Рабочая программа по логокоррекционной работе с младшими школьниками.
Оценка 5

Рабочая программа по логокоррекционной работе с младшими школьниками.

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология +1
Взрослым
08.01.2017
Рабочая программа по логокоррекционной работе с младшими школьниками.
Рабочая программа по логопедической коррекционной работе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования, программе коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера).Рабочая программа по логокоррекционной работе с младшими школьниками.
рабочая программа по логопедии.docx

 

1.      Пояснительная записка

 

            Рабочая программа по логокоррекционной работе  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования, программе коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков в физическом  и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, вступивший в силу с 2011 года, предполагает введение  новых подходов к организации в системе начального образования комплексной помощи детям в освоении программы в начальной школе.

Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера). 

Цель – коррекция дефектов устой и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку. 

На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок  активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения.

Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием универсальных учебных действий, например:

регулятивных действий (планировать и  контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным)

Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полно­ценного овладения грамотой, чтением и письмом.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произноше­ния звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы  детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).  Среди учащихся 2 – 3 классов – группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедическо­го воздействия в каждой группе.

Обследование  учащихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится  по методикам  Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.

2.      Направления коррекционной работы

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении пер­воклассников составляет своевременная и целенаправленная под­готовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недо­развитие, так и для групп детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

·         Сформировать полноценные фонематические процессы.

·         Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.

·         Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

·         Корригировать   дефекты   произношения   (если   таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.

На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:

- Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

- Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

- Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

- Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.

- Программирование смысловой структуры высказывания.

- Установление связности и последовательности его.

- Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Таким образом, программа включает в себя следующие разделы (этапы):

 

I этап «Развитие звуковой стороны речи»

 

II  этап «Развитие лексического запаса и грамматического строя речи»

 

III этап « «Совершенствование связной  речи»

Контроль и оценка планируемых результатов проходит в три этапа

- Диагностический

- Коррекционно- развивающий ( текущий)

- Итоговый

 

 

 

 

Перспективный план

 

Этапы работы

тема

Кол-во часов

Содержание работы

Планируемы результаты коррекционно-развивающего обучения.

I этап

 Развитие звуковой стороны речи

 

 

50-60 занятий

1.      Постановка и закрепле­ние поставленных

звуков;

2.      Развитие фонематических представлений;

3.      Практические представления о

предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, соглас­ном.

4.      Формирование полноценных психологических

предпосылок к полноценной учебной

деятельно­сти.

Обучающийся научится

- управлять своими органами речи;

- осуществлять контроль за речью окружающих и собственной;

-различать звуки речи; правильно их произносить как изолированно, так и в словах, и в предложениях;

- понимать различие между звуками и буквами;

- называть признаки гласных и согласных звуков;

- устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

- выделять гласные звуки в словах и обозначать их буквами,

- различать печатные и строчные буквы, особенности соединений;

- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

 - различать согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие  и глухие, определять их в слове и правильно произносить;

- составлять звуковую схему.

Обучающийся получит возможность:

- наблюдать над образованием звуков речи;

- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании;

Различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных я, е, ё, ю и мягкого знака

 

 

II  этап

«Развитие лексического

запаса и грамматического строя речи

 

35-45

 

1.      Уточнение значений имеющихся у детей слов

и дальнейшее обо­гащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являю­щихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

2.       Развитие и совершенствование

грамматического оформ­ления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

 

Обучающийся научится:

- различать текст и предложение, слово и предложение, слово и слог;

- иметь представление о значении слова и его звуко-буквенной форме на основе наглядно-образных моделей;

- определять количество слов в предложении и правильно их записывать;

- выделять слова из предложения;

- выделять лова с общим значением

Обучающийся получит возможность:

- осознавать слово как единство звучания и значения;

- распределять слова по группам по их основному значению и вопросам;

-  научиться выделять предложения из речи;

- научиться писать под диктовку;

- научиться составлять предложения из слов; рассказ из предложений; текст по картинке.

III этап

Совершенствование связной  речи»

 

45-60

1. Формирование практических представлений о тексте.

2. Развитие умений и навыков анализировать текст.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.

 

Обучающийся научится:

-          Формулировать тему и главную мысль текста.

-          Озаглавливать тексты. Работать с опорными словами.   

-          Находить абзацы в тексте, определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый).

-          Излагать (устно и письменно) текст по составленному  плану.

Обучающийся получит возможность:

-          Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

-          оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-          слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-          выразительно читать и пересказывать текст;

-          договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-          учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

I этап «Развитие звуковой стороны речи» - 50-60 занятий 

Основным содержанием I этапа является восполнение пробе­лов в развитии звуковой стороны речи (как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР).

 I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается с 15-18 сентября по 13 марта, что составляет, при­мерно, 50-60 занятий. Количество занятий для детей,  с выраженным ОНР,  может быть увеличено, примерно, на 15-20 занятий.

Структура занятия

15 минут –  фронтальная часть занятий, направленная на фор­мирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно про­износимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,

5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс уп­ражнений определяется конкретным составом группы);

20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 чело­века) в зависимости от этапа работы над звуком.

С первоклассниками мож­но по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.

На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незна­чительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. В ходе фронтальной части занятий формируются фонемати­ческие процессы и уточняются представления о звуко-слоговом со­ставе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устно­го опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтак­сических конструкций.

Необходимость такого подхода обусловлена основным прин­ципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а имен­но: одновременная работа над всеми компонентами речевой систе­мы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов.

Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из следующих видов работы:

– развитие фонематических процессов;

– формирование навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;

– формирование готовности к восприятию определенных ор­фограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

–  закрепление звукобуквенных связей;

– автоматизация поставленных звуков.

По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.

Таким образом, общее содержание и по­следовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципи­альное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего об­щему развитию ребенка и структуре дефекта.

В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации дан­ного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, соглас­ном. На первых занятиях термины используются только учителем-лого­педом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронталь­ной работой.

 

II  этап «Развитие лексического запаса и грамматического строя речи»

На   II  этап   коррекционной   работы отводится обычно 35 – 45 занятий (примерно, с 4-5 марта по 3-4 ноября следующего учебного года), в зависимости от состава конк­ретной группы.

Основной задачей данного этапа являет­ся восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР. 

Целью – формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтаг­матических связях слов, о контекстуальных значениях слов.

Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обо­гащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являю­щихся различными частями речи,  так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; по уточнению значений используемых синтаксических конструкций; по дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформ­ления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осущест­вляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процес­се работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для  целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка.

Таким образом, в процессе реализации содержания II этапа лого­педических занятий у детей с ОНР формируются умения и навыки полноценной речевой деятельности, в частности построения и свобод­ного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказа­тельства, рассуждения).

Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОНР является развитие полноценной речевой деятельности, в ходе выполнения  любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, сло­варь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном со­ставе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап

 

III этап « «Совершенствование связной  речи» - 45 – 60 занятий

Ос­новной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

–   программирование смысловой структуры высказывания;

–   установление связности и последовательности его;

–  отбор языковых средств, необходимых для построения выска­зывания в тех или иных целях общения (доказательство, рас­суждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

            Программа рассчитана на проведение групповых и индивидуальных занятий. Группы комплектуются следующим образом  ОНР – 3 человека, НВОНР – 4 человека. Длительность групповых занятий 30-40 минут, индивидуальных 20-30 мин.

Диагностика проводится два раза в год: вводная – сентябрь, итоговая - май.

 

 

Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000 - №  2.

2. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.

7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.

 


 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Это значит, что как для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недо­развитие, так и для групп детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо: ·

Это значит, что как для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недо­развитие, так и для групп детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо: ·

Перспективный план Этапы работы тема

Перспективный план Этапы работы тема

II этап «Развитие лексического запаса и грамматического строя речи 35-45 1

II этап «Развитие лексического запаса и грамматического строя речи 35-45 1

III этап Совершенствование связной речи» 45-60 1

III этап Совершенствование связной речи» 45-60 1

Приложение МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ

Приложение МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ

Таким образом, общее содержание и по­следовательность коррекционно-развивающего обучения детей с

Таким образом, общее содержание и по­следовательность коррекционно-развивающего обучения детей с

III этап « «Совершенствование связной речи» - 45 – 60 занятий

III этап « «Совершенствование связной речи» - 45 – 60 занятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017