитет, подтекст • Рассказ, выразитель ные средства языка, главная мысль, звукоподражани я, писатель­ натуралист. • Сочинение. 27 Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми словами, вслух и про себя; Научатся анализу содержания художественного произведения; составлению описания утра; определению главной мысли произведения; чтению по ролям Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми словами, вслух и просебя; анализу художественного произведения поставленной задачи Интерес к творчеству С.Т.Аксакова Интерес к творчеству Г.Р.Граубина. Уважение к чужому труду Интерес к творчеству Э.Успенского Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; проявлять инициативу при работе с содержанием произведения. Познавательные: прогнозировать содержание текста по его заголовку; понимать содержание прочитанного произведения; характеризовать весенний вечер;  презент ация к уроку презент ация к уроку презент ация к уроку Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения Научатся: рассматриванию репродукции картины; составлению ответов на вопросы к ней; Познавательные: понимать содержание художественного по­ лотна; определять и объяснять замысел художника; называть выразительные средства и важные детали. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении картины; определять Интерес к творчеству Н.М.Ромадина Сочине ние по теме viki.rdf.r u Восхищение мастерством художника. Восхищение красотой соснового леса 1 67 Обобщение и систематизация по теме „Наши дела и заботы“ Урок обобщения и систематиза ции текущ ий • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме раздела учебника ‚наши дела и заботы“ •Обобщение, систематизация знаниц Научатся: Обобщениею и ситематизации информации, ориентации в содержании изученныхмпроизве дений по теме Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, выбирать способы работы с Положительно е отношение  и интерес к уроку художественным текстом в литературного Обобще ние и система тизация знаний viki.rdf.r u чтения зависимости от учебной задачи; . Познавательные: понимать содержание прочитанного произведения; определять авторский замысел; Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать способы работы с художественным В.А.Осеева „Строитель‘.Б. С.Житков „Наводнение“ 1 Контрольны й урок индив идуал ьный Котролировать уровень сформированности читательских умений на примере работы над •Стихотворение , выразительные средства языка, главная призведениями В.А.Осеевой „Строитель‘.Б.С.Житкова „Наводнение“ произведения, мысль тема, жанр. Научатся: проверке собственных читательских умений и знаний по изученной теме; 68 69 1 Семейное чтение .В.П.Катаев ‚Дудочка и кувшин‘ Урок чтения и анализа художествен произведени ного я • Познакомить учащихся • Рассказ, с рассказом выразительные В.П.Катаева ‚Дудочка и средства кувшин‘ языка, главная мысль. •  Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми словами, вслух и про текстом в зависимости от учебной задачи Познавательные: прогнозировать содержание текста Коммуникативные: участвовать в парной работе по составлению характеристики зимы; формулировать свое отношение к прочитанному текущ ий текущ ий 70 А.К.Толстой ‚Колокольчик и мои...“ 1 Уроки чтения и анализа художествен произведени ного я себя; Тема V. Наша природа­12 • Познакомить учащихся с темой нового раздела учебника «Наша природа»; со стихотворением А.К.Толстого „Колокольчики мои...“ Научатся: слушанию и правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми словами, вслух и про себя; Тема, шмуцтитул, прикнижный словарь, иллюстрация, стихотворение, логическая пауза. 28 Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи Познавательные: прогнозировать содержание раздела книги по указанной литературного чтения. viki.rdf.r u Ресурсы ЦОР viki.rdf.r u Чувство уверенности в своих знаниях и умениях Интерес к творчеству В.П.Катаева. Контро ль знаний Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения Интерес к русскому народному творчеству. творчествуА. К.Толстого Положи тельное отношение к уроку 71 Сочинение по картине Б.В.Шербаков а „Колокольчик и мои“» 1 Урок творчества  текущ ий • Формировать умение сочинение по картине . воспитывать любовь к природеа Сочинение, репродукция картины, автр, жанр произведения рассматриванию задачи урока, планировать работу теме; находить необходимую информацию в новом разделе. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы, пересказывать текст по плану Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные Познавательные: понимать на уроке; содержание прочитанного произведения; использовать приемы интонационного чтения Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении прочитанного; определять авторский замысел и формулировать свое отношение к прочитанному Регулятивные: Научатся: репродукции картины. составлению ответов ан вопросы к ней, определению выразительных средсвтв произведения изобразительного искуства viki.rdf.r u viki.rdf.r u Любовь к природе Чтение и анализ художе ственно го произве дения Коммуникатив Чтение участвовать в коллективной работе по анализ художе ственно е исторического произве дения принимать, понимать и решать ные: и учебные задачи урока Регулятивные: принимать, понимать и планировать решать учебные задачи урока, характеристик го работу на уроке; выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу; Познавательные: события; читать по ролям;  72 И.С.Тургенев 1 „Касьян с Красивой Мечи“ Урок чтения и анализа художествен произведени ного я текущ ий • Познакомить учащихся с произведением И.С.Тургенев „Касьян с Красивой Мечи“ Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми слова ми, вслух и про себя; • Рассказ, рассказчик, выразитель ные средства языка, глав ная мысль. 29 2 1 1 1 73­ 74 З.И.Восресенс кая „Петя пересмешник“ 75 Ф.А.Абрамов“ Во крестьянстве выросла“, „В ответ на доверие“ 76 С.А.Есенин „Черемуха“. „С добрым утром“ 77 Внеклассное  чтение по  теме „Рассазы Н.И.Сладкова “ Урок чтения и анализа художествен произведени ного я Урок чтения и анализа художествен произведени ного я Урок чтения и анализа художествен произведени ного я Урок внеклассного чтения текущ ий текущ ий текущ ий текущ ий • Познакомить учащихся с произведением • Рассказ, историческая З.И.Восресенской „Петя тема, пересмешник“ выразительные средства языка, главная мысль. • Познакомить учащихся • Рассказ, с произведениями Ф.А.Абрамова“Во крестьянстве выросла“, „В ответ на доверие“ выразительные средства языка, главная мысль, тема. Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми словами, вслух и про себя; Научатся: правильному, осознанному, выразительному чтению текста целыми словами, вслух и про себя прогнозировать содержание текста по его заголовку; понимать содержание прочитанного произведения; составлять на основе прочитанного картину определенного исторического события ; Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать работу на уроке. Познавательные: понимать содержание прочитанного произведения. Коммуникативные: участвовать в групповом обсуждении подвига народа в битве с золотоордынцами; высказывать свое мнение о прочитанном;  Интерес к творчеству З.И.Воскресен ской. Любовь к природе Чтение и анализ художе ственно го произве дения Интерес к творчеству Ф.А.Абрамова Чтение и анализ художе ственно го произве дения • Познакомить учащихся со стихотворениями С.А.Есенина „Черемуха“. „С добрым утром“ • Формировать умение самостоятельно читать детские книги  на заданную тему • Стихотворение. главный образ,  выразительные средства языка, главная мысль • Автор книги тема, выразительные средства языка, главная мысль. 30 Научатся анализу художественного произведения; определению выразительных средств, использованных автором; составлению характеристики героев произведения; Интерес к творчеству С.А.Есенина. Интерес к творчеству Н.И.Сладкова Регулятивные: принимать, понимать и решать  учебные задачи урока, планировать работу на уроке; выбирать способы  работы с художественным  текстом в зависимости от учебной задачи Познавательные: понимать содержание  прочитанного произведения; составлять на  основе прочитанного картину  определенного исторического события Чтение и анализ художе ственно го произве дения Чтение и анализ художе ственно го произве дения viki.rdf.r u http://na chalka.s eminfo.r u, http://na chalka.s eminfo.r u, http://na chalka.s eminfo.r u,

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017