РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русская литература
8 кл
01.06.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
Рабочая программа по литературному краеведению в 8 классе составлена на основе программы регионального компонента литературного образования учащихся 5-11 классов образовательных школ, составленной Прокофьевой А. Г. в 2003 году. В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса для V-XI классов лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем.В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, в старших классах — историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края; и сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.
8 ЛИТ. КРАЕВЕДЕНИЕ.doc
РАССМОТРЕНО                         ПРИНЯТО                                     УТВЕРЖДАЮ     на заседании                                 педагогическим                             директор экспертной группы                      советом                                          ________  Янченко Л.П. пр. № 1 от 29.08.17               приказ № 1 от 30.08.17               приказ №___ от _______ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе учителя русского языка  и литературы государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа­ интернат для   детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом детства» Егоровой Владлены Владимировны на 2017­2018 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема   образовательной   системы,   как   регионализация   образования.   Начавшееся создание   каждым   регионом   своей   образовательной   стратегии   требует  пристального внимания к литературным, историческим, культурным и этнографическим особенностям края. Рабочая   программа   по   литературному   краеведению   в  8  классе   составлена     на   основе программы регионального компонента литературного образования учащихся 5­11 классов образовательных школ, составленной  Прокофьевой А. Г.  в 2003 году. В основе предлагаемой программы литературно­краеведческого курса для  V­XI  классов лежит   местный   фольклор,   литературная   жизнь   Оренбургского   края,   произведения, написанные о нем. В   построении   программы   присутствует   и   тематический   принцип,   и   жанровый,   и хронологический, в старших классах — историко­литературный, но связующим звеном является  Оренбургский  край, его  фольклор  и  литература   на  разных  этапах  развития культуры   края;   и   сведения   о   литературе   и   культуре  края   предлагаются   в   плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их. Для   создания   литературно­краеведческого   курса   как   основы   регионального компонента литературного образования соблюдены соответствующие условия: 1)наличие писателей­земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нем,  писавших о нем; 2)художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о  регионе; 3)определенный объем материала, достаточный для создания целого курса. Цели регионального литературного курса как части литературного образования те же, что и   у   основного   курса,   ­   интеллектуальное   и   эмоциональное   освоение  литературы, искусства,   культуры,   формирование   нравственно­эстетических   идеалов   личности,   ее ценностных   ориентации,   но  при   этом   расширение   и   углубление   жизненного   и художественного опыта учащихся происходит на близком им материале родного края, его культуры.  Цели и Задачи при выполнении программы курса: 1.Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них  об Оренбургском крае. 2.Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных  ценностей края. 3.Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их  внетекстовом контексте. 4. и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса. Развитие у учащихся  художественно­творческих способностей, воссоздающего Формирование на местном материале нравственно­ценностных ориентиров. 5. В региональный компонент литературного образования входят: 1.Лучшие произведения, соответствующие школьным меркам, местных писателей. 2.Литературная периодика края (литературные журналы, альманахи). 3.Литературоведческий материал о произведениях, литературных салонах, кружках,  литературных объединениях края. 4.Материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и  театра, живописи, музыки и т.д.). 5.Памятные литературные места края. 6.Край в художественной литературе (сюда входят и произведения тех писателей,  которые, не являясь уроженцами края, какое­то время жили в крае или бывали в нем,  написали произведения о крае). Основные критерии: фольклор, детская литература, классика, современная литература, но   в   региональном   курсе   должны   быть  произведения,   представляющие   природу   края, наиболее известные места его, важные исторические события, знаменитых людей края, жизнь, нравы, обычаи, быт жителей. Учащимся  VIII  класса краеведение помогает познакомиться с  творческой лабораторией писателя,   погрузиться   в   этнографическую   экзотику   описаний   родного   края   через нетрадиционные  формы   ­   встречи   с   писателями,   литературные   гостиные,   имитации посиделок,   фольклорно­этнографических   праздников.   В   этих  классах   обязательно сопоставление произведений о родном крае разных авторов, уроки внеклассного чтения на местном материале.  В   курсе   выделяются   как   монографические,   так   и   обзорные  темы.   Литературно­ краеведческий   материал   дается   двупланово:  писатели   в   Оренбургском   крае   и Оренбургский край в творчестве писателей. Виды творческой краеведческой деятельности учеников: ­чтение фольклорных произведений, собирание местного фольклора (пословиц,  поговорок, прибауток, сказок, преданий и т.д.); ­чтение произведений писателей­земляков, разыскание писателей, связанных с краем, и произведений о крае (в архивах, музеях, библиотеках, в литературных экспедициях); ­ выяснение прототипов, истории творческих поисков писателя; ­ самостоятельный анализ произведений о родном крае; ­ сопоставительный анализ произведений о родном крае; ­ самостоятельный анализ произведений искусства о родном крае (музыкальных,  театральных, живописи) и т.д. Требования   к   результатам   изучения   предмета   «Литературное   краеведение»   в основной школе  Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения • к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа   России;   осознание   своей   этнической   принадлежности,   знание   истории,   языка, культуры   своего   народа,   своего   края,   основ   культурного   наследия   народов   России   и человечества;   усвоение   гуманистических,   демократических   и   традиционных   ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности • обучающихся   к   саморазвитию   и  самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и познанию,   осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню • развития   науки   и   общественной   практики,   учитывающего   социальное,   культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к • другому   человеку,   его   мнению,   мировоззрению,   культуре,   языку,   вере,   гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в • группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и   общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на • основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  формирование коммуникативной компетентности в общении и   сотрудничестве со • сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста,   взрослыми   в   процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; • семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • России и мира,  творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения литературного краеведения  в основной школе: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать • для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и   познавательной   деятельности,   развивать   мотивы   и интересы своей познавательной деятельности;  умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе • альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять • контроль  своей   деятельности  в  процессе   достижения  результата,  определять  способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  • возможности её решения; • осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии, • классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознание   значения   семьи   в   жизни   человека   и   общества,   принятие   ценности развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   коммуникативной, формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение   применять   его   в   социальной   практике   и   профессиональной устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; • для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;  • умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с • учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей • коммуникации   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и   потребностей;   планирования   и регуляции своей деятельности;   владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  • информационно­коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); • познавательной, ориентации. Предметные результаты: • понимание ключевых проблем изученных произведений об Оренбургском крае .  •  понимание   связи   литературных   произведений   с   эпохой   их   написания,   выявление заложенных   в   них   вневременных,   непреходящих   нравственных   ценностей   и   их современного звучания; •  умение анализировать  литературное произведение: определять его принадлежность к одному   из   литературных   родов   и   жанров;   понимать   и   формулировать   тему,   идею, нравственный   пафос   литературного   произведения,   характеризовать   его   героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;  •  определение   в   произведении   элементов   сюжета,   композиции,   изобразительно­ выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно­художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; •  приобщение   к   духовно­нравственным   ценностям   русской   литературы   и   культуры, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям литературы Оренбургского края; их оценка;  • произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  •  умение пересказывать  прозаические произведения  или их отрывки с использованием образных   средств   русского   языка   и   цитат   из   текста;   отвечать   на   вопросы   по прослушанному   или   прочитанному   тексту;   создавать   устные   монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;  собственная   интерпретация   (в   отдельных   случаях)   изученных   литературных •  написание     сочинений   на   темы,   связанные   с   тематикой,   проблематикой   изученных произведений, классные  и  домашние  творческие  работы, рефераты  на литературные и общекультурные темы; •  понимание   образной   природы   литературы   как   явления   словесного   искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; •  понимание   русского   слова   в   его   эстетической   функции,   роли   изобразительно­ выразительных   языковых   средств   в   создании   художественных   образов   литературных произведений. Письменные   работы,  которые  могут  соответствовать  литературно­этнографическим блокам: 1.Сочинения: Из истории моего села (города, края...). Моя родословная. Моя семья.  Подражания: сочинения исторического предания, песни... «Откуда повелось название...» и т.п. 2.Сочинения: Мое село. Мой город. Мой край. Улица, на которой я живу. Составление  литературной карты Оренбуржья. 3.Сочинения: Изображение дворянской усадьбы СТ. Аксаковым, М. В. Авдеевым и др.;  оренбургской деревни. Описания: архитектурных памятников Оренбуржья,  оренбургских садов, парков и т.п. 4 Описания: оренбургской степи, рек, гор, дорог и т.п. в  разное время года и суток. Сочинение рассказов о путешествиях по родному краю. Путевые очерки. 5.Описания: охоты, рыбной ловли, ремесел и т.д. Сочинение рассказа «Случай на  охоте...», «Как я ловил рыбу...» 6.Описания: одежды оренбургского казака, казачки. Зарисовки одежды уральцев,  причесок и т.п. 7.Выписки из художественных произведений описаний трапезы, установление  художественной цели этих описаний. Составление диалогов участников трапезы. 9. Рецензии на спектакли оренбургского театра или на выставку картин местного  художника. В программе учтена специфика Оренбургского края — проживание в нем людей разных национальностей:   в   обзорных   темах   названы   не   только   русские,   но   и   украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов.  Принципы построения программы для 8 класса те же, что и для основного курса  литературы. На первый план выдвигается культурологический подход к отбору  материала и изучению его. Основные проблемы программы ­ природа, история края  (Пугачевское восстание в Оренбургском крае), духовная жизнь оренбуржцев, их быт,  нравы, обычаи, обряды, одежда, пища в изображении писателей и в фольклорных  произведениях.  В VIII классе основными проблемами являются степная воля, проявившаяся в Пугачевском восстании, и особенности характера жизни, быта оренбуржцев, в частности, казаков. Тема природы родного края рассматривается в качестве необходимого условия формирования вольнолюбия как черты характера жителей Оренбургского  края, куда с самого начала заселения   приезжали   именно   ради  воли   и   бежали   из   неволи.   Жить   вольно,   широко привыкли   в  степях   Оренбуржья,   возможно,   это   одна   из   причин   поддержки  Пугачева оренбуржцами, что и объясняет интерес к краю разных писателей. На   примере   материала   этой   программы   ученики   могут   выявить   характер   влияния определенных   мест   Оренбуржья   на   творчество   писателей,   увидеть   движение   мысли автора от замысла, идеи к художественному осуществлению их, сопоставить прототипы с образами героев, проследить разные подходы к одной и  той же теме у ряда писателей, сопоставить решения одной и той  же проблемы писателем и художником, выработать умения и навыки анализа художественных произведений  в их внетекстовом контексте (опираясь на исторические сочинения, письма, дневники, мемуары). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ VIII КЛАССА 1. Из Оренбургского фольклора. Предания   о   Пугачеве:   «О   Пугачеве»,   «Мужицкий   царь»,  «Пугачев   в   станице Татищевской»,   «Предание   о   Пугачеве».   Отношение   народа   к   Пугачеву.   Особенности изображения Пугачева. Календарно­обрядовые, плясовые песни. 2. Тема пугачевского восстания в русской литературе А.П.   Крюков.   «Рассказ   моей   бабушки».   Сюжет,   образы,   авторское   отношение   к изображаемым событиям. «Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Сопоставление сюжетных линий, образов, описаний места действия, деталей. Тема   Пугачева   в   произведениях   Пушкина   и   живописи:   портрет   Пугачева   на   портрете Екатерины  II, написанный неизвестным художником самоучкой в Илеке; картина В.А. Тельнова  «Бой  под   Татищевой   крепостью  22  марта  1771  г.»,  И.П.  Галкина  «Салават Юлаев у Е. Пугачева в Бердской слободе». Работа  над пугачевской темой в Оренбурге СВ. Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке»: «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева» и др. В.И. Даль. «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве» ­ запись рассказа  очевидца. Продолжение Далем темы, начатой для Пушкина. Л.В. Исаков. Повесть в стихах «Пугачевщина». Изображение разных этапов Пугачевского восстания.   Двойственное   отношение   автора   к   Пугачеву.   Описание   оренбургских   мест. Продолжение поэтом пушкинских традиций. Межпредметные связи. Иллюстрации на «пугачевскую» тему писателя и художника Н.Н. Каразина. М.У. Петунии. «Емель­ян Пугачев под Оренбургом» (сопоставление с отрывком из «Пугачевщины» Л. Исакова на эту же тему). Картина   «Арест   Пугачева»   и   эскизы   на   пугачевскую   тему  СМ. Карпова. Поездка В.Г. Перова и С.Н. Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачевской темой. Этюды Перова. С.А.   Есенин.   «Пугачев».   Драматическая   поэма   о   психологии   крестьянского   бунта. Пугачев   как   бунтарь   и   мечтатель.   Тема   воли.   Особенности   композиции   поэмы.   Роль образов избы, кибитки, степных кобылиц. Акварели В.А. Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачевым»,  «Присоединение Салавата к повстанцам». Хлопуша в изображении Есенина и Тельнова. В.Г.   Короленко.   «Пугачевская   легенда   на   Урале».   Участие  уральцев   в   событиях Пугачевского   восстания.   Степная   воля.  Толкование   ее   писателем.   Оценка,   данная писателем изображению Пугачева в русской литературе. В.И. Пистоленко. «Сказание о сотнике Тимофее Подурове».  Сотник Подуров, видевший Петра III, и Пугачев. Смысл выбранного оренбургским писателем сюжета. Оренбургская природа и «пугачевские» места в повести. Межпредметные связи. Иллюстрации СВ. Герасимова: «Оренбургская степь», «Илецкая Защита», «Метель под Оренбургом», «Берды», «Оренбург», «Бузулук» и др. 3. Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей В.И. Даль. «Уральский казак», «Обмиранье». О.П. Крюкова. «Илецкий казак». М.Л. Михайлов. «Уральские очерки». Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме. Занятия казаков и досуг. Уральский фольклор в оценке Михайлова. М.В. Авдеев. «Поездка на кумыс». В.Г. Короленко. «У казаков» (главы об илецких казаках). А.И. Фатьянов. «Ехал казак воевать». Обычаи,   верования,   занятия,   одежда,   пища   оренбуржцев   в  изображении   различных писателей и в разные века. В VIII классе основными проблемами являются степная воля, проявившаяся в Пугачевском восстании, и особенности характера жизни, быта оренбуржцев, в частности, казаков. Тема природы родного края рассматривается в качестве необходимого условия формирования вольнолюбия как черты характера жителей Оренбургского  края, куда с самого начала заселения   приезжали   именно   ради  воли   и   бежали   из   неволи.   Жить   вольно,   широко привыкли   в  степях   Оренбуржья,   возможно,   это   одна   из   причин   поддержки  Пугачева оренбуржцами, что и объясняет интерес к краю разных писателей. На   примере   материала   этой   программы   ученики   могут   выявить   характер   влияния определенных   мест   Оренбуржья   на   творчество   писателей,   увидеть   движение   мысли автора от замысла, идеи к художественному осуществлению их, сопоставить прототипы с образами героев, проследить разные подходы к одной и  той же теме у ряда писателей, сопоставить решения одной и той  же проблемы писателем и художником, выработать умения и навыки анализа художественных произведений  в их внетекстовом контексте (опираясь на исторические сочинения, письма, дневники, мемуары). УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. 1. Оренбургский край в русской литературе: Программа регионального компонента  литературного образования учащихся 5­11 классов общеобразовательных школ. –  Оренбург, 1998. – 23 с. Переиздана в 2003 г. 2. Рабочая тетрадь по литературному краеведению для 5­11 классов. – Оренбург, 2003. –  64 с. (в соавт. с В.Ю. Прокофьевой). 3. Оренбургский край в русской литературе и фольклоре: Хрестоматия по литературному краеведению для 5­8 классов. – Оренбург, 2003. – 384 с. (в соавт. с В.Ю. Прокофьевой).  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  Блюмин Н.М. В дали неизведанной земли. — Челябинск, 1982. 1. 2. Большаков ЛЛ. Лев Толстой. — Челябинск, 1964. 3. Большаков ЛЛ. По следам оренбургской зимы. ­ Челябинск, 1968. 4. Вацуро ВВ., Гиллельсон МЛ. Сквозь «умственные плотины». ­ М., 1986. 5. Даль В.И. Оренбургский край в художественных произведениях писателя. ­ Оренбург,  2001 год 6. Измайлов Н.М. Очерки творчества Пушкина. — М., 1976. 7. Машинский СТ. Аксаков. Жизнь и творчество. — М., 1973. 8.  ГЛ. Матвиевская, AT. Прокофьева, И.К. Зубова, В.Ю. Прокофьева Неизвестный  Владимир Иванович Даль ­Оренбург, 2002 г. 9. Овчинников Р.В. Над «пугачевскими» страницами Пушкина. ­ М., 1981. 10. Прокофьева AT. Оренбургский край в произведениях русских писателей (учеб.  пособие по литерат. краеведен.). ­ В 3 ч. — Оренбург, 1991; 1993; 1995. 11. Прокофьева AT. Пушкин и Оренбургский ­ Оренбург, 2000. 12. Писатели Южного Урала. — Челябинск, 1966. 13. Прянишников НЕ. Записки словесника. — Оренбург, 1963. /­14. Прянишников НЕ.  Писатели—классики в Оренбургском крае. ­ Челябинск, 1977. 15. Сейфуллина Лидия. Художественные произведения, воспоминания, статьи. ­  Оренбург, 1959. 16.  Славянский ЮЛ. Поездка Пушкина в Поволжье и на Урал. — Казань, 1980. 17.  Смольников И. Путешествие Пушкина в Оренбургский край. ­ М., 1991. 18.  Файнштейн МЛ. Писательницы пушкинской поры. — Л., 1989. 19.  Шмаков АЛ. Наше литературное вчера. ­ Челябинск, 1962. 20.  Яновский НЛ. Л.Сейфуллина. ­ М., 1972. Образовательные электронные ресурсы www.feb­web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и  фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской  словесности, библиографии, научные исследования и историко­биографические работы http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы,  тесты, компьютерные программы, методические разработки по рус. языку и литературе www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru),  «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru) www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю­словеснику www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет­ портале «ProШколу.RU» http://www.portal­slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык;  литература; риторика; методика преподавания) www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы:  поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы,  методические разработки, конспекты уроков, презентации http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал.  Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю  русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)  www.it­n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей.  Информационные технологии на уроках русского языка и литературы http://www.wiki.vladimir.i­edu.ru/ ­ Сообщество учителей­словесников http://kraeved.opck.org/kraevedenie/index.php сайт «История Оренбуржья. Краеведение» Оренбургская библиографическая энциклопедия. Имена  http://www.pseudology.org/goroda/Orenburg/culture/encyclop/tom4/k.html Оренбургский губернаторский музей http://www.ooikm.ru/ Литература Оренбуржья | Оренбургский Дом литераторов им. С.Т. Аксакова  http://orendomlit.ru/literatura­orenburzhya Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека http://www.oodb.ru/ Из прошлого Оренбургского края ­ КНИГИ ­ НАША БИБЛИОТЕКА ­ Библиотека "Клуб  Кладоискателя"  http://www.biografija.ru/ ­ Биография.РУ. Биографическая энциклопедия Оренбургский областной музей изобразительных искусств   http://artpoisk.info/museum/orenburgskiy_oblastnoy_muzey_izobrazitel_nyh_iskusstv/gallery/ Бабротека: независимая электронная библиотека http://libbabr.com/?book=8601 ХРОНОС. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ http://www.hrono.ru/index.php Урок в формате А4 http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=42027d00.jpg Областная библиотека им. Н.К.Крупской Оренбург http://orenlib.ru/index.php? dn=person&to=open&id=52 РосКазак http://roskazak.ru/ Сайт Оренбургского казачества: Казачья вера http://orenkazak.ru/vera.html Бердская слобода http://berdskasloboda.ru/ Уральское казачество http://www.sachev.ru/deyatelnost_kazachestvo_istoriya.htm Русское казачество http://www.kazaks.net/ КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (Оренбургский край в русской литературе). КЛАСС ­ 8 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ ­ 1 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА 2017­2018 УЧЕБНЫЙ ГОД ­ 35 УЧИТЕЛЬ – ЕГОРОВА В.В. ПРОГРАММА – Оренбургский край в русской литературе: Программа регионального  компонента литературного образования учащихся 5­11 классов  общеобразовательных школ. – Оренбург, 1998. – 23 с. Переиздана в 2003 г. Учебный комплекс для учащихся:  Рабочая тетрадь по литературному краеведению для 5­11 классов. ­ Оренбург,  2003.­ 64 с (в соавт. с В.Ю. Прокофьевой). Оренбургский край в русской литературе и фольклоре: Хрестоматия по  литературному краеведению для 5­8 классов. – Оренбург, 2003. – 384 с. (в  соавт. с В.Ю. Прокофьевой).                                       Тематическое планирование № 1 2­3 4 5 6 Темы и произведения основной программы час дат а Введение. Литературное Оренбуржье. Из оренбургского фольклора. Предания о Пугачеве: «О Пугачеве», «Мужицкий царь», «Пугачев в  станице Татищевской», «Предание о Пугачеве». Отношение народа к Пугачеву. Особенности изображения Пугачева. Календарно­обрядовые, плясовые песни. Тема пугачевского восстания в русской литературе. Культурная  жизнь  Оренбуржья  в   начале   XIX   века.     Перовский  и  его  деятельность  по  развитию  края.    А.П. Крюков «Рассказ моей бабушки». Сюжет произведения.».  «Рассказ моей бабушки» оренбургского писателя А.П.Крюков как  один из источников романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка  1 2 1 1 1 7­8 Пушкин А.С. в Оренбургском крае 9­10 Тема Пугачева в произведениях Пушкина 11 Тема   Пугачева   в   живописи:   портрет   Пугачева   на   портрете Екатерины  II, написанный неизвестным художником самоучкой в Илеке;   картины   В.А.   Тельнова.  Работа  над пугачевской  темой в Оренбурге С.В. Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке 12­13 В.И.Даль. Жизнь и творчество писателя в Оренбургском крае 14 15 16 17 18­19 В.И.   Даль.   «Рассказ   Верхолонцева   о   Пугачеве»   ­   запись   рассказа очевидца. Продолжение Далем темы, начатой для Пушкина. Л.В.   Исаков.   Повесть   в   стихах   «Пугачевщина»:   Изображение разных   этапов   Пугачевского   восстания.   Двойственное   отношение автора   к   Пугачеву.   Описание   оренбургских   мест.   Продолжение поэтом пушкинских традиций.  Иллюстрации на «пугачевскую» тему  писателя  и художника  Н.Н. Каразина. М.У. Петунии. «Емельян Пугачев под Оренбургом»   Картина «Арест Пугачева» и эскизы на пугачевскую тему С.М.  Карпова. Поездка В.Г. Перова и С.Н. Аммосова в Оренбургскую  губернию для работы над пугачевской темой. Этюды Перова. С.А. Есенин и Оренбуржье. «Пугачев». Драматическая поэма о  психологии крестьянского бунта. Пугачев как бунтарь и мечтатель.  Тема воли. Особенности композиции поэмы. Роль образов избы, ки­ битки, степных кобылиц. 22 21­20 В.Г. Короленко в Оренбургском крае. «Пугачевская легенда на  Урале». Участие уральцев в событиях Пугачевского восстания.  Степная воля. Толкование ее писателем. Оценка, данная писателем  изображению Пугачева в русской литературе В.И. Пистоленко. «Сказание о сотнике Тимофее Подурове». Сотник  Подуров, видевший Петра III, и Пугачев. Смысл выбранного  оренбургским писателем сюжета. Оренбургская природа и  «пугачевские» места в повести.  Тема Пугачева в живописи. Иллюстрации С.В. Герасимова:  «Оренбургская степь», «Илецкая Защита», «Метель под Орен­ бургом», «Берды», «Оренбург», «Бузулук» и др.  Творческая   работа:   «Тема   пугачевского   восстания   в   русской литературе». Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях 23 24 русских писателей 25 26 В.И. Даль. «Уральский казак», «Обмиранье». О.П. Крюкова. «Илецкий казак». 2 2 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 27 28 29 30 М.Л. Михайлов. «Уральские очерки». Отношение казаков к власти,  домашние устои. Роль казачки в доме. Занятия казаков и досуг.  Уральский фольклор в оценке Михайлова. М.В. Авдеев. «Поездка на кумыс». В.Г. Короленко. «У казаков» (главы об илецких казаках). А,И. Фатьянов. «Ехал казак воевать». 31­32 Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в  изображении различных писателей и в разные века. Уральские  казаки 33­34 Творческий отчет (выставка, оформление творческих работ). 35 Итоговое занятие. 1 1 1 1 2 2 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному краеведению в 8 классе (Оренбуржье)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018