РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русская литература
8 кл
01.06.2018
Рабочая программа по литературному краеведению в 8 классе составлена на основе программы регионального компонента литературного образования учащихся 5-11 классов образовательных школ, составленной Прокофьевой А. Г. в 2003 году.
В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса для V-XI классов лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем.В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, в старших классах — историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края; и сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.
8 ЛИТ. КРАЕВЕДЕНИЕ.doc
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогическим директор
экспертной группы советом ________ Янченко Л.П.
пр. № 1 от 29.08.17
приказ № 1 от 30.08.17 приказ №___ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному краеведению в 8 классе
учителя русского языка и литературы
государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа
интернат для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Дом детства»
Егоровой Владлены Владимировны
на 20172018 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная
проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся
создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального
внимания к литературным, историческим, культурным и этнографическим особенностям
края.
Рабочая программа по литературному краеведению в 8 классе составлена на основе
программы регионального компонента литературного образования учащихся 511 классов
образовательных школ, составленной Прокофьевой А. Г. в 2003 году.
В основе предлагаемой программы литературнокраеведческого курса для VXI классов
лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения,
написанные о нем.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и
хронологический, в старших классах — историколитературный, но связующим звеном
является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития
культуры края; и сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане
постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.
Для создания литературнокраеведческого курса как основы регионального
компонента литературного образования соблюдены соответствующие условия:
1)наличие писателейземляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нем,
писавших о нем;
2)художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о
регионе;
3)определенный объем материала, достаточный для создания целого курса.
Цели регионального литературного курса как части литературного образования те же, что
и у основного курса, интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы,
искусства, культуры, формирование нравственноэстетических идеалов личности, ее
ценностных ориентации, но при этом расширение и углубление жизненного и
художественного опыта учащихся происходит на близком им материале родного края, его
культуры.
Цели и Задачи при выполнении программы курса:
1.Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них
об Оренбургском крае.
2.Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных
ценностей края.
3.Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка
у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их
внетекстовом контексте.
4.
и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.
Развитие у учащихся художественнотворческих способностей, воссоздающего Формирование на местном материале нравственноценностных ориентиров.
5.
В региональный компонент литературного образования входят:
1.Лучшие произведения, соответствующие школьным меркам, местных писателей.
2.Литературная периодика края (литературные журналы, альманахи).
3.Литературоведческий материал о произведениях, литературных салонах, кружках,
литературных объединениях края.
4.Материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и
театра, живописи, музыки и т.д.).
5.Памятные литературные места края.
6.Край в художественной литературе (сюда входят и произведения тех писателей,
которые, не являясь уроженцами края, какоето время жили в крае или бывали в нем,
написали произведения о крае).
Основные критерии: фольклор, детская литература, классика, современная литература,
но в региональном курсе должны быть произведения, представляющие природу края,
наиболее известные места его, важные исторические события, знаменитых людей края,
жизнь, нравы, обычаи, быт жителей.
Учащимся VIII класса краеведение помогает познакомиться с творческой лабораторией
писателя, погрузиться в этнографическую экзотику описаний родного края через
нетрадиционные формы встречи с писателями, литературные гостиные, имитации
посиделок, фольклорноэтнографических праздников. В этих классах обязательно
сопоставление произведений о родном крае разных авторов, уроки внеклассного чтения на
местном материале.
В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы. Литературно
краеведческий материал дается двупланово:
писатели в Оренбургском крае и
Оренбургский край в творчестве писателей.
Виды творческой краеведческой деятельности учеников:
чтение фольклорных произведений, собирание местного фольклора (пословиц,
поговорок, прибауток, сказок, преданий и т.д.);
чтение произведений писателейземляков, разыскание писателей, связанных с краем, и
произведений о крае (в архивах, музеях, библиотеках, в литературных экспедициях);
выяснение прототипов, истории творческих поисков писателя;
самостоятельный анализ произведений о родном крае;
сопоставительный анализ произведений о родном крае;
самостоятельный анализ произведений искусства о родном крае (музыкальных,
театральных, живописи) и т.д.
Требования к результатам изучения предмета «Литературное краеведение» в
основной школе
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
•
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
•
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
•
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
•
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
•
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
•
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
•
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других
видов деятельности;
•
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературного краеведения в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
•
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
•
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
•
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
возможности её решения;
•
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
•
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
формирование и развитие компетентности в области использования
коммуникативной,
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
социальной практике и профессиональной
устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
•
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
•
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
•
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
•
познавательной,
ориентации.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений об Оренбургском крае .
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы Оренбургского
края; их оценка;
•
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Письменные работы, которые могут соответствовать литературноэтнографическим
блокам:
1.Сочинения: Из истории моего села (города, края...). Моя родословная. Моя семья.
Подражания: сочинения исторического предания, песни... «Откуда повелось название...»
и т.п.
2.Сочинения: Мое село. Мой город. Мой край. Улица, на которой я живу. Составление
литературной карты Оренбуржья.
3.Сочинения: Изображение дворянской усадьбы СТ. Аксаковым, М. В. Авдеевым и др.;
оренбургской деревни. Описания: архитектурных памятников Оренбуржья,
оренбургских садов, парков и т.п.
4 Описания: оренбургской степи, рек, гор, дорог и т.п. в разное время года и суток.
Сочинение рассказов о путешествиях по родному краю. Путевые очерки.
5.Описания: охоты, рыбной ловли, ремесел и т.д. Сочинение рассказа «Случай на
охоте...», «Как я ловил рыбу...»
6.Описания: одежды оренбургского казака, казачки. Зарисовки одежды уральцев,
причесок и т.п.
7.Выписки из художественных произведений описаний трапезы, установление
художественной цели этих описаний. Составление диалогов участников трапезы.
9. Рецензии на спектакли оренбургского театра или на выставку картин местного
художника.
В программе учтена специфика Оренбургского края — проживание в нем людей разных
национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские,
татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов.
Принципы построения программы для 8 класса те же, что и для основного курса
литературы. На первый план выдвигается культурологический подход к отбору
материала и изучению его. Основные проблемы программы природа, история края
(Пугачевское восстание в Оренбургском крае), духовная жизнь оренбуржцев, их быт,
нравы, обычаи, обряды, одежда, пища в изображении писателей и в фольклорных
произведениях.
В VIII классе основными проблемами являются степная воля, проявившаяся в Пугачевском
восстании, и особенности характера жизни, быта оренбуржцев, в частности, казаков. Тема
природы родного края рассматривается в качестве необходимого условия формирования
вольнолюбия как черты характера жителей Оренбургского края, куда с самого начала
заселения приезжали именно ради воли и бежали из неволи. Жить вольно, широко
привыкли в степях Оренбуржья, возможно, это одна из причин поддержки Пугачева
оренбуржцами, что и объясняет интерес к краю разных писателей.
На примере материала этой программы ученики могут выявить характер влияния
определенных мест Оренбуржья на творчество писателей, увидеть движение мысли автора от замысла, идеи к художественному осуществлению их, сопоставить прототипы с
образами героев, проследить разные подходы к одной и той же теме у ряда писателей,
сопоставить решения одной и той же проблемы писателем и художником, выработать
умения и навыки анализа художественных произведений в их внетекстовом контексте
(опираясь на исторические сочинения, письма, дневники, мемуары).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ VIII КЛАССА
1. Из Оренбургского фольклора.
Предания о Пугачеве: «О Пугачеве», «Мужицкий царь»,
«Пугачев в станице
Татищевской», «Предание о Пугачеве». Отношение народа к Пугачеву. Особенности
изображения Пугачева.
Календарнообрядовые, плясовые песни.
2. Тема пугачевского восстания в русской литературе
А.П. Крюков. «Рассказ моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к
изображаемым событиям.
«Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Сопоставление сюжетных
линий, образов, описаний места действия, деталей.
Тема Пугачева в произведениях Пушкина и живописи: портрет Пугачева на портрете
Екатерины II, написанный неизвестным художником самоучкой в Илеке; картина В.А.
Тельнова «Бой под Татищевой крепостью 22 марта 1771 г.», И.П. Галкина «Салават
Юлаев у Е. Пугачева в Бердской слободе». Работа над пугачевской темой в Оренбурге
СВ. Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке»: «Встреча в метель с Пугачевым»,
«Вожатый», «Суд Пугачева» и др.
В.И. Даль. «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве» запись рассказа очевидца. Продолжение
Далем темы, начатой для Пушкина.
Л.В. Исаков. Повесть в стихах «Пугачевщина». Изображение разных этапов Пугачевского
восстания. Двойственное отношение автора к Пугачеву. Описание оренбургских мест.
Продолжение поэтом пушкинских традиций.
Межпредметные связи. Иллюстрации на «пугачевскую» тему писателя и художника Н.Н.
Каразина. М.У. Петунии. «Емельян Пугачев под Оренбургом» (сопоставление с отрывком
из «Пугачевщины» Л. Исакова на эту же тему).
Картина «Арест Пугачева» и эскизы на пугачевскую тему СМ. Карпова. Поездка В.Г.
Перова и С.Н. Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачевской темой. Этюды
Перова.
С.А. Есенин. «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта.
Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции поэмы. Роль
образов избы, кибитки, степных кобылиц.
Акварели В.А. Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачевым», «Присоединение Салавата к
повстанцам». Хлопуша в изображении Есенина и Тельнова.
В.Г. Короленко. «Пугачевская легенда на Урале». Участие уральцев в событиях
Пугачевского восстания. Степная воля. Толкование ее писателем. Оценка, данная
писателем изображению Пугачева в русской литературе.
В.И. Пистоленко. «Сказание о сотнике Тимофее Подурове». Сотник Подуров, видевший
Петра III, и Пугачев. Смысл выбранного оренбургским писателем сюжета. Оренбургская
природа и «пугачевские» места в повести. Межпредметные связи. Иллюстрации СВ. Герасимова: «Оренбургская степь», «Илецкая
Защита», «Метель под Оренбургом», «Берды», «Оренбург», «Бузулук» и др.
3. Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских
писателей
В.И. Даль. «Уральский казак», «Обмиранье».
О.П. Крюкова. «Илецкий казак».
М.Л. Михайлов. «Уральские очерки». Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль
казачки в доме. Занятия казаков и досуг. Уральский фольклор в оценке Михайлова.
М.В. Авдеев. «Поездка на кумыс».
В.Г. Короленко. «У казаков» (главы об илецких казаках).
А.И. Фатьянов. «Ехал казак воевать».
Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных
писателей и в разные века.
В VIII классе основными проблемами являются степная воля, проявившаяся в Пугачевском
восстании, и особенности характера жизни, быта оренбуржцев, в частности, казаков. Тема
природы родного края рассматривается в качестве необходимого условия формирования
вольнолюбия как черты характера жителей Оренбургского края, куда с самого начала
заселения приезжали именно ради воли и бежали из неволи. Жить вольно, широко
привыкли в степях Оренбуржья, возможно, это одна из причин поддержки Пугачева
оренбуржцами, что и объясняет интерес к краю разных писателей.
На примере материала этой программы ученики могут выявить характер влияния
определенных мест Оренбуржья на творчество писателей, увидеть движение мысли
автора от замысла, идеи к художественному осуществлению их, сопоставить прототипы с
образами героев, проследить разные подходы к одной и той же теме у ряда писателей,
сопоставить решения одной и той же проблемы писателем и художником, выработать
умения и навыки анализа художественных произведений в их внетекстовом контексте
(опираясь на исторические сочинения, письма, дневники, мемуары).
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Оренбургский край в русской литературе: Программа регионального компонента
литературного образования учащихся 511 классов общеобразовательных школ. –
Оренбург, 1998. – 23 с. Переиздана в 2003 г.
2. Рабочая тетрадь по литературному краеведению для 511 классов. – Оренбург, 2003. –
64 с. (в соавт. с В.Ю. Прокофьевой).
3. Оренбургский край в русской литературе и фольклоре: Хрестоматия по литературному
краеведению для 58 классов. – Оренбург, 2003. – 384 с. (в соавт. с В.Ю. Прокофьевой).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Блюмин Н.М. В дали неизведанной земли. — Челябинск, 1982.
1.
2. Большаков ЛЛ. Лев Толстой. — Челябинск, 1964.
3. Большаков ЛЛ. По следам оренбургской зимы. Челябинск, 1968.
4. Вацуро ВВ., Гиллельсон МЛ. Сквозь «умственные плотины». М., 1986. 5. Даль В.И. Оренбургский край в художественных произведениях писателя. Оренбург,
2001 год
6. Измайлов Н.М. Очерки творчества Пушкина. — М., 1976.
7. Машинский СТ. Аксаков. Жизнь и творчество. — М., 1973.
8. ГЛ. Матвиевская, AT. Прокофьева, И.К. Зубова, В.Ю. Прокофьева Неизвестный
Владимир Иванович Даль Оренбург, 2002 г.
9. Овчинников Р.В. Над «пугачевскими» страницами Пушкина. М., 1981.
10. Прокофьева AT. Оренбургский край в произведениях русских писателей (учеб.
пособие по литерат. краеведен.). В 3 ч. — Оренбург, 1991; 1993; 1995.
11. Прокофьева AT. Пушкин и Оренбургский Оренбург, 2000.
12. Писатели Южного Урала. — Челябинск, 1966.
13. Прянишников НЕ. Записки словесника. — Оренбург, 1963. /14. Прянишников НЕ.
Писатели—классики в Оренбургском крае. Челябинск, 1977.
15. Сейфуллина Лидия. Художественные произведения, воспоминания, статьи.
Оренбург, 1959.
16. Славянский ЮЛ. Поездка Пушкина в Поволжье и на Урал. — Казань, 1980.
17. Смольников И. Путешествие Пушкина в Оренбургский край. М., 1991.
18. Файнштейн МЛ. Писательницы пушкинской поры. — Л., 1989.
19. Шмаков АЛ. Наше литературное вчера. Челябинск, 1962.
20. Яновский НЛ. Л.Сейфуллина. М., 1972.
Образовательные электронные ресурсы
www.febweb.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской
словесности, библиографии, научные исследования и историкобиографические работы
http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Преподавание литературы
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы,
тесты, компьютерные программы, методические разработки по рус. языку и литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru),
«Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителюсловеснику
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет
портале «ProШколу.RU»
http://www.portalslovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык;
литература; риторика; методика преподавания)
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы:
поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы,
методические разработки, конспекты уроков, презентации
http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал.
Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе
www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю
русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)
www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей.
Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
http://www.wiki.vladimir.iedu.ru/ Сообщество учителейсловесников http://kraeved.opck.org/kraevedenie/index.php сайт «История Оренбуржья. Краеведение»
Оренбургская библиографическая энциклопедия. Имена
http://www.pseudology.org/goroda/Orenburg/culture/encyclop/tom4/k.html
Оренбургский губернаторский музей http://www.ooikm.ru/
Литература Оренбуржья | Оренбургский Дом литераторов им. С.Т. Аксакова
http://orendomlit.ru/literaturaorenburzhya
Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека http://www.oodb.ru/
Из прошлого Оренбургского края КНИГИ НАША БИБЛИОТЕКА Библиотека "Клуб
Кладоискателя" http://www.biografija.ru/ Биография.РУ. Биографическая энциклопедия
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
http://artpoisk.info/museum/orenburgskiy_oblastnoy_muzey_izobrazitel_nyh_iskusstv/gallery/
Бабротека: независимая электронная библиотека http://libbabr.com/?book=8601
ХРОНОС. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ http://www.hrono.ru/index.php
Урок в формате А4 http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=42027d00.jpg
Областная библиотека им. Н.К.Крупской Оренбург http://orenlib.ru/index.php?
dn=person&to=open&id=52
РосКазак http://roskazak.ru/
Сайт Оренбургского казачества: Казачья вера http://orenkazak.ru/vera.html
Бердская слобода http://berdskasloboda.ru/
Уральское казачество http://www.sachev.ru/deyatelnost_kazachestvo_istoriya.htm
Русское казачество http://www.kazaks.net/
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРАЕВЕДЕНИЕ
(Оренбургский край в русской литературе).
КЛАСС 8
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 1
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА 20172018 УЧЕБНЫЙ ГОД 35
УЧИТЕЛЬ – ЕГОРОВА В.В.
ПРОГРАММА – Оренбургский край в русской литературе: Программа регионального
компонента литературного образования учащихся 511 классов
общеобразовательных школ. – Оренбург, 1998. – 23 с. Переиздана в 2003 г.
Учебный комплекс для учащихся:
Рабочая тетрадь по литературному краеведению для 511 классов. Оренбург,
2003. 64 с (в соавт. с В.Ю. Прокофьевой).
Оренбургский край в русской литературе и фольклоре: Хрестоматия по
литературному краеведению для 58 классов. – Оренбург, 2003. – 384 с. (в
соавт. с В.Ю. Прокофьевой).
Тематическое планирование
№
1
23
4
5
6
Темы и произведения основной программы
час
дат
а
Введение. Литературное Оренбуржье.
Из оренбургского фольклора.
Предания о Пугачеве: «О Пугачеве», «Мужицкий царь», «Пугачев в
станице Татищевской», «Предание о Пугачеве». Отношение народа к
Пугачеву. Особенности изображения Пугачева.
Календарнообрядовые, плясовые песни.
Тема пугачевского восстания в русской литературе.
Культурная жизнь Оренбуржья в начале XIX века.
Перовский и его деятельность по развитию края.
А.П. Крюков «Рассказ моей бабушки». Сюжет произведения.».
«Рассказ моей бабушки» оренбургского писателя А.П.Крюков как
один из источников романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка
1
2
1
1
1 78
Пушкин А.С. в Оренбургском крае
910
Тема Пугачева в произведениях Пушкина
11
Тема Пугачева в живописи: портрет Пугачева на портрете
Екатерины II, написанный неизвестным художником самоучкой в
Илеке; картины В.А. Тельнова. Работа над пугачевской темой в
Оренбурге С.В. Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке
1213 В.И.Даль. Жизнь и творчество писателя в Оренбургском крае
14
15
16
17
1819
В.И. Даль. «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве» запись рассказа
очевидца. Продолжение Далем темы, начатой для Пушкина.
Л.В. Исаков. Повесть в стихах «Пугачевщина»: Изображение
разных этапов Пугачевского восстания. Двойственное отношение
автора к Пугачеву. Описание оренбургских мест. Продолжение
поэтом пушкинских традиций.
Иллюстрации на «пугачевскую» тему писателя и художника Н.Н.
Каразина. М.У. Петунии. «Емельян Пугачев под Оренбургом»
Картина «Арест Пугачева» и эскизы на пугачевскую тему С.М.
Карпова. Поездка В.Г. Перова и С.Н. Аммосова в Оренбургскую
губернию для работы над пугачевской темой. Этюды Перова.
С.А. Есенин и Оренбуржье. «Пугачев». Драматическая поэма о
психологии крестьянского бунта. Пугачев как бунтарь и мечтатель.
Тема воли. Особенности композиции поэмы. Роль образов избы, ки
битки, степных кобылиц.
22
2120 В.Г. Короленко в Оренбургском крае. «Пугачевская легенда на
Урале». Участие уральцев в событиях Пугачевского восстания.
Степная воля. Толкование ее писателем. Оценка, данная писателем
изображению Пугачева в русской литературе
В.И. Пистоленко. «Сказание о сотнике Тимофее Подурове». Сотник
Подуров, видевший Петра III, и Пугачев. Смысл выбранного
оренбургским писателем сюжета. Оренбургская природа и
«пугачевские» места в повести.
Тема Пугачева в живописи. Иллюстрации С.В. Герасимова:
«Оренбургская степь», «Илецкая Защита», «Метель под Орен
бургом», «Берды», «Оренбург», «Бузулук» и др.
Творческая работа: «Тема пугачевского восстания в русской
литературе».
Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях
23
24
русских писателей
25
26
В.И. Даль. «Уральский казак», «Обмиранье».
О.П. Крюкова. «Илецкий казак».
2
2
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1 27
28
29
30
М.Л. Михайлов. «Уральские очерки». Отношение казаков к власти,
домашние устои. Роль казачки в доме. Занятия казаков и досуг.
Уральский фольклор в оценке Михайлова.
М.В. Авдеев. «Поездка на кумыс».
В.Г. Короленко. «У казаков» (главы об илецких казаках).
А,И. Фатьянов. «Ехал казак воевать».
3132 Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в
изображении различных писателей и в разные века. Уральские
казаки
3334 Творческий отчет (выставка, оформление творческих работ).
35
Итоговое занятие.
1
1
1
1
2
2
1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.