Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке 1 класс ТНР 5.1
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
19.11.2018
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке с общей характеристикой предмета, планируемыми результатами, с содержанием учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" и подробным календарно-тематическим планированием с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы предмета. связи Рабочая программа по литературному чтению была изменене 15 октября
АРП лит. чт. на род. (русс.) яз. 1 кл. 5.1.docx
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
ХантыМансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Кышик»
Рекомендовано МО
учителей начальных классов
протокол №2 от 12.10. 2018г.
Руководитель МО Спасенникова П.В.
Приложение
К АООП НОО
МКОУ ХМР СОШ с. Кышик
(для обучающихся с ТНР)
на 20182019 учебный год,
утвержденной приказом
МКОУ ХМР СОШ с. Кышик
№ 417 –О от 31.08.2018г.
(с изменениями от 15.10.2018г. )
Адаптированная рабочая программа
по литературному чтению на родном (русском) языке
(вариант 5.1)
МКОУ ХМР СОШ с. Кышик
1 класс
срок реализации 1 год
Составитель РП:
Рамих Марина Викторовна,
учитель начальных классов
соответствие
2018 г. Содержание программы
I
II
III
IV
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного
предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке»
Содержание учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке»
Тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы
учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» I.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
составлена в соответствии:
1.1. с нормативными правовыми документами федерального уровня:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями от 03.08.2018г. №317ФЗ)
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (c изменениями от 26 ноября
2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 18 декабря 2012 № 1060, от 29
декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года №507, от 31 декабря 2015
года № 1576);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Федеральным базисным учебным планом, утвержденным Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312;
Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России;
Примерной программы начального общего образования Рабочие программы 14 классы:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина – М.:
Просвещение, 2011.; планируемых результатов начального общего образования. Программа
«Школа России».
1.2. с нормативными правовыми документами уровня образовательной
организации:
Уставом МКОУ ХМР СОШ с. Кышик;
Основной образовательной программой начального общего образования;
Положением о рабочей программе
Основные цели начального обучения литературного чтения на
родном(русском)языке
Изучение курса литературного чтения на родном (русском) языке в начальной
школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения
работать с разными видами информации;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение
первоначальными навыками работы с учебными и научнопознавательными
текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших
школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс
литературного чтения на родном (русском) языке в особой мере влияет на решение
следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание
интереса к чтению и книге.
художественной литературе.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке»
Литературное чтение на родном (русском) языке — один из основных
предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует
функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
обучения по другим предметам начальной школы.
Приоритетной целью обучения литературному чтению на родном (русском) языке
в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской
Читательская
компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания,
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно
выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
самообразования.
деятельности
как
средства
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке рассчитана на 16
часов в год.
Количество часов в неделю – 0,5ч. (33 учебные недели).
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке»
Личностные:
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности систематическом чтении как средстве познания мира и
самого себя;
знакомство с культурно историческим наследием России, общечеловеческими
ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
полноценное восприятие художественной литературы;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Метапредметные:
освоение приёмов поиска нужной информации;
овладение алгоритмов учебных действий по анализу и интерпретации художественных
произведений (деление
текста на части, составление плана, нахождение средств
художественной выразительности и т. д.), умение высказывать и пояснять свою точку
зрения;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
овладение основами коммуникативной деятельности на практическом уровне;
осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные:
воспринимать на слух художественный текст ( рассказ, стихотворение) в
исполнении учителя, обучающегося;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений:
различать рассказ и стихотворение.
К концу изучения в первом классе курса «Литературное чтение на родном (русском)
языке» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию,
достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и
речевого развития.
Первоклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим
предметам и в дальнейшей жизни;
читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов. (Темп чтения
– 3040 слов в минуту при чтении незнакомого текста)
применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее,
поисковое);
полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) ху
дожественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально
отзываться на прочитанное;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки
персонажей с точки зрения общепринятых моральноэтических норм;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной
сущности;
определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его
поступкам;
устанавливать причинноследственные связи и определять жанр, тему и главную
мысль произведения; характеризовать героев;
отличать поэтический текст от прозаического;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, дек
ламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказ;
(полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение на
основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно
популярном текстах;
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской
библиотеке.
Первоклассники получат возможность научиться:
осознавать основные духовнонравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте
личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии, эмоциональнонравственной отзывчивости (на ос
нове сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научнопопулярного и учебного текста инфор
мацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоя
тельной читательской деятельности.
Формы и средства контроля
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких,
как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование,
комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных
учебных умений.
В начальной школе проверяются следующие учебные универсальные действия,
связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть
стихотворение, прозаическое произведение; ориентироваться в книге, знать литературные
произведения, их жанры и особенности, имена детских писателей и поэтов и их жанровые
приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на
материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит
как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых
заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения про себя. Для проверки подбираются
доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Проверка понимания
прочитанного проверяется с помощью тестовой работы.
III.Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научнопознавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры обучающихся и формирование
у них коммуникативноречевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно
популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать
сущность поведения героев. Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений,
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать
с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный
лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели
книги, её справочноиллюстративный материал).
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Понимание нравственноэстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в
литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в
фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка (синонимов,
эпитетов),
последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения:
портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение
главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в
виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
антонимов,
сравнений, Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений
по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научнопопулярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научнопопулярного текстов (передача
информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление
текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение
алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на
ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста
(выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями,
обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку
зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно
познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм
речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета
на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование
грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного
или прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного
текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей моно
логического высказывания.
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
IV
Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» а
Часов
План Дат
16
26.10
23.11
07.12
21.12
18.01
01.02
01.03
15.03
12.04
12.04
26.04
26.04
24.05
24.05
27.0
5
28.0
5
Название темы/урока
Внеклассное чтение
Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.К.Ушинский «Наше
Отечество».
А.С.Пушкин. Сказки. Выставка книг.
Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступков героев.
К.И.Чуковский «Путаница». Особенности стихотворенийнебылиц.
А.Л.Барто. Стихи для детей «Игра в слова».
Стихи для детей С. В. Михалкова, Б. В. Заходера, В. Д. Берестова.
Обобщение и проверка знаний по теме «Жилибыли буквы».Завершение
проекта «Создаём музей «Город букв».
А. Пушкин. Отрывки из произведений. К. Ушинский «Гусь и журавль». Л.
Толстой «Зайцы и лягушки».
Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров
«Подснежники», С. Маршак «Апрель».
В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны», С. Маршак «Хороший
день».
Завершение проекта «Составляем азбуку загадок». Обобщение и проверка
знаний по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…». Представление
результатов проекта.
И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня», Ю. Энтин «Про
дружбу».
. Чуковский «Телефон».
В. Осеева «Собака яростно лаяла», В. Лунин «Никого не обижай».
М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка». Научно
познавательный текст о кошках. Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков
«Лисица и ёж».
Завершение проекта «Наш класс – дружная семья». Представление
результатов проекта обучающимися. Задание на лето.
Итого: 16 часов (33 недели, 0,5 часов в неделю))
Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке 1 класс ТНР 5.1
Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке 1 класс ТНР 5.1
Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке 1 класс ТНР 5.1
Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке 1 класс ТНР 5.1
Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке 1 класс ТНР 5.1
Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке 1 класс ТНР 5.1
Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке 1 класс ТНР 5.1
Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке 1 класс ТНР 5.1
Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке 1 класс ТНР 5.1
Рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке 1 класс ТНР 5.1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.